Теория логических уровней. Теория логических уровней Кому выгодно, чтобы труд считался священным

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Многие готовы скорее умереть, чем подумать.
Ч
асто, кстати, так и случается.

— Бертран Рассел

Согласитесь, что не каждый год увидишь, как математик получает Нобелевскую премию по литературе. Многие учёные работают на стыке разных областей познания, но и по определению не мыслятся как близкие категории. Ситуация эта может показаться необычной и будет оставаться таковой до того момента, пока не будет сказано, что речь идёт о Бертране Расселе – британском учёном, одном из самых интеллектуально разнообразных и влиятельных мыслителей в современной истории. Сегодняшний материал – попытка осознать лишь крупицу эмпирического наследия этого, без преувеличения, выдающегося человека. Но и она, надеемся, будет полезна всем, кто стремится к самопознанию и желает воспитать в себе умение объективно оценивать мир вокруг.

10 заповедей

«Десять заповедей, которые я, как учитель, хочу опубликовать, могут быть изложены следующим образом:

  1. Ни в чём не будьте абсолютно уверены.
  2. Не думайте, что лучше двигаться вперёд, при этом скрывая доказательства – они обязательно станут известны.
  3. Никогда не пытайтесь препятствовать процессу мышления и у вас обязательно получится.
  4. Столкнувшись с оппозиционным мнением, даже если оно принадлежит вашему мужу или детям, старайтесь преодолеть его путём аргументов, а не власти.
  5. Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное.
  6. Не используйте власть для подавления мнений, которые считаете пагубными, иначе эти мнения подавят вас.
  7. Не бойтесь быть эксцентричным в своих взглядах: любое мнение, общепринятое сегодня, когда-то было эксцентричным.
  8. Ищите удовольствие в умном несогласии, а не в пассивном согласии. Ведь если оценивать ум по достоинству, первое будет значить более глубокое согласие, чем второе.
  9. Будьте щепетильно правдивы, даже если правда неудобна, потому что пытаться скрывать её ещё неудобнее.
  10. Не завидуйте счастью тех, кто живёт в «раю дураков», ведь только дурак посчитает такую жизнь счастливой».

Интерпретация

Впервые содержащая декалог c заповедями была опубликована в 1951 г. в «The New York Times». В ней нет прямых отсылок к тому, что приведённые в конце принципы относятся к образовательной сфере. Б. Рассел рассуждает о преимуществах либерального мировоззрения. Поэтому, коллеги из «Теорий и практик » окрестили их перевод заповедями идейного либерала. А вот на одном англоязычном ресурсе мы встретили подход, предлагающий использовать вышеперечисленные идеи в качестве образовательного манифеста. Вдаваться в пространственные рассуждения по этому поводу мы не намерены, поэтому оставим вопрос интерпретаций в стороне, а сосредоточимся на содержании. Тем более что извлечь из заповедей британского философа определённые уроки может каждый человек, стремящийся к саморазвитию и познанию не ради количества знаний, а ради их качества. Указанные принципы ставят ряд требований к организации процесса мышления. Это одинаково пригодится и в плане обучения, и для противостояния манипулированию, слепой, догматичной вере.

Заповеди сформулированы лаконично, что не всегда позволяет понять их абсолютно. Попробуем разобраться в смысле некоторых из них. Первая является, по сути, ни чем иным как призывом к . Это характеристика любого не просто образованного, а мыслящего человека. Иначе мы бы до сих пор верили в то, что Земля плоская и держится на трёх слонах, плывущих по бескрайнему океану на гигантской черепахе.

Также Б. Рассел рекомендует не препятствовать процессу мышления. С учётом того, что сегодня существующую систему школьного образования очень часто критикуют именно за навязывание рамок и «убийство творчества», этот постулат выглядит предельно актуальным. Вспомните, сколько было совершено лишь благодаря тому, что кто-то пошёл по непривычному пути. и влияние делают наше мышление менее гибким, предсказуемым, а значит и менее эффективным. И происходит это зачастую именно потому, что мы сами себя ограничиваем.

