В какую школу пойдет. Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания? Чем ближе - тем здоровее

В этом году льготы при поступлении в школу будущих первоклассников отменили (см. нашу справку), так что теоретически вы можете выбирать любое учебное заведение - как по местоположению, так и по уклону или методике преподавания (подробнее об этом в следующих номерах). Но как не ошибиться с выбором? На что ориентироваться - на степень облезлости входной двери или на китайский язык с первого класса?

Не гонитесь за крутизной

«Не смотрите на «крутизну» школы, я на этом в своё время обожглась, - предостерегает Галина Кольцова, мама второклассника Тимофея. - Выбрала сыну самую «навороченную» - с языковыми и компьютерными курсами вместо продлёнки - и пристроила Тимофея в подготовительный класс. Он учился хорошо, и, хотя будущие учителя постоянно нагнетали нервность по разным поводам, я была довольна. Ещё бы - лучшая школа в районе! Тимоша легко сдал тесты и пошёл в первый класс в 6 лет. Но атмосфера в классе не изменилась - учителя стали ещё больше придираться, а сын начал жаловаться на постоянную головную боль. Классная руководительница звонила и истерила по телефону: мы портили ей успеваемость. Тимофей фактически перестал спать по ночам. Обратились к психологу, и он категорически потребовал забрать ребёнка и отдать в первый класс на будущий год! Я пожалела замученного сына. Выбрала в этот раз более простую школу, зато со спортивными секциями для поправки здоровья. Так что поинтересуйтесь перед поступлением, чем ребята занимают после уроков. Любые кружки на первом году обучения незаменимы для адаптации. Сейчас Тимофей ходит во второй класс, блестяще учится и отлично плавает».

Чем ближе - тем здоровее

«Многие родители мечтают отдать будущего первоклассника в самую-самую школу в центре, - говорит Юлия Гриценко, клинический психолог. - Но я бы посоветовала выбрать учебное заведение поближе к дому. Тогда ребёнку не придётся вставать в 6 утра, чтобы за час-полтора выезжать из дома. Ведь если в сентябре это не проблема, то зимой, когда утром светает поздно, подъём «в середине ночи» может превратиться в ежедневную катастрофу. Задача начальных классов - приучить малыша к образовательному процессу, так что пусть он спокойно привыкнет к «околодомашней» школе, а потом отдавайте его «куда подальше», он уже психически закалится».

Пробивайтесь любой ценой!

«В прошлом году я устраивала дочку в школу, - вспоминает Алёна Бестужева, мама первоклассницы. - И поначалу опешила. Ни в одном учебном заведении моего района не было мест! Я не сложила руки. В трёх школах преодолела отпор охранников, пробилась к учителям, набиравшим первые классы. В двух из трёх школ мою дочь готовы были принять. Из разговоров с друзьями узнала, что приём «мест нет» применяется широко: где-то таким образом вымогают взятки, где-то искусственно повышают престижность школы. Так что не сдавайтесь, и вашего ребёнка зачислят!»

Выбирайте учителя

«Главное - не стены с позолотой, а чтобы ребёнку понравилась учительница, - советует Марина Лилеева, замдиректора школы для одарённых детей «Интеллектуал». - Ведь от этого человека зависит, будет ли малыш полноценно отдаваться обучению. Если в школе отказываются знакомить с педагогами, набирающими первые классы, обратитесь к директору. А если «оборона» непробиваемая - лучше ищите другое учебное заведение, потому что симпатия между будущим учеником и его учителем необходима. И не спешите с началом учёбы, лучше отдать ребёнка в школу в 7,5 лет, чем в 6,5. Как бы талантлив ни был ваш малыш - отдавайте его в первый класс в положенное время, чтобы он не утомлялся и не капризничал. Иначе при гораздо более высоком интеллектуальном потенциале он будет отставать от сверстников - если не в учёбе, то в эмоциональном развитии, что чревато серьёзными проблемами в подростковом периоде».

Наша справка

Чтобы записать ребёнка 1 апреля в выбранную школу, родителям придётся дежурить около неё ночами. Столичная прокуратура уверена, что прописанные в московском законодательстве привилегии для некоторых категорий первоклашек ущемляют права остальных малышей. «Поэтому теперь никакие льготы, как то: учёба старших детей в этом учебном заведении или проживание рядом - не учитываются, - подтвердил «АиФ» Александр Гаврилов, пресс-секретарь столичного Департамента образования. - Кто первый придёт, того и зачислят. Поэтому рекомендую разузнать всё о процедуре записи уже сейчас».

