Подготовка детей к школе венгер. Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

А. Л. ВЕНГЕРА И ДР.

Предлагаемые в программе методические приемы выявляют уровень развития у детей, поступающих в первый класс:

1) ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе;

2) умственного и речевого развития;

3) развития мелких и крупных движений.

1) ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ, ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ выявляется в беседе с ребенком:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет? Когда исполнилось?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город (село, деревня, поселок), в котором ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

9. Хочешь ли ты идти в школу?

10. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

11. Как, по-твоему, лучше учиться дома, с мамой или с учительницей?

Оценка результатов.

По результатам беседы в протоколе после номера каждого вопроса ставится знак «+» или «–».

Знак «+» ставится при следующих ответах:

№ 1–4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена).

№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названные дикие вместо домашних и наоборот.

№ 6: «весной», «когда зима кончилась» и др.

№ 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др.

№ 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и др.

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам № 1–8: «высокий» – 7–8 плюсов; средний- 5–6; «низкий» – 4 и менее.

2) УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ в программе А. Л. Венгера и др. определяется с помощью следующих процедур:

а) Понимание грамматической конструкции

Взрослый произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение произносится дважды, медленно и четко. Затем психолог задает вопрос: «Что делал Петя раньше – смотрел кино или читал книгу?

Знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «–» неправильный.

б) Выполнение словесных поручений

На столе в беспорядке лежат карандаши. Взрослый говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?» Если ребенок не может правильно выполнить задание, то оно упрощается. Взрослый говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик» Затем задаются те же вопросы.

Знаком «плюс» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «минус» – невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции.

Промежуточные результаты отмечаются знаком «плюс-минус».

в) Изменение существительных по числу

Взрослый говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить «карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок . Если, изменяя слово, «книга» (первое из называемых), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и др.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга–книги».

Знак «плюс» ставится в том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол–столы), искажение формы множественного числа (город – городы; ребенок – ребенки; ухо – ухи) и др. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты» «окны» и др., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «минус» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок Промежуточные результаты (3–6 ошибок) отмечаются знаком «плюс-минус».

г) Подбор антонимов

Взрослый предлагает ребенку сыграть в игру «Наоборот»: «Я буду называть слово, а ты отвечай словом-наоборот. Например, я скажу «чистый», а ты должен ответить «грязный»; «быстро медленно»; «мороз жара».

Антонимы подбираются к словам: высоко, близко, светлый, день, сухо, холод, поздно, встать, детский, начало.

Знаком «плюс» отмечаются результаты, соответствующие средним по обследуемой группе или превышающие их. Знаком «плюс-минус» отмечается наличие большого числа (превышающее среднее по группе) замены частей речи при сохранении правильного смысла: «светлый – темно» (вместо «темный»), «холод – жаркий» (вместо «жара») и др. Знак «минус» ставится при наличии грубых ошибок по смыслу типа: «поздно – вечером», «холод – зимой и др.

д) Рассказ по картинкам

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвертой – идет школу). Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Знаком «плюс» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается – умывается – идет в школу» дана последовательность «приходит из школы – умывается – ужинает– ложится спать»). Знак «плюс-минус» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать; знак «минус» – когда последовательность картинок случайна.

е) Собирание разрезных картинок.

Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рис. 1.

Взрослый говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.

Собирание разрезной картинки оценивается знаком «плюс» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая, более простая – верно, то ставится знак «плюс-минус». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «минус».

ж) Рисунок человека.

Ребенку предлагают нарисовать человека (дядю), самого лучшего, какой у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен. При упорном отказе можно спросить: «Что есть у человека?» – и после ответа, например, «голова» – предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую названную часть тела и т. д. В конце обязательно нужно спросить: «Ты нарисовал все, что нужно?».

При оценке рисунка человека учитывается: наличие основных частей (головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног, наличие второстепенных деталей (пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды); способ изображения рук и ног: одной чертой (низкий) или двумя чертами, так, что видна толщина конечностей (высокий).

