Silent patch gta sa последняя версия.

В этой крутой игре ГТА 5 вам, молодому мафиози Рагаццо с большими талантами в области кражи автомобилей, предстоит применить свои умения на практике! Мафиозный клан или, как они сами себя называют, семья Фонтуччи, наняли вас для решения проблем с конкурентами. Рагаццо уже не раз доказывал семье свою верность, и теперь героя, наконец, ждет повышение. Для этого просто необходимо выполнить несколько заданий, которые вы получите от капореджиме, второго человека в семье после босса, клана Фонтуччи.

Проходя каждое из заданий, вы будете повышать свой ранг и социальный статус в глазах членов семьи, а также всего преступного мира города. Начав с самых нижних рангов структуры мафии, вы сможете высоко подняться и, кто знает, может вы сами как-нибудь сможете занять пост своего работодателя и стать капореджиме, или даже главой своей собственной семьи. В игре GTA 5 ваше будущее, а также будущее всего преступного мира города, находятся в ваших руках!

Геймплей

Вы начинаете каждый из уровней на стоянке автомобилей, на которой и находится объект, который необходимо украсть. Нужная машина отмечена зеленой мигающей стрелочкой. Ваша задача – забраться в нее и по возможности бесшумно откатить ее к выезду со стоянки. Проблема может быть в том, что другие автомобили иногда перекрывают проезд, или оставляют слишком мало места для маневра. Если проехать между ними неаккуратно и задеть, то, скорее всего, сработает сигнализация и резко поднимется уровень шума, а это может привлечь внимание полиции и провалить вам миссию. Так что мешающиеся на дороге машины стоит предварительно отогнать куда-нибудь, и лишь потом приниматься за основное задание.

Прохождение игры ГТА 5 - это исключительно веселое занятие! Все-таки, лучшая игра 2013 года! Да, и кстати, при прохождении игры ГТА 5 вам платят за то, чтобы вы доставляли новенькие машины, а не груды металлолома, так что постарайтесь не особо задевать за препятствия, ведь каждое столкновение сказывается на машине весьма неприятным образом, и если она потеряет товарный вид, миссия будет провалена. Время на каждом уровне также ограничено, так что поторопитесь, или вас заметит охрана! Вперед играть на гонки со временем в крутой бесплатной онлайн игре ГТА 5!

SilentPatch - один из лучших модов для GTA в мире.
Цель мода - избавиться от исходных ошибок игры, чего Rockstar не сделал, или сделал в новых версиях GTA SA (например, Steam), и поэтому SilentPatch делает это и в 1.0 US.
Это незаменимый мод, который вы не можете пропустить в своей игре. Исправлены ошибки, о которых вы даже не подозревали, от исправлений сбоев, улучшения производительности и FPS до исправлений, которые позволяют вам устанавливать больше модов без багов в игре.

Build 30 с несколькими изменениями, которые в основном приносят пользу юзерам LS-RP (SA:MP), и не только:

По просьбе AD:RP был добавлен во внутренний список серверов кто использует «LS-RP Mode»;
- Чтобы сократить количество таких запросов в будущем, я предоставил этот список серверов в INI-файл в . Здесь вы сможете добавить IP-адреса серверов, с которыми вы хотите использовать такой режим. Обратите внимание, что LS-RP и AD:RP по-прежнему жестко закодированы, чтобы предотвратить «читерство», удалив записи из этого раздела INI;
- Исправлены проблемы с рендерингом оружия в режиме LS-RP (они были прозрачными);
- Исправлено дуло дробовика.

