В чем секрет басен крылова сообщение. Сочинение рассуждение «В чем секрет долголетия басни

Ответ оставил Гость

Роман Пушкина «Евгений Онегин» стал для меня своеобразным открытием. Из этого произведения я почерпнул для себя много нового и интересного.
Главным героем романа в стихах является молодой дворянин Евгений Онегин. Один из главных вопросов произведения, который автор ставит перед нами, – умеет ли Онегин любить? Об этом читатель размышляет на протяжении всего романа.
Мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания и образа жизни героя. Онегин с самых юных лет был частью высшего общества Петербурга. Все, чему мог там научиться герой, - это искусство лжи и лицемерия. Высший свет Петербурга совершенно непритязателен. В нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. Глубже никто заглядывать не собирается. Я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям.
Постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в этом обществе. Естественно, Онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной» . Но в этих отношениях нет ни капли искренности. Евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. Он охладел ко всему вокруг, а через некоторое время он даже уехал в деревню. Но лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь, потом герою вновь стало скучно.
Именно во время такого «душевного холода» Евгений Онегин и встретил Татьяну Ларину. Молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. Но сам герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. Онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей лишь отповедь.
После нелепого убийства Владимира Ленского на дуэли Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность.
В этот период Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Ведь Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.
Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу» . Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.
Роман «Евгений Онегин» заставил меня задуматься о важности быть личностью, свободной и независимой от мнения общества, окружения, других людей. А, кроме того, о значимости влияния окружения на человека, на его судьбу, на его мировоззрение.
Роман Пушкина наполнен тонкими психологическими наблюдениями, глубокими размышлениями о человеческой жизни, ее смысле, целях. Поэтому можно сказать, что я в романе оценил, прежде всего, его философскую сторону, общечеловеческую. Но, в то же время, я узнал много нового о культурной и бытовой жизни русских дворян начала 19 века.
В целом роман в стихах А. С. Пушкина стал для меня открытием, произведением, которое я прочитал с большим удовольствием и пользой для себя.

Александр Сергеевич свой роман “Евгений Онегин” создавал на протяжении восьми лет. Роман занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. С первых глав мы знакомимся с главным героем, Евгением Онегиным. Начинается глава с монолога Онегина. И это единственная глава, где на первом плане только Евгений Онегин. Мы узнаем о детстве героя, воспитании, о том, как Евгений проводит свой день. Пушкин, мне кажется, говорит о своем герое, немного в сатирическом тоне.

Евгения мы видим, как типичного молодого человека начала XIX века. Александр Сергеевич сообщает нам, читателям, что его герой получил поверхностное образование. Его воспитанием и образованием занимался француз-гувернер, который его учил наукам как-нибудь, да чему-нибудь. Пушкин в Онегине отмечал пристрастие к светским удовольствиям, легким победам над женщинами, балами. Также Александр Сергеевич Пушкин отмечает, что его герой – человек умный, только разочарованный в жизни.

Я считаю, что в первой главе автор знакомит сразу с двумя разными Онегиными. Первый Онегин представлен нам человеком пустым, он светский щеголь, его разочарование — это дань светской моде, он плохо образован, любит светские развлечения и не способен к труду. Другой Онегин — человек достаточно умный, который умел мыслить, жить, понял общество и людей, но разочаровался в них. Такой Онегин был другом Пушкина. Мне, конечно, ближе и понятнее второй Онегин.

В последующих главах мы видим Евгения Онегина по-новому. Герой знакомится с Ленским, молодым поэтом. Они друзья, у них много общих тем для разговора. Автор Онегина противопоставляет Ленскому, говоря о них, что они похожи на “лед и пламень”, “стихи и прозу”. Ленский знакомит Евгения Онегина с семьей Лариных. Онегин для себя отмечает Татьяну, как девушку с богатым внутренним миром. Татьяна пишет письмо, с признаниями в любви Онегину. Евгений отчитывает Татьяну, говорит, что поступает с ней благородно. Евгений Онегин отвергает Татьяну, дает понять, что он не хочет терять свой покой и свободу, что не хочет брать на себя ответственность за других людей.

Такое отношение к Татьяне, я думаю, сложилось из того, что душа его мертва, чувства в нем остыли. Он пресытился вниманием светских красавиц из великосветского общества Петербурга. Онегин решил досадить Ленскому, флиртует с его возлюбленной. Ленский взбешен, рассержен. Он вызывает Онегина на дуэль. Да, Онегин мог бы конфликтную ситуацию решить мирным путем, но этого делать не стал. Хотя его совесть, я думаю, твердила, что надо извиниться, признать то, что был не прав, объяснить все. Просто Евгению не хватила мужества. Он побоялся, что общество не поймет его, будет осуждать его в трусости. Евгений на дуэли убивает Ленского.