Рисунок оценивается знаком «плюс», если имеются все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей; руки и ноги имеют толщину. Рисунок оценивается знаком «минус», если изображено пять или менее основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног). В промежуточных случаях рисунок оценивается знаком «плюс-минус».

Результаты анализа рисунка человека привлекаются в качестве дополнительного материала.

з) Анализ образца.

На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигура человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. (рис. 3) Сначала взрослый спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это – человек, то ему сообщают это. Далее психолог говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом бумаги, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой процедуры внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только – «внимательно посмотри».

Когда ребенок закончил работу, взрослый говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», – и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги или наоборот. В этих случаях экспериментатор задает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» – «Голова». – «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» – «Тапочки». После этого взрослый молчит, а ребенок, как правило, исправляет фигурку.

Детям, которые сразу же построили фигуру, точно соответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную фигуру – «кроватку». Воспроизвести такой образец сразу без ошибок ребенку обычно не удается, поскольку он ассиметричен, и эта асимметрия не имеет функционального объяснения. Однако взрослый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как и в основном задании.

При высоком уровне анализа образца ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы указанные выше часто встречающиеся отклонения.

Показателем среднего уровня готовности в этом задании является умение исправить свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмотри, что у него на ногах».

Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «Что у человека на ногах?», ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки, «У твоего человечка ноги широко раздвинуты, а у моего сдвинуты» он отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.

и) Одномоментное восприятие количества.

На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Взрослый говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду брать я», – затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъявления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется, после чего и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу. Далее проверяющий берет и показывает 3 спички, и вся процедура повторяется. Потом показывает 2, 4, и 5 спичек.

Высокий уровень одномоментного восприятия количества фиксируется, когда ребенок способен к одномоментному восприятию 4–5 спичек, средний – 3 спичек, низкий – 1–2 спичек.

Знание букв и умение читать не является критерием для отбора детей, в школу. Однако предварительная проверка навыков чтения поможет психологу сориентировать учителя для правильного распределения внимания между разными детьми на уроках, позволит помочь в индивидуализации подхода к каждому ребенку.

Взрослый спрашивает у ребенка, умеет ли он читать, знает ли буквы. Детям, умеющим читать, предлагается простой текст (из букваря). С помощью этого текста определяется техника чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами) и его осознанность (понимает ли ребенок смысл прочитанного). Для проверки осознанности ребенку задается простой вопрос по содержанию текста. Детям, не умеющим читать, взрослый показывает печатные буквы и просит их назвать.

3) РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

а) Мелкие движения

Ребенку предлагается задание «Езда по дорожке». Взрослый предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома (рис. 4). (Ребенку объясняют, что ему необходимо провести линию, не отрывая карандаша от бумаги. Инструкция ребенку звучит так: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце взрослый показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Езжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Результат выполнения задания «Езда по дорожке» оценивается как «высокий», если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более трех раз, отсутствуют нарушения линии, описанные ниже. Результат оценивается как «низкий», если имеется три или более выходов за пределы дорожки; даже при отсутствии выходов результат оценивается как низкий, если наблюдаются ярко выраженные нарушения линии: неровная, «дрожащая» линия, очень слабая, почти невидимая линия; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; многократными наведениям по одному и тому же месту.

б) Крупные движения.

При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитие крупных движений – одно из важных показателей подготовленности к школе. Его оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка (чтобы наблюдать за ней, можно попросить его принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также за тем, как он бросает мяч взрослому, как ловит мяч, брошенный ему взрослым.

БЛАНК ОФОРМЛЕНИЯ

ПРОТОКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________

Дата рождения _________________________________

1. ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ

1.___ 2.___ 3.___ 4.___ 5.___ 6.___ 7.___ 8. ___

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

9.___ 10.___ 11.___

Итоговый уровень ______________________________

2. УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

а) _____ б) _____ в) _____ г) _____ д) _____

е) _____ ж) _____ з) _____ и) _____ к) _____

Итоговый уровень ______________________________

3. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Мелкие движения

Крупные движения

Уровень ______________________________________

Примечания ______________________________________________________________________________

Заключение ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Дата обследования _____________________________

Проверяющий _________________________________

…Бытьготовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться...

