Сологуб федор кузьмич биография. Основные даты жизни и творчества ф

Федор Сологуб краткая биография и интересные факты из жизни яркого представителя Серебряного века изложены в этой статье.

Биография Федора Сологуба кратко

Будущий писатель Федор Сологуб, настоящее имя которого Тетерников Федор Кузьмич, появился на свет в 1863 году в Петербурге в семье сапожника. Благодаря своей матери он получил прекрасное образование в Учительском институте.

После окончания учебного заведения, Федор стал работать учителем в маленьком городке. Позже, немного продвинувшись по карьерной лестнице, он работает инспектором начальных школ и был переведен в Петербург. Параллельно с этим он пишет роман «Мелкий бес», который принес ему популярность. Федор Сологуб оставляет педагогическую службу, так как может спокойно жить на литературные заработки.

Когда началась революция, в 1905 году он был настроен вполне революционно, но в 1917 году поменял свое мнение и проявил крайнюю неприязнь к большевицкому режиму.

В период Гражданской войны он терпит страшную нужду, но, тем не менее, уезжать из России не собирался. Но непокорность и нетерпимость к коммунистической власти заставила его просить у власти разрешения выехать за границу. Разрешения удалось получить после долгих мытарств – датой выезда было назначено 25 сентября 1921 года. Но случиться этому было не суждено – 23 сентября его жена, писательница Чеботаревская Анастасия, покончила жизнь самоубийством. После этого писатель не захотел покидать Родину.

В 1926 году его избрали председателем Союза писателей Петрограда. Но, несмотря на это, его новых сочинений не печатали. Он еле сводил концы с концами, получая прибыль только от публичных чтений стихов. Умер писатель 5 декабря 1927 года.

Федор Сологуб интересные факты

  • Художественный фактор творчества писателя – это презрительное отношение к жизни. В его произведениях господствует культ смерти, исчезновений, а жизнь представлена как длинный путь страдания.
  • Поскольку мальчик рано лишился отца, то мать вынуждена была пойти служанкой. Она стала раздражительной и часто срывалась на сыне. Это значительной мерой отобразилось на творчестве Сологуба.
  • Писатель работал преподавателем целых 25 лет. И за этот период показал себя как строгий преподаватель. Многие отмечают, что он любил читать нотации.
  • Его жена, Анастасия, страдала острыми психологическими заболеваниями, что и привело к ее самоубийству.
  • Перед приходом к власти, Сологубов занимался издательством журнала, который и сам основал. Параллельно с этим, он публично читал лекции во Франции и Германии.