После такого развития событий Онегин не смог оставаться в имении. Герой едет путешествовать по России. Прошло несколько лет. Мы увидели совершенно другого Онегина. Хотя его внешняя жизнь ни чем не изменилась, все те же балы, обеды, но теперь Евгений изменился. Его душа пробудилась, он полон жажды любви, счастья и желания бороться за свои чувства. Встретив Татьяну, Онегин понимает, что любит ее. Пишет ей бесконечные письма, но ответа нет.

При встрече она дает ему понять, что хоть и любит его, но замуж вышла за другого человека. Чувство долга у Татьяны превыше любви. По моему мнению, главный герой, Евгений Онегин, после встрече с Татьяной, сможет изменить свою жизнь в лучшую сторону. Хотя общество имело огромную силу на людей таких, как Евгений Онегин. Александр Сергеевич Пушкин оставил финал романа “Евгений Онегин” открытым, следовательно, мы читатели, каждый для себя, решим, каким мы хотим видеть дальше главного героя.

Ответ оставил Гуру

Лучше бы об Онегине. Не буду говорить о слоге, о

Богатстве языка произведения - они вполне соответствуют гению поэта, и вряд ли найдется сейчас человек, имеющий

Право говорить об этом без восхищения. Я восхищаюсь. Скажу

О мастерстве, с которым Александр Сергеевич рассказал о времени, о нравах того

Времени и, конечно, об Онегине. Молодой повеса и, как

Лондонский денди, одет, «поклонник Канта и поэт»,

«красавец, выгодный жених», румяная и всегда веселая, задумчивая и

Печальная, предпочитающая шумным играм чтение толстых романов и одиночество - вот скажите, что Вы не узнали по этим характеристикам имена героев! Но

Самое удивительное в том, что,

Рассказывая

О выдуманных героях, Пушкин мастерски и узнаваемо рассказал о типичных

Представителях той эпохи и круга своего общения, со всеми их достоинствами и

Пороками. Он удивительным образом ограничил свой рассказ об этих людях

Какими-то мелкими, не касающимися жизни страны, делами. Это Пушкин-то, не раз попадавший в

Немилость властей из-за своих взглядов! Может потому, этим людям, по-своему

Хорошим, нет

Дела до общества, в котором они живут? И даже весьма неплохой опыт говорящего

По-французски Онегина в управлении - он барщину заменил оброком -привел к тому, что

Евгений прослыл среди соседей опасным чудаком. К этому времени

Возвращается из Германии Ленский, воспевающий «нечто и туманну даль»,

То есть человек вовсе отстраненный от жизни, и, несмотря на несхожесть

Характеров, они с Онегиным

Сближаются. Почему? Да потому, что Онегин сам такой же отвлеченный. Он не видит смысла

Жизни. Вот посмотрите, ни разу поэт не показал хоть какую-то достойную

Цель Евгения. Только в конце, когда он влюбился в Татьяну, появилась

Недостижимая цель - Татьяна, но тут поэт закончил повествование. Была вторая

Часть, но ее нет, и мнение об Онегине складывается по тому, что мы читаем: человек с большим потенциалом,

Разменивающий свою жизнь на недостойные

Мелочи. Думаю, именно это и хотел показать поэт - как пропадает поколение,

Лишенное смысла жизни, отстраненное от активной жизни суровостью власти и

Легкомысленным воспитанием. Великие цели заменены на суррогаты и мелкую возню в

Своем узком кругу. При этом Онегин честен. Когда в него влюбляется

Татьяна и пишет пылкое письмо, он не только мягко отвергает ее любовь, но и

Советует ей быть осторожнее, чтобы ее неопытность не привела ее к беде. Однако и он, и поэтическая натура Ленский подвержены

Довлеющему влиянию общественного мнения. Один из них умер из-за этого, а

Другой - убил. Из-за глупого поведения обоих на балу Ленский вынужден вызвать приятеля на дуэль, а Онегин

Принять этот

Помириться способа не придумали, разрядить пистолеты в воздух не

Додумались или не захотели, ах эта русская

Рулетка! Не свою ли глупую и подлую гибель предвидел поэт - провидец? Ветреная Ольга очень скоро выходит замуж, недолго она любила

Ленского, впрочем, никто ведь не ожидал от нее другого? Отвергнутая Татьяна под

Давлением матери вскоре выходит замуж и переезжает в столицу. «Без службы,

Без жены, без дел», до двадцати шести лет не зная, чем заняться, и Онегин вскоре уезжает из деревни. Там он встречает Татьяну

Та самая Татьяна?» И вот, впервые в

Жизни, Онегин влюбляется в некогда отвергнутую Татьяну и признается ей в любви.