Каждому, кто хочет научиться продуктивно обучать следует помнить и о требовании не ограничивать других в отстаивании взглядов, с которыми он не согласен. Кстати, то же самое верно и по отношению к высказыванию собственных взглядов, даже если они противоречат общепринятым. Осознанный уход от какого-либо мнения не способен сделать человека правым, а вот неправым – вполне. Отрицание проигрывает убеждению в большинстве случаев. А логическому аргументированному убеждению проигрывает и вовсе всегда.

Спорным может показаться 5 пункт: «Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное». Здесь, скорее всего, следует учесть контекст, в котором писалась статья. Автор критикует фанатизм, который начал приобретать реальные очертания в разгорающейся холодной войне. Общественное мнение будоражили Корейская война и «охота на ведьм», начатая Дж. Маккарти. Так что, вполне возможно, Б. Рассел хотел ещё раз напомнить о необходимости всё подвергать сомнению. И неуважение к авторитету стоит рассматривать именно в этом ключе – как нежелание слепо следовать любым призывам.

Короткая биография

В заключение немного сведений об авторе. Бертран Рассел (1872-1970) – британский математик, философ, историк, общественный деятель. Менее известны его труды по педагогике, социологии и эстетике. Б. Рассела за его вклад в науку часто сравнивают с Вольтером, а также называют мастером английской прозы. А работы учёного в области математической логики и вовсе оценивают, как наиболее значительные и фундаментальные со времён Аристотеля.

Известен своими атеистическими и пацифистскими взглядами, пропагандой образованности. Б. Рассел достаточно часто скептично и с тонким чувством иронии и сарказма высказывал свои представления, за которые его нередко критиковали верующие и «ястребы» времён холодной войны. К содержанию некоторых его высказываний действительно можно относиться по-разному, но не оценить их меткость и художественную завершённость – в некоторой мере кощунственно. Вот несколько его изречений – судите сами:

  • В нашем великом демократическом обществе по-прежнему бытует мнение, будто глупый человек большей частью честнее умного, и наши политики, используя этот предрассудок в своих интересах, притворяются ещё более глупыми, чем они родились на свет.
  • В Америке каждый свято убеждён в том, что выше него в социальной иерархии нет никого. Верно, но и ниже – тоже.
  • Вместо того чтобы убивать своего соседа, пусть даже глубоко ненавистного, следует, с помощью пропаганды, перенести ненависть к нему на ненависть к какой-нибудь соседней державе – и тогда ваши преступные побуждения, как по волшебству, превратятся в героизм патриота.
  • Вот здесь, на этой полке, у меня стоит Библия. Но я держу её рядом с Вольтером – как яд и противоядие.
  • Если какая-то точка зрения широко распространена, это вовсе не значит, что она не абсурдна. Больше того. Учитывая глупость большинства людей, широко распространённая точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.

«Пирамида 10 класс» - Многогранник, составленный из n-угольника А1А2…Аn и n треугольников, называется пирамидой. Вершина пирамиды. Апофема. Боковое ребро. Шестиугольная пирамида. Что называется площадью боковой поверхности пирамиды? Основание. С. Что называется площадью полной поверхности пирамиды? Чему равна площадь боковой поверхности правильной пирамиды?

«Многообразия» - 18. Двумерные многообразия. Рис. 15. 25. 28. 27. 11. Рис. 3. 15. Рис. 18. 23. 22. Фундаментальная группа. Рис.9. Пусть и – два множества в евклидовом пространстве произвольной размерности. . Рис. 16. Рис. 4. 17. Рис. 10. Sylvia Nasar and David Cruber. 29. Рис.8. Рис. 1. 13. 3. Рис. 17. Рис. 5. 8. Например, поверхность куба гомеоморфна сфере (рис.2).

«Площадь поверхности тел вращения» - Учитель: Камбур Любовь Алексеевна. Организационный момент. Из квадрата, диагональ которого равна d, свернута боковая поверхность цилиндра. Обучающий аспект урока был сформулирован в образовательных, развивающих и воспитательных целях. Постановка целей. Площадь поверхности цилиндра. Урок изучения нового материала.

