Русский художник создание буденовки. Будёновка - символ Красной Армии

    Будёновка, будёновки, будёновки, будёновок, будёновке, будёновкам, будёновку, будёновки, будёновкой, будёновкою, будёновками, будёновке, будёновках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    И; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Красноармейский суконный шлем особого покроя с козырьком и ушами (первоначально у будёновцев). * * * будёновка народное название головного убора, существовавшего в Красной Армии в 1919 41. * * * БУДЕНОВКА БУДЕНОВКА … Энциклопедический словарь

    БУДЁНОВКА, буденовки, жен. (неол. разг.). Красноармейский шлем особого образца. (По фамилии командира первой конной армии Буденного.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУДЁНОВКА, и, жен. Красноармейский суконный головной убор в виде шлема (в 1 знач.) с красной звездой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Будёновка, и; р. мн. вок … Русское словесное ударение

    будёновка - будёновка, и, род. п. мн. ч. вок (головной убор) … Русский орфографический словарь

    будёновка - (БСРЖ) … Словарь употребления буквы Ё

    будёновка - БУДЁНОВКА, и, мн род. вок, дат. вкам, ж Головной убор в виде невысокого конусообразного шлема из мягкого сукна с красной звездой над козырьком, с опускающимися ушами; назван в честь героя Гражданской войны Семена Буденного; часть форменного… … Толковый словарь русских существительных

Сразу после революции бойцы и командиры Красной гвардии, а затем и Красной армии были одеты в форму Императорской армии со споротыми погонами. Однако с началом Гражданской войны, возникла необходимость отличать красногвардейцев от белогвардейцев.

В мае 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил о разработке на конкурсной основе нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие известные русские художники: В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский.

По итогам конкурса 18 декабря 1918 года Реввоенсовет в числе прочих элементов новой формы утвердил зимний головной убор - суконный шлем, который по форме напоминал средневековый шлем с бармицей, которые носили былинные русские богатыри - будущую будёновку.

В Перестройку получила распространение легенда о том, что проект будёновки был разработан до революции в качестве элемента формы русской армии для парада победы в Берлине и Константинополе. Однако приказов о разработке или производстве подобного головного убора ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства найти не удалось.

2. Как выглядела будёновка?

Первое описание внешнего вида будёновки находим в приказе РВСР № 116 от 16 января 1919 года. Шлем изготавливался из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхняя часть шлема состояла из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном.

Спереди у будёновки был простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам.

Над козырьком на будёновку нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. В центре звезды крепился значок-кокарда.

3. На кокарде изображался серп и молот?

Нет, изначально кокарда изготавливалась из жёлтой меди и имела форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре. Серп и молот появились на кокарде в 1922 году. С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью.

4. Чем отличались пехотная будёновка от кавалерийской?

Рода войск в красной армии отличались по цвету суконной звезды, нашиваемой на переднюю часть будёновки. У пехотинцев звезда была малиновая, у кавалеристов - синяя, у артиллеристов - оранжевая, у инженеров и сапёров - чёрная, у лётчиков - голубая, у пограничников - зелёная.

5. Богатырка, фрунзевка или будёновка?

Изначально зимний шлем в войсках называли "богатыркой" из-за внешнего сходства с шеломами древнерусских воинов. Но впоследствии, когда шлемы начали распространяться в войсках, их начали называть по именам главнокомандующих М. В. Фрунзе и С. М. Будённого - "Фрунзевками" и "Будёновками" соответственно. В истории сохранилось "будёновское" название. Возможно, благодаря более прославленному боевому пути Первой Конной армии, а также огромному авторитету маршала Будёного.

6. Почему отказались от будёновки?

Будёновка оставалась основным головным убором зимнего времени вплоть до Зимней войны. Тут-то и выяснилось, что шапка-ушанка, распространённая в финских войсках, держит тепло гораздо эффективнее. Было принято решение заменить будёновки ушанками. Но процесс затянулся, и многие войска воевали в будёновках вплоть до 1943 года.

7. Будёновка в искусстве

Первыми произведениями революционного искусства, изображающими будёновку как неотъемлемый атрибут красноармейца, стали выпущенные в период Гражданской войны и интервенции агитационные плакаты, призывающие рабочих и крестьян вступать в ряды Красной армии. Наиболее известным из них является плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920).

К.Ю. Гончаров

Традиции военной геральдики и символики, униформологии, вексиллологии (флаговедения) насчитывают не одно столетие в армиях того или иного государства. Так, до начала XX века знаки и различного рода эмблемы, носимые на форменной одежде, служили дополнением разнообразия, заложенного в расцветке и конструкции самих элементов воинского обмундирования. Да и сама униформа являлась скорее образцом эстетичности и парадной красоты, нежели была приспособлена к ношению в боевых и походных условиях в нашем современном понимании.

