Рассказ о подвиге ильи муромца. Уход Ильи в монастырь

По ним можно написать всю его биографию.

Его любит мать сыра земля, потому что он – «крестьянский сын». Это придает ему своеобразный демократизм, который удачно подчеркнут Алексеем Константиновичем Толстым в его балладе: «Илья Муромец». Этот демократизм делает его иногда нежелательным гостем в гриднице князя, а его заставляет, порвав сношения с князем, искать общества с «голью кабацкой».

По былинам, жизнь Ильи складывается следующим образом

Богатырский скок. Картина В. Васнецова, 1914

Происхождение и чудесное исцеление Ильи

Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, «сидел сиднем» в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда он был в избе один, в окно к нему постучались странники – «калики перехожие ». По одной былине это были старшие богатыри (Святогор , Вольга и Микула), по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела. Они явились для того, чтобы исцелить Илью.

Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, ибо не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес им испить чару зелена вина, величиной «в полтора ведра». Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару, которую он осушил «во единый дух».

Калики спросили: сколько он «чует в себе силушки». Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы. После второй чары Илья сказал, что у него стало «силушки – половинушка». – «Этого довольно с тебя», – сказали ему калики перехожие и дали наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела. Они предсказали Илье, что «смерть ему в бою не написана», после чего «потерялися», то есть исчезли.

В этой легенде об исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, заключён глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.

Отцовское благословение Илье на подвиги

Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:

Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:

На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые – моего благословенья нет.

В наставлении отца замечательны слова

Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина,

то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.

Подвиги Ильи под Черниговом

Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира ». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,

Ретивый конь под ним осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.

Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.

Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.

Куда саблей махнет – там улица лежит,
Куда отмахнет – переулочек.

«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?

Бой Ильи с Соловьем-разбойником

«Ретивный конь» понес Илью Муромца по «прямоезжей» дороге, и скоро богатырь очутился перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его «посвиста соловьиного» и «покрика звериного» люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Соловей-разбойник, «станишники» в другой былине («Илья Муромец и станишники») – символические образы внутренних врагов России, с которыми, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хотел убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пустил стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепил дуб на мелкие щепки.

Победив Соловья-разбойника, Илья не убил его, а привязал к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляли Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец был неподкупен. С Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья в третий скачок очутился в Киеве.

Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.

Илья у князя Владимира

Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья вошёл прямо в «гридницу», помолился на образа, «крест клал по писанному, поклон вел по ученому». Он поклонился сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – ответил, что он – матерой казак Илья Муромец, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную.

Князь Владимир спросил Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья ответил, что ехал он через Чернигов. Князь усомнился в правдивости Ильи, так как знает, что под Черниговом стоит «сила несметная». Илья скромно ответил, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет.

«А из Чернигова какой дорогой ехал?» – продолжал спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал «прямоезжей», князь опять засомневался в правдивости Ильи, потому что знал: дорога «прямоезжая заложена», сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно объяснил, что Соловей-разбойник и вправду «сидел» на этой дороге, но теперь он, «собака», находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу.

Как услышал князь таковы слова,
Он вскочил на ноги резвые,
Накинул шубку кунью на одно плечо,
Шапку соболиную надел на одно ушко.

и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирало князя: ему хотелось услыхать знаменитый «посвист соловьиный, покрик звериный», которыми разбойник губил добрых людей.

Илья Муромец подошёл к Соловью, передал ему желание князя, но велел, чтобы он, «собака, кричал в полкрика» и «свистал, собака, в полсвиста». Соловей закричал и засвистал в полсилы, но и от этого ужасного крика и свиста «маковки золотые на церквах зашаталися», князь Владимир упал на одно коленко, «куньей шубкою прикрылся». Илья же увез Соловья-разбойника во «чисто поле» и там убил его, потому что такого вредного человека нельзя было оставлять жить на земле.

Победа Ильи над Идолищем Поганым

С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – «атаман Илья Муромец». Часто видим мы его на «заставе богатырской», охраняющим границы родной земли от врагов. «Заставой богатырской» в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.

Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898

Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над «Идолищем Поганым» , который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми материальными чертами:

Головшца у Идолища – что лоханище,
А глазища – что пивные чашицы.

Идолище хвастает, что он «по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет». Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и спокойным мужеством, духовной силой.