«Пирамиды» - Определение. Все боковые грани усеченной пирамиды - трапеции. Треугольная пирамида (тетраэдр). Пирамида. Боковые ребра. Усеченная пирамида. Нижнее и верхнее основания. Шестиугольная пирамида. Содержание. Пирамиды. Теорема о площади боковой поверхности правильной усеченной пирамиды. Правильная пирамида.

«Тетраэдр» - Тетраэдр изображается в виде выпуклого или невыпуклого четырёхугольника с диагоналями. Прежде чем ввести понятие тетраэдра, вспомним, что мы понимали под многоугольником в планиметрии. Презентация по геометрии ТЕТРАЭДР. Сегодня мы познакомимся с ТЕТРАЭДРОМ. Тетраэдр имеет четыре грани, шесть ребер и четыре вершины.

«Правильная усечённая пирамида» - Например, KK1 – апофема правильной усеченной пирамиды. Измерение объема пирамиды. Диагональные сечения пирамиды. Пусть SABC – треугольная пирамида с вершиной S и основанием ABC. Правильная пирамида. Элементы пирамиды. В частности, треугольниками являются диагональные сечения. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала образом пирамиды.

Ступени Пенроуза, или по-другому — «вечная лестница», «бесконечная лестница», «непрерывное восхождение» — одна из самых знаменитых базовых невозможных фигур.

Что такое ступени Пенроуза

Их необычная конструкция, которая не имеет ни конца, ни края, была придумана биологом Лейонелем Пенроузом и его сыном-математиком Роджером Пенроузом.

Впервые модель была опубликована в 1958 г., после чего идея бесконечной лестницы получила большую популярность, стала классической невозможной фигурой, а ее основная концепция нашла применение в живописи, архитектуре, психологии. Модель ступеней Пенроуза обрела самую большую популярность по сравнению с остальными нереальными фигурами в сфере компьютерных игр, головоломках, оптических иллюзиях.

«Вверх по ступеням, ведущим вниз» — так можно охарактеризовать лестницу Пенроуза. Идея этой конструкции заключается в том, что при движении по часовой стрелке ступени ведут все время вверх, а в обратном — вниз. При этом «вечная лестница» состоит всего из четырех пролетов.

А значит, всего через четыре лестничных марша путник оказывается там же, откуда начал движение.

Соответственно, спускаться или подниматься по ступеням Пенроуза можно бесконечно. Многие находят в этом скрытый глубинный смысл, поэтому вечная лестница крайне популярна в психологии и философии.

Что представляют собой ступени Пенроуза

Главный ключ к разгадке парадокса кроется в понимании явления оптических иллюзий. Известно, что оптические иллюзии — это не что иное, как ошибка в визуальном восприятии.

Рассматривая необычный объект, формы которого не вкладываются в стандартное понимание реальности, мозг адаптирует полученную информацию и формирует ощущение целостности там, где ее нет. Другими словами, создает иллюзию.

Характерной чертой всех невозможных фигур является то, что, на первый взгляд, они похожи на обычные объекты, однако при более детальном рассмотрении видны противоречия в соединениях элементов.

Парадокс заключается в том, что невозможные фигуры кажутся нереальными, однако это заблуждение. Невозможные фигуры могут существовать, ведь любой объект, изображенный на бумаге, можно спроектировать в трехмерном пространстве.

Ключевой нюанс в точке обзора: с одного ракурса невозможная фигура будет выглядеть нереально, с другого — этот эффект будет утерян, фигура визуально приобретет более понятные и привычные формы.

В модели лестницы Пенроуза с целью создания визуальной перспективы использован прием крайней асимметрии: два марша состоят из трех ступеней, а другие два — из семи.

Секрет модели расположен в районе правого угла, где должен происходить разрыв лестницы, однако благодаря удачному ракурсу и особенности проектирования ступеней эта точка невидима, что создает знаменитую иллюзию бесконечности ступеней Пенроуза.