Л. А. Венгер, детский психолог

Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.

Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя - вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.

Начало учебы в школе - это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни?

Что такое психологическая готовность к школе?

Психологи выделяют три составляющие психологической готовности к школе -интеллектуальную,

личностную и социальную.

Как психологически подготовить ребенка к школе?

Что же могут сделать родители будущего первоклассника, чтобы облегчить его адаптацию к школе?

Самая большая ошибка, которую совершают родители - это запугивание детей строгими порядками в школе: «Если бы ты в школе так выполнил это задание - тебе бы учитель поставил двойку», «Вот пойдешь в школу - играть будет некогда» и т.п.

Важно настроить своего ребенка на позитивное отношение к школе. Объясните ему, что там можно узнать много интересного, встретить новых друзей, найти себе увлекательные хобби, посещая внеклассные занятия и кружки. Расскажите ему о своих школьных годах - любимых предметах, учителях, забавных случаях, поездках с классом.

Развивая тему «Школьные годы чудесны», не забудьте упомянуть, что в школе могут возникнуть и определенные сложности. Ребенок, представляющий себе учебу только в радужных тонах, будет сильно разочарован, столкнувшись с первым замечанием учителя или плохой оценкой.

Психологи также предлагают поиграть с ребенком в школу - предоставить ему возможность почувствовать себя в роли ученика или учителя, смоделировать ситуацию урока.

Идеальный способ психологической подготовки к школе - посещение курсов для будущих первоклассников. Помимо того, что ребенок получит там необходимые знания, он сможет познакомиться со школьной обстановкой, с некоторыми учителями.

Если при школе нет подготовительного отделения - можно прийти с ребенком в день открытых дверей - походить по коридорам, посмотреть расположение классов, физкультурного и музыкального залов, погулять по школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с его будущим учителем и одноклассниками. Расскажите о школьном распорядке дня - расписании уроков, переменах, дисциплине.

Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.

Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе комфортную одежду для школы, портфель и канцелярские принадлежности.

С книгой "Готов ли ваш ребенок к школе? " Л. А. Венгер, А. Л. Венгер можно ознакомиться на следующей странице .

Аннотация к книге:

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний .

Прежде всего это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, то есть между игрой (а также продуктивными видами деятельности) и учением . Соотношение это очень не простое.

Основной вид детской игры - совместная сюжетно-ролевая игра - основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме - обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого.

Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это - не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой.

Сюжетно-ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни, в каких бы условиях он ни воспитывался. Она продолжает существовать и развиваться наряду с учением, исподволь подготавливая коренной сдвиг в отношении ребенка к окружающим и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью .

Часть I. От пяти до семи

Марцинковская Т. Д. Психологическая готовность к школе. Что это такое? 4 Хочет ли ребенок в школу? 5

Умеет ли ребенок слушать? 9

Слышит ли рука глаз? 10

Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? 11

Как «измерить» готовность к школе 27

После проверки 43 Сделай сам 55

Больше, меньше, поровну 62

Марцинковская Т. Д. Ох уж этот телевизор! 71

Ваш друг компьютер 74

Вреден ли компьютер нашим детям? 74

Компьютер, верни Сашу! 75

«Уход», но почему? 76

Этот сказочный компьютерный мир 78

Компьютер в роли учителя 78

Компьютер-тренер 80

А может, он все-таки волшебная палочка? 81

Компьютер и готовность к школе 82

Виды компьютерных игр 84

Компьютер - это и ваше будущее 87

Последние советы 88

Часть II. Венгер А. Л. «Трудные» дети

Неблагоприятные варианты развития 93

Родители просят совета 105

История о мальчике, который не умел говорить 106

Почему Мишу не отдали в школу 115

Илья и точные науки 124

Лена и Ленины родители 144

Марина 156

Первая встреча 157

Начало занятий 165

Достижения и неудачи 173

Послесловие 188

Аннотация к книге "Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет": Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

5. Гаранина 0.А. Праздник первого звонка //Педсовет. - 1999,№ 7.

6. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М., 1994.

7. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя / Под ред. Н.В. Седик. Минск: Народная света, 1985. -136 с.

8. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. - М., 1984.

9. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. М.: Лист-Нью, 2000. 336 с.

10. Коломинский Я.Л.и др. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.80с.

12. Мухина B.C. Шестилетний ребёнок в школе. - М., 1986.

13. Начальная школа. Примерные программы начального общего образования, Просвещение,2003

14. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М., 1983.

15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. - М., 1992.

16. Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. -М., 1995. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе.- М., 1990.

17. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению / Под ред. Л. А. Венгера, Г.Г. Кравцова. Киев: Радянська школа, 1989. 39 с.

18. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе.- Минск, 1982.

19. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск: Вышэйшая школа, 1975. 206 с.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.

21. Тархова Л.А. Мы школьниками стали //Педсовет. - 1998. - № 7.

22. УльенковаУ.В. Шестилетние дети с задержкой развития. - М., 1990.

23. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. СПб.: фирма «Стройлеспечать», 1996. 64 с.

Приложение 1

Игры на переменах

Снежный ком. Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

Бинго. Участники образуют два круга (один в другом), с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны, обращенные лицом друг к другу, под слова:

Мой лохматый серый песик

У окна сидит.

Мой лохматый серый песик

На меня глядит.

Б-И-Н-Г-О (1 раз)

Да, Бинго звать его.

Слова «Б-И-Н-Г-О» произносятся раздельно по буквам, причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем (на каждую буку - ладоши нового человека). Последняя буква О» говорится протяжно (удивленно-радостно), а последние слова («да, Бинго звать его») пара произносит вместе, держась за руки. После чего участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

Дрозд. Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят:

«Я дрозд, ты дрозд,

у меня нос и у тебя нос,

у меня щечки алые и у тебя щечки алые.

у тебя губки красные, у меня губки красные.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга».

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя, на соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щечкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

«Мы составили все круг,

повернемся разом вдруг.

«скок, скок, скок» (говорит один по договоренности),

Водящий открывает глаза и должен угадать, кто сказал. Если угадал, то меняется местами с игроком.

«Лавата». Участники игры становятся в хоровод и поют:

«Дружно танцуем мы!

Тра-та-та, тра-та-та!

Танец веселый наш –

Это лавата».

Ребята останавливаются, а ведущий спрашивает: «Ручки были?», ребята отвечают – «были!». Ведущий: «Локотки были?», в ответ: «Не были!».Все вместе: «Мои локти хороши, а у соседа лучше!» Все берутся за названную часть тела своего соседа и идут дальше по кругу, исполняя песню. Ведущий может называть, что угодно – нос, ухо, коленки, пятки, плечи…

«Вперед четыре шага…»

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:

Вперед четыре шага,

Назад четыре шага,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Глазками помигаем,

Вокруг себя попрыгаем.

С каждым повтором темп ускоряется.

Приложение 2

Физминутки

Физминутки на уроке помогут первоклассникам отдохнуть, снять усталость и напряжение. Физминутки уменьшают влияние статистической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции.

Физминутку можно выполнять под музыку.

Проведение физминутки не должно сказаться на ходе урока.

«Ёжики». Все слова здесь сопровождаются близкими по смыслу движениями:

Два притопа, два прихлопа,

Ёжики, ежики!

Наточили, наточили

Ножницы, ножницы.

Прибежали, прибежали,

Зайчики, зайчики!

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

(по очереди) «Девочки!», «Мальчики!»

Гусак. Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке,

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно.

Клювиком почистил пух,

И скорей за парту – плюх!

