Ударные слова выделяются с помощью изменения. Логическая и психологическая паузы

Например:

«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово « ты ».

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

Например:

«Если ты не пойдешь в гости, то и менятам не будет».

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.

Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие - слабее, третьи - слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

Например:

«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».

В первом такте мы выделим слово « уходить », во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте - « уходя ».

Во втором такте незначительно выделяется слово « руку » - потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова « пожимая руку » означают « прощание ».

Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое - двумя, еще менее выделяемое - одной чертой.

Получается следующее:

«Собираясь уходитьи пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра придуза вами, /поедете на вокзал/ прочитать лекцию».//

Итак, получился целый комплекс ударений - сильных, средних и слабых. «Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы». (Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).

То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.

Например:

В слове « кабинет » третий слог « нет » - ударный, второй « би » - предударный, первый « ка » - слабый.

Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя - на предударном, меньшая - на слабом.

Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове « папоротник » звук [о] в третьем слоге выпадает).

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз. Этот прием называется « скелетирование » текста.

Ударное слово является основным центром мысли.

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты - смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

«Ударные слова - это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова в фразе» (Н.Горчаков «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»).

Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.

Возьмем простую фразу « Дай мне яблоко ». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове « яблоко », однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: « даймне яблоко », « дай мне яблоко ».

Упражнение:

Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения.

« Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние.

Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ

(Б.Горбатов, «Непокоренные»).

Методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи.

Каждый текст, выбранный студентом, должен подвергаться логическому анализу.

Основные принципы логического анализа текста.

1. Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2. В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3. В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4. Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5. Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания.

Учащемуся нужно уметь пронести основную мысль через все фразы текста. Это главное условие овладения перспективой литературного произведения.

Чтец должен протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных фраз, проследить так называемую логическую перспективу каждой части произведения и всего произведения в целом от логического слова.

Овладеть логической перспективой - значит увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании.

Чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними.

«Между всеми этими выделяемыми и невыделяемыми словами надо найти соотношение, градацию силы, качество ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и смысл фразе». (К.С. Станиславский, собр. соч., т. 3, стр. 125).

Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными.

Степень «выделяемости» слова и длительность пауз зависят от контекста.

Донесение логической перспективы дает возможность правильно донести идею произведения.

Опытные профессионалы в области копирайтинга используют множество разных приемов, чтобы не просто писать статьи, а создавать шедевры.

Новички часто думают, что копирайтинг им идеально подходит, так как это легко, но если покупатели не оценят работы автора, развития карьеры ему точно не добиться.

Ударные слова и ритм текста – два мощнейших инструмента, помогающие копирайтеру создавать статьи, которые дочитывают до конца. Согласитесь, если бы каждый текст вашего сайта дочитывали бы до конца, эффективность контента была бы выше, а соответственно и конверт трафика улучшился.

Как писать статьи, которые дочитывают до конца?

Под ритмом текста понимают его восприятие читателями. Проще говоря, это интерес, который развивается по мере изучения статьи. Когда представляется скучный и однообразный текст, у читателей попросту не хватает терпения, чтобы побыстрее закончить его изучение. Но составить материал, способный завлечь к чтению не так просто.

Чтобы вы поняли, о чем идет речь, представьте себе, что вы читаете условия какого-нибудь договора. В тексте используется исключительно строгий стиль изложения информации, который быстро надоедает. А теперь представьте, что вы читаете художественную литературу, где главный персонаж попадает в какую-нибудь передрягу и что-то должно случиться.

Ваши статьи будут дочитывать до конца, если вы будете писать тексты не как какие-то инструкции и деловые договора, а как интересный материал в неформальном виде. Комбинировать это не так просто, ведь иногда приходится раскрывать серьезные темы и чтобы добиться доверия, приходится излагать информацию как профессионал.

СОВЕТ: При написании текста, обязательно разделяйте его на абзацы (3-4 предложения). При этом используйте три типа предложений – короткие, средние и длинные. Это интересный способ привлечения внимания, которым пользуются профессионалы.