Публикация информации с моделью ступеней Пенроуза стала толчком к развитию в живописи направления импоссибилизма и популяризации картин в стиле имп-арта. Это направление искусства основано на изображении невозможных фигур. Изображения в стиле имп-арт выглядят парадоксально, вызывают интерес и желание их расшифровать, поэтому есть опыт применения таких картин во врачебной практике в целях отвлечения пациента от неприятных медицинских процедур.

Идеи невозможных фигур также вдохновляют многих специалистов в сфере архитектуры на необычные конструкции, будоражащие воображение обывателей. Каждому креативному творцу хочется прикоснуться к нереальному и изменить стандартный образ мыслей, выйти за рамки возможного. Так идея бесконечности ступеней Пенроуза стала прообразом знаменитой лестницы «Перезагрузка» в Мюнхене.

Конструкция представляет собой девятиметровую металлическую спиралевидную лестницу с замкнутыми краями, ходить по ступеням которой можно бесконечное количество раз.

В данном видео наглядно продемонстрировано рисование оптической иллюзии «Бесконечная лестница».

Сооружение не несет никакой практической пользы, однако меняет представление о пространстве, является воплощением нереальности в реальность и напоминанием о том, что все невозможное возможно.

Теория логических уровней, широко используемая в НЛП, берет начало в 1973 году, когда Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации. Это было определено как так называемые уровни обучения. Используемая в настоящее время модель Логических уровней разработана Робертом Дилтсом на базе открытий Бертрана Рассела и Грегори Бейтсона об иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком. Эти уровни имеют свою четкую иерархию. Бертран Рассел сформулировал общий «закон пирамид»: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни, а перемена, произошедшая на более высоком логическом уровне, всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких уровнях. Если проблема (задача) клиента (или своя) не решается на нижележащем уровне, значит, надо перейти на вышерасположенный – с него эта задача решится и легче, и изящней.

Логические уровни можно сравнить с домом, где верхние уровни как бы крыша, а нижние вроде пола. Если представить, что вода льется на эту конструкцию сверху вниз, то становится понятным: если наверху есть «грязь», то и внизу будут потоки мутной воды. Наведя порядок на «крыше», получим «чистую воду» внизу. Чем выше уровень, на который поступает информация, тем более сильное воздействие она оказывает. На более высоком уровне сильнее как позитивное, так и негативное воздействие.

Первоначально в НЛП использовали 5 уровней. Снизу вверх:

  1. Внешнее окружение: место, люди, вещи. Кто, что?
  2. Поведение: действия. Что делает?
  3. Способности: стратегии и состояния, с помощью которых человек управляет собой и другими.
  4. Ценности и убеждения: верования, определяющие мотивацию поведения.
  5. Идентичность: личностное своеобразие. Кто я? Убеждения о собственном своеобразии.

На каждом уровне мы используем только часть возможностей нашего тела и сознания. Чем выше уровень, тем больше коэффициент вовлеченности. Ковалев С.В. («Введение в современное НЛП», Москва 2002) Предлагает модель из 9 уровней.

  1. Окружение – Кто и что меня окружает?
  2. Поведение — Что я делаю и как поступаю?
  3. Способности — Какими способностями я обладаю?
  4. Желания (цели, намерения) — Чего я хочу?
  5. Ценности – К чему стремлюсь?
  6. Убеждения — Во что я верю?
  7. Идентичность – Кто я такой?
  8. Миссия – Зачем я нужен миру?
  9. Смысл – Что мир дает мне?

Давайте рассмотрим примеры, как проявляются логические уровни в соционике: Внешнее окружение: социон, 16 моделей ТИМ личности, конфликтеры, дуалы и пр. Поведение: Каждому ТИМу приписывается определенная модель поведения, которая отражена в Описаниях типов от разных авторов. Также описываются с точки зрения поведения подтипы. Возможности: Используя соционику, можно заниматься подбором работы, работников, мужей, жен, друзей. Можно консультировать, определять ТИМы, проводить школы и т.п. Убеждения, ценности: Соционика – передовая наука, которая призвана осчастливить людей. Соционика – сомнительная теория, не имеющая строгого научного подтверждения. Чтобы жить счастливо, нужно окружить себя дуалами. Встретишь конфликтера и ревизора вместе – онемеешь. Идентичность: Я — Наполеон. Я – Максим Горький. Я – гениальный типировщик.» Маргарита Матвиенко, «Тип информационного метаболизма и Миссия – противоречивое единство.» Доклад на ХХII Киевской Международной конференции по соционике. С помощью Л.У. можно не только проанализировать любую часть своего опыта (и опыта консультируемого), но и внести экологичные изменения в свою (и его) жизнь.