С течением времени униформа защитных расцветок стала практически единственной и универсальной разновидностью воинского обмундирования, используемой во всех армиях мира. Впервые защитную расцветку униформы (так называемого цвета «хаки») в своей армии ввели англичане во время Англо-Бурской войны (1899 – 1902).

В результате технической революции возросла специализация и многофункциональность родов войск, соответственно возникла необходимость в более тщательной разработке практичной, удобной униформы и воинских знаков различия и отличия.

В России после революции 1917 года все традиции русской армии во многом были упразднены или вовсе разрушены. С 1918 года в создаваемой на основе отрядов Красной Гвардии будущей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) была почти полностью отметена историческая символика русской армии, а в последующие годы введена новая униформа.

Однако на первых порах невозможно было в один момент придумать, разработать и произвести в массовом количестве униформу нового образца для Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Разрушив то, что было прежде, на пустом месте созидать нечто другое куда сложнее – да ещё в условиях гражданской войны в России. Поэтому при формировании частей РККА использовались запасы обмундирования старой русской армии, но, в основном, без знаков различия. Разрешалось также ношение предметов военного обмундирования произвольных образцов и гражданской одежды. В связи с чем, в приказе Народного комиссара по военным делам Л. Троцкого (Бронштейна) от 30 сентября 1918 г. № 929 указывалось:

«Признавая желательным для снабжения армии воспользоваться вполне годной форменной одеждой и обувью, приносимой с собой людьми, призываемыми на военную службу, разрешаю:

  1. Приобретать распоряжением войскового начальства одежду и обувь за деньги от названных лиц при условии полной пригодности этих предметов для носки.
  2. Расценку на все предметы обмундирования и обувь, приобретаемую от лиц, поступающих на службу в Красную Армию, устанавливать периодически на срок 3 – 4 месяца постановлениями совещаний при окружных комиссариатах по военным делам, объявленными в приказах по округу» .

Весь личный состав РККА в основном носил суконные фуражки, папахи (иногда с красной лентой на головном уборе), защитные рубахи со стоячим воротником, суконные шаровары, заправленные в сапоги или обмотки с ботинками, шинели и полушубки. Командиры, комиссары и политработники часто носили кожаные фуражки и куртки. Широкое распространение с 1919 г. получили британские и американские френчи . Кожаные куртки были переняты у авиационных частей царской армии.

7 мая 1918 года приказом Народного комиссара по военным делам был объявлен конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

18 декабря 1918 года Реввоенсовет Республики (РВСР) утвердил новый тип головного убора, а также различительные знаки командного состава – в виде треугольников, квадратов, ромбов в зависимости от занимаемой должности. Тогда же определили и цвета приборных сукон для отличия обмундирования родов войск. В армейских частях опробовали 4 тысячи головных уборов, которые назывались тогда «богатырками», поскольку напоминали по внешнему виду древнерусские шлемы. Первыми «богатырку» надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. Впоследствии красноармейский шлем-«богатырку» называли по именам военачальников, в части которых в первую очередь поступило новое обмундирование – М.В. Фрунзе и С.М. Буденного: «фрунзевка» и «будёновка». Последнее название укоренилось и вошло в словари русского языка, известно по сей день.

Версия первоначального происхождения

Существует версия, что головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей – богатырей (отсюда появилось само название «богатырка»). Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.

Поскольку в специализированных изданиях по униформе Красной Армии игнорируется версия о создании ещё до революции головного убора, напоминающего древнерусский шлем – постараемся всё же обратить внимание на некоторые немаловажные моменты.

Во-первых, часто приписывают создание всей символики Красной Армии – пятиконечной звезды (причём, именно синего, а не красного цвета!), новых нагрудных знаков, и т.д. не иначе, как Троцкому. Вплоть до «идеи» такого головного убора, как будущая «будёновка». Сразу оговоримся: весьма и весьма сомнителен тот факт, что «бес мировой революции» Лейба Бронштейн под псевдонимом Троцкий неожиданно воспылал любовью ко всему славянскому и подал бы идею о созвучии новой униформы новой армии Республики Советов с древнерусскими образами. Известно, что Троцкий был назначен Наркомвоеном с февраля 1918 г., а председателем Реввоенсовета Республики (и Наркомпути по совместительству, с 1920 по 1921 г.) он являлся с 1919 года. В 1925 году Троцкого сняли с поста Наркомвоенмора за оппозиционную деятельность . Даже если что-то такое Троцкий и предлагал в плане разработки новой униформы и символики, однако необоснованно присваивать все лавры «барину с тросточкой», как его прозвал один из партийцев (И.И. Скворцов), да ещё русофобу и любителю расстрелов каждого десятого красноармейца и других радикальных мер – попросту глупо.

