Специальная психология кратко. Вопрос

Специальная психология как отрасль психологии сформировалась в 60-х годах ХХ века. Она находится на пересечении психологии, педагогики, медицины, а развивалась в рамках дефектологии. Специальной она была названа из-за особого объекта и предмета исследования.

Объект специальной психологии – человек, имеющий нарушения в развитии, отклоняющийся от нормального психического развития.

В основном специальная психология работает с детьми и подростами с врожденными или приобретенными нарушениями развития, возникшими из-за особенного (атипичного) формирования нервной системы.

Предмет специальной психологии – закономерности развития и функционирования психики людей с нарушениями в развитии.

Таким образом, специальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и деятельности людей с различными недостатками.

Специальная психология работает в основном с детьми и подростами так как их личность еще только формируется, поэтому есть возможность компенсировать физические и/или психические дефекты. Помочь особенному человеку адаптироваться в социуме можно путем особого воспитания и обучения .

Взрослым людям с недостатками, мешающими самоопределению, оказывается особая психологическая помощь , поддержка, сопровождение.

Интересно, что «ненормальными» случается себя ощущать не только людям с отклонениями со знаком «минус», но и отличающимся от остальных в положительную сторону . Людям, обладающим сверх способностями (такими как феноменальная память, слух, мышечная сила и так далее), одаренным, творческим, гениальным и даже просто неординарным личностям также непросто вписаться в мир, предназначенный для «обычных» людей.

С кем работает психолог и какова его основная задача

Для психологии не столь важно, чем болен ребенок, как тот факт, что ему придется столкнуться с социальными последствиями своей болезни. Болезнь как таковая не рассматривается психологами в отрыве от личности (как обычно это делают врачи).

Мир устроен так, что адаптироваться, социализироваться и самореализоваться в нем проще всего «нормальному», здоровому и счастливому человеку, а отклоняющемуся в развитии – очень и очень затруднительно.

Хотя границы нормы и патологии довольно условны и относительны, есть отклонения слишком явные и в значительной степени усложняющие жизнь.

Специальная психология помогает людям с нарушениями :


Выделению в отдельную отрасль специальной психологии поспособствовал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский (1896-1934). Именно он первым стал изучать закономерности психического развития глухих, слепых, немых, умственно отсталых деток. Выготский в 1926 году открыл первую в СССР лабораторию психологии аномального детства. Необходимость в ней была продиктована принятием законов о всеобщем образовании. В этот же период появляется специальное образование: школы для слепых, глухих, умственно отсталых деток.

В наше время из-за появления и распространения новых болезней, психологи совместно с врачами, педагогами, логопедами и прочими специалистами работают с детьми со всевозможными психическими и физическими аномалиями: ранним детским аутизмом, детским церебральным параличом, ВИЧ-инфицированными и так далее.

Из-за большого количества отклонений, с которыми работают специалисты, специальную психологию стали разделять на подотрасли.

Некоторые подотрасли специальной психологии:

  • тифлопсихология (психология людей с нарушениями зрения),
  • сурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха),
  • тифлосурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха и зрения),
  • олигофренописхология (психология умственно отсталых людей),
  • логопсихология (психология людей с нарушениями речи) и прочие.


Задача психолога
– свести до минимума те негативные последствия, которые провоцирует дефект развития, помочь человеку адаптироваться в социуме, сформировать адекватную личность путем воспитания и обучения.

Специальная психология изучает и исследует нарушения в развитии с целью выявить пути, средства и способы их компенсации для благополучной самореализации людей, чья жизнь отличается от жизни большинства других.

Для психолога важна особенность личности ребенка, подростка или взрослого, отягощенного недостатком, поэтому и отрасль названа специальной, а не аномальной или как-либо иначе.

Рекомендации родителям детей, имеющим нарушения развития

Работой с детьми, обремененными недугами, психологи и педагоги обычно не ограничиваются. Важна работа и с их родителями.

Какой бы хорошей не была тетя-учительница, мама всегда важнее. Вклад родителей в формирование личности малыша намного более весом, чем кого-либо другого. Поэтому психологи проводят индивидуальные консультации, а так же семинары для родителей, на которых обучают их:

  • подходящим стилям воспитания,
  • навыкам эффективного общения,
  • способам выражения любви к особенному ребенку.