Фёдор Сологуб (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников; 1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма и Серебряного века.
Фёдор Сологуб родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии Кузьмы Афанасьевича Тетерникова. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Детство Фёдора Тетерникова прошло там, где были взращены многие герои любимого им Достоевского - на самом дне жизни. Отец - незаконный сын полтавского помещика и крепостной. После отмены крепостного права Тетерников осел в Петербурге и занялся портняжным ремеслом, но жизнь его в 1867 г. оборвала чахотка. Мать Фёдора, оставшись с двумя детьми на руках, поступила в услужение. Фёдор и его сестра были почти воспитанниками в семье рано почившего коллежского асессора, где было принято читать, музицировать, посещать театры. Вместе с тем дети служанки строго должны были знать своё место. Мать трудилась в поте лица, вымещая на детях усталость и раздражение. Поэтому лирический герой самых первых стихотворений Тетерникова - босоногий поротый мальчик. Пороли и били его и в школе, и дома, хотя было не за что - хорошо учился и выполнял всю заданную работу по хозяйству.
С самых первых опытов для поэта характерны прозаическое отношение к лирическому сюжету, сценки или рассуждения, более привычные для реалистической повести или романа, внимание к бытовым деталям, не отличающимся поэтичностью, прозрачные простые сравнения. Это рассказы в стихах, мрачные и тяжёлые, в чём-то близкие чеховским, непоэтические описания и чувства.
Пьянство, обжорство, сплетни, грязные связи - всё, что принято в качестве развлечения в провинциальном городе, не обходит стороной Фёдора. Но с этой бесплодной жизнью он умудряется сочетать и литературное творчество. В 1884 г. удалось опубликовать стихотворение «Лисица и ёж» в петербургском журнале «Весна». Он мечтал о литературных заработках, о написании новаторского учебника по математике, о том, как он вдохнёт в души своих учеников свет и любовь. Однако мрачная жизнь со всех сторон обступает провинциального мечтателя. Ощущение тяжести и беспросветности жизни - «больные дни», «босоногость», «неотвязная нужда», «бесцветное житьё» - в конце концов преображается в стихотворениях конца 80-х гг. в полуфольклорные фантастические видения - «лихо неминучее», «злую мару» (это славянская ведьма, высасывающая по ночам кровь у спящих). Появляются мотивы смерти, но это не переход в лучший мир, а желание спрятаться, скрыться от этого мира.
Переломным в судьбе Тетерникова можно считать 1891, когда он познакомился с Николаем Максимовичем Минским - философом и поэтом-символистом, который заинтересовался его творчеством всерьёз. Одновременно произошли серьёзные изменения в жизни Фёдора: в 1892 г. он стал учителем математики Рождественского городского училища в Петербурге, потом перешёл в Андреевское училище, где позже стал инспектором. Теперь покончено с гнусной провинцией: тяжкий жизненный опыт переплавится в прозу (прежде всего это будет роман «Тяжёлые сны», 1883-1894). Тетерников становится сотрудником «Северного вестника», Минский вводит его в круг «старших символистов».
Теперь литературная судьба Тетерникова навсегда связывается с именами 3. Гиппиус, К. Бальмонта , Д. Мережковского. Там ему и придумали псевдоним «Сологуб», ставший новым именем поэта. Мандельштам удивлялся Сологубу, сменившему «настоящую и «похожую на него» фамилию Тетерникова на нелепый и претенциозный псевдоним». Конечно, Мандельштаму, не тяготившемуся своей богемной бедностью, трудно было понять босого кухаркиного сына, наконец-то напялившего на себя графское имя (пусть и с одним «л» - чтобы отличаться).
Лирический герой поэзии Сологуба - это во многом маленький человек Гоголя, Пушкина, Достоевского и Чехова. В его поэзии легко находимы истеричная бедность, извечный страх перед жизнью, любовь-ненависть, собственная малость, униженность, скорбность. Есть и образы, прямо заимствованные из Достоевского: так, в стихотворении «Каждый день, в час урочный...» (1894) запечатлена Настасья Филипповна.
Начинаются 90-е гг. XIX столетия - вся российская интеллигенция бредит Шопенгауэром. Презрительное отношение к жизни становится художественным фактором творчества Сологуба. Оно приводит его к культу смерти, исчезновения; жизнь всё более и более представляется путём страдания.
Завершённый в 1894 г. роман «Тяжёлые сны» удивительным образом сочетает в себе ведущие традиции русской литературы (учитель гимназии - автобиографический образ - противопоставлен гнусному провинциальному обществу) и мотивы декаданса: стремление к уходу от жизни, восприятие жизни как омерзительной круговерти, не имеющей ни цели, ни смысла, которая если и приносит радость, то в извращённых болезненных формах.
Извечное учительство русской литературы всегда было чрезвычайно близко Сологубу, поскольку в своей бытовой жизни он так и остался во многом гимназическим учителем - строгим, язвительным, обидчивым... (преподаванию было отдано 25 лет жизни). Многие мемуаристы отмечают его неуживчивость, надменность (истоки которой - в провинциальной застенчивости), гипнотическое воздействие на окружающих, постоянное желание (и умение) прочитать нотацию.
Несмотря на саркастическое отношение к идее изменения жизни к лучшему посредством какой-либо деятельности, в Сологубе порой побеждало свойственное его натуре стремление научить, настоять, навязать свою точку зрения, что нередко приводило его к участию в общественной деятельности (которой он был абсолютно чужд, как философ). Так, в 1903 г., став сотрудником издания «Новости и биржевая газета», Сологуб немало статей посвятил школьной тематике, проблемам усовершенствования образования в России.
Одна из серьёзнейших тем его прозаического творчества - непереносимые для него, как и для Достоевского, детские страдания. Дети в прозе Сологуба, как правило, выступают невинными жертвами извращённых мучительств, а палачами - взрослые, нередко - учителя (например, рассказ «Червяк»).
Роман «Мелкий бес» (1892-1902), опубликованный в журнале «Вопросы жизни», принёс Сологубу всероссийскую известность. Герой романа Передонов (естественно, учитель провинциальной гимназии) и жуткое порождение его больной фантазии - Недотыкомка - стали любимыми персонажами литературной критики. В статье «Навьи чары мелкого беса» К. Чуковский заметил о Передонове: «Его, как и Сологуба, как некогда Гоголя, тошнит от мира», - употребив слово «тошнота» по отношению к жизни за 24 года до «Тошноты» Сартра, романа, ставшего художественным изложением мироощущения экзистенциализма.
Жизнь, столь нелестно обрисованная Сологубом в романе, поспешила отомстить ему. В 1907 г. умирает его сестра Ольга Кузьминична, которую он чрезвычайно любил и почитал, с которой никогда не расставался. Одновременно на службе писателю предложили подать в отставку. В стихотворениях этого периода появляется новая метафора жизни - «Чёртовы качели» (название знаменитого стихотворения 1907). Чередование тёмных и светлых периодов жизни вызывает у Сологуба желание уйти, скрыться, спрятаться. Речь уже не идёт о прекрасной жизни иной, а об ожидании того часа, когда можно будет уйти от бездарного круговращения в иную, столь же негостеприимную обитель.
В 1908 выходит сборник стихотворений «Пламенный круг», воплотивший весь математический символизм Сологуба, его стремление увидеть во всём знак, чертёж, конструкцию. Поэт говорил, что начни он с начала жизненный путь, то сделался бы специалистом по математике или теоретической физике.
Сборник «Пламенный круг» ещё более, нежели предыдущий («Змий», 1907), выражает в символических образах философские концепции автора. Он состоит из нескольких сюжетных циклов, выражающих «вечное возвращение» философии Шопенгауэра и «вечное учительство», присущее Сологубу - ученику Чехова, Достоевского, Гоголя. Он делится с читателем своим жизненным опытом, своей брезгливостью и тошнотой и объясняет, как это выдержать, как через это пройти... Названия циклов выражают этапы духовной жизни экзистенциального сологубовского человека: «Личины переживаний» - «Земное заточение» - «Сеть смерти» - «Дымный ладан» - «Преображения» - «Тихая долина» - «Единая воля» - «Последнее утешение».
Между тем, в том же 1908 г., жизнь Фёдора Кузьмича снова вошла в светлую полосу - он счастливо женился на Анастасии Яковлевне Чеботаревской. Это высокообразованная женщина, писательница, литературный критик, переводчица Метерлинка, Стендаля, Мопассана, Мирбо. Сологуб сменил квартиру, внешность (побрился), образ жизни (Чеботаревская - хозяйка светского салона - визиты, вечера, кипение общественной жизни). Вместе с мужем Чеботаревская писала пьесы, ими издавался журнал «Дневники писателей», они путешествовали, носились с различными замыслами, имели широкий круг знакомств.
Роман-трилогия Сологуба «Навьи чары» появился в альманахе «Шиповник» (1907-1909). Критика с подозрением отнеслась к этому варианту «Бесов».
В 1911 Анастасия Чеботаревская издала любовно ею составленный сборник статей «О Фёдоре Сологубе», где среди авторов фигурировали Иванов-Разумник, Л. Шестов, 3. Гиппиус, И. Анненский, М. Гершензон, М. Волошин, Андрей Белый , Г. Чулков и др. Активная общественная и литературная деятельность, публицистика и выступления, поездки по России, путешествие за границу вместе с женой, совершённое в 1914 г., - всё это наполняло жизнь Сологуба до краёв.
После Октябрьской революции (которую он, в отличие от Февральской, воспринял весьма скептически) положение изменилось. Появились материальные трудности, печатать стали мало, и писатель почти целиком переключился на переводы. У жены развивалось психическое заболевание - она не выдержала резкой перемены, происшедшей с окружающим миром.
В 1920 г. Сологуб просил у Ленина разрешение на выезд за границу, но не получил его. В сентябре 1921 произошла трагедия: Анастасия покончила с собой, утопившись в реке, и лишь спустя месяцы труп был найден. Смерти жены посвящены многие стихотворения 1921 г. («Унесла мою душу...», «Не глядится никто в зеркала...», «Безумное светило бытия...» и др.). Как ни странно, Сологуб со своим почти любовным отношением к смерти не собирался последовать за женой, он намерен был до конца тянуть каторгу жизни. Он ещё в молодости научился наслаждаться страданиями.
В конце жизни Сологуб занялся общественной деятельностью при Союзе ленинградских писателей, сделался даже председателем правления. Его снова печатают, широко отмечают 40-летие литературной деятельности. Вскоре изнуряющая болезнь сделала своё дело, 5 декабря 1927 г. скончался этот певец «мёртвых и навек утомлённых миров», как сказал о нём И. Эренбург.