Build 29:
После 1 года, одно из лучших обновлений, которые когда-либо видели!
*На нескольких автомобилях теперь есть анимированные компоненты: колпачок бабочки Феникса, лопасти Sweeper, антенна Newsvan, лодочные радары, дополнительные клапаны Stuntplane и Beagle.
*Анимированные компоненты Bandito, BF Injection и Hotknife не будут работать, если двигатель выключен.
*Исправлена ​​ошибка, возникающая, когда машина продажи постоянно используется в течение длительного периода времени.
*Флаг FILE_FLAG_NO_BUFFERING не удаляется из функций чтения IMG - это увеличивает скорость загрузки моделей в мире (потоковая передача).
*Исправлена ошибка, связанная с потоковой передачей, которая иногда может привести к тому, что игра зависает на черном экране при входе или выходе из интерьеров.
*Константы преобразования от метрики к имперскому были изменены на более точные новые.
*Исправлен сбой, который заставил случайные автомобили застревать в полицейском гараже, заменив транспортные средства игрока.
*Отражения на NPC и транспортных средствах теперь меняют направление в зависимости от времени суток, как в GTA III и VC (можно отключить / активировать в.ini, по умолчанию отключается).
*График танцевальной мини-игры был улучшен, теперь на слабых ПК он работает нормально.
*Автомобильные респауны, размещенные в интерьерах, теперь расположены правильно - это заставляет «вновь появляться» два автомобиля в особняке Мадд Догга, которые всегда были там, но не были видны.
*Бомбы на автомобилях теперь сохраняются в гаражах как надо.
*Исправлена ​​проблема, из-за которой игра задерживалась, если одновременно работает III / VC / SA.
*Потоковая передача была улучшена во время миссии Supply Lines (или, в более общем плане, в любое время с использованием автомобиля RC) - теперь работает так, как надо.
*Треугольник здоровья, который отображается над NPC, теперь правильно ориентирован (теперь он перевернут) над NPC, на которых наведён игрок.
*Фотографирование BMX больше не заставит CJ загореться.
*Задержка (латентность) ввода клавиатуры была уменьшена на 1 кадр.