Ссора Ильи с князем Владимиром

В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром . Князь велел посадить Илью в «погреба глубокие, заковать в оковы железные». Богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчинился воле князя. Но через некоторое время на Киев напали враги - грозный татарский Калин-царь , и князь Владимир вспомнил своего верного слугу. Он послал дружинников вывести Илью из «погребов глубоких».

Илья Муромец и Калин-царь. Былинная аудиосказка

Слуги спустились в погреба – и что же увидели? Сидел могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горела свеча «воску ярого», при свете ее он читал святую книгу – Евангелие. Вот, как проводил русский богатырь время в заточении!

В самом начале октября, согласно легенде родился легендарный Илья Муромец. Но это только легенда, в исторических летописях его имя не упоминается, неизвестно точное место его рождения, нет данных и о дне смерти. Впрочем, богатырь существовал реально, а похоронен в глубоких пещерах Киево-Печерской лавры вместе с еще 68 святыми угодниками.

«Некоторые исследователи по-прежнему скептически относятся к реальности существования Ильи Муромца - уж очень сказочной кажется современным ученым его биография, - делится информацией научный сотрудник национального Института истории Украины Сергей Хведченя. - Однако материалы, которые собранны исследователями, позволили не только восстановить биографию великого святорусского богатыря, но также ответить на некоторые спорные вопросы о жизненном пути Ильи Муромца, ставивившими в тупик многих историков».

Сенсационные доказательства

В далеком 1988 году созданная Межведомственная комиссия провела научное исследование сохранившихся мощей Преподобного Ильи Муромца. Итоги работы оказались поразительными. Останки принадлежат сильному мужчине, умершему в возрасте 45-55 лет, довольно высокого роста - 177 сантиметров. Учитывая тот факт, что в XII веке средний рост населения составлял 165 сантиметров, Илья, конечно, был очень высоким человеком для своего времени. Более того на скелете Ильи ученые выявили следы многих битв - сломанные ребра, множественные переломы ключиц, следы от удара меча, копья, сабли. Это подтверждало древние мифы о том, что богатырь Илья Муромец был могучим воином и участвовал в жестоких сражениях.

Но более всего ученых поразило совсем другое: они в один голос утверждают, что, как и указано в народных преданиях, Илья действительно на протяжении долгого времени не мог ходить самостоятельно! По заключению исследователей основной причиной тому было крайне тяжелое заболевание - полиомиелит или туберкулез костей. Это и привело к параличу ног.

Родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами в городе Муроме. А погиб он, когда ему исполнилось примерно 50 лет, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

Страшное проклятие и чудесное выздоровление

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и, отказываясь признавать христианство, однажды топором разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род и все мальчики должны рождаться калеками.

Спустя 10 лет родился внук Илья, и, казалось, страшное проклятие исполнилось: мальчик не мог ходить. Многочисленные попытки вылечить его не увенчались успехом. Но сам Илья не сник, упорно тренировал руки, усиливал мышцы. Однако, обладая сильными руками, ходить при этом он не мог. Вероятно, неоднократно его посещали мысли о том, чтобы смириться с судьбой и навсегда остаться калекой.

Но в тот день, когда Илье исполнилось полных 33 года, произошло невозможное. В отцовский дом пришли вещие старцы - нищие странники (калики перехожие) и попросили Илью подать воды. Он пояснил, что не может встать. Но гости, словно не слышали его и настойчиво повторили свою просьбу, которая уже прозвучала как приказ. И больной Илья, внезапно почувствовав невиданную силу, впервые поднялся на ноги…

Чудесное исцеление? Но возможно ли предположить, что странные гости сумели чудом исцелить, казалось бы, неизлечимо больного? По этому поводу существуют разные предположения. Возможно, странники были магами или волхвами и знали секреты целительных древних заговоров. Доподлинно это неизвестно и объяснить факт самого исцеления наука пока не в состоянии…

И все же Илья встал на свои ноги после долгих 33 лет недвижимости. И ученые, которые проводили исследования мощей, подтверждают тот факт, что костная ткань данного человека чудесным образом полностью восстановилась. Более того, как указано в заключении, после тридцати лет Илья вел полноценную жизнь, что в полной мере соответствует былинам.