Фёдор Сологу́б (настоящее имя Фёдор Кузьми́ч Тете́рников ; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря1927, Ленинград) — русскийпоэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма и охватившего всю Европу Fin de siècle .

Фёдор Сологуб родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии К. А. Тетерникова. Семья жила бедно. Когда отец Фёдора умер в 1867 году мать нанялась в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошлранние годы Фёдора Сологуба. В доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. Знал наизусть почти всего Н.А. Некрасова и ценил его поэзию гораздо выше Пушкина и Лермонтова. Возможно благодаря этому Сологуб довольно рано ощутил свой поэтический дар.

Учился в приходской школе, Петербургском уездном училище, а в 1878 г. Сологуб поступил в Санкт-Петербургский учительский институт, который окончил через четыре года. В эти годы Сологуб много переводил: Шекспир, Гейне, Гёте; перекладывал стихи венгерских, польских поэтов, исландскую сагу «Эдда». Также пробовал писать прозу: в 1879 году был начат роман-эпопея «Ночные росы» о судьбах трёх поколений, а также теоретическое исследование о форме романа. И хоть столь грандиозный замысел не был завершён, он много дал юному писателю, будучи необходимой литературной практикой. В последний год учёбы была начата поэма «Одиночество», посвященная Н. Некрасову.

По окончании института, защитив с отличием диплом, в июле 1882 года Фёдор Сологуб, уехал учительствовать в северные губернии — сначала в Крестцы, затем в Великие Луки (в 1885 году) и Вытегру (в 1889 году), — в общей сложности проведя десять лет в провинции. Учительствуя Сологуб продолжал писать стихи, начал работу над романом (будущие «Тяжёлые сны»), которая заняла почти десятилетие. Первой публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в журнале «Весна» 28 января 1884 года за подписью «Те-рников»; эта дата стала началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. В последующие годы было напечатано ещё несколько стихотворений в мелких газетах и журналах.

В сентябре 1892 года Фёдор Сологуб вернулся в Петербург, где был определён учителем Рождественского городского училища. К этому времени Сологуб уже был знаком с некоторыми людьми нового искусства, прежде всего, с Н. Минским, одним из первых русских декадентов, который в начале года передал его стихи редактору «Северного вестника», А. Л. Волынскому. Именно по настоянию Минского, было решено дать ему псевдоним, изначальный вариант «Соллогуб» был предложен Волынским. В печати псевдоним впервые появился в 1893 году в апрельском номере журнала «Северный вестник» (им подписано стихотворение «Творчество»). В течение полутора лет, он то употреблялся, то нет, пока окончательно не утвердился. Первый опубликованный рассказ Сологуба «Ниночкина ошибка» (1894) был напечатан за подписью «Фёдор Моховиков». Без указания авторства в 1895—1897 гг. в «Северном вестнике» печаталось множество рецензий на книги, в основном, по педагогике.

Со второй половины 90-х расширялись и личные контакты писателя, постепенно входившего в литературные круги Петербурга. Сологуб часто бывал у Мережковских, у которых постоянными гостями были К. Бальмонт, А. Чехов, позже В. Розанов. Посещал «среды» кружка «Мира искусства», «пятницы» К. Случевского, наконец, у самого Сологуба по воскресеньям стали проходить поэтические встречи, на которых бывали первые русские декаденты, Вл. Гиппиус, А. Добролюбов и И. Коневской.

В конце декабря 1895 года выходит первая книга Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая». Большинство стихотворений, помещённых в ней, были написаны в 1892-1895 гг. (самое раннее в 1887), — в годы, когда окончательно определились и укрепились индивидуальный поэтический язык и основные лирические настроения. За ней в 1896 следуют роман «Тяжёлые сны» и «Тени» — объединённый сборник рассказов и второй книги стихов. Все три книги Сологуб издал сам небольшим, впрочем, обычным по тем временам, тиражом; также самому пришлось заниматься их распространением, в чём ему помогала советами Л. Я. Гуревич, издатель «Северного вестника».

