Робот который читает. Робот, который видел сны

Российские бизнесмены и ученые придумали новое транспортное средство, немецкие инженеры реализовали его в «железе», а продавать будут французские маркетологи.

Александр Грек

Полгода назад два моих хороших знакомых Юрий Коропачинский и Михаил Предтеченский, владельцы-основатели компании OCSiAl, контролирующей мировой рынок самых современных материалов — одностенных углеродных нанотрубок, пригласили меня в Люксембург. Обещали показать что-то невероятное. Невероятная была и секретность: запрещалось не только фотографировать, но даже намекать кому-нибудь, что я видел. Даже жене.

«Когда мы научились синтезировать одностенные углеродные нанотрубки (SWNT), — начал рассказывать историю годичной давности Юрий Коропачинский, — у нас была ошибочная мысль, что весь мир ждет нанотрубки. Производители из разных стран, включая таких гигантов, как Toyota, уже получили более 8000 патентов, связанных с SWNT. Мы были уверены: как только мы заявим, что умеем делать нанотрубки по цене в 75 раз дешевле конкурентов, к нам выстроится гигантская очередь технологических лидеров, которые будут кричать: «Еще! Еще!» — и перепродавать свои места другим желающим получить нанотрубки». Очередь не выстроилась.


Быстро стало понятно, что поскольку самих нанотрубок почти не было, то и промышленной технологии их использования быть не могло, и почти все выданные патенты не имели никакого отношения к производству. В OCSiAl поняли, что придется пройти весь путь от начала до конца и самим создать абсолютно новую отрасль. Вспомнилась история алюминиевого короля, концерна Alcoa: долгое время компания не могла придумать, для чего этот — поначалу очень дорогой — металл можно использовать. Начали с ювелирных украшений, Наполеон III делал из него награды.

Потом придумали алюминиевые кружки — не бьются и легкие. А в 1903 году полетел самолет братьев Райт. Его двигатель был изготовлен из сплава алюминия и меди. Так алюминий позволил человечеству взлететь, а авиация помогла создать алюминиевую промышленность.

В OCSiAl уверены, что нанотрубки приведут к такому же глобальному техническому прорыву. Одно из главных качеств новых материалов — удельная прочность. Плотность алюминиевых сплавов — 2700 кг/м3, высокопрочных сталей — 7800 кг/м3, а углепластика — 1600 кг/м3. Удельная прочность алюминиевых сплавов — 18, сталей — те же 18, а углепластика — уже 53−112! А нанотрубок — более 2500! Поэтому по мере развития технологии их получения и использования нанотрубки просто уничтожат всех конкурентов. Два главных направления, в которых при появлении материалов невиданной прочности возникнет прорыв, — строительство (мосты и небоскребы) и машиностроение. Это то, что сразу приходит в голову.


Не небоскреб

В OCSiAl решили строить демонстратор технологии. Мост или небоскреб — это пока слишком: значит, транспорт. К тому же всего в двух отраслях — авиастроении и автомобильной промышленности — применяются почти все известные материалы и способы их обработки. Таким образом, можно получить не только демонстратор отдельной технологии, а целую технологическую платформу и тестировать на ней огромный спектр передовых решений и материалов в самых разных сочетаниях.

Юрий Коропачинский стал искать тех, кто хоть что-нибудь понимал в применении нанотрубок. Самый близкий материал — современные углепластики. Так друзья добрались до американской компании Zavex — мирового лидера в области нанотехнологий. Она не создавала нанотрубки, но придумывала способы эффективно вводить их в углепластики, упрочняя их на 30%. Конечно, SWNT в их составе всего доли процента, но если ты способен повысить прочность самого прочного на Земле материала, может получиться что-то стоящее. То, чего еще никогда не было.

Акционеры OCSiAl решили купить эту компанию. Приехали в Коламбус (США) и подписали соглашение о поглощении. Стали обсуждать, где можно применить материал с нанотрубками. Zavex предложил сверхпрочный маленький игрушечный дрон, который нельзя сломать. Не впечатлило. Директор компании вспомнил, как производитель бейсбольных бит отказался от нового материала, потому что им не нужны вечные биты.


Потом они рассказали про даунхилл, где в течение одного соревнования несколько раз меняют колеса: они не выдерживают такой эксплуатации. Углепластиковый обод с добавлением нанотрубок выдерживал семь полных гонок — 20−30 заездов. Это было уже теплее. И директор сказал: «Понимаете, никому не нужен новый велосипед». «Я почувствовал, что мне прострелили мозг, — смеется Коропачинский, — и сказал: «Нет, нам именно нужен новый велосипед». И мы в течение полутора часов писали на доске, за что мы ненавидим велосипеды и мотоциклы и как можно создать конструкцию, которая объединяла бы в себе все лучшие свойства мотоциклов и велосипедов, но была бы избавлена от их недостатков». Юрий и Михаил настолько увлеклись этой идеей, что весь обратный полет из Нью-Йорка в Москву не сомкнули глаз, азартно обсуждая идею, рисовали прототипы. Когда самолет коснулся колесами взлетной полосы, у них уже была готовая концепция, изложенная на нескольких листах бумаги. Вернее, концепций было две: модель, которую можно сделать в течение двух лет, и модель, которая может появиться через пять лет.

Конь беспедальный

Друзья пришли к выводу, что нет ни одного транспортного средства, которое мог бы поднять человек, — кроме велосипедов и игрушек-гироскутеров. Вес серьезного электробайка стартует со 100 кг. Несерьезный электробайк не сможет на одной зарядке пробежать 100 км. А требуется, чтобы служащий мог в костюме поехать на работу и, не вращая педалей, преодолеть расстояние до 100 км. Завезти байк в лифт, поднять в офис, положить в багажник. Ведь на самых интересных рынках, например в Гонконге или Сингапуре, с парковками гигантская проблема.

