Рекомендации по самостоятельному обучению. Как быть организованным на учебе

Учиться в ВУЗе нелегко. С этим не поспоришь. Далеко не всем учеба дается с легкостью и удовольствием. В этой статье я приведу 10 важнейших навыков студента, полное освоение которых поможет стать лучшим студентом в своей группе, на курсе, или даже в ВУЗе.


Тайм менеджмент

В сутках 24 часа. Из них около 8 часов мы спим, около 8 часов проводим на учебе (включая дорогу туда-назад). Остальное время – свободны. Итак, считаем: 24-8-8=8. На все домашние дела, отдых, работу (кто работает) и подготовку остается всего 8 часов. В принципе, за это время можно успеть многое, и даже больше. Главное правильно его организовать.

Распланировав остаток дня, можно легко выбрать время и для учебы, и для отдыха. Если спланировать «в голове» не получается, начните вести ежедневник. В какой форме это будет – не важно. Можно купить блокнот, можно загрузить приложение на телефон, можно воспользоваться онлайн-сервисом. Главное – четко представлять себе список дел и отведенное на них время.

Склонность к учебе

Если у вас она есть – значит никаких проблем с учебой не будет. Если же к учебе вы не склонны, но есть непреодолимое желание стать лучшим студентом, а впоследствии и отличным специалистом, то заведите себе несколько полезных привычек:

  • всегда вовремя и никогда не пропускать учебу без весомой причины
  • делать задания старательно и вовремя. Не обрастать хвостами и долгами
  • каждый день пересматривать свои записи, а не откладывать это на последнюю ночь перед экзаменом
  • каждый день выделять время для учебы. Если в этот день занятий нет – читайте что-то для себя. Приобретайте полезные навыки для учебы и жизни.

Умение ставить достижимые цели

Способность ставить перед собой реальные цели и задачи всегда позволит быть успешным студентом (да и не только).

Концентрация

Умение внимательно слушать преподавателя, понимать, о чем он говорит, и как развивает тему сделает любого студента успешным. Ведь если хотя бы треть материала будет освоена прямо на , то дома работы останется уже значительно меньше

Умение выделять главное

Сидя на лекции, не нужно писать все, что говорит лектор. Равно как и не стоит подчеркивать все слова в учебнике. Научитесь выделять главные, ключевые моменты. Зачем?

  • так вы постоянно обрабатываете информацию, а значит лучше усваиваете материал
  • ключевые моменты обычно спрашивают на экзаменах и в тестах
  • в конце концов, так вы экономите время и бумагу

Выполнение всех заданий

Преподаватели дают домашние задания не для того, чтобы занять время у студента. Выполнение таких заданий позволяет закрепить свежие знания и приобрести некоторые навыки. Поэтому, если вы хотите быть лучшим студентом, ответственно подходите к выполнению различных самостоятельных заданий. На экзаменах и в дальнейшей учебе это окупится с лихвой.

Ежедневный просмотр своих записей

Что-то написали на лекции, на практическом занятии? Не поленитесь и просмотрите дома свои конспекты. Позвольте этим знаниям не пройти мимо. Задержите на них некоторое внимание. Просмотр нескольких страниц не займет много времени и сил. Зато значительно упростит работу в дальнейшем.

Умение организовать себя

Не нужно лениться. Если нужно что-то сделать/прочитать/написать – сделайте это. Не нужно откладывать в долгий ящик. Не нужно накапливать долги. Делайте все вовремя. Умейте себя заставить.

Мотивация

Ни один студент не будет сидеть над книгами и «сушить мозги», если он этого не хочет. Чтобы стать лучшим студентом, нужно хотеть этого. Нужно повышать свою мотивацию . Нужно выделить преимущества своей будущей специальности, своего образования и приобрести силы для успешного преодоления этого марафона.

Дисциплина

Возьмите себе в привычку доводить начатое дело до конца. Будь-то мытье посуды или обучение в ВУЗе. Чтобы стать лучшим студентом, нужно обладать самодисциплиной и никогда не останавливаться на полпути к достижению своей цели.


Вот и все. Приобретение этих 10 качеств и навыков позволит вам стать лучшим или одним из лучших очень быстро. Уже через пару месяцев плодотворной работы вы заметите, что стали на полголовы выше остальных студентов. Успехов вам!

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую. Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к . Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим .
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на . Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, логику, . Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Добрый день, уважаемые читатели, гости и друзья! Сегодня я рада представить вашему вниманию интервью с мамой, которая у меня вызывает восхищение — Юлия Луговская, автор блога «Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком ».

Юля, мама 9 летнего сына. Вот уже 1,5 года (2 класс) Юля занимается с Митей домашним обучением. В нашем интервью я не хочу затрагивать вопросы эффективности такого обучения, положительных и отрицательных моментов, связанных с ним, так как Юля очень подробно рассказала об этом в своей статье «Мои ответы на вопросы про домашнее обучение ». Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как организовать это домашнее обучение.

Юля, несколько лет назад к тебе пришло понимание того, что ты не хочешь отдавать сына в школу, а хочешь учить его дома. Какой был твой следующий шаг после того, как решение было принято? Куда ты обращалась за информацией, какие документы, возможно, потребовались для перевода ребенка на домашнюю форму обучения?

Когда сыну было 6 лет, я искала школу, в которой ему было бы хорошо. И все никак не складывалось, если и находились внушающие доверие школы, то только на другом конце города. А потом прочитала у друзей в ЖЖ, как они учатся на экстернате, задала уточняющие вопросы — и буквально за один день мне открылась картина такого привлекательного будущего нашей семьи, что сразу решила идти этим проторенным путем и записаться в ту же школу. Предварительно я ознакомилась с программой первого класса на сайте экстерната. Она оказалась понятной и очень компактной, что только укрепило мои намерения. Для записи в экстернат никаких особенных документов не нужно (достаточно ксероксов паспорта и свидетельства о рождении, фотографий, заявления), и что меня удивило — даже присутствия ребенка не потребовалось.

Юля, т.е. ты пришла в школу, сдала необходимые документы директору и официально вы теперь прикреплены к школе, но учитесь дома? А необходимо ли по окончании года ребенку проходить какие-либо тесты, собеседования, чтобы отчитаться за полученные знания? Как происходит контроль процесса обучения со стороны школы?

Да, но не в любую школу, а именно в ту, где учились мои знакомые. И не к директору, а к специальному сотруднику экстерната. Сдала документы, заполнила заявление, получила зачетную книжку и учебники. Сын стал числиться учеником этой школы. В начальной школе для перехода в следующий класс ребенок должен сдать экзамены по основным предметам (диктант, технику чтения, тесты по математике и окружающему миру). Экзамены можно сдавать в декабре и апреле. Или за один класс в декабре, за следующий — уже в апреле. В какую сессию, какой предмет сдавать выбирает сам ученик. Перед экзаменами проходят консультации, больше поводов ходить в школу, у ребенка нет. Если не получается сдать экзамен — ученику предоставляется новая попытка в следующую сессию. В итоге можно по одному предмету быть еще в первом классе, а по другому — перейти в третий.

