Смысловые отношения между простыми предложениями. II

>>Русский язык: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспеков уроков по всем классам, русский язык скачать, онлайн библиотера на скачку бесплатно, учебники и книги по всем предметам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей Главная > Пояснительная записка

2. Сложносочиненные предложения, смысловые отношения между предикативными частями. ССП – сложное предложение, предикативные части которого соединены в одно смысловое и структурное целое сочинительными союзами.

В системе союзных конструкций ССП противопоставляются СПП.

Дифференциальными признаками ССП являются: 1) относительная синтаксическая самостоятельность предикативных частей в грамматическом и смысловом отношении; 2) наличие сочинительных союзов, которые выступают как основное средство связи предикативных частей и характеризуются по сравнению с подчинительными союзами большей степенью самостоятельности и интонацией, подобной той, которая свойственна простым предложениям с однородными членами (интонации перечисления, сопоставления, присоединения). Структурно-семантическая классификация ССП опирается прежде всего на характер сочинительных союзов, соединяющих предикативные части и обладающих предельно обобщенным значением. Соединительные союзы (и, да (=и), ни…ни, тоже, также) указывают на соединительные отношения. Это грамматическое значение очень широкое, включает в себя соединительно-перечислительные, соединительно-распространительные, соединительно-отождествительные, соединительно-результативные, соединительные условно-следственные, соединительно-градационные и др.: Песня на берегу моря уже умолкла, и старухе вторил теперь только шум морских волн (М.Г.); Ни журавли не кричали, ни гусиных кликов не было слышно (К.); Сияло небо необъятно, и в нем, как стая легких снов, скользили розовые пятна завечеревших облаков (Ф.); Все большее и большее число людей бралось за оружие, и каждая схватка рождала новых участников (Остр.); Не только начальница была привередлива, но и сам Репнин немало озадачивал всех (Д.); Мальчики плакали, кричали, мать плакала тоже (Р.). Все значения дифференцируются при помощи различных по своим семантико-стилистическим качествам союзов, при помощи разного соотношения видо-временных и модальных форм сказуемого и других средств. Противительные союзы (а, но, да (=но), же, зато, однако, а то, не то…не то ) связаны со значением сопоставления ситуации или же значением несоответствия – противопоставленности некоей норме как точке отсчета. ССП с противительными союзами выражают противительные отношения. По особенностям строения и по основным грамматическим значениям все ССП с противительными союзами делятся на две группы: 1) сопоставительные и 2) противительные. В сопоставительных ССП (с союзами а, же ) сопоставляются различные в каком-либо отношении явления, причем эти явления при всем своем несходстве не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют: Мать расположилась с детьми в карете, а отец – в кибитке (Т.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.).

Союз же в сопоставительных предложениях имеет значение и усилительной частицы, входит в состав второй части, стоит непосредственно за словом, называющим одно из сопоставляемых явлений, и выделяет его.

В противительных ССП (с союзами но, да (=но), однако, зато, а и др.) сообщается о явлениях, которые противопоставляются, противоречат друг другу: Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-К.); Танк Самнева в этом наступлении делал по сотне и больше километров, однако ни один боец не отстал (Г.).; Да смотрите, не болтайте, а не то поколочу (П.); Близок локоть, да не укусишь (посл.). В предложениях с общим противительным значением различаются предложения с противительно-ограничительным значением: Все хорошо, но только скоро нужно уехать (П.); с противительно-уступительным: В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке (Ч.).; с противительно-возместительным: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера (Сим.). Разделительные союзы (или (иль), либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли ) выражают разделительные отношения – отношения взаимоисключения или чередования. Они указывают на то, что возможно каждое из описываемых событий. ССП с разделительными союзами выражают отношения взаимоисключения: содержание первой предикативной части этих предложений исключает возможность содержания второй и последующей частей, и наоборот: То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурк.); Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания мутные и неясные, как сон (Сер.); Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дома возмутит (Л.). ССП чередования (с повторяющимся союзом то…то ) – события, о которых говорится в предикативных частях, существуют в разных временных планах и сменяют друг друга: То в избытке счастья слезы в три ручья, то душа во власти сна и забытья (Б.П.). В ССП могут выражаться так называемые присоединительные отношения, своеобразие которых состоит в том, что присоединяемое предложение заключает в себе не сообщение, а замечание к сообщению, заключенному в первой части. Присоединительные ССП характеризуются использованием присоединительных союзов да и, да, и, и то и др.; интонацией присоединения; употреблением во второй части метоименных слов и частиц притом, потому, вот, ведь и др. Например, Я шел в каком-то опьянении, да и было отчего (Гарш.); Пахнет сеном, высушенной травой, но запах густ, сладко-приятен (Ч.); Отвечай мне, а не то буду беспокоиться (П.). От присоединительных отношений необходимо отличать отношения пояснительные, которые также могут иметь место в ССП и выражаться пояснительными союзами то есть, а именно: Но я вас понимаю, то есть стараюсь понять (К.); Петр Петрович был так добр, а именно сам взялся доставить все в детский дом (Д.). Среди ССП выделяют предложения открытой и закрытой структуры. ССП открытой структуры: ряд, состоящий из двух частей, может быть продолжен до 3-х и более; характерна смысловое и грамматическое равноправие частей; использование в качестве основных средств связи соединительных союзов (и, да (=и),и…и ), разделительных союзов (то…то, или…или ); одинаковая оформленность каждой предикативной части; перечислительная интонация. Например, Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла (Св.); Но жизнь не зря зовут борьбой, и рано нам трубить отбой (Д.).

Соединительные ССП характеризуются открытой структурой при выражении между предикативными частями соединительных отношений, не осложненных другими видами синтаксических отношений. Разделительные ССП характеризуются открытой структурой.