Куда отдавать ребёнка, в какую школу?

Ваши хорошие знакомые традиционно советуют для этого узнать:

а) сколько детей в классе,

б) где школа находится,

в) какой у неё уклон,

г) в государственную, альтернативную или в частную

д) вежливые ли там учителя, особенно первый учитель.

е) сколько придется платить (легально или нелегально)

Но как только начинаются занятия, родители ощущают, что чего-то неподрассчитали: ребёнка от школы воротит, он оттуда приносит плохие привычки, неважные оценки, уйму домашних заданий и закомплексованность.

Постепенно родители прозревают. Им становится ясно, что важно было печься не о количестве детей в классе, а о том, из какой они среды... Не о месте расположения школы, а о том, насколько комфортно ребёнку развивать там свои способности... Не об уклоне обучения, а о том, каковы перспективы у ребёнка с этим уклоном в жизни по окончании школы... Поступит ли он в хороший университет, и будет ли он потом в жизни достаточно зарабатывать…

Они хотят, чтобы ребенок был счастлив, но еще не разобрались, что для этого нужно: тепличные условия и "добрая" учительница, всё разрешающая и потакающая, или "строгая", у которой можно научиться уму-разуму. Или и то, и другое вместе.

Они спрашивают, сколько в школе компьютеров?.. Хотя вместо этого следовало бы спросить: сколько процентов учителей в школе общаются с компьютером на ты и активно пользуются мобильными приложениями?

Они почему-то не спрашивают, как разруливаются конфликты (хотя всё равно когда-то придётся с этим столкнуться).

Ещё хорошо бы спросить, какая в школе система оценок, поощрений и наказаний, не унизительна ли она? Не ставят ли плохие оценки "специально"? И как решаются вопросы с оплатой, если она есть.

Ещё одно разочарование вызывает у родителей несостоявшийся уклон, или специализация. Ведь нет более эффективного способа выращивания в семье будущего неудачника, чем с шести лет (или даже с пятнадцати) определять его в физики, литераторы, программисты, художники, юристы или спортсмены.

Так как уже сейчас стоит задуматься над тем, не будет ли он потом лет до тридцати сидеть у родителей на шее лузером и проклинать всех подряд на уличных забастовках.

Тогда не стоит ли заблаговременно подыскать школу, где дают 2 в 1: и фундаментальные знания, и практические, с помощью межпредметных кейс-уроков?

А именно: уметь программировать, зарабатывать (и тратить) деньги.., хорошо знать язык.., уметь работать в команде.., умело перерабатывать информацию.., быстро печатать на клавиатуре и на 3D принтере.., уметь выделять приоритеты.., общаться со всеми.., становиться эрудированным.., достигать целей.., всё делать вовремя.., и ещё 50 аналогичных умений и навыков.

Хорошо, что в последнее время наметился устойчивый тренд, когда родители находят действительно прогрессивную школу, у выпускников которой жизнь складывается удачно и благополучно.

И как они говорят, не в последнюю очередь, благодаря правильному выбору с детства хорошей взлётной полосы.

Підписуйся на сторінки UAINFO у

Благими намерениями выстлана дорога в ад. Все мы хотим для детей только самого лучшего. Но иногда путаем свои амбиции с тем, что действительно нужно ребенку.

«В какую школу пойдете?» – светски поинтересовалась у меня одна из мамочек в раздевалке детского сада.

От неожиданности я икнула. На момент этого вопроса сыну едва исполнилось пять лет.

«Даже не задумывалась», – призналась я.

Мой ответ собеседницу удивил. И она вдохновенно начала перечислять уже подобранные варианты. Я слушала вполуха и вежливо кивала, не собираясь забивать голову ничем подобным еще как минимум год. А зря.

Фото GettyImages

Вплотную этим вопросом пришлось заняться минувшей осенью. Скажу честно, сначала я вообще не заморачивалась. Система «приписки» адресов к определенным школам – в Петербурге такую ввели несколько лет назад – устраивала меня абсолютно. Никаких ночных костров под окнами школ, никаких многокилометровых очередей и перекличек. Без места за партой не оставят, и слава богу. Благо вход в ближайший храм науки в трех шагах от моего парадного. Идеально!