Получается, что так можно учиться не в любой школе, а только в той, которая поддерживает данную форму обучения?

По закону, можно прийти в школу (до последнего времени — в любую, как сейчас будет после новых правил не знаю) и аттестоваться за любой класс. Но на практике все-таки лучше идти в ту школу, которая специализируется на экстернате. Например, в нашей школе около 30 второклассников-экстернов и сдавать экзамены в их компании намного приятнее, чем быть единственной белой вороной на всю школу. Помимо экстерната, есть еще один законный способ учиться дома — семейное обучение, он более распространен. Его плюс в том, что родители получают денежную компенсацию за обучение. А минус в том, что в отличие от экстерната требования к семейному обучению очень расплывчаты и руководство каждой школы их трактует по-своему. Где-то ученикам приходится сдавать экзамены каждую четверть, а где-то и вовсе приходить писать все контрольные.

Очень интересно! Я даже не представляла о наличии таких различий. Теперь у меня сформировались представления о последовательности действий. Но возникает следующий вопрос. Вот разрешение на домашнее обучение получено. Ребенка прикрепляют к школе, а дальше необходимо начать процесс обучения дома. С чего начать? Ты уже говорила, что на сайте можно познакомиться с программой экстерната, а есть ли там список учебников, пособий и материалов, которые необходимы для обучения или это остается на усмотрение мамы?

Нам в школе выдают учебники по всем предметам. Но придерживаться их не обязательно. В программе за каждый класс приводится необходимый набор знаний и навыков. И каждая семья сама выбирает, каким путем к нему прийти. По своему опыту могу сказать, что невозможно раз и навсегда придумать, как вы будете учиться, как разделите с ребенком ответственность за обучение, сколько времени заложите на подготовку. Нужно пробовать разные варианты, экспериментировать. Для начала лучше всего сесть вместе с ребенком, прочитать ему программу, полистать учебники и обсудить, что он уже знает, а чему нужно научиться. И важно принять во внимание, что первоклассника придется еще обучить всяким формальностям — как писать тест, правильно оформлять работу, вести себя на экзамене.

Юля, а какой у вас выработался режим занятий. Расскажи немного, как проходит ваше обучение по различным дисциплинам. Это тематические игры, это обучение больше похожее на школу (парта, урок лимитированные по времени) или что-то еще? Кстати, как обстоит дело с домашним заданием? В школе это обязательная часть учебного процесса, как это выглядит дома?

Когда сын был в первом классе, нам интересно было поиграть в школу. Мы составили расписание на каждый день, стараясь чередовать интересные пособия и игры с отработкой скучных навыков. Я придумывала какие-то дополнительные способы мотивации, метафоры для этих занятий. Потом несколько летних месяцев мы играли в школу магии — писали заклинания, занимались алхимией, ловили волшебных животных, одновременно отрабатывая самый трудный для сына навык — письмо. В этом году мы решили, что к чтению и окружающему миру сын будет готовиться сам (по учебнику и дополнительным пособиям). Было немного страшно, но экзамены он в итоге сдал отлично. А я с сентября занималась с сыном только русским языком. Примерно по часу в день пять дней в неделю — писали диктанты, разбирали правила, подтягивали каллиграфию. В марте начнем готовиться к экзамену по математике, пока еще не решили, как это лучше сделать.

«Домашние задания» как зона бОльшей ответственности ученика у нас тоже есть, это важно. Но все-таки мы стараемся минимизировать школьную часть учебы. Мне кажется, сын и так практически постоянно учится, по доброй воле — читает, слушает аудиоэнциклопедии, ведет расчеты и обдумывает разные проблемы, пишет свою книгу, изобретает и конструирует, играет в настольные игры.

Юля, я понимаю, что все мамы разные, но какие предметы у тебя лично требовали дополнительных знаний и самостоятельно изучения до того, как объяснить материал ребенку и как много тебе приходится готовиться перед вашими «занятиями»?

Я могу уверенно сказать, что в полном объеме знаю не только всю программу первого-второго классов, но также и третьего-четвертого. И если не считать подбора пособий и предварительного знакомства с ними, к занятиям я никак не готовлюсь. Иногда у нас по ходу возникают вопросы, на которые я не могу уверенно ответить. Но мне кажется, тут намного полезнее вместе с сыном идти в Интернет и разбираться. Единственный предмет, который вызывает у сына трудности — это русский язык. И на него я регулярно трачу некоторое время. Но не могу это назвать подготовкой к занятиям, поскольку я стараюсь просто понять проблемы сына и придумать, как их решать (думаю, наличие школы ничего бы в этом не изменило). На всякие интересные выдумки тоже не уходит много времени — если возникает идея, мы быстро к ней готовимся и сразу пробуем на практике. Даже наши ежедневные диктанты я обычно совмещаю с мытьем посуды.

Единственное, на что реально уходят силы и время — это на убеждение ребенка, что нужно отложить книжку, отодвинуть игры и интересные занятия и пойти позаниматься.

Юля, спасибо большое за такое познавательное и интересное интервью! Я каждый день все больше и больше задумываюсь именно над этой формой обучения, хотя изначально я больше хотела, чтобы Даша посещала школу. Но в свете новых законов об образовании и рассказов от родителей школьников, мое мнение меняется.

Что бы ты посоветовала родителям, которые находятся на перепутье и пока однозначно не решили, что же им выбрать?

Наверное, прежде всего, отделить собственные мысли, убеждения, пожелания от навязанных обществом. И не бояться ошибиться. Важно понять, что никто от вас не требует принять решение сразу на все 11 лет. Так что можно начать с домашнего обучения, а потом пойти в школу. А можно радостно отпраздновать школьный «первый раз в первый класс», а спустя несколько лет перевести ребенка на домашнее обучение. Но с ребенком и его мнением нужно обязательно считаться.