Самые общие рекомендации родителям
, чей ребенок имеет нарушения в развитии:

  1. Взгляд глаза в глаза . Очень многие родители смотрят в глаза ребенку только когда пытаются его заставить что-то сделать или ругают. Важно смотреть в глаза малышу, говоря о любви к нему, выражая поддержку и успокаивая. Ничто так не придает уверенности в себе ребенку как ласковый, уверенный, спокойный взгляд и улыбка мамы или папы.
  2. Прикосновения, поглаживания, объятия, поцелуи . О важности физического контакта для ребенка знают все психологи и педагоги, но забывают люди, которые должны его осуществлять – родители. Положительное влияние физического проявления любви на развитие и формирование ребенка неоспоримо. Главное условие – прикосновения должны быть искренними, сердечными, а не «Надо бы тебя обнять еще раз, так как психологи говорят, что детей нужно обнимать минимум 12 раз в день».
  3. Внимание . Ребенка нужно обеспечивать всем необходимым (пищей, одеждой, развивающими игрушками), но ждут они больше всего внимания родителей. И это внимание должно быть качественным! Не просто пребывания в одном помещении, а проявления интереса, заботы, готовности прийти на помощь, совместной деятельности ждут дети.

Человек, не похожий и чем-то отличающийся от всех остальных, ни чем не хуже их и имеет все шансы стать счастливым. Подтверждений тому великое множество. Среди ученых, спортсменов, актеров и представителей других, менее публичных профессий, немало необычных людей.

Лекция № 1

Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки

План

    Общие вопросы специальной психологии

    Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез дизонтогений

    Психологические параметры дизонтогенеза

    История становления специальной психологии

I .

Специальная психология изучает закономерности психического развития и особенности психической деятельности человека с психическими и физиологическими недостатками. К таким закономерностям относится определенная последовательность стадии развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии (исследования Власовой, Соловьева, Занкова).

Сензитивный – это период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения

    Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

    Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

    Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)

    Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)

    Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

    Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Выгодский выделил общую закономерность аномального развития реб. с недостаточностью того или иного типа – это возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития у такого ребенка, а также он указал еще на одну закономерность проявляющуюся в затруднениях взаимодействия соц. средой и в наруш. связей с окруж миром всех детей, имеющих недостатки развития. Шиф формулирует эту закономерность так: «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом».

Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Специальная психология – это раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.

В центре внимания специальной психологии ­дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании (Под образованием мы понимаем «процесс формирования облика человека» ).

Современная специальная психология исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т.е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

В тесной связи со специальным образованием употребляется термин реабилитация.

Существуют различные подходы к определению понятия реабилитации (сам термин "реабилитация""" происходит от латинского ""ability""" – способность, "rehabilitation" - восстановление способности ). Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией подразумеваются, прежде всего, различные процедуры (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и т.д.), в травматологии и ортопедии ­ протезирование, в физиотерапии ­ физическое лечение, в психиатрии – психо- и трудотерапия.

В Российской социальной энциклопедии реабилитация определяется как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов ". Реабилитация инвалидов включает :

Медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования;

Профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной ориентации и трудоустройства;

Социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Актуальная задача реабилитационного процесса – разработка эффективных методов восстановления личностных установок, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, тяжелые хирургические вмешательства и пр.

Объектом изучения и психологической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной психологии – закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

К числу целей специальной психологии относятся: коррекция недостатков, их компенсация психологическими средствами; реабилитация, в первую очередь, социальная и личностная.

К специфическим конкретным целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации – воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, формирование адекватных форм социального поведения и др.

Для достижения указанных целей специальная психология решает целую систему задач :

    раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;

    исследование различных типов закономерностей отклоняющегося развития: общих – нарушения способности к приему и переработке, хранению и использованию информации, наруш словесной регуляции деятельности, замедленное формирование процессов обобщения и отвлечения, трудности символизации.

    2. изучение возможностей и путей компенсации дефекта (наличие сохранных функций, включение компенсаторных механизмов, спец обуч рассчитанное на зону ближ. развития, т.е потенциальные возможности ребенка.

    исследование закономерностей развития и проявлений психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии;

    изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;

    выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.

Дадим определение:

К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.

Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях.

Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины«дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями»

    дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

    с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

    с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);

    с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития);

    с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения; дети, которые не могут адаптироваться в школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу детей, требующую к себе особого внимания психологов и педагогов, составляют одаренные дети.