Подвиги русского богатыря

С момента чудесного исцеления богатырь Илья Муромец, как и присуще героям, совершает множество подвигов. Самый известный подвиг богатыря - бой с бандитом Соловьем-разбойником, который оккупировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал вольного прохода «ни конному, ни пешему». Очищение былинным богатырем прямого пути в Киев (примерно 1168 год) подтверждается историческими фактами. В тот момент, когда Илья приехал в Киев, на престоле восседал князь Мстислав, который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов от нещадно грабивших их половцев. Скорее всего князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил "дорогу прямоезжую", что, несомненно, имело большое экономическое значение. Очищение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

Но если Илья Муромец действительно историческая личность, почему же о нем как о русском герое нет ни одного упоминания в летописях?

Во-первых, с тех времен сохранилось крайне мало письменных источников. И это неудивительно, если принять во внимание, какую бурную историю прожила Русь. Орды различных завоевателей неоднократно сжигали и полностью уничтожали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Печерской Лавры.

Во-вторых, в германских древних поэмах, записанных в ХIII столетии, но основанных на более ранних сказаниях, есть упоминание о великом богатыре Илье Русском. Легенда говорит, что в одном очень жестоком сражении богатырь Илья чуть не пал, но чудом сохранил жизнь и дал обет поселиться в монастыре, посвятить себя служению Богу и впредь никогда не поднимать меч. Илья подошел к стенам Лавры, скинул с себя все доспехи, но, однако не смог бросить на землю меч. Он стал монахом киевской Печерской Лавры и большую часть своих дней проводил в келье в постоянных молитвах.

Но однажды противник подступил к стенам монастыря. Смертельный удар сразил настоятеля Лавры прямо на глазах у Ильи. И тогда богатырь, несмотря на данный обет, снова поднял меч. Но внезапно почувствовал, что ноги отказываются ему служить. В этот момент враг нанес смертельный удар в его грудь, но силы покинули Илью и защититься он уже не мог…

Жизнь былинного героя после смерти

Богатырю Илье Муромцу удалось пережить собственную смерть, оставив заметный отпечаток в памяти людей и оказать огромное влияние на все последующие поколения.

Но от русского героя осталась не только нетленная память. Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине. Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, это указывает на особый дар Бога, присущий только святым. Говорят, мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Герой былин и после смерти продолжает служить людям…

Калин царь

Cкульптурный портрет Ильи Муромца, воссозданный криминалистом и скульптором С.Никитиным (реконструкции мягких частей лица по черепу)

Мощи Ильи Муромца

Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец - самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских поэм XIII века, которые, в свою очередь, основаны на более ранних сказаниях. В них он представлен как могучий витязь Илья Русский…

Все что мы сегодня знаем о Илье Муромце, приблизительно: родился около 1143 года, в селе Карачарово под Муромом (Владимирская область), в семье крестьянина Ивана Тимофеева и его жены Евфросиньи. Его имя до сих пор не найдено в летописях. Возможно, упоминания о нем попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города. Между тем богатырь реально существовал, а похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры как один из 69 святых угодников

Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (он канонизирован в 1643 г.). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца - 19 декабря по старому стилю, или 1 января по- новому. Илья Муромец - не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность.

Исцеление Ильи

В 1988 году ученые исследовали мощи Преподобного Ильи Муромца. Ученые утверждают, что Илья был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста - 177 см (средний рост мужчин тогда составлял 165 см, то есть Илья был на голову выше среднего мужчины).

Выяснилось, что умер этот человек в возрасте 45-55 лет. Тело Муромца, ученые обнаружили множественные переломы костей, ребер, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтвердило легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений. Также они выяснили, что в юности у него был паралич конечностей и юноша долгие годы не мог двигаться, как говорится в былинах: «тридцать лет и три года сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения» .

Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, который изменил всю его жизнь. В дом вошли вещие нищие странники — калики перехожие и попросили юношу подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу - она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. Калики и благословили его на ратные подвиги.

ПОДВИГИ ИЛЬИ МУРОМЦА

Несмотря на фантастические сюжеты, в основе большинства былин лежат подлинные исторические события, причудливо переплетённые с вымыслом в памяти многих поколений. Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, он приказал организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине. В 10-15 километрах от Киева находится село Зазимье, возле которого грабил Соловей - Разбойник торговцев. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу. Освобождение былинным богатырём пути в Киев подтверждается историческими фактами.

