Тип людей которые отличаются повышенной активностью общительностью. Виды акцентуаций характера

а) ориентировочными;

б) исполнительскими;

в) контрольными;

Г) оценочными35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции: а) конструктивной; б) организаторской; в) коммуникативной; г) гностической.*36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм: а) формирование ассоциаций; б) подражание; в) различение и обобщение; г) инсайт (догадка)37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является а) ролевая игра б) учение в) общение в системе общественно-полезной деятельности г) учебно-профессиональная*38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте: а) от 3 до 7 лет; б) от 3 до 10 лет; в) от 3 до 13 лет; г) от 3 до16 лет39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он: а) включается в условия достижения цели; б) входит в содержание основной цели деятельности; в) включается в способы достижения цели;г ) предъявляется в свободном порядке40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность к а) обобщению; б) моделированию; в) умозаключению; г) сравнению.41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:а) рефлекс;б) запечатление;в) научение;г) повторение42. Самый простой вид научения - это: а) привыкание. б) классическое обусловливание. в) оперативное обусловливание. г) комплексное научение.43 Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в памяти называется: а) рефлексом. б) запечатлением. в) подражанием. г) повторением.*44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,

а) инверсия;

б) дискуссия;

в) метод эвристических вопросов;

г) «мозговая атака».45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

а) абстрактно-логическое;

в) теоретически-образное;

б) наглядно-действенное;

г) наглядно-образное

*46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это

а) рефлексия;

б) эмпатия;

в) идентификация*г) коммуникативность.47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является а) уход от конфликта б) приспособление в) конфронтация, соперничество г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества*48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся а) физический барьер б) социально-психологический барьер; в) барьер неправильной установки сознания; г) организационно–психологический барьер;49 По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: а) сангвиников; б) флегматиков; в) холериков; г) меланхоликов.

50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:

А) дистимики б) циклотимики в) гипертимики51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, - это: а) аффект; б) фрустрация; в) настроение; г) стресс.52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

а) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия,

г) инициация.

53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется

а) депрессией;

б) апатией;

в) стрессом;

г) фрустрацией.54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) 4антисоциальное58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели а) учебно-дисциплинарной б) операциональной в) личностно –ориентированной г) учебно-рефлекторной

59. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств

А) верховая езда на лошади б) искусства в) социокультурной анимации г) физической культуры

60. Туротерапия- это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены

А) туристические и экскурсионные виды деятельности б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах

Нормативно-правовая база управления

образовательным учреждением

(общая часть для руководителей образовательных учреждений,

претендентов на высшую и первую квалификационные категории)

1. Могут ли быть преданы гласности ход дисциплинарного расследования нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения и принятые по его результатам решения?

А) Да, только с согласия заинтересованного педагогического работника; б) Нет; в) Да.

2. Выплачивается ли руководящим работникам образовательных учреждений – в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями -ежемесячная денежная компенсация?

А) По решению педагогического совета образовательного учреждения; б) Нет; в) Да, если их деятельность связана с образовательным процессом.

3. Предусмотрено ли распространение льгот, установленных в сельской местности для специалистов сельского хозяйства, соответственно на педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в данной местности, и образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления?