Полный список изменений данного плагина



























































































* Кадровая задержка в 14 мс была убрана. В результате игра теперь правильно ограничивается на 30 FPS вместо 25 FPS
* Более точный ограничитель кадров, небольшое сокращение залагиваний при игре с ним
* Игровые таймеры теперь работают в более точной манере, заставляя их не замораживаться, если частота кадров превышает 1000 кадров в секунду; другими словами, это исправляет случайные зависания при fadeout"ах во время игры с выключенным ограничителем кадров
* Мышь больше не должна случайным образом блокироваться при выходе из меню на более новых системах
* Чувствительность вертикальной оси мыши теперь соответствует чувствительности горизонтальной оси
* Вертикальная ось мыши теперь не блокируется во время fadein"ов камеры
* NUM5 теперь привязываемый (как в 1.01)
* Разрешения 16:9 теперь выбираемы (как в 1.01)
* Если файл настроек отсутствует, игра теперь будет выставлять разрешение вашего рабочего стола вместо 800x600x32
* Убрана зависимость от DirectPlay. Это должно улучшить совместимость с Windows 8 и более новыми
* Путь к папке GTA San Andreas User Files теперь достигается иначе, более увеличивая совместимость и перспективность игры
* Исправлено разрушение хипа в одном месте (не влияло на геймплей, но потенциально могло привести к вылету игры)
* Заставки EAX/NVIDIA теперь убраны (можно вкл/выкл; ВЫКЛ по умолч.)
* Размеры текстов радио и субтитров теперь можно переключать между оригинальным релизом и обновленной Steam-версией (по умолч. размеры Steam)
* Расцветка названия района теперь совпадает с цветом банды, владеющей этой территорией (только Лос-Сантос) (можно вкл/выкл; ВЫКЛЮЧЕНО по умолч.)
* Отражения на мокрой дороге снова отображаются должным образом (как и с Road Reflections Fix)
* Исправлен эффект солнечных бликов, непоявляющийся с видеокартами AMD/Intel
* Исправлена проблема, вводящая графические артефакты от анимаций педов с высоким использованием ОЗУ - так называемый "streaming memory bug"
* Исправлен баг, вызывающий принудительное замещение заспавненного читом холодного оружия другим холодным оружием при вхождении в пикап
* Роторы вертолетов и пропеллеры самолетов теперь работают правильно. Они теперь имеют эффект размытия, присутствующий в VC и PS2-версии SA. Данное исправление можно отключить отдельно для каждого транспорта через INI-файл
* Интерьер Hunter"а не пропадает при просмотре сквозь стеклянную панель двери
* Двойные задние колеса теперь отображаются должным образом (Yosemite, Tanker и т. д.). Данное исправление можно отключить или принудительно включить отдельно для каждого транспорта через INI-файл
* Оружие теперь видно сквозь окна транспорта
* Держание оружия больше не будет вызывать некорректное освещение некоторых объектов
* Взорванный транспорт теперь правильно окрашен и больше не блестит (как в версиях 1.01 и Steam)
* Грязные авто теперь способны очиститься (как в 1.01)
* Каждая машина теперь имеет уникальный номерной знак
* Кастомные номерные знаки теперь отображаются правильно во всех случаях
* Кастомные номерные знаки теперь также допустимы на байках
* Номерные знаки теперь имеют билинейную фильтрацию для более сглаженного вида
* Фары транспорта больше не темнеют после того, как будучи изначально горящими (как на PS2)
* Оторванные части транспорта теперь останутся с тем же цветом, что и у транспорта, от которого они шли
* Оторванные части транспорта теперь отображаются с обеих сторон
* Некоторые автомобильные панели теперь качаются после взрыва авто (как они должны были быть, но код принудительно исправлял их сразу после повреждения)
* Лунные фазы теперь отображаются корректно, как в PS2-версии (только при игре в режиме 32-битного цвета)
* Включение фар авто больше не делает окна невидимыми при просмотре изнутри
* Значение освещенности из timecyc.dat теперь принимает любое значение с плавающей точкой в диапазоне 0.0-2.0, а не просто 0.0, 1.0 и 2.0
* К тому же, если значение освещенности отсутствует в timecycle (как в обычном ПК-timecycle), игра теперь будет принимать как 1.0
* Огни теперь правильно отбрасываются на транспорт и педов. Раньше они могли исчезнуть при некоторых условиях
* Кроме того, во время игры при качестве эффектов выше, чем низком, игра теперь будет отбрасывать до 6 огней на каждую модель как в помещениях, так и на улице (на низком сохранен обычный режим игры: позволять до 4 огней на модель на улице и 6 в помещениях)
* Введено несколько исправлений для отображения объектов с альфа-каналом, включая экспериментальный режим двухпроходного рендеринга (см. SilentPatchSA.ini для подробностей; можно вкл/выкл, ВЫКЛЮЧЕНО по умолч.). Двойной проход можно выбрать, чтобы использовать код Silent"а или код aap"а (последний направлен в сторону эмуляции альфа-теста PS2)
* Дульное пламя теперь выглядит лучше
* Дульное пламя теперь будет отображаться при выстреле последней пули из обоймы
