Сочинение «Тема поэта и поэзии в творчестве А. А

Сочинение

Печальная доля — так сложно,

Так трудно и празднично жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

А. А. Блок.

Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.

В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта

И косы, и тучки, и век золотой,

Тебе ж не доступно все это!..

Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцой,

А вот у поэта — всемирный запой,

И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала, —

Я верю: то Бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

В стихотворении «К Музе» поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Я хотел, чтоб мы были врагами.

Так за что ж подарила мне ты

Луг с цветами и твердь со звездами —

Все проклятье своей красоты?

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь,

И безумная сердцу услада —

Эта горькая страсть, как полынь.

Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа — только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?

Печальная доля – так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достоянъем доцента,
И критиков новых плодить…
А. А. Блок
Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.
В стихотворениях “Друзьям” и “Поэты” автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных.

Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж не доступно все это!..
Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта – всемирный запой,
И мало ему конституций!
Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,
Я верю: то Бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
В стихотворении “К Музе” поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.
Я хотел, чтоб мы были врагами.
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами
Все проклятье своей красоты?
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада
Эта горькая страсть, как полынь.
Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа – только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка – стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?


(No Ratings Yet)

Ви зараз читаєте: Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока

Тема поэта и поэзии — традиционная для русской лирики. Она включает в себя вопрос о назначении искусства, о задачах поэтического творчества, о миссии поэта, о его избранности и одиночестве, о миссии пророка и о том, чем приходится платить за избранничество. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока трактуется не в традиционном ключе. Особенно ярко это видно в лирике третьего тома, где с образом художника в поэзию привносится тема трагического одиночества и непонятости.

Стихотворение «Земное сердце стынет вновь.. .» включает в себя целый ряд романтических оппозиций: «земное сердце» лирического героя — и лютая стужа; люди — безлюдье; любовь к людям — гнев и презрение к ним; забвение — избрание, которое он готов читать в глазах «мужей и дев». Они создают лейтмотив, вообще характерный для блоковской трактовки этой темы, — лейтмотив романтического противостояния художника и толпы. Он заявлен в первой же строфе: «Храню я к людям на безлюдьи / Неразделенную любовь». Неразделенная любовь влечет за собой гнев и презрение, которые в третьей строфе приводят не к снятию заранее заданных противоречий, но к утверждению их с еще большей силой. Призыв людей, обращенный к поэту: «Вернись в красивые уюты!», оборачивается отказом от уюта и покоя, утверждением невозможности их обретения. Не проявляется ли здесь вновь характерная для Блока мысль о невозможности приятия сущего, отрицание его, все тот же русский максимализм, о котором размышлял Е. Трубецкой? Противостояние поэта и стужи оказывается неразрешимым, становится чуть ли не условием существования творческой личности:

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет. Покоя — нет.

Наиболее явно блоковская концепция творческой личности выявилась в стихотворении «Художник ». Здесь воспроизводится сам творческий акт, сам процесс творческого созидания, процесс, не обогащающий творческую личность, но опустошающий, полный душевной муки, ведущий к неизъяснимому страданию духа.

В первой строфе содержится уже знакомое нам романтическое противоречие между художником и толпой. Эта оппозиция определена рядом противостоящих понятий: ваши свадьбы, торжества, похороны (характерно, что в одном для поэта ряду следуют события принципиально различные, радостные и трагические, которые тем не менее совершенно равнозначны и скучны для лирического героя) — и моя «скука смертельная», которая может быть развеяна неким легким, доселе не слышанным звоном, предвестником творческого вдохновения.

Сопоставьте метафору некого звука, звона, звоночков, которая содержится у Блока и в цикле А. Ахматовой «Тайны ремесла» (стихотворение «Творчество»). У Ахматовой ожидание этих звуков, предвестников вдохновения, становится целью творческого акта, они несут слова, продиктованные свыше. Восприятие творчества как вдохновения, ниспосланного свыше, как некого чудесного и счастливого состояния, когда художник оказывается причастен к горним сферам, когда ему доступно божественное провидение, характерно не только для Ахматовой, оно, скорее, принадлежит традиции русской литературы. Обратитесь к стихотворению А. С. Пушкина «Осень», покажите, как поэт описывает вдохновение и акт творчества. Для Пушкина пробуждение поэзии — это счастливейшее состояние, дарованное свыше.

Для лирического героя Блока творчество — мучительный и изматывающий процесс, который не оправдывается ни чувством удовлетворения гармонией звуков, ни признанием читателя. Сам же творческий акт описывается невероятной метафорой: процесс созидания сопоставим с убийством — звука, райской птицы, ниспосланного свыше слова:

Вот он — возник. И с холодным вниманием

Жду, чтоб понять, закрепить и убить.

И перед зорким моим ожиданием

Тянет он еле приметную нить.