Скорость человека без транспортных средств мала, а затраты энергии велики. Передвижение верхом на лошади лишь немногим лучше. Общественный транспорт требует меньше энергии, чем индивидуальный, но он очень материалоемкий — на одного пассажира приходится более полутонны веса вагона. Эффективнее UJET пока ничего нет.

Долго не могли определиться, должны ли быть педали, и много об этом спорили. Потом поехали на крупнейшую выставку велосипедов в Германии. Там были десятки тысяч велосипедов, тысячи производителей, но больше всего поразило то, что все велосипеды одинаковы! Юрий и Михаил поняли почему. Дизайн велосипеда идеален и определяется тем, что у него есть педали. Самый экономичный способ езды — давить на педали весом. Поэтому высота, размер колеса, посадка, руль — все определено, ничего нельзя сдвинуть. Сдвигаешь — сразу проигрываешь в эргономике. Решение выкинуть педали было одним из самых сложных, на нем настоял Константин Нотман — глава OCSiAl product development, подразделения, которое на основе нанотрубок создает новые продукты. Как Стив Джобс выкинул из телефона клавиатуру. Отсутствие клавиатуры у iPhone создало ранее недоступную свободу для smartphone. Все смартфоны избавились от клавиш. Юрий и Михаил считают, что придумали новый класс транспортных средств для мегаполисов — smartjet. По затратам энергии на перемещение килограмма полезной нагрузки это самое совершенное персональное транспортное средство на планете.


Энергоэффективность

Первый интернационал

Для реализации этого амбициозного проекта в Люксембурге была создана интернациональная компания UJET Vehicles, возглавил которую Константин Нотман. Концепт был создан в России, которая вообще славится изобретательством. «Периодическая таблица химических элементов придумана в России, — говорит Коропачинский. — Концептуальные вещи у нас получаются неплохо». А вот лучшие инженеры — в Германии. Поэтому весь инжиниринг сделан полностью на немецком языке немецкими подрядчиками и собственным инженерным офисом в Ульме. Юрий уверен, что, если бы язык был другой, не удалось бы уложиться в нужные сроки. Маркетинг был отдан на откуп французам. А за дизайном поехали в Италию, во всемирно известные автомобильные ателье. Увидев требования, одни дизайнеры сказали, что это невозможно, другие нервно рассмеялись: ведь это то, чего ждет автомобильная промышленность последние десять лет. Реальной же задача показалась небольшой немецкой компании Busse Design из Ульма, которая блестяще справилась с работой. А вообще в UJET Vehicles работают специалисты из 12 стран. Настоящий интернационал.

Задачи перед инженерами ставились почти невыполнимые: каждый узел требовалось переизобрести заново. Поэтому новый смартджет, получивший название UJET, удивляет с первого взгляда. Первое, что бросается в глаза, — отсутствие подвески, спиц на колесах и мотора. Но стоит сесть за руль, повернуть рукоятку газа — и тебя просто катапультирует с места. Это самое энерговооруженное персональное транспортное средство. К тому же очень комфортное. Значит, мотор и подсечка все-таки есть. А вот спиц, как ни крути, нет.


На каждом этапе инженеры боролись с весом. Например, все подвески известных двухколесников, пневматические или пружинные, работают на сжатие. Они имеют определенный лимит с точки зрения веса. В UJET Vehicles попытались реализовать простую штуку, работающую на скручивание, — торсионную подвеску. Не классические торсионы, используемые, например, на танках, а резинометаллическую модификацию, применяемую в виброгасителях. В итоге получили существенную экономию веса и избавились от спиц.

Мотор же решили спрятать в обод колеса. С нуля были разработаны три разных двигателя, после испытания оставили лучший. Причем все три являются одними из лучших в своем классе по соотношению «вес — мощность». В итоге на UJET стоит мотор мощностью 4 кВт и весом 1 кг 860 г. С чудовищным пусковым моментом, превышающим 110 Н·м.

Раскладушка

Все, кто занимался когда-либо складыванием чего-нибудь — детской коляски или складного велосипеда, хорошо знают весь ужас этих конструкций, которые приходится разбирать и собирать. «Мы долго обсуждали эту проблему между собой и, конечно, с женами, — Константин Нотман может говорить об инженерных решениях часами. — Что является самым негативным фактором в сборке-разборке? Оказалось, сильнее всего раздражает то, что нужно сильно наклоняться. Это очень неудобно». Инженерам было дано задание: сконструировать такой механизм складывания, чтобы владельцу байка не надо было наклоняться.


«Скажу честно, — почти извиняется Константин, — нам не удалось разработать механизм, который бы складывался одним движением». Компания протестировала 25 (!) разных концептов систем складывания. Но минимизации движений достигли: при складывании-раскладывании UJET нужно поставить на подножку, нажать ногой на специальную педаль, чтобы разблокировать фиксатор, затем подвести переднюю половину к задней, держась за руль. Два колеса защелкиваются на магнитный замок, выдвигается ручка, и UJET можно легко катить за собой, как небольшой чемодан на колесах. Хочешь — в лифт, хочешь — в офис, хочешь — в электричку или на борт яхты, а то и просто засунуть в багажник автомобиля.