Шопенгауэр (1788-1860) во многих отношениях занимает особое место среди философов. Он пессимист, тогда как почти все другие в каком-то отношении оптимисты. Он не полностью академичен, как Кант или Гегель, но и не полностью отрешился от академических традиций. Он отрицает христианство, предпочитая ему религии Индии: индуизм и буддизм. Он человек большой культуры и почти так же интересуется искусством, как и этикой. Он необычно свободен от национализма и столь же хорошо знаком с английскими писателями, как и с писателями своей страны. В поисках философии, которой можно было бы верить, он всегда обращался к профессиональным философам меньше, чем к деятелям искусства и литературы. Он начал придавать особое значение воле, что характерно для многих философов XIX-XX веков. Но для него воля, хотя и является метафизически основным принципом, с точки зрения этики – зло; такой контраст возможен только у пессимиста. Он признает три источника своей философии: Канта, Платона и Упанишады, однако я не думаю, чтобы он был так многим обязан Платону, как он сам считает. Его мировоззрение по своему темпераменту имеет сходство с мировоззрением эллинистической эпохи. Усталое и болезненное, оно ценит мир больше, чем победу, квиетизм – больше, чем попытки реформ, которые Шопенгауэр считал неизбежно тщетными.

Его родители принадлежали к видным торговым семействам города Данцига, где он и родился. Отец его был вольтерьянцем и считал Англию страной свободы и разума. Как и большинство видных граждан Данцига, отец ненавидел Пруссию за покушения на независимость вольного города и был так возмущен тем, что Данциг в 1793 году был присоединен к Пруссии, что уехал в Гамбург, понеся при этом значительный убыток. С 1793 по 1797 год Шопенгауэр жил с отцом в Гамбурге, а затем два года провел в Париже, после чего отец с удовольствием обнаружил, что мальчик почти забыл немецкий язык. В 1803 году Шопенгауэра поместили в пансион в Англии, где он возненавидел ханжество и лицемерие. Спустя два года, чтобы порадовать отца, он сделался клерком в гамбургском торговом доме, но чувствовал отвращение к деловой карьере и страстно стремился к литературной и академической деятельности. Такая возможность предоставилась со смертью отца, вероятно, покончившего жизнь самоубийством; мать Шопенгауэра очень хотела, чтобы сын забросил коммерцию и поступил в университет. Можно было бы думать что из-за этого Шопенгауэр любил мать больше, чем отца, однако дело обстояло как раз наоборот: он не любил мать, а об отце навсегда сохранил добрую память.

Его мать была женщиной с литературными устремлениями. За две недели до битвы при Иене она поселилась в Веймаре, где содержала литературный салон, писала книги и наслаждалась дружбой с людьми культуры. Она не питала большой привязанности к сыну, зато быстро подмечала его провинности. Она предостерегала его от напыщенности и ложного пафоса; ему досаждали ее флирты.

Достигнув совершеннолетия, он унаследовал скромное состояние, и после этого они с матерью стали постепенно находить друг друга все более несносными. Нет сомнения, что его низкое мнение о женщинах объясняется, по крайней мере отчасти, ссорами с матерью.

