Военно морской флот вооруженных сил российской федерации. Флот морской

Данное владение известно с XVIII в. как «Подворье Чудова монастыря», а в течение XIX и в начале XX вв. - как владение Филаретовского Епархиального женского училища. После 1917 г. в нём разместился Московский Политехникум. Примерно с 1940-х гг. владение принадлежало Министерству Обороны СССР.

Начальный период образования и развития владения освещён в двух документах 1-ой половины XVIII в. - это Переписные книги московских дворов 1739–1745 гг. и переписная книга имущества и служителей Чудова монастыря 1701 г. В первом из них указано, что к Чудову монастырю владение перешло по купчей 1684 г. от думного дворянина С.И. Заборовского. Впоследствии имя продавца закрепилось за подворьем, в документах неоднократно именовавшимся «Зоборовским».
На рубеже XVII–ХVIII вв. владение уже отличалось крупными размерами и занимало всю ширину квартала, протянувшись между проезжими переулками, отходившими от Мясницкой к Покровке и к церкви Харитония в Огородниках. В приведённых документах размеры владения различаются. Это говорит о том, что внутриквартальные границы ещё были неустойчивы, планировочный каркас находился в процессе формирования, усложнённого разделением территории на «белые» и слободские огородные земли.
Представление о застройке владения в указанный период даёт опись Чудовского подворья, составленная в 1701 г. Это усадьба загородного типа, разделённая на две зоны - небольшой двор по Харитоньевскому пер. и сад, охватывавший значительную по размерам территорию. Характер существующей во дворе застройки определяется тем, что живут здесь монастырские «слуги и служебники в своем строении». Она вся деревянная, одноэтажная и состоит из двух изб с сенями и чуланами, ветхих сенницы, конюшни и каменного погреба.

После 1758 г. застройка монастырского подворья была полностью обновлена. Её подробное описание содержится в описи 1763–1765 гг. Из неё следует, что бывший загородный двор с ярко выраженной хозяйственной функцией преобразился в настоящее монастырское подворье с храмом, архиерейским домом и монашескими кельями. Вся застройка была деревянной и располагалась во дворе довольно плотно. Центральное место занимала одноглавая церковь св. апостола Тимофея и Анафемского чудотворца Тихона с трапезной. Архиерейские покои были одноэтажными со светёлкой и галереей на столбах. Остальные постройки - кельи, людские покои, хозяйственные корпуса - все одноэтажные и располагались произвольно. В саду были устроены четыре аллеи, в каждой из них поставлено по беседке. Здесь же построена деревянная оранжерея. Из описания видно, что новая объёмно-пространственная композиция владения основана на принципах классицизма.

На рубеже XVIII–ХIХ вв. объёмно-планировочная структура владения обрела композиционную чёткость и особую лаконичность, характерные для классицизма. Произошедшие перемены отражены на генплане 1806 г. Двор по Харитоньевскому пер. занимает всю ширину владения. Его застройка подчинена центрально-осевому планировочному принципу. Композиционным
ядром стало новое деревянное здание церкви во имя св. апостолов Петра и Павла. Перед ней вдоль красной линии переулка поставлены две пары каменных одноэтажных корпусов, фланкирующих въезд на парадный двор. Владение показано в сформировавшихся исторических границах.

Во время московского пожара 1812 г. застройка подворья уцелела. От огня пострадал только один из каменных флигелей по переулку. В 1813 г. он был отремонтирован.

В течении первой половины XIX в. никаких строительных работ на территории Чудовского подворья не производилось. Застройка, образовавшаяся ещё до войны, сохранялась, практически не меняясь. Судя по архивным документам она имела ампирный облик, характерный для казённой архитектуры послепожарного периода.

Следующий строительный период связан с деятельностью Московского Попечительства о бедных духовного звания, к которому бывшее подворье перешло к 1861 г. Владение сразу было перестроено. В 1861–1864 гг. на месте снесённой церкви было построено каменное двухэтажное с подвалом здание - главный корпус Епархиального женского училища (Большой Козловский пер., 6, строение 1). Согласно справочному изданию «Зодчие Москвы» (1998 г.) автором архитектурного проекта, предположительно, является архитектор Александр Осипович Вивьен.
Здание вместило в себя новый храм во имя св. Филарета Милостивого, учебные помещения и жильё для учащихся и преподавателей. В 1862–1864 гг. вместо разобранных каменных корпусов по переулку выстроили меньшие по габаритам каменные двухэтажные флигели (Малый Харитоньевский пер., 5, строение 1, 2). Между ними была поставлена металлическая ограда в каменных столбах, окончательно связавшая все элементы парадного двора в архитектурный ансамбль.

Во второй половине XIX в. во владении ведётся только мелкомасштабная застройка вдоль боковых границ, которая постепенно сокращает площадь сада. Это деревянные в каменных столбах хозяйственные корпуса, смешанные одно-двухэтажные жилые флигели. Один из них, построенный как больничный корпус, сейчас сохраняется в перестроенном виде (Малый Харитоньевский пер., 5, строение 5). В течение времени каменные двухэтажные корпуса по Малому Харитоньевскому пер., 5, строения 1, 2 были также расширены пристройками.
Значительным событием этого периода стала надстройка главного здания училища третьим каменным этажом. Проект, составленный архитектором М. Пиотровичем, был реализован в 1878 г. Во время строительства первоначальная пятичастная композиция главного фасада и эклектический декор были сохранены и нашли своё дальнейшее развитие в архитектурном решении надстроенного этажа.

Начало XX в. значительных перемен в существующую объёмно-планировочную структуру не принесло. Основные элементы застройки сохранялись, время от времени расширяясь новыми пристройками. Так, в 1901–1902 гг. был расширен главный корпус училища. К нему пристроили северное трёхэтажное с подвалом крыло, примкнувшее к соответствующему торцевому фасаду под прямым углом. Проект составил архитектор Г.П. Попов, далее неоднократно привлекавшийся к строительным работам.
В 1903 г. надстроили вторым этажом дворовую часть северного флигеля (Малый Харитоньевский пер., 5, строение 1). В 1905 г. расширили каменной двухэтажной пристройкой смешанный больничный корпус у северной границы (Малый Харитоньевский пер., 5, строение 5).

После 1917 г. Епархиальное женское училище было упразднено. В 1920-е гг. во владении разместился Московский Политехникум. В результате основная учебная функция исторической застройки была сохранена.

В конце 1920-х гг. необходимость новых учебных и производственных площадей потребовала расширения Политехникума. В 1929 г. архитектором П. Голосовым была разработана её общая архитектурная концепция. Она предусматривала строительство новых учебных корпусов, объединённых между собой со старым зданием в единый комплекс, решённый в формах конструктивизма. Строительство предполагалось вести в две очереди. Предварительно, для каждой очереди проект был дополнительно проработан в деталях.
Первая очередь строительства, начатая в 1929 г., ограничилась возведением одного объёма. Корректировка проекта была осуществлена архитектором М.В. Крюковым. Здание трёхэтажное с подвалом и цокольным этажом получило Т-образную форму в плане и примкнуло западным торцом к главному корпусу (Большой Козловский пер., 6, строение 2). Предварительно в главном корпусе был разобран выступавший объём филаретовского храма. Новый учебный корпус был сориентирован строго перпендикулярно западной границе (с учётом будущего строительства) и развернут сильно выступающим крылом на север.
Строительство второй очереди включало ещё один учебно-производственный корпус и клуб. Первый - трёхэтажный с цокольным этажом, частью с подвалом, получил сложную конфигурацию. Его Г-образной формы дворовое крыло было решено аналогично объёму, возведённому в первую очередь строительства и примкнуло к нему торцом с проездной аркой. Основной объём был развёрнут вдоль восточной границы по красной линии Большого Козловского пер. С северной стороны к нему примкнуло
двухэтажное на цокольном этаже здание клуба. Проект, детально разработанный архитектором Н. Крестовниковым, был реализован в 1930 г.