В ССП закрытой структуры количество предикативных частей не может быть увеличено. Для ССП закрытой структуры характерно неравноправие предикативных частей в смысловом отношении; более широкий круг союзных средств связи (не только… но и, а то и, а то, да и и др.); различная оформленность предикативных частей; использование различных интонационных типов. Сопоставительные, присоединительные отношения характеризуются закрытой структурой. Соединительные предложения характеризуются закрытой структурой при выражении соединительных отношений, осложненных другими видами синтаксических отношений: Скажи ты ей два слова, и она спасена (П.); Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Т.); Он не красив, но вид его приятен (П.).

По количеству предикативных частей различаются двучленные и многочленные ССП: Мороз крепчал, и хотелось спрятать лицо, уши и руки (С.); Теперь был не март, было сумрачно, и мела ноябрьская поземка (Сол.).

3. Сложноподчиненные предложения (СПП), типы придаточных предложений.

СПП – сложное предложение, предикативные части которого соединены в одно смысловое и структурное целое подчинительными союзами.

Относя одну из частей СПП к отдельным словам или их сочетаниям в другой части, подчинительные союзы и союзные слова тем самым показывают, что первая используется прежде всего для пояснения отдельных компонентов второй. Та часть сложноподчиненного предложения, которая выступает как поясняющая, называется придаточной, а поясняемая – главной. Придаточная часть может находиться в постпозиции, препозиции и интерпозиции по отношению к главной: Карась не был настолько благоразумен, чтобы обратить дело в шутку (Пом.); Что это нелегко, я согласен (Г.); Эти большие села, что приходится проезжать до Алтая, сыграли огромную роль в истории гражданской войны (Ф.).

Дифференциальными признаками СПП являются: 1) зависимость одной предикативной части (придаточного) от другой (главного предложения); 2) наличие в них вводящего придаточную часть подчинительного союза или союзного слова (относительного местоимения или местоименного наречия): Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет (Л.) ; Умирает эпоха, в которой родились мы (Н.). Подчинительный союз или союзное слово располагаются в составе придаточной части и сигнализируют о ее зависимости от главного предложения и способе оформления подчинительной связи; 3) ступенчатость (многоярусность) коммуникативной структуры. Средства связи главного предложения и придаточной части в СПП существенно отличаются от средств связи в ССП: они образуют структурный механизм, определяющий именно зависимость придаточной части от главного предложения. Средствами связи главного и придаточного предложений в сложноподчиненных конструкциях служат: 1) подчинительные союзы; 2) союзные слова; 3) интонация; 4) местоименно-соотносительные слова (корреляты); 5) порядок предикативных частей и др. По характеру соотношения придаточной части с главной выделяют СПП нерасчлененной и расчлененной структуры В СПП нерасчлененной структуры: 1) придаточное относится к одному опорному слову в главной части и распространяет его или же замещает какое-либо слово или сочетание слов; 2) придаточное присоединяется к главной части посредством союзных слов и союзов что, чтобы, как, будто; 3) корреляты – указательные местоимения и местоименные наречия – или обязательны, или факультативны; они не сливаются с простыми по структуре союзами, располагаясь только в составе главной части: Я знаю, что он придет; Что он придет, я знаю. В СПП расчлененной структуры: 1) придаточная часть сочетается со всей главной частью, как бы примыкая к ней и не имеет в ее составе опорного слова; 2) союз служит для характеристики определенного типа отношений: Я вернулся в родной город, так что снова смогу увидеть дорогие с детства места (следственные отношения); Я вернулся в родной город, потому что меня ждали (причинные отношения) – поэтому придаточная часть присоединяется к главной преимущественно союзами пока, хотя, потому что, ибо, так что и др.; 3) корреляты или отсутствуют, или же подвижны и могут перемещаться в придаточную часть, при этом сливаются, как правило, с простыми союзами, образуя сложные по структуре союзные средства с тем чтобы, для того чтобы; благодаря тому что и др.: Днем тепло, если нет сильного ветра.

Среди СПП нерасчлененной структуры выделяются предложения с изъяснительными, с определительными придаточными частями.

В СПП с изъяснительным придаточным в роли контактных слов выступают глаголы со значением сообщения, речи-мысли, восприятия, чувства: сообщать, говорить, думать, видеть, слышать, радоваться, опасаться, бояться и др.; существительные, соотносительные по семантике с глаголами этих групп: сообщение, известие, мысль, слух, ощущение, опасение, боязнь и др.; прилагательные, слова категории состояния и фразеологические единицы, также соотносительные по смыслу с глаголами и существительными названных групп: убеждён, доволен, сердит, согласен, виноват, уверен, рад; досадно, страшно, видно; дать слово, подать знак, иметь в виду и др. Придаточная часть может соединяться с главной частью при помощи союзов что, чтобы, как бы, будто, как будто или союзных слов кто, что, где, куда, откуда, какой, чей, который, зачем, сколько, почему и др.: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (П.); Ваня вспомнил, что завтра воскресенье (Мак,); Слыхал, что есть такой цветок (Баж.); Хорошо, что эта зеленоглазая силы своей не чует (Баж.); Милиционер был доволен, что заканчивает свою командировку (Мак.); Я слышал, как они бросились ловить моего коня (Л.); Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался сельский сход (Фад.); Он сидел и ждал, куда повернётся разговор (Ф.). В СПП с определительным придаточным контактные слова-существительные поясняются придаточными частями с союзными словами который, какой, чей, где, куда, откуда, когда. Между частями таких предложений устанавливаются определительные отношения: Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит (Баж.); И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во вр емя дождя (Ч.); Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия (Н.-П.); День выдался очень удачный для торжества – один из тех ярких, прозрачных дней ранней осени, когда небо кажется таким густым, синим и глубоким (Купр.); Во время работы он насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поёт в туманных долинах (Пауст.).