Князья Владимир Мономах, Владимир Святославович и языческий ДажьБог, мифический предок всех князей, объединились в образе князя ВЛАДИМИРА, во всех былинах Владимир - князь Киевский рядом с Ильей, хотя Илья Муромец жил значительно позже Владимира. Но историческому Илье Муромцу покровительствовал князь СВЯТОСЛАВ, на которого старался быть похожим Илья Муромец, он восхищался Святославом и считал этого заступника людей русских лучшим воином всех времен и народов.

МОНАХ-БОГАТЫРЬ

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение, полученное в одном из жестоких боев с половцами. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. По-видимому, богатырь принял постриг в монахи незадолго до своей смерти. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч.

Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах. Для православных воинов это был вполне обычный шаг - сменить меч железный на меч духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные. При пострижении в монахи ему дали имя Илья, прозвище он тоже мог получить потом.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ БОГАТЫРЯ

Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! Исследование мумифицированных останков богатыря специалистами судебной медицины пролило свет на причину его смерти. Муромец умер от обширной раны в области сердца. Похоже, это случилось в 1204 году.

В первый день 1204 года, князь Рюрик Ростиславич, заключив союз с половцами, отобрал у своего зятя Романа Киев. Половцы ворвались в город, стали его грабить, разорять храмы и монастыри. Тогда монах Илья Муромец снова взял в руки оружие и отправился в свой последний бой. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. По-видимому, герой, защищаясь, прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

Кстати, еще в 1701 году паломник Иван Лукьянов повествовал: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".

Православные почитают Илью Муромца по сей день. Русское воинство считает его своим покровителем, а пограничники России считают его первым Русским пограничником. Но об Илье осталась не только народная память. Его тело нетленно и находится в состоянии мумификации. В православии считается, что если тело усопшего не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.

Останки Ильи находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома". Я был там дорогие ребята. Поклонился мощам Великого Русского человека, ЗАЩИТНИКА РУССКОЙ ЗЕМЛИ! Я, маленький Филиппок горд, что я Русский, такой же русский как Илья Муромец.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец (по прозванию Чоботок) был родом из Мурома. Герой многочисленных былин про русских богатырей жил в 12 веке и скончался иноком Киево-Печерской Лавры около 1188 года.

Крайне мало сохранилось до нашего времени достоверных сведений о житии этого святого. Известно, что происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, не мог передвигаться. Однако, в тридцателетнем возрасте был чудесным образом исцелен. До монашеского пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Илия Муромец является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм 13 века, основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.

Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую Лавру.

Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Преподобный Илия — не первый и не последний воин, поступивший так.

Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преподобного Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Один из самых популярных былинных героев, богатырь Илья Муромец, обладал не только невероятной физической крепостью, но и был необычайно силен духовно. Все сохранившиеся сказания говорят о его христианской добродетели, вере и непоколебимом спокойствии. Истории о самом значимом русском богатыре уже много веков подряд передаются из поколения в поколение. Существует множество вариантов сказаний, отражающих образ Ильи Муромца в неизменном виде. Связано это, с тем, что народ полюбил великого богатыря, прежде всего, за огромную духовную мощь.

Русский богатырь, согласно сказаниям, появился на свет около 1143 года. Это произошло недалеко от древнего города Мурома, в селе . И по сей день сохраняется название родного села богатыря. Кроме того, многие его жители носят фамилию Гущиных, из рода которых происходил Илья. Народ сохранил и имена родителей богатыря: Ефросинии Яковлевны и Ивана Тимофеевича.

В отличие от других богатырей, имеющих знатное происхождения, Илья Муромец — единственный, кто вышел из крестьянского рода. Возможно, именно поэтому именно он был наделен народом самой большой телесной и духовной силой.

Историк и литературовед Д.С. Лихачев, считал, что в те времена придуманных героев не существовало, и все повести отражали исторические события с участием реальных людей. И даже, если в рассказах встречались фантастические моменты, то их нельзя считать вымыслом, так как сам автор искренне верил в то, о чем писал.

Сказание о чудесном исцелении богатыря

Самым удивительным является то, что Илья с самого рождения был болен, и не мог ходить, пока ему не исполнилось тридцать лет. Но, видимо, именно благодаря болезни, он воспитал в своей душе огромное терпение, кротость и смирение, за что получил от Бога великое предназначение встать во главе войска, чтобы защищать землю русскую.

Вместе с ним защищали Русь и другие богатыри, реально жившие в то время, но именно Илья, несмотря на свое крестьянское происхождение, сумел возглавить их. Другие богатыри были молоды и горячи, в их душах кипели страсти, которые выливались в открытое противостояние. И им нужен был именно такой предводитель, значительно превосходящий их в телесной силе и мудрости, готовый объединить и примерить.