Что такое ударные слова?

Это специальные слова, которые являются главными в выражениях и предложениях. Т.е. именно на них акцентируется особое внимание читателя. Такие слова часто используются в рекламе, за счет повышения громкости или тона их произношения.

В тексте ударные слова тоже используются, а выделяются они разными способами:

  • встречается всего один раз в тексте;
  • устанавливается противоречие;
  • усиливается сказуемыми;
  • кавычки, восклицательный знак, скобки.

Самое главное, никогда не добавлять к глаголам дополнения, так как они сразу переводят внимание на себя. Например, «Мне нравится заработок в сети за его доходность». Ударение здесь падает на слово «Доходность», но лучше акцентировать внимание на выражении «Заработок в сети», поэтому последнее слово лучше опустить.

Составлять качественные статьи, которые будут прочитываться на одном дыхании и не оставят шанса пользователям отвлечься на что-то ещё, способен далеко не каждый.

Если вы решили посвятить себя написанию статей, плотно занимаетесь рекламой или даже просто ведете блог, обязательно учитесь профессиональным навыкам автора, это поможет вам добиваться целей.

Вам также будет интересно:


Более громкое, низкое и долгое произношение - придает речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания.

При этом существует зависимость силы (интенсивности), длительности ударного слога.

1. Сравнение силы и длительности ударных и безударных слогов наиболее наглядно при сопоставлении гласных, которые составляют слогообразующую часть слога.

Сила гласного проявляется в его громкости. Так в словоформах "пила", "пилот", или "вода", ударный гласный громче безударного.

Но экспериментально установлено, что в таких словах как "травы", "могу", "пали", ударный гласный тише безударного, однако безударный слог слабее (менее интенсивен). Это объясняется тем, что мы можем произносить слова громче и тише, но у каждого гласного есть собственная сила (интенсивность) и связанная с ней громкость. Она зависит от объема ртового и глоточного резонатора, а сам этот объем связан со степенью раствора рта.

Гласные узкие - верхнего подъема, обладают меньшей громкостью, чем гласные со средним раствором (о, э) или чем широкий гласный "а" (самый сильный и громкий).

Можно выстроить гласные в ряд И-Ы, У-Э, О-А.

У каждого гласного свой порог.

Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные (пилИ - громкость безударной "и" ниже порога).

2. 2 фактор - порог ударности. У каждого гласного этот порог - непостоянная величина. Он меняется в зависимости от места ударения в слове.

Существует такая хуйня:

Чем ближе ударение к началу слова, тем больше интенсивность гласного и меньше его долгота и наоборот.

На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, перед и после паузы, начало и конец фразы и фонетической синтагмы. Независимо от ударности\безударности выделяется особенно сильно начало - особенно высокой интенсивностью, конец - особенно большой долготой. То есть когда ударный гласный сильнее и длительнее безударного, конкретные ударные гласные в конкретном положении слова и фразы могут быть слабее и короче безударного. Но совокупность рассмотренный нами закономерностей все равно даст понять какой слог ударный.

Помимо этого ударные гласные зарактеризуются особым тембром: например во фразе "Я снял дом" ударение воспринимается на всех словах, хотя ударных слогов, с которыми можно было бы сравнить в этом предложении нет. Это объясняется тем, что "о" и "а" в словах "дом" и "снял" могут звучать так только под ударением, то есть у них отсутствует редукция.

Ударение может быть фиксированным, а может быть подвижным. В русском языке ударение может падать в любое место.

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так по месту ударения могут различаться:

Разные слова во всех их формах (мукА - мУка).

Некоторые формы разных слов (пищА - пИща).

Разные формы одного слова (глАза - глазА).

Но существует и неподвижное ударение, остающее на одном месте в любой форме конкретного слова (филОлог). Оно может находиться на любой морфеме.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одной морфемы на другую (кОлос - колОсья).

Ударение в существительных:

2 типа неподвижного и 6 типов подвижного.