Среди СПП расчлененной структуры выделяются предложения с придаточными частями следствия, условными, уступительными, присоединительными, причины, цели, сравнительными, места, времени.

В СПП с придаточным следствия при помощи союза так что показывается, что в придаточной части сообщается о реалиях, которые являются следствием того, о чем сказано в главной части: Вдруг, правда, развеселится, пойдёт в пляс, так что с чердака опилки сыплются (Ф.); В комнате было холодновато и темно, так что днём приходилось включать лампочку (Гран.); Заряжают орудия чересчур медленно, так что между выстрелами проходит три мину-ты (Н.-П.). Придаточная часть здесь всегда постпозитивна. СПП с условным придаточным. Условная придаточная часть с союзами если, раз, когда показывает условие, при котором возможно то, о чем говорится в главной части СПП. Используются также союзы разговорно-просторечного характера и устарелые коли, ежели, кабы, буде, как и др.: Если смерти не случится, проживу ещё сто лет (Тв.); Раз никому нет дела до меня, останусь и буду жить, как жила (Фад.); Ох, лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (П.); Ну, а что торопиться, коли у невесты все давным-давно готово (Баж.). СПП с уступительным придаточным. Придаточная часть с союзами хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, даром что, пускай, пусть показывает, что отражаемые в ней факты находятся в известном несоответствии или даже противоречии с тем, о чем сообщается в главной части СПП, проявляются вопреки ему. Такие же отношения устанавливаются при наличии союзных слов сколько, как в сочетании с частицей ни: Зырянский увидел всё, хотя как будто ничего не старался увидеть (Мак.); Несмотря на то, что он был круглый сирота, он спал не на улице (Мак.); Я толк в камнях знал, даром что не шибко умный (Баж.); Пускай, как он, я чужд для света, но чужд зато и небесам! (Л.); Сколько бы ты ни бил языком о кремень, огня не добудешь (Фед.); Но как быстро он ни покинул место происшествия, он успел услышать глухие звуки рыданий (Мак.); Собаки Бойка и Кучум, хотя и привыкли к холоду, на этот раз не выдержали (Фед.). В СПП с присоединительным придаточным при помощи придаточной части с союзными словами что, почему, отчего, зачем выражаются различного рода дополнительные сообщения относительно содержания главной части: Трущиеся части у некоторых орудий закрашены, что влечёт за собою затруднение действия механизмов (Н.-П.); Что-то он шепнул на ухо брату, чего не могли понять ни мать, ни отец (Ф.); Самолёт летел низко над хребтом, отчего гул моторов становился как бы сильнее (Фед.). К этим СПП близки некоторые предложения с придаточной частью, присоединяемой союзным словом как (особенно в сочетании с местоимением это): На столе беспорядок, как это часто бывает после званого ужина (Фед.); Присел Илька возле стола в последний раз, как это делают при разлуке все порядочные люди (act .). СПП с придаточным причины. Придаточная часть с союзами так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, ввиду того что, из-за того что, благодаря тому что, в силу того что, тем более что раскрывает причину или обоснование, мотивировку того, о чем сообщается в главной части СПП: Поскольку сейчас высвободился человек, дело пойдёт быстрее (Аст. ); Фамилия Трифона была одновременно и его прозвищем, потому что точнее ничего придумать и нельзя (Аст .); Они отощали за последние дни оттого, что неохотно и плохо ели (Аст.). СПП с придаточным цели. Придаточная часть с союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) показывает цель или назначение того, о чем сообщается в главной части СПП: Нужна была сильная власть над собой, чтобы кипение не прорывалось наружу (Кав.); Водитель, как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину напротив калитки (Фед.); Он предпочёл прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милой своей соседкою (П.); Солнце как будто светит только затем, чтобы перед её взором, не исчезая, сияло окно с неподвижным чёрным силуэтом (Ф.); Мысль ведёт за собой слово, дабы оно выразило её и передало людям (Фед.). Союзы для того чтобы, затем чтобы могут расчленяться. СПП со сравнительным придаточным. Придаточная часть с союзами как, будто, как будто, словно, точно, как если бы и др. поясняет главную часть СПП путем сравнения: Я действительно, Санчо был виден, как бывает виден насквозь ясный апрельский день (Мак.); До слуха доносится странный звук, будто кто-то стряхнул с себя влагу (Фед.); Он глянул на Игоря, как будто в выражении его лица искал ответа (Мак.); Спина его ссутулилась круто, словно за шиворот сунули подушку (Ф.); Не лежится на спине, точно спит на бороне (Тв.). Союзом как подчеркивается реальное сходство явлений, другими – ирреальное, воображаемое, предположительное. Ирреальность сравнения особенно подчеркивается союзом как если бы : Они трудились на протяжении всех дней войны, как если бы это был один день (Фад.) и некоторыми просторечными вариантами сравнительных союзов: А кричит на него – вроде как она адмирал (Н.-П.); Начнёт Данилушка наигрывать и всё забудет, ровно и коров нет (Баж.). СПП с придаточным места. Придаточная часть с союзными словами где, куда, откуда поясняет контактные слова, представленные в главной части СПП наречиями места, в том числе и выступающими как соотносительные слова: там, туда, оттуда, везде, всюду, повсюду, нигде, слева, вперёд, впереди, назад и т.д.: Ведёт дорога длинная туда, где быть должна Муравия... (Тв.); И только там, куда арыки приносят свою драгоценную влагу, виднелись полоски яркой зелени (Фед.); Эти двое вернулись оттуда, откуда редко кому удавалось прийти живым (К.С.); Вдруг слева, где толпились топографы, запела гармонь (Фед.). В СПП с придаточным времени определяется временной план главной части по отношению к временному плану придаточной части с союзами когда, пока, как, после того как, с тех пор как, в то время как, до того как, как только и др.: И мне вчера так больно стало, когда мы смотрели на закат (Фад.); Пока люди в халатах перебирали какие-то папки, ящики, карты, у него в душе скопилась густая обида (Мак.); Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах (Л.Т.); После того, как Илька угостил мачеху... название «варнак» и «бродяга» к нему приклеилось накрепко (Аст.) ; С тех пор, как председатель начал говорить, Маслова... смотрела на него (Л.Т.); Как только окончилась поверка, очень многие забегали по коридору с мыльницами в руках (Мак.). Основными разновидностями временных отношений в СПП данного типа являются отношения одновременности и разновременности. Отношения одновременности выражаются обычно соотношением глаголов-сказуемых несовершенного вида при совпадении их форм времени: По ночам, когда все спят, я сижу на кухне и пишу что-нибудь (Н.-П.) или же при наличии в одной части предложения глагола-сказуемого несовершенного, а в другой – совершенного вида: Потом уж об этом говорить будем, как ты своё обещанье выполнишь (Баж.). Отношения разновременности обычно устанавливаются при наличии в частях предложения глаголов-сказуемых совершенного вида: Когда высоко поднялось солнце, навалились ельцы и пескари (Аст. ). Временные значения сложноподчиненных предложений с простыми союзами могут осложняться причинно- и условно-следственными значениями. Например, когда предложение используется с обобщенно-временным значением, оно приобретает и условное значение: Когда перенимать с умом, тогда не чудо и пользу от того сыскать (Кр.). 4. Бессоюзные сложные предложения (БСП), смысловые отношения между предикативными частями. БСП – сложное предложение, предикативные части которого соединены в одно смысловое и структурное целое с помощью интонации, без союзов и союзных слов. БСП в большинстве своем синонимичны тем или иным видам ССП или СПП. БСП могут быть со значением перечисления, с распространительно-присоединительным значением, со значениями причины и следствия, со значением пояснения, с изъяснительно-объектным значением. В форме БСП интонационными средствами активизируются смысловые отношения, заложенные в содержании предикативных конструкций без союзов и союзных слов: Надо взять зонт: дождь начинается . Открытые БСП: а) с перечислительными отношениями: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день . б) сопоставительные: Малый человек и на горе мал, а исполин велик и в яме. БСП закрытой структуры: Он звонил – номер не отвечал. Теперь я понял: задача решена не верно. Солнце взошло – начинается день. Виды БСП. 1) БСП с изъяснительными отношениями. В предложениях этой группы можно ввести союз что: Заранее предупреждаю: (что) будет трудно. Может быть добавлен глагол, которого нет в БСП, с помощью сочинительного союза: Я оглянулся: (и увидел что) она се еще махала мне косынкой. 2) БСП с причинными отношениями. Для БСП с причинными отношениями характерно отрицание: Не думаю: он не предатель. Он пел: было радостно на душе. 3) БСП со знаковыми отношениями (Одно событие или явление может служить знаком другого). Отличительная черта этой конструкции в том, что во второй предикативной части есть или могут быть слова: это значит; это знак того, что; это; то: Белели надерганные и объеденные утками стебли: значит сюда они прилетали. Плачет обо мне: значит любит. 4) БСП с противительными отношениями: Я искала его – он не откликался. 5) БСП с объяснительными отношениями, объяснительная конструкция всегда занимает второе место, конкретизирует словосочетание из первой. Эту конструкцию всегда можно ввести словами: то есть, именно: Это было легкое дело: (а именно) принести дровец и все. 6) БСП с пояснительными отношениями. В роли соотносительных слов чаще выступает так и такой: Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит. Он учится так: получает только пятерки. 7) БСП с условно-временными отношениями: Вы будете рады – мы придем. Когда увидишься с другом – предупреди его. Если дождя не будет – они придут. 8) БСП с причинно-следственными отношениями: Я умираю – мне не к чему лгать. Все повторил – сдаст успешно. 9) БСП с противительно-уступительными отношениями: Мог пойти в театр вчера – не пошел. 5. Многочленные сложные предложения. Различные виды подчинительной связи.

