Виды водоемов в ландшафтном дизайне. Водные сооружения

Любой водный источ­ник, - будь то настоящий ручей, искусственный пруд или естественные или декоративные водоемы - дарит нам восхи­ти­тель­ное ощу­щение све­жести и сво­боды, соз­дает во­круг себя атмосферу без­мятеж­ности и по­коя. Магия воды настолько сильна, что она вол­шеб­ным обра­зом преображает пространство.

Декоративные качества воды на протяжении всей истории садово - паркового искусства вдохновляли великих мастеров на создание водных шедевров. Еще в Древнем Египте в XIII в. до н.э. фараон Рамсес III приказывал сооружать озера для разведения рыб. Более 3000 лет назад гар­мо­нич­ные ансамбли из водных сооружений, камней и зеле­ных насаждений созда­вали в своих са­дах древ­ние ки­тайцы. Вода была главным украшением европейских парков. До сих пор вызывает восхищение творения лучших мастеров: террасированные каскады виллы д” Эсте эпохи Ренесанса; грандиозные и величавые фонтаны и водные партеры Версаля эпохи абсолютизма; роскошные водные устройства Петергофа Петровской эпохи. Сегодня, водные устройства - обяза­тель­ная часть ландшафтного дизайна.

Вода в ландшафтном дизайне является важным формиру­ющим фактором. В дизайне ландшафта применяются разнообразные водные устройства - ручей, каскад, водопад, искусственный пруд и др. Вода уси­ливает эстетическое воздействие ландшафтных композиций, оказы­вает существенное влияние на микроклимат, улучшает его экологи­ческие параметры.

При создании водных устройств как элементов ландшафтного дизайна используется способность воды к движению, все декоративное богатство красок и звуков, свойственных воде. Статическое состояние воды используется как нейтральный элемент, усиливающий созерцательность, вызывающий ощуще­ние покоя и расслабления. Динамическое состояние воды, характеризующее измен­чивость ее движения, сопровождающееся плеском и журчанием струй, вызывает ощущение бодрости, веселья, уверенности. Разнообразные звуки журчащей воды оказывают положительное эмоциональное воз­действие на человека, снижают его утомляемость.

В динамической форме состояния воды создаются разнообраз­ные ландшафтные композиции: источник, ручей , водопад , каскад и фонтан ; в статической форме состояния - декоративный водоем или пруд.

Типы водных сооружений в ландшафтном дизайне

Источник - самое скромное устройство, в котором дается впе­чатление красоты движущейся струи воды. Как водное устрой­ство камерной формы источник создается и располагается с расчетом на условия восприятия его с близкого расстояния.

В ланд­шафтной планировке при достаточном дебете воды источник может слу­жить для создания ручья. Источник воды, выходящий из жернова, в обрамлении композиций из камней и влаголюби­вых многолетних травянистых растений будет прекрасно смотреться в японском саду . Струйки воды, выходящие через расщелину каменистой кладки, напоминающие архитектурные развалины - тема романтического сада . В регулярной ландшафтной планировке источнику можно при­дать самое различное архитектурное и скульптурное оформление. Используя классические приемы устройства ниш и скульп­турных масок для обрамления струи источника оформить сад в средиземноморском стиле .

Ручей - относится к формам малых водных устройств. Это не­широкий водоток с протяженным извилистым руслом, близким по форме к природным образцам. Очертания берегов ручья должны соответствовать рельефу. На равнинном рельефе ручей делают извилистым с относительно параллельными берегами. Ширина рус­ла меняется на разных уклонах поверхности земли: чем меньше уклон, тем шире ручей, и наоборот.

Для смены быстрого течения и тихих заводей используются разные уклоны рельефа. Посреди ручья можно устроить продольно вытя­нутые островки или песчаные отмели. Очень эффектны переходы из камней через ручей, которые устраиваются на мелково­дье. Береговая линия ручья оформляется натуральным камнем и декоративной галькой, декорируется травами и многолетними цветами.


Водопад - возникает в русле ручья, текущего в гористой мест­ности по крутому склону, когда на пути потока воды находятся ус­тупы со значительной разностью уровней. Эффект водопада по срав­нению с небольшим перепадом воды в каскадах заключается в вы­соком, более широком и мощном ниспадающем потоке. Сооружение водопада - сложный технический процесс, сопряженный с вертикальной планировкой рельефа, устройством дренажного основания, укладкой декоративного камня, установкой специального оборудования и др.

Каскад - образуется небольшими перепадами потока воды, в нескольких уровнях, стекающих по вертикальным или слегка наклонным плоскостям специально созданных декоративных сте­нок. По сути, каскад формирует несколько водопадов. Рекомендует­ся использовать даже незначительный уклон территории для целой системы разнообразных живописных каскадов путем варьирования величины формы камней и их разной укладки.