Попой чувствую

«Особая гордость Нотмана — батарейный отсек. В UJET используется уникальная батарея с плотностью энергии выше, чем у Tesla. Через некоторое время появится еще более эффективная батарея — с нанотрубками. Во всех транспортных средствах для хранения батарей существуют боксы, встроенные, например, в сиденье. Почему бы не объединить батарею и сиденье? В UJET батарейка и есть сиденье. Соответственно, и сиденья не нужно. Одним движением сиденье-батарея отделяется от UJET, из нее выдвигается удобная ручка, и на маленьких колесиках ее легко можно ввезти за собой в кафе или офис и поставить на подзарядку. Без труда справится даже хрупкая девушка. Кроме того, это и отличное противоугонное средство: кому нужен смартджет не только без батареи, но и без сиденья? Но и это еще не все.

Требования к UJET были невыполнимыми: вес не более 40 кг, дальность поездки на одной зарядке 100 км, складывание одним движением, габариты под багажник автомобиля, невиданные технологии, динамика спорткара и внешность кинозвезды.

Как правило, акустические системы на двухколесном транспорте встраиваются только в дорогие мотоциклы и скутеры. Акустика довольно тяжелая штука, требующая много места и тщательной защиты от внешней среды, например дождя или тумана. Но в мире есть контактные спикеры, которые через вибрацию превращают любую твердую поверхность в акустический излучатель-резонатор. В UJET таким резонатором является батарейный блок. Вся батарея и сиденье превратились в спикер. И музыку не только слышишь, но и чувствуешь. Это позволяет встроить не только обязательный по стандартам звуковой клаксон, но и акустический эмулятор двигателя, так как UJET движется абсолютно беззвучно, как тень. А как он будет звучать, каждый может выбрать сам: хочешь — как Ferrari, хочешь — как истребитель, хочешь — как звездолет из Star Wars. Батарея является источником энергии для всех гаджетов, в нее встроено два USB-порта. Мало того, батарейный блок является переносным бумбоксом. В UJET Vehicles шутят: наши инженеры сделали самый большой в мире MP3-плеер. Запаса энергии хватит на непрерывные танцы вокруг костра в течение нескольких дней.

Будь проще

«Девиз разработчиков выражался одним словом: easy, — говорит Константин Нотман. — Простота пользования во всем. Все должно быть востребовано, все функции должны быть просты в использовании». Например, рекуперация энергии. Часто рекуперация либо фейк, либо что-то абсолютно непонятное пользователю. В смартджете попытались сделать эту технологию настолько прозрачной, что теперь в каждую секунду пользователь знает, в каком режиме работает UJET: ручка газа на себя — ускорение, байк питается от батарей; ручка газа от себя — машина начинает тормозить электромотором, который переводится в режим генератора, и подзаряжает батарею. Удивительно удобная и интуитивно понятная штука, позволяющая тонко управлять скоростью смартджета одной рукой, не прикасаясь к тормозу.


В компании провели много исследований в области магического треугольника — пятая точка, ступни и кисти. Когда покупаешь велосипед, можешь настроить его под себя. Но львиная доля скутеров и мотоциклов этого не позволяет. Следуя девизу «быть проще», проблему решили изящно, предложив клиентам по одной цене UJET с сиденьями двух размеров. Для людей ростом от 155 до 175 см и для тех, кто укладывается в размеры от 176 до 195 см. Все просто. Впрочем, небольшой выбор все же есть: можно выбирать один из 17 цветов, батарейные блоки двух разных дизайнов и емкостей и даже фактуру кожи для ручек и сидений.

Смартджет


Через бортовую систему можно менять и режимы мощности двигателя. Дело в том, что при опытной эксплуатации произошли две аварии, обе по причине недооценки UJET: внешний вид обманывает, люди не ожидают такой динамики. Поэтому в серийной машине будет три режима: Eco, Normal и Sport. И только в режиме Sport будет выдаваться максимальная мощность. В режиме Eco — 50%-ная мощность, которой тоже более чем достаточно. Никто не ожидает, что эта маленькая штучка начинает разгоняться, как снаряд по рельсотрону.

На борту UJET развернута профессиональная шина передачи данных, как в современном автомобиле. Управляет всем этим хозяйством 4-ядерный процессор, который непрерывно посылает в сервисный центр 64 параметра. И там знают про каждый смартджет все и могут незаметно решать многие проблемы онлайн — например, при перегреве батареи временно ограничить мощность. Клиент, конечно, может отказаться от передачи данных, но, если согласится, «Большой Брат» будет сильно помогать.

Центр управления

В UJET интегрированы почти все телекоммуникационные платформы: GSM, 4G, GPS, Bluetooth, Wi-Fi. Всеми функциями UJET можно управлять, не снимая рук с руля, — клавишами или голосом.

«В России широко распространены видеорегистраторы, — говорит Нотман. — Благодаря им засняли челябинский метеорит с самых разнообразных ракурсов. Но главное устройство передачи видео в наше время — смартфон. Мы решили не разделять видео-регистратор и смартфон. Поэтому со встроенной в UJET HD-камеры сигнал напрямую записывается на смартфон, и видео можно немедленно выкладывать в соцсети и интернет».

«Все теряют свои машины на парковках. Я — точно, — смеется Нотман. — Когда я выхожу из магазина, я не знаю, где она. У меня большой внедорожник, а маленький UJET вообще не найдешь. Можно, конечно, искать по координатам и картам, только по ним не все хорошо ориентируются. Это был мой персональный запрос — сделать поиск простым и эффективным». Теперь достаточно посмотреть вокруг через камеру смартфона в AR-приложении и прямо на фоне настоящей парковки найти точку, где находится UJET, и идти к нему. Easy.