В апреле 1897 года между редакцией «Северного вестника» и Сологубом произошёл раскол. Отношения и прежде были нелёгкими, но в последние годы разногласия взглядов редакции и поэта обострились. В декабре 1896 года Волынский написал резкую статью о новом искусстве, в которой клеймил «декадентов» и приветствовал «символистов»; в «декадентах» числился Сологуб. Сологуб стал сотрудничать с журналом «Север». В начале 1899 года Сологуб перевёлся из Рождественского в Андреевское городское училище на Васильевском острове. В нём он стал не только учителем, но и инспектором с полагающейся по статусу казённой квартирой при училище.

В 1904 году вышли Третья и Четвёртая книги стихов, собравшие под одной обложкой стихи рубежа веков. «Собрание стихов 1897—1903» явилось своего рода рубежом между декадентством и последующим символизмом Сологуба, в котором утвердились символы Сологуба-поэта. При этом в декадентстве и символизме Сологуба не было резкого и дисгармоничного нагромождения эстетических парадоксов или нарочитой таинственности, недосказанности. Напротив, Сологуб стремился к предельной ясности и чёткости — как в лирике, так и в прозе.

К середине 1900-х гг. литературный кружок, собиравшийся в доме у писателя по воскресеньям ещё с середине 1890-х гг., стал одним из центров литературной жизни Петербурга. На воскресеньях у Сологуба велись разговоры исключительно литературные, в начале за столом, затем в хозяйском кабинете, где читались стихи, драмы, рассказы. Среди посетителей «воскресений» Сологуба были З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, С. Городецкий, А. Ремизов, К. Чуковский, Г. Чулков; из Москвы приезжали Андрей Белый, В. Брюсов.

В 1904 году Фёдор Сологуб заключил с «Новостями и Биржевой газетой» договор на постоянное сотрудничество. Оно продолжалось чуть менее года, в течение которого было опубликовано около семидесяти статей, и ещё десятки остались неопубликованными. Круг тем, которых касался Сологуб в своей публицистике, был сформирован как его служебной деятельностью, так и наиболее насущными вопросами времени: школа, дети, русско-японская война, международное положение, революция, права евреев.

В период Первой русской революции 1905—06 гг. большим успехом пользовались политические сказочки Сологуба, печатавшиеся в революционных журналах. «Сказочки» — это особый жанр у Фёдора Сологуба. Краткие, с незатейливым и остроумным сюжетом, зачастую красивые стихотворения прозе, а иногда и отталкивающие своей душной реальностью, они писались для взрослых, хотя Сологуб обильно использовал детскую лексику и приёмы детского сказа. В 1905 году Сологуб собрал часть опубликованных к тому времени сказочек в «Книгу сказок» (изд-во «Гриф»), а писавшиеся тогда же «политические сказочки» были включены в одноимённую книгу, вышедшею осенью 1906 года. Помимо газетных статей и «сказочек» Сологуб отозвался на революцию пятой книгой стихов «Родине». Она вышла в апреле 1906 года.

В марте 1907 Сологубу удалось опубликовать свой роман «Мелкий бес» (оконченный в 1902 и ранее не полностью печатавшийся в журнале «Вопросы жизни»), книга получила не только справедливое признание читателей и стала объектом разбора критиков, но и просто явилась одной из самых популярных книг России. Сологуб к тому времени оставил публицистику и сказочки, сосредоточившись на драматургии и новом романе — «Творимая легенда» («Навьи чары»). Осенью 1907 года Сологуб занялся подготовкой седьмой книги стихов (то были переводы из Верлена), по выходу которой запланировал издание восьмой книги стихов «Пламенный круг», воплотившей весь математический символизм Сологуба.

В творчестве Сологуба 1907—1912 гг. драматургии отведено было преобладающее место. Его драмы в большей степени чем художественная проза находились под влиянием его философских воззрениий, и первым драматическим опытом стала мистерия «Литургия Мне» (1906). Любовь, объединённая со смертью, творит чудо в ранней пьесе Сологуба «Дар мудрых пчёл» (1906), написанной по мотивам античного мифа о Лаодамии и Протесилае. В трагедии «Победа Смерти» (1907) любовь используется как инструмент «волшебной» воли. В черновом варианте трагедия носила название «Победа Любви», — в изменении полюсов противоположностей Сологуб видел отнюдь не обострение антагонизма, а внутреннюю тождественность, и нередко менялись полюса в его произведениях («Любовь и Смерть — одно», — звучат финальные слова в пьесе). Эта тождественность противоположностей была в полной мере воспроизведена в гротескной пьесе «Ванька-ключник и паж Жеан». Схожим образом для сцены была переработана другая русская народная сказка — «Ночные пляски». Премьера пьесы в постановке Евреинова состоялась 9 марта 1909 года в Литейном театре в Санкт-Петербурге; роли исполнили не профессиональные актёры, а поэты, писатели и художники: С. Городецкий, Л. Бакст, И. Билибин, М. Волошин, Б. Кустодиев, А. Ремизов, Н. Гумилёв, М. Кузмин и др.

В 1908 году Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. Самое ранее, поверхностное, знакомство их состоялось ещё осенью 1905 года у Вячеслава Иванова. Тогда 28-летняя переводчица переехала в Санкт-Петербург из Москвы, до того проучившись четыре года во французских высших учебных заведениях. Близко восприняв творчество Сологуба, Чеботаревская не ограничилась статьями о писателе, а стала также вникать во все литературные связи мужа, стараясь укрепить их, стала, можно сказать, его литагентом. В 1910 году Сологуб с Чеботаревской переезжают в дом 31 по Разъезжей улице, где стараниями Чеботаревской был устроен настоящий салон, в котором, по выражению К. Эрберга, «собирался почти весь тогдашний театральный, художественный и литературный Петербург». В салоне на Разъезжей устраивались специальные вечера в честь новых интересных поэтов, — были вечера Анны Ахматовой, Сергея Есенина,Игоря Северянина.