Фонтан - искусственное водное устройство, обладающее боль­шим декоративным эффектом благодаря стремительности вздыма­ющихся вверх водных струй, блеску и пене движущейся и падающей воды. Устройство фонтанов чрезвычайно эффектно и оправдано в функци­ональном отношении. Они охлаждают и освежают воздух, вносят разнообразие в пейзаж. Внешнее оформление фонтанов, как по ар­хитектурному стилю, так и по рисунку фонтанных струй может быть самым различным, начиная от простой поднимающейся струи на фоне водной поверхности и до богато декорированного сооружения, включающего скульптуру. Основными элементами фонтана является характер струй : их высота и наклон, различное взаиморасположение, способ разбрыз­гивания. Струя, столб воды или брызг, отдельные капли, ступе­ни - переливы или потоки ниспадающей воды могут создать боль­шое разнообразие.

Фонтан в дизайне ландшафта используется в качестве доминанты, фокуса или акцента.

В современном ландшафтном дизайне декоративный водоем имеет различные формы и размеры и может быть объединен с рокарием, ручьем или декоративной стенкой, во­допадом или каскадом.

Форма декоративного водоема может быть не только правильной геометрической, но и любой изогнутой конфигу­рации, в зависимости от общего композиционного решения.

Часто в декоративных водоемах вода служит лишь дополнени­ем к скульптуре, в них размещают водоплавающие растения и фон­таны, где водные струи являются основой всей композиции. Горизонт воды в декоративных водоемах обычно располагают на одних отметках с территорией, хотя по архитектурным соображениям он может быть и выше, и ниже уров­ня земли. Водоемы могут быть как естественно, так и искусственно созданными.

В дизайне ландшафта можно использовать сложные водные конструкции в комбинации - течение воды может начинаться с альпийской горки каскадом стекать в маленький искусственный прудик, изливаться в каменистый ручеек и заканчиваться в декоративном водоеме.

Устройство и оборудование декоратив­ного водоема с альпинарием и системой водопадов должно действовать по принципу постоянной циркуляции одного замкнутого объема воды.

Устройство даже небольшого искусственного пруда или фонтана или другого водоема принесет в Ваш сад свежесть и прохладу, сделает ландшафт более живым и эффектным. Из всего многообразия водных устройств, специалисты «Берсо» - профессионально создают превосходные декоративные водоемы с эстетичным дизайном, они организуют именно то водное сооружение – пруд декоративный или ручей, которое наилучшим образом подойдет ландшафтному стилю Вашего участка.

В любом ландшафте, как и в природе вообще, трудно переоценить роль воды. Об этом мы знаем еще со школьных уроков естествознания. Где вода, там и жизнь, поэтому вокруг водоема все буквально излучает жизненную энергию. На прибрежной территории поселяются новые виды растений и животных, образуются природные сообщества, смягчается климат.

Хорошо, если в состав приусадебного участка входит естественный водоем, но обычно это является большой редкостью. Когда площадь территории не позволяет иметь такое природное богатство, можно сотворить его своими руками. Качественные искусственные водоемы требуют разумного подхода к своему созданию, но вполне доступны и доставляют владельцам много радости. Они могут делаться с определенной целью или для достижения чисто декоративного эффекта, но в любом случае приусадебный участок от их появления только выиграет. Перечень декоративных водоемов особенно широк: среди них выделяются ручьи, каскады, водопады, фонтаны. Люди использовали их для украшения территории с давних времен, практически во всех странах. Особенно древним водным сооружением являются фонтаны, популярность которых ничуть не уменьшилась. К тому же, они успешно применяются для любого ландшафта, будучи уместными и в центре города, и в крупном парке, и на территории престижного коттеджа. Рельеф примет совсем другой вид, если на нем будет водопад: теперь это уже не просто неровный участок, а настоящий горный пейзаж с бурным ручьем, падающим с высоты. Если резкого обрыва нет, а понижение происходит постепенно, очень кстати придется каскад с его многоуровневыми потоками. Из этих водоемов фонтан выглядит наиболее искусственно, а водопад довольно сложен для реализации, но все они являются бесспорным украшением ландшафта. А иногда настоящей жемчужиной фазенды может стать чистый пруд с ровной зеркальной поверхностью. Он завораживает своим спокойствием, неброской и в то же время исполненной достоинства красотой. Пруды – отличное решение для тех, кто хочет создать романтический сад и предаваться в нем красивым мечтам. А для героев нашего времени, людей активных и динамичных, будет совсем не лишним бассейн на участке. Этот водоем строят с ярко выраженной практической целью – всегда поддерживать себя в хорошей форме, получать удовольствие и пользу от плавания, закалять свой организм. Создать искусственный водоем можно одним из ниже перечисленных способов:

Использовать готовые литые емкости (они в изобилии присутствуют на прилавках садовых центров); Построить пленочный водоем; И, наконец, бетонированный искусственный водоем.

Каждый из этих вариантов имеет как плюсы, так и минусы. Выбор в пользу того или иного способа зависит от возможностей и желаний владельца: здесь важно оценить как временные затраты, так и финансовые.