В специальной психологии выделяют следующие отрасли:

    Тифлопсихология – раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы ее коррекции. Как наука, тифлопсихология сначала включала в своё содержание лишь психологию слепых. В настоящее время тифлопсихологии изучает и особенности людей с глубокими нарушениями зрения и с амблиопией и косоглазием

    Сурдопсихология – раздел психологии, изучающий закономерности развития психической деятельности людей с нарушениями слуха.

    Олигофренопсихология – раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга.

    Логопсихология ­ отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами.

    Псих.детей с ЗПР.

    Психология детей с нарушениями ОДА.

    Психология детей с расстройствами эмоц.-волевой сферы и поведения.

    Психология детей со сложными недостатками в развитии.

Методологические основы специальной психологии были заложены Л.С. Выготским, сформулировавшим принципы, отражающие законы психического онтогенеза.

    Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

    Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем.

    Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

    Психический дефект формирующийся в процессе дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка их этого социально и культурно обусловленного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

Данную закономерность следует рассматривать с точки зрения теории Л.С. Выготского о слиянии натуральной и культурной линии в формировании личности ребенка. Под натуральной линией Л.С. Выготский понимал биологическое созревание организма ребенка, под культурной – развитие через направленное обучение. Применительно к детям с нарушениями в развитии Л.С. Выготский говорит о явлении дивергенции – несовпадении этих двух линий, что приводит к необходимости создания особых, «обходных» путей развития ребенка.

Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности.

Определим, в чем именно нуждаются такие дети. Они нуждаются в том, чтобы:

– первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

– специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии независимо от возраста ребенка;

– строились обходные пути обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании;

– регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

– пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка;

– все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении задач реабилитации ребенка, их усилия были скоординированы;

– реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения;

– процесс реабилитации осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач.

Структура дефекта . В основе данного понятия лежит выделение Л.С. Выготским системы дефектов. Его теория о сложной структуре аномального развития ребенка, системном строении дефекта отвергла представление об изолированном выпадении одной функции вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект вызывает ряд отклонений и создает сложную структуру атипичного развития. Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:

– первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и

– вторичные, возникающие опосредованно в процессе социального развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении.

Коррекция (от лат correcccio – исправляю ) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспитательная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции.

Компенсация это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.

В процессе компенсации решающая роль принадлежит социальным факторам. По словам Л.С Выготского, в процессе компенсации вступает в действие «закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации».

Социальная адаптация – по отношению к детям с нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе, приведение индивидуального и группового поведения детей в соответствие с системой общественных норм. Близко к этому термину примыкает понятие «социальная реабилитация», под которым понимается включение детей с ограниченными возможностями в социальную среду. Оба этих понятия могут быть объединены термином «социализация».

В общие задачи социальной адаптации по отношению ко всем детям с особыми потребностями входят их оптимальная профориентация и трудоустройство, развитие адекватной самооценки и оценки окружающих.

II .

В 1927 г. Е. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этим термином стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза в периоды, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

В настоящее время различают понятия «дизонтогенез» и «д изонтогения».

Дизонтогенез ­ это механизм отклоняющегося развития, и то время, как дизонтогения ­ это форма отклоняющегося развития.

Нарушения развития могут быть обусловлены биологическими и социальными факторами. По времени воздействия патогенные факторы подразделяют на пренаталъные (внутриутробные), натальные (действующие в период родов) и п остнаталъные (послеродовые).

Врожденные пороки развития (ВПР) представляют собой стойкие морфологические изменения органа, части органа или участка тела, выходящие за пределы нормальных вариаций строения и нарушающие их функцию. На долю мутаций (генных, хромосомных и геномных) приходится более 30% всех пороков.

Хромосомные синдромы обусловлены хромосомными (в связи с нарушением структуры хромосомы) и геномными (связанными с нарушением численного состава хромосомного набора) мутациями, приводящими к генному дисбалансу. Для хромосомных синдромов характерен сложный или осложненный дефект (умственная отсталость в сочетании с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д. ).

При генной патологии число и структура хромосом остаются неизменными. Под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды происходит мутация генов, нарушается цепь биохимических изменений в организме и возникают тяжелые заболевания, во многих случаях сопровождающиеся умственной отсталостью и сенсорными нарушениями.