Строительство 1929–1930 гг. полностью преобразило историческую объёмно-планировочную структуру владения. Территория за бывшим Филаретовским училищем была разделена новыми строениями на две зоны - северную и южную. Со стороны Большого Козловского пер. владение впервые получило архитектурное оформление, состоящее из крупномасштабных корпусов в стиле конструктивизм. В настоящее данные постройки объединены под адресом Большой Козловский пер., 6, строение 2.

Следующее строительство на территории владения, вероятно, было предпринято в конце 1940-х – в 1950-е гг. Его результатом стало появление пятиэтажного строения с подвалом (современный адрес: Б. Козловский пер., 6, строение 8), которое было пристроено к северному дворовому крылу объёма 1930-х гг. Место стыковки обозначила проездная арка.
В 1950-е гг. главный корпус подвергся реконструкции с перепланировкой интерьеров. Одновременно он получил новое классицистическое оформление главного фасада с шестиколонным портиком по центральной оси.
Проектные работы и строительство 1940–1950-х гг. осуществлялось соответствующими службами Министерства Обороны СССР. Проектные документы по данному этапу строительства недоступны, в связи с чем точные даты работ и авторы проектов не установлены.

В 1970 г. на территории владения было построено двенадцатиэтажное с подвалом здание для инженерных служб ВМФ (Большой Козловский пер., 6, строение 3).
Проект был разработан в Центральном Военпроекте МО СССР архитектором К.А. Фоминым и инженерами М.Л. Крейниным и З.Н. Ильиной. Здание было поставлено в южной дворовой зоне вдоль боковой границы. Своим четырёхэтажным крылом оно примкнуло и планировочно связалось с торцевой частью здания по Большому Козловскому пер., 6, строение 2. Архитектура нового корпуса соответствовала архитектурно-градостроительным концепциям 1970-х гг. По своим масштабно-стилевым характеристикам оно стало резко выделяться из окружающей исторической застройки не только владения, но и квартала.

Последней постройкой стало двухэтажное здание для столовой. Оно расположилось тоже в южном дворе, заполнив угол между крыльями дома № 6, строения 2 по большому Козловскому пер. Документов по этому объёму не найдено, вероятно, оно было построено в 1970–1980-е гг.

Название

Есть два варианта написания названия флота:

  • Первый вариант рекомендуется специалистами интернет-портала Грамота.ру, со ссылкой на «Краткий справочник по оформлению актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», как соответствующий нормам официальной речи. Эти же специалисты, тем не менее, признают лингвистическую правильность второго варианта.
  • Второй вариант соответствует правилам русской орфографии и подтверждается нормативными словарями русского языка.
Военно-Морской Флот

Эмблема ВМФ

Военно-морской флаг России
Годы существования

Октябрь 1696 (как флот России), январь 1992 (как ВМФ Российской Федерации) - настоящее время

Страна
Подчинение
Участие в

Первая чеченская война,
Вторая чеченская война,
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008),
Борьба с сомалийскими пиратами,
Военная операция России в Сирии

Командиры
Действующий командир

Незадолго до этого, Российское Министерство обороны сделало заказ на разработку боевой машины на гусеницах, которая будет создана исключительно для флота. Планируется, что новые флотские БМП появятся в 2015-2016 годах.

На втором этапе развития береговых войск планируется создание и принятие на вооружение высокомобильной амфибийной боевой машины для обеспечения действий морской пехоты в любых регионах и климатических условиях, в том числе в арктической зоне, создание роботизированных боевых платформ морской пехоты, вооруженных оружием на новых физических принципах, использующих различные источники энергии для работы двигателя.

Морская Авиация

БПЛА и БППА

БПЛА для ВМФ разрабатываются Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК). В первую очередь это БПЛА вертолётного типа Ка-37С, Ка-135 и Ка-117.

Одной из главных задач, стоящих перед флотскими вертолётами в ближайшем будущем, будет радиолокационный дозор. Вопрос освещения воздушной обстановки за горизонтом радиовидимости корабельных средств, является вопросом первостепенной важности как в целях противовоздушной обороны корабельных группировок, так и для их ударных функций.

Также беспилотные аппараты будут задействованы и в подводной среде. Такие задачи, как поиск и уничтожение морских мин, ведение противолодочной и противодиверсионной борьбы, защита подводных лодок и надводных кораблей от подводной атаки, разведка самых разнообразных целей в море - постепенно все это становится задачей телеуправляемых и автономных аппаратов.

Вертолёты

Осенью 2011 года в Баренцевом море Ка-52 в течение двух недель отрабатывал посадку на палубу корабля.Испытания проходили, в том числе, с осуществлением посадки Ка-52 на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

В начале 2012 года началась модернизация десяти транспортно-боевых вертолетов Ка-29, предназначенных для базирования на российских «Мистралях». Бортовое оборудование и системы вооружения машины будут модернизированы до современных стандартов.

22 июня 2012 года в Центр боевого применения и подготовки лётного состава авиации ВМФ России в Ейске прибыл корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 с бортовым номером «90 красный». Предположительно, это первый серийный вертолет Ка-31, построенный для ВМФ России.

В августе 2012 года началось изготовление первых опытных образцов вертолета Ка-52К для универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль». До того времени, пока «Мистрали» не прибудут из Франции в Россию, отработка задач по взлету-посадке вертолетов на палубу, как и годом ранее, планируется на авианосце «Адмирал Кузнецов».

В сентябре 2012 года стало известно, что в общей сложности количество Ка-52К на один «Мистраль» будет не менее 14 машин.

То же самое будет проделано и с вертолетами Ка-29 и Ка-27.

К 2014 году Военно-Морской Флот России примет на вооружение морскую версию вертолета Ка-62 «Касатка». Вертолёты разместят на небольших кораблях, в частности корветах проекта 20380

Самолёты

В период с 2013 по 2015 год «РСК „МиГ“» должна передать авиации ВМФ России 20 одноместных самолетов МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ. Самолеты войдут в состав отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота России и будут базироваться на авианосце «Адмирал Кузнецов».

Первые четыре машины МиГ-29К/КУБ российские военные должны получить в 2013 г. Истребители МиГ-29К/КУБ заменят стоящие на вооружении Су-33, у которых в 2015 г. заканчивается ресурс, однако есть намерение продлить ресурс тяжелым палубным истребителям Су-33 минимум на пять лет, возможно даже до 2025 года.

Ил-38Н расширит круг решаемых задач и станет незаменимым для морской авиации. Сейчас в составе флота осталась только противолодочная и спасательная авиация. Её начали доводить до современных требований.

В декабре 2013 года Минобороны заключило контракт с корпорацией «Иркут» на поставку пяти истребителей Су-30СМи пяти учебно-боевых Як-130. Всего в интересах ВМФ в ближайшее время планируется заказать 50 Су-30СМ и около десятка Як-130.