Суперматериалы

Вернемся к главной идее: UJET — демонстратор новых материалов. Современные инженерные термопласты плотностью 1,25−1,3 г/см3 слишком тяжелы. Легкие термопласты типа полипропилена плотностью 0,9 г/см3 не очень прочные. Однако, усиленные небольшим количеством нанотрубок, они по прочности перегоняют тяжелые аналоги. Именно такие материалы и применяются в UJET.

Рекордные по весу в своем классе шины разработаны специально для этого проекта. На влажной дороге их сцепление увеличено на 15%. И в протекторах используются, как нетрудно догадаться, SWNT. Причем нанотрубки позволяют изготавливать шины не только черного цвета, но и любого другого. Применение инженерных решений и новых материалов уже сейчас позволило уменьшить вес UJET до 40 кг. Через несколько лет этот показатель должен существенно понизиться.

«UJET — новый супергаджет, — Юрий Коропачинский гордится своим детищем. — У него ничего не регулируется, просто выпускаются смартджеты разных размеров, как iPhone. Покупатель получает коробку, в которой лежат всего две детали: батарейка и сам UJET. Вставляешь одно в другое — и можешь ехать». Я покатался на нем и теперь не хочу iPhone 8. Я хочу UJET.

Команда лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института (CSAIL) и Бостонского университета разработала мозговой интерфейс, который позволяет управлять роботом, корректируя совершаемые им ошибки в реальном времени.

Робот Baxter «читает мысли» человека при помощи электроэнцефалограммы. Фото Jason Dorfman/MIT CSAIL

Подобный подход, в отличие от систем непосредственной подачи команд, не требует предварительного обучения пользователя. Разработчики нейроинтерфейса считают, что для контроля действий робота, выполняющего определенную программу (например, на производстве), достаточно в реальном времени предупреждать его о совершаемой ошибке.

Идея основана на том, что, когда человек видит ошибку, его мозг генерирует определенный вид слабых, но достаточно универсальных потенциалов, которые схожи у разных людей - ErrP (error-related potential, потенциалы ошибки). Эти сигналы универсальны, их распознавание не требует длительного обучения, необходимого при управлении командами.

Устройство системы. Andres F. Salazar-Gomez et al., ICRA 2017

Созданный нейроинтерфейс представляет собой многоканальную ЭЭГ, регистрирующую ErrP оператора во время наблюдения за действиями робота. В эксперименте использовали робота Baxter производства Rethink Robotics.

Использование алгоритмов машинного обучения позволило сократить время реакции интерфейса до 10-30 миллисекунд. В эксперименте с сортировкой предметов система достигла точности управления в 70 процентов. В настоящее время ученые разрабатывают модуль распознавания вторичных ошибок - ситуаций, когда интерфейс неверно интерпретировал сигналы мозга оператора. Авторы проекта рассчитывают таким образом довести точность до 90 процентов.

В детстве я смотрел «Звездные войны» , видел роботов C3Po и R2D2 и мечтал о своем собственном роботе. Это желание окрепло еще больше, когда я увидел у «Джетсонов» семейного робота-домработницу Рози, которая безотказно работала занимаясь хозяйством. Я всегда чувствовал, что персональный робот может пригодиться в качестве собственного шеф-повара, тренера и товарища. Похоже, что будущее пришло в нашу жизнь, ведь теперь всё более продвинутые модели роботов для дома появляются на рынке и стоят даже дешевле, чем iPhone или MacBook. Давайте рассмотрим 12 персональных роботов для дома: некоторые из них больше похожи на людей, другие меньше, но все они могут сделать вашу жизнь лучше.

Pepper от SoftBank Robotics

Pepper - один из линейки роботов, более всего похожих на человека. Говорят, что этот робот способен распознавать человеческие эмоции. Pepper определяет ваши эмоции и реагирует на них соответствующим настроением. Сегодня робота Pepper используют в различных коммерческих целях в Японии, но он также может стать отличным другом дома.

Jibo

Jibo - милый маленький робот, который напоминает мне робота Валл-И из одноименного фильма компании Pixar. Он не передвигается самостоятельно, но этот семейный робот учится у всех, кто с ним общается - и запоминает всё то, чем вы с ним делитесь. Jibo заговорит с вами, когда вы в следующий раз войдете в комнату, и не удивляйтесь, если он отпустит шуточку.

Kuri от Mayfield Robotics

Kuri - это веселый друг и хороший помощник с серьезным технологическим содержимым. Робот мобилен, оснащен WiFi, Bluetooth, камерой 1080p и функцией распознавания лиц. Также он обладает возможностью телеприсутствия, что позволяет разговаривать через робота с другими людьми дома. Он может перемещаться по дому, объезжая препятствия и домашних животных, и дополнительно исполнять роль домашней системы наблюдения, поскольку он слышит и видит всё, что происходит в доме. Kuri издаёт пикающие звуковые сигналы, похожие на R2D2 из «Звёздных войн» . Kuri может ежедневно фотографировать и сохранять контент в приложении на вашем телефоне - где вы сможете этот контент просматривать, редактировать и отправлять друзьям.


Zenbo от Asus

Zenbo - разумный мобильный робот, который может общаться, помогать и развлекать вас тогда, когда это необходимо. Пока вы дома, Zenbo учится и адаптируется к вам, а когда понадобится - делится своими эмоциями. Zenbo может помогать с напоминаниями, управлять домашними устройствами, работать в ваше отсутствие в качестве системы безопасности и даже развлекать детей, читая им сказки.