Родившийся, возникший из небытия звук связует лирического героя с иными сферами бытия, он мистическими путями открывает перед ним райское, неведомое, неописуемо прекрасное и еле уловимое в своих очертаниях. Причастный к иному бытию, лирический герой улавливает остановку земного времени, он способен прозреть «горний ангелов полет», услышать райские песни небесных птиц.

Творчество позволяет остановить время, прикоснувшись к мирам, где времени нет, перед поэтом открывается вся перспектива жизни своей и общей, будущее и прошлое прозрачны для него; перед ним открываются новые и неведомые доселе звуки, ему виден неземной свет:

Длятся часы, мировое несущие.

Ширятся звуки, движенье и свет.

Прошлое страстно глядится в грядущее.

Нет настоящего. Жалкого — нет.

Однако в следующей строфе эта тема получает совершенно неожиданный поворот. Появляется новая оппозиция: душа — разум. Разум, убивающий творческое вдохновение, уничтожающий причастность к тому чудесному миру, который лишь мгновение назад был видим и внятен лирическому герою. Новый мир, новое бытие, причастность к которому только что ощущал лирический герой и которое, казалось бы, обретет свое воплощение в творческом акте, бесследно исчезает, сраженное «творческим разумом», воплощением некого рационального начала, убивающего неведомое.

В шестой строфе содержится кульминация стихотворения: воплощенные в слове, волшебные образы подобны вольной птице в клетке, лишенной естества и движения. Акт творчества — гибель звука, неподвластного букве, гибель образа, неподвластного кисти художника.

Противостояние живого образа, который в слове не получает свое новое воплощение, но безвозвратно гибнет, и живого света, неподвластного кисти художника и исчезающего в бессилии его палитры, подчеркивается и рифмой «холодную — свободную».

Наслаждение пением райских сиринов оборачивается их пленением, холодной клеткой, приручением:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Эта строфа рисует нестерпимое для романтика противопоставление: образы сиринов райских, цветения майских яблок, полета ангела сменяются образами пленения, смерти, несвободы, золотой клетки; райский сирин качает обруч и поет на окне, его «крылья подрезаны, песни заучены». Как и в предшествующем стихотворении, романтические противоречия отнюдь не снимаются развитием лирического сюжета стихотворения, напротив, лишь обостряются и обнаруживают свою неразрешимость: любопытство толпы, стоящей под окном художника и лицезреющей плененную райскую птицу, с одной стороны; измученный претворением образов горнего мира в слова и вновь скучающий художник, равнодушный к толпе и презирающий ее, — с другой.

Блок был художником трагического миросозерцания. Трагизм бытия, постоянно ощущаемый им, ярче всего воплотился в лирике третьего тома. Стихотворение «Я пригвожден к трактирной стойке... » воплощает и это миросозерцание, и его истоки, и попытки его преодоления.

В первой же строфе звучит мотив опьянения, характерный для лирического героя Блока, навевающий тему равнодушного забвения и самого себя, и безвозвратной утраты собственного счастья, и всего сущего. Широкий поэтический образ-символ счастья, уносящегося от лирического героя в сребристый дым, получает свое развитие и поэтическую конкретизацию в следующей строфе. Вторая строфа переводит изображаемое из конкретно-бытовой ситуации (трактирная стойка, опьянение, равнодушие) в план символический и надвременной, в «снег времен» и «даль веков»; образ утраченного счастья связывается с беспредельным заснеженным русским пространством и с глубинами русской истории. В последней строфе образ тройки обретает волшебные, фантастические очертания («И только сбруя золотая / Всю ночь видна... Всю ночь слышна...») — и тем большим контрастом выглядит возвращение к прежнему мотиву опьянения, формирующее кольцевую композицию стихотворения:

А ты, душа... душа глухая...

Пьяным пьяна... пьяным пьяна...

Истинная, настоящая и глубокая трагедия всегда несет в себе и оптимистическое звучание, ибо зритель ее, вдумчивый и серьезный, может пережить катарсис, возвышающее эмоциональное страдание, ведущее к очищению. Три тома лирики Блока рассказывают о глубинном трагическом переживании общей жизни и собственного бытия и о сложном и тернистом пути к обновлению, то выводившем лирического героя к прозрению, то оборачивающемся тупиками. Без трагического и светлого опыта этого пути непредставима история русской литературы XX века.

А. Блок - один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье «О назначении поэта» он пишет: «Поэт - сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих - внести эту гармонию во внешний мир».

Это понимание высокой миссии поэта воплощено уже в ранних его стихах. Поэт здесь не просто «сын гармонии». Он в мире гармонии живет, совершенно отвлекаясь от хаоса жизненной реальности. В раннем стихотворении «Сама судьба мне завещала…» задача поэта формулируется следующим образом: «светить в преддверьи Идеала туманным факелом своим». Следовательно, поэзия является путем к Идеалу и освещает его. Именно потому творческий процесс осуществляется лишь тогда в полной мере, когда одухотворен стремлением к высшему благу:

  • …до Благого Стремлюсь своим земным умом
  • И, полный страха неземного,
  • Горю Поэзии огнем.