Авианосцы

После многолетних споров, нужен ли флоту большой корабль с самолётами или можно обойтись атомными подлодками и крейсерами, российские адмиралы выбрали «американскую» модель флота - корабельные группировки с авианосцем в центре. Такая компоновка, как они считают, позволит расширить зону влияния российского флота и зону действия истребительной авиации на Тихий океан и Северную Атлантику. Решено также, что на первом этапе будут созданы две авианосные группировки - по одной на Тихоокеанском и на Северном флотах.

У России до сих пор нет ключевых технологий полноценного авианосца, например, самолётной катапульты, хотя, ещё в СССР при реализации проекта 1143.7«Ульяновск» корабль оснащался двумя паровыми катапультами «Маяк», созданными на Пролетарском заводе Единственный эксплуатируемый тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», вошедший в состав Северного флота в январе 1991 года, вместо катапульты оснащён взлётным трамплином.

Уже решено, что авианосец будет атомным. Дизельный вариант отвергли из-за потребностей в большом количестве топлива, которое пришлось бы возить за ним на танкере. Также уже сейчас определено, что строить новый российский авианосец будут на двух разных верфях по модульному принципу, а собирать модули, изготовленные независимо друг от друга, планируется на крупнейшем российском судостроительном заводе «Севмашпредприятие» («Севмаш»).

Кроме Севмашпредприятия, в перспективе, возможно строительство авианосца на главном инфраструктурном проекте ОАО ОСК, в рамках создания судостроительного кластера в Санкт-Петербурге на острове Котлин под названием «Ново-Адмиралтейские верфи». Окончание строительства первой очереди намечено на 2014 год, второй очереди - на 2015, третьей - на 2016.

ВМФ России завершает формирование техзадания на новый авианосец. Его первичный облик будет определён уже в 2013 году, а окончательный проект корабля должен быть готов к 2017 году. Президент ОСК Роман Троценко ранее заявлял, что в этом случае первый корабль предполагается спустить на воду в 2023 году. К этому времени ВМФ должен завершить формирование эскортной группировки для каждого авианосца, которая будет состоять из ракетных крейсеров, эсминцев, многоцелевых подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей и судов обеспечения, включая ледоколы для арктической зоны - всего около 15 кораблей в каждой.

Одновременно со строительством авианосцев военные будут создавать и новые базы для их обеспечения. Кроме того, для тренировки авиационной группы, которая будет достигать 100 самол`тов, Минобороны построит наземный тренажёр посадки на палубу в городе Ейске в Краснодарском крае, а также продолжит использование наземного испытательного комплекса НИТКА в крымском городе Саки.

26 ноября 2012 года газета «Известия» сообщила, что Главкомат ВМФ до конца года отправит на доработку проект первого российского атомного авианосца, разработанный совместно петербургскими предприятиями ЦНИИ имени Крылова и Невским проектно-конструкторским бюро. Проект корабля с ориентировочным водоизмещением 60 тыс. т основан на технологиях 1980-х годов. ВМФ предложили по сути старый советский авианосец «Ульяновск», который так и не построили из-за распада СССР. В конце 1980-х годов это был современный авианосец, достойный ответ американским авианосцам типа «Нимиц». К 2020 году когда первый российский авианосец должен по плану выйти в море, США уже будут располагать новейшими плавучими аэродромами серии «Джеральд Форд», которые почти вдвое больше предложенного питерскими конструкторами корабля.

Кроме того, ВМФ России не устраивает чересчур большая надстройка корабля, которая делает его слишком заметным для радаров противника, а также отсутствие электромагнитной катапульты, которая уже есть у американцев и значительно упрощает взлёт самолётов с палубы.

Кроме того, на ангарной палубе не помещается самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) - обязательный компонент современной авианосной эскадры.

Системы базирования

Перспективные системы базирования будут созданы на территории Камчатского и Приморского краев. Там будет единая комплексная система базирования для атомных подводных лодок, десантно-вертолетных кораблей и других надводных кораблей большого водоизмещения, также будет создана система базирования на Черноморском флоте в районе Новороссийска. Кроме того ведутся работы по обновлению систем базирования в Калининградской области и в Каспийском регионе.

На международном уровне обсуждается создание пунктов материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота РФ на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама.

22 мая 2012 года стало известно, что выполняется комплекс работ по модернизации военной гавани Балтийска: проводятся дноуглубительные работы, чтобы в перспективе обеспечить базирование кораблей и подводных лодок. Будет продолжено развитие инфраструктуры Балтийского флота: строительство военных городков, модернизация аэродрома Чкаловск и военной гавани Балтийска. Работа по совершенствованию системы базирования и береговой инфраструктуры уже идет.

10 июля 2012 года стало известно, что ФГУП «Центральное проектное объединение» при Спецстрое России" по заказу министерства обороны России разработал проект реконструкции причалов общей протяженностью 3 километра на базе Военно-Морского Флота в городе Балтийске Калининградской области, говорится в пресс-релизе предприятия.

«Порт был сооружен в годы Второй мировой войны для базирования немецких кораблей и с тех пор ни разу не подвергался обновлению».

Состав работ по реконструкции включает углубление дна акватории, реконструкцию причального фронта с прокладкой современных инженерных сетей, а также новое строительство для обеспечения судов.

Проект осуществляется в две стадии, в настоящее время идет подготовка рабочей документации.

Работы по строительству единой комплексной системы базирования атомных подводных лодок (АПЛ) и новых крупных надводных кораблей, включая вертолетоносцы типа «Мистраль», ведутся на территории Мурманской области, Камчатки и Приморья.

На территории Мурманской области, Камчатского и Приморского краев формируется ударное ядро российского ВМФ , состоящее из АПЛ типа «Борей» и «Ясень», корветов и фрегатов, с единой системой базирования, однако не упомянул о вертолетоносцах. Главнокомандующий ВМФ вице-адмирал Виктор Чирков также сообщал ранее, что в этом году активизирована подготовка к масштабному строительству новой системы базирования ВМФ до 2020 года.

РФ создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей ВМФ и Пограничной службы.

Строительство объектов первой очереди Новороссийской военно-морской базы (НВМБ) завершится к концу 2013 года. Эти объекты рассчитаны на большие военные корабли с низкой осадкой, и это позволит начать долгожданное перебазирование Черноморского флота из Крыма в Новороссийск. Первым на новую базу прибудет флагман ЧФ - гвардейский ракетный крейсер « Москва ».

Во Владивостоке фактически создан новый причальный фронт, обеспечивающий швартовку и базирование десяти кораблей различных классов, в том числе перспективных, которых пока нет в составе ВМФ . Новая береговая инфраструктура обеспечивает базирование кораблей от третьего до первого ранга: сторожевых, корветов, фрегатов, эсминцев и ракетных крейсеров с возможностью поступления на флот кораблей нового поколения, за исключением вертолетоносцев типа «Мистраль». Заменены все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей. По этим коммуникациям осуществляется передача с берега на корабли электроэнергии, воды и пара. Кроме того, в новом «причальном фронте» создана так называемая «ливневая система» для отвода воды с причалов на случай выпадения сильных осадков.

Инженерная служба Тихоокеанского флота (ТОФ) совместно с предприятием «Спецстрой России» готовятся к проектированию и строительству гидротехнических сооружений, которые призваны обеспечить базирование в порту Владивосток кораблей типа «Мистраль».

Причалы, находящиеся в центре Владивостока, подверглись глубокой модернизации с укреплением берега. Современнейший комплекс причальных сооружений ТОФ способен принимать не только все существующие типы кораблей, но и те, что должны поступить на вооружение до 2020 года.