Самый простой способ сооружения искусственных водоемов – купить готовую емкость из пластика (в продаже имеются разнообразные формы и размеры) и поместить ее в подготовленное в земле углубление. После помещения емкости в землю свободное пространство между пластиком и грунтом тщательно заполняется землей и утрамбовывается. Декорировать такой водоем можно камнем или плитняком, чтобы скрыть края формы. Дно такого водоема отсыпают гравием или промытым песком, после чего высаживают водные растения в контейнерах. Такие водоемы дают мало возможности ощутить себя настоящим ландшафтным дизайнером, но зато не требуют больших затрат на их создание.

Если Вы не хотите ограничивать свой творческий потенциал стандартными формами и размерами, Вам лучше рассмотреть вариант сооружения пленочного водоема. Размер и форма такого водоема зависят только от Вашего видения будущего водного украшения дизайна сада. В зависимости от общего ландшафтного стиля участка водоем может быть круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, каплевидной формы. Прежде чем приобретать гидроизоляционную пленку для обустройства дна водоема, определитесь с его формой, глубиной и размером береговой линии – это поможет Вам правильно подсчитать количество необходимого для строительства материала. Предварительно расход пленки рассчитывается так: длина пруда умноженная на двойную глубину в самом глубоком месте водоема – это длина пленки; ширина водоема умноженная на двойную глубину – это ширина пленки. Самой долговечной и качественной пленкой считается бутилкаучуковая (резиновая), она к тому же и самая прочная. Менее долговечна пленка из ПВХ, но она бывает армированная, что значительно повышает её прочность. Категорически не рекомендуется использовать при строительстве искусственных водоемов полиэтиленовую пленку.

Берега водоема следует делать пологими, чтобы избежать осыпания грунта. Если глубина водоема составляет более 80 см, то лучше всего сделать берега уступами.

Первым шагом на пути создания искусственного водоема является разметка. Для обозначения береговой линии можно использовать канат или обычный садовый шланг. Внутри обозначенных контуров снимается дерн и откапывается котлован необходимой глубины. Дно и стены водоемы нивелируются (выравниваются), обязательно тщательно удаляются все камни, толстые корни, палки, металлический и стеклянный мусор. После этого дно водоема засыпается песком и утрамбовывается. На слой песка укладывают геотекстиль, затем – гидроизолирующую пленку. Пленку необходимо равномерно распределить по дну водоема, разгладив все образовавшиеся складки. Пленку, выходящую за пределы водоема, также тщательно и аккуратно распределяют по поверхности земли и придавливают грунтом или крупными камнями. Дно водоема покрывается слоем растительного грунта и отсыпается гравием.

Теперь водоем начинают постепенно наполнять водой. При этом пленка окончательно распрямляется и притягивается к краям и дну водоема. После заполнения водоема водой на берегу оставляют приблизительно 50 см пленки (все излишки аккуратно срезаются ножом) и фиксируют ее при помощи металлических шпилек.

Края водоема декорируют облицовочной плиткой, натуральным камнем или деревом, высаживают влаголюбивые растения.

Бетонированный водоем – самый, пожалуй, сложный в создании, требующий определенных навыков. Проще всего создать бетонированный водоем правильной формы – круг, квадрат, овал, прямоугольник, но такие формы уместны не во всех садовых стилях.

При создании бетонированного водоема толщина стен и дна должна быть одинаковой – это позволить избежать протекания воды. Бетонирование дна и стен водоема следует проводить непрерывно до полного завершения работ, чтобы между уже затвердевшим и свежим бетоном не образовывались швы.

И если водоем из готовой формы или гидроизолирующей пленки можно сделать собственными силами (при желании, конечно), то строительство бетонированного водоема лучше всего доверить профессионалам по ландшафтному дизайну компании Строй Ландшафт

Контрольные вопросы : 1. Назовите водные сооружения в ландшафтном дизайне. 2. Какие виды водоёмов вы знаете? 3. Какой самый простой способ обустройства водоёма вы знаете? 4. Расскажите про этапы создания водоёма.

_____________________________________________________________________________________

"Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле",- говорил великий художник и мыслитель Леонардо да Винчи. И не важно, шумит ли торопливый ручей, блестит ли водная гладь пруда, притаился ли в зарослях крошечный водоём для прекрасной нимфеи - это всё вода, без которой немыслима жизнь... и наши сады.

Виды водных сооружений в саду

Бассейны, пруды, ручьи, водопады, каскады, фонтаны - эти водные сооружения наиболее часто встречаются в наших садах.

Бассейны в садах бывают двух видов: традиционные плавательные бассейны и экобассейны, которые еще называют ландшафтными бассейнами.

<- Традиционные плавательные бассейны представляют гидротехнические сооружения, дно и стены которых выполнены из композитных материалов. Характеристики (площадь водного зеркала и глубина) могут быть разными, но есть общие рекомендации:

Площадь водного зеркала должна быть не меньше 10 кв м, иначе плавать будет неудобно;

Оптимальная глубина бассейна - 1.2-1.5 м.