Юля, еще раз спасибо за увлекательную беседу!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
  1. дБКФЕ УМПЧП, ЮФП ОЕ РПЪЧПМЙФЕ УЕВЕ ХФПОХФШ Ч ДЕМБИ! еУМЙ ЧЩ ОЕ ПЮЕОШ ПТЗБОЙЪПЧБООЩ, ЧБН НПЦЕФ РПЛБЪБФШУС, ЮФП ЪБДБОЙС ЙДХФ ОЕХДЕТЦЙНЩН РПФПЛПН Й ЧБУ ЪБИМЕУФЩЧБЕФ. пДОБЛП, РТЙОСЧ ФЧЕТДПЕ ТЕЫЕОЙЕ ТБВПФБФШ ПТЗБОЙЪПЧБООП, ЧЩ ПЛБЦЕФЕУШ Ч ЗПТБЪДП ВПМЕЕ УЙМШОПК РПЪЙГЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ, "ПУЕДМБЧЫЕЗП ЧПМОХ".
  2. уПУФБЧМСКФЕ УРЙУЛЙ ДЕМ. фПМШЛП ОЕ РПДИПДЙФЕ Л ЬФПНХ ЖПТНБМШОП Й ОЕ ДЕМБКФЕ ЪБРЙУЕК ФЙРБ "РТПТБВПФБФШ ЛПОУРЕЛФЩ". рХУФШ ЧБЫ УРЙУПЛ ВХДЕФ РТПУФТБООЩН, ОП УПДЕТЦЙФ ЛПТПФЛЙЕ Й ЛПОЛТЕФОЩЕ ЪБДБЮЙ. рТЙ ЬФПН Х ЧБУ ВХДЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ДПУФБФПЮОП ВЩУФТП ЧЩРПМОЙФШ ПДОП-ДЧБ ДЕМБ Й ЧЩЮЕТЛОХФШ ЙИ ЙЪ УРЙУЛБ. рПУМЕДОЕЕ ПВЩЮОП ДПУФБЧМСЕФ ВПМШЫПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ.
  3. чЛМАЮБКФЕ Ч УЧПК УРЙУПЛ ЛБЦДПЕ ЪБДБОЙЕ, ЛПФПТПЕ ЧЩ РПМХЮБЕФЕ. чЧЕДЙФЕ УЙУФЕНХ ПРТЕДЕМЕОЙС РТЙПТЙФЕФОПУФЙ, ОП ОЕ РП УТПЛБН, ОБРТЙНЕТ, ХУФБОПЧМЕООЩН ЧБН УТПЛБН УДБЮЙ ТБВПФ, Б Ч РПТСДЛЕ ЙИ ЪОБЮЙНПУФЙ. хУФБОПЧМЕООЩЕ УТПЛЙ, ВЕЪХУМПЧОП, ХЮЙФЩЧБФШ ОЕПВИПДЙНП, ОП ОЕ НЕОШЫЕЕ, Б ДБЦЕ ВПМШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ УМЕДХЕФ РТЙДБЧБФШ ФЕН ЪБОСФЙСН, ЛПФПТЩЕ РТЕДУФБЧМСАФУС ЧБН ЧБЦОЩНЙ Ч ДПМЗПЧТЕНЕООПН РМБОЕ.
  4. тЕЗХМСТОП ЛПТТЕЛФЙТХКФЕ УРЙУЛЙ ДЕМ (ОБ ЬФП ВХДЕФ ХИПДЙФШ ЧУЕЗП ОЕУЛПМШЛП НЙОХФ). лБЛ ФПМШЛП ЧЩ ПВОБТХЦЙФЕ, ЮФП ЪОБЮЙНПУФШ ЛБЛПЗП-ФП РХОЛФБ ЧПЪТПУМБ, РПЧЩУШФЕ ЕЗП РТЙПТЙФЕФ Ч УРЙУЛЕ. оБЪОБЮБКФЕ УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ УТПЛЙ ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБЮ, ЧЛМАЮЕООЩИ Ч РЕТЕЮЕОШ, ХУФБОБЧМЙЧБС ЙИ У ВПМШЫЙН ЪБРБУПН ПФОПУЙФЕМШОП ЪБДБООЩИ ЙЪЧОЕ УТПЛПЧ, ОБРТЙНЕТ, УТПЛПЧ УДБЮЙ ТБВПФ.
  5. чОПУЙФЕ ТБЪОППВТБЪЙЕ Ч УЧПЙ ЪБОСФЙС. оБРТЙНЕТ, ЪБОЙНБСУШ ГЕМЩК ЧЕЮЕТ, ОЕ УМЕДХЕФ ЛПТРЕФШ ЧУЈ ЧТЕНС ОБД ПДОЙН ЪБДБОЙЕН. юБУФШ ЧТЕНЕОЙ РТПЧЕДЙФЕ, РПЧФПТСС ЮФП-ОЙВХДШ, ЮБУФШ ХДЕМЙФЕ РМБОЙТПЧБОЙА ДЕМ ОБ ВХДХЭЕЕ ЙМЙ РТПДПМЦЕОЙА ТБВПФЩ ОБД ЪБДБОЙЕН, ЛПФПТПЕ ЧЩ ОБЮБМЙ ЧЩРПМОСФШ ДП ЬФПЗП, Й ЮБУФШљ— ЮФЕОЙА ДПРПМОЙФЕМШОПК МЙФЕТБФХТЩ РП ЙЪХЮБЕНЩН РТЕДНЕФБН. зПЧПТСФ, ЮФП РЕТЕНЕОБ ЪБОСФЙСљ— ФПФ ЦЕ ПФДЩИ. ьЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ЧБЫЕК ТБВПФЩ ВХДЕФ ЧЩЫЕ, ЕУМЙ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЧЕЮЕТБ ЧЩ ВХДЕФЕ ЪБОЙНБФШУС ТБЪМЙЮОЩНЙ ЪБДБОЙСНЙ, Б ОЕ НПОПФПООП ФТХДЙФШУС ОБД ПДОЙН.
  6. йУРПМШЪХКФЕ ЛБЦДЩК ЛХУПЮЕЛ УЧПВПДОПЗП ЧТЕНЕОЙ. дБЦЕ Х УБНЩИ ЪБОСФЩИ МАДЕК Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС ФП Й ДЕМП ЧЩРБДБАФ УЧПВПДОЩЕ РБТБ-ДТХЗБС НЙОХФ. йУРПМШЪХКФЕ ЙИ ДМС ЛБЛПЗП-ОЙВХДШ ОЕВПМШЫПЗП ДЕМБ, ОБРТЙНЕТ, ЪБРЙЫЙФЕ ЙОФЕТЕУОЩЕ НЩУМЙ, РТЙЫЕДЫЙЕ ЧБН Ч ЗПМПЧХ ОБ ПДОПН ЙЪ БХДЙФПТОЩИ ЪБОСФЙК ОБ РТПЫМПК ОЕДЕМЕ. чЩ ХДЙЧЙФЕУШ, ОБУЛПМШЛП РТПДХЛФЙЧОЩНЙ ПЛБЦХФУС ЬФЙ НБМЕОШЛЙЕ ПФТЕЪЛЙ ЧТЕНЕОЙ. чЕДШ ЛПОГЕОФТЙТПЧБФШ ЧОЙНБОЙЕ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДМЙФЕМШОПЗП ЧТЕНЕОЙ ФТХДОП, ОБ РТПФСЦЕОЙЙ ЦЕ ЛПТПФЛЙИ РЕТЙПДПЧ БЛФЙЧОПУФЙ ЬФП ДПУФЙЗБЕФУС МЕЗЛП.
  7. чУЕЗДБ Й ЧЕЪДЕ ЙНЕКФЕ У УПВПК ЮФП-ОЙВХДШ, ЮЕН ВЩ ЧЩ НПЗМЙ ЪБОСФШУС! оЕ ОБДП, ЛПОЕЮОП, ГЕМЩНЙ ДОСНЙ ФБУЛБФШ У УПВПК ЧУЕ ХЮЕВОЙЛЙ Й ФЕФТБДЙ, ПДОБЛП, ЮФП-ФП ОЕВПМШЫПЕ ЙНЕФШ РТЙ УЕВЕ ЧЕУШНБ РПМЕЪОП (ОБРТЙНЕТ, ЪБРЙУОХА ЛОЙЦЛХ ЙМЙ ЛБТФПЮЛХ У ЪБРЙУША ЛМАЮЕЧЩИ РПМПЦЕОЙК ЙЪХЮБЕНПЗП НБФЕТЙБМБ). фПЮОП ФБЛ ЦЕ РТЙ РПДЗПФПЧЛЕ Л ЧЩРПМОЕОЙА ЧБЦОПЗП ЪБДБОЙС, ОБРТЙНЕТ УПЮЙОЕОЙС, РПМЕЪОП ОЕУЛПМШЛП ДОЕК ОПУЙФШ У УПВПК РМБО УПЮЙОЕОЙС, ЮФПВЩ, РПУФЕРЕООП "УПТФЙТХС" РТЙИПДСЭЙЕ Ч ЗПМПЧХ ЙДЕЙ, ЪБОПУЙФШ ЙИ Ч РМБО Ч ЧЙДЕ ЛМАЮЕЧЩИ УМПЧ ЙМЙ ЖТБЪ.