Но она «другому отдана и будет век ему верна». Великолепный шанс начать новую, более осмысленную, жизнь безвозвратно пропадает, как наказание за прошлые грехи. К чему готовил автор Онегина во второй

Части? К бессмысленному существованию и смерти без чести? Или встряска безответной любви дала ему

Возможность взглянуть на себя со стороны и начать восхождение к человеку

Разумному от растительной жизни? Хочется верить во второе. Мне Онегин симпатичен,

Несмотря ни на что. Не уверен, что при нашей жизни мы увидим что-то сравнимое с

Этим великим произведением по краткости, точности

Характеристик и образов. Александр Сергеевич создал слепок общества, который

Стал памятью

Поэте в народе и памятником ему.

Моё мнение об Онегине Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием. "Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница! " - писал Пушкин поэту П. А. Вяземскому. В этот роман Александр Сергеевич вложил огромный труд, чтобы наиболее точно и поэтически выразить свои мысли. Главное действующее лицо романа - Евгений Онегин - человек с очень сложным и противоречивым характером. Онегин - сын богатого барина. Ему не надо было трудиться ради куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться - "Труд упорный ему был тошен". Каждый день Онегин проводил с друзьями в ресторане, посещал театр, балы, ухаживал за женщинами. Такую же бездельную и бессодержательную жизнь Онегин вёл в деревне. Евгений рос без матери и воспитывался гувернёрами. Они почти ничему не научили его. И, наверное, поэтому из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, способный с лёгкостью обидеть. Но, внимательно читая роман, я заметил, что Онегин - человек очень умный, тонкий и наблюдательный. Даже когда в первый раз, мельком увидев Татьяну, не поговорив с ней, он сразу почувствовал в ней поэтическую душу. И, получив письмо, от Татьяны, он, не будучи в состоянии разделить её чувства, правильно и чётко решил прямо сказать ей об этом. Но Онегин не смог удержаться от привычного для него с юных лет "кокетства" в обращении с женщинами. И он пишет: "Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, ещё нежней". Эгоизм и невнимательность к людям в конце романа переворачивают жизнь Онегина. Убив на дуэли Ленского, он приходит в ужас от своего бессмысленного преступления. Онегин только о нём и думает. Он не в состоянии оставаться дальше жить в тех местах, где всё ему напоминает о его страшном преступлении. Образ убитого им юноши не оставляет Онегина и позже, после возвращения из трёхлетнего путешествия по России. Онегин снова встречается с Татьяной. Онегин влюбился в Татьяну, и сила его чувства такова, что он тяжело заболевает, чуть не умирает от любви. Выздоровевший, Евгений едет к Татьяне, чтобы увидеть её хоть ещё раз и застаёт её дома одну. Здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на счастье: Татьяна решительно отказывается соединить свою судьбу с его судьбой: "Но я другому отдана Я буду век ему верна". По моему мнению, Евгений Онегин ещё с детства обречён на бездействие. Он не способен любить, дружить. Прекрасные задатки, такие, как ум, благородность, способность глубоко и сильно чувствовать, были подавлены той средой, в которой он вырос. И в романе больше всего обвинение падает не на Онегина, а на общественно-исторический уклад жизни.

I. Введение.

В наше время тема чистоты языка актуальна. Сегодняшняя молодёжь не умеет и, возможно, не хочет говорить правильно, литературно. Цель моей исследовательской работы - помочь современной молодёжи самим дойти до понимания того, что неумение владеть русским языком – позор, что грамотная, красивая речь востребована. Что же может заставить нас выучить свой язык, что вызвало бы желание научиться говорить грамотно? Почему люди не всегда понимают друг друга? Каковы причины, вызывающие речевые ошибки?

Почему распространен жаргон в среде молодежи? Употреблять иноязычные слова значит «оскорблять здравый смысл» или следовать моде? Поэтому в своей работе я буду говорить не о красоте и величии языка, а о его проблемах и путях их решения.