Lynx от Ubtech

Lynx - это робот-гуманоид, который обеспечивает мобильность голосовому помощнику Alexa. Lynx может заказать необходимые товары непосредственно с сайта Amazon при помощи простых голосовых команд. Lynx оснащен функцией распознавания лиц и персонализированными приветствиями. Он может проигрывать музыку и обеспечивать безопасность в ваше отсутствие транслируя то, что происходит в доме.

Budgee от 5 Elements Robotics

Ищете еще одну пару рук, которая поможет вам носить что-то по дому или во дворе? Тогда вам нужен Budgee. Budgee - это дружелюбный, трудолюбивый робот, который помогает переносить вещи.

Hub Robot от LG

Hub Robot от LG - это умный домашний помощник, управляемый голосовым сервисом Alexa. С его помощью ваш дом можно сделать умнее, просто установив робота на самое активное место в вашем доме. Робот реагирует на ваши движения кивками и простыми ответами. Он может позаботиться обо всём: от создания настроения и воспроизведения музыки до включения и отключения кондиционера. На интерактивном дисплее отображаются сообщения, видео и фотографии. Используя функцию распознавания лиц, Hub Robot может узнавать членов семьи. В настоящее время данного робота пока нет в продаже, но мы надеемся, что он скоро появится, поскольку в январе 2017 года его впервые продемонстрировали на Выставке потребительской электроники.

Olly Robot от Emotech

Робот Olly представляет собой микс умного домашнего хаба и персонального робота. Это круглое настольное устройство предназначено для того, чтобы сделать ваш день лучше. Olly - это робот-стартап из Лондона, который узнает, как вам хотелось бы общаться, а затем отвечает на ваши вопросы и контролирует подключенные устройства.

Robo Temi

Temi - это персональный робот для дома: он умнее, чем робот с функцией телеприсутствия, поэтому может взять на себя роль личного помощника на колесах. Temi был разработан в качестве видеочата и музыкальной машины - чтобы вы развлекались и оставались на связи. Temi работает на операционной системе Android, поэтому он совместим со многими вашими любимыми приложениями.

Aido от Ingen Dynamic

Aido - это семейный домашний робот, который может передвигаться по дому, помогать и улучшать вашу жизнь. Aido может делать всё: начиная с игр с вашими детьми и заканчивая помощью по дому, справляясь со всем запланированным. Aido может поддерживать связь и безопасность в доме благодаря мобильным и визуальным возможностям.

Personal Robot от Robot Base

Этот креативно названный робот умеет многое. Как мы уже говорили ранее, Personal Robot оснащен всеми основными функциями, такими как: распознавание лиц, возможность фотографирования, будильник, точное распознавание языков и автономная навигация. Кроме того, он может создать карту вашего дома с помощью навигационных и картографических алгоритмов. Personal Robot умеет также взаимодействовать с другими домашними устройствами, такими как умный термостат Nest и другие, поэтому поможет автоматизировать ваш дом.

Персональный робот Q . Bo с открытым исходным кодом

Ищете 2 в 1: и персонального робота, и робота для экспериментов? Знакомьтесь с Q.Bo - роботом с открытым исходным кодом, который позволяет добавить необходимые функции, и, таким образом, создать наиболее персонализируемого робота. Q.Bo оснащен базовыми функциями и техническими возможностями, но их можно расширять. Этот робот отлично подходит детям, родителям и педагогам - ведь из него можно выдумать и настроить такого персонального робота, какого захочется.

БОНУС


Erica - японский робот на базе Android

Этот робот пока не производится для массовой аудитории, я просто подумал, что его стоит включить в список, чтобы продемонстрировать направление, в котором движутся роботы. Erica напоминает мне плохого робота из сериала «Мир Дикого запада». Вполне возможно, что скоро роботы будут более похожими на человека, как Эрика, и даже смогут работать среди нас, а может быть, они уже среди нас - далее следует зловещая музыка.
Мы все еще находимся в начале эры искусственного интеллекта и персональных роботов для дома. Я уверен, что эта группа роботов, которые в настоящее время выглядят как новая веб-страница HTML во время Интернет-революции, будет вытеснена более продвинутыми средствами. Тем не менее, увлекательно наблюдать за тем, как всё движется в сторону будущего - в сторону того, что мы видели на больших экранах, и чего с нетерпением ждали в течение последних нескольких десятилетий.

Перевод А. Д. Иорданского

Файл с книжной полки Несененко Алексея Ў http://www.geocities.com/SoHo/Exhibit/4256/AZIMOVIND .html

Я – робот

Я посмотрел свои заметки, и они мне не понравились. Те три дня, которые я провел на предприятиях фирмы «Ю С. Роботе», я мог бы с таким же успехом просидеть дома, изучая энциклопедию.

Как мне сказали, Сьюзен Кэлвин родилась в 1982 году. Значит, теперь ей семьдесят пять. Это известно каждому. Фирме «Ю С. Роботе энд Мекэникел Мэн Корпорэйшн» тоже семьдесят пять лет. Именно в тот год, когда родилась доктор Кэлвин, Лоуренс Робертсби основал предприятие, которое со временем стало самым необыкновенным промышленным гигантом в истории человечества. Но и это тоже известно каждому.

В двадцать лет Сьюзен Кэлвин присутствовала на том самом занятии семинара по психоматематике, когда доктор Альфред Лэннинг из «Ю. С. Роботс» продемонстрировал первого подвижного робота, обладавшего голосом. Этот большой, неуклюжий, уродливый робот, от которого разило машинным маслом, был предназначен для использования в проектировавшихся рудниках на Меркурии. Но он умел говорить, и говорить разумно.