Творческое сотрудничество Чеботаревской с Фёдором Сологубом выразилось также в написании нескольких совместных рассказов, статей и пьес, — рассказы «Старый Дом» и «Путь в Дамаск», пьесы «Любовь над безднами», «Мечта-победительница» и «Камень, брошенный в воду». Сологуб и ЧеботаревскаяРассказ «Холодный сочельник» вообще принадлежит перу исключительно одной Чеботаревской, хотя вышел под именем Федора Сологуба. Иногда её собственные статьи в газетах подписывались именем Фёдора Сологуба — так их более охотно публиковали и больше, соответственно, платили.

В начале 1910-х годов Фёдор Сологуб заинтересовался футуризмом. В 1912 году Сологуб, главным образом через Чеботаревскую, сближается с группой петербургских эгофутуристов (Иван Игнатьев, Василиск Гнедови др.). Лирика Сологуба была созвучна идеям эгофутуризма, и Сологуб и Чеботаревская с интересом принимали участие в альманахах эгофутуристических издательств «Очарованный странник» и «Петербургский глашатай».

На фоне повышенного интереса общества к новому искусству и к сочинениям автора «Творимой легенды» в частности, Фёдор Сологуб задумал серию поездок по стране с чтением стихов и лекции о новом искусстве, пропагандировшей принципы символизма. После основательной подготовки и премьеры лекции «Искусство наших дней» 1 марта 1913 года в Санкт-Петербурге, Сологубы вместе Игорем Северяниным выехали в турне. Более месяца продолжалась их поездка по российским городам. Основные тезисы лекции «Искусство наших дней» были составлены Чеботаревской по конспектам и сочинениям Сологуба. При этом были учтены предшествующие работы Д. Мережковского, Н. Минского, В. Иванова, А. Белого, К. Бальмонта и В. Брюсова. Подводя итог, поездки можно в целом назвать удавшимися — Сологуба встретил большой успех во многих городах России, — особенно благодаря учащейся молодёжи. После лекции приходили, забрасывали вопросами, брали автографы.

Первую мировую войну Фёдор Сологуб воспринял как роковое знамение, могущее принести множество поучительных, полезных плодов для российского общества, как средство пробуждения в русском народе сознания нации. Однако к 1917 году Сологуб разуверился в таком мистическом свойстве войны для России. Проследить отношение писателя к войне и различным общественным вопросам можно по статьям, которые Сологуб еженедельно публиковал в «Биржевых ведомостях». Пафос военной публицистики Сологуба лёг в основу лекции «Россия в мечтах и ожиданиях», с которой Сологуб в 1915—1917 гг. объездил всю Российскую Империю. Кроме того, на войну поэт также откликнулся книгой стихов «Война» (1915) и сборником рассказов «Ярый год» (1916), которые получили крайне вялые рецензии в прессе. Стихи и рассказы были призваны поддержать дух и укрепить надежду на победу, однако их содержание вышло искусственным, нередко окрашенным сентиментальностью, столь несвойственной Фёдору Сологубу.

Февральскую революцию Сологуб встретил с воодушевлением. Однако к последовавшим за ней октябрьским событиям и Фёдор Сологуб отнёсся с безоговорочной враждебностью. В выступлениях и публицистике Сологуб не просто противостоял новой власти, но пытался сформировать общественное мнение, могущее повлиять на большевиков в сфере культурной политики. В годы революции в «Московском книгоиздательстве» вышли две новые книги Фёдора Сологуба: «Алый мак» (стихи, 1917) и «Слепая бабочка» (рассказы, 1918).

Неприятие окружающей обстановки побудило Фёдора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, несколько раз обращаться за разрешением на выезд в период 1919-1921 г.г. Наконец разрешение было получено, и на 25 сентября 1921 запланирован отъезд в Ревель. Однако томительное ожидание надломило психику жены Сологуба. Вечером 23 сентября 1921 года Чеботаревская покончила с жизнью, бросвшись с Тучкова моста в реку Ждановку. Смерть жены стала трагедией для Фёдора Сологуба. К её памяти Сологуб будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы, напишет ряд стихотворений, объединённых памятью к жене, объединив их в цикл «Анастасия». После смерти жены Сологуб передумал уезжать из России.

В середине 1921 года советское правительство издало несколько декретов, ознаменовавших начало эры новой экономической политики, — были разрешены частная торговля и частное предпринимательство. Сразу же ожила издательская и типографская деятельность, восстановились заграничные связи. Тогда же появляются новые книги Фёдора Сологуба. Первой их этих книг Сологуба явился роман «Заклинательница змей», изданный в начале лета 1921 года в Берлине. Роман с перерывами писался в период с 1911 по 1918 годы и стал последним в творчестве писателя.

Первая послереволюционная книга стихов «Небо голубое», куда Сологуб отобрал неопубликованные стихи 1916—21 гг., вышла в сентябре 1921 года в Эстонии, там же вышли эротическая новелла «Царица поцелуев» с иллюстрациями Владимира Григорьева и последний сборник рассказов Сологуба «Сочтённые дни». С конца 1921 года книги Сологуба начинают издаваться и в Советской России: выходят поэтические сборники «Фимиамы» (1921), «Одна любовь» (1921), «Костёр дорожный» (1922), «Соборный благовест» (1922), «Чародейная чаша» (1922), роман «Заклинательница змей» (1921), отдельное иллюстрированное издание новеллы «Царица поцелуев» (1921), переводы (Оноре де Бальзак, Поль Верлен, Генрих фон Клейст).