А) Да; б) Да, на выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования; в) Да, на специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования; г) Нет.4. Федеральная программа развития образования разрабатывается а) Правительством Российской Федерации; б) высшим органом законодательной власти Российской Федерации; в) на конкурсной основе5. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников устанавливаются а) Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; б) соответствующим государственным образовательным стандартом; в) образовательным учреждением; г) педагогическим работником.6. Каков порядок действия законодательства Российской Федерации в области образования? а) распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации; б) часть статей распространяется только на государственные и муниципальные образовательные учреждения, другие относятся только к негосударственным, есть статьи, которые распространяют свое действие на образовательные учреждения всех организационно – правовых форм; в) распространяется только на государственные и муниципальные образовательные учреждения.7. Кем разрабатывается и принимается новая редакция устава образовательного учреждения? а) учредителем или учредителями; б) органами управления образованием; в) регистрирующими органами; г) образовательным учреждением.8. Укажите, какой из документов не является локальным актом образовательного учреждения? а) положение о Совете образовательного учреждения; б) положение о педагогическом совете образовательного учреждения; в) правила внутреннего распорядка для обучающихся; г) договор между образовательным учреждением и учредителем (учредителями); д) положение о предоставлении платных, в том числе дополнительных образовательных услуг.9. В чью компетенцию входит разработка и принятие (утверждение) образовательных программ? а) государственных органов управления образованием; б) органов управления образованием субъекта Российской Федерации; в) образовательного учреждения; г) учредителя (учредителей).10. Знания по охране труда у руководителей образовательных учреждений проверяются не реже 1 раза в а) год б) 3 года в) 5 лет11. Существует ли предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования? а) нет; б) да – 18 лет; в) да – 15 лет; г) да – 18 лет, но для отдельных категорий обучающихся предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.12. При приостановлении образовательной деятельности учреждения в случаях, представляющих угрозу для жизни, здоровья работников и обучающихся, заработная плата работников выплачивается в объеме а) половины тарифной ставки (оклада) б) 2/3 тарифной ставки (оклада) в) средней заработной платы13. Лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования находится в компетенции а) субъекта Российской Федерации; б) в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; в) Российской Федерации.14. Структуру управления деятельностью образовательного учреждения устанавливает? а) учредитель; б) образовательное учреждение; в) органы управления образованием.15. Какие штрафные санкции могут быть установлены администрацией образовательного учреждения к учащимся и их родителям (законным представителям): а) за курение в школе и за ее пределами;

б) за драки;

в) порчу и утрату учебников;

г) пропуски занятий;

д) штрафы с родителей за порчу учащимися школьного имущества;

е)грубость преподавателям;

ж) установление штрафов незаконно.

16. Сохраняются ли за пенсионерами, ранее работавшими в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках), льготы по коммунальным услугам при их переезде на постоянное место жительства в город?

А) да; б) нет; в) по решению органов управления образованием;17. Содержание обязательной части устава образовательного учреждения определяет а) учредитель; б) образовательное учреждение;

a) Ж.-Ж. Руссо

б) Платон

в) Ф. Фребель

2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?

a) Ж.-Ж. Руссо

a) Ж.-Ж. Руссо

б) Дж. Локк

4 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?

a) свобода

б) принуждение

в) природоссобразность

г)утилитаризм

5.С какого возраста предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

б) с 6 лет

в) с 10 лет

5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?

a) Ж.-Ж. Руссо

6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?

9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

a) Дж. Локк

10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?

11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали

12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии

a) со спецификой усвоения различных видов содержания

б) с функциями

в) с источниками познания

г) со структурой личности.

13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

a) линейный

б) концентрический

в) спиралеобразный

г) смешанный

14. Технология проблемного образования предполагает:

a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности

б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности

в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий

г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде

15. Идеи развивающего обучения заложили

16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными

б)России

в) Англии

г)Франции

17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки

a) педагогика ненасилия;

б) педагогика сотрудничества;

в) педагогика гуманистическая;

г) педагогика принуждения.

18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:

a) творчества учителей;

б) учебных целей;

в) воспитательных целей;

г) личностно- ориентированного учебного процесса.

19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:

в) 50:30:20;

20. Основная функция курсов по выбору:

a) профилизационная;

б) профориентационная;

в) организационная;

г) мотивационная

21. Теория воспитания - это

a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания

б) наука, изучающая проблемы развития личности

в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей

г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы

22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория

a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)

б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)

в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)

г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский

23. Если педагог является единичным субъектом учебно - воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это

б) личностно - ориентированные

в) гуманно - личностные

г) свободного воспитания

24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии

б) личности - ориентированные

в) гуманно – личностные

г) сотрудничества

25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т. е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется

a) «Школа-2000»

б) «М. Монтессори»

г) «Истоки»

26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает

a) занятие

в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы

г) самостоятельная деятельность

27. По системе Монтессори « процесс воспитания» - это

a) руководство учителя ребенком

б) сотворчество учителя и ребенка

в) невмешательство педагога в развитие ребенка

г) систематическое воздействие

28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,

a) лицей;

б) гимназия;

29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется

a) общая психология;

б) возрастная психология;

г) все ответы верны.

30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

a) физиологии;

б) биологии;

в) психологии;

г) педагогике.

31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, - это:

a) мышление;

б) интеллект;

в) эвристика;

г) адаптация

32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть

a) личностного подхода

б) системного подхода

в) культурологического подхода

г) антропологического подхода

33. Развитие организма человека называется:

a) онтогенезом;

б) филогенезом;

в) социогенезом;

г) антропогенезом.