За время реконструкции специалисты одного из филиалов при «Спецстрое России» фактически создали новый «причальный фронт», заменили все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей в соответствии с современными требованиями, создали ливневую систему для отвода воды с причалов. В результате проведенной модернизации было обеспечено повышение безопасности стоянки кораблей независимо от гидрометеоусловий.

18 марта 2013 года бригадный генерал ливанских Вооруженных сил в отставке Амин Хотей в интервью турецкому радио сказал, что:

Визит русских военных кораблей в Бейрут с целью пополнения запасов и топлива не должен стать обыкновенным явлением.

Ранее российские корабли направлялись в Тартус без заходов в ливанские порты. Одной из причин нынешнего визита в Бейрут, может быть то, что Ливан может превратиться в новый центр для русской стратегической военной базы в регионе. В свете текущих событий в Тартусе порт Бейрута стал более безопасным местом стоянки для русских кораблей.

Флаги кораблей и судов ВМФ России

Флаг Гюйс Вымпел боевых кораблей

Флаги должностных лиц ВМФ России

Учебные заведения ВМФ РФ

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

(ВМФ) на сегодняшний день является одним из видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Основное его предназначение — это вооруженная защита интересов страны, ведение боевых действий на морских и океанских просторах.

Исторически территория Российского государства соприкасается с несколькими морями и океанами. Это неминуемо заставляло в прошлом и заставляет сегодня обращать пристальное внимание на развитие государственного флота, в задачи которого входит создание условий для безопасности судоходства в прибрежных морях и на просторах океанов, взаимодействие флотов России с морскими соединениями и кораблями иностранных государств в рамках совместных операций и военных учений отвечает интересам нашей страны за пределами её морских границ.

Флагман Военно-Морского Флота РФ

Военно-Морской флот Российской Федерации в настоящее время проходит стадию интенсивного перевооружения для повышения его мощи, оперативности, скрытности доставки средств поражения объектов вероятного противника, сдерживания агрессивных устремлений стран НАТО во главе с США на просторах океанов и морей.

День Военно-Морского Флота

В этом году празднование Дня ВМФ состоится в 80-й раз.

24 июля 1939 года впервые по настоянию советского адмирала Николая Герасимовича Кузнецова моряки Советского Союза отпраздновали свой профессиональный праздник, учреждённый постановлением Совета Народных Комиссаров страны.

Флот привлекал в свои ряды молодые силы; праздник пропагандировал исторические морские традиции государства; пробуждал интерес к службе на военных кораблях и новых подводных лодках; в частях береговой обороны и авиации флота.

В современности День ВМФ празднуют в заключительное воскресенье июля. Практически вся страна любит моряков, ими гордятся, отмечают их достойный вклад в обеспечение безопасности наших рубежей. В этот летний праздничный день присваивают звания офицерам и матросам, вручают награды и объявляют поощрения за успехи в освоении нелёгких морских специальностей.

Структура и состав Военно-Морского флота

В штатную современную структуру нашего флота включены:

  • соединения надводных кораблей;
  • подводные соединения кораблей;
  • авиационные подразделения на берегу и палубная авиация;
  • части морской пехоты;
  • комплексы береговой обороны;
  • специальные подразделения;
  • тыловые подразделения и базы;
  • служба гидрографическая.

Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов и одной флотилии:

  • Северный флот
  • Балтийский флот
  • Тихоокеанский флот
  • Черноморский флот
  • Каспийская флотилия

Командование Военно-Морским флотом страны осуществляется по нескольким стратегическим направлениям:

  • запад – в составе ЗВО Балтийским флотом (штаб в г. Калининграде);
  • север – Северным флотом (г. Североморск);
  • юг – в составе ЮВО Черноморским флотом (г. Севастополь) и Каспийской флотилией (г. Астрахань);
  • восток – в составе ВВО Тихоокеанским флотом (г. Владивосток).
  • В состав Военно-Морского Флота входят корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Немного из истории: Основоположником Российского флота стал ни кто иной, как Петр I . Заинтересовавшись кораблями он создал небольшое подобие верфи. Его назвали «Потешным флотом».

Вскоре Пётр I замыслил строительство морского флота. В последующее время развитие продолжалось в Белом море. У него возникла идея, что с помощью флота будет легче захватывать новые территории, что собственно отлично у него получилось в дальнейшем. Но в некоторый промежуток времени, при блокаде Азова флот Петра I потерпел поражение. И только в 1695 году были построены новые лучшие корабли и суда. Именно эти события и стали фундаментом для построения регулярного Военно-Морского Флота .

ВМФ используют:

  • Для перевозки и защиты морского десанта
  • Для установки мин и уничтожения мин врага
  • Для обеспечения свободного выхода, развёртки и прибытия подводных сил
  • Для защиты коммуникаций (морских)

Подводные силы ВМФ используют для внезапных нанесений мощных ударов по разведывательным и морским целям. Основой подводных сил являются атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Морскую авиацию ВМФ используют для:

  • Отражения атак с воздуха
  • Указания кораблям для уничтожения подводных лодок противника
  • Для нанесения значительного урона вражеским береговым целям
  • Проведение морского боя с кораблями противника

Береговые войска ВМФ используют:

  • для обороны береговых объектов, портов (обеспечение защиты берега)
  • для ведения боевых действий с помощью воздушного, воздушно-морского и морского десанта

Главнокомандующий ВМФ

С 2016 г. Военно-Морским флотом державы командует адмирал Королёв Владимир Иванович .

Долгое время он служил на подводных лодках Северного флота, прошёл много командных ступеней и обучался в академии, командовал Северным флотом и принимал деятельное участие в освоении арктического региона армейскими соединениями. Единственный в истории Российского флота адмирал-подводник.

Учебки ВМФ

Учебный центр ВМФ в Санкт-Петербурге расположен на нескольких территориях в городах Ломоносов и Кронштадт, а так же на Васильевском острове в г. Санкт-Петербург — в/ч 56529-2

Казарменное проживание, общая столовая и баня, учебные корпуса, плац и спортивные сооружения составляют строгую инфраструктуру центра обучения.

Программа подготовки матросов и специалистов для береговой обороны одинаковая и рассчитана на период до 4-х месяцев. Курс молодого бойца, физическая, строевая, специальная и спасательная подготовка – основные направления обучения.

По окончании курсанты экзаменуются и убывают в морские части.

В составе объединённого учебного центра ВМФ в г. Северодвинск проводит подготовку специалистов флота в в/ч 56529-3. Главное направление обучение – двигательные установки кораблей. Период подготовки матросов – 5 мес. (первый месяц общевоинская, строевая и физическая подготовка, принятие присяги). Матросские специальности – электрик, машинист-дизелист, турбинист.

Проживание в казарме, общая столовая и баня, учебные классы и мастерские. В конце обучения – экзамены, распределение на корабли всех флотов России.

В г. Владивосток проводит интенсивную подготовку по многим морским специальностям учебный центр (в/ч 56529-4), который отметил в 2018 г. 80-летний юбилей.

Обучение курсантов проводят опытные преподаватели по 40 специальностям, большинство которых востребованы на подводных лодках флота. Ежегодный оборот обучаемых составляет до 2 тыс. чел. Кроме общевойсковой подготовки курсантов учат выживанию в различных экстремальных условиях, возникающих в замкнутых отсеках боевых кораблей.