Весной 1922 года Сологуб обратился к поэзии Поля Верлена, и тогда были сделаны как новые переводы, так и правка прежде опубликованных в книге 1908 года. Некоторые переводы стихотворений Верлена, осуществлённые тогда же, Сологуб поместил в альманахе «Стрелец» (1922), а через год в издательстве «Петроград» вышло второе издание книги переводов. Эту книгу переводов Верлена можно условно назвать последней новой книгой Фёдора Сологуба: все последующие были переизданиями прежних книг.

Последним большим событием в жизни Фёдора Сологуба стало празднование его юбилея — сорокалетие литературной деятельности, — отмеченое 11 февраля 1924 года. Чествование, организованное друзьями писателя, проходило в зале Александринского театра и собрало множество публики. Венки, телеграммы-поздравления пришли от всех культурных организаций СССР. На сцене с речами выступили Е. Замятин, М. Кузмин, Андрей Белый, О. Мандельштам. Среди организаторов торжества — А. Ахматова, А. Волынский, Вс. Рождественский. Это торжество парадоксально оказалось прощанием русской литературы с Фёдором Сологубом никто тогда не предполагал, что после праздника не выйдет ни одной его новой книги.

В середине 20-х гг. Сологуб вернулся к публичным выступлениям с чтением стихов. Как правило, они проходили в форме «вечеров писателей», где наряду с Сологубом выступали А. А. Ахматова, Е. Замятин, А. Н. Толстой, М. Зощенко, Вс. Рождественский, К. Федин, К. Вагинов и др. По свидетельству одного из организаторов имя Сологуба на афише уже заранее обеспечивало успех мероприятия. Только на таких выступлениях и можно было услышать новые стихи Сологуба, так как в печати они не появлялись. Стихи были замечательные. Перестав писать прозу и драмы, Сологуб отдался целиком чистой лирике.

Кроме того, в этот период, Сологуб написал около дюжины антисоветских басен (в начале 1925 и весной 1926 года), которые читались лишь в узком кругу. По свидетельству Р. В. Иванова-Разумника, «Сологуб до конца дней своих люто ненавидел советскую власть, а большевиков не называл иначе, как «туполобые»». В качестве внутренней оппозиции режиму (особенно после того, вопрос с эмиграцией отпал) был отказ от новой орфографии и нового стиля летоисчисления в творчестве и личной переписке.

В мае 1927 года, в разгар работы над романом в стихах «Григорий Казарин», Фёдор Сологуб серьёзно заболел. С лета Фёдор Кузьмич уже почти не вставал с постели. Осенью началось обострение болезни.

Федор Сологуб (урожденный Федор Кузьмич Тетерников ), является одним из наиболее ярких представителей Серебряного века. Его имя известно, благодаря темам, связанным со смертью и безумием: этими темами пропитано все его творчество. Можно подумать, будто он готовился к смерти, но так и не смог встретить ее с тем достоинством, с каким рассчитывал.

Все детство писателя прошло на самом дне жизни: отец рано умер от чахотки, оставив жену с двумя детьми на руках. Часто мать Федора вымещала на них свое раздражение, что в дальнейшем нашло отражение в его творчестве. Так, если взять ранние стихи Сологуба, то можно увидеть в них образ мальчика, над которым издеваются и в школе и дома, хотя он лезет из кожи вон, чтобы угодить всем.

Семью Тетерниковых часто окружали сплетни и слухи, порой ужасные, но он умудрялся писать и заниматься творчеством, не обращая ни на что внимания. Все детство он мечтал стать писателем и достойно зарабатывать этим на жизнь. Главным его стремлением была мечта написать учебник по математике, благодаря которому дети стали бы лучше учиться и понимать этот предмет. Но жизнь Федора оказалась слишком мрачной, чтобы исполнить эту мечту.

В детстве Сологуб писал в основном басни и стихотворения и публиковался в различных журналах.

Карьера и творчество

Какое-то время писатель зарабатывал на жизнь тем, что учительствовал, сотрудничая при этом с журналами и получая за стихотворения небольшие премии. Чуть позже выходят первые книги Сологуба, которые он сам лично издал.

Стихи писателя больше напоминали прозу в стихотворной форме: сюжет для них никак не подходил для поэзии. При этом, его поэтическое творчество было наполнено мрачными и тяжелыми чувствами. Мотивы смерти, фантастические видения, безысходность жизни, желание спрятаться от всего мира – вот главные черты, присущие его творчеству.

В 1891 году писатель познакомился с известным философом и поэтом – Николаем Минским , который, в свою очередь, серьезно увлекся творчеством Сологуба.

Далее Федор Сологуб начинает сотрудничать с журналом «Северный вестник» и становится символистом. В его литературной жизни появляются наставники: Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт. Именно они и придумали ему псевдоним «Сологуб», что, кстати, не одобрил Мандельштам: разве можно сменить прекрасную фамилию на какой-то нелепый псевдоним?

Но для Федора Тетерникова это было началом новой жизни, с которой он планировал забыть тяжелое детство, обременявшее его.

Мотивы и образы в творчестве писателя

В своих стихотворениях Сологуб часто заимствует образы героев у других писателей: Чехова, Гоголя, Достоевского.

В 90-е годы творчество писателя немного меняется: мрачность и безысходность сменяются культом смерти. Автор показывает в своих романах («Тяжелые сны») презрение, которые испытывает к этой жизни. Страдание становится главным мотивом его творчества.

В начале двадцатого века Сологуб заключает договор о постоянном сотрудничестве с одной из газет и начинает заниматься драматургией. Также в этот период он пишет множество статей и читает лекции об искусстве.