На протяжении всего творческого пути А. Блок воспринимает поэтический дар прежде всего как долг перед другими людьми. Поэтому невозможным оказывается для него замкнуться в идеальном мире:

  • Пускай зовут: Забудь, поэт!
  • Вернись в красивые уюты! Нет!
  • Лучше сгинуть в стуже лютой!
  • Уюта - нет. Покоя - нет.

А. Блок считал , что художнику, волею судьбы обреченному быть пленником «страшного мира», нельзя быть спокойным и благополучным. Он оказывается распятым между миром идеальным и миром повседневности и не может не ощущать боли от их глубокой контрастности. Яркий пример - стихотворение «Поэт»:

  • …вон идет глупый поэт,
  • Он вечно о чем-то плачет.
  • - О кем?
  • - О розовом напоре.
  • - Так у него нет мамы.?
  • - Есть. Только ежу все нипочем
  • Ему хочется за море,
  • Где живет Прекрасная Дама.

Понятно , что для человека, живущего в реальном мире, недостижимость Прекрасной Дамы, то, что «она не ездит на пароходе», - утрата иллюзорная и, в сущности, смешная, особенно по сравнению с тем, что «у него нет мамы ». Но точно так же-понятно, что для человека, живущего в мире идеальном, все «человеческие, слишком человеческие» (Ф. Ницше) потери просто нечувствительны, ему действительно «все нипочем». Поэт же (не «глупый поэт», герой стихотворения, а тот, кто говорит о нем) пытается удержать единство этих миров и в то же время чувствует нестойкость этого единства. Миссия поэта определяется так:

  • Но ты художник, твердо веруй начала и концы.
  • Ты знай, Где стерегут нас ад и рай.
  • Тебе дано бесстрастной мерой
  • Измерить все, что видишь ты…

Поэт , следовательно, расчленяет жизненный хаос, находит возможность для объединения реального и идеального миров без утраты их различий, создает соразмерность («меру») частей целого. И в результате может осуществиться самое главное:

  • Сотри случайные черты
  • И ты увидишь: мир прекрасен.

Сила стихов А. Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова «поэт» в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая концепция была принята поэтами начала XX века.
Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы.
Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. Для
Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина. Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока «Поэты» и пушкинское стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году. Поэт Пушкина:
В заботах суетного света
...малодушно погружен;
Молчит его святая лира,
Душа внушает хладный сон,
Быть может, всех ничтожней он...
Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где «за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой». Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения «Поэт». Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что «свой день посвящал вину и усердным работам», выше и чище духовно, чем «милый читатель» и «критик слепой», который «доволен собой и женой ».
Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступны «и косы, и тучки, и век золотой». Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта:
Там -он на эшафоте черном
Слагает голову свою;
Здесь - именем клеймят позорным
Его стихи...
Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся воплотить!..
Только тогда потомки скажут о нем:
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!..
Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.
Однако позже в творчестве Блока происходит коренной перелом, меняется его представление о роли поэта, его начинает волновать все происходящее вокруг, он становится участником разворачивающихся событий. Блок, предчувствуя близящиеся перемены, принимает общую позицию интеллигенции, готовой погибнуть, но искупить свою «вину» перед народом. И уже вдохновенье велит поэту совсём не то, что раньше:
Моя свободная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета...
Блок готов с радостью воспевать «сей мир ужасный», потому что он верит в приход нового, светлого мира. С миром же прежним поэт должен порвать, ибо нельзя совместить сразу два противоположных мира:
Пускай зовут: Забудь поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет...
В этом отношении показательна поэма Блока «Соловьиный сад». В духовном мире лирического героя поэмы отразились те противоречия, которые переживал сам Блок. Противоречия, связанные с пониманием долга поэта. Поэт, как и герой «Соловьиного сада», стоит перед выбором между личным, эгоистическим счастьем и пользой, при этом фактически жертвуя собой.
Идея жертвенности поэта сохраняется в поэзии Блока вплоть до поэмы «Двенадцать». После этого происходит самый глубокий кризис в творчестве поэта. Блок понимает, что «мир иной, обетованный и прекрасный» не придет, таким образом, Блок оказывается как бы вне времени и пространства: он отрекся от мира старого, не нашел мира нового. И тогда Блок вновь обращается к имени Пушкина, в котором он видел идеал поэта. В стихотворении «Пушкинскому Дому» отразилась новая творческая концепция Блока, концепция глобальная, утверждающая внутреннюю свободу поэта как наивысшую ценность. Здесь же отразилось и окончательное восприятие поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не должна быть сиюминутной, она должна быть всеобъемлющей, охватывать самые различные, пусть и незначительные, жизненные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слышаться:
...Звоны ледохода
На торжественной реке,
Переклички парохода
С пароходом вдалеке -
и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И, наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.