Кузнечики. Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

В лесу. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем – крылья сложили назад.

1 – подняться, потянуться,

2 – согнуться, разогнуться,

3 – в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

на 4 – руки шире,

5 – руками помахать,

6 – за парту сесть опять.

Мы писали, мы писали

И немножечко устали,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Встанем, пальчики сожмем,

И опять писать начнем.

Приложение 3

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, Я.Йирасика

Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из 4 заданий:

1 рисование мужской фигуры по представлению,

2 подражание письменным буквам,

3 срисовывание группы точек,

4 вербальное мышление.

Для выполнения трех первых заданий ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания.

Перед проведением обследования ребенка необходимо записать его:

имя, фамилию, дату рождения, а также дату проведения теста.

Задание 1. Рисунок мужской фигуры

Ребенку дается лист бумаги и инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты это сумеешь».

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка либо шляпа) и уши, на лице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Использована мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Либо три нехватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены всего лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища или обеих пар конечностей («головоногое» изображение).

Следует также обратить внимание на следующие моменты:

1. Количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Следует подчеркнуть, что самостоятельного диагностического значения этот тест не имеет, т.е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.

Задание 2. Подражание письменным буквам

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, сумеешь тоже. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь рядом, на этом пустом месте напиши (нарисуй) тоже так».

Письменными буквами написана фраза: ей дан чай

или он ел суп

Оценка выполнения 2 задания теста:

1 балл. С овершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать, по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов. Каракули.

Задание 3. Срисовывание группы точек

«Посмотри, здесь точки. Попробуй и нарисуй рядом такие же».

Оценка выполнения 3 задания теста:

1 балл . Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо; увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла . Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить смещение даже трех точек на пробелы между рядами и столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот – даже на 180 градусов.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) не допустимы.

5 баллов . Чирканье.

Общая оценка результатов тестирования:

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по трем заданиям от 3 до 6 баллов.

Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.

Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.

Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития: развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я.Йирасика «Вербальное мышление».

Задание 4. Вербальное мышление

«Ответь на вопросы»:

1. Какое животное больше – лошадь или собака? ________________________

(Лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = - 5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем…? ____________________________________

(Обедаем. Мы едим суп, мясо…= 0 баллов; ужинаем, спим и т.д. = - 3)

3. Днем светло, а ночью …? __________________________________________

(Темно = 0; неправильный ответ = - 4)

4. Небо голубое, а трава …?___________________________________________

(Зеленая = 0; неправильный ответ = - 4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что? __________________________

(Фрукты = 1; неправильный ответ = - 1)

6. Почему перед тем, как проедет поезд, опускается шлагбаум? ____________

(Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд…= 0; неправильный ответ = - 1)

7. Что такое Москва, Киев, Ростов? ____________________________________

(Города = 1; станции = 0; неправильный ответ = - 1)

8. Который час показывают часы (показать на часах)? ____________________

(Хорошо показано = 4; Показаны только четверть, целый час, четверть и час = 3, не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это…? _____________________________________________________

(Щенок, ягненок = 4; только одно из двух данных = 0; неправильный ответ = - 1)

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем похожа, что у них одинакового? _______________________________________________________

(На кошку, потому что у нее 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия)=0; на кошку (без приведения знаков подобия) = -1; на курицу = - 3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза? ______________________________

(Две причины: тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды =1; одна причина =0; неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? _________________________

___________________________________________________________________

(Два общих признака: они из дерева и из железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? ___________________________

___________________________________________________________________

(Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревьям) = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали перед тобой, на столе? _______________________________________________

___________________________________________________________________

(У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается, или: у винта гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это …? ________________

(Спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства? ___________________________

__________________________________________________________________

(3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4; только 3 наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом, и с кораблем), но только после объяснения «транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

___________________________________________________________________

(3 признака: седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем моло­дой = 4; одно или 2 различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит и т.п.) = 0)