Более глубокий бассейн все равно не даст возможности нырять с трамплина, но значительно увеличит расход воды и затраты на её очистку и дезинфекцию.

Очень популярные сейчас экобассейны (ландшафтные бассейны или плавательные пруды) отличаются от традиционных бассейнов своим более естественным видом, напоминающим пруды. ->

Обычно ландшафтный бассейн состоит из двух соединённых между собой зон: зоны для купания с чистой водой (дно имеет твердое покрытие и обычно засыпается галькой) и регенерационной зоны, где растут водные растения , которые очищают воду от бактерий и вредных примесей, выполняя тем самым функцию мощного биофильтра.

<- Пруд - небольшой замкнутый водоём со стоячей водой. Обычно в пруду высаживаются разнообразные водные растения, а вдоль береговой линии - прибрежные растения , что позволяет пруду выглядеть естественно и очень живописно. Часто пруд заселяют декоративными или обычными рыбами, маллюсками, ракообразными. Последнее обстоятельство как раз и отличает пруд от бассейна.

Ручей - узкий водный поток, обладающий естественными или близко к естественным изгибами русла. Есть два типа ручьёв: равнинные и горные. Равнинный ручей имеет медленное течение и течёт по ровной поверхности с минимальным уклоном.->

Горный ручей течёт по поверхности с большим углом наклона, поэтому его течение более стремительное.

Если рельеф вашего сада позволяет сделать там "горный ручей", то в его русле можно устроить небольшие водопады.

<- Водопад - поток воды, отвесно падающий с высоты более метра. Несколько последовательных водоп адов или ручей с несколькими водопадами по ходу русла образуют каскад . Перепады высоты в каскаде могут быть
сравнительно небольшими. Такие каскады имитируют естественные пороги и перекаты. ->

Фонтан - искусственное сооружение с потоками воды, бьющими вверх. Часто фонтан - архитектурное сооружение с использованием скульптуры. И если все описанные выше водные сооружения могут применяться в садах разных стилей , то использование фонтанов характерно в садах регулярного стиля .

Водоём в саду - место, форма, размер

Самое подходящее место для садового водоёма может подсказать естественный рельеф участка. Водоёмы лучше проектировать в местах его понижения. Тогда береговая линия будет созвучна высотным горизонталям рельефа. Ручьи, водопады и каскады идеально подойдут для холмистого участка. Ручей, бегущий вниз по холму, зрительно сделает холм выше. На равнинных участках хороши водоёмы со спокойной, статичной гладью воды.


Садовый водоём лучше расположить в таком месте, где можно часто любоваться им с основных точек обзора. Водоём должен соответствовать стилю сада, хорошо вписываться в окружающий ландшафт, включая окрестности, если они видны с участка. При выборе места для создания водоёма в саду необходимо также учитывать, что площадка должна быть достаточной не только для самого сооружения, но и для оформления красивой береговой линии, включая место для отдыха, газоны, цветники, древесно-кустарниковые посадки.

Проектируя подходы к водоёму, не следует прокладывать дорожки строго по краю береговой линии. Пусть дорожка "петляет", то приближаясь, то отдаляясь от водоёма - это выглядит естественно и живописно.

Кроме того, нужно учесть следующие факторы:

Прямые солнечные лучи должны освещать водоём в течение 5-6 часов в сутки, так как это очень важно для водных растений;

Не следует располагать водоём в непосредственной близости от деревьев, так как опадающая листва будет разлагаться в воде, загрязняя её и создавая угрозу для жизни обитателей водоёма.

Растущие слишком близко деревья могут порвать своими корнями гидроизоляционный материал, которым выстелен водоём. Обычно расстояние от дерева до водоёма должно быть не меньше высоты дерева.

Желательно расположить водоём как можно ближе к источнику электроэнегии, воды и водосбросных коммуникаций.

Определяя форму водоёма нужно иметь ввиду, что он не должен вписываться в один угол обзора (28-30 градусов), если смотреть на него с основных точек обзора. Поэтому лучше делать водоём вытянутой формы, что создаст иллюзию водного пространства, уходящего за пределы видимости.

Также необходимо учитывать закономерности зрительного восприятия размеров водного зеркала. Водоёмы, находящиеся на достаточно открытом пространстве, например, в окружении газонов и цветников, выглядят намного больше, чем они есть на самом деле. Этот визуальный эффект происходит потому, что в зеркале воды отражается небо. Напротив, высокорослые растения, подходящими очень близко в береговой линии, крутые берега визуально делают водоём меньше.

Размер водоёма должен соответствовать размеру участка. Большие водные сооружения в маленьком саду зрительно делают его ещё меньше. Слишком маленькие водоёмы в большом саду выглядят "лужицей".

Создавая в саду различные водные объекты, надо максимально вписать их в существующий ландшафт, стремясь к тому, чтобы всё рукотворное выглядело естественно и уместно.