Проживание и условия не отличаются от описанных ранее центров, но учебная база специализирована и оснащена современной техникой и тренажёрами.

Флаг Военно-Морского флота

Другое название – Андреевский флаг Исторически появился по указу Петра I в 1699 г. на строящихся кораблях молодого флота России. Просуществовал на флоте до 1918 г. Введён снова на кораблях страны в 1992 г. По преданию крест на флаге принадлежал Андрею Первозванному, который побывал на Руси и считается её морским покровителем.

Корабли ВМФ

По предназначению корабли ВМФ выполняют различные задачи:

  • тяжёлые атомные крейсера обеспечивают прикрытие морских группировок, конвоев и береговых войск от ударов авиации и крылатых ракет, противодействие морским силам и десанту противника;
  • эсминцы поддерживают десанты, подавляя цели на берегу, на воде и в воздухе; участвуют в патрулировании;
  • противолодочные корабли ведут поиск и уничтожают подводные лодки врага, осуществляют противолодочную и противовоздушную оборону сил флота;
  • корветы обеспечивают боевое охранение конвоев и сил флота на рейдах;
  • минные тральщики устанавливают и тралят минные заграждения и участвуют в обороне прибрежных районов от десанта;
  • десантные корабли доставляют военную технику и десант на берег;
  • стратегические подводные лодки осуществляют нанесение ударов по территории противника с помощью баллистических ракет;
  • многоцелевые подводные лодки прикрывают стратегические, производят разведку районов пуска, противодействуют вражеским подлодкам и надводным силам, наносят удары крылатыми ракетами по различным целям;
  • специализированные подводные лодки участвуют в диверсионно-разведывательных операциях, конструкторских испытаниях и научных исследованиях.

Беглый взгляд на представленную таблицу кораблей ВМФ показывает большое разнообразие проектов и типов, что приводит в процессе эксплуатации к значительным затратам при ремонте и модернизации из-за слабой унификации узлов, агрегатов и вооружения.

Другой трудностью является подготовка корабельных специалистов для обеспечения имеющихся в составе флота разнородных кораблей, многие из которых были построены в советские годы и в настоящее время устарели и нуждаются в модернизации или списании.

Форма ВМФ

Повседневная форма матросов ВМФ на кораблях включает в себя:

  • синюю рубаху с матросским воротником;
  • синие брюки с ремнём;
  • тельняшку;
  • ботинки (полусапоги);
  • бескозырку (пилотку).

Матросы береговых подразделений носят общеармейскую форму одежды.

В повседневную форму мичманов и офицеров флота входят:

  • рубаха кремового цвета;
  • галстук (чёрный);
  • брюки (чёрные) с поясным ремнём;
  • тужурка (чёрная);
  • фуражка по цвету верхней одежды;
  • кашне (белое) и перчатки (чёрные);
  • ботинки.

Допускается ношение пилотки, шапки, свитера, плаща, пальто или куртки.

Женщины на флоте одевают:

  • кремовые блузки;
  • чёрные галстуки;
  • юбки (чёрные) с поясным ремнём;
  • пилотки;
  • туфли (ботинки);
  • колготки телесного цвета;
  • жакеты;
  • зимой – береты или шапки-ушанки,
  • свитера,
  • пальто,
  • сапоги,
  • кашне и перчатки.

Кортик ВМФ

Кортики носят мичманы и офицеры ВМФ на поясной портупее при участии в парадных мероприятиях. История морского кортика начинается с XVI века, когда он применялся по прямому назначению в качестве холодного оружия в ближнем бою.

В наши дни вручается офицерам при выпуске из училища вместе с дипломом и получением первого звания. Символизирует историческую связь с поколениями легендарных русских моряков, одержавших множество побед в сражениях на море.

Парад ВМФ в Санкт-Петербурге

Красочный торжественный парад в честь Дня ВМФ России состоялся 29 июля 2018 г. в г. Санкт-Петербург.

40 современных кораблей и катеров представляли 4 флота страны и Каспийскую флотилию (катера артиллерийского класса с историческими флагами защитников рубежей страны в годы Великой Отечественной войны).

После залпа Петропавловской крепости катер, с принимающими парад Верховным Главнокомандующим В.В. Путиным, Министром обороны генералом армии С.К. Шойгу и Главнокомандующим ВМФ адмиралом В.И. Королёвым, прошёл вдоль строя кораблей. Личный состав поздравили с праздником, В.В. Путин произнёс речь.

Корабли на Неве продемонстрировали слаженность следования в кильватерном строю, праздничные шеренги моряков на палубах. В акватории Кронштадта демонстрировались военные корабли океанского типа (ракетный крейсер и атомный подводный ракетный крейсер) и новейшие фрегаты и подводные лодки. В небе в различных построениях пролетели 38 самолёты и вертолёты авиации флота:

  • поисковый самолёт Ил-38Н;
  • истребители Су-30СМ;
  • многоцелевые истребители Су-33;
  • противокорабельные поисковые вертолёты Ка-27М;
  • противолодочный самолёт Ту-142.

По площадям и набережным северной столицы прошли торжественным маршем офицеры, мичмана и матросы флота (всего в параде участвовали около 4 тыс. военнослужащих).
Выставки вооружения частей береговой обороны пользовались неизменным успехом у детей и гостей праздника.

Концепция развития ВМФ России в современном мире Российская Федерация имеет оборонительную направленность стратегической концепции развития Вооруженных Сил. Не планируя нападения на соседние страны, Россия прилагает соразмерные усилия для поддержания обороноспособности на достаточном уровне.

Главный вероятный противник – США придерживается концепции доминирования на просторах морей и океанов. Ставка делается на крупные корабельные соединения в составе авианосцев и сопровождающих кораблей, подводных атомных лодок, которые способны наносить превентивные ядерные удары по территории противника баллистическими и крылатыми ракетами, подавлять средства ПВО и узлы береговой обороны, захватывать портовые сооружения и базы.

Для эффективного противодействия таким соединениям в нашей стране созданы новейшие образцы оружия, способные поражать авианосцы и стратегические подводные лодки (крылатые ракеты «Циркон», «Калибр», «Оникс», скоростные глубоководные торпеды), береговую инфраструктуру противника (автономный комплекс «Посейдон»).

Проводится плановая модернизация кораблей и их перевооружение. Активно строятся современные подводные ракетные стратегические крейсеры с новейшими баллистическими ракетами, которые способны незаметно выходить в районы пуска и наносить ответные удары по стратегическим объектам на территории врага. Большое внимание уделяется проекту создания на дне специализированных комплексов и роботизированных систем, которые будут действовать при возникновении критических ситуаций, находясь в мирное время в «спящем» режиме.

Авиация ВМФ пополняется беспилотными аппаратами различного назначения, современными вертолётами (Ка-62) и самолётами (МиГ-29К для кораблей и Су-30СМ для береговой авиации).

В последние годы развивается военная инфраструктура в северных регионах нашей страны: строятся военные городки в арктическом исполнении, оснащаются новейшей техникой обнаружения и поражения, проводятся учения морской пехоты и экипажей кораблей в суровых условиях Крайнего Севера, модернизируется ледокольный парк.

Проводятся дополнительные исследования в акватории Северного морского пути, который используется всё более интенсивно как нашей страной, так и другими странами. Активно осваивают месторождения полезных ископаемых на океанском шельфе. Обеспечение защиты наших северных рубежей и экономических объектов – это одна из задач Северного флота России.