  8. оЙЛПЗДБ ОЕ ТБВПФБКФЕ ФПМШЛП Ч ПДОПН "МАВЙНПН" НЕУФЕ. х ВПМШЫЙОУФЧБ МАДЕК ЕУФШ НЕУФБ, Ч ЛПФПТЩИ ПОЙ РТЕДРПЮЙФБАФ ТБВПФБФШ. пДОБЛП, ЕУМЙ ЧЩ ЧУЈ ЧТЕНС ТБВПФБЕФЕ Ч ПДОПН, РТЕДРПЮФЙФЕМШОПН ДМС УЕВС НЕУФЕ, ЧБН ВХДЕФ МЕЗЛП ПРТБЧДБФШ УЧПЕ ОЕЦЕМБОЙЕ ТБВПФБФШ ЗДЕ-МЙВП ЕЭЕ.
  9. у УБНПЗП ОБЮБМБ УЧПЙИ ЪБОСФЙК ХЮЙФЩЧБКФЕ, ЛБЛЙН УРПУПВПН ВХДХФ ПГЕОЙЧБФШУС ТЕЪХМШФБФЩ. еУМЙ ЛХТУ ЪБЧЕТЫБЕФУС ЬЛЪБНЕОБНЙ, ОБЮЙОБКФЕ РТБЛФЙЛПЧБФШУС Ч ПФЧЕФБИ УТБЪХ ЦЕ, ЛБЛ ФПМШЛП РТПКДЕФЕ НБФЕТЙБМ, ДПУФБФПЮОЩК ДМС ПФЧЕФБ ОБ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ! чЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ЗПФПЧЩ ОБЮБФШ ПФЧЕЮБФШ ОБ ЧПРТПУЩ Л ЛПОГХ РЕТЧПК ОЕДЕМЙ ЪБОСФЙК.
  10. рП ЧПЪНПЦОПУФЙ ЪБОЙНБКФЕУШ ЧНЕУФЕ У УПЛХТУОЙЛБНЙ. тБВПФБС УБНПУФПСФЕМШОП, НПЦОП ЮБУБНЙ УЙДЕФШ ЪБ УФПМПН ВЕЪ ЛБЛПЗП-МЙВП ПЭХФЙНПЗП ТЕЪХМШФБФБ. лПЗДБ ЧЩ СЧМСЕФЕУШ ЮБУФША ТБВПФПУРПУПВОПЗП ЛПММЕЛФЙЧБ, ЧБЫЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ РТЕДБЧБФШУС МЕОЙЧЩН НЕЮФБН УХЭЕУФЧЕООП ХНЕОШЫБАФУС. лБЦДЩК ТБЪ, ЛПЗДБ ЧЩ ПВЯСУОСЕФЕ ЮФП-МЙВП УЧПЕНХ ФПЧБТЙЭХ, ЧЩ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ПВХЮБЕФЕУШ УБНЙ.
  11. оЕ РПЪЧПМСКФЕ УЕВЕ ХЧМЕЛБФШУС "УТПЮОЩНЙ ЪБДБОЙСНЙ". пФДБЧБС ЧУЈ УЧПЕ ЧТЕНС Й ЬОЕТЗЙА ПДОПНХ УТПЮОПНХ ЪБДБОЙА, ЮЕТЕЪ ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС ЧЩ РТПУФП ПЛБЦЕФЕУШ РЕТЕД ОЕПВИПДЙНПУФША УФПМШ ЦЕ УТПЮОП ЧЩРПМОСФШ ДТХЗПЕ. л ЧЩРПМОЕОЙА ЧУЕИ ЪБДБОЙК УФБТБКФЕУШ РТЙУФХРБФШ РПТБОШЫЕ, ЮФПВЩ ЛБЛ НПЦОП НЕОШЫЕЕ ЙИ ЮЙУМП РЕТЕИПДЙМП Ч ТБЪТСД УТПЮОЩИ.
  12. хУФБОБЧМЙЧБКФЕ УЧПЙ УТПЛЙ ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБОЙК. пВЩЮОП РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ ТБВПФЩ ЧЩ ДПМЦОЩ ХЛМБДЩЧБФШУС Ч РТЕДРЙУБООЩЕ УТПЛЙљ— ОБЪОБЮБКФЕ УЕВЕ УЧПЙ УТПЛЙ, ВПМЕЕ ЦЕУФЛЙЕ, ЮЕН ФЕ, ЛПФПТЩЕ ЧБН РТЕДРЙУБОЩ. юХЧУФЧП ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ПФ ФПЗП, ЮФП ЧЩ ТБВПФБЕФЕ У ПРЕТЕЦЕОЙЕН УТПЛПЧ, РТЙДБУФ ЧБН ХЧЕТЕООПУФШ Й РПМПЦЙФЕМШОП УЛБЦЕФУС ОБ ЛБЮЕУФЧЕ ЧБЫЕК ТБВПФЩ. уПУФБЧШФЕ УЧПК ТБВПЮЙК РМБО РП ЧЩРПМОЕОЙА ЬФБРПЧ ТБВПФЩ, СЧМСАЭЕКУС ЮБУФША ЧБЫЕЗП ЛХТУБ. йОПЗДБ ПЛБЪЩЧБЕФУС ЧБЦОЕЕ, ОБРТЙНЕТ, ХДЕМЙФШ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС РТПУФП ВПМЕЕ ЗМХВПЛПНХ ХУЧПЕОЙА РТПКДЕООПЗП, ЮЕН ФПТПРЙФШУС У ЧЩРПМОЕОЙЕН УМЕДХАЭЙИ ЬФБРПЧ.
  13. йЪВЕЗБКФЕ ОБЛПРМЕОЙС ОЕЪБЧЕТЫЕООЩИ ЪБДБОЙК. нОПЗЙЕ УФХДЕОФЩ УФТБДБАФ ПФ ОБЛПРМЕОЙС "ИЧПУФПЧ" РП ТБВПФБН, ЧЩРПМОСЕНЩН ОБ РТПФСЦЕОЙЙ ЛХТУБ (ОБРТЙНЕТ, ЪБФСЗЙЧБС ДП РПУМЕДОЕЗП ПЖПТНМЕОЙЕ МБВПТБФПТОПК ТБВПФЩ). дЕМП ЛПОЮБЕФУС ФЕН, ЮФП ПОЙ ЧЩОХЦДЕОЩ УДБЧБФШ "ИЧПУФЩ" Ч ФП ЧТЕНС, ЛПЗДБ ЗПТБЪДП ЧБЦОЕЕ ЪБОЙНБФШУС РПЧФПТЕОЙЕН Й РПДЗПФПЧЛПК Л ЬЛЪБНЕОБН.
  14. йУРПМШЪХКФЕ РЕТЧЩЕ 10% ПФЧЕДЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. чЩ, ЧПЪНПЦОП, ЪБНЕФЙМЙ ЬФП УЧПКУФЧП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ОБФХТЩљ— 90% ДЕМБ ЧЩРПМОСФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ РПУМЕДОЙИ 10% ЧТЕНЕОЙ. тБУУХЦДБС МПЗЙЮЕУЛЙ, ЬФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ФП ЦЕ УБНПЕ Й УФПМШ ЦЕ ИПТПЫП НПЦОП УДЕМБФШ Ч РЕТЧЩЕ 10% ПФЧЕДЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. рПДХНБКФЕ, УЛПМШЛП ДТХЗЙИ ДЕМ ЧЩ НПЗМЙ ВЩ УДЕМБФШ Ч ПУФБЧЫЙЕУС 90%.