Эндокринные заболевания и дефекты обмена у матери могут нарушать морфологическую дифференциацию органов плода.

Негативное влияние на развитие плода оказывают и многие лекарственные препараты. Некоторые антибиотики обладают патогенным действием, вызывая различные нарушения. Использование беременными транквилизатора талидамида приводит к множественным порокам развития у детей.

Большое значение имеет время повреждения: чем раньше действует патогенный фактор, тем более выражен объем поврежденных тканей. Плод особенно чувствителен к патогенным воздействиям в критические периоды развития . Первый критический период у человека ­ первая неделя после зачатия, второй ­ соответствует пяти­восьминедельному зародышу.

Отрезки времени, в течение которых возникает первичное нарушение органогенеза, ведущее к порокам развития получили название тератогенетических терминационных периодов.

Согласно Е. Швальбе, эти периоды различны для отдельных систем:

    мозг - 1,5­12 недели беременности;

    глаза - 2,5­8 недели;

    сердце - 2,5­8 недель;

    зубы - 6­12 недели;

    ухо - 7­12 недели;

    небо - 10­12 недели;

    конечности - 4­10 недели.

Характер нарушения зависит также от мозговой локализации процесса и степени его распространенности . Особенностями детского возраста является незрелость и большая, по сравнению со взрослыми, тенденция к росту и способность к компенсации дефекта. Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадения определенных функций. При локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции. В первом случае компенсация идет за счет сохранности других систем мозга, во втором ­ общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.

Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга .

Ряд проявлений дизонтогенеза связан с влиянием неблагоприятных социальных факторов. Чем раньше сложились неблагоприятные для ребенка социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность. Она проявляется в задержке интеллектуального и эмоционального развития.

Депривация (англ. deprive ­ лишать) ­ недостаточность адекватных и соответствующих межличностных средовых переживаний, особенно в первые годы жизни, недостаток удовлетворения каких-либо потребностей. К нарушениям в развитии могут привести различные виды депривации. Материнская (эмоциональная) депривация возникает в раннем детстве в связи с недостаточностью контакта с матерью и клинически выражается в аффективных, невротических и психотических расстройствах, нарушениях речевого развития. Сенсорная депривация может обусловить нарушения умственного и речевого развития и внутренние невротические конфликты. Социальная депривация вызывает нарушения речевого развития, приводит к возникновению тяжелых неврозов и психозов.

К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое развитие личности ­ аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа и т.д.

III .

Л.С. Выготский выделил две взаимосвязанные линии развития ­ биологическую и социально-психическую. Болезнь, вызывая, прежде всего нарушение биологической линии развития, создает препятствия для социально-психического развития ­ усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка. Это положение послужило основой для выделения ВикторомВасильевичем Лебединским ряда психологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.

Первый параметр связан с функциональной локализацией поражения. Выделяется два вида дефекта: частный , обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; общий , связанный с нарушением корковых и подкорковых регуляторных систем, обеспечивающих психическую активность, эмоциональное состояние и интеллектуальную деятельность.

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем выше вероятность явления недоразвития. Позднее возникновение нарушений нервной системы обусловливает явления повреждения с распадом структуры психической функции.

Временной фактор определяется также длительностью развития данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции с более длительным периодом развития при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо задерживаются в своем развитии.

С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. В сензитивные периоды развития функции не только интенсивно развиваются, но и обладают наибольшей уязвимостью и неустойчивостью к патогенным факторам. Существуют периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии (от О до 3 лет, с 11 до 15 лет), и периоды, для которых характерна достаточная устойчивость. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям.

Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные ­ нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи и др.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития, повреждения или их сочетания. Вторичное недоразвитие характерно для функций, непосредственно связанных с поврежденной (недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха), а также для функций, находящихся в сензитивном периоде.

Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от первичного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов могут обусловить вторичные нарушения. Например, нарушение сенсорной стороны речи наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и задержку психического развития, которая будет проявляться в замедленном становлении логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д.

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных взаимоотношений: явления временной независимости функции, ассоциативные, иерархические связи.

Специальная психология - раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

Специальная психология - относительно молодая наука. Она является областью научного знания, возникшего в связи с запросами практической жизни на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития.