34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:

a) ориентировочными;

б) исполнительскими;

в) контрольными;

г) оценочными

35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:

a) конструктивной;

б) организаторской;

в) коммуникативной;

г) гностической.

36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:

a) формирование ассоциаций;

б) подражание;

в) различение и обобщение;

г) инсайт (догадка)

37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является

a) ролевая игра

б) учение

в) общение в системе общественно-полезной деятельности

г) учебно-профессиональная

38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:

a) от 3 до 7 лет;

б) от 3 до 10 лет;

в) от 3 до 13 лет;

г) от 3 до16 лет

39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

a) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке

40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность к

a) обобщению;

б) моделированию;

в) умозаключению;

г) сравнению.

41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:

a) рефлекс;

б) запечатление;

в) научение;

г) повторение

42. Самый простой вид научения - это:

a) привыкание .

б) классическое обусловливание.

в) оперативное обусловливание.

г) комплексное научение.

44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,

a) инверсия;

б) дискуссия;

в) метод эвристических вопросов;

г) «мозговая атака».

45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

a) абстрактно-логическое;

в) теоретически-образное;

б) наглядно-действенное;

г) наглядно-образное

46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это

a) рефлексия;

б) эмпатия;

в) идентификация

г) коммуникативность .

47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является

a) уход от конфликта

б) приспособление

в) конфронтация, соперничество

г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества

48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся

a) физический барьер

б) социально-психологический барьер;

в) барьер неправильной установки сознания;

г) организационно–психологический барьер;

49 По, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

a) сангвиников;

б) флегматиков;

в) холериков;

г) меланхоликов.

50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:

a) дистимики

б) циклотимики

в) гипертимики

51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, - это:

в) настроение;

г) стресс.

52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия,

г) инициация.

53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется

a) депрессией;

б) апатией;

в) стрессом;

г) фрустрацией.

54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели

a) учебно-дисциплинарной

б) операциональной

в) личностно –ориентированной

г) учебно-рефлекторной

59. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств

a) верховая езда на лошади

б) искусства

в) социокультурной анимации

г) физической культуры

60. Туротерапия - это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены

a) туристические и экскурсионные виды деятельности

б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом

в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах

Гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсировании. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется — начинают доминировать особенности акцентуации (рис. 95).

Типы акцентуированных личностей еше не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А. Е. Личко. Однако эти авторы дают чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный (табл. 12).

Рис. 95. Структура характера

В отличие от акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности.

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях — развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии.

Типы акцентуаций характера

К основным типам акцентуации характера относятся:

  • возбудимый;
  • аффективный;
  • неустойчивый;
  • тревожный;

Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется с помощью «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

Акцентуация характера по А. Личко

По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние (нормальные), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии).

Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно, отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений личности, а именно отношений к окружающим и труду.

Целостность характера, однако, неабсолютна. Это связано с тем. что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает гак называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

  • характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;
  • те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «...при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

В сегодняшней психологии различают от 10 до 14 типов (типологий) характера.

Они могут определяться как гармоничные и дисгармоничные.

Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.

Дисгармоничные проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит «перекос» характера — в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются затруднения и конфликты.

Выраженность акцентуации может быть рахтичной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет л и болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления неповторимости, индивидуальности. Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию.

Рис. 6. Схема акцентуации характера по Е. Филатовой и А.Е. Яичко

Можно рассмотреть двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера (согласно типологии К. Леонгарда) и описать их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека — нам это необходимо для подтверждения основ дифференциации личности в аспекте характерологических свойств человека.

Гипертимический тип

Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.

Дистимический тип

Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться.

Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип

Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Возбудимый тип

У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.

Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

Застревающий тип

Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие.

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие.

Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.

Педантичный тип

У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью. серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других.

Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

Тревожный тип

Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток.

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

Эмотивный тип

Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга.

Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивают от него окружающих.

Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительных результатов он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.

Демонстративный тип

Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

Экзальтированный типа

Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии.

Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

Интровертированный тип

Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.

Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир.

Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала.

У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманностью поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей.

Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

Конформный тип

Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы.

Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденною одиночества, бесконтрольности.

Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

Темперамент (лат. temperamentum - «надлежащее соотношение частей») - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности (Источник: Википедия).

С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (типом ВНД).

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

К типу темперамента человека не относится

  • Характер – определяет, как человек действует, приобретенный, подвержен изменениям.
  • Способности – определяют, с какой скоростью, глубиной, легкостью и прочностью овладевает знаниями, умениями, навыками.

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка , для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.

В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Психологическая характеристика типов темперамента - достоинства и недостатки

Тип темперамента ХОЛЕРИК

Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный.

Достоинства Холерика:

  • отличается решительностью, инициативностью, прямолинейностью.
  • Подвижный и быстрый.
  • С увлечением берется за дело, работает на подъеме, преодолевая трудности.
  • Почти всегда находчив в споре.
  • Незлопамятен и необидчив.
  • Обладает выразительной мимикой.
  • Речь живая, эмоциональная.
  • Холерик способен быстро принимать решения и действовать.
  • Неустанно стремится к новому.
  • Быстро засыпает и просыпается, крепко спит.
  • В критической ситуации проявляет решимость и напор.
  • Чувства быстро возникают и ярко проявляются.

Недостатки Холерика:

  • Холерик слишком тороплив.
  • Для холерического типа темперамента характерны резкие, порывистые движения, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к горячности.
  • Не отличается терпением.
  • В отношениях и в общении с людьми может проявлять резкость и прямолинейность.
  • Холерик может провоцировать конфликтные ситуации.
  • Упрям, зачастую капризен.
  • Характерен резкий подъем и быстрый спад деятельности, т.е. работает холерик рывками.
  • Иногда не вникает в суть проблемы, скользит по поверхности, отвлекается.
  • Склонен к рискованным поступкам.
  • Речь у холериков быстрая, порой сбивчивая, страстная.
  • Агрессивен, очень вспыльчив и не выдержан.
  • Холерик склонен к резким переменам настроения, нервным срывам.
  • Когда запас энергии истощается, его настроение резко падает.
  • Нетерпим к промахам и недостаткам других.
  • Обидчив.

Холерикам необходимо научиться сдерживать себя, не быть заносчивыми. Им можно посоветовать сосчитать до десяти прежде, чем отреагировать на ситуацию.

Тип темперамента САНГВИНИК

Тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный.

Достоинства Сангвиника:

  • Сангвинистический тип темперамента отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью.
  • Настроение сангвиника имеет свойства часто меняться, но в основном преобладает хорошее настроение.
  • Чувства привязанности, враждебности, радости и горя возникают у сангвиников быстро, но они неглубоки.
  • Быстро схватывает все новое и интересное.
  • Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Свои неудачи и неприятности переживает легко.
  • С легкостью приспосабливается к различным обстоятельствам жизни.
  • Обладает хорошей работоспособностью и выносливостью.
  • За всякое новое дело берется с энтузиазмом.
  • Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой.
  • В общении с новыми людьми не испытывает страха и скованности.
  • Сохраняет самообладание в стрессовой, критической ситуации.
  • Сангвиник способен аргументировано защитить себя и в тоже время пытается нормализовать обстановку.
  • Быстро просыпается и засыпает.
  • Проявляет настойчивость в достижении поставленной задачи, цели.
  • Хороший организатор.

Недостатки Сангвиника:

  • Если сангвиник теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца.
  • Сангвиники не любят однообразную работу.
  • Склонны переоценивать как себя, так и свои возможности.
  • Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях.
  • Человеку с сангвиническим типом темперамента в тягость однообразная, будничная кропотливая работа.
  • Поспешен в решениях, опрометчивость решений, не собран.
  • Неустойчивое настроение.
  • Трудно вырабатываются волевые качества.
  • Для достижения успеха в деятельности сангвиникам не стоит разбрасываться по мелочам, им необходимо быть целеустремленными, аккуратными, усидчивыми.