Уже в Гамбурге он попал под влияние романтиков, особенно Тика, Новалиса и Гофмана, у которого научился восхищаться Грецией и неприязненно думать о древнееврейских элементах в христианстве. Под влиянием другого романтика, Фридриха Шлегеля, он стал преклоняться перед индийской философией. В Геттингенском университете, куда он поступил в 1809 году, достигнув совершеннолетия, его научили восхищаться Кантом. Через два года он переехал в Берлин, где в основном занимался наукой; он слушал лекции Фихте, но презирал его. Среди всеобщего возбуждения освободительной войны он оставался безучастным. В 1819 году Шопенгауэр стал приват-доцентом в Берлине и был столь самонадеян, что назначил свои лекции на один час с лекциями Гегеля. Однако, не сумев переманить слушателей Гегеля, он вскоре бросил читать лекции. В конце концов он поселился во Франкфурте и зажил жизнью старого холостяка. У него был пудель по имени Атма (Мировая душа), два часа в день Шопенгауэр гулял, курил длинную трубку, читал лондонскую газету «Таймс» и нанимал корреспондентов выискивать доказательства его славы. Он был настроен антидемократически, ненавидел революцию 1848 года, верил в спиритизм и магию; в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовый Будда. Шопенгауэр пытался копировать образ жизни Канта во всем, за исключением раннего вставания.

Его основная работа «Мир как воля и представление» была опубликована в конце 1818 года. Шопенгауэр придавал ей большое значение и даже зашел так далеко, что утверждал, будто некоторые параграфы книги продиктованы ему Святым Духом. К его огромному разочарованию, книга успеха не имела. В 1844 году он убедил издателя опубликовать второе издание, но признание, которого он так жаждал, пришло к нему много позднее.

Шопенгауэровская система – это адаптация системы Канта. Однако Шопенгауэр подчеркивал в «Критике» совсем не те стороны, что Фихте или Гегель. Они отказывались от «вещи в себе» и, таким образом, основным метафизическим принципом делали познание. Шопенгауэр сохранил «вещь в себе», но отождествил ее с волей. Он считал, что то, что представляется в восприятии как мое тело, есть на самом деле моя воля. Подобный взгляд в большей мере, вопреки желанию основной массы кантианцев признать это, является развитием философии Канта. Кант утверждал, что изучение морального закона может вывести нас за рамки явления и дать нам познание, которого чувственное восприятие дать не сможет. Он также утверждал, что моральный закон касается в основном воли. Различие между хорошим и плохим человеком для Канта – это различие в мире «вещей в себе», а также разница в волевых актах. Отсюда следует, что, по Канту, волевые акты должны принадлежать к реальному миру, а не к миру явлений. Явление, соответствующее волевому акту, – это телесное движение. Вот почему, согласно Шопенгауэру, тело есть видимость, реальностью которого является воля.

Но воля, которая находится за явлением, не может состоять из некоторого числа различных волевых актов. И пространство и время, по Канту (и в этом Шопенгауэр соглашается с ним), принадлежат только к явлениям; вещь в себе не существует в пространстве или во времени. Поэтому моя воля, в том смысле, в котором она реальна, не может иметь начало и конец и состоять из различных волевых актов, так как именно пространство и время суть источники множественности – это «принцип индивидуации», используя схоластическую фразу, которую предпочитал Шопенгауэр. Моя воля поэтому единственна и безвременна. Нет, даже более того, ее надо отождествлять с волей всей Вселенной; моя «отдельность» – это иллюзия, являющаяся продуктом моего субъективного аппарата пространственно-временного восприятия. То, что реально, – это одна громадная воля, проявляющаяся во всем течении Вселенной, в равной степени в одушевленной и неодушевленной природе.

Можно было бы ожидать, что Шопенгауэр отождествляет эту космическую волю с Богом и проповедует пантеистическую доктрину, не отличающуюся от учения Спинозы, где добродетель состоит в том, чтобы подчиняться Божественной воле. Но тут пессимизм Шопенгауэра приходит к другому развитию. Космическая воля зла; воля вообще зла и в любом случае является источником всех наших бесконечных страданий. Страдание – существенная часть всей жизни, и оно возрастает при каждом увеличении познания. У воли нет фиксированного конца, который, будучи достигнут, принес бы удовлетворение. Хотя смерть в конце концов все равно победит, мы преследуем наши безуспешные цели, «так стараемся выдуть мыльный пузырь как можно больше, хотя отлично знаем, что он лопнет». Такой вещи, как счастье, не существует, потому что неосуществленное желание причиняет боль, а достижение приносит лишь пресыщение. Инстинкт понуждает людей производить потомство, что вызывает к жизни новые возможности для страдания и смерти; вот почему с половым актом связан стыд. Самоубийство бесполезно; учение о переселении душ, даже если оно и не является истинным буквально, все же выражает истину в форме мифа.