Во-вторых, художник Виктор Васнецов действительно часто использовал при создании своих патриотических плакатов во время Первой мировой войны образ русского витязя. Например, мы можем видеть подобный образ русского витязя-богатыря, сражающегося с трёхглавым «Змеем Горынычем» на плакате, созданном в 1914 году. Плакат был посвящён «Благотворительному базару на помощь жертвам войны». А посему вполне объяснимым является то, что Виктор Васнецов мог заранее взять за образец древнерусский шлем при создании нового парадного головного убора.

В-третьих, имеются сведения, кто конкретно мог запустить в производство такой головной убор, как «богатырку»:

«…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина . Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии» .

Вполне логичным выглядит то, что шинели в стрелецком стиле (с хлястиками-«разговорами» на груди) и «шлемы русского витязя» – «богатырки» были разработаны при Николае II для поднятия духа солдат, и напоминания о великой истории России (сам покрой и вид этой шинели напоминает стрелецкий кафтан второй половины XVI века).

Как бы там ни было, самым распространенным видом военной одежды того времени стали защитного цвета рубаха (позже она стала называться гимнастёркой) со стоячим воротником, шаровары зелёного цвета, заправленные в сапоги или ботинки с обмотками и суконный «остроконечный» шлем. В холодное время красноармейцы и командиры носили солдатскую или офицерскую шинель, застёгивающуюся на крючки.

Вообще следует отметить, что до 1922 года внешний вид различных частей Красной Армии, добровольческих формирований РККА и личного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота представлял собой потрясающую по своему многообразию, попугайской пестроте и идиотизму, совершенно нелепую мешанину обмундирования и самой различной, подчас противоречивой, символики. Блестящее описание даёт русский дипломат Г.Н. Михайловский, оказавшийся в мае 1919 г. в ещё не занятом красными Севастополе, который однажды увидел, как

«через весь город по Нахимовскому проспекту с Екатерининской улицы проехала в буквальном смысле «красная кавалькада» – вся в красном одеянии с головы до ног, с белыми высокими гетрами – не столько красноармейцы, сколько «красноиндейцы» нового типа. Сумасшедшая кавалькада (особые отряды крымской ЧК) пронеслась по пустому городу весьма живописно, что выглядело, как страница из кинематографического романа…» .

Всё же военно-политическому руководству Советской России стала очевидна необходимость введения для РККА регламентированной формы одежды. Не зря же трудности в снабжении РККА, причём, не только обмундированием, а по всем статьям военных расходов, привели к созданию 10 ноября 1918 г. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, во главе с Л.Б. Красиным. Чусоснабармом был назначен А.И. Рыков, работа которого по снабжению «дала особенно ценные результаты в деле снабжения армии оружием и боеприпасами» .

Разруха в головах и, соответственно, в разорённой гражданской братоубийственной войной стране могла продолжаться ещё долго, но невозможно же было всё разрушать до бесконечности и до «основанья, а затем…». Это разрушение «до основанья» грозило самим большевикам тем, что из руин вообще нереально было бы что-то восстановить. И уж тем более «построить мир, где кто был ничем, тот станет всем» в пустыне, в которую очень желали превратить Россию всё те же убеждённые троцкисты со своим главарём. Видимо для того, чтобы кого-то снова водить ещё сорок лет по очередной пустыне. Поэтому неудивительно, что в 1929 году «великий революционер» Л. Троцкий за антисоветскую деятельность был выслан из СССР. Что с ним было дальше, прекрасно знают все, кто интересуется историей.

История изменений униформы

Приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 г. было объявлено первое описание зимнего головного убора для всех родов войск. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади – спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск (в то время красного цвета звезда нашивалась только на левый рукав летней рубахи или шинели). Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 г. была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см. .

Несмотря на введенное обмундирование, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев. В качестве обуви, кроме установленных кожаных лаптей, часто использовались ботинки с обмотками, простые лыковые лапти или старые солдатские сапоги. Командиры Красной Армии могли носить сапоги офицерского образца или даже гражданского покроя, но в этом случае они изготовлялись за свой счет.

Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

Был введён головной убор (шлем) зимнего и летнего образца, несколько видоизменённый. По примеру зимнего шлема заострённую сферическо-коническую форму приобрел и летний головной убор. Летний шлем для всех родов войск изготовлялся из палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани светло-серого или близкого к нему цвета и не имел отворотов назатыльника (в мае 1924 года этот головной убор был вновь заменён фуражкой). Спереди пристёгивался подбородный ремешок из той же ткани, что и шлем.