  15. рПУФПСООП ЪБЛТЕРМСКФЕ РТПКДЕООЩК НБФЕТЙБМ. оЕ ОБДЕКФЕУШ, ЮФП ВХДФП РП НБОПЧЕОЙА ЧПМЫЕВОПК РБМПЮЛЙ ФП, ЮФП ЧЩ ХЮЙМЙ ОБ РТПЫМПК ОЕДЕМЕ, ПУФБОЕФУС Ч ЧБЫЕК РБНСФЙ ОБ ЧУА ЦЙЪОШ. йНЕФШ Ч ЗПМПЧЕ РТПКДЕООЩК НБФЕТЙБМ УФПМШ ЦЕ ЧБЦОП, ЛБЛ Й ФПФ, ЛПФПТЩК ЧЩ РТПИПДЙФЕ Ч ОБУФПСЭЙК НПНЕОФ.
  16. вХДШФЕ ТЕБМЙУФПН. дЕТЦБФШ ФЕНРљ— ЪОБЮЙФ ТБВПФБФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП, ОП ОЕ РЕТЕТБВБФЩЧБФШ. чЩВЙТБКФЕ ФЕНР, УППФЧЕФУФЧХАЭЙК ХТПЧОА ЧБЫЙИ ЦЙЪОЕООЩИ УЙМ. хЮФЙФЕ, ЮФП ЙУФПЮОЙЛБНЙ ЬОЕТЗЙЙ ДМС РПДДЕТЦБОЙС ФЕНРБ УМХЦБФ ПФДЩИ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ УЙМ.
  17. оБЙВПМЕЕ ГЕООЩН Й ТБЪОПУФПТПООЙН ЙУФПЮОЙЛПН ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК ПВХЮЕОЙС ДМС ЧБУ СЧМСАФУС ЧБЫЙ УПЛХТУОЙЛЙ. уМЕДХАЭЙЕ ОЙЦЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ РПНПЗХФ ЧБН ЙЪЧМЕЮШ НБЛУЙНХН РПМШЪЩ ЙЪ УПЧНЕУФОПК ТБВПФЩ У УПЛХТУОЙЛБНЙ.
  • дМС ЗТХРРПЧПК РТПТБВПФЛЙ РПДВЙТБКФЕ ФБЛЙЕ ЪБДБОЙС, ЛПФПТЩЕ ХДПВОП ЧЩРПМОСФШ ЛПММЕЛФЙЧОП, Б ОЕ Ч ПДЙОПЮЛХ. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ТБВПФБ У ЙУФПЮОЙЛБНЙ ЙОЖПТНБГЙЙ, УПУФБЧМЕОЙЕ РМБОБ РЙУШНЕООПК ТБВПФЩ, УБНПРТПЧЕТЛБ Й "НПЪЗПЧПК ЫФХТН".
  • гЕМШ ЛПММЕЛФЙЧОПК ТБВПФЩ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ ЛБЦДЩК ЮМЕО ЗТХРРЩ ЧЩЙЗТЩЧБМ ПФ УПФТХДОЙЮЕУФЧБ У ДТХЗЙНЙ. хЮФЙФЕ, ЮФП ЛПЗДБ ЧЩ, ОБРТЙНЕТ, ЮФП-ФП ПВЯСУОСЕФЕ, ФП ЮЕМПЧЕЛПН, ЛПФПТЩК Ч ДБООЩК НПНЕОФ ПВХЮБЕФУС У ОБЙВПМШЫЕК ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФША, СЧМСЕФЕУШ ЙНЕООП ЧЩ. мХЮЫЙН РХФЕН Л РПОЙНБОЙА ЮЕЗП-МЙВП СЧМСЕФУС РПРЩФЛБ ПВЯСУОЙФШ ЬФП ДТХЗПНХ.
  • йЪВЕЗБКФЕ ЦХМШОЙЮЕУФЧБ. гЕМША ТБВПФЩ Ч ЗТХРРЕ ДПМЦОП ВЩФШ ХНЕОШЫЕОЙЕ МЙЮОПЗП ПВЯЕНБ ТБВПФЩ ДМС ЕЕ ХЮБУФОЙЛПЧ. еУМЙ ЧУЕ ЮМЕОЩ ЗТХРРЩ ЧОЕУМЙ ПДЙОБЛПЧЩК ЧЛМБД Ч ЧЩРПМОЕОЙЕ ЪБДБОЙС, НПЦОП У ХЧЕТЕООПУФША УЛБЪБФШ, ЮФП ОЙЛФП ОЕ РПМШЪПЧБМУС ЮХЦЙН ФТХДПН.
  • хУФБОПЧЙФЕ ОЕЛПФПТЩЕ ПУОПЧОЩЕ РТБЧЙМБ РПЧЕДЕОЙС Ч ЗТХРРЕ. пОЙ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ПВЭЕРТЙОСФЩН ОПТНБН РПЧЕДЕОЙС, ФБЛЙН ЛБЛ РХОЛФХБМШОПУФШ, ХТПЧЕОШ МЙЮОПЗП ЧЛМБДБ Ч ТБВПФХ ЗТХРРЩ, ЛПОУФТХЛФЙЧОПУФШ ЛТЙФЙЛЙ.
  • мЙДЙТХКФЕ РП ЛТХЗХ. вХДЕФ ОЕРМПИП, ЕУМЙ РТЙ ТБВПФЕ ОБД ТБЪОЩНЙ ЪБДБОЙСНЙ Ч ЗТХРРЕ ВХДХФ МЙДЙТПЧБФШ ТБЪОЩЕ ЕЕ ЮМЕОЩ, ЮФПВЩ ЛБЦДЩК ОЕУ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ ПРТЕДЕМЕООЩЕ БУРЕЛФЩ ЛПММЕЛФЙЧОПК ТБВПФЩ.
  • дЕМЙФЕ ОБ ЧУЕИ ПВЭХА ЮБУФШ ТБВПФЩ, ОБРТЙНЕТ, РПЙУЛ ЙОЖПТНБГЙЙ ЙМЙ ЙУФПЮОЙЛПЧ, ОЕПВИПДЙНЩИ ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБОЙС. ьФП РПНПЦЕФ ЛБЦДПНХ МХЮЫЕ ЙУРПМШЪПЧБФШ УЧПЕ ЧТЕНС, РПУЛПМШЛХ ЧУЕ УТБЪХ ОЕ ВХДХФ ЗПОСФШУС ЪБ ПДОПК Й ФПК ЦЕ ЛОЙЗПК, УФБФШЕК ЙМЙ УУЩМЛПК.
  • дПЗПЧБТЙЧБКФЕУШ НЕЦДХ УПВПК. чУЕН ЛПММЕЛФЙЧПН ХУФБОПЧЙФЕ ЛТБКОЙК УТПЛ ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБОЙС. дПЗПЧПТЙФЕУШ П ФПН, ЛБЛПЗП ТПДБ ЧЛМБД Ч ТБВПФХ ЗТХРРЩ ВХДЕФ УДЕМБО ЛБЦДЩН ЕЕ ЮМЕОПН.
  • ъБРЙУЙ, ЛПФПТЩЕ ЧЩ ДЕМБЕФЕ ОБ МЕЛГЙСИ Й ДТХЗЙИ ЗТХРРПЧЩИ ЪБОСФЙСИ,љ— ПДЙО ЙЪ УБНЩИ ЧБЦОЩИ ЙУФПЮОЙЛПЧ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТЩК ЧЩ УПЪДБЕФЕ ДМС УЕВС Ч РТПГЕУУЕ ХЮЕВЩ. фЕН ОЕ НЕОЕЕ, НОПЗЙЕ ПФОПУСФУС Л ОЙН МЙЫШ ЛБЛ Л НЕИБОЙЮЕУЛПК ТЕЗЙУФТБГЙЙ ХУМЩЫБООПЗП, Ф.љЕ. ОЕ ПВДХНЩЧБС ФПЗП, ЮФП ЪБРЙУЩЧБАФ.