Цель специальной психологии - изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

Предметом специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания. Цели и задачи воспитания ребенка с нарушениями онтогенеза определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий.

Отрасли специальной психологии

1. Психология умственно отсталых (олигофренопсихология).

Олигофренопсихология - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое и возможности его коррекции у людей умственно-отсталых с тяжелыми формами недоразвитости мозга головного.

2. Психология глухих (сурдопсихология).

Сурдопсихология - (психология глухих) - раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности - в условиях специального обучения.

3. Психология слепых (тифлопсихология).

Тифлопсихология - (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушеннымзрением

    Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи .

Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Нахождение на пересечении других наук приводит к неопределенности положения любой новой науки, каждая из «родительских» дисциплин зачастую рассматривает ее в качестве своей составной части.

Внутрисистемные связи

Связи специальной и общей психологии вытекают из сходства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.

Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта - развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств, то специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации - нарушении взаимодействия личности с окружающей средой.

С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы.

Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента.

Специальная психология - это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).

Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.

Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.

Исторический взгляд на содержание науки позволяет констатировать, что специальная психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение (Кузнецова Л. В., 2002).

Однако специальная психология не ограничивается дефектологическим ракурсом. Отдельные исследования в ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.

Изучение особенностей психического развития детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией с момента ее зарождения в русле дефектологии. Психическое развитие других категорий детей с отклонениями (неярко выраженные нарушения, одаренность и др.) зачастую было предметом изучения детской и педагогической психологии.

Предметом исследования специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания.Таким образом, предметом специальной психологии является изучение процесса психического развития в стеснённых обстоятельствах. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих обстоятельств, представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов её возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.

Объект изучения специальной психологии - лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.

Под атипией нами понимается развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.

Следует, однако, сразу же отметить, что единое мнение в определении предмета и объекта изучения специальной психологии отсутствует, как нет и единообразия в ее категориально-понятийном аппарате.

Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

Цель специальной психологии - изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

В задачи специальной психологии входит:

Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;

Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

Разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;

Психологическая коррекция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

(вариант 2)

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.

Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Зан­ков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соко­лянский и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.

Объект изучения специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.

Предметом специальной психологии являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Задачи специальной психологии:

1) раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;

2) исследование закономерностей развития и проявлений психики,специфичных для детей с нарушениями в развитии;

3) изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;

4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.

Основной задачей специальной психологии на современном этапе является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, тесно связанная с психологией, педагогикой и медициной. Ее связь с психологией определяется общностью методологических позиций, понятийного аппарата, методов изучения психики.

В своем развитии специальная психология опирается на достижения таких медицинских наук, как физиология, невропатология и психиатрия. Глубокий учет медицинских данных позволяет получить представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.

По поводу связи специальной психологии спатопсихологиейв литературе высказывается точка зрения, что специальная психология является частью патопсихологии. Однако с этим нельзя согласиться. Патопсихология изучает структуру и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности, особенность же психики аномального ребенка – развитие в условиях текущего или закончившегося патологического процесса. Кроме того, патопсихология ориентирована на решение задач, поставленных клинической психиатрией, а специальная психология – на теорию и практику коррекционной педагогики.

Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения.

Специальная психология теснейшим образом связана с коррекционной педагогикой. У этих отраслей знаний общий предмет изучения – дети с нарушениями в развитии, определенная общность задач, общие методологические основы, методы изучения, естественнонаучная база, что позволяет квалифицировать изучаемые явления в единых понятиях. Однако коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает систему обучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развития аномальных детей.

Взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух наук подтверждается словами выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштей­на: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает как одно из условий этого развития. В педагогическом исследовании взаимоотношения меняются: предметом педагогики является процесс воспитания и обучения в его специфических закономерностях, психические свойства ребенка выступают как условия, которые должны быть учтены»

4 вопрос. Методы исследования в специальной психологии.


Похожая информация.


Федеральное агентство по образованию РФ

по дисциплине «Психология и педагогика»

Основные отрасли психологии и связь с другими науками

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

Общая психология исследуетиндивида , выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах.

Общая психология включает в себя следующие разделы:

    Теоретический – содержит основные понятия, категории о процессах, свойствах и явлениях;

    Психология личности – патопсихология, нейропсихология.