Покрой и цвет зимнего шлема были в значительной степени изменены. Шлем образца 1922 года изготавливался из мундирного сукна тёмно-серого цвета, колпак шлема стал ниже и закруглённее. Диаметр нашивной звезды увеличился и стал составлять 9,5 см. .

13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок. Вместо плуга и молота на нём стали изображать серп и молот.

В 1926 году цвет сукна шлема был изменён с тёмно-серого на защитный, в соответствии с цветом суконного обмундирования РККА образца 1924 года. Кроме того, 2 августа 1926 года приказом РВС СССР за № 415 была упразднена суконная звезда, нашивавшаяся на зимний головной убор, и красноармейский значок следовало крепить прямо на шлем, на расстоянии 7 см от пришива козырька. Пуговицы на колпаке шлема приказано нашивать металлические малого размера, установленные в 1924 г. .

В таком виде шлемы просуществовали до 1927 года, несмотря на поспешную отмену этого приказа в октябре 1926 года и формальное восстановление суконной звезды. Различные модели и модификации этого головного убора использовалась в войсках до конца 1930-х годов, когда будёновку окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки. Так, приказом НКО СССР за № 176 от 3 декабря 1935 г. вводится новое обмундирование и знаки различия для всего личного состава Красной Армии. При этом зимним головным убором командного и начальствующего состава по-прежнему оставался зимний шлем, установленный приказом РВС СССР за № 474 от 3 сентября 1927 г. Хотя этот зимний шлем лишь незначительно отличался (из полугрубого сукна тёмно-серого цвета) от установленного ранее образца в 1922 г., спереди нового шлема по-прежнему нашивалась правильная пятиконечная звезда из приборного сукна, присвоенного роду войск цвета с прикреплённым на ней красноармейским значком. Наружные концы звезды располагались на окружности диаметром 8 см. .

Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как будёновка просуществовал вплоть до июля 1940 года. Приказом НКО СССР за № 187 от 5 июля 1940 года вместо зимнего шлема, т.е. «будёновки», введены шапки-ушанки: для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащих – из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для срочнослужащих – из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета.

Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешено шить шапки за свой счёт из натурального барашка и серого каракуля .

В наши дни «будёновка» является лишь атрибутом художественных фильмов о Красной Армии и Гражданской войне, и стала предметом коллекционирования любителей военной истории, сувениром для иностранцев – речь идёт о сувенире-новоделе, «будёновке», которая тиражируется при помощи пошива предприимчивыми умельцами.

К.Ю. Гончаров

1 Наркомвоен – Народный комиссар по военным делам.

2 Наркомпути – Народный комиссар путей сообщения.

3 Наркомвоенмор – Народный комиссар по военным и морским делам.

4 Второв Николай Александрович (1866-1918), российский финансовый деятель, предприниматель. Владелец товарищества «А.Ф. Второв с сыновьями» (крупная торговля в Сибири) и ряда промышленных предприятий. Основал Московский промышленный банк (1916), создал (к 1917 г.) промышленно-финансовый концерн. Энциклопедия Российского купечества. Сайт Общества купцов и промышленников России: www.okipr.ru.

5 Возможно, что вместо фамилии художника Коровина должна была стоять фамилия Кустодиева. Во всяком случае, во всех остальных источниках (см. список литературы) упоминается именно Б.М. Кустодиев как соавтор В.М. Васнецова при разработке новых элементов униформы русской армии.

6 Чусоснабарм – Чрезвычайный уполномоченный Совета Обороны по снабжению армии.

Литература:

1. Хренов М.М., Коновалов И.Ф., Дементиюк Н.В., Теровкин М.А. Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917 – 1990-е годы). М.: Воениздат, 1999, стр. 9. 2, 5. Дерябин А.И. Гражданская война в России 1917 – 1922. Красная Армия. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998, стр. 3 – 5. 3. Малая Советская Энциклопедия. / Том VIII. Ст. «Троцкий». М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1930, стр. 956 – 958. 4. Второв О.А. Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия. Библиотечка Общества купцов и промышленников. М.: 2003. 6. Малая Советская Энциклопедия. / Том IV. Ст. «Красная Армия – Красная Гвардия». М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1929, стр. 290 – 295. 7, 8, 9, 10, 11. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии 1918 – 1945 гг. / Сост.: Харитонов О.В. (Артиллерийский исторический музей). Ред.: полковник Ермошин И.П. Л.: Методико-консультативный центр «Новикъ» им. А. В. Воронцова, 1960, стр. 5 – 32.

Дополнительная литература:

1. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998. –704 с.