Многочленные СП – предложения с последовательным подчинением придаточных частей, с придаточными, относящимися непосредственно к главной части однородного и неоднородного подчинения, со смешанной связью: однородным, неоднородным и последовательным подчинением.

Схема анализа сложного предложения

1. Тип сложного предложения.

2. Число входящих в него предикативных частей. 3. Средства связи. 4. Смысловые отношения. 5. Схема предложения.

Практическая работа №1

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ССП ОТКРЫТОЙ И ЗАКРЫТОЙ СТРУКТУРЫ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП

ЦЕЛЬ: закрепить, углубить, расширить, систематизировать знания о сложносочиненном предложении; отрабатывать навыки в постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении.
Задание №1
Графический диктант с частичным синтаксическим разбором.И блещут стекла расписные холодным радужным огнем, и блещут стены парчевые, и блещут кисти золотые... (Лер.) Образец: ССП с соединительным значением одновременности, открытой структуры.1) Еще зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки. (А.Т.). 2) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук. 3) В одну из апрельских ночей вздохнул лед на реке, и утром начался быстрый ледоход. 4) Я тропинку бы выходил каждую, да моя сторона велика. 5) Здесь не было дубов и орешника, зато обильно краснела калина. 6) Иду тропинкой луговой, и только синь над головой. 7) То ли лодка плыла по реке, то ли двигалось большое бревно. (Айтм.). 8) То снег пойдет, то солнце выглянет. 9) Их останавливали по дороге, либо они останавливались сами. 10) Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя, и в сердце свет какой-то загорится (Фёд.). 11) Мы простились еще раз, и лошади поскакали. (П.) 12) Глаза ее заискрились, и щеки запылали. (Ч.) 13) Время стояло самое благоприятное, то есть было темно. 14) Не только воробьи прилетают к моей кормушке, но и синицы частенько заглядывают туда. 15) С утра в саду немыслимо светло и от лучей оплавилось стекло. (Ванш.) 16) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком.