Тип темперамента ФЛЕГМАТИК

Тип нервной системы – инертный, сильный, уравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Флегматика:

  • Флегматичный тип темперамента отличается спокойствием, хладнокровностью, рассудительностью, осторожностью, терпеливостью, усидчивостью, уравновешенностью и выдержкой, как в обычной жизни, так и в стрессовой ситуации.
  • Проявляет последовательность и обстоятельность в делах, вследствие чего начатое дело доводится им до конца.
  • Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей.
  • Склонность к аффектам у флегматиков отсутствует.
  • Речь спокойная, размеренная с паузами, без резко выраженных эмоций, без жестов и мимики.
  • Флегматики малоразговорчивые.
  • Способны выполнять однообразную, длительно напряженную работу.
  • Все рассчитывает и не тратит силы попусту.
  • В работе придерживается системности.
  • Флегматики склонны придерживается выработанного, привычного распорядка жизни.
  • С легкостью соблюдает режим.
  • Флегматичный тип темперамента обладает хорошей выдержкой, что легко позволяет ему сдерживать свои порывы.
  • Незлопамятный.
  • Снисходительно относится к колкостям, высказанным в его адрес.
  • Характерно постоянство в отношениях и интересах, часто однолюбы.
  • Любят порядок и аккуратность во всем.
  • Разум у флегматиков преобладает над чувством.
  • Хорошо контактируют с людьми других темпераментов.
  • Обладает хорошей памятью.
  • Флегматики – надежные люди, которых сложно вывести из себя.
  • Чувства флегматиков глубоки, но тщательно скрыты от посторонних глаз.

Недостатки Флегматика:

  • Флегматики практически не восприимчивы к одобрению и порицанию в свой адрес.
  • Слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому не могут быстро реагировать на новые ситуации.
  • Флегматики скупы на эмоции.
  • Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
  • Обстоятельны до занудства.
  • В работу включается медленно и так же медленно переключается с одного дела на другое.
  • С трудом адаптируется в новой обстановке и медленно сходятся с новыми людьми.
  • В жизни много стереотипов, шаблонов.
  • Ненаходчивы.

Флегматикам стоит развивать недостающие ему качества такие как: подвижность, активность. Не допускать проявление таких качеств как: инертность и вялость.

Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК

Тип нервной системы – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.

Достоинства Меланхолика:

  • Меланхоличный тип темперамента отличается повышенной чувствительностью.
  • Меланхолики способны воспринимать одобрения и порицания.
  • Предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим людям.
  • Хорошо чувствуют других людей.
  • При благоприятных условиях сдержаны и тактичны.
  • Эмоциональные состояния и чувства людей меланхоличного типа темперамента отличаются глубиной, длительностью и большой силой.
  • Меланхоликам свойственна постоянство и глубина, острая восприимчивость к внешним воздействиям.
  • В привычной и спокойной обстановке люди с меланхоличным типом темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

Недостатки Меланхолика:

  • Меланхоликов от других типов отличает высокая эмоциональная чувствительность.
  • Они тяжело переносят огорчения и обиды, внешне это может никак не проявляться.
  • Свои мысли и переживания держат в себе.
  • Меланхолики сильно переживают даже незначительные неудачи.
  • Меланхолик очень застенчив, стеснителен, раним, скрытен, нерешителен, неуверенный в себе и своих силах.
  • Всегда пессимистично настроен, редко смеется.
  • При малейшей неудачи испытывает чувство подавленности и растерянности.
  • В незнакомой обстановке теряется.
  • Меланхолик смущается при контакте с новыми людьми.
  • Долго адаптируется в новом коллективе.
  • Имеет маленький круг близких людей.
  • У меланхоликов наблюдается склонность к одиночеству, депрессиям, подозрительности, они замыкаются и уходят в себя.
  • Быстро утомляются, в работе необходимо делать паузы.
  • Для меланхоличного типа темперамента характерна слабая тихая речь вплоть до шепота, впечатлительность до слезливости, чрезмерная обидчивость и плаксивость.
  • Малейшая неприятность, нервная обстановка на работе способны вывести меланхолика из равновесия.
  • При неблагоприятных условиях меланхолики замкнуты, боязливы, тревожны.
  • Меланхолик – единственный тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и обидчивостью.
  • Меланхолик предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
  • На кануне важных событий всегда чрезмерно переживает и волнуется.
  • То, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник - для меланхолика становится препятствием. Он теряется, опускает руки, именно в такие моменты ему нужно сочувствие и поддержка близких и друзей.

В плане самосовершенствования и самореализации меланхоликам необходимо быть более активными, организаторской деятельностью, заниматься шефской помощью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятия физкультурой и спортом, гимнастикой.

Темперамент и профессия : влияние темперамента на выбор профессии, рекомендации по выбору профессии в соответствии с типом темперамента, видео, типы темперамента известных людей.