фото работ=>

Вода является одним из важнейших компонентов природного ландшафта и занимает значительное место в формировании парковой среды. Водные устройства влияют на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в южных широтах, их используют для отдыха и спорта. И, наконец, важна эстетическая ценность воды. Ее физические свойства - текучесть, способность образовывать абсолютно горизонтальную поверхность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму - богатые возможности для создания самых разнообразных водных устройств.

Английский теоретик ландшафтного искусства С. Кроу, уделяя внимание эмоциональному воздействию воды, отмечает, как по-разному использовались ее свойства: «Настроения, которым служит вода, также разнообразны, как человеческий темперамент. Она может быть безмятежной, она может быть деятельной с буйными далеко падающими струями, она может быть легкомысленной, такой ее видим на примере грубоватых водяных забав, которые любили в период барокко, и в более мягкой форме в переплетающихся струях виллы д"Эсте с их очаровательным падением в 1-3 такта (имеется в виду Аллея ста фонтанов) или, в наши дни, в тщательно сделанных развлекательных водяных забавах, спроектированных для Лондонской банковской выставки. Удовольствие в рассматривании - наблюдать пенящиеся фонтаны Тиволи, вдохновение в струях, падающих со звезды... партерного фонтана в вилле Ланте, наслаждение прохладой передается медленным капаньем воды, стекающей большими каплями в пруд, и бесконечно льющейся водой Генералифа».

Из приведенного отрывка видно, как широко трактовалась вода, и мы, обратившись к истории садово-паркового искусства и современной практике, можем еще более расширить перечень водных устройств, показав их роль в общем образном строе каждого парка. Водные устройства являются не только собственно объектами любования, поверхность водоемов образует дистанцию, создавая своего рода фронт восприятия пейзажей парка.

Водные ресурсы осваиваемой территории, как правило, являются определяющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь прудов или пруды вытянутой формы, а также каналы становятся композиционными осями парка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы - композиционными центрами и узлами. Сооружения меньшего (по площади) масштаба - бассейны, фонтаны, водопады, источники - становятся центрами внутренних композиций парков или их акцентами в зависимости от своей значимости.

Соотношение парка и водоема неоднозначно - к одной группе относятся водоемы, расположенные в парке (эту группу мы рассмотрели выше), к другой - парки у водоемов, расположенные на берегах обширных акваторий (морей, рек, озер, водохранилищ). В этом случае их объемно-пространственное решение подчиняется водоему и строится с учетом ориентации на него. Так, парки на берегу Финского залива (Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Александрия, Знаменка, Михайловка и др.), созданные в разное время, несмотря на стилевые различия, их планировочные и композиционные решения, подчинены морским просторам залива. Курортные парки Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа как исторически сложившиеся, так и современные решаются с общей ориентацией на море. Аналогично решаются и современные курортные комплексы на озере Иссык-Куль.

Условия местности подсказывают возможности устройства тех или иных водных сооружений. Так, устройство каскадов и фонтанов Стрельны и Петергофа оказалось возможным прежде всего благодаря перепаду рельефа естественной морской террасы Финского залива и выявлению источников пресной воды. В Стрельне для этой цели арх. А. Леблон спроектировал перед дворцом на верхней террасе парка большой водяной партер, который служил бы не только декоративным целям, но и «для накопу воды», т. е. был бы водоемом-накопителем. Однако Петра I такое решение не удовлетворило. Он обследовал окрестности и нашел в 20 км от Стрельны на Ропшинских высотах мощные источники воды, которые и решено было использовать для питания водных парковых устройств. Так был создан знаменитый Петергофский водовод, включающий систему каналов, прудов, трубопроводов, которые функционируют и сейчас. В последующем на основе этой водной системы был создан ряд парков - Луговой, Колонистский и др.

Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гидрологических исследований территории парка, а иногда и прилежащих к ней земель. Размеры и конструкции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его водосборной площади, определения грунтов и т. д.

Сохранившиеся до наших дней исторические парки Москвы создавались вдоль берегов Москвы-реки (Троице-Лыково, Фили, Студенец, Нескучное, Коломенское) и Яузы (Лефортово, Свиблово, Медведково, Усачевых-Найденовых и др.), а также имели свои внутренние водоемы. Так, в Измайлове пруды, «нанизанные» на извилистую р. Серебрянку, стали не только ландшафтообразующими факторами в его массиве, но и основой существования первых в России опытных садовых хозяйств. Они образовали единую с архитектурой Измайловского острова парковую среду. Размещение московских исторических парков в плане города показывает, что часто они независимо один от другого базировались на одной водной системе. Так, система Косинских прудов во многом определила существование прудов Кускова и Кузьминок. На р. Лихоборке были созданы усадьбы Грачевка и Михалкове, а в районе слияния Лихоборки с Яузой - усадьба Свиблово и массив Главного ботанического сада АН СССР. Нарушение одной из частей этой системы ведет к изменению водного режима парков, гибельному для их водоемов, и в конечном счете - к потере основы парковой композиции и утрате парков. Так, при строительстве МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги) была перекрыта речка Братовка, питающая пруды усадьбы Братцево. Следствием этого была гибель прудов, заболачивание местности и начало распада насаждений. Уничтожение прудов у подошвы склона усадьбы Нарышкиных в Филях привело к еще более тяжелым последствиям - нарушению гидрологического режима грунтов и оползанию береговых склонов. Поэтому всякое новое строительство в городе должно учитывать его гидрологическую систему с целью ее максимального сохранения и умелого использования при эксплуатации имеющихся и создании новых объектов озеленения.

Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, водохранилища на больших и средних реках, пруды на малых реках; к бессточным - пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естественных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок местности. Известны 4 типа питания водоемов, зависящих от климатических и других физико-географических условий: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Однородного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешанным, с преобладанием того или иного типа. Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, а также подземными путями, называются стоком. Различают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по склонам местности), который, как правило, образуется во время снеготаяния. Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности. Например:

На бывших польдерах (Амстердамский лесопарк, где водоемы занимают около 50% площади);

С целью понижения уровня грунтовых вод (цепь прудов на Елагином острове) путем устройства водоемов и островов;

На месте бывших карьеров (парки в Кельце и Катовице в Польше, Московский парк Победы в г. Ленинграде).

В современных городских условиях создание водоемов с естественным питанием практически исключено, режим водоснабжения не позволяет их устраивать за счет водопровода. Вместе с этим при освоении городских территорий наблюдается засыпка водоемов и родников, «зарегулирование» небольших рек путем взятия их в трубы и превращения в ливневую канализацию. Для обеспечения парков города водоемами необходим максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов. Примером сохранения водных ресурсов в городе является парк Городское школьное лесничество в г. Пензе. Здесь сохранены родники, идущий от них ручей и устроены небольшие пруды.

Пруды и озера являются наиболее распространенными водными устройствами парка. Их форма определяется рельефом, контур водного зеркала следует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды. По классификации 3. Николаевской форма водоемов бывает: компактная (Большое озеро в Екатерининском парке, его примерные соотношения 250X600 м, или 1:2,4); изогнутая (пруды парка Качановка на Украине), вытянутая (Большой пруд в Тростянецком парке, его соотношения 100X1300 м, или 1:13); сложная - с заливами, полуостровами, мысами, островами или система взаимосвязанных водоемов (водная система Гатчины, северо-восточная часть Белого озера, соотношения 1300X250 - 350 м, или 4:1-2,5). Пруды вытянутой формы чаще всего создают на основе овражно-балочных систем путем перекрытия стока плотиной (одной или несколькими последовательно) по руслу оврага. В последнем случае образуется цепь или каскад прудов, контур которых определяется формой оврагов. Запруживание рек создает условия для устройства водоемов различной формы. Вытянутые, компактные и изогнутые водоемы могут иметь различную по очертаниям береговую линию - простую (она типична для овражных прудов) и более сложную с заливами и полуостровами (подобную водоемам сложной формы).

Очертания береговой линии необходимо согласовывать с величиной водоема. Измельченный рисунок больших по площади водоемов приводит к потере их масштаба так же, как и упрощенный. Во всех случаях желательно, чтобы контур водоема нельзя было охватить одним взглядом. Это создает иллюзию водного пространства, далеко уходящего за пределы видения. Ощущение незавершенности восприятия пейзажей - важный момент ландшафтного искусства. Полуострова, мысы и острова обогащают водоем пейзажами, образуя кулисы и замыкая перспективы. Они усиливают глубину пространства и создают многоплановые картины. Виды, открывающиеся с полуостровов, благодаря широкому углу обзора могут иметь характер панорамных картин, а открывающиеся из залива, как правило, имеют узкий угол обзора, ограниченный прибрежной растительностью или склонами рельефа. При проектировании островов необходимо учитывать, что они пространственно членят водную поверхность. Их значительные размеры и размещение в центре водоема могут привести к потере целостности водного зеркала.

В качестве примера многопланового построения пейзажей приводится район Белого озера в Гатчинском парке, анализ которых был проведен З. Николаевской. «Видовые картины Белого озера многоплановы благодаря лежащим в водоеме островам и живописно очерченной линии берегов. Острова, образуя видовые планы каждой картины, создают раму, которая направляет взгляд человека на следующий пейзаж. Лебяжий остров - первый план, Вороний - второй, мыс у начала Водного лабиринта - третий, павильон Венеры на острове - четвертый и, наконец, Длинный остров - пятый план. Замыкает перспективу противоположный берег...».