Рис.1. Структура общей психологии

Специальные отрасли психологии , тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включает генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Рис.3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

Генетическая психология (от греч. происхождение) – отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980).

Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом - рассматривает соотношениемозгаи психики,рольбиологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности,познаниефункций структур мозга головного и системы нервной только начинается. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны - от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль "примитивных" мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Главная задача психофизиологии - причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами - регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного - в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы - энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная - психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (психофизическая проблема) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Дифференциальная психология - раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий.Предпосылкой возникновения "дифференциальной психологии" на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии былФ. Гальтон(Великобритания), который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий.В. Штерн(Германия) ввёл самый термин "дифференциальная психология" (1900). Первыми крупными представителями дифференциальной психологии былиА. Бине(Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и другие.

В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими.

В дифференциальной психологии широко применяются тесты- как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов - для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.Факты и выводы дифференциальной психологии важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются основой для понимания законов психического развития ребёнка.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжениионтогенеза человека от рождения до старости (т.е. изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой). Возрастная психологияоформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология (см.Детство ), психология юности (см.Юность ), психология. зрелого возраста (см.Зрелость ); геронтопсихология (см.Старость ). В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для В. п. весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза. Особое место в современной В. п. занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методеЛ.С.Выготского . Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (П.Я.Гальперин ) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед В. п., относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения,психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основаниепедагогической психологии .

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.Эта отрасль психологического знания, имеет короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части.

В процессе развития социальная психология прошла нелёгкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация и её психический склад и др.), то в середине века всё внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми. В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. pais (paidos) - дитя и ago - веду, воспитываю) - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя). Зарождение П. п. как самостоятельной отрасли психологической науки связано с проникновением в психологию идей развития во второй половине XIX в. Первые успехиэкспериментальной психологии позволяли надеяться, что учет данных, полученных в психологических лабораториях, и их применение в процессе обучения существенно оптимизируют педагогический процесс. Это представление нашло отражение в первых трудах по П. п., ориентированных на практику. Однако знания законовпсихофизики , некоторых характеристикзапоминания изабывания , показателейвремени реакции оказалось явно недостаточно. Выносимые П. п. рекомендации носили туманный и схоластический характер. Помимо бедности экспериментальных фактов причиной этого явилась ограниченность теоретических воззрений представителей П. п. того времени. Применениебиогенетического закона в психологии (наряду с другими теориями спонтанного развития), подведя теоретическую базу под теорию и практику “свободного воспитания”, фактически закрывало дорогу разработке вопросов целенаправленного формирования личности человека. Бихевиористская (см.Бихевиоризм ) психолого-педагогическая концепция (ее современный вариант - теорияБ.Ф.Скиннера ) предлагала ориентироваться на жесткую“модификацию поведения” : без должных оснований предполагалось, что достаточно организовать соответствующую систему внешних воздействий - и все вопросы обучения и воспитания будут решены. Теория “двух факторов”, отыскивая компромисс между биологизаторским и социологизаторским подходами, не могла создать адекватную концептуальную основу для П. п. и в 20-е гг. оказала заметное влияние напедологию , которое было успешно преодолено ею в начале 30-х гг. В основе современной советской П. п. лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. Тем самым резко перестраивается направленность исследований по П. п.: основой ее стратегии становится не регистрация достигнутого уровня психического развития, а активное формирование психических процессов и свойств личности. В соответствии с этой общей стратегией разрабатываются и другие вопросы П. п. Так, пути и возможности целенаправленного формированиядействий ,образов ипонятий , лежащих в основе знаний и умений, исследуются теориейпоэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин , Н.Ф.Талызина и др.). Изучаются средства и методы развивающего обучения, анализируются взаимосвязи организации обучения с ходом умственного развития (В.В.Давыдов), роль дифференцированного подхода к проблемеобучаемости , средства и методы контроля и оценки учебной деятельности. Особое место занимают разработки по целенаправленному формированию требуемых свойств личности. С известной мерой условности, связанной с реальным единством обучения и воспитания, П. п. можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений инавыков ) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности). В последние годы выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе. По сферам применения П. п. можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (см.Возрастная психология ), психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. medicus - врачебный, лечебный) - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающаяпатопсихологию ,нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология,психотерапия ,психическая реабилитация . Среди важнейших проблем М. п. - взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых М. п. вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара, санатория, поликлиник и т. д.), изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса предупреждениеятрогений .