Название
От "богатырки" к "фрунзевке"

В публицистике живет версия о том, что "буденовку" разработали еще в Первую мировую войну: в таких шлемах русские должны были якобы пройти парадом победы по Берлину. Однако подтвержденных свидетельств тому не найдено. Зато по документам хорошо прослеживается конкурса на разработку униформы для Рабоче-крестьянской Красной армии.

Конкурс объявили 7 мая 1918 г., а 18 декабря Реввоенсовет республики одобрил образец зимнего головного убора - "шлема", - который и ввел приказом от 16 января 1919 г. Сначала шлем называли "богатыркой", в дивизии В.И. Чапаева - "фрунзевкой" (по фамилии командарма-5 М.В. Фрунзе), но в конце концов стали именовать по фамилии С.М. Буденного, в чью 4-ю кавалерийскую дивизию шлемы прислали в числе первых...

Аналогов островерхому суконному колпаку защитного цвета в регулярных армиях Европы не было. Он напоминал сфероконические "шеломы" Древней Руси с кольчужными, спускающимися на плечи бармицами.

Дизайн
Звезды малиновые, синие, оранжевые

Буденовка создавалась для холодного времени года (хотя с апреля 1919 г. по февраль 1922-го числилась уже всесезонным головным убором). Ее сложенный вдвое, отогнутый вверх и пристегнутый на две пуговицы по бокам колпака назатыльник можно было опустить и застегнуть на две пуговицы под подбородком, закрыв уши и шею. Спереди нашивалась суконная пятиконечная звезда цветом по роду войск. У пехоты - малиновая, у кавалерии - синяя, у артиллерии - оранжевая (с февраля 1922 г. черная), у инженерных войск - черная, у броневых сил (будущих автобронетанковых войск) - красная (с февраля 1922 г. черная), у авиаторов - голубая, у пограничников - зеленая, у конвойной стражи (с февраля 1922 г.) - синяя.

До февраля 1922 г. звезды надлежало обводить (отступив 3 мм от края) черной (а для черных звезд красной) полосой шириной 5-6 мм. На суконную звезду крепили кокарду РККА - медную красную звездочку.

27 июня 1922 г. будёновку присвоили и чекистам. Сначала она была темно-синей с темно-зеленой суконной звездой, а у чекистов на транспорте, с марта 1923 г., - черной с малиновой звездой. С апреля 1923 г. звезда на темно-синем шлеме была, в зависимости от рода службы, черной с белым кантом, серой или синей, а в августе 1924 г. шлем чекистов (кроме транспортников) стал темно-серым с краповой звездой.

Боевой путь
С ними встретили 1941-й

В Гражданскую будёновка большого распространения не получила. Царившая разруха не позволила переодеть всю РККА в новую униформу, и абсолютное большинство красноармейцев воевали в фуражках и папахах русской армии.

31 января 1922 г. ввели летнюю будёновку - из полотна или хлопчатобумажной ткани серого или близкого к нему цвета, без назатыльника, с двумя козырьками - спереди и сзади. "Здравствуй и прощай" - так окрестили этот "шлем летний" (уже очень сильно напоминавший "пиккельхаубе" - покрытую защитным чехлом германскую каску с остроконечным навершием). Летом 1920-го в Северной Таврии был случай, когда белый офицер - участник Первой мировой - не мог ничего понять, всматриваясь в наступавшие цепи красных. Что за черт, неужели немцы?..

Однако этот шлем оказался неудобным, и уже в мае 1924-го он был заменен фуражкой.

"Классическая" же будёновка с февраля 1922 г. снова стала зимним головным убором РККА. Теперь этот "шлем зимний" шился не из защитного, а из темно-серого сукна и стал более округлым и не так вытянутым вверх, как в Гражданскую. Особенно низким, со слабо выраженным "шпилем", его силуэт был в 1922 - 1927 гг.

С августа по октябрь 1926-го (а фактически до весны 1927-го: никак не удавалось вновь наладить машинную "пристрочку" звезд) на нем отсутствовала суконная звезда. Назатыльник с ноября 1932 г. полагалось опускать только при -6 по Цельсию и ниже.

С декабря 1935 г. у комначсостава ВВС шлемы были темно-синими, а у автобронетанковых войск - стального цвета.

5 июля 1940 г. будёновку, плохо защитившую от холода в "зимнюю войну" с Финляндией, упразднили, заменив шапкой-ушанкой. Но миллионы ушанок шить было долго, и будёновки, носили, бывало, еще и в 1941-1942 гг. Вспомним кинокадры парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. - подразделение со взятыми "на плечо" ручными пулеметами Льюиса (тоже наследие Гражданской) марширует в будёновках. Боец в будёновке и летней гимнастерке (!) запечатлен и на снимке, сделанном в мае 1942-го под Харьковом. А фронтовику, чьи воспоминания записала военная переводчица Елена Ржевская, "шлем-громоотвод" выдали еще в марте 1943-го...