* Короны теперь не имеют Z-тест, всё время принудительный до этого. В результате солнечный блеск теперь соответствует оригиналу PS2-версии
* Night Vertex Colours теперь обрабатываются шейдером. В результате переход от дня к ночи теперь выглядит сглаженно, как и в PS2-версии
* При включенном автоматическом сканировании пользовательских треков воспроизведение MP3 теперь будет работать правильно, если QuickTime не установлен
* Пользовательские треки теперь поддерживают кодек FLAC (Только 8/16/24 бит, Моно/Стерео и до 48 кГц)
* PCM WAVE был расширен, чтобы также принимать дополнительные профили (Теперь 8/16/24 бит, Моно/Стерео и до 48 кГц)
* Файлы PCM WAVE с ID3-TAG теперь также будут работать с игрой
* Temple и Queens теперь корректно именуются по полицейскому радио
* Путешествие далеко от карты больше не вызовет глюк с лишними территориями банд и не повредит подмиссию водителя такси
* Исправлен глюк спортзала ("Ты уже достаточно поработал..." показывается бесконечно) (можно вкл/выкл; ВКЛЮЧЕНО по умолч.)
* Сохранение в особняке Мэдд Догга больше не вызовет глюк с исчезновением баскетбольного мяча (можно вкл/выкл; ВКЛЮЧЕНО по умолч.)
* Исправлено случайное зависание в Mountain Cloud Boys: игрок больше не будет замораживаться после прибытия на встречу (можно вкл/выкл; ВКЛЮЧЕНО по умолч.)
* Исправлено возможное зависание в начальной катсцене Sweet"s Girl (можно вкл/выкл; ВКЛЮЧЕНО по умолч.)
* Бонус за четырехкратный трюк теперь работает правильно (можно вкл/выкл; ВКЛЮЧЕНО по умолч.)
* Скриптовые спрайты теперь имеют примененную билинейную фильтрацию
* Счетчики генераторов машин теперь работают правильно для генераторов с установленным количеством спавнов
* Штрафстоянки теперь функционируют корректно, позволяя игроку возвратить его последний транспорт, исчезнувший после старта миссии
* Кроме того, штрафстоянки теперь будут хранить авто игрока после его ареста
* Список поточных объектов был немного расширен, так что теперь игровой мир больше не должен мигать, если глядеть вниз с высокими настройками дальности прорисовки
* Мышь вращает машину в воздухе только с включенной опцией управления поворотами мышью
* Прицепное устройство эвакуатора больше не багается после его ремонта
* Двери самолета больше не повреждаются после ремонта самолета
* Ремонт самолета теперь будет сбрасывать его движущиеся части в неповрежденное состояние
* Некоторые компоненты транспорта (в частности, передний бампер Rumpo и движущаяся часть Bandito) больше не будут глючиться после ремонта транспорта
* Оружие и реактивный ранец теперь отбрасывают правильные тени
* Перекрестие больше не испортит иконку оружия при нахождении на реактивном ранце
* Бесплатные перекраски теперь не будут осуществляться при новой игре
* Исправлены таймеры отправки скорых и пожарных машин. Они теперь сбрасываются при новой игре
* Ранее присутствовавший только на PS2 чит "Машины ездят по воде" теперь переключаемый, его код - SEAROADER
* Исправлена ошибка рандомизатора, заставлявшая педов не спавниться в некоторых местах
* Исправлена ошибка рандомизатора, приводившая к бесшумности проституток во время занятия
* Текстовые окна теперь могут показываться вместе с текстом о выполненной миссии
* Исправлена крошечная утечка памяти 1.01, происходившая каждый раз при переключении игроком радиостанции
* Исправлен случайный вылет при Alt+Tab"инге обратно в игру, стоя рядом с зеркалом
* Зеркальное отражение больше не нарушается с включенным сглаживанием
* Качество зеркального отражения увеличено при очень высоком качестве эффектов
* Изменена опция сглаживания: вместо перечисления опций 1, 2, 3 (которые, между прочим, 2x/2x/4x MSAA) игра теперь будет показывать правильные значения MSAA от 2x до 16x (в зависимости от максимального уровня MSAA, поддерживаемого видеокартой)
* При столкновении с другой машиной теперь будут повреждаться надлежащие части на обеих машинах. Раньше обе машины повреждались одинаково
* Исправлен вылет при взрывах авто. Вероятен всего при игре с установкой с несколькими мониторами
* Исправлен вылет при входе в дополнительные настройки дисплея на компьютере с двумя мониторами после следующего: старт игры на основном мониторе с максимальным разрешением, выход из игры, повторный старт с максимальным разрешением на втором мониторе. Максимальное разрешение второго монитора должно было быть больше, чем максимальное разрешение основного монитора
* Исправлен случайный вылет, происходящий при стоянии рядом с эскалаторами
* Немного уменьшены накладные расходы памяти на трафаретные тени
* Исправлена проблема с ИИ, когда враги становились слишком точными после того, как игрок ранее побывал в машине
* IMG больше чем 4 ГБ теперь обрабатываются правильно
* Alt+F4 теперь работает правильно
* Steam-версия теперь имеет правильные соотношения сторон
* Проверки на размер IMG убраны из Steam-версии
* Steam-версия игры больше не будет отклонять сохранения 1.0/1.01 (всё же необходим совместимый SCM для работы сохранения)