Художник Васнецов, в своей известной картине «Три богатыря», запечатлел образы троих русских богатырей.

«Под славным городом под Киевом… стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша».

Именно эти слова отражаются на полотне, символизируя значимость каждого персонажа.

То, что Илья Муромец избран Богом, очевидно. Свою силу он приобретает чудесным образом: от святых старцев. Однажды, в дом к Илье, где он, как обычно, лежал, пришли «калики перехожие» и потребовали, чтобы он встал и принес им напиться воды. Илья не мог ходить, но, не посмев ослушаться старцев, попытался встать. И за свою кротость был исцелен Богом.

В этом сюжете очень важен факт испытания веры Ильи. Ведь недаром Господь Бог говорит о том, что каждый получит по вере своей. Если человек полон решимости и обладает сильной волей, то на него непременно снизойдет Божья благодать. И Илья доказал Создателю, что он достоин быть избранным. Потому как нужно иметь истинно великую веру, чтобы по требованию странников, попытаться встать, зная, что это невозможно.

Илья же не только встает, но и приносит им доверху наполненное ведро воды. Но вместо того, чтобы взять воду, старцы велят Илье выпить ее. После чего спрашивают, что он ощущает. На что Илья отвечает, что слышит в себе такую силу, что готов дерево с корнем из земли вырвать.

Тогда старцы просят его принести еще одно ведро воды и так же дают ему его выпить. Илья пьет, а святые опять его спрашивают, что он слышит в себе. На что богатырь отвечает, что смог бы повернуть землю.

Старцы считают, что этой силы будет слишком много для Ильи и просят его принести и выпить третье ведро воды. Илья слушается, сил у него становится меньше, и святые, решив, что ему достаточно будет силы, уходят.

Получив великую силу чудесным образом, Илья не возгордился, а отнесся к ней как к дару, который был послан ему, чтобы защищать русский народ от напастей. Он бескорыстно служил людям до самой старости, став образцом духовной и телесной силы.

Подвиги Ильи Муромца

Илья воспитан в соответствие с законами христианства, а потому и отправляется на подвиги. Кланяясь отцу с матерью до земли, он просит благословить его.

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».

Из сказаний понятно, что родители понимают великое предназначение сына. Несмотря на то, что они уже не молоды, и им самим нужна помощь сына, родители отпускают Илью. Они благословляют его и берут обещание, чтобы сын не губил людей христианской веры. И ни в одном из сказаний мы не встречали, чтобы богатырь нарушил завет или вступил в битву из хвастовства или в злости. Полученную от Бога силу, он применяет лишь для защиты своей земли и восстановления правды.

После получения родительского благословения Илья отправляется в Киев к великому князю Владимиру. То время было очень неспокойное, и никто не пытался доехать до града прямым путем. Богатырь же решил ехать напрямую, а встретив разбойников, он не стал с ними вступать в бой, а просто выпустил стрелу в дуб, после чего дерево разломалось на черенки. Разбойники, удивившись такой невероятной мощи, пропустили его с поклоном.

Известно, что затем Илья Муромец победил Соловья-Разбойника, который, по мнению ряда исследователей, не был реальным лицом, а олицетворял язычество. Поэтому Илья как истинный христианин вел с ним борьбу. И в доказательство христианской веры, многие сказания описывают его оружие как копье с крестом.

Илья, не забывая обещания данного матери, перед битвами пытался уговорить врага уйти добровольно, дабы не проливать крови. Все эти поступки говорят о милосердии и бесконечном христианском терпение богатыря.

Многие былины начинают рассказ о подвигах Ильи с повествования о пиршестве князя Владимира, на который попадает богатырь, оказавшись в Киеве. Всем прибывшим на пир предлагается сесть там, где им захочется. Илья же оказывает всем одинаковую честь, помолившись образам и поклонившись не только князю с княгиней, но и всем гостям.

Крестьянского сына Илию Муромца встречают у князя как равного и воздают ему всякие почести, благодаря за то, что он очистил дорогу к Киеву от разбойников

Стоит уточнить, что Илья приезжал к князю Владимирау Мономаху (1053-1125), а не к равноапостольному Владимиру Святославовичу, как говорится во многих сказаниях. Вывод об этом, можно сделать исходя из того, что христианское учение уже не только распространилось по земле русской, но и закрепилось в душе народа. А это не могло произойти сразу после крещения Руси.