Задание №2

Укажите сложносочиненные предложения. Проведите анализ смысловых отношений в ССП.1) От восхода до захода весел плеск да скрип каната. (Саян.) 2) Лишь составы идут за составами да кого-то скликают гудки. (Фат.) 3) Не курские, а местные поют здесь соловьи. (Фат) 4) Зацветает степь лесами, а в лесах поля цветут. (Фат.) 5) Всё спит кругом, а может, и не спит, а только притворяется искусно. (Ванш.) 6) Укажите сложносочиненные предложения. 7) Опять свой наряд обновили в зеленых побегах леса и нас на заре разбудили счастливых скворцов голоса. (Матус.) 8) Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер. (Наг.) 9) Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести. (Пришв.) 10) Начиналось наводнение и были закрыты мосты. (Пауст.) 11) Есть ещё надежда и надо спешить. (Як.)

Задание №3
Определите, в каких сложносочиненных предложениях перед вторыми предложениями нужна большая пауза и поэтому можно поставить тире.1) Большие совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж и лошадь всхрапывала, шарахалась. (Бун.) 2) Еще сотня шагов и показались штабеля бревен. (Квтл.) 3) Дождь переставал по временам и тогда на кустах порхало множество разнообразных птиц. (Гонч) 4) На одуванчик только дунь и весь он разлетится. (Марш.) 5) Осенний полдень светел и на север уходят тучи. (Бун.)
Задание №4
а) Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом в, так как имеется общий второстепенный член. б) Выделите предложения открытой и закрытой структуры. Отметьте случаи, когда между частями имеют место отношения: 1) одновременности; 2) временной последовательности; 3) причинно- следственные; 4) модально-временные отношения.1) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. (Бун.) 2) На солнцепеке было совсем тепло и пахло землей. (А.Н.Т.) 3) Ореховые сережки начали пылить и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетает дымкой.(Пришв.) 4) К концу дня дождь перестал и начал заметно стихать. (Ч.) 5) Луна только еще всходила и в темноте было трудно разобраться. (Гайд.).

Практическая работа №2

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП

ЦЕЛЬ: закрепить, углубить, расширить, систематизировать знания о сложноподчиненном предложении; отрабатывать навыки в постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Задание №1

Докажите, что данные предложения являются сложноподчиненными. Охарактеризуйте средства выражения смысловых отношений между составляющими их предикативными конструкциями. Определите, к чему относится придаточная предикативная конструкция: к главной предикативной конструкции в целом, определенному слову или словосочетанию в ней.

1. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная (Л. Т.). 2. Знай я прежде, что ты такой сердитый, да я бы совсем тебе и не прекословил (Г.). 3. По мере того как солдаты проходили мимо обоза, из рядов сыпались нетерпеливые возгласы... (Купр.). 4. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком (Пауст.). 5. Произошло то, чего никак не ожидал Григорий (Шол.). 6. Все мое дело состояло в том, чтобы лошадь шла ровно (Э. Грин). 7. Конечно, свою маму она будет по-старому любить, как никого на свете (Фед.). 8. Самые скромные дела становятся подвигами, если они освящены подлинной страстью (Гран.). 9. Поскольку денег у Кольки не водилось, он о них и не думал (Вас.). 10. А я ходил, нисколько не волновался и соображал, что бы такое написать и мне рядом со словом «Свобода» (Сорт.). 11. А еще он спрашивал, по скольку у них картошки к обеду варят (Сол.).
Задание №2

Определите значение придаточной предикативной конструкции и способ ее связи с главной, укажите основные и неосновные средства связи. Замените неосновные союзы и союзные слова основными и наоборот, отметьте возникающие при этом семантические различия. В каких предложениях такая замена недопустима? Почему? Выясните роль соотносительных слов. В итоге сделайте вывод о том, к какому типу относятся данные сложноподчиненные предложения.

1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (П.). 2. Мой Езерский происходил от тех вождей, чей в древни веки парус дерзкий поработил брега морей (П.). 3. Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Л. Т.). 4. Это была та пучина, куда ему страшно было заглянуть (Л. Т.). 5. Я написала слова, что долго сказать не смела (Ахм.). 6. Глаз не свожу с горизонта, где метели плн-шут чардаш (Ахм.). 7. Был хмурый холодноватый день, какие выдаются среди лета (Пауст.). 8. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое (Пауст.). 9. Он позволил открыть свой портфель, откуда при радостных криках собравшихся были извлечены злополучные свечи и мыло (Зощ.). 10. Практически у всех народов Европы, например, в самых известных европейских странах очень мало таких личных имен, которые по происхождению являются чисто французскими, чисто немецкими, чисто английскими и так далее (Горбач.).
Задание №3

Расставьте знаки препинания. Замените придаточные предикативные конструкции причастными оборотами, а предложения с причастными оборотами – всеми возможными типами сложноподчиненных предложений. Укажите, в каких случаях такая замена невозможна или нежелательна. Почему? Обратите внимание на стилистические различия исходных и преобразованных синтаксических конструкций.

1. Нравственность оторванная от жизни так же безнравственна как жизнь утратившая всякое нравственное содержание (Г. Плеханов). 2. Величие и достоинство науки состоит исключительно в той пользе которую она приносит людям увеличивая производительность их труда и укрепляя природные силы их ума (Д. Писарев). 3. Ростов ехал по тому направлению которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь (Л. Т.). 4. Письмо Николушки было прочитано сотни раз и те которые считались достойными его слушать должны были приходить к графине которая не выпускала его из рук (Л. Т.). 5. Рожденный ползать летать не может (М. Г.). 6. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и опасаясь как бы она не завела меня в сторону бросил ее (Аре.). 7. Студенты сдавшие экзамены уехали на практику.