Моя непоколебимость пошатнулась после того, как я поговорила с соседкой. Ее старший сын в сентябре стал первоклассником именно этой школы. И через два года, если они не переедут, ей придется отдать сюда же еще двоих мальчиков-близнецов.

«Уже четырнадцать раз за два месяца сходила в роно, – призналась мне многодетная мать. - Прошу перевести ребенка хоть куда-то. Отказывают, мол, мест нет. А я такого беспредела еще никогда не видела. И воровство, и вымогательство. Знания дают слабые. Да и контингент не самый приятный – два обычных первых класса и два коррекционных, для умственно отсталых. Я, конечно, не против инклюзии, но…»

В этот момент я занервничала. Мне такого счастья точно не надо.

Попасть в лучшую

Решила обсудить вопрос с приятельницами, у которых дети – наши ровесники. И поняла, что, во-первых, безнадежно отстала от ситуации. Во-вторых, мамочки вроде как, ратуя за качественное образование, удовлетворяют в первую очередь собственные амбиции. И, в-третьих, перед родительским напором не устоит ни одна система. Нужна прописка? Значит, будет!

«Выбрала физико-математическую школу. Лучшая в районе. Директриса на собрании сразу сказала, что всех желающих взять не сможет. Ну пришлось купить регистрацию и воспользоваться связями».

Это моя подруга Катька. У ее сына Саши пока что нет никаких явных склонностей к точным наукам, да и в принципе к учебе. Ему бы мяч погонять да мультики посмотреть. Но мама уже все решила за него. Вопрос, потянет ли он в средней школе усложненную физику, она оставила без ответа.

«Идем либо в испанскую, либо в итальянскую. Без языков нынче никуда. На ближайший год сделали прописку у знакомых, чтобы пойти в школу, этого хватит. Ходим туда на подготовительные курсы. Учиться там, конечно, сложно».

Это другая моя соседка Юля. Она отдает в первый класс своих двойняшек. Правда, честно признается, не уверена, что девочки потянут нагрузку. Тем более что желающих попасть туда много и классы получаются чересчур большими: по 30−35 человек. Да, теперь и такое можно, в 2016 году из СанПиНа исключили норму, по которой в классе должно быть не более 25 учеников.

Фото GettyImages

«Ну репетитора, если что, возьмем», – вздыхает Юля.

Репетитора, Карл! Первоклашкам, которым просто нужно освоить школьную программу.

«Отдаем пацана в кадетский класс. Пусть растет мужиком». Это папа Кирилла. Сын у него нежнейший мальчик-одуванчик, из которого отец решил вырастить настоящего мужчину. Если, конечно, ему прежде не поломают психику. Мама хватается за голову, но против слова мужа не идет.

«А мы идем в частную школу. Дорого, конечно, 25 тысяч в месяц. Но там во главе угла личность, а не оценки. Им их даже не ставят, работают по системе зачетов. Европейское образование. И классы небольшие».

Вот мне прям самой захотелось в эту школу. Начала выспрашивать у мамы нашего одногруппника подробности. Оказалось, что «личность» – это прекрасно, но обязательную программу там пройти успевают не всегда. Да и образование там исключительно начальное. А классы небольшие – бывает 10 человек, а бывает и всего 2. Я представила, как эта «личность» придет после такого бережного отношения в массовый пятый класс обычной школы, и мне стало дурно. Нет, спасибо, нам такое не подходит.

Детям это неважно

Может быть, я чего-то не понимаю? С этим вопросом пришлось пойти к детсадовскому психологу. Мол, не плохая ли я мама, если не стремлюсь прямо сейчас запихнуть ребенка в профильную школу? Может быть, уже нужно из кожи вон лезть, чтобы попасть в какой-нибудь гуманитарный лицей?

Большинство родителей стремятся определить ребенка в детский сад или школу, которые ближе всего находятся к месту проживания, либо работы. Из-за загруженности, в первую очередь, туда принимают детей, имеющих временную или постоянную регистрацию в районе расположения образовательной организации.

Как сделать: пошаговая инструкция

для поступления в детский садик или школу осуществляется по общим правилам, согласно которым родители ребенка до 14-ти лет в отделение миграционной службы либо в другой уполномоченный орган должны представить оригиналы следующих документов:

  • заявление;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о регистрации по месту проживания родителя;
  • документ-основание для вселения (заверенный нотариусом договор аренды жилплощади, выписка ЕГРН для собственного жилья).