С воссоединением полуострова Крым усложнилась оборонная задача Черноморского флота страны. Неспокойная обстановка на границах с Украиной и в акватории Чёрного моря, провокационные действия кораблей НАТО заставляют моряков поддерживать высокую боеспособность, в короткие сроки осваивать новейшие технику и вооружения кораблей и береговых частей.

Морская авиация демонстрирует мастерство и принуждает потенциальных провокаторов на воде отказаться от своих гнусных планов. Всесторонне прорабатываются планы создания двух группировок во главе с авианесущими кораблями на севере и востоке, которые будут в состоянии противостоять аналогичным соединениям вероятного противника и выполнять стратегические задачи командования.

Отдельное направление подготовки во флоте – совершенствование навыков и способов ведения водолазной и диверсионной работы специальных подразделений бойцов-диверсантов. В их распоряжении в настоящее время есть специально переоборудованные для доставки мини-субмарин подводные лодки, специальное снаряжение, вооружение и боеприпасы, передовые методики подготовки и обучения. Принимая участие в специализированных учениях диверсионных подразделений, наши бойцы неизменно занимают там первые места.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в России для развития ВМФ предпринимаются соразмерные усилия для переоснащения флота и частей, прикрывающих береговые и прибрежные зоны, современными комплексами и вооружением, способными обеспечить задачи обороны морских рубежей Родины.

Служба в Военно-Морском флоте была, есть и будет трудна и почетна во все времена.

Объединенное стратегическое командование «Север» — военно-административная единица Вооруженных Сил Российской Федерации на севере страны, предназначенная для защиты арктического региона России.
Образован 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. 11 мая 1937 года флотилия была преобразована в Северный флот. В 2014 году преобразовано в объединенное стратегическое командование «Север».
Зачеркнутым текстом обозначены корабли/катера находящиеся на ремонте.

43-я дивизия ракетных кораблей, в/ч 20475 (Североморск):

ТАКР «Адмирал Кузнецов» тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435. Бортовой номер 063.
атРКР «Петр Великий» тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442. Бортовой номер 099.
РКР «Маршал Устинов» ракетный крейсер проекта 1164. Бортовой номер 055.
ЭМ «Адмирал Ушаков» эсминец проекта 956. Бортовой номер 474.

14-я бригада противолодочных кораблей, в/ч 20546 (Мурманская обл., г. Североморск):

БПК «Адмирал Чабаненко» большой противолодочный корабль проекта 11551. Бортовой номер 650.
БПК «Адмирал Левченко» большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 605.
БПК «Вице-адмирал Кулаков» большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 626.
БПК «Североморск» большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 619.

432-й отряд судов обеспечения (Мурманская обл., г. Североморск):

Ингури — малое кабельное судно проекта 1112.
КИЛ-164 — киллекторное судно.
КСВ-872 — катер связи проекта проекта 1388Н.
«Спасатель Кононенко» — катера проекта 23370М.
Маныч — морской водоналивной транспорт проекта 1549.
Прут — морской танкер проект 160.
Дубна — танкер.
МБ 5 — морской буксир проекта 733.
Сергей Осипов — большой морской танкер.
МБ 15 — морской буксир проекта 714.
МБ 38 — морской буксир проекта 714.
РБ 68 — рейдовый буксир проекта 498.
РБ 66 — рейдовый буксир проекта 498.
РБ 114 — рейдовый буксир проекта 498.
Кама — танкер.
Вязьма — танкер.
МБ 100 — морской буксир проекта 745.
Печора — морской транспорт проекта 740.
МБ 110 — морской буксир проекта 745.
МБ 56 — морской буксир проекта 745.
РБ 29 — рейдовый буксир проекта 737.
РБ 49 — рейдовый буксир проекта 737.
Генрих Гасанов — большой морской танкер.
Яуза — сухогрузное судно проект 550.
Свирь — госпитальное судно проекта 320.
Терек — средний морской танкер проекта 577.
РБ 34 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ 47 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ 48 — рейдовый буксир проекта 90600.
Поморье — рейдовый буксир проекта 90600.

43-й отдельный дивизион кораблей охраны водного района (Северодвинск):

«Онега» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 164.
«Нарьян-Мар» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 138.
РТ-259 — рейдовый тральщик проекта 1258.
РТ-236 — рейдовый тральщик проекта 1258. Бортовой номер 259.
ВТР-140 — морской транспорт проекта 773.

16-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей, в/ч 20458 (Архангельская обл., г. Северодвинск).

339-я отдельная бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок, в/ч 95420 (Архангельская обл., г. Северодвинск):

Б-90 «Саров» опытовая (испытательная) российская дизель-электрическая подводная лодка, единственный корабль проекта 20120. Подводная лодка предназначена для испытаний новых образцов вооружения и военной техники.
ТРПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941У. (Опытная АПЛ, используется для испытаний ракет «Булава»).

44-я группа судов обеспечения (Архангельская обл., г. Северодвинск):

МБ 8 — морской буксир проекта 733.
МНС 3500 — малый морской танкер проекта 1844.
ПЖК 1545 пожарный корабль проекта 14613.
МБ 19 — морской буксир проекта 745.
СР 72 Владимир Котельников — судно размагничивания проекта 1799.
ВТН 36 — малый морской танкер проекта 1844.
СБ 9 — морской буксир проекта 733.
Михаил Ломоносов — судно контроля физических полей проекта 1806.
Звездочка — спасательно-буксирное судно проекта 20180.
Илья Муромец — дизель-электрический ледокол проекта 21180.

41-й район гидрографической службы (Архангельская обл., г. Северодвинск):

БГК-2154 — гидрографический катер проекта 19920.
ГС 192 — малое гидрографическое судно проекта 871.
ГС 392 — малое гидрографическое судно проекта 872.

83-я группа гидрографических судов (Архангельская обл., г. Северодвинск):
БГК 310 — большой гидрографический катер проекта 1896.
ГС 297 — малое гидрографическое судно проекта 872.
ГС 405 — малое гидрографическое судно проекта 872.
БГК 192 — большой гидрографический катер проекта 1896.

Кольская Краснознаменная флотилия разнородных сил, в/ч 36070 (Мурманская обл., г. Полярный)

121-я бригада десантных кораблей, в/ч 36045 (Полярный):

БДК «Георгий Победоносец» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 016.
БДК «Александр Отраковский» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 031.
БДК «Оленегорский горняк» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 012.
БДК «Кондопога» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 027.
БДК «Иван Грен» большой десантный корабль проекта 11711. Бортовой номер 135 (принятие на вооружение в 2017 году).
Д-148 десантный катер проекта 1176 «Акула».
Д-464 десантный катер проекта 1176 «Акула».
Д-182 десантный катер проекта 1176 «Акула».
Д-163 «Николай Рубцов» десантный катер.

161-я бригада подводных лодок, в/ч 36021 (Полярный):

ПЛ Б-177 «Липецк» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б-459 «Владикавказ» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б-471 «Магнитогорск» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б-800 «Калуга» дизельная подводная лодка проекта 877ЛПМБ.
ПЛ Б-808 «Ярославль» дизельная подводная лодка проекта 877Э.
Б-585 «Санкт-Петербург» дизель-электрическая подводная лодка, головной корабль проекта 677 «Лада».

7-я Гвардейская бригада кораблей охраны водного района, в/ч 90829 (Полярный):

141-я тактическая группа (Мурманская обл., губа Оленья):
«Мончегорск» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 190.
«Снежногорск» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 196.
«Брест» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 199.
«Юнга» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 113.