Макияж для глаз : как выглядеть моложе, ошибки макияжа, которые нас старят.

Типы темперамента и их характеристика Видео - особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента

Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента

Сангвиник – переживает симпатии легко, ярко и весело. Романы заводит легко, так же легко может расстаться с объектом любви.

Холерик – дружит с немногими, командует своей второй половинкой, сильно привязывается, склонен к гневу и ревности, к разрыву из склонности.

Флегматик – не склонен к выражению ярких чувств, спокойное ровное отношение к партнеру, влюбчив, характеризуется спокойной привязанностью. От него практически невозможно услышать слов признания в любви, комплиментов.

Меланхолик – предан партнеру, подчиняется ему, стыдится открывать свои чувства, часто однолюб.

Нет плохих и хороших темпераментов. Свой темперамент можно и необходимо контролировать.

Учение о типах темперамента Павлова И.П.

Психологи утверждают, что в жизни довольно редко удается встретить ярких представителей того или иного типа темперамента, в основном в людях соединяются черты разных типов темперамента, среди которых преобладает в большей степени один, остальные дополняют.

Однако, согласно исследованиям И.П. Павлова, каждому типу темперамента соответствует только один определенный тип высшей нервной деятельности (ВНД), что полностью исключает существование «смешанного» типа темперамента у человека.

Надежные, объективные критерии определения типа темперамента, как типа нервной системы по Павлову И.П.

  • Скорость обмена веществ.
  • Скорость протекания нервных процессов у человека.
  • Сила проявления эмоций.
  • Конструктивные особенности строения тела (соматотип).

И.П. Павлов утверждал, что основа темперамента человека – это соотношение основных черт психической деятельности и свойств нервной системы (быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения).

И. П. Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:

  • Сила - индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при напряженном и длительном труде, не реагирует на слабые раздражители, быстро восстанавливается. Человек обладает стрессоустойчивостью и выносливостью.
  • Уравновешенность - в возбуждающей обстановке индивид остается спокойным, легко подавляет свою подвижность и неадекватные желания.
  • Подвижность процессов торможения и возбуждения, протекающих в нервной системе - человек быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки.

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темперамента человека и обнаружил их полное сходство. В следствие чего можно сделать вывод, что темперамент - это проявление типа нервной системы в деятельности и поведения человека.

Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента.

Соотношение типов нервной системы и темпераментов по Павлову И.П.

Сангвинический тип темперамента - сильный, уравновешенный, подвижный («живой»).

Флегматический тип темперамента - сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) («спокойный»).

Холерический тип темперамента - сильный, неуравновешенный, подвижный, с преобладанием возбуждения («безудержный»).

Меланхолический тип темперамента - слабый, неуравновешенный, малоподвижный («слабый»).

Человеку со слабым типом темперамента несмотря на слабость происходящих нервных процессов, способен добиться больших успехов в учебе, трудовой и творческой деятельности, карьере.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения у различных типов темперамента по Павлову И.П.

Учение Гиппократа о типах темперамента

Гиппократ (древнегреческий врач) под темпераментом понимал анатомо-физиологические и индивидуальные психологические особенности индивидуума. Гиппократ, а позднее и Гален говорили о темпераменте, как об особенностях поведения личности, в организме которой преобладает одна из четырех жидкостей "жизненных соков".

  • У холериков - преобладает желтая желчь ("желчь, яд"), которая делает его импульсивным и безудержным.
  • У флегматиков - преобладает лимфа ("мокрота"), которая делает человека невозмутимым, спокойным, медлительным.
  • У сангвиников - преобладает кровь ("кровь"), которая делает его веселым и подвижным.
  • У меланхоликов - преобладает черная желчь ("черная желчь"), которая делает его робким, боязливым, грустным.

Учения о типах темперамента Схема


Родителям о детях:

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента имеет ряд важных особенностей, о которых должен знать каждый родитель.

интерьер детской комнаты , оформленный с учетом психологических, эмоциональных, возрастных и поведенческих особенностей ребенка.

Развитие речи детей 5 - 6 лет : особенности, характеристика, игры на развитие речи детей.