Для работы плагина необходима библиотека CLEO, либо ASI-Loader.

Работает с GTA SA 1.0 (все версии)
GTA SA 3.0 (старая Steam-версия)
GTA SA - newsteam r2 (патч от 9 декабря 2014; частичная поддержка)

Список изменений:
- Кадровая задержка 14 мс удалена. В результате игра теперь корректно блокируется на 30 FPS вместо 25 FPS.
- Более точный ограничитель кадров, немного уменьшающий скачки задержки при игре с ограничителем кадров;
- Таймеры игры теперь работают более точно, поэтому они не останавливаются, если частота кадров превышает 1000 кадров в секунду; другими словами, это исправляет случайные зависания на затуханиях при игре с выключенным ограничителем кадров;
- Мышь не должна блокироваться случайно при выходе из меню на более новых системах;
- Чувствительность вертикальной оси мыши теперь соответствует чувствительности горизонтальной оси;
- Вертикальная ось мыши теперь не блокируется во время затухания камеры;
- Разрешение 16:9 теперь можно выбирать (как в 1.01);
- Если файл настроек отсутствует, игра теперь будет по умолчанию использовать разрешение рабочего стола вместо 800x600x32;
- Удалена зависимость DirectPlay - это должно улучшить совместимость с Windows 8 и новее;
- Путь к каталогу GTA San Andreas User Files теперь получается по-другому, что повышает совместимость и делает игры более перспективными;
- Исправлено повреждение кучи в одном месте (не влияет на игровой процесс, но потенциально может привести к падению игры);
- Брызги EAX / NVIDIA теперь удаляются (могут быть включены / выключены; по умолчанию выключены);
- Размеры текстов субтитров и радио теперь можно переключать между исходной версией и обновленной версией Steam (по умолчанию размеры Steam);
- Цвет названия области теперь соответствует цвету банды, которой принадлежит эта территория (только Лос-Сантос) (может быть включен / выключен; по умолчанию отключен);
- Отражения на мокрой дороге снова отображаются правильно (как и в случае с исправлением дорожных отражений);
- Исправлена ​​ошибка, из-за которой эффект бликов от солнечного света не появлялся на видеокартах AMD / Intel;
- Исправлена ​​проблема с введением графических артефактов из анимаций педа с высоким использованием ОЗУ - так называемая «ошибка потоковой памяти»;
- Исправлен баг, из-за которого порожденное читами оружие ближнего боя принудительно заменялось другим оружием ближнего боя при входе в пикап;
- Вертолеты и винты самолета теперь работают правильно. Теперь они имеют эффект размытия, присутствующий в версиях SA для VC и PS2. Это исправление можно отключить отдельно для каждого автомобиля через файл INI.;
- Интерьер охотника не исчезает при просмотре через стеклянную дверную панель;
- Двойные задние колеса теперь отображаются правильно (Yosemite, Tanker и т. Д.). Это исправление можно отключить или принудительно включить отдельно для каждого транспортного средства через файл INI.;
- Оружие теперь видно при просмотре через окно автомобиля;
- Держа оружие, вы больше не будете неправильно освещать некоторые предметы;
- Взорванные машины теперь правильно окрашены и больше не блестят (как в версиях 1.01 и Steam);
- Грязные машины теперь могут очищаться (как в 1.01);
- Каждый автомобиль теперь имеет уникальный номерной знак;
- Пользовательские номерные знаки теперь отображаются правильно во всех случаях;
- Пользовательские номерные знаки теперь также разрешены на велосипедах;
- Таблички с номерами теперь фильтруются по билинейному режиму, что обеспечивает более плавный вид;
- Автомобильные фары больше не темнеют после того, как они были изначально освещены (как на PS2);
- Отдельные части транспортного средства теперь будут оставаться того же цвета, что и транспортное средство, из которого они вышли;
- Отдельные части автомобиля теперь отображаются с обеих сторон;
- Некоторые автомобильные панели теперь раскачиваются после взрыва автомобиля (как и предполагалось, но код принудительно исправил их сразу после повреждения);
- Moonphases теперь отображаются правильно, как в версии для PS2 (только при игре в 32-битном цветном режиме);
- Включение автомобильных фар не делает окна невидимыми при взгляде изнутри;
- Значение освещения из timecyc.dat теперь принимает любое значение с плавающей запятой в диапазонах 0,0-2,0, а не только 0,0, 1,0 и 2,0;
- Кроме того, если значение освещения отсутствует во временном цикле (как на стандартном временном цикле ПК), игра по умолчанию теперь будет иметь значение 1,0;
- Огни теперь корректно накладываются на транспортные средства и подушки - раньше они исчезали при некоторых условиях;
- Кроме того, при игре на Visual FX Quality выше, чем на низком уровне, игра теперь будет давать до 6 источников света на каждую модель как в помещении, так и на открытом воздухе (при низком уровне детализации сохраняется стандартное поведение игры - допускается до 4 источников света на модель на улице и 6 в помещении);
- Морда вспышки выглядит лучше;
- Вспышка морды теперь будет отображаться при выстреле последней пули из клипа;
- У Coronas "теперь нет принудительного Z-теста - в результате, sunglare теперь соответствует оригинальной PS2-версии;
- И многие другие фиксы!

Последнее обновление - 25.03.2017
При использовании этой версии, не забудьте обновить ASI Loader до последней версии.
Описание:
GTA San Andreas - отличная игра, но у неё есть некоторые проблемы. Этот небольшой плагин адресован нескольким из них.
Основное внимание в нем уделено исправлению ошибок на ПК, как в PS2-версии игры.