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч pathos - страдание, болезнь) - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии - области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживаются, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств пеихики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т. д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации. Значение П. исследований для психологии заключается в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий “психической нормы”, “психического здоровья”, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онто- и социогенеза. П. относится к числу наиболее интенсивно и плодотворно развиваемых областей отечественной медицинской психологии. Основы современной П. заложены в трудах советских психологовА.Р.Лурии ,Б.В.Зейгарник и др.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. juris - право) - отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успеховэкспериментальной психологии в конце XIX - начале XX в. были проведены первые лабораторные исследования в области Ю. п. Основные усилия были направлены на изучение психологии свидетельских показаний и допроса (А.Бине , Г.Гросс, К.Марбе,В.Штерн и др.), “диагностики причастности” к преступлению (К.Юнг и др.), судебной и следственной работы, психологических основ профессионального отбора и обучения юристов (Г.Мюнстерберг ). Исследования по Ю. п. стали интенсивно проводиться в СССР в 20-х гг. Были выполнены многочисленные работы по изучению психологии преступников и заключенных, быта преступного мира, закономерностей формирования свидетельских показаний и причин возникновения в них ошибок, по теории и методике судебно-психологической экспертизы (А.Е.Брусиловский, М.Н.Гернет, М.М.Гродзинский, Я.А.Канторович, А.С.Тагер и др.), проведены оригинальные опыты по обнаружению психологическими методами следов преступления (А.Р.Лурия ). Значительно активизировались научные исследования в области Ю. п., уточнен ее предмет, сформулированы юридические принципы (А.В.Дулов, А.Р.Ратинов и др.). Систему современной отечественной Ю. п. образуюткриминальная психология , изучающая психологические механизмы преступного поведения и личность преступника;судебная психология , охватывающая широкий круг вопросов, связанных с судопроизводством (см. такжеСудебно-психологическая экспертиза ); исправительная психология, разрабатывающая проблемы исправления правонарушителей; правовая психология, изучающая правосознание, принципы его воспитания, причины его деформации. В Ю. п. применяются все основные методы психологии (эксперимент ,наблюдение ,беседа , анкетирование (см.Анкетный опрос ), тестирование и др.), разрабатываются и специфические для данной области знаний методы (например, психологический анализ материалов уголовного дела и др.).

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Оформление П. в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е годы XX в. Значительный вклад в становление П. внесли трудыФ.Гальтона , Дж.Кэттелла,Г.Эббингауза , Э.Крепелина,А.Бине и др. Начавшись с попыток “охватить числом операции ума” (Ф.Гальтон) и с применениятестов интеллекта , П. для измерения индивидуально-психологических различий разрабатывала методы исследования личности, которые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и опросников. Вместе с тем на развитии П. сказывалось отставание теоретического уровня осмысления явлений от методического оснащения. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного ифакторного анализа , использование возможностейпсихометрии оказали влияние на практическую эффективность П. В советской психологии выделяют два периода развития Л. Первый относится к началу 20 - середине 30-х гг. XX в. Эти годы отмечены массовым применением тестов в народном образовании,профотборе ипрофориентации . Для тогдашнего уровня развития П. характерно достаточно широкое заимствование зарубежных тестов, поскольку собственным методикам, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка которых была прервана постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (1936) (см.Педология ). В этот период плодотворно работали в П.М.С.Бернштейн ,М.Я.Басов ,П.П.Блонский ,С.Г.Геллерштейн , Н.Д.Левитов, А.М.Мандрыка,Г.И.Россолимо , М.Ю.Сыркин,И.Н.Шпильрейн , А.М.Шуберт и др. Значительный вклад в разработку учения о психологическом диагнозе был внесенЛ.С.Выготским. Второй период развития советской П. начался в конце 60-х гг. и отмечен дискуссиями о ее месте в системе психологического знания, о принципах и методах исследования, об отношении к зарубежному опыту. Разработкой проблематики П. занимаются В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук, Е.Т.Соколова, Л.А.Венгер, А.Е.Личко, К.М.Гуревич, Б.Д.Карвасарский, Н.И.Непомнящая, В.И.Лубовский и др. Одной из первостепенных задач советской П. является преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью ее исследования.