Цепь островов, прилегающая к северо-западному берегу Белого озера, находится от него на расстоянии 10-15 м. Первый план пейзажа раскрывается перед зрителем с береговой дорожки. Острова Еловый, Сосновый, Березовый и Липовый по мере продвижения зрителя вдоль берега постепенно «входят» в пейзаж. В промежутке между последними двумя островами открывается вид на Горбатый мост, соединяющий Длинный полуостров и остров. Далее взгляд устремляется на обелиск, стоящий на противоположном, юго-западном берегу. Через этот же разрыв между первым и вторым островами раскрывается вид на выступающий в озеро мыс и т. п. Такое продуманное использование разрыва между островами увеличивает видимую глубину пространства. Те же острова использованы в композиции пейзажей противоположного берега Белого озера. С юго-западной стороны через пролив между ними открывается вид на Большой каменный мост. Разрывы ориентируют зрителя в желаемом направлении. Вместе с тем зеленые насаждения на берегах служат как бы обрамлением (рамой), первым планом видовой картины.

Особенностью прудов и озер является статическая неподвижность водной поверхности. В зеркале вод отражается смена эффектов солнечного освещения, сезонные изменения цвета окружающих деревьев, трав, неба. Статичность воды усиливает временную динамику природы.

При формировании пейзажей у воды необходимо учитывать их отражение в водном зеркале. Этот эффект был умело использован еще А. Ленотром как математически рассчитанный прием и в последующем широко использовался в ландшафтном искусстве. Явление отражения связано с закономерностью восприятия, согласно которой угол падения луча зрения на поверхность воды равен углу отражения. Графическая интерпретация этого закона в виде профиля позволяет в процессе проектирования получить информацию о возможности и характере отражения парковых объектов и предусмотреть композиции, рассчитанные на эффект отражения в зеркале воды. Правильное решение этой задачи зависит от размещения водоема, пространственного соотношения уровня воды и отражающегося объекта.

Эффект отражения связан и с закономерностями восприятия размеров водоемов. Так, поляны у водоема зрительно расширяют его площадь, в зеркале воды отражается небо, он получает много света и кажется более обширным. И наоборот, высокие откосы, обрывы и насаждения, близко подступающие к береговой полосе, отражаются в водном зеркале, затеняют его, часто создают так называемый эффект «черной (темной) воды», или «черного (темного) зеркала», и зрительно сокращают пространство.

Реки и ручьи отличаются от прудов и озер текучестью воды. Это свойство при умелом использовании становится таким же достоинством, как и неподвижность водного зеркала в прудах. Быстрота течения и его направление зависят от рельефа. В условиях горного рельефа русло более прямолинейное, реки быстрые, порожистые, иногда с водопадами. Они, как правило, настолько живописны, что без существенных изменений включаются в структуру парка. Например, р. Агура в Сочинском национальном парке. Работа заключалась в прокладке маршрутов, охватывающих наиболее интересные участки, выявлении видовых точек, ориентирующих на водопады, скалистые обрывы, интересные насаждения.

На территориях с небольшим уклоном реки образуют изгибающуюся ленту русла (меандируют), имеют острова и старицы. Эти свойства учитываются при обработке рек и ручьев в парке. Иногда используется сочетание неподвижной и текучей воды.

Так, в парке Софиевка на небольшой р. Каменке создана уникальная водная система с прудами, речной долиной, подземной рекой, фонтанами и водопадами. Перепад рельефа составляет 22 м. Мастерским сочетанием различных водных сооружений, каменных глыб, выходов горных пород, грандиозных водопадов и фонтанов создан героический парковый ландшафт, т. е. ландшафт, имеющий свой художественный образ.

Реки и ручьи - это линейные планировочные элементы парка. К этой группе относятся и каналы. Каналы - важные композиционные элементы регулярного парка. В современном паркостроении каналы - спортивные сооружения прямоугольной формы.

Водопады и каскады создают лишь при наличии ярко выраженного перепада рельефа и крупных водных источников. Размещение этих устройств определяется технической целесообразностью.

Фонтаны являются важными элементами регулярных композиций. В каждую эпоху они получали свое архитектурное и скульптурное оформление, но всегда оставались композиционными акцентами садов. Они размещались на осях, площадках, пересечениях дорог.

При создании насаждений у водоемов необходимо в первую очередь учитывать экологические требования растений и соответствие условий произрастания этим требованиям.

Так, на пойменных участках, а также на территориях с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают виды, переносящие длительное затопление.

Особое место занимает вопрос композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов, при этом выделяются 3 основных приема: 1) создание сплошных береговых массивов, 2) создание кулис, 3) создание полян.

Массивы у водоема препятствуют сильному испарению и интенсивному заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом удлиняют срок службы водоема.

Древесные породы, выносящие затопление (по А. Колесникову):

1-й прием. Массивы насаждений, расположенные по периметру водного зеркала, ограничивают и замыкают ландшафт, скрывая особенности рельефа или способствуя увеличению высоты берега. Водоемы в данном случае воспринимаются глубокими. Характер сомкнутости и сумрачности пейзажа усиливается при небольшом, вытянутом зеркале воды.