18. Почему люди занимаются спортом? ________________________________

___________________________________________________________________

(2 причины: чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными; чтобы они не были толстыми, чтобы они держались прямо, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др. = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0)

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? ________________________________________________________

___________________________________________________________________

(Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой)). Он ленивый, или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на конверт нужно наклеивать марку? ________________________

___________________________________________________________________

(Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5; тот, другой должен был бы уплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Оценка выполнения 4 задания теста:

Результаты подсчитываются по количеству баллов (с учетом «+» и «-»), достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по 5 группам:

1 группа – от +24 и больше;

2 группа – от +14 до +23;

3 группа – от 0 до +13;

4 группа – от -1 до -10;

5 группа – менее -11.

Положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от +13 до +24, считаются готовыми к школьному обучению.

Приложение 4

Образец оформления титульного листа Творческого отчета

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж №1

Творческий отчет

По педагогической практике

«Первые дни ребенка в школе»

Выполнили:

студенты

группы 4 в

Руководитель

практики:

Новокузнецк, 2007

Приложение 5

Примерные темы рефератов для выступления на итоговой конференции

1. Как я проведу «День знаний» в моем первом классе.

2. Работа учителя по адаптации первоклассников к обучению в школе.

3. Изучение учителем уровня готовности ребенка к обучению в школе.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей на первой неделе обучения.

5. Работа учителя по сохранению здоровья и предупреждению переутомляемости первоклассника.

6. Мотивация учения первоклассника в первую неделю.

7. Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.

8. Расписание уроков для первого класса (таблица, психолого-педагогическое обоснование).

9. Особенности первых уроков по различным предметам.

10. Использование игры в процессе обучения и воспитания на первой неделе.

11. Работа с родителями первоклассников в первую неделю обучения (включая первое родительское собрание).

12. Разработка выступления на родительском собрании «Режим дня первоклассников».

13. Проведение физминуток на уроке.

14. Организация отдыха детей на переменах.

Приложение 6

Оформление реферата, сценария

(в соответствии с требованиями ГОСТа)

1. Структура разработки:

- титульный лист (см. образец),

- цель ,

- задачи (воспитывающая, развивающая, обучающая),

- оборудование,

- список литературы,

- ход урока,

- приложения.

2. Обязательно компьютерное оформление:

Формат А4 ,

Информация с одной стороны листа,

Шрифт 14 ,

Междустрочный интервал полуторный,

Страницы пронумерованы сверху справа ,

- поля (слева 3 см, сверху 2 см, справа 1 см, снизу 2 см)

3. Оформление титульного листа:

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 1

V.1. Показатели готовности к школе в современных условиях

Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Что еще важнее – это различный возраст начала обучения (одни школы принимают детей с шестилетнего возраста, другие – с семилетнего, а некоторые даже с восьмилетнего). Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому. Поэтому в предлагаемых рекомендациях вы не найдете указаний на то, какой именно уровень психического развития должен служить показателем достаточной готовности ребенка к школе: это зависит от особенностей самой школы. Тем не менее проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:

1. Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

2. Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

Для выявления уровня сформированности этих психологических особенностей может быть предложена система из трех простых в проведении методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант». Все они могут проводиться фронтально, с группой из 15-20 детей. Желательно, чтобы в их проведении участвовали два человека: психолог и ассистент, функции которого может выполнять учитель. Выполнение каждого из этих заданий оценивается количественно.

При оценке итогового результата (готовность-неготовность к школе) следует ориентироваться на соотношение результатов данного ребенка со средними данными по группе. В связи с отмеченным выше отсутствием единых норм для разных типов школы, этот способ оценки позволяет достаточно надежно выявить детей, которые могут испытывать трудности в школьном обучении. Дело в том, что любой квалифицированный учитель при построении обучения в той или иной мере ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз от этого уровня не должно служить серьезным препятствием для обучения. Для ребенка же, чьи результаты существенно ниже средних, учеба почти наверняка окажется весьма трудной.