Задание №4

Расставьте знаки препинания. Определите тип синтаксических конструкций. Составьте схемы предложений.

1. От странной лирики где каждый шаг – секрет где пропасти налево и направо где под ногой как лист увядший слава по-видимому мне спасенья нет (Ахм.). 2. Элен улыбнулась с таким видом который говорил что она не допускала возможности чтобы кто-то мог видеть ее и не быть восхищенным (Л. Т.). 3. Туман стал так силен что несмотря на то что рассвело не видно было в десяти шагах перед собой (Л. Т.). 4. Ему показалось даже что ежели бы не было этой окружающей его со всех сторон комариной атмосферы этого комариного теста которое под рукой размазывалось по потному лицу и этого беспокойного зуда по всему телу то здешний лес потерял бы для него свой характер и свою прелесть (Л. Т.). 5. Дома у себя я застал гостя старого приятеля который поздоровавшись начал мне жаловаться что пока ехал ко мне то заблудился в лесу и у него отстала хорошая дорогая собака (Т.). 6. Когда душа носит в себе великую печаль когда человек не настолько сладил с собой чтобы примириться с несправедливостью ему нужны даль и горы море и теплый кроткий воздух для того чтобы грусть не превратилась в ожесточение в отчаяние чтобы он не зачерствел (Герц.). 7. Есть много слов которые про-износишь по привычке не думая о том что скрыто за ними (М. Г.). 8. Чем больше говорил Акимов тем очевиднее становилось мужикам что у этого техника первая забота на уме не пути сообщения по рекам Сибири а царь со своими душегубами министрами сенаторами генералами жандармами (Г. Марков). 9. Между тем лесок до сих пор сливавшийся с чернотой ночи так что его нельзя было и разглядеть начал смутно проступать потому что сзади него пожелтело и засветилось (Сол.).

Задание №5

Составьте сложноподчиненные предложения, которые бы соответствовали данным схемам.

    (Когда), .

    , (который).

    [ , (что), ].

    , (потому что).

    [ потому], (что).

Практическая работа №3

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП

ЦЕЛЬ: закрепить, углубить, расширить, систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении; отрабатывать навыки в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Задание №1

Выделите бессоюзные сложные предложения открытой и закрытой структуры. Укажите разновидности смысловых отношений в предложениях открытой структуры и средства их выражения. С какими союзными сложными предложениями они соотносительны?

1. Странная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.). 2. Татьяна – в лес, медведь – за ней (П.). 3. Снежно, холодно, мгла и туман (Н.). 4. Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (Кр.). 5. Хозяйством я доволен, семейной жизнью очень, работой своей чрезвычайно (Л. Т.). 6. От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала (Ахм.). 7. Дочку мою я сейчас разбужу, в серые глазки ее погляжу (Ахм.). 8. Еще ночью натянуло черных туч, они слились в завесу и осели, стало накрапывать (Фед.). 9. Лед был тонок, затрещал, стал гнуться (А. Н. Т.). 10. Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей (Алекс.). 11. Ведомо: заму жем – не дома (Посл.). 12. Шли дожди – экспедиция вынуждена была прекратить работу.

Задание №2

Покажите, что данные примеры представляют возможные типы бессоюзных сложных предложений закрытой структуры с дифференцированными отношениями. Сопоставьте каждый пример с соотносительным вариантом союзного сложного предложения и объясните, где это возможно, почему автор употребил бессоюзную конструкцию.1. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (П.). 2. Спокойны будьте: вашего отца усовещу наедине, без шуму (П.). 3. Дружба не услуга, за нее не благодарят (Держ.). 4. С тех пор мы как чужие! Приду к ней – не глядит! (Жук..). 5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (Кр.). 6. Мухи, как черные мысли, весь день не дают мне покою. Жалят, жужжат и кружатся над бедной моей головою! ...Черные мысли, как мухи, всю ночь не дают мне покою: жалят, язвят и кружатся над бедной моей головою! (An.). 7. Я посмотрел кругом – сердце во мне запылало: не весело войти ночью в мужицкую избу (Т.). 8. Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость (Г.). 9. Бывает так: какая-то истома; в ушах не умолкает бой часов; вдали раскат стихающего грома (Ахм.). 10. Перед весной бывают дни такие: под плотным снегом отдыхает луг, шумят деревья весело-сухие, и теплый ветер нежен и упруг (Ахм.). 11. Я проснулась и припомнила: милый, нынче праздник твой (Ахм.}. 12. Из-за бугра потянуло парным молоком: там паслось стадо (Пауст.). 13. Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие (Черн..). 14. Ты все ревешь, порог Падун, но так тревожен рев: знать, ветер дней твоих подул с негаданных краев (Те.). 15. Они вошли в шалаш и сели там. Яков – на толстый обрубок дерева, Мальва– на кучу кулей (М. Г.). 16. С людьми жить – человеком надо быть (Расп.). 17. Ржаной хлеб начали выпекать на Руси свыше тысячи лет назад. Жаль, что не сохранилось имени первого русского хлебопека (М. Ивин). 18. Богатому – грабли и барки, бедному – кулак да палки (Посл.). 19. Погода у нас здесь установилась такая: каждый день бывает дождь. 20. Над лесом от земли до неба стоят освещенные солнцем столбы: там дождь идет.

Задание №3

Проанализируйте данные сложные бессоюзные предложения, выявите объединяющую их особенность в характере смысловых отношений между предикативными конструкциями. Укажите их тип.