В целом, Сологуб занимался преподавательством 25 лет и за это время он показал себя как очень строгий учитель. Тут многие замечают, что он очень любил читать нотации. Также говорят, что ему было трудно ужиться на одном месте.

Стремление научить чему-то у писателя было чуть ли не с детства и благодаря этому, он часто участвовал в общественных мероприятиях. Даже тех, в которых совершенно не хотел участвовать.

Первые годы двадцатого века стали вершиной творчества для писателя и в это время он опубликовал свой главный роман – «Мелкий бес». Этот роман как раз и принес Сологубу широкую известность. Тут мы можем увидеть, что его тошнит от этого мира (тошноту он, очевидно, почерпнул из творчества Гоголя).

Две трагедии в жизни писателя

В 1907 году скоропостижно умирает сестра Сологуба, которую он очень ценил и уважал – для него это стало большой трагедией. Многие считают, что именно так жизнь отомстила ему за то, как он к ней относился. С этого момента творчество Сологуба снова меняется: он показывает нам, что хочет уйти от этого мира и ждет часа, когда все закончится. То есть, теперь мы видим, что он готовится к своей смерти и ждет ее, как нечто неминуемое и негостеприимное.

Между тем, вскоре он удачно женится на прекрасной женщине, с которой живет в дальнейшем 19 лет. Но и эта история закончилась плохо: Анастасия Чеботаревская вдруг покончила с собой (при жизни у нее было психическое заболевание, и она не выдержала, видимо). Труп ее нашли лишь спустя месяцы.

Смерти любимой жены писатель посвящает много стихотворений. При этом, торопливо уходить вслед за ней он не спешит и еще долго терпит жизнь, которую так старательно не любит.

Смерть писателя-символиста

Перед революцией писатель занялся издательством собственного журнала, а также читал лекции в Германии и Франции. К революции отнесся плохо и даже пытался эмигрировать, но безрезультатно. Последние книги (сборник рассказов и стихотворения) писателя вышли в Эстонии в 1921 году, практически прямо перед его смертью.

В 1927 году Сологуб начинает работать над новым романом и активно участвует в общественной жизни (даже становится председателем правления), но неожиданно серьезно заболевает и умирает в Петрограде. Похоронили его на Смоленском кладбище, в Петербурге, рядом с могилой Анастасии Чеботаревской.

Стоит сказать, что Федору Сологубу удалось прожить долгую жизнь, хоть и мрачную, по его мнению. Но он один из немногих писателей, кто смог застать и рождение модернизма, и его конец.

Федор Сологуб - русский писатель, родившийся 1 марта 1863 года в городе Санкт-Петербург. Его настоящее имя - Тетерников Федор Кузьмич. Отцом писателя был незаконный сын одного из помещиков Полтавской губернии, относившийся к дворовым крестьянам, который после того, как отменили крепостное право, занимался пошивом одежды в столице.

Когда в 1867 году отец Сологуба скончался, матери пришлось наняться прислугой в небогатую семью чиновников. Хозяева этого дома искренне интересовались театром, музыкой, литературой, поэтому Сологуб с ранних лет пристрастился к чтению. Его излюбленными книгами стали «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Король Лир» В. Шекспира и «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса. Они буквально стали для него своего рода Евангелием.

В годы отрочества он увлекался творческой деятельностью В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, а затем и Н.А. Некрасова, литературное наследие которого было известно ему, что называется, наизусть. А вот поэтическая жизнь А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова не вдохновляла его вовсе. Следует справедливо заметить, что творческая биография Сологуба Ф.К. на протяжении всей его литературной деятельности будет, так или иначе, отражать обостренно-личное восприятие Н. Некрасова, которое в 90-х годах несколько дополнится С. Надсоном и Н. Минским.

После окончания приходской школы, а затем и уездного училища, Сологуб прошел педагогическую подготовку при Учительском институте, и в девятнадцатилетнем возрасте, забрав с собой сестру и мать, отправился преподавать математику в глухой провинциальный городок Крестцы, Новгородской губернии. Там они пробыли до 1885 года, следующие четыре года они провели в Великих Луках, а потом еще три в Вытегре.

Учительскую службу Сологуб исполнял вдохновенно и усердно, более того за эти годы он успел написать учебник по геометрии, однако профессию школьного преподавателя считал для себя не достойной. Мнение Сологуба было таковым, поскольку с двенадцати лет он четко осознавал свое поэтическое призвание. Но, несмотря на то, что его подобная уверенность за все годы пребывания в провинции практически не имела оснований (ему удалось написать и опубликовать в местных журналах всего около десятка стихотворений), с 90-х годов положение в корне изменилось.

В 1891 году, будучи в столице проездом, Сологуб познакомился с Н. Минским, взгляды которого были ему достаточно близки, и которого через двадцать лет он назвал своим «идейным единомышленником». Федор Сологуб решился предоставить несколько сотен своих стихотворений на рассмотрение и оценку Минского. Как раз в то время Минский со своими друзьями-поэтами Мережковским и Гиппиус, а также критиком Волынским и издателем Гуревичем занимались возобновлением народнического журнала «Северный вестник», манифестом которого стал трактат Минского «При свете совести». Учитывая этот факт, было принято решение, что стихотворения Сологуба являются прекрасным дополнением-иллюстрацией к этому трактату. Поэты заметили, что поэзия Федора Кузьмича характеризуется как философская, с явным влиянием А. Шопенгауэра.

Это все абсолютно типично для декадентства, а точнее для его мироощущения, и у Сологуба оно оказалось как нельзя более органичным, ведь теперь оно становится его новой ипостасью социально обездоленного представителя человечества. Действительность для него отвергается, а на ее месте появляется образ мироздания, в котором неизменно господствуют «ложь и зло», соответствующие «воле и представлению» самого Шопенгауэра. Исходя из этого, в 1890-е годы окончательно разрабатываются мифологемы творчества Сологуба.