Ребенок, достигший 14-ти летнего возраста, составляет заявление собственноручно , в присутствии одного из родителей. В данном случае потребуется паспорт подростка, а также согласие на регистрацию от родителя и заявление собственника, который согласен принять жильца ( ?).

В случае прописки в муниципальную квартиру, необходимо дополнительно получить согласие органов местного самоуправления.

Все оригиналы предоставленных документов возвращаются родителям вместе со справкой о временной регистрации.

Проверяют ли регистрацию по месту пребывания при поступлении и как это делают?

В соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. №32 , и Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», школьные и дошкольные учреждения имеют право запрашивать в перечне необходимых документов для зачисления справку о временной регистрации ребенка.

Регистрация должна быть в районе расположения образовательного учреждения . В связи с частыми случаями фальсификации, руководство детского сада или школы может проверить подлинность документа. Это возможно осуществить путем запроса справки по форме №9, которая подтвердит прописку.

Также уточнить факт временной регистрации допускается по телефону, либо же написав письмо в управление миграционной службы. Имеется возможность использования онлайн-сервиса органа .

Временную регистрацию в школе или детском саду могут проверить не только при поступлении, но и уже в процессе обучения.

Могут ли отказать в приеме, на каких основаниях?

Вопрос об отказе в приеме или постановке на очередь в образовательное учреждение ребенка, у которого отсутствует временная прописка, достаточно неоднозначен и противоречив. В законе «Об образовании в Российской Федерации» нет прямой нормы, которая бы запрещала принимать документы ребенка в школу или дошкольное учреждение без временной регистрации.

Согласно этого закона, а также части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации , доступность образования гарантируется государством. Это подразумевает право граждан выбирать общеобразовательное учреждение независимо от места проживания. Единственным основанием для отказа в приеме на обучение служит отсутствие свободных мест в учреждении.

Также отсутствие справки о временной регистрации может сделать приоритет поступающего на обучение ребенка второстепенным. При этом отказа поступить не должно. В случае отказа родитель имеет право потребовать письменное обоснование и обратиться в Управление образования либо в орган прокуратуры.

В то же время, решением Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2017 года №АКПИ17-265 признана абсолютная законность требований о временной прописке при приеме в общеобразовательное учреждение. Поэтому без данной справки все же обойтись не получится.

Не требуется детям, чьи родители находятся на службе в вооруженных силах, правоохранительных органах, либо работают в суде. Дети указанны лиц имеют право поступления в детский сад, либо школу вне очереди.

Таким образом, оформление временной регистрации ребенка для поступления в детский сад либо школу достаточно простой процесс не требующий много времени. Ее отсутствие не является прямым основанием для отказа в приеме в учреждение. Однако своевременно оформленная временная регистрация дает возможность без проблем поступить в выбранное общеобразовательное учреждение в порядке первоочередности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

"По прописке" ребенок должен быть принят в обязательном порядке. В других школах по выбору детей принимают на свободные места, в школе не "по прописке" придется конкурировать с другими, если желающих будет больше чем свободных мест.

Статья 43 Конституции РФ гласит "Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях".

Вопросы получения образования в нашей стране регулирует Закон "Об образовании в РФ", все подзаконные акты не могут вступать с ним в противоречие.

Закон "Об образовании РФ"

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация .

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест , за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Механизм реализации права на получение доступного образования

Порядок приема в школы детально определен в .

Закон Об образовании в РФ закрепляет за родителями право выбора образовательных учреждений. На практике это означает, что при поступлении в 1 класс в соответствии с Приказом №32 при поступлении в школу "по месту жительства" ребенка обязаны принять в приоритетном порядке. Чтобы реализовать гарантии доступности, сначала принимают всех детей, закрепленных за школой по месту жительства, затем на оставшиеся места всех желающих, выбравших данную школу, вне зависимости от их места жительства.

Если в закрепленной школе нет свободных мест, ребенка обязаны устроить в другую. Но при этом никто не ограничивает право выбора школы, поступать можно в любую школу, но только на свободные места. Как говорится в законе, школа не вправе отказать в приеме при наличии свободных мест.

Право на выбор школы сохраняется после поступления

При поступлении в школу переводом действуют требования установленные Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" , которые также предоставляют свободу выбора школ. Фактически при поступлении в течение учебного года приоритет в приеме для проживающих на закрепленной территории перестает действовать, т.к. отказать не могут никому.