142-я тактическая группа (Полярный):
МРК «Айсберг» малый ракетный корабль проекта 1234. Бортовой номер 535.
МРК «Рассвет» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 520.

143-я тактическая группа (Полярный):
ТЩ «Ельня» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 561.
ТЩ «Полярный» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 402.
ТЩ «Соловецкий юнга» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 466.
ТЩ «Котельнич» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 454.
ТЩ «Ядрин» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 469.
ТЩ «Коломна» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 426.

144-я тактическая группа (Полярный):
ТЩ «Владимир Гуманенко» морской тральщик проекта 12660. Бортовой номер 811.
ТЩ «Машинист» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 911.

152-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 13106 (Мурманская обл, Полярный): 60 человек.

601-й отдельный дивизион гидрографических судов (Мурманская обл., г. Полярный):

БГК-2148 — большой гидрографический катер проекта 19920.
МГК 657 — малый гидрографический катер проекта 1403.
БГК 462 — большой гидрографический катер.
БГК 663 — большой гидрографический катер.
БГК 754 — большой гидрографический катер.
БГК 885 — большой гидрографический катер.
ВИЗИР — гидрографическое судно проекта 862.
ГИДРОЛОГ — гидрографическое судно.
ГОРИЗОНТ — гидрографическое судно.
СЕНЕЖ — гидрографическое судно.
ГС 526 — гидрографическое судно.
ГС 440 — гидрографическое судно.
ГС 278 — гидрографическое судно.
ГС 87 — гидрографическое судно.
МАРС — гидрографическое судно.
РОМУАЛЬД МУКЛЕВИЧ — гидрографическое судно.

86-й аварийно-спасательный отряд управления поисковых и аварийно-спасательных работ (Мурманская обл., г. Полярный):

КИЛ-143 — киллекторное судно.
КИЛ-22 — киллекторное судно.
КИЛ-31 — киллекторное судно.
РВК 557 — рейдовый катер проекта 1415.
ПЖК 1348 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 1378 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 1546 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 2055 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 49 — пожарный катер проекта 364.
ПЖК 54 — пожарный катер проекта 364.
СБ 131 Николай Чикер — спасательный буксир.
ВМ 33 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 69 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 121 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 126 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 277 — водолазное судно проекта 535.
ВМ 72 — рейдовый катер проекта 1415.
ВМ 915 — водолазное судно проекта 535.
ПЖС-64 — пожарный корабль проекта 1993.
КРХ-536 — катер-торпедолов проекта 1388.
ВМ 227 — водолазное судно проекта 535.
РВК 122 — рейдовый катер проекта 1415.
Георгий Титов — спасательное судно.
СБ 365 — морской буксир проекта 714.
СБ 523 — морской буксир проекта 714.
Алтай — морской буксир проекта 1452.
СБ 406 — морской буксир проекта 712.
Памир — морской буксир проекта 1452.
Михаил Рудницкий спасательное судно.

Отряд судов обеспечения (Мурманская обл, Росляково):

СР 569 судно размагничивания проекта 130.
РБ 243 — рейдовый буксир проекта 737.
СР 216 — судно размагничивания проекта 130.
ПКЗ-23 — судно размагничивания проекта 130.
СР 215 — судно размагничивания проекта 1799.
СР 261 — судно размагничивания проекта 1799.
ВТН 35 малый морской танкер проекта 1844.
СПК-44150 — самоходный плавучий кран проекта 02690.
СПК-45150 — самоходный плавучий кран проекта 02690.

8-я группа судов обеспечения (Мурманская обл, Росляково):

Академик Исанин — судно контроля физических полей проекта 1806.
Академик Макеев — судно контроля физических полей проекта 1806.
Владимир Перегудов — судно контроля физических полей проекта 1806.
СР 548 — судно контроля физических полей проекта 130.

518-й дивизион разведывательных кораблей, в/ч 20524 (Мурманская обл., г. Полярный):

ССВ-571 «Беломорье» — большой разведывательный корабль проекта 1826.
«Виктор Леонов» — средний разведывательный корабль проекта 864.
ССВ 169 «Таврия» — средний разведывательный корабль проекта 864.
ССВ «Юрий Иванов» — средний разведывательный корабль проекта 18280.
ГС-31 «Чусовой» — морской буксир проекта 745.

Краснознаменные подводные силы Северного флота (Мурманская область, г. Гаджиево)

7-ая дивизия подводных лодок (Видяево):

АПЛ Б-276 «Кострома» атомная подводная лодка проекта 945.
АПЛ Б-336 «Псков» атомная подводная лодка проекта 945А.
АПЛ Б-534 «Нижний Новгород» атомная подводная лодка проекта 945А.
АПЛ Б-414 «Даниил Московский» атомная подводная лодка проекта 671РТМК.
АПЛ Б-448 «Тамбов» атомная подводная лодка проекта 671РТМК.

140-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 69068 (Мурманская обл, Видево)

11-ая дивизия подводных лодок (Мурманск-150):

АПЛ К-119 «Воронеж» гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ К-266 «Орел» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ К-410 «Смоленск» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ Б-138 «Обнинск» атомная подводная лодка проекта 671РТМК.
АПЛ К-560 «Северодвинск» атомная подводная лодка проекта 885.
АПЛ К-561 «Казань» атомная подводная лодка проекта 885М «Ясень-М» (принятие на вооружение в 2018 году).

160-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 09619 (Мурманская обл, Мурманск-150)

31-ая дивизия подводных лодок (Мурманская обл, Гаджиево):

АПЛ К-18 «Карелия» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ.
АПЛ К-51 «Верхотурье» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ.
АПЛ К-84 «Екатеринбург» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ.
АПЛ К-114 «Тула» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ.
АПЛ К-117 «Брянск» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ.
АПЛ К-407 «Новомосковск» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ.
АПЛ К 535 «Юрий Долгорукий» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 955.

58-я отдельная рота охраны, в/ч 10672
(Мурманская обл, посёлок Гаджиево).

269-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 30853 (Мурманская обл, посёлок Гаджиево)

24-ая дивизия подводных лодок (Ягельная Губа):

АПЛ К-154 «Тигр» атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-157 «Вепрь» атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-317 «Пантера» атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-328 «Леопард» атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-335 «Гепард» гвардейская атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-461 «Волк» атомная подводная лодка проекта 971.

29-я отдельная бригада подводных лодок особого назначения ГУГИ, в/ч 13090 (Мурманская обл, Гаджиево, Оленья Губа):

АПЛ АС-21 атомная подводная лодка специального назначения проекта 1851.
АПЛ АС-35 атомная подводная лодка специального назначения проекта 1851.
АПЛ АС-23 атомная подводная лодка специального назначения проекта 1851.
АПЛ БС-129 «Оренбург» атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.
АПЛ БС-64 «Подмосковье» — атомная подводная лодка специального назначения проекта 667БДРМ.
АПЛ К-329 «Белгород» — атомная подводная лодка специального назначения проекта 09852 (принятие на вооружение в 2019 году).
АС-31 «Лошарик» атомная глубоководная станция проекта 10831.
АС-13 атомная глубоководная станция проекта 1910.
АС-15 атомная глубоководная станция проекта 1910.
АС-33 атомная глубоководная станция проекта 1910.