В 1892 году поэт переезжает в Петербург. Кроме того, что Сологуб продолжает учительствовать в школе, он еще и становится неизменным сотрудником «Северного вестника». Тогда он и получает свой псевдоним. Сологуб - это изуродованная известная графская фамилия. Сделано это было для юридической безопасности.

В это время большими тиражами печатаются многие петербургские периодические издания, на страницах которых представлены стихотворения Сологуба. Кроме того, поэт пишет много рецензий, заметок, статей. А в 1896 году печатается его первый роман о провинциальной учительской жизни «Тяжелые сны», тогда же выходят сборники «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи». Рассказ «Тени» был высоко оценен З. Гиппиус, он стал принципиальной декларацией отторжения творчества от действительности.

В основном Сологуба считали основоположником поэтического символизма, т.к. он печатался рядом с его представителями на страницах периодики, и более того пользовался наибольшей популярностью. Но, по мнению Волынского, Федор Сологуб всего лишь «примыкал к ним», а в самом творчестве писателя нет ничего символического, поскольку Сологуб не символист, а в первую очередь - декадент. Наиболее существенные различия межу символистами и самим Сологубом приобрели свои очертания в период его наибольшей популярности, а именно с 1905 по 1914 год.

Во времена общественного подъема 1900-х годов Минский, Мережковский, Бальмонт, Белый и Сологуб занимали практически одинаковые позиции на левом революционном фланге. При этом Сологуб, являющийся принципиальным богоборцем, оказался гораздо последовательнее своих соратников. По его мнению, действительность была лишь полем для игр злой воли, на котором появлялся неоднозначный образ Богодьявола (этот образ упоминается в стихотворении «Змий, царящий над вселенной»). И вся эта действительность, в конечном счете, подлежала уничтожению. Такой разрушительный, богоборческий пафос наполняет бесчисленные стихотворения Сологуба, которые так активно появляются на страницах сатирических журналов революционного времени «Зритель», «Сигнал», «Молот», «Вольница» и другие. Кроме того эти стихи были отчасти собраны в 1906 году в контексте его пятой книги стихов «Родине» (1906) и его пропагандистских «Политических сказочках», которые представляли собой пародию на духовенство и власть.

Своего рода поэтическое представление борьбы с реальностью воплощают в себе его самые знаменитые 6-й и 7-й сборники стихотворений «Змий» за 1902 год и «Пламенный круг», вышедший в следующем году.

В 1907 году выходит статья Сологуба «Я. Книга совершенного самоутверждения», стилизованная под библейские пророчества. Теперь писатель вышел на первый ряд популярнейших литераторов, и с честью принимал буквально всеобщее читательское признание, которое особенно окружило его после выхода романа «Мелкий бес», увидевшего свет в 1905 году на страницах журнала «Вопросы жизни», а вскоре вышедшее несколькими отдельными изданиями. Как заметил А. Блок, этот роман прочитала «вся образованная Россия». "Мелкий бес" был воспринят как некая мистификация, превращающая российскую провинциальную действительность в дьяволическую свистопляску. Ей оказались неподвластны лишь тайные эротические действия отрока и отроковицы.

Подобная тематика находит себя и в следующих романах Сологуба «Навьи чары» и «Дым и пепел», опубликованных в альманахах и сборниках 1907-1913 гг. После значительной переработки эти романы были объединены в один под названием «Творимая легенда», он занял три последних тома двадцатитомного собрания сочинений Сологуба, которое было закончено в 1914 году. В нем обывательщине и разгулу противостоит оторванное от действительности творческое воображение. Роман приобрел скандальный успех, который объяснялся его явным эротизмом. Естественно, что критика единогласно осудила произведение.

В предвоенные годы популярностью пользуется драматургия Федора Сологуба, в контексте которой явны его философские идеи, воплощенные в мифологических и фольклорных сюжетах. Это и трагедия «Победа смерти», которая в 1907 году ставится на сцене театра Комиссаржевской, и пьеса-буффонада «Ночные пляски» (1908), и «Ванька Ключник и Паж Жеан» (1908).

Военные и революционные события 1917 года значительно сократили читательскую аудиторию Сологуба. Этому способствовали его многочисленные ура-патриотические стихи, издаваемые в журналах, а позже частично собранные в его книге «Война», вышедшей в 1915 году.

Сологуб восторженно приветствовал события февральской революции, а большевистское переустройство действительности принял за одно из проявлений торжества зла и лжи, которому может быть противопоставлено лишь усиленное художественное творчество. Это он и пытался делать в своих поэтических сборниках «Одна любовь», «Фимиамы», «Чародейная чаша», «Свирель», «Великий благовест», которые были изданы в период с 1921 по 1923 год. Сборники выходили очень скудными тиражами и уже не вызывали ни малейшего интереса со стороны читательской аудитории.

Исследователи творчества Сологуба отмечают, что писатель имел и талант переводчика художественных текстов. До войны ему с особой легкостью удавались переводы драм Г. Клейста, которые он осуществлял совместно со своей женой, тоже переводчицей. На протяжении семнадцати долгих лет Сологуб трудился над переводами стихотворений П. Верлена, вышедших в 1923 году отельным изданием. В основном Сологуб занимался переводами с французского и немецкого языков. Подтверждением этому являются романы Вольтера «Кандид» и «Сильна, как смерть» Мопассана, которые и по сей день печатаются именно в его переводе.

Около трети стихотворений Сологуба до недавнего времени оставались неопубликованными. А те, что теперь стали доступными, критики оценивают как своеобразное воплощение индивидуальной поэтической структуры, неподражаемой музыкальности и богатства ритмов.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Сологуба Федора Кузьмича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.