Для создания эффекта неожиданности или просто разнообразия массивы прорезаются просеками, в обзор включаются сооружения, устройства типа водопада и др. Массивы насаждений могут иметь прямолинейный контур или рельефный, повторяющий очертания береговой линии (мыс, бухта).

Художественные качества закрытого пространства определяются структурой массива, составом пород, ориентацией и конфигурацией береговой линии. Можно сравнить зрительное восприятие обрамления Черного и Белого озер в парках Гатчины (Приоратский и Дворцовый парки).

2-й прием. Членение береговой полосы кулисами - наиболее сложный прием, организующий последовательность и направление обзора, многоплановость построения, иллюзию увеличения глубины пространства и размеров водного зеркала.

Данный прием типичен для крупных водоемов с живописным эффектом освещенного берега, глубокими падающими тенями от деревьев. Например, большая поляна северо-западного берега Большого озера в Екатерининском парке, разделенная кулисами на 3 части, на которую раскрываются главные перспективы от Большого озера, Камероновой галереи и террасы Руска.

Устройство водного лабиринта в парках XVIII в. традиционно. Он создает иллюзию бесконечного пространства с неожиданными эффектами, четкими силуэтами насаждений на островах, например Сокольники, Гатчина, Екатерининский парк, Ораниенбаум (Верхний парк). Кулисность насаждений способствует чередованию света и тени, перерезающих водную плоскость перспективы, и объединяет право- и левобережные ландшафты, создавая эффект бесконечности далей.

Применяемые типы композиций насаждений (массивы и группы) размещаются параллельно береговой линии или поперек склона берега, при этом образуется как бы веер перспектив, просматриваемых с видовой площадки мыса берега или моста. Они создают интересные осевые или асимметричные парковые картины.

3-й прием. Открытые водоемы с плоскими берегами отражают много света и неба, благодаря чему создается впечатление широкого и светлого водного пространства.

Чередование открытых и закрытых участков не должно создавать пестроты и беспокойства, оно должно отвечать масштабу водоема и парка в целом. Поляны могут быть широкими, примыкающими к водоему, или узкими, рассекающими береговой массив. Они должны быть чистыми, покрытыми луговой растительностью, цветами, с отдельно стоящими деревьями или группами, в обрамлении массива. Для создания более живописной композиции в оформление водоема рекомендуется включение «приводных» (осока, кипрей болотный, ирис сибирский) и водяных растений (кувшинки, нимфеи, лотосы, аир болотный, стрелолист обыкновенный, ирис водяной и др.). Заводи и заливы с ослабленным течением и глубиной 45-60 см используются для посадки водяных растений (для нимфеи 1,5- 1,8 м).

При устройстве маршрута у водоема следует избегать прокладки дорог, вплотную обрамляющих берег. Не рекомендуется устройство дорог, идущих вдоль берега на одинаковом расстоянии от воды. Местами они должны отходить от водоема, идти по открытому пространству полян, среди групп и в массиве, чтобы потом опять выйти к воде.


1 - массив на участке выхода к мосту, 2 - насаждения на вогнутой линии берега, 3 - насаждения на выступающем в воду берегу, 4 - чередование массива и лужайки с 2 сторон дорожки, 5 - расположение группы на оконечности мыса, 6 - аллея проведена через массив насаждений и ориентирована в сторону водоема (Гатчинский парк), 7 - в сторону водоема от аллеи расположен открытый берег с группами и одиночными деревьями (парк Тростянец), 8 - аллея отделена от водоема массивом насаждений, с другой стороны открытое пространство (парк Троснянец), 9 - раскрытие вида в обрамлении насаждений, 10 - аллея проведена по узкой полосе острова, в обе стороны виден водоем (Гатчинский парк)


Прибрежная полоса, а также более отдаленные места парка, включающие в обзор водоем, являются важнейшими участками для формирования пейзажных картин. Через видовые точки, с которых воспринимаются эти картины, и следует проектировать маршрут. Если водоем имеет вытянутую форму, наиболее выигрышными и интересными являются виды, открывающиеся по его длинной оси. Именно здесь следует формировать основные пейзажи, прокладывать обзорные маршруты, размещать видовые площадки.

Архитектурные сооружения водоемов в первую очередь подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы. В парках они получают разнообразное архитектурное оформление, которое вместе с другими сооружениями - беседками, павильонами завершает формирование ансамбля пейзажей, где доминирующей остается тема воды.

В каждой климатической зоне рационально использовать преимущественно местные виды деревьев, кустарников и многолетних цветочных растений. При этом важен правильный подбор растений в соответствии с их биологическими особенностями.

Архитектоника растений имеет большое значение при озеленении береговой линии. Контрасты горизонтальной поверхности воды и вертикалей падающих, склоненных ветвей ив, берез, остроконечных листьев ирисов и лилейников, крупных травянистых многолетних растений с большими листовыми пластинками, таких, как борщевики, ревень, легулярия и другие, значительно усиливают декоративный эффект.