Исправления в этом плагине:

* Задержка кадра 14 мс удалена. В результате игра теперь корректно блокируется на 30 FPS вместо 25 FPS
* Более точный ограничитель кадра, немного уменьшающий лаги, играя с включённым Frame Limiter
* Таймеры игры теперь отмечаются более точным образом, что делает их не зависающими, если частота кадров превышает 1000 кадров
в секунду; Другими словами, это фиксирует случайные зависания при постепенном исчезновении, если игра с ограничителем кадров отключена
* Мышь не должна блокироваться случайным образом при выходе из меню на новых системах больше
* Чувствительность вертикальной оси мыши теперь соответствует чувствительности по горизонтальной оси
* Вертикальная ось мыши не блокируется
* NUM5 теперь можно привязать (как в 1.01)
* Теперь можно выбрать разрешение 16: 9 (как в версии 1.01)
* Если файл настроек отсутствует, теперь по умолчанию будет использоваться разрешение вашего рабочего стола вместо 800x600x32
* Исправлена зависимость DirectPlay - это должно улучшить совместимость с Windows 8 и более поздними версиями
* Теперь размеры текста субтитров и радио могут переключаться между первоначальной версией и обновленной версией Steam
(По умолчанию размеры Steam)
* Цвет названия области теперь соответствует банде цвет банды, которая владеет этой территории (только Лос-Сантос)
(Может быть включен / выключен, по умолчанию отключен)
* Отражения от мокрой дороги снова выглядят правильно (так же, как с исправлением "Road Reflections")
* Исправлен эффект вспышки солнечных бликов, не появляющийся на видеокартах AMD / Intel
* Исправлена ошибка, из-за которой графические артефакты появлялись из анимаций педа с большим объемом оперативной памяти - так называемой
"Ошибка потоковой памяти"
* Исправлена ошибка, приводившая к тому, что оружие ближнего боя было заменено другими оружиями ближнего боя
* Вертолетные роторы и самолеты пропеллеров теперь работают правильно. У них теперь есть эффект размывания
В VC и PS2 версии SA. Это исправление можно отключить отдельно для каждого автомобиля через файл INI файл
* Двойные задние колеса теперь отображаются правильно (Yosemite, Tanker и т. д.). Это исправление можно отключить или принудительно
Включается отдельно для каждого автомобиля через файл INI
* Оружие теперь видно при просмотре через окно транспортного средства
* Удержание оружия не приведет к некорректному освещению некоторых предметов
* Взорванные автомобили теперь правильно окрашены и больше не блестят (как в версиях 1.01 и Steam)
* Грязные автомобили теперь могут очищаться (как в 1,01)
* Каждый автомобиль имеет уникальную цифровую табличку
* Пользовательские номерные знаки теперь отображаются правильно во всех случаях
* Пользовательские числовые шаблоны теперь также разрешены на велосипедах
* Числовые листы теперь имеют билинейную фильтрацию, что обеспечивает более плавный вид
* Огни автомобиля не становятся темными после того, как изначально зажгли больше (например, на PS2)
* Отдельные части автомобиля теперь останутся того же цвета, что и автомобиль, из которого они пришли
* Отдельные части автомобиля теперь рендеринга с обеих сторон
* Некоторые автомобильные панели теперь качаются после взрыва автомобиля (например, они должны были быть только кодом принудительно
исправил их сразу после повреждения)
* Луна теперь отображаются корректно, как в версии PS2 (только при игре в 32-битном цветовом режиме)
* Включение подсветки автомобиля не делает окна невидимыми при просмотре изнутри.
* Значение освещения от timecyc.dat теперь принимает любое значение с плавающей точкой в диапазонах 0.0-2.0, не только 0.0, 1.0 и 2.0
* Кроме того, если значение освещенности отсутствует в временном цикле (например, на запасном временном интервале ПК), теперь игра будет по умолчанию 1.0
* Качество Visual FX выше, чем в низком
* Все освешения в игре отображаются корректно
* При столкновении с другим автомобилем теперь повреждаются соответствующие части на обеих машинах - ранее оба автомобиля получили повреждения
так же
* Оружие теперь отбрасывают правильные тени.

Особая благодарность
Люди, которые помогали выявлять проблемы, тестировали патч или в целом поддерживали:
Aap
Ash_735
Blackbird88
gamerzworld
iFarbod
Inadequate
LonesomeRider
mirh
Nick007J
Reyks
spaceeinstein
Tomasak