    оЕ ПЗТБОЙЮЙЧБКФЕУШ РТПУФЩН ЛПРЙТПЧБОЙЕН. оЕ ПЗТБОЙЮЙЧБКФЕУШ РТПУФП ЪБРЙУША ФПЗП, ЮФП ЧЩ ЧЙДЙФЕ ОБ ЬЛТБОЕ ЙМЙ ДПУЛЕ ЙМЙ ЮФП ЧЩ УМЩЫЙФЕ. лПРЙТПЧБФШ, ОЕ РЩФБСУШ ИПФШ Ч ЛБЛПК-ФП УФЕРЕОЙ ПУНЩУМЙФШ НБФЕТЙБМ, УМЙЫЛПН МЕЗЛП. йЪМБЗБКФЕ ХУМЩЫБООПЕ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, Ч УЧПЕК НБОЕТЕ. оЕ РЙЫЙФЕ ДМЙООП, РПМОЩНЙ ЖТБЪБНЙ, ЕУМЙ НПЦОП РЕТЕДБФШ УНЩУМ ОЕУЛПМШЛЙНЙ ФЭБФЕМШОП РПДПВТБООЩНЙ УМПЧБНЙ. оЕРТЕТЩЧОП РТЙОЙНБС ТЕЫЕОЙЕ П ФПН, ЮФП ЛПОЛТЕФОП УМЕДХЕФ УЕКЮБУ ЪБРЙУБФШ, ЧЩ РПДДЕТЦЙЧБЕФЕ УЧПК НПЪЗ Ч УПУФПСОЙЙ ОБРТСЦЕОЙС Й ОЕ ДБЕФЕ ЕНХ УЛХЮБФШ. ъБРЙУЩЧБКФЕ ЧУЈ, ЮФП УЮЙФБЕФЕ ОЕПВИПДЙНЩН УПИТБОЙФШ.