Легенды
Прощание с "громоотводом"

Романтический ореол появился у будёновки лишь в 1950-е годы, когда она прочно обосновалась на плакатах, иллюстрациях, открытках. И уже в 1964 г. критик Феликс Кузнецов пенял автору "Арктического романа" Владлену Анчишкину на "дежурный" образ хранителя революционной морали деда Сурмача - с "замусоленной будёновкой" на голове...

А до этого шлем не очень уважительно величали "громоотводом" (из-за вытянутого вверх "шпиля"), а то и "умоотводом". На Дальнем Востоке в 1936 г. один командир любил спрашивать, показывая на "шпиль" шлема: "А это что, не знаете? Это когда запоют "Кипит наш разум возмущенный" [третья строчка тогдашнего гимна СССР - "Интернационала". - А.С.], из этого шпиля выходит пар"...

Будёновки верно служили нашим солдатам до начала Великой Отечественной войны

Начну с более подробного описания этого колпака, а вы попробуйте догадаться, о каком головном уборе идет речь, кто его носил и как он называется. «Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося кверху и имеющего вид шлема, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести кусков одинакового размера мундирного сукна защитного цвета формы равнобедренного треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольника сходятся наверху в центре колпака, причем вершина колпака делается притупленной.

В вершину колпака вовнутрь вшивается круглая пластинка, обтянутая сукном, диаметром около двух сантиметров. Спереди к колпаку головного убора симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращенная острым концом вверх. В центре звезды укрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишневого цвета».

Догадались? Ну, конечно же, речь идет о буденовке, той самой легендарной буденовке, о которой слагались стихи, пелись песни, сочинялись частушки. Но откуда она взялась, кто ее придумал, а также кто и зачем разработал приведенное выше описание головного убора? Всякого рода версий и слухов вокруг этой истории великое множество. Есть даже такая: буденовка и шинель с «разговорами» были созданы в царское время и задуманы для будущего Парада победы в Первой мировой войне, она была пошита и лежала на складах, большевики же эту форму позаимствовали, а грубо говоря, украли, заменив двуглавого орла пятиконечной звездой.

Эта версия – одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды. Самое странное, что и в советские времена никто не пытался опровергнуть «царскую» версию и рассказать правду. Причина была довольно банальная: все документы и приказы, связанные с разработкой новой формы бойца Рабоче-крестьянской Красной армии, были подписаны фактическим создателем этой армии, народным комиссаром по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета республики Троцким.

Много лет его имя нельзя было не то что печатать, но даже произносить вслух, а потом, когда из Троцкого начали лепить образ идейного борца с большевизмом и сталинизмом, тоже ничего не получилось, так как он был таким же кровавым маньяком, как все остальные обитатели Кремля. Но то, что в деле победы большевиков в Гражданской войне Троцкий сыграл выдающуюся роль, – бесспорный факт.

Найти, а потом выудить из архивов сборник приказов Реввоенсовета, подписанный Троцким, было не так-то просто, но мне это удалось. Прекрасно понимая, что, как говорилось в одном из декретов, «наскоро созданная Красная Армия не способна защитить Советскую власть от внешних и внутренних врагов», что нужно создавать по-настоящему боеспособную революционную армию, Ленин подписал несколько декретов, предусматривающих ряд мер по созданию такой армии: в них говорилось и о привлечении в состав РККА бывших офицеров царской армии, и об учреждении института военных комиссаров, и о многом другом.

Но в Кремле прекрасно понимали, что мало сплотить красноармейцев идейно, мало объяснить, за что они борются, надо дать им оружие, накормить, одеть, обуть. Иначе говоря, вместо погон, папах и лампасов нужна была совершенно новая, революционная форма, которая сплачивала бы так же, как и идеи, за которые они шли на смерть.

Именно поэтому появился приказ, найдя который, я почувствовал себя примерно так же, как Шлиман, нашедший Трою: ведь этот документ ставит все с головы на ноги и, не боюсь этого слова, является истиной в последней инстанции.

При сем объявляется положение о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабочее-Крестьянской Красной Армии.
Предметом конкурса является проектирование обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии, заключающего в себе – одеяние, обувь, снаряжение (для пехотинца и кавалериста) и головной убор.

ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРОЕКТАМИ

Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества.
Возможная дешевизна обмундирования должна служить общим стремлением при выборе материала для проектируемых форм. Обмундирование должно быть приспособлено к временам года, доставлять носящему его наилучшие гигиенические условия, предохранять от простуды и не затруднять кровообращения и дыхания.
Формы обмундирования не должны заключать в себе каких-либо особо ярких по цвету и резких демаскирующих линий. Защитный цвет формы избирается путем отдельного, не входящего в конкурс, оптически-лабораторного исследования.

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРСА
Проекты должны представляться по форме достаточно четкими и ясными, с необходимыми чертежами и, желательно, с рисунками в красках и выкройками, могущими обеспечить конструктивную исполнимость представленных проектов. Последние должны подаваться или пересылаться почтой в запечатанных конвертах с указанием избранного автором девиза. Листок с фамилией автора и с указанием его девиза должен быть запечатан в особый конверт, который вскрывается жюри после окончательного постановления о представленных проектах. Последний день подачи или присылки проектов назначается на 10 июня 1918 года.

Проекты выставляются для осмотра в помещении Конкурса на маскировочных курсах военных сооружений Р.-К.К. Армии (Москва, Поварская, угол Молчановки, здание 5-й гимназии).

За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных его частей (одеяния, обуви или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, Народным комиссариатом по военным делам уплачивается четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную отдельную часть проекта по сто рублей. Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Российской Федеративной Советской Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей обмундирования по пятьсот рублей.

Читая это положение о конкурсе теперь, нельзя не удивляться его спокойному и деловитому тону. Просто поразительно, как можно было в ту пору, когда советская власть была на грани выживания, когда свирепствовали эпидемии, царил голод, лютовали различных мастей банды, заниматься такими, казалось бы, пустяками, как «спортивно-строгий и изящный стиль» будущей формы, затевать канитель с девизами конкурсантов, созданием жюри и привлечением экспертов.

Надо сказать, что среди творческой интеллигенции, которая не успела сбежать за границу, затея с конкурсом вызвала неоднозначную реакцию: одни глумливо посмеивались, другие объявили бойкот, но были и третьи, которые к конкурсу отнеслись с энтузиазмом.
Среди последних были такие известные мастера, как Борис Кустодиев и Виктор Васнецов.

Установить это удалось довольно просто: в одном из архивов я нашел не просто фотографии, а стеклянные негативы, на которых хорошо видна подпись того же Кустодиева. Эскизы, которые он предложил, довольно оригинальны. На одном рукой художника написано: «летняя, лагерная или проходная» – укороченные брюки, гольфы, несколько американизированная шляпа. Или такой вариант: мундир, белая рубашка, галстук, мягкая шляпа или картуз. Есть и образец осеннее-зимней формы: те же короткие брюки, гольфы, укороченная шинель и каскетка.

Другие предлагали форму романтического характера, напоминающую одежду наполеоновских солдат: здесь и кивер, и аксельбанты, и высокие узкие сапоги, и даже султан на шлеме. Еще один образец, он гораздо практичнее: шляпа, правда, напоминает тирольскую, и ее трудно представить на голове красноармейца, а вот застежки на гимнастерке, так называемые «разговоры», впоследствии прижились.

Сохранились эскизы и других моделей, но вот что любопытно: будто сговорившись, почти все художники, предлагая самые смелые решения одежды, обували красноармейцев в лапти, хоть и кожаные, но лапти. Видимо, они понимали, что сапоги республике пока что не по карману.

Так случилось, что ни один из образцов одежды жюри не устроил, поэтому представители комиссариата пошли другим путем: из одного проекта они взяли шинель, из другого гимнастерку, из третьего те самые «разговоры» – и в итоге был утвержден образец, составленный из нескольких вариантов.

А вот с головным убором дело обстояло сложнее. Ни каскетки, ни шляпы, ни картузы устроителей конкурса не устраивали. И тут наконец вскрыли конверт, в котором лежала почтовая открытка с изображением хорошо известных богатырей Виктора Васнецова, причем лошади были отрезаны, и стали видны, к тому же крупно, только плечи и головы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. А на головах-то у них шлемы, настоящие богатырские шлемы! И тут кто-то вспомнил, что в русском воинстве в ходу были не только кованые из железа, но и сделанные из войлока, так называемые куячные шлемы: именно они были по карману простому ратнику. Но форма, что куячных, что железных, одинакова – они покаты. А это очень важно, так как при ударе сабля противника будет скользить и, следовательно, вреда причинит гораздо меньше.