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. В нашем обществе, несомненно, существует такая проблема, как неправильное общение между людьми. Она возникает от того, что человек не возлагает на себя существующее культурное общение. Чтобы исправить эту ситуацию, человеку необходимо проникновенно изучить культуру речи. Поняв культуру речи, человек становится более общительным, открытым и предприимчивым в своих дальнейших действиях.

Постигнув эту истину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид – личность. Язык со временем становится все более развитым и обширным, а значит, культурнее. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач).

В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка, т.к. он дает правильные нормы литературного произношения и общения. Во-вторых, новое познание самой себя, изучение и расширение своего внутреннего мироощущения. В-третьих, помогает более продуктивно решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой я становлюсь духовно развитой, самокритичнее и требовательнее к самой себе. Я считаю, что правила культурной речи должны знать все, т.к. зная их, легко идти по жизненному пути, преодолевать все поставленные задачи. Общаясь культурно, человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случае, когда вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть вас «на свою сторону»? Если вам не нравится манера общения вашего визави или вы не согласны с тем, в чём он вас старается убедить, выразите свою точку зрения, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

Если во время разговора у вас с собеседником завязался спор, в итоге которого вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

В этом отношении, я считаю, хорошим учителем жизни, руководством для правил речевого этикета и общественного поведения являются басни. Поэтому объектом моего исследования в научно – практической работе являются басни великого русского баснописца И.А. Крылова.

Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова. Цель исследования, поставленная в работе, заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

Актуальность научно – исследовательской работы сегодня является особенно современной, т.к. я считаю, что и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим студентам.

Новизна работы в том, что мы и сегодня не прощаемся с Крыловым. Мы встречаемся с ним в новых современных баснях вновь и вновь, как отражение реалий сегодняшнего дня, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца. Новизна работы заключается также и в том, что собранный материал поможет более глубоко познать басни Крылова, заинтересовать молодое поколение и помочь сопоставить себя с героями басен, прийти к определенным выводам и, может быть, творчество И.А.Крылова сподвигнет молодое поколение на написание басен о сегодняшней жизни.

Методы исследования: чтение, анализ и синтез художественной литературы по данной теме, анкетирование, инсценирование, применение знаний на практике.

Задачи научного исследования заключаются в том, чтобы изучить научную и художественную литературу по данной теме, проанализировать басни и выявить смысл использования животных в баснях, привлечь внимание детей и взрослых к литературному жанру «басня», помочь увидеть скрытый смысл басен, научить сопоставлять героев басен с реальными людьми и делать соответствующие выводы, прививать интерес подрастающего поколения к написанию новых басен, расширять и кругозор и мыслительную деятельность учащихся.

Гипотеза исследования: предположим, что образы животных в баснях И.А. Крылова оказываются образами людей, принадлежавших к разным временам и социальным сословиям.

2. Глава I «Почему басням суждена долгая жизнь?» .

13 февраля 2014 года исполнилось 245 лет со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились нашему сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова, революционные басни Демьяна Бедного. Басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер. Советский поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни. И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.

И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из за морали, а из за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

3.Глава II Современная актуальность басен Крылова

Басни И.А.Крылова актуальны и в наше время. Басни Крылова - прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления. С ними мы знакомимся на уроках литературы, выразительного чтения, используем выражения из басен в повседневной жизни.

13 февраля исполнилось 245 лет со дня рождения И.А.Крылова. В преддверии юбилейной даты я подготовила учебный проект на тему « Почему басням суждена долгая жизнь? », который провела на занятии подготовительной группы в детском саду №1 «Гульдер». Над созданием учебного проекта работали группы «Биографов», «Теоретиков-лингвистов», «Художников», «Актёров», «Критиков» (студенты группы МД – 401).

Каждая группа представляла свой цвет, символизирующий цвет мышления: белый цвет «Биографы» - перечисляли события и факты из жизни И.А.Крылова; жёлтый цвет «Теоретики – лингвисты» - обобщали всё положительное, изданное И.А.Крыловым и оставленное потомкам; синий цвет «Художники» - сформулировали общие выводы и идеи по поводу учебного материала; зелёный цвет «Актёры» - в любой оригинальной творческой форме представили результаты изученного; красный цвет «Критики» - выразили свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала. Представление учебного проекта выглядело следующим образом:

1. Представление проекта-презентации «Из жизни И.А.Крылова» группой «Биографов».

- Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».

(Группа «Биографы» представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова).

2. Представление проекта-презентации «По страницам басен Крылова» группой «Теоретиков – лингвистов».

Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

Каждому из нас в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе. Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?

«Своя игра».

(Презентация слайдов группой «теоретиков-лингвистов»).