1. Вы улыбнетесь - мне отрада; вы отвернетесь - мнетоска;за день мучения – награда мне ваша бледная рука (П.). 2. Ты Царь: живи один (П.). 3. Трижды громкий клич прокликали – ни один боец не тронулся (Л.). 4. Сейчас тебя провожу, схожу принесу (Сим.). 5. Можно лететь много часов – конца-краю не видно тайге (С.-М.). 6. Вы не знаете Тараса? Он гроза второго класса. Он идет – дрожит весь класс. Вот каков этот Тарас (А. Б.). 7. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (Посл.). 8. Ссорятся – плачут, мирятся – плачут (Герм.).

Задание №4

Используя речевой материал правого и левого столбцов, образуйте бессоюзные сложные предложения различных типов. Для адекватного отражения смысловых отношений между предикативными конструкциями выберите соответствующий знак препинания (, : – ;).лекция окончилась слушатели вышли из аудитории наступила тишина мотор умолк приду домой отдохну

Разноуровневая контрольная работа по разделу

«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Высокий уровень – выполнение всех заданий. Средний уровень – выполнение заданий №1-3. Низкий уровень – выполнение задание №1.

Вариант 1

Задание №1
Слепой знал что в эту большую 3 комнату смотрит 2 солнце 1 и что если он протянет 3 руку 3 в окно то с кустов посыплется роса 4 .
Задание №2
Раскройте смысловые отношения в ССП.
Задание №3
С той памятной ночи, когда Воропаеву удалось поднять людей он впервые после приезда с фронта ощутил то возбуждение довольство уверенность которые делают человека счастливым.
Задание №4
Сравните два типаСП. Расставьте знаки препинания. 1) Скоро все угомонились притихли птицы, застыл воздух, потух костёр. 2) Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Вариант 2

Задание №1
Выполните лингвистический анализ, расставив недостающие знаки препинания. Лето 1 выдалось 2 сырое 3 и холодное нынче деревья 3 все были мокрые всё в саду глядело 3 очень неприветливо уныло. (Ч.)
Задание №2
Перечислите типы связи в СПП. Приведите примеры.
Задание №3
Расставьте знаки препинания в предложении. Дайте его общую характеристику. Составьте графическую схему предложения.Я любил мартовские сумерки когда начинало морозить когда зажигали газ. (Дост.)
Задание №4
Составьте двучленные СП разных типов, раскрыть смысловые отношения между предикативными частями данных предложений.

Вариант 3

Задание №1
Выполните лингвистический анализ, расставив недостающие знаки препинания. То хлопнуло где-то то раздался 3 вдруг страшный 3 вой то пролетело 2 по комнате 1 какое-то дуновение и даже по лицу задело 4 . 1.2. Расставить недостающие знаки препинания.
Задание №2
Раскройте вопрос о средствах выражения отношений между частями СП. Приведите примеры.
Задание №3
Проанализируйте структурные особенности приводимых ниже предложений. Расставьте знаки препинания.1) Скажу вам только одно нельзя сидеть сложа руки. 2) Маяк не горел зимой он был не нужен. (Т.) 3) Но у всех сложилось убеждение город сдан не будет. (Чехов.) 4) Я внимательно оглядел кругом все лица выражали ожидание. (Чехов.)
Задание №4
Сравните СП. Какие различия в оттенках значения можно отметить?1) Нельзя жить только сегодняшним, ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее. (И. Павл.) 2) Сегодняшнее чаще всего незаконченное вчерашнее, и поэтому нельзя жить только им. 3) Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. (Пауст.) 4) Исчезнет воображение, и человек перестанет быть человеком.

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. – М., 1979. 2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3 ч. – М., 1974. – Ч.3: Синтаксис. Пунктуация. 3. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1971. 4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1978. 5. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык. – М., 2001 6. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. – М., 2002. – Ч.2. 7. Розенталь Д.Э., Валгина Н.С., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. – М., 1971. 8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1997. 9. Современный русский литературный язык / Под. ред. П.А. Леканта. – М., 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М.: Высшая школа, 1978.

2. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса и предложения. Избранные труды. – М., 1975.

3. Грамматика русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. – М., 1954. – Т.2, ч.1,2: Синтаксис.

4. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М. 1978.

5. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1982.

6. Костромина Н.В., Николаева К.А. и др. Русский язык: в 2-х ч. – М., 1989. – Ч.2.

7. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

8. Розенталь Д.Э. Трудные случаи пунктуации. – М., 1961.

9. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. – М., 1963.

10. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой – М., 1970.

11. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1980. – Т.2: Синтаксис.

12. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Просвещение, 1995. – Ч.3.

13. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. – М., 1974.

14. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. – М., 1966.

  • Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (11)

    Образовательный стандарт

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень

  • Добрый день, ребята!

    У каждой всё особое, своё,

    Отвечают:

    и.

    Отвечают:

    и

    Петухи давно пропели, и играют на рожке.

    Формулируют тему урока:

      повторить

      усвоить

      научиться

      научиться различать видысложносочинённых предложений.

      2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

      3. Изучение нового учебного материала.

      4. Закрепление учебного материала

      1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      «5»- выполнил без ошибок;

      «4»- допустил 1 ошибку;

      «3»- допустил 2 ошибки.

      2. Схематический диктант

      Осень, но погода ещё тёплая.

      3. Тест.

      I вариант

    ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    однако

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    А., Б.,В.,Г.

    ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1-2 ошибки;

    «3»- допустил 3 ошибки.

    Ответы на тест:

    I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

      Славу свою добываю в бою.

      Пчела мала и та работает.

      5. Задание на дом

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

    Конспект урока

    Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

    Цель урока:

    создать условия для достижения образовательных результатов:

      личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

      метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

      предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

    Задачи урока:

      формировать понятие о сложносочинённом предложении,

      повторить сочинительные союзы;

      способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

      формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

    Тип урока – урок усвоения знаний.

    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

      Организационный момент

    Добрый день, ребята!

    Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

    Людей неинтересных в мире нет,

    Их судьбы как истории планет,

    У каждой всё особое, своё,

    И нет планет, похожих на неё.

    Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

    Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

    Посмотрите на предложение, написанное на доске.

    Петухи давно пропели и играют на рожке.

    Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

    получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

    Какое перед нами предложение?

    Отвечают:

    Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

    Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

    Отвечают:

    Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

    Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

    Петухи давно пропели , и играют на рожке.

    А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

    - Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

    Формулируют тему урока:

    Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

      Определим цели урока по опорным словам:

    повторить

    усвоить

    научиться

      Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

      Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

      научиться различать виды сложносочинённых предложений.

    Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

    Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

    Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

    Какое предложение можно назвать ССП?

    Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

    Назовите сочинительные союзы.

    3. Изучение нового учебного материала.

    Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

    Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

      Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

      В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

    4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

    Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

      Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

      Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

      Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

      Осень, но погода ещё тёплая.

      То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

    3. Тест.

    I вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

    Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

    В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

    Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

    1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    [неопределённо-личное], и [безличное]?

      Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

    А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

    Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

    Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

    В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

    Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

    1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    [определённо-личное], и [двусоставное]?

    А., Б.,В.,Г.

    4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

    Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

    Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1-2 ошибки;

    «3»- допустил 3 ошибки.

    Ответы на тест:

    I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

    Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

    Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

      Славу свою добываю в бою.

      Бог-то бог, а не будь сам плох.

      Святой Боже пахать не поможет.

      Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

      У врача лечись, у умного учись.

      Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

      Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

      Добрый разум наживёшь не сразу.

      На свой ум надейся, а за чужой держись.

      Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

    Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

    выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

    выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

    выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)

    Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

    Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

    В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

    Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

    В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

    I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

    [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

    Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

    Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

    1) , [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] .

    Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

    II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

    [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

    III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

    1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

    2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

    Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

    IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

    1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

    2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) - :.

    Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

    V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

    1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) - ,.

    2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) - - .

    Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

    VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

    1) [Любишь кататься] - [люби и саночки возить] (пословица) - - .

    2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

    Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

    VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

    [Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев) - ^ТТ

    Збродько Виктория Георгиевна

    МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

    Учитель русского языка и литературы

    Русский язык

    9 класс

    Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

    Базовый учебник: 1. Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

    Цели
    деятельности
    учителя

    Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

    Цели
    деятельности
    ученика

    Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания и применять эти знания на практике.

    Тип урока

    О ткрытие нового знания

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные: знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

    формулировать собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

    Метапредметные:

    регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

    познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

    коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

    Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

    М етоды и формы
    обучения

    практический; индивидуальная

    Образовательные
    ресурсы

    http://interneturok.ru/ , http://fcior.edu.ru , http://www.videouroki.net.

    Оборудование

    MacBook white 2.4, Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

    Основные
    понятия

    Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.

    О рганизационная структура урока

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность
    учащегося

    Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    (УУД)

    I. Организационный этап

    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

    Приветствует,

    демонстрирует готовность к уроку.

    Л.: формирование эмоционального настроя на урок

    Р.: самоконтроль

    К.: готовность к учебному сотрудничеству

    П.: самоопределение

    II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

    1.Учитель предлагает задание

    «Третий лишний » Team Viewer

    и вопросы.

    2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

    3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

    1.Выполняет задание.

    2.Фиксирует возникшие затруднения.

    3. Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

    Задание

    «Третий лишний»

    1. По пути в глуши встречается ландыш.

    2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

    3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар .

    2.Вопросы:

    Назови отличие простого предложения от сложного

    Назови основные типы сложных предложений?

    Что такое сложносочинённое предложение?

    Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

    Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

    III. Актуализация знаний

    Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

    Предлагает сделать схему ССП

    Комментирует постановку

    знаков препинания.

    Делает анализ предложений.

    Делает схему ССП

    Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

    Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали . А.Пушкин.

    В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

    П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

    систематизирует собственные знания;

    Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

    К.: высказывает своё мнение, умеет слушать учителя.

    IV. Первичное усвоение новых знаний

    Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В. http://interneturok.ru/, затем выполнить работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

    Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

    1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

    2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

    3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

    4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

    5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

    6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

    П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    Л.: осознаёт свои возможности в учении;

    V. Первичная проверка понимания

    1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

    Выполняет, оценивает при помощи учителя.

    Стр. 37 упр.62

    (предл.1,4,5)

    П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

    Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

    V. Первичное закрепление

    Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

    Выполняет, отмечает.

    1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

    А. Пушкин.

    П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

    Л.: объясняет сама себе «что я могу».

    VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения), работа с практическим заданием.

    Задаёт уточняющие вопросы.

    Практическое задание (см приложение).

    V. Итоги

    урока.

    Рефлексия

    Предлагает ответить на вопросы.

    Отвечает
    на вопросы.

    – Какую ставили цель?

    – Удалось ли её решить?

    – Где можно применить новые знания?

    – Какой вид работы понравился?

    П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

    Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Приложение 1.

    Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

    1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен и он остановился высказать свои мысли. (Л. Толстой.)
    2. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали. (А.Пушкин.)
    3. В тишине отчётливо послышалось как простонал человек.

    Приложение 2.

    Задание: расставить знаки препинания , определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

    1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

    2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

    3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

    4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

    5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

    6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

    Приложение 3.

    Задание : вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

    1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

    месте в глубокой задумчивости.

    2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

    А. Пушкин.

    Приложение 4. (домашняя работа)

    Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

    Представлены. Составить схемы.

    1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

    2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

    3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

    4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

    5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

    6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

    7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

    8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

    9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

    10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.