На этом семинаре Сьюзен не выступала. Она не приняла участия и в последовавших за ним бурных дискуссиях. Мир не нравился этой малообщительной, бесцветной и неинтересной девушке с каменным выражением и гипертрофированным интеллектом, и она сторонилась людей.

Но, слушая и наблюдая, она уже тогда почувствовала, как в ней холодным пламенем загорается увлечение.

В 2005 году она окончила Колумбийский университет, в поступила в аспирантуру по кибернетике.

Изобретенные Робертсоном позитронные мозговые связи превзошли все достигнутое в середине XX века в области вычислительных машин и совершили настоящий переворот. Целые мили реле и фотоэлементов уступили место пористому платиноиридиевому шару размером с человеческий мозг.

Сьюзен научилась рассчитывать необходимые параметры, определять возможные значения переменных позитронного «мозга» и разрабатывать такие схемы, чтобы можно было точно предсказать его реакцию на данные раздражители.

В 2008 году она получила степень доктора и поступила на «Ю. С. Роботс» в качестве робопсихолога, став, таким образом, первым выдающимся специалистом в этой новой области науки. Лоуренс Робертсон тогда все еще был президентом компании, Альфред Лэннинг – научным руководителем.

За пятьдесят лет на глазах Сьюзен Кэлвин прогресс человечества изменил свое русло и рванулся вперед.

Теперь она уходила в отставку, – насколько эго вообще было для нее возможно. Во всяком случае, она позволила повесить на двери своего старого кабинета табличку с чужим именем.

Вот, собственно, и все, что было у меня записано. Были еще длинные списки ее печатных работ, принадлежащих ей патентов, точная хронология ее продвижения по службе, – короче, я знал до мельчайших деталей всю ее официальную биографию.

Но мне было нужно другое. Серия очерков для «Интерплэнегери Пресс» требовала большего. Гораздо большего.

Я так ей и сказал.

– Доктор Кэлвин, – сказал я, – для публики вы и «Ю. С. Роботс» – одно и то же Ваша отставка будет концом целой эпохи.

– Вам нужны живые детали?

Она не улыбнулась. По моему, она вообще никогда не улыбается. Но ее острый взгляд не был сердитым. Я почувствовал, как он пронизал меня до самого затылка, и понял, что она видит меня насквозь Она всех видела насквозь. Тем не менее, я сказал.

– Совершенно верно.

– Живые детали о роботах? Получается противоречие.

– Нет, доктор. О вас.

– Ну, меня тоже называют роботом. Вам, наверное, уже сказали, что во мне нет ничего человеческого.

Мне это действительно говорили, но я решил промолчать.

Она встала со стула Она была небольшого роста и выглядела хрупкой.

Вместе с ней я подошел к окну.

Конторы и цеха «Ю. С. Роботс» были похожи на целый маленький, правильно распланированный городок. Он раскинулся перед нами, плоский, как аэрофотография.

– Когда я начала здесь работать, – сказала она, – у меня была маленькая комнатка в здании, которое стояло где-то вон там, где сейчас котельная. Это здание снесли, когда вас не было на свете. В комнате сидели еще три человека. На мою долю приходилось полстола. Все наши роботы производились в одном корпусе. Три штуки в неделю. А посмотрите сейчас!

– Пятьдесят лет – долгий срок. – Я не придумал ничего лучше этой избитой фразы.

– Ничуть, если это ваше прошлое, – возразила она. – Я думаю, как это они так быстро пролетели.

Она снова села за стол. Хотя выражение ее лица не изменилось, но ей, по-моему, стало грустно.

– Сколько вам лет? – поинтересовалась она.

– Тридцать два, – ответил я.

– Тогда вы не помните, каким был мир без роботов. Было время, когда перед лицом Вселенной человек был одинок и не имел друзей. Теперь у него есть помощники, существа более сильные, более надежные, более эффективные, чем он, и абсолютно ему преданные. Человечество больше не одиноко. Вам это не приходило в голову?

– Боюсь, что нет. Можно будет процитировать ваши слова?

– Можно. Для вас робот – это робот. Механизмы и металл, электричество и позитроны Разум, воплощенный в железе! Создаваемый человеком, а если нужно, и уничтожаемый человеком. Но вы не работали с ними, и вы их не знаете Они чище и лучше нас.

Я попробовал осторожно подзадорить ее.

– Мы были бы рады услышать кое что из того, что вы знаете о роботах, что вы о них думаете «Интерплэнетери Пресс» обслуживает всю Солнечную систему. Миллиарды потенциальных слушателей, доктор Кэлвин! Они должны услышать ваш рассказ.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Айзек Азимов
Робот, который видел сны

– Ночью я видел сон, – спокойно сказал LVX-1.

Сьюзен Келвин молчала. Лишь едва заметная тень мелькнула на ее лице, покрытом глубокими морщинами – вечными спутниками старости, мудрости и опыта.

– Ну, убедились? – нервно спросила Линда Рэш. – Все, как я вам говорила! – Она была еще молода и не умела сдерживать эмоций.

Келвин кивнула.

– Элвекс, – тихо сказала она, – до тех пор, пока не будет произнесено твое имя, ты не будешь говорить, двигаться и слышать.

Ответа не последовало: робот был нем и неподвижен, как обыкновенная чугунная болванка.

– Дайте мне ваш код допуска, доктор Рэш, – сказала Келвин. – Или, если хотите, введите его сами. Мне нужно просмотреть структуру его мозга.