  • чЩДЕМСКФЕ ЧБЦОЩЕ НЕУФБ Ч УЧПЙИ ЪБРЙУСИ. тБУРПМБЗБКФЕ ЪБРЙУЙ ОБ ЛБЦДПК УФТБОЙГЕ ФБЛ, ЮФПВЩ У ПДОПЗП ЧЪЗМСДБ ВЩМП СУОП, ЛБЛЙЕ ЙДЕЙ ЙМЙ РПОСФЙС СЧМСАФУС ПУОПЧОЩНЙ. юФПВЩ ЧЩДЕМЙФШ ЧБЦОХА ЮБУФШ ФЕЛУФБ, ЙУРПМШЪХКФЕ ГЧЕФ, ПВЧПД, НБТЛЕТ, ТЙУХОПЛ Й ДТХЗЙЕ ЙЪЧЕУФОЩЕ ЧБН УРПУПВЩ. лБЦДЩК ТБЪ, ЛПЗДБ ЧЩ ЮФП-МЙВП ОЕ РПОЙНБЕФЕ, ЪБРЙУЩЧБКФЕ УЧПЙ ЧПРТПУЩ. фПЮОП ФБЛ ЦЕ ЪБРЙУЩЧБКФЕ УЧПЙ НЩУМЙ Й ЛПННЕОФБТЙЙ РП РПЧПДХ ХУМЩЫБООПЗП. фПЗДБ ЧБЫЙ ЪБРЙУЙ ВХДХФ ОЕ РТПУФП ЛПРЙЕК ХУМЩЫБООПЗП, Ч ОЙИ ХЦЕ ВХДЕФ УПДЕТЦБФШУС ТЕЪХМШФБФ ЕЗП ПУНЩУМЕОЙС ЧБНЙ.
  • рП ЧПЪНПЦОПУФЙ УТБЧОЙЧБКФЕ УЧПЙ ЛПОУРЕЛФЩ У ЛПОУРЕЛФБНЙ ДЧХИ-ФТЕИ ДТХЗЙИ УФХДЕОФПЧ, РТЙ ЬФПН ДПРПМОСКФЕ Й ЙУРТБЧМСКФЕ УЧПЙ ЪБРЙУЙ. рТПУНБФТЙЧБКФЕ УЧПЙ ЪБРЙУЙ ЧОПЧШ ЮЕТЕЪ ДЕОШ-ДЧБ, РПЛБ ЧЩ ОЕ ЪБВЩМЙ УНЩУМБ РТПУФБЧМЕООЩИ Ч ОЙИ ЧПРТПУПЧ Й ХУМПЧОЩИ ЪОБЛПЧ. рТПДПМЦБКФЕ ТЕЗХМСТОП ТБВПФБФШ У ОЙНЙ, ДЕМБС ДПВБЧМЕОЙС, ЧОПУС ЙУРТБЧМЕОЙС Й РПСУОЕОЙС Й ПФНЕЮБС УЧСЪЙ У ДТХЗЙНЙ ЙУФПЮОЙЛБНЙ ЙОЖПТНБГЙЙ.
  • пЧМБДЕЧБКФЕ ФЕИОЙЛПК ВЩУФТПЗП ЮФЕОЙС. хНЕОЙЕ ЮЙФБФШ ВЩУФТПљ— ЧБЦОПЕ ЛБЮЕУФЧП, РПЪЧПМСАЭЕЕ ХУЧБЙЧБФШ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕЕ ЛПМЙЮЕУФЧП НБФЕТЙБМБ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ВЩУФТП РПМХЮЙФШ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УПДЕТЦБОЙЙ ЛОЙЗЙ, РТПЮФЙФЕ ЕЕ ПЗМБЧМЕОЙЕ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ЧЩ ЧРЕТЧЩЕ ВЕТЕФЕ ЕЕ Ч ТХЛЙ. пФНЕФШФЕ ЗМБЧЩ ЙМЙ ТБЪДЕМЩ, ЛПФПТЩЕ, ОБ ЧБЫ ЧЪЗМСД, ЙНЕАФ УБНПЕ ВМЙЪЛПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л РТЕДНЕФХ ЧБЫЕЗП ЙЪХЮЕОЙС. тЕЫБКФЕ, ЛПЗДБ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ВЩУФТПЕ ЮФЕОЙЕ. оБРТЙНЕТ, ЕУМЙ ЧБЫЕК ГЕМША СЧМСЕФУС РПМХЮЕОЙЕ ПВЭЕЗП РТЕДУФБЧМЕОЙС П РТЕДНЕФЕ, ВЩУФТПЕ ЮФЕОЙЕ НПЦЕФ РПНПЮШ. еУМЙ ЦЕ, ПДОБЛП, ЧЩ ОХЦДБЕФЕУШ Ч ВПМЕЕ РПДТПВОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, ФП ВЩУФТПЕ ЮФЕОЙЕ ВХДЕФ РПМЕЪОП МЙЫШ ОБ ЬФБРЕ РПЙУЛБ ФЕИ ЮБУФЕК ФЕЛУФБ, ЛПФПТЩЕ УМЕДХЕФ ЙЪХЮЙФШ ЗМХВЦЕ.
  • рПРЩФБКФЕУШ ЙЪВБЧЙФШУС ПФ РТЙЧЩЮЛЙ (ЕУМЙ ЧЩ ЕЕ ЙНЕЕФЕ) РТПЗПЧБТЙЧБФШ РТП УЕВС ФП, ЮФП ЧЩ ЮЙФБЕФЕ. вПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОБУ РТЙХЮЕОП ЮЙФБФШ У ФБЛПК УЛПТПУФША, У ЛБЛПК ЗПЧПТСФ. оБ УБНПН ДЕМЕ ОБЫ НПЪЗ Ч УПУФПСОЙЙ ЧПУРТЙОЙНБФШ УМПЧБ ВЩУФТЕЕ, ЮЕН НЩ ЙИ РТПЙЪОПУЙН. нОПЗЙЕ, ПДОБЛП, ОЙЛПЗДБ ФБЛ Й ОЕ НПЗХФ ОБХЮЙФШУС ЮЙФБФШ ВЩУФТЕЕ, ЮЕН ЗПЧПТСФ. уФБТБКФЕУШ ЧПУРТЙОЙНБФШ УМПЧБ ЗТХРРБНЙ, Б ОЕ РП ПФДЕМШОПУФЙ. чП НОПЗЙИ ЖТБЪБИ МЙЫШ ПДОП ЙМЙ ДЧБ УМПЧБ СЧМСАФУС ЧБЦОЩНЙ, Б ПУФБМШОЩЕ ДМС ЧПУРТЙСФЙС УНЩУМБ ОЕУХЭЕУФЧЕООЩ.
  • хДБЮЙ ЧБН, ДПТПЗЙЕ УФХДЕОФЩ!