Все это очень печально, но имеется выход, и он был открыт в Индии.

Самый лучший из мифов – это миф о нирване, которую Шопенгауэр понимает как угасание. Он согласен, что это противоречит учению христианства, но «то, что случилось в Галилее, не заменит древней мудрости рода человеческого». Причина страданий – это напряжение воли: чем меньше мы упражняем волю, тем меньше мы будем страдать. И вот здесь, наконец, оказывается полезным познание при условии, что это познание определенного рода. Отличие одного человека от другого – это часть мира явлений, оно исчезает, если видеть мир в истинном свете. Для хорошего человека покрывало майи (иллюзия) делается прозрачным, он видит, что все вещи – одно и что разница между ним и другим человеком только кажущаяся. Он приходит к этому пониманию через любовь, которая всегда – сострадание, и должен ощущать боль других. Когда поднимается покрывало майи, один человек принимает страдание всего мира. У хорошего человека познание всегда смиряет все явления. Его воля отворачивается от жизни и отрицает свою собственную природу. «И поднимается в нем отвращение к природе, выражением которой является его собственное феноменальное существование, отвращение к сути и внутренней природе этого мира, который, как признано, полон несчастья».

Здесь Шопенгауэр приходит к полному согласию, по крайней мере в том, что касается практики, с аскетическим мистицизмом. Экхарт и Ангелий Силезский лучше Нового завета. В ортодоксальном христианстве тоже имеются некоторые хорошие вещи, особенно, например, учение о первородном грехе, проповедуемое против «вульгарного пелагианства» св. Августином и Лютером; но евангелисты прискорбно несовершенны в метафизике. Буддизм, говорит Шопенгауэр, – это самая высшая религия; этические учения буддизма общеприняты по всей Азии, исключая те районы, где преобладает «отвратительное учение ислама».

Хороший человек будет жить в совершенной строгости в добровольной бедности, постясь и подвергая себя самоистязанию. Всем этим он добьется подавления своей индивидуальной воли. Но он делает это вовсе не для того, чтобы достичь гармонии с Богом, как западные мистики, он не ищет никакого положительного добра. То добро, которого он ищет, целиком и полностью отрицательно.

«Мы должны прогнать мрачные впечатления о том „ничто”, которое мы различаем за всей добродетелью и святостью как их конечную цель и которого мы боимся, как дети боятся темноты; мы не должны даже ускользать от него, как индийцы, с помощью мифов и ничего не значащих слов, таких как всепоглощающая брахма или нирвана буддистов. Мы довольно свободно понимаем, что то, что остается после полного уничтожения воли, есть ничто для всех, еще исполненных воли; но и, обратно, для тех, в ком воля отрицает себя, этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями есть ничто».

Здесь имеется неясное предположение, будто святые видят что-то положительное, которое недоступно другим, но нигде нет ни намека, что это такое, и я думаю, что это чисто риторическое предположение. Мир со всеми его явлениями, как говорит Шопенгауэр, – это только его воля. С отказом от воли:

«…все эти явления также исчезают, исчезает то постоянное напряжение и бесконечные попытки – без отдыха на всех степенях объективности, в которых и через которые состоит мир, исчезают разнообразные формы, постепенно следующие одна за другой, все проявления воли и, наконец, универсальные формы этого проявления – время и пространство, а также его последняя фундаментальная форма – субъект и объект, – все исчезает. Нет воли, нет мысли, нет мира. Перед нами только небытие».

Итак, по Шопенгауэру, цель святого – подойти как можно ближе к «несуществованию», которого, по какой-то причине, нигде ясно не объясняемой, нельзя достичь путем самоубийства; мы не можем толковать этот отрывок иначе. Нелегко также понять, чем такой святой лучше горького пьяницы; вероятно, Шопенгауэр считал, что моменты отрезвления, к сожалению, слишком часты.