Название для нового голоного убора родилось быстро – богатырка. Справедливости ради надо сказать, что нечто похожее на богатырский шлем предложил не один Васнецов, поэтому окончательный вариант головного убора красноармейца скомпоновали из нескольких: у кого-то взяли козырек, у кого-то шишак, у когото звезду. И вот наконец 13 декабря 1918 года публикуется...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
«По докладу председателя Комиссии по выработке форм обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 17 сего декабря за № 113 с приложением доклада Специального отдела Комиссии за № 42:
а) Утвердить представленный Специальным отделом тип головного убора.
б) Поручить Комиссии составление приказа с приложением подробных описаний, чертежей, рисунков и лекал.
в) Заказать распоряжением Комиссии через Главное военно-хозяйственное управление первую партию в 4000 штук головных уборов для передачи в части войск по выбору и распоряжению Реввоенсовета».

Далее шло подробное описание головного убора, с которого я начал свой рассказ. Я не сразу понял, зачем это было нужно, но по зрелом размышлении пришел к выводу, что причина, как говорится, на поверхности: шить-то богатырки было негде.

В стране разруха, все фабрики в простое, и пошить несколько миллионов богатырок в централизованном порядке негде, да и не из чего. Поэтому инициатива в изготовлении нового головного убора отдавалась войсковым портным.

Точно установлено, что первыми богатырку надели молодые красноармейцы Иваново-Вознесенска. В конце 1918 года в этом городе объявили набор в отряд Михаила Фрунзе. Полк был быстро сформирован, одет в новую форму – чего-чего, а сукна и портних в этом городе предостаточно – и отправлен на Восточный фронт в состав 25-й дивизии, которой командовал Чапаев. Уже при штурме Уфы чапаевцы увидели, что в их дивизию влились действительно красные богатыри – так лихо и отважно сражались Иваново-вознесенцы. Но вот что странно, богатырку они упорно называли фрунзевкой. Это название на Восточном фронте держалось довольно долго.

И все-таки богатырка, а потом фрунзевка стала буденовкой. Когда и как это произошло? Почему красноармейцы так полюбили этот головной убор? Причиной этого стал, конечно же, сам легендарный командарм. К концу двадцатого года имя Буденного стало известно не только каждому красноармейцу, но и каждому белогвардейцу. Одно появление конников в буденовках вызывало у белых панику и растерянность. Ведь на клинках буденовцев были победы под Царицыном, Воронежем и Касторной, под ударами этих клинков полегла конница Мамонтова и Шкуро, офицерские отряды Добровольческой и Донской армий.

Вот что рассказывал об одном из боев сам Буденный. «В деревне Прямая Балка сосредоточилось пять полков конницы и один полк пехоты противника…Пользуясь их беспечностью, мы окружили село и установили свою артиллерию на наиболее вероятных путях отхода белых. По сигналу атаки автоброневики и пулеметные тачанки под прикрытием кавалерийских эскадронов ворвались в Прямую Балку. Белогвардейцы в ужасе выскакивали из домов и попадали под ураганный огонь наших пулеметов... И все же некоторые подразделения казаков вырвались из села и бросились бежать. Это было паническое, еще невиданное за всю мою боевую жизнь бегство. Казаки на ходу скидывали с себя все лишнее, они бросали даже боевые пики и винтовки, а некоторые, проявляя чудеса изворотливости, сбрасывали седла и скакали, уцепившись за гривы своих лошадей. Но спастись от клинков наших кавалеристов удалось тогда немногим».

Удивительное дело, но сам Буденный в это время буденовку не носил. В одном из архивов я нашел фотографию командного и политического состава Первой конной армии, сделанную весной 1920 года в Майкопе. Здесь такие известные военачальники, как Тимошенко, Ворошилов, Буденный, Городовиков. Еще был жив и командир особого кавдивизиона легендарный Олеко Дундич. И вот что интересно: только два человека в буденовках – начдив Степной-Спижарный и военный комиссар Харитонов.

Уж если все командиры и политработники (за исключением двоих, вернувшихся недавно с курсов из Москвы) не в буденовках, следовательно, в полках и эскадронах их вообще не было. Дело, видимо, в том, что конники все время в седле, а их обозы на колесах, значит, негде, да и некогда было развернуть мастерскую, которая могла бы обшить всю армию. А централизованное снабжение тогда еще только зарождалось.

Но на фотографии после польского похода 1920 года Буденный и его соратники уже в буденовках! О делах Первой конной и подвигах героев Гражданской войны написано немало книг, создано песен, поставлено фильмов. И всюду за свистом сабель, грохотом пушек, яростными штыковыми и лихими атаками конницы встает образ молодого красноармейца – наследника былинных русских богатырей. Нет на нем кованой кольчуги и литых лат, зато шлем все тот же, богатырский! И пусть век буденовки был недолог – всего-то двадцать с небольшим лет, но слава ее столь велика, что жить будет в веках.