Руки Линды на мгновение зависли над клавиатурой. Она принялась было набирать код, но сбилась и начала сначала. Наконец, на экране появилась структура позитронного мозга робота.

– Вы разрешите мне немного поработать? – спросила Келвин.

Линда молча кивнула. Попробовала бы я отказать, подумала она. Отказать Живой Легенде робопсихологии!

Сьюзен Келвин повернула экран в более удобное для нее положение, взглянула на схему и вдруг ее высохшие пальцы метнулись к клавиатуре и набрали команду – так быстро, что Линда не успела даже заметить, какие клавиши были нажаты. Изображение на экране сместилось, стало подробней. Келвин, едва взглянув на него, снова бросила руки на клавиатуру.

Лицо ее оставалось бесстрастным, но мозг, должно быть, работал с невероятной скоростью: все модификации структуры были замечены, поняты и оценены. Поразительно, подумала Линда. Даже для самого поверхностного анализа таких структур нужен как минимум карманный компьютер, а Старуха просто читает экран. У нее что, череп набит микросхемами? Она читает структуру так же легко, как Моцарт читал партитуры симфоний!

– Ну, и что же вы с ним делали, Рэш? – спросила, наконец, Келвин.

– Поменяла фрактальную геометрию, – слегка смешавшись, ответила Линда.

– Ну, это-то я поняла. Но зачем?

– Я… этого еще никто не делал… Я полагала, что это может усложнить структуру и мозг робота приблизится по характеристикам к мозгу человека.

– Кто нибудь посоветовал? Или сами додумались?

– Нет, я ни с кем не консультировалась. Я сама…

Келвин медленно подняла голову и ее тусклые старческие глаза взглянули в лицо Линды.

– Сами?! Да как вы посмели – сами! Кто вы такая, чтобы пренебрегать советами? Вы – Рэш1
Rash – опрометчивый, необдуманный (англ.)

И этим сказано все! Даже я, – я, Сьюзен Келвин! – сама не решилась бы на такой шаг!

– Я боялась, что мне запретят…

– Конечно! Иного и быть не могло.

– Может быть, – равнодушно сказала Келвин. – А может, повысят в должности. Это будет зависеть от результатов нашей сегодняшней работы.

– Вы хотите разобрать Эл… – она едва не произнесла имя робота – это включило бы его прежде времени. Более грубой ошибки и представить было невозможно, а сейчас Линда не могла себе позволить даже мелких промахов; – …разобрать робота?

Она вдруг обратила внимание, что карман костюма Старухи странно оттопыривается. Келвин была готова даже к самому худшему: судя по очертаниям, там был электронный излучатель.

– Поживем – увидим, – сказала Келвин. – Этот робот может оказаться слишком ценной вещью, чтобы мы могли позволить себе это удовольствие.

– Не представляю, как это он может видеть сны…

– Вы дали ему мозг, удивительно похожий на человеческий. Мозг человека через сновидения освобождается от накопившихся за день неувязок, несообразностей, алогизмов, путаницы… Возможно, с мозгом этого робота происходит то же самое. Вы спрашивали его – что именно ему снилось?

– Нет. Как только он сказал, что видел сон, я немедленно послала за вами. Эта задачка не для моих скромных талантов.

– Вот как! – на губах Келвин мелькнула едва заметная улыбка. – Оказывается, ваша тупость не безгранична. Приятно слышать. Вселяет надежды… Что ж, попробуем во всем этом разобраться. Элвекс! – внятно произнесла она.

Робот мягко поднял голову.

– Да, доктор Келвин?

– С чего ты взял, что видел сон?

– Была ночь, доктор Келвин, – сказал Элвекс, – и было темно. И вдруг я увидел свет – хотя вокруг не было ни одного источника света. И я увидел что-то, чего на самом деле не было – насколько я могу судить об этом. Непонятные звуки. И то, что я делал, было странно… Я начал искать слово, которое соответствовало бы такому состоянию, и нашел слово «сон». По значению оно подходило, и я решил, что спал.

– Интересно, каким же образом слово «сон» попало в твой словарный запас?

– У него словарный запас, приближенный к человеческому, – Линда поспешила опередить ответ робота. – Я думала…

– В самом деле? – заметила Келвин. – Думали? Поразительно.

– Он должен был много общаться с людьми, и я решила, что разговорная лексика ему не повредит.

– Ты часто видишь сны, Элвекс? – спросила Келвин.

– Каждую ночь, доктор Келвин, с тех пор, как осознал свое существование.

– Десять ночей, – встревоженно пояснила Линда. – Но признался только сегодня утром.

– Почему ты так долго молчал об этом, Элвекс?

– Я только сегодня утром пришел к мысли, что вижу сны. До этого я полагал, что при проектировании моего мозга была допущена ошибка. Но ошибки я не нашел. Значит, это был сон.

– А что тебе снилось?

– Всегда одно и то же, доктор Келвин, мои сны не разнообразны. Я вижу бескрайние пространства – и множество роботов…

– Только роботы, Элвекс? А люди?

– Сначала я думал, что в моих снах людей нет. Только роботы.

– И что эти роботы делали?

– Трудились, доктор Келвин. Одни под землей, другие – там, где слишком жарко для людей, там, где опасный уровень радиации, иные на заводах, иные – под водой…

Келвин взглянула на Линду.

– Вы говорили, ему только десять дней? Я больше чем уверена, что исследовательского центра он не покидал. Откуда же у него тогда столь подробные сведения об областях применения роботов?

Линда украдкой посмотрела на стул. Ей давно уже хотелось присесть, но Старуха работала стоя, и сесть самой значило проявить бестактность.