В сказаниях уже присутствует Владыка Черниговский, и в Ростове Великом отстроен храм, где несет службу отец богатыря Алеши Поповича. А ведь христианство в этих землях столкнулось с неприятием со стороны населения и прижилось не сразу.

Благодаря Илье Муромцу и подвластных ему богатырей, сражения с половцами были перенесены далеко в степи. Именно в те времена в сознании народа укоренилась фраза: «Не в силе Бог, а в правде». И эта мудрость питала силу народного духа на протяжении многих веков.

Мощи святого Илии Муромца

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»

Первое упоминание об имени богатыря датируется 1574 годом. В 16 веке в Киев приезжает путешественник Лассота, который повествуя о церкви Софии, упоминает о находившемся там ранее и ныне разрушенном гробе Ильи Муромца. Скорее всего, первоначально богатырь (как особо уважаемый человек) был похоронен в храме святой Софии, а затем его останки переместили в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Здесь и сегодня можно увидеть колоду из дуба, в которой, согласно преданиям, покоился Илья Муромец.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской Лавры.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Определен возраст — 40-55 лет, рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста). Также были выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием). И еще была установлена причина смерти: это обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно: 11-12 века.

Образ богатыря Ильи Муромца, с одной стороны, очень светел и недосягаем, а с другой — близок каждому человеку. Вот уже на протяжении 800 лет на сказаниях о его удивительных подвигах воспитываются новые поколения. Через былины о богатыре дети получают образцы смелости, чести, добродушия и любви к своей земле. Так что Святой Илья продолжает нести свой подвиг, наполняя добром, отвагой и справедливостью юные сердца.

В настоящее время на родине Ильи Муромца в селе (сейчас это пригород Мурома) восстанавливается храм. Здесь же находится святой источник, к которому постоянно едут за вкусной и целебной водой жители ближних и дальних городов и сел. Рядом построена часовня и купель, где каждый желающий может трижды окунуться Во имя Отца и Сына, и Святого Духа во здравие души и тела.

  • Победа над Соловьем-разбойником.
  • Царь Калин и битва за Русь.
  • Победа над Идолищем.

Битва с Соловьем-разбойником

Как-то раз Илья решил помочь простому люду дорогу через лес проложить. Взял свою тяжелую дубинку и пошел ломать деревья. Так он прошел до речки Смородиной, где сидел Соловей-разбойник. Возмущенный тем, что богатырь ходит по его лесу, разбойник набрал в легкие по-больше воздуха и засвистел что есть силы. Однако Илья Муромец не испугался, он взял лук деревянный, взял стрелу, натянул тетиву посильнее и выстрелил в разбойника. Соловей, сраженный метким выстрелом Ильи, прекратил свистеть и упал. Тогда Илья взял разбойника и понес его к царю в Киев. Тот решил проверить, действительно ли Соловей-разбойник так силен. Приказал царь засвистеть разбойнику не жалея сил. Соловей набрал воздуха и свистнул, да так, что все в зале попадали от сильного ветра. Царь испугался такой силы и спрятался за Илью. Богатырь же разозлился, подошел к Соловью и отрубил своим мечом разбойнику голову.

Илья Муромец и царь Калин

Поссорился однажды Илья с царем Владимиром, да так, что царь решил в тюрьму его посадить. Тут же беда случилась. Царь Калин на Русь войною пошел. Не было у Владимира войска хорошего и пришел к Илье, прощения просить да врага помочь победить. Сжалился богатырь над царем Киевским, снарядился в бой и пошел к врагу. Царь Калин не знал о мощи богатыря и всячески усмехался над ним. Разозлился Илья, взял тщеславного царя за ногу и принялся им войско вражеское громить. И конечно же наш славный воин одержал победу.

Победа над Идолищем

Решил Илья границы Руси проверить. А пока он его не было, столицу захватил Идолище поганое. Вернулся богатырь в город, одел простую рубаху и пошел молиться. Но по пути его поймали, связали и принесли к Идолищу. Знал Идолище о подвигах Илья Муромца, однако подумал, что перед ним обычный житель стоит. Принялся захватчик смеяться и издеваться над ним. Не выдержал богатырь, взял Идолище и разбил его о пол. Затем и слуг перебил его. Так Илья освободил город от Идолища поганого.