V.2. Методики выявления готовности к школе

А. Рисунок человека

Индивидуальный вариант проведения этой методики описан в подразделе II.2.А. Здесь мы опишем лишь те отличия, которые возникают при групповом проведении.

Инструкция. Перед началом выполнения задания каждому ребенку даются карандаш и лист нелинованной бумаги, на котором написаны его имя, фамилия и дата обследования. Инструкция звучит так же, как при индивидуальном проведении: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Реакция на вопросы детей – та же, что при индивидуальном проведении. Если кто-то из детей не начинает рисовать, то надо подойти к нему, подбодрить и побудить к рисованию. Приходится индивидуально подбадривать и тех детей, кто работает особо медленно, не успевает закончить рисунок к тому времени, когда большинство остальных уже закончили. Если кто-то из детей рисует «портрет» (то есть только лицо), то надо индивидуально повторить для него указание нарисовать человека целиком и проследить за выполнением этого указания. Не забудьте подготовить точилку, чтобы точить карандаши, сломавшиеся во время работы.

Оценка результатов. Для определения степени готовности к школе полезна количественная оценка выполнения задания, которая выводится следующим образом.

Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка – 0 баллов.

Если имеются голова и туловище, то за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, руки (2 руки – одна деталь), ноги (две ноги – одна деталь), – ставится по 2 балла; за каждую из деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь), – ставится по 1 баллу; за правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.

Если способ изображения – пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он промежуточен между пластическим и схематическим – 4 дополнительных балла; если он схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл за это задание – 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) – 26 баллов (см. приложение IV).

Б. Образец и правило

Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Материалом служат задания, представленные в приложении IV (рис. 1). Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа от нее «точки» разной формы (мелкие кружочки, треугольники и крестики).

Инструкция. Детям раздаются карандаши и задания. Каждый лист должен быть подписан (так же, как листы для рисунка человека). Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. Проверяющий, держа в руках такой же лист с заданиями, как у детей, говорит: «У вас у всех такие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются «точки» справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите: точки все одинаковые или разные?»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки – как маленькие крестики, другие – как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя треугольниками, или между двумя крестиками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения проверяющий и ассистент по просьбе детей стирают указанные ими линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых «точек» не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

Оценка результатов

За каждую из 6 задач ставится оценка, которая может колебаться от 0 до 2 баллов.

В случае, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, то ставится 0 баллов. Нарушением правила считается проведение хотя бы одной линии между одинаковыми «точками» или использование точки, отсутствующей в задаче – например, поставленной ребенком самостоятельно (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, если в какой-либо задаче проведено меньше трех линий, за нее также ставится 0 баллов.

В случае, если нарушено правило, но правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл. Все варианты, оценивающиеся как правильно воспроизводящие образец, представлены в приложении V (рис. 2, 3). Любые другие варианты оцениваются как неправильно воспроизводящие образец.

В случае, если соблюдено правило, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл. Правило считается соблюденным, если имеется не менее трех линий, все линии проведены между «точками», имеющимися в задаче (то есть не используются точки, отсутствующие в задаче), и ни одна линия не проведена между одинаковыми точками.

В случае, если соблюдено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла. Все фигуры, оцениваемые 2 баллами, приведены в приложении IV (см. рис. 2). Если фигура не завершена (отсутствует хотя бы одна из линий), то ставится 1 балл (за соблюдение правила).

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.

Общий балл за выполнение задания выводится путем суммирования баллов, полученных за каждую задачу. Он может колебаться в пределах от 0 (если во всех задачах нарушено правило и неправильно воспроизведен образец) до 12 баллов (если во всех задачах соблюдено правило и правильно воспроизведен образец).

В. Графический диктант

Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками (см. приложение V, рис. 1). Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

Инструкция. Как и в предыдущем задании, нужно иметь перед собой текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как в предыдущих заданиях), проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор. Образцы тренировочного и проверочных узоров приведены в приложении V (см. рис. 2). При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает.