Литература по теме «Психологическая характеристика основных типов темперамента» для курсовой

  • Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В. 2т. -М., 1980.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб., 1999.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. -М., 2000.
  • АсмоловА. Г. Психология личности. -М., 2000.
  • Ахо А., Хопкрофт ДЖ. , Ульман ДЖ. Мотивационная структура личности. -М., 1999.
  • Большой толковый психологический словарь: В2т., СПб., 2001.
  • Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 1990.
  • Верисов Н. Н. Психология управления. - Библиотекаменеджера-Москва-Воронеж, 2006.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: в6т. -М., 1984.
  • Выготский Л. С. Психология. -М., 2000.
  • Дарабаш Ю. Л. Структура деятельности. -М., 1993.
  • Дасеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1996.
  • Капрара Д.Ж., Сервон Д.. Психология личности – Питер-2003.
  • Ковалев Л. Г. Психология личности. -М., 2002.
  • Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В2т. -М., 1983.
  • Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. - Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005.
  • Моргун В. Ф.; Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в онтогенезе. -М., 1981
  • Мухина В. Ф. Проблемы генезиса личности. -М., 1985.
  • Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  • Немов Р. С. Психология: в 3 кн. -М., 2001.
  • Овчинников Б. В., Владимирова И.М., Павлов К. В. «Типы темперамента в практической психологии». – 2003.
  • Петровский А. В. Личность в психологии. -Ростов на Дону., 1996.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1994.
  • Пряжников М. С. , Пряжникова Е. Ю. . Психология труда и человеческого достоинства.
  • Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., 2000.
  • Психология личности в трудах зарубежных психологов. / Сост. А. А. Реан. - СПб., 1998.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т., -М., 1989.
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. -М., 2001.
  • Слободчиков В. И. , Исаев Е. И. Психология развития человека. -М., 2000.
  • Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб., 2001.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. -М., 1989.
  • Юнг К. Психологические типы. -М., 1995.
  • Четыре темперамента в комиксах Херлуфа Бидструпа

По мнению К. Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип . Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности и инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью и недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность.

По данным А. Е. Личко, гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующее положение по этому критерию. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за различные правонарушения гипертимная и неустойчивая акцентуация составляет 76%. Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью и склонностью к риску.

2. Застревающий тип . Главными особенностями этого типа является умеренная общительность, склонность к нравоучениям, длительность эмоциональных переживаний. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, подозрителен, мстителен; ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. В связи с тем, что оскорбление личных интересов и достоинства никогда не забывается, окружающие характеризуют таких людей как злопамятных. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна.

3. Эмотивный тип . Главной особенностью эмотивной личности: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность. Эти люди предпочитают общение в узком круге избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль.

Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе подростков с асоциальным поведением достаточно высока и составляет величину порядка 36%.

4. Педантичный тип . Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность и тяга к порядку, нерешительность и осторожность, добросовестность и серьезность, формализм и занудливость. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. На службе они ведут себя как бюрократы, предъявляя окружающим много формальных требований.

5. Тревожный тип . Главной особенностью тревожной личности является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило нет или они незначительны. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения».

6. Дистимический тип . Дистимическая личность - антипод гипертимной. Дистимитики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре домоседы, серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: добросовестностью и обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность и замедленность мышления, неповоротливость и индивидуализм.

7. Циклотимный тип . Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего также часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во врем душевного подъема они ведут себя как люди с гипертивной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимической акцентуацией. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, испытывает чувство одиночества. Самооценка нередко бывает неточной.

8. Демонстративный тип . Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительным приукрашенным изложением событий. Демонстративная личность обладает следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления. Отталкивающие черты: эгоизм, хвастовство, отлынивание от работы.

9. Возбудимый тип . Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения зависит в значительной мере не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Возбудимый тип акцентуации входит в группу особого риска делинквентного поведения. По данным различных психологических исследований этот тип занимает второе-третье место по распространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, что возбудимый тип - один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но и то, что именно возбудимые акцентуанты - наиболее частые участники насильственных правонарушений, т.е. тех противоправных действий, которые являются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самые суровые правовые последствия.

10. Экзальтированный тип . Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее проявление. Такие люди часто спорят, но, не доводя до открытого конфликта. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Их отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип . Такие люди отличаются высокой контактностью, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находятся в тени. Они располагают привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающими особенностями являются подверженность влиянию и страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен.

12. Интровертированный тип . Его, в отличие от предыдущего, отличает очень низкая контактность, оторванность от реальности и склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство и упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.