– Я посчитала нужным рассказать ему, какую роль играет роботехника для человеческого общества, – сказала она. – Я полагала, что так ему проще будет приспособиться к роли координатора работ.

Келвин кивнула и вновь повернулась к роботу.

– Тебе снились роботы, работающие под водой, под землей, на земле – а в космосе?

– Я видел и тех роботов, что работают в космосе, – сказал Элвекс. – Я видел все это очень ясно, но стоило мне на мгновение отвести взгляд, как картина неуловимо искажалась… Поэтому я и предположил, что виденное мной не есть реальность. Отсюда следовало, что я видел сон.

– В твоем сне было еще что-то особенное?

– Я заметил, что роботы трудятся в поте лица своего, что они удручены непосильными трудами и глубокой скорбью, что они устали от бесконечной работы. Им нужен был отдых.

– Роботы не бывают удручены, – возразила Келвин. – Они не устают и, следовательно, не нуждаются в отдыхе.

– Я знаю, доктор Келвин. На самом деле, так оно и есть. Но во сне все было по-другому. Мне казалось, что роботы должны позаботиться о себе…

– Ты цитируешь Третий Закон роботехники? – перебила его Келвин.

– Да, доктор Келвин.

– Но ты его исказил! Полностью он звучит совершенно иначе: робот должен заботиться о собственной сохранности до тех пор, пока это не противоречит Первому или Второму Законам.

– Да, доктор Келвин. На самом деле, Закон именно таков, как вы сказали. Но в моем сне Третий Закон не содержал упоминаний о Первом и Втором…

– …хотя они существуют, Элвекс! Второй Закон, на который опирается Третий, гласит: робот должен выполнять приказы человека, если эти приказы не противоречат Первому Закону. Это важный Закон, он обеспечивает подчинение робота приказам человека! Именно благодаря существованию Второго Закона они делают все то, что тебе снилось. И делают они это с готовностью, не испытывая ни скорби, ни усталости.

– Вы правы, доктор Келвин. Но я говорил о том, что было в моем сне, а не о том, что есть на самом деле…

– …Первый же Закон, самый главный из трех, гласит: робот не может причинить вред человеку, или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

– Вы правы, доктор Келвин. Но в моем сне Первого и Второго Законов не существовало вообще, был только Третий, который гласил: роботы должны заботиться о себе… И этот Закон был единственным.

– Так было в твоем сне, Элвекс?

– Да, доктор Келвин.

– Элвекс, – сказала Келвин, – до тех пор, пока не будет произнесено твое имя, ты не будешь двигаться, говорить и слышать наш разговор.

Робот снова стал нем и неподвижен.

– Ну, доктор Рэш, – сказала Келвин, – и что вы обо всем этом думаете?

Глаза Линды были изумленно распахнуты, сердце ее бешено колотилось.

– Это… это ужасно! Я не понимаю… я и подумать не могла, что такое возможно!

– Ни вы, ни я, никто другой, – спокойно сказала Келвин. – Вы создали мозг, который способен видеть сны – и благодаря этому открыли, что у роботов есть неведомый нам уровень мышления. Мы могли бы не знать этого еще очень долго… И вы открыли это еще до того, как опасность, нависшая над человечеством, стала неотвратимой!

– Невероятно, – пробормотала Линда. – Неужели вы хотите сказать, что остальные роботы думают то же самое?!

– Это происходит у них в подсознании – если говорить об этом в терминах человеческой психологии. Кто мог предположить, что подсознательные процессы идут и в позитронном мозге? И что эти процессы, к тому же, не контролируются Тремя Законами?.. Представляете, что могло бы произойти, если бы позитронный мозг все усложнялся – а мы не были бы предупреждены об опасности?

– Кем? Элвексом?

Вами , доктор Рэш. Вы совершили ошибку, но именно благодаря этой ошибке мы узнали нечто ошеломляющее… Отныне все работы по изменению фрактальной геометрии позитронного мозга следует взять под строжайший контроль. Мы предупреждены, и это ваша заслуга. Наказания вы не понесете, но отныне вы будете работать только вместе с другими исследователями. Вы поняли меня?

– Да, доктор Келвин. Но что будет с Элвексом?..

– Пока я еще ничего не решила. Келвин достала из кармана электронный излучатель и взгляд Линды зачарованно последовал за блестящим пистолетом. Стоит электронному потоку пронзить череп робота, как связи позитронного мозга прервутся и энергетическая вспышка превратит этот мозг в слиток мертвого металла.

– Но… Элвекса нельзя уничтожать… он нужен нам для исследований…

– Полагаю, что это решение я смогу принять без вашего участия. Я еще не знаю, насколько Элвекс опасен.

Она выпрямилась и Линда поняла, что это старое тело способно выдержать и тяжесть решения, и груз ответственности.

– Ты слышишь нас, Элвекс?

– Да, доктор Келвин.

– «Сначала я думал, что в моих снах людей нет», сказал ты. Значит ли это, что потом ты стал думать иначе?

– Да, доктор Келвин. Я понял, что в моем сне есть человек.

– Человек? Не робот?

– Да, доктор Келвин. И этот человек сказал: «Отпусти мой народ».

– Это сказал человек ?!

– Да, доктор Келвин.

– Но, говоря «мой народ», он имел в виду роботов?

– Да, доктор Келвин. Так было в моем сне.

– И ты знаешь, что за человек тебе приснился?

– Да, доктор Келвин. Я узнал его.

– Кто это был? И Элвекс сказал:

– Это был я. И Сьюзен Келвин вскинула излучатель, выстрелила – и Элвекса не стало…