3. Представление проекта-презентации «Крылов и его герои на страницах газет» группой «Художников».

Басни Крылова иллюстрировали многие художники: Г.Куприянов, А.Лаптев, М.Алексеев, Е.Рачёв. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. («Художники» защищают свои рисунки).

4. Представление проекта-презентации «Басня в детском саду» группой «Актёров».

Уважаемые участники проекта! Ваша будущая специальность – «Воспитатель дошкольных организаций». Главное направление работы воспитателя – научить ребёнка читать, писать, мыслить. Во многом этому учат литературные произведения русской классической литературы. И.А.Крылова можно с уверенностью отнести к таким бесценным классикам.

Сейчас мы увидим, как можно на занятии с детьми подготовительной группы детского сада разобрать произведения И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и «Мартышка и очки» (представление участниками проекта «Актёры» отрывка конспекта занятия по изучению басен И.А.Крылова, инсценировка басен «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки»).

5. Представление проекта-презентации «Современная проблема глазами баснописца» группой «Критиков».

Сегодня перед нами стоят современные актуальные жизненные проблемы, которые интересуют нас, они важны и интересны для нас. Группе «Критиков» предстояло сформулировать и исследовать современные проблемы из нашей жизни, они собрали и обработали материал и представили результат в виде современных басен так, как это сделал бы И.А.Крылов, т.е. увидеть проблему «глазами И.А.Крылова». (« Критики» защищают свои проекты).

Проведение учебного проекта – презентации в подготовительной группе детского сада №1 «Гульдер» вызвало интерес как у детей, так и у студентов. Во – первых, в занимательной и творческой форме было рассказано детям о Крылове, его творчестве, во – вторых, в игровой форме представлены комические жизненные и речевые ситуации.

4.Глава III. Басни Крылова на новый лад.

Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.

Я провела опрос среди студентов группы МД- 401 специальности «Дошкольное воспитание и обучение» Актюбинского гуманитарного колледжа на тему «Знаешь ли ты басни Крылова?» Таблица №2).

Заинтересовавшись этим вопросом, я предложила студентам попробовать найти в баснях «своего героя», то есть с кем они себя ассоциируют. Конечно, человеку нелегко признаться в своих пороках и недостатках. Но читая басни Крылова, мы можем увидеть различные ситуации, происходящие в повседневной жизни, со стороны, что поможет нам проанализировать сложившуюся ситуацию и работать над тем или иным недостатком. Басни помогают более глубоко вдумываться и искать скрытый смысл в той или иной ситуации. Мы видим широту мышления писателя, видим его взгляд на различные пороки и недостатки человека. Крылов хотел показать, какие бывают пороки у людей и к чему это приводит. В этих баснях мы видим людей, которые существуют в наше время, видим, что с тех пор мир не изменился, изменились лишь ситуации, в которых проявляются отрицательные стороны человека. Басней можно выразить видение окружающего мира, свое отношение к нему. Так что же мешает нам создавать басни? Создавая новые басни, мы будем видеть то, чего не хватает в нашей жизни, то, какие в наше время существуют недостатки, и, возможно, это поможет нам с ними бороться. Я бы хотела представить вашему вниманию басни, написанные студенткой IV курса Калиниченко Мариной (Таблица №3).

Эти басни написаны в том же стиле, что и басни Крылова, так же прослеживается рифма, мелодичность. Но эти басни написаны в наше время и затрагивают вопросы, касающиеся нашего поколения. И таких басен может быть много. Каждый, имея желание, может сесть и написать в басне то, что его волнует, то, что кажется ему актуальным.

5. Заключение.

Завершить работу хотелось бы словами Д.С.Лихачёва, который сказал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллегентности человека, степень его психологической уравновешенности».

За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации. Мы видим, что речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Существенное влияние средства массовой информации оказывают также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.

В связи с демократизацией СМИ, существует серьезная проблема эталонной речи . То, что звучит с экранов телевизоров, из радиоэфиров, обнаруживается в речи некоторых писателей, и порой на театральных подмостках, вряд ли можно считать образцом.

Расхождения между литературным языком (образцом) как эталонной речевой культурой и существующим на сегодняшний момент многообразием форм речевых культур очевидны. Существование многочисленных речевых практик в обществе, обусловленных географическими, социальными, профессиональными, возрастными, идеологическими причинами, собственной «культурной картины мира» и другими факторами, позволяет их определить как речевые «субкультуры», им присуща собственная нормативность в речевой деятельности и поведении.

Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины, а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки.