В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура тест. Подготовка к егэ

Ответами к заданиям 1–11 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. <…> называли «русским Парнасом». В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Подмосковные усадьбы называли «русским Парнасом», так как здесь расцветала отечественная культура.

2) Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями называли «русским Парнасом».

3) Отечественную культуру прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

4) Живописные окрестности Муранова прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

5) «Русским Парнасом» называли подмосковные усадьбы за то, что в них расцветала отечественная культура.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.


3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСАДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСАДЬБА, -ы, род. мн. усадеб и усадьб, ж.

1. Совокупность строений (жилого дома, надворных построек) и примыкающих угодий (сада, огорода), представляющих отдельное хозяйство (преимущественно в сельской местности). Усадьба состояла из нескольких сосновых срубов, соединённых забором.

2. Посёлок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки колхоза, совхоза. В деревнях и усадьбах МТС стояли наготове десятки тысяч гусеничных машин..

3. Земельный участок отдельного хозяйства. Летом она неутомимо копалась на маленькой усадьбе, за своей избой.

4 В одном из приведённых слов неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.



прИнятый

налИвший

углубИть

5 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Серия «Мозаика мирового искусства» – это книги о выдающихся мастерах разных стран и эпох: признанных классиках и полузабытых талантах, академиках и бунтарях, ЗАЧИНЩИКАХ новых течений, школ и одиночках, оставивших яркий след в искусстве своего времени.

Попытка ПРИНИЗИТЬ достижения этого замечательного спортсмена провалилась, так как на планете не осталось не побеждённых им тяжеловесов.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены ещё в 1807 году, а первый официальный контакт с одной из американских колоний произошёл в 1698 году.

У клубов Старого Света до лета не будет возможности ПОПОЛНИТЬ состав новыми игроками.

В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.


6 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много блёсток

выписанные пропуска

без тридцати трёх целых трёх десятых процента

на ширине плечей

их работа

7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки Предложения
А) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Павел Иванович Чичиков – герой поэмы Гоголя «Мёртвые души» – разъезжает по усадьбам, знакомится с разными людьми, как отличающимися друг от друга имущественным достатком, так и чертами характера.
Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Согласно прогнозу погоды завтра будет снег.
В) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3) Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Выбравшись на чистую воду, стая уток поплыла вдоль залива.
Д) Ошибка в построении предложения с однородными членами 5) В книге «Анализе поэтического текста» Ю.М. Лотман утверждает, что поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до конца ясна науке.
6) Не только штык, но и колос врага колет.
7) Все, кто собрался на вокзале, с нетерпением ожидали поезд.
8) Выполняя упражнение на бревне, прыжок обычно бывает невысоким
9) Вопреки предсказания синоптиков лето было дождливым.

8 Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иван то и дело подставлял пригоршни под бурую струю обмолота (1) падающего в бункер (2) и каждый раз (3) поднеся зерно к лицу (4) вдыхал его запах.

9 Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В музыке Бетховена (1) конечно (2) есть нечто особенное. Волевой взмах палочки дирижёра – и в зал (3) как будто (4) врывается неистовость творца великой музыки.

10 Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Есть в Подмосковье деревня Жостово (1) жители (2) которой (3) уже более полутора веков славятся мастерством украшения всего одной вещи – подноса.

11 Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Билеты на самолёт были уже куплены (1) и (2) хотя меня очень привлекали путешествия (3) и возможность получить новые впечатления (4) было грустно покидать отчий дом.

Прочитайте текст и выполните задания 12 - 16

(1)Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2)Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? (4)Трудно ответить однозначно.

(5)Известный русский поэт И. Анненский некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям. (6)Надо ли говорить о том, как боялись учителя чопорного, застёгнутого на все пуговицы чиновника с пугающей неподвижностью лица!

(7)Однажды ему в руки попала пачка письменных переводов с латинского языка, одна из работ ему понравилась художественным изяществом и точностью. (8)Анненский похвалил её автора, но тут ему сообщили, что написавшего этот перевод гимназиста придётся отчислить, потому что за письменный экзамен по математике комиссия поставила ему двойку.

(9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар?

(14)Однако есть правила, которые невозможно нарушить, как говорится, суров закон, но он закон. (15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз, и третий… (17)Какой же тогда это закон?

(18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. (20)Учителя с недоумением переглянулись: всегда строгий и принципиальный инспектор сам идёт на нарушение правил… (21)Оценку исправили, гимназиста оставили.

(22)Наверное, можно было бы добавить, что спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком, но, как вы понимаете, смысл поступка Анненского не в этом. (23)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или учёным? (24)А если бы юноша обманул ожидания, что тогда получилось бы: милосердие потеряло свой смысл, превратилось в беспринципность?

(25)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (26)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное – когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.

(По В. Захарову*)

*Виктор Александрович Захаров (родился в 1956 г.) – современный писатель и публицист.

12 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Важны намерения, а не поступки: именно намерения определяют сущность человека.

2) Закон, одинаковый для всех, закрытый для любого человеческого чувства, есть основа высшей справедливости, поэтому нарушить его Анненский не мог.

3) Анненский, как и все истинные поэты, живущие в своём мире, казался человеком не от мира сего, поэтому окружающие его побаивались.

4) Анненский нарушил установленные правила исходя из собственных нравственных побуждений.

5) Нет такого прибора, который бы выявлял те нравственные побуждения, становящиеся причиной того или иного поступка.

13 Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5, 7, 8 представлено повествование.

2) В предложениях 14–17 содержится рассуждение.

3) В предложении 22 содержится описание состояния человека.

4) В предложениях 24–25 представлено рассуждение.

5) Предложение 23 является выводом суждения, высказанного в предложении 22.

14 Из предложения 15 выпишите синонимы.

15 Среди предложений 9–13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

.

1

В какИХ из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространенные минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Редкий и чрезвычайно твёрдый минерал алмаз необходим для изготовления инструментов, предназначенных для обработки твёрдых поверхностей.

В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. Поэтому их называли «русским Парнасом». В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1) Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями называли «русским Парнасом»

2) Отечественную культуру прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3) Живописные окрестности Муранова прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

4) Подмосковные усадьбы называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5) Подмосковные усадьбы поэтому их называли «русским Парнасом».

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в плане экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

  1. Сибири в планах экономического развития России уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

    В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Летучая мышь по-своему использует повышенную чувствительность к высоким частотам. Большинство летучих мышей ориентируются в пространстве по звуку, непрерывно издавая высокочастотные пощёлкивания и определяя расстояние до препятствий и добычи по отражённому сигналу. Чем выше частота импульсов, тем эффективнее работает такая природная система эхолокации.

    У большинства летучих мышей есть своя территория, где они охотятся, определяя расстояние до добычи по отражённому сигналу.

    Большинство летучих мышей обладают повышенной чувствительностью к высоким частотам.

    Эхолокация, основанная на чувствительности к высоким частотам, помогает летучим мышам добывать пищу и ориентироваться в пространстве и.

    Летучая мышь эффективно ориентируется в пространстве и находит добычу благодаря природной эхолокации, основанной на чувствительности к высоким частотам.

    Находить добычу, преодолевать препятствия летучим мышам помогает прекрасно развитый слух – удивительный и совершенный дар природы.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

    Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

    Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

    В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    В развитии мировой экономики Сибири занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поскольку

4. Поэтому

5. Несмотря на это

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИшься

ходАтайствовать

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЛЯЖЬТЕ на пол

2. ДВУМЯСТАМИ рублями

3. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО

4. пяти ГЕКТАРОВ

5. немного ПОМИДОРОВ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб...риха

д...фференцировать

ут...пический

ун...кальный

пр...тендовать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

10

уклонч...вый

присва...вать

продл...вать

подмиг...вать

изменч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увид...вший

замет...шь

завис...мый

догон...шь

услыш...шь

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ОСЕННЕМУ скупо, ЕЛЕ(ЕЛЕ) дымятся поля, пригретые первыми лучами восходящего солнца.

2. (ПО)ОДАЛЬ темнел КАКИМ(ТО) синеватым цветом сосновый бор.

3. На левом берегу берёзы растут просторно и весело, словно расставленные для КАКОЙ(ТО) игры по нескольку (В)МЕСТЕ.

4. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.

5. Время ТО(ЖЕ), что деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его (В)ДОВОЛЬ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком: люки её были выкраше(3)ы масляной краской; матросы отчая(4)о суетились.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

2. Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.

3. Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.

4. В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.

5. Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.

16

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих(1) как известно(2) существует ровно пять?

А может(З) это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Братья были похожи, как две капли воды, но расталкивались друг от друга как одноименные заряды.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ОТ ОГНЯ К ОГНЮ

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу - просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(З)День выдался неласковым. (4)Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6)Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость - словом, ненастье. (7)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.

(8)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное - словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(10)В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11)И серёжки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом.

(13)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день.

(14)Согрел и меня.

(15)Прошло много лет. (16)Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.

(17)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них - неезженая дорога, - всё это зябко и сиро. (18)А рядом - малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(20)Всё это было давно. (21)Но так хорошо помнится! (22)А теперь ещё и картина висит, тоже светит.

(23)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24)Он, видно, запомнил. (25)Через столько лет, но написал картину. (26)Значит, и ему легло на душу. (27)Хотя что тут особенного?

(28)Просто пасмурный день и золотистая верба. (29)Но помнит сердце...

(З0)Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31)У каждого - своё.

(32)Память детства, один из обычных дней. (ЗЗ)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка.

(34)Тёплые руки, доброе лицо. (35)Волна любви. (З6)Она проходит, но остаётся.

(37)А вот - малое дитя в колыбели. (38)Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39)Тянет руки к тебе, а глаза - такие счастливые... (40)Когда это было, господи... (41)Как давно.

20. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Раз в год Юшка месяц проводил в лесу. 2. Раз в год Юшка отдыхал на море.

3. Юшка целый год откладывал деньги, чтобы потратить их на воспитание и обучение девочки-сироты.

4. Юшка никогда не тратил свои сбережения на собственный отдых.

5. Утром Юшка вставал позже всех.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложении 28 перечислены последовательные действия персонажа.

2. В предложении 36 представлено рассуждение. 3. Предложения 3-5 включают элемент описания.

4. Предложения 19-21 содержат повествование. 5. В предложениях 48-49 представлено описание.

22. Из предложений 4-5 выпишите антонимы .

23. Среди предложений 18-24 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«В рассказе «Юшка» рассказывает об удивительном человеке, бескорыстном , самоотверженном труженике, добром, тонко чувствующем мир природы. Автор создаёт незабываемый образ высокой духовности, используя, в частности, и такие языковые средства, как (А) _____ («смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах» в предложении 18), (Б) ____ («живые птицы», «веселые звуки», «сладкий воздух цветов»,«солнечным светом» в предложении 21), (В) ____ («девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича? - Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец» в предложениях 31, 32), (Г) _____ («сроду» в предложении 33)».


Список терминов : 1. анафора 2. метафора 3. просторечные слова 4. профессиональная лексика

5. парцелляция 6. лексический повтор 7. противопоставление 8. эпитеты 9. контекстные синонимы

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, - и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгАлтеров прозорлИва закупОрить слИвовый крАлась

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


1. Он малообразованный человек, в общем - полный НЕВЕЖДА.

2. Наша соседка очень ДОВЕРЧИВА и легко поддаётся обману.

3. НЕСТЕРПИМЫЙ холод заставляет всех сидеть дома.

4. Его НЕОГЛЯДНАЯ храбрость в бою вызывало уважение и восхищение однополчан.

5. БОЛОТНАЯ растительность не богата.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙ осторожно опытные БУХГАЛТЕРЫ

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ домами по ОБОИМ сторонам салат из ПОМИДОРОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В стихотворении «Смерти поэта» говорится о трагической гибели на дуэли.

2) считал возможным счастье не только «в наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа» и восхищается поступком Татьяны, не построившей своего личного счастья на несчастье другого.

4) По истечению срока действия банковской карты, её необходимо заменить на новую.

5) Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», показывает, что насколько общество чёрство к проблемам и нуждам маленького человека.

6) По словам, главная задача детских писателей состоит в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

7) Создавая произведение, писателем выражается в нём своё отношение к жизни и к людям.

8) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

9) Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические умения.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите

это слово, вставив пропущенную букву. экстр...мальный пок...яние оп...здание попл...вок д...лина

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

ин...екция, под...ячий вз...мать, роз...ск пр...подал (урок), пр...поднёс

и...подлобья, и...гиб р...списка, под...шёл

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

француж...нка транспортаб...льный атлетич ...ский незатейл...вый гуттаперч...вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

дел..тся чист...ший трат...т мел...щий ненавид...т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

1. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

2. Этому талантливому артисту (НЕ)СРАЗУ удалось добиться признания публики.

3. Пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками солнце освещает город удивительно ярким светом.

4. Мимо Пелагеи (НЕ)СПЕША прошёл мастер столярного цеха.

5. (НЕ)СМОТРЯ на колоссальную загруженность, он всё-таки нашёл время встретиться с нами

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Он всегда появлялся внезапно и ТАК(ЖЕ), как его брат, внезапно исчезал, ЧТО(БЫ) через год появиться снова.

2. Имейте (В)ВИДУ, что одно и ТО(ЖЕ) событие по-разному воспринимается разными людьми.

3. (И)ТАК, (В)ТЕЧЕНИЕ месяца вы должны будете ежедневно принимать эти таблетки.

4. Солнце уже светило (С)БОКУ, и дорога, укатанная после дождя телегами, уходила (В)ДАЛЬ, зыбкую, подёрнутую туманом.

5. (В)СЛЕДСТВИЕ инцидента никто не пострадал, но садовый дом сгорел (ДО)ТЛА

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и нечая(3)о выронила золочё(4)ую пудре(5)ицу из рук.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить

ОДНУ запятую.

1. Чёрная туча надвинулась совсем низко и вскоре повеяло прохладой.

2. По вечерам в парке играли в шахматы пенсионеры да молодёжь собиралась потанцевать.

3. Листья медленно кружатся в воздухе и летят и падают на землю.

4. Он не слышал самого себя и потому то едва слышно бормотал слова молитв то выкрикивал их во весь голос.

5. И день и ночь они трудились над новым проектом.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поскольку

4. Поэтому

5. Несмотря на это

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИшься

ходАтайствовать

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЛЯЖЬТЕ на пол

2. ДВУМЯСТАМИ рублями

3. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО

4. пяти ГЕКТАРОВ

5. немного ПОМИДОРОВ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб...риха

д...фференцировать

ут...пический

ун...кальный

пр...тендовать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

10

уклонч...вый

присва...вать

продл...вать

подмиг...вать

изменч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увид...вший

замет...шь

завис...мый

догон...шь

услыш...шь

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ОСЕННЕМУ скупо, ЕЛЕ(ЕЛЕ) дымятся поля, пригретые первыми лучами восходящего солнца.

2. (ПО)ОДАЛЬ темнел КАКИМ(ТО) синеватым цветом сосновый бор.

3. На левом берегу берёзы растут просторно и весело, словно расставленные для КАКОЙ(ТО) игры по нескольку (В)МЕСТЕ.

4. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.

5. Время ТО(ЖЕ), что деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его (В)ДОВОЛЬ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком: люки её были выкраше(3)ы масляной краской; матросы отчая(4)о суетились.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

2. Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.

3. Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.

4. В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.

5. Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.

16

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих(1) как известно(2) существует ровно пять?

А может(З) это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Братья были похожи, как две капли воды, но расталкивались друг от друга как одноименные заряды.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ОТ ОГНЯ К ОГНЮ

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу - просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(З)День выдался неласковым. (4)Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6)Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость - словом, ненастье. (7)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.

(8)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное - словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(10)В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11)И серёжки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом.

(13)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день.

(14)Согрел и меня.

(15)Прошло много лет. (16)Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.

(17)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них - неезженая дорога, - всё это зябко и сиро. (18)А рядом - малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(20)Всё это было давно. (21)Но так хорошо помнится! (22)А теперь ещё и картина висит, тоже светит.

(23)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24)Он, видно, запомнил. (25)Через столько лет, но написал картину. (26)Значит, и ему легло на душу. (27)Хотя что тут особенного?

(28)Просто пасмурный день и золотистая верба. (29)Но помнит сердце...

(З0)Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31)У каждого - своё.

(32)Память детства, один из обычных дней. (ЗЗ)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка.

(34)Тёплые руки, доброе лицо. (35)Волна любви. (З6)Она проходит, но остаётся.

(37)А вот - малое дитя в колыбели. (38)Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39)Тянет руки к тебе, а глаза - такие счастливые... (40)Когда это было, господи... (41)Как давно.