По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, проверяющий говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале.

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, – 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.

Общая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится общая. Затем обе эти общие оценки суммируются, давая общую оценку выполнения всего задания в целом, которая может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16 (если во всех трех узорах получено по 4 балла как за работу под диктовку, так и за их самостоятельное продолжение).

Г. Выведение итоговой оценки по трем тестам

Итоговая оценка выводится в два этапа. На первом этапе по количественной оценке, полученной ребенком, определяется уровень выполнения им каждого из заданий. Каждому из пяти выделенных уровней соответствует свой условный балл. Уровни и соответствующие им условные баллы определяются по таблице 3.

Таблица 3

На втором этапе условные баллы, полученные за каждую из трех методик, суммируются и выводится итоговый балл, который может колебаться от 0 до 36. На его основе устанавливается окончательный уровень выполнения комплекса методик по таблице 4:

Мы не приводим статистических обоснований предлагаемой процедуры (для практического работника они несущественны). Отметим лишь, что она обеспечивает сбалансированную оценку, в которой высокие баллы по одной методике могут частично (но не полностью) компенсировать снижение баллов по другой. Проиллюстрируем работу с таблицами на одном примере. Предположим, ребенок получил 16 баллов за рисунок человека, 3 балла – за выполнение методики «Образец и правило» и 7 баллов – за графический диктант. По таблице 3 находим, что эти баллам соответствуют следующие уровни и условные баллы: «Рисунок человека» – IV уровень, 11 баллов; «Образец и правило» – II уровень, 6 баллов; «Графический диктант» – III уровень, 9 баллов. Сумма условных баллов составляет 11 + 6 + 9 = 26 баллов. Ей соответствует IV итоговый уровень (см. табл. 4).

Чтобы определить уровень, средний для данной группы, удобно воспользоваться показателем, который в статистике называется медианой (а не средним арифметическим). Для его определения надо составить пронумерованный список всех детей, входящих в обследованную группу, расположив их в соответствии с итоговым уровнем: начиная с того, чей уровень ниже всего, и кончая тем, чей уровень выше всего (в каком порядке располагать детей с одинаковым уровнем, безразлично). Уровень ребенка, занимающего среднее положение в этом списке, – это и есть медиана, то есть средний уровень группы.

Рассмотрим пример. Пусть наша группа состоит из 5 детей: А, Б, В, Г и Д со следующими уровнями: А – III, Б – III, В – VII, Г – II, Д – V. Расположив их по порядку, получаем список: 1. Г – II; 2. А – III; 3. Б – III; 4. Д – V; 5. В – VII. Среднее положение в этом списке (3-й номер) занимает ребенок Б; у него III уровень – это и есть средний уровень группы.

Рассмотрим пример с четным количеством детей: А, Б, В, Г, Д и Е со следующими уровнями: А – III, Б – III, В – VII, Г – II, Д – V, Е – IV. Расположив их по порядку, получаем список: 1. Г – II; 2. А – III; 3. Б – III; 4. Е – IV; 5. Д – V; 6. В – VII. Среднее положение делят 3-й номер (III уровень) и 4-й номер (IV уровень). Таким образом, средний уровень группы – III-IV (удобнее обозначать уровень как промежуточный, не пользуясь дробями).

Окончательные выводы не рекомендуется делать на основе группового обследования, так как его результаты менее надежны, чем при индивидуальном обследовании. Поэтому детей с особо низким (по сравнению с группой в целом) уровнем рекомендуется обследовать индивидуально с использованием тех или иных методик, описанных в главе II. Только после такого обследования можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, можно ли принять ребенка в школу или следует на год отложить его прием (а возможно, рекомендовать дополнительное обследование у невропатолога или дефектолога).

Недостаточная надежность групповых методов не отменяет их полезности. Они существенно сокращают работу при проверке готовности к школе, так как большинство детей (все, кто успешно прошел групповое обследование) могут быть приняты без дополнительного индивидуального обследования, занимающего очень много времени.