    Начинается учебный год, и вы хотите быть успешным учеником. Вам понадобится хороший старт! Это значит, что необходимо правильно организовать свою учебу. Следует заранее подготовиться к учебному году и правильно планировать свою учебу на протяжении всего года. Это поможет вам достичь успехов в учебе.

    Шаги

    Организация учебы в начальной школе

      Подготовьте все необходимое до начала учебного года. Приготовьте все, о чем упоминал учитель. Возможно, учитель заранее раздаст список школьных принадлежностей, которые понадобятся вам в новом учебном году. В таком случае попросите родителей помочь вам приобрести все необходимое перед началом учебного года. В результате вы будете уверены, что у вас есть все необходимое для учебы.

      Сложите школьные принадлежности в отдельное место, предназначенное только для них. После того как вы соберете все необходимые принадлежности, следует разместить их в одном месте. Это может быть подходящий пенал или отделение в школьном ранце. Позаботьтесь о том, чтобы все школьные принадлежности располагались в одном месте, отдельно от других вещей.

      • Можно отвести для школьных принадлежностей два отдельных места. В одном удобно хранить предметы, которыми вы пользуетесь ежедневно, а во втором - те, которые вам требуются значительно реже.
      • Лучше всего использовать специально предназначенный для школьных принадлежностей пенал, так как в нем можно удобно разместить все предметы.
    1. Держите в чистоте свое рабочее место. Если у вас есть собственный письменный стол с ящиком, не сваливайте все в одну кучу. Вместо этого аккуратно разложите все школьные принадлежности. Так вы сохраните их в чистоте, не помнете тетради и легко сможете найти все необходимое.

      • Следите также за порядком в школьном ранце и на рабочем месте дома. Если время от времени не наводить порядок в ранце, это может привести к повреждению школьных принадлежностей, важных бумаг и тетрадей.
      • Чтобы содержать рабочее место в чистоте, кладите каждый предмет на отведенное ему место. Так вы сохраните порядок и легко сможете найти все необходимое.
      • Если вам сложно поддерживать порядок, попробуйте хранить мелкие предметы в органайзере для канцелярских принадлежностей.
    2. Выполняйте домашние задания. Даже в начальной школе вам будут задавать задания, которые следует вовремя выполнять. При выдаче очередного задания учитель сообщит вам срок его сдачи. Для записи различных заданий вам может потребоваться дневник. Он поможет вам планировать выполнение домашних заданий и соблюдать необходимые сроки.

      • При получении очередного домашнего задания сразу же запишите в дневник срок сдачи. Не забывайте брать дневник с собой в школу.
      • Если вам сложно уследить за всеми заданиями, попросите родителей помочь вам и напоминать о текущих заданиях. Они должны делать это заранее, чтобы у вас было время для выполнения заданий в срок.
      • По возвращении домой после школы не забывайте о домашнем задании, которое следует выполнить на завтра. Если для выполнения домашнего задания необходимы какие-либо дополнительные материалы, не забудьте взять их в школе.

      Организация учебы в средней школе

      1. Решите, какой вид рабочей тетради подойдет вам. Это очень важный вопрос. Некоторые предпочитают для ведения записей скрепленную спиралью тетрадь, в то время как другим больше нравится скоросшиватель с отдельными листами. Выберите наиболее подходящую и удобную для вас тетрадь.

        Заведите для каждого предмета отдельную папку. На занятиях вам могут выдавать большое количество учебного материала, в том числе и для домашней работы. В этом случае удобно иметь папки для отдельных предметов. Надпишите папки и складывайте в них соответствующие материалы.

        • Берите папки с собой в школу. Если вам дадут учебные материалы по какому-то предмету, после просмотра положите их в соответствующую папку.
        • Если вы боитесь, что листы могут выпасть из папок, используйте папки-конверты или другие плотно закрывающиеся папки.
        • Очищайте свои папки раз в неделю. Вынимайте из папок старые ненужные бумаги и освобождайте их для новых материалов.
        • Некоторые скрепленные спиралью тетради снабжены кармашками. Это удобно для хранения дополнительных листов. Если у вас именно такая тетрадь, используйте для каждого предмета отдельный кармашек и не смешивайте листы по разным предметам.
      2. Приобретите другие школьные принадлежности. Вам понадобятся карандаши, ручки, линейка, бумага и множество других вещей. Не исключено также, что перед началом нового учебного года стоит купить новый ранец или рюкзак.

        • Если различные предметы преподают разные учителя, многие принадлежности пригодятся сразу для нескольких предметов. Просмотрите списки необходимого по разным предметам и сравните их между собой. Там наверняка найдутся общие принадлежности, например карандаши, которые вы сможете использовать на разных уроках.
        • Запаситесь всеми принадлежностями, о которых упомянул учитель. Так вы как следует подготовитесь к урокам и не будете испытывать недостаток в чем-либо необходимом.
      3. Держите свое рабочее место в чистоте и порядке. Если у вас есть собственный запирающийся шкафчик, поддерживайте в нем порядок. В этом случае вы сможете при первой же необходимости легко найти нужные учебники, папки и тетради.

        • Не исключено, что вам придется делить шкафчик с другим учеником. Он может быть менее аккуратным, чем вы, и вам придется разделить внутреннее пространство шкафчика, чтобы поддерживать порядок хотя бы в своей половине.
        • Отведите для каждой вещи свое место в шкафчике. Например, книги можно положить на полку, куртку и рюкзак повесить на крючок, сменную обувь поставить вниз, и так далее. Так вам будет легче поддерживать порядок в своем шкафчике.
        • Если вам тяжело поддерживать порядок изо дня в день, отведите для этого один день в неделю (хватит нескольких минут). В этот день раскладывайте вещи по своим местам и забирайте все ненужное домой. Можно отвести для этого пятницу, чтобы каждую новую неделю начинать с чистым и прибранным шкафчиком.
      4. Следите за домашними заданиями и сроками их сдачи. Это очень важная сторона учебы. Для хорошей успеваемости необходимо знать, когда следует приступать к выполнению того или иного задания и помнить о сроках его сдачи. Нет ничего хуже, чем прийти на урок и обнаружить, что вы забыли выполнить домашнее задание.

        • Лучше всего использовать для этого бумажный или электронный дневник для заметок. Записывайте все важные даты и сроки сдачи заданий. Так вы сможете легко определить, какие задания являются первоочередными и к какому сроку их необходимо выполнить.
        • Отмечайте необходимые сроки сдачи сразу после того, как узнаете о них. Это касается и тех случаев, когда учитель переносит эти сроки. Так вы не забудете о важных датах. Для этого необходимо постоянно иметь при себе дневник и делать в нем необходимые пометки.
        • Попробуйте отмечать в своем дневнике задания по разным предметам различным цветом. Выберите для каждого предмета свой цвет и отмечайте им соответствующие задания, чтобы легко различать их.
      5. Пользуйтесь подходящими принадлежностями в школе и дома. При правильной организации учебы вы сможете определить, какие школьные принадлежности понадобятся вам для выполнения того или иного задания. Это касается как домашней работы, так и занятий в школе.

        • Указывайте в записях в дневнике то, что вам понадобится для выполнения соответствующих заданий. Это облегчит вам выбор необходимых принадлежностей.
        • При необходимости учитель скажет вам, что следует принести на следующий урок. Это зависит от конкретного предмета и изучаемой темы.
        • Не всегда хочется носить тяжелые учебники. Однако иногда это просто необходимо для того, чтобы как следует выполнить домашнее задание.
      6. Не откладывайте домашнюю работу до последнего. Для успешной учебы следует правильно планировать свое время. Не затягивайте до последнего и вовремя выполняйте домашние задания.

        Отведите отдельное место для выполнения домашних заданий. Не занимайтесь там ничем иным, кроме школьных заданий. Это поможет вам сосредоточиться на работе и ни на что не отвлекаться.