Неподвижное ударение на основе обозначается буквой А, неподвижное на окончании - В, подвижное - С.

Тип ударения существительного можно определить по трем формам (В.п. и любого другого с гласным в окончании в единственном числе и И.п с гласным в окончании во множественном числе).

1. АА - более 30000 существительных всех родов (книга).

2. ВВ - более 2000 слов всех родов (слон).

3. АВ - около 300 слов мужского и женского родов (слово, море).

4. ВА - около 150 слов. Главным образом женского и среднего родов (вино, лицо) и несколько слов мужского рода (глазок - глазки).

Также ударение может быть словообразовательным (и неподвижным и подвижным).

При словообразовании происходят процессы, тождественные формообразовательным (медведь - словообразовательное неподвижное ударение).

Место ударения исходного слова может зависеть от морфемы определенного типа (некоторые морфемы всегда ударны, некоторые всегда безударны, так же ударение может находиться всегда до или после определенной морфемы).

Теоретическое обоснование положений МФШ. Каким Вы видите будущее ЩФШ?

В центре внимания мфш позиция фонемы, при этом мфш настаивает на изучении фонологии в тесной связи с другими ярусами языка, т.к. функция фонем различать и отождествлять не просто звуки, а значимые единицы языка, именно поэтому москвичи отстаивают морфолог. принцип в фонологии, который развивают идеи Бодуэна де Куртунэ, о фонеме, как о подвижном компоненте морфемы. В одну фонему объединяются звуки, которые позиционно, т.е. в зависимости от фон.условий, чередуются в пределах морфемы, при этом в одну фонему могут быть объединены звуки, вообще не имеющие фон.сходства. (и с призвуком е в составе А).

С позиции мфш фонема может быть представлена нулем (солнце). Мфш начала формироваться в 30 гг, однако окончательное ее становление происходит после войны. Продолжателем мфш стал Реформатский в своем учебнике «Введение в языкознание» и в ряде статей развил многие положения этой школы.

Сегодня идеи мфш продолжают развиваться в работах Н.Л.Касаткина, С.М.Кузьмина и Леонтьева.

Итак: Фонема-минимальная единица языка, служащая для отождествления слов и морфем. Различать значимые ед-цы языка (слова и морфемы) – способность фонем.

Иллюстрируется подбором звуков квадиомонимов: том-дом; том-там; том-ток.

Воды, вода, водонос (о, а и ер). Слова представляют собой некую функциональную общность, которую москвичи считают одной фонемой. Определить состав фонем – значит узнать число звуков, выполняющих смыслоразличительную функцию. Способ выявления фонем в языке – оппозиция. «Мыл» и «Мил», твердость и мягкость «м», «Ы» и «И» разновидности одной фонемы. Состав фонем не является одинаковым в языках.

Под влиянием фон.окружения фонема может сильно видоизменяться, оставаясь при этом все той же фонемой. Пример: предлог С состоит из одной фонемы. С Колей (с), с Тимошей (с"), с Галей (з), с Димой (з"), с Шурой (ш), с Женей (ж), с Чуком (щ)… Таким образом, фонема – ряд позиционно чередующихся звуков.

Однако, не всякие чередующиеся звуки объединяются в одну фонему. Следует разграничивать позиционные фонет. чередования и исторические (=граммат.) чередования.

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Существует три вида ударений:

1) тактовое - на слове внутри речевого такта;

2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;

3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

станиславский пауза ударение чтение

Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.

Что такое ритм текста

Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.

Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.

Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.

В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.

Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.

А теперь давайте рассмотрим еще один пример.

Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.

Немного научного подхода

Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.

Упрощенный рисунок ритма первого и второго текстов.

Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.

Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.

Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:

  1. Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.
  2. Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.

Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.

Формирование ритма текста

Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:

Предложения делятся по своей длине условно на три группы:

  1. Маленькие (1-4 слова)
  2. Средние (5-10 слов)
  3. Большие (11-23 слов)

Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.

При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).

Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма

Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.

С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.

Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.

Резюме

Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.

И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!