Шопенгауэровская проповедь смирения не очень последовательна и не очень искренна. Мистики, к которым он апеллирует, верили в созерцание, в блаженное видение – самый глубокий из всех достижимых видов познания; этот вид познания – высшее добро. Уже со времени Парменида обманчивое познание явления противопоставлялось совсем другому виду познания, но не чему-то совсем другого рода. Христианство учит нас, что наша внутренняя жизнь состоит в познании Бога. Но Шопенгауэр не утверждает ничего подобного. Он согласен, что то, что обычно считают познанием, есть лишь покрывало майи, однако когда мы проникаем сквозь эту вуаль, мы видим не Бога, а сатану, злую всемогущую волю, постоянно ткущую паутину страдания, чтобы мучить своих созданий. Испуганный видением дьявола, мудрец кричит: «Прочь!» – и ищет убежища в несуществовании. Для мистиков было бы оскорблением, если бы сочли, что они верят в эту мифологию. А предположение, что и без достижения полного несуществования мудрец может все же жить жизнью, имеющей какую-то ценность, невозможно примирить с шопенгауэровским пессимизмом. Пока мудрец существует, он существует потому, что сохраняет волю, которая есть зло. Он может уменьшить количество зла, ослабляя свою волю, но он никогда не придет ни к какому положительному добру.

Учение его неискренне, если судить о нем по жизни самого Шопенгауэра. Обычно он плотно обедал в хорошем ресторане, имел много тривиальных любовных интрижек – чувственных, но не страстных, и был на редкость сварливым и необычайно скупым человеком. Однажды ему мешала пожилая швея, которая болтала с подругой возле дверей его квартиры, тогда он спустил ее с лестницы, нанеся ей увечье на всю жизнь. Решением суда он был принужден платить ей пожизненно 15 талеров каждый квартал. Когда через 20 лет она, наконец, умерла, он записал в книге расходов: «Obit anus, abit onus» . В его жизни трудно найти что-нибудь такое, что говорило бы о его добродетели, кроме любви к животным: он выступал даже против вивисекции, проводимой в интересах науки. Во всех остальных отношениях он был полным эгоистом. Трудно поверить, что человек, столь глубоко убежденный в добродетельности аскетизма и смирения, никогда не делал никаких попыток провести практически в жизнь свои убеждения.

С точки зрения исторической у Шопенгауэра важны два момента: его пессимизм и учение о том, что воля выше познания. Его пессимизм дал возможность людям пристраститься к философии, не убеждая себя в том, что все зло может быть оправдано. В этом отношении, как противоядие, этот его пессимизм было полезным. С научной точки зрения оптимизм и пессимизм в равной мере вызывают возражения: оптимизм принимает или пытается доказать, что Вселенная существует, чтобы доставлять нам удовольствие, а пессимизм – что Вселенная существует, чтобы причинять нам неприятности. Научно нет никаких доказательств правильности ни того, ни другого взгляда. Вера в пессимизм или оптимизм – это вопрос темперамента, а не разума, однако среди западных философов более распространен оптимистический темперамент. Поэтому полезен и представитель противоположной партии, так как он выдвигает соображения, которых иначе не заметили бы.

Более важным, чем пессимизм, являлось учение о первичности воли. Ясно, что это учение не вытекает с необходимостью из пессимизма (не имеет необходимой логической связи с пессимизмом), и те, кто придерживался этого взгляда после Шопенгауэра, часто находили в нем основание для оптимизма. В той или иной форме учение о первичности воли поддерживают многие философы нового и новейшего времени, в особенности Ницше, Бергсон, Джеймс, Дыои. Более того, оно приобрело популярность и за пределами круга профессиональных философов. И пропорционально тому, как увеличивалось значение воли, уменьшалось значение познания. Я думаю, что это самая специфическая перемена, произошедшая в настроении философов в нашем веке. Она была подготовлена Руссо и Кантом, но впервые в чистом виде была провозглашена Шопенгауэром. Поэтому, несмотря на непоследовательность и некоторую поверхностность, его философия играет значительную роль как ступень в историческом развитии.