Н-я тактическая группа (Архангельская область, архипелаг Новая Земля, п. Рогачево)

Н-я тактическая группа (архипелаг Земля Франца-Иосифа, остров Земля Александры)

Н-я тактическая группа (архипелаг Северная Земля, остров Средний)

99-я тактическая группа, в/ч 74777 (архипелаг Новосибирских островов, остров Котельный)

61-я киркенесская краснознамённая бригада морской пехоты, в/ч 38643 (Мурманская обл., Печенгский р-н, пос. Спутник)

153-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС (Мурманская обл, Гремиха)

420-й морской разведывательный пункт, в/ч 40145 (Мурманская обл., Кольский район, п.Зверосовхоз)

536-я отдельная береговая ракетная бригада, в/ч 10544 (Мурманская обл., пос. Губа Оленья)

186-й отдельный центр РЭБ, в/ч 60134 (Мурманская обл., г. Североморск)

Подвижный узел связи (Полярный).

516-й узел связи, в/ч 40630 (Североморск).

180-й отдельный морской инженерный батальон, в/ч 36085 (Североморск).

3805-я комплексная база материально-технического обеспечения, в/ч 96143 (МТО).

Н-й армейский корпус (Мурманская область, г. Мурманск):

80-я отдельная арктическая мотострелковая бригада, в/ч 34667 (п. Алакуртти, Мурманская область)

200-я отдельная мотострелковая Печенгская ордена Кутузова бригада, в/ч 08275 (Мурманская область, п. Печенга, п. Корзуново, п. Верхнее и Нижнее Луостари)

58-й отдельный батальон управления (Мурманская область, г. Мурманск).

45-я армия ВВС и ПВО, в/ч 06351 (г. Североморск, пгт. Сафоново).

403-й отдельный смешанный авиационный полк, в/ч 49324 (Мурманская область, г. Североморск-1, аэродром Северомоск-1)

2-я гвардейская авиагруппа, в/ч 49324-2 (Вологодская область, п. Федотово, станция Кипелово, аэродром Кипелово)

3-я гвардейская авиагруппа, в/ч 49324-3 (г. Москва, п. Остафьево, аэродром Остафьево)

279-й отдельный корабельный истребительный авиационный Смоленский Краснознаменный полк имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова, в/ч 26808 (Мурманская область, п. Североморск-3, аэродром Североморск-3)

100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк (г. Ейск, с дальнейшей передислокацией в п. Североморск-3, аэродром Североморск-3)

Министр обороны РФ Сергей Шойгу решил отменить одно из самых затратных и бездумных решений Сердюкова . В 2012 году было выполнено одно из самых одиозных решений бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова: Главный штаб ВМФ России из Москвы перебрался в Санкт-Петербург. Из питерского Адмиралтейства по такому случаю срочно выселили в Кронштадт штаб Ленинградской военно-морской базы, а Военно-морской инженерный институт – в город Пушкин Ленинградской области.

В историческом здании затеяли дорогостоящий ремонт, которому и сегодня конца не видно. На этой неделе выяснилось: все муки напрасны. Главный штаб ВМФ приказано срочно (уже в 2015 году) вернуть в Москву .

Санкт-Петербург. Вид на комплекс зданий Адмиралтейства на 2-м Адмиралтейском острове

Так бесславно и с огромными финансовыми потерями для страны завершается долгая эпопея скитаний флотского руководства, начавшаяся еще в 2007 году. Ее инициаторы никогда и не таились – Борис Грызлов , в ту пору возглавлявший Государственную Думу и партию «Единая Россия», а также прежний губернатор Питера Валентина Матвиенко . Валентина Ивановна тогда же, в 2007-м, радостно объявила: «Мы давно вынашивали эту идею».

Все делалось под лозунгом возвращения Санкт-Петербургу столичных функций и освобождения Москвы от их излишков. Вот же Конституционный суд переехал в Северную столицу? Кого бы еще перетащить? А давай военных моряков. Все же Питер – колыбель российского флота. Выходит – как бы возвращение к истокам. К тому же Адмиралтейство и строилось для петровских еще адмиралов.

Под боком будет куча конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, судостроительные заводы, Военно-Морская академия, училища, Ленинградская военно-морская база. Балтийский флот, в конце концов. Такова была система сановных аргументов этой идеи. Очень гламурненько это им виделось.

В ответ – негодование людей дела. Прежде всего – флотских специалистов, бывших и нынешних командующих флотами. В открытом письме отставных адмиралов президенту страны инициатива Грызлова и Матвиенко была названа «вредоносной и абсолютно неприемлемой». Указали и примерную цену, в которую обойдется бюджету – 40-50 миллиардов рублей .

Главный штаб ВМФ – не просто пара сотен кабинетов на Большом Козловском, разъясняли непонятливым авторы письма. Это, прежде всего, офицеры-операторы, которых десятилетиями готовили к управлению в Мировом океане боевыми кораблями, самолетами и атомными подводными лодками. Под занавес службы они обзавелись столичными квартирами и к переезду не готовы. Это раз.

Узлы связи с гектарами антенных полей и сотнями километров кабелей (прежде всего — 109-й Центральный узел связи в Балашихе), многоэтажные подземные командные пункты, возведенные в Подмосковье – это два. Если флотское руководство переедет в Питер – кому будут нужны эти совершенно секретные циклопические сооружения на старом месте? А на новом ничего подобного нет. И не предвидится в ближайшие десятилетия по причине отсутствия средств на столь гигантскую стройку.

Наконец, как в Москве осуществлять оперативное взаимодействие посредством секретной переписки Главного штаба ВМФ с Генеральным штабом Вооруженных сил и Министерством обороны – это понятно. Но как все это выстроить из Санкт-Петербурга? С каждой бумагой ежедневно высылать курьера и автоматчиков?

Скорее всего, эти сомнения в Кремле тогда сочли старческим бурчанием отставных адмиралов. И отмахнулись от них, как от назойливых мух. Идея переезда сулила Анатолию Сердюкову и его «женскому батальону» освобождение бесценных гектаров в центре Москвы и ближнем Подмосковье. Все остальное меркло в их глазах перед блестящей коммерческой перспективой.

Разные мелкие трудности на заветной дороге встречались Сердюкову и потом. Скажем, в 2008 году на конференции Академии военных наук тогдашнего начальника Генерального штаба Юрия Балуевского спросили: как он относится к запланированному перемещению ГШ ВМФ в Питер? «Лично я расцениваю это так, что в этом нет необходимости », — был ответ генерала армии. Его тотчас отправили в отставку.

Долго противился затее и прежний главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Высоцкий. Правда, опасливо и не публично. Журналистам заявлял, что официальных бумаг по этому поводу не видел, поэтому и о сроках, дескать, разговаривать не готов. По слухам, подковерные бои Высоцкому приходилось выдерживать жестокие. Говорят, именно из-за них в середине 2011 года 55-летний главком был отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. Без сомнения, причиной был скандал. В 55 лет просто так главкомы не покидают кресел.

Путь к переезду был почти расчищен. Оставались сами офицеры и адмиралы Главного штаба, из которых паковать чемоданы готовы были далеко не все. С ними поступили еще проще – по коридорам Большого Козловского прокатилось цунами кадровых сокращений. Из почти тысячи военных в запас и отставку по «организационно-штатным мероприятиям» отправили две трети.

Большинство из тех, что остались при должностях, в Москву с флотов приехали недавно и квартирами в «первопрестольной» обзавестись не успели. Эти в Питер отправились с легкой душой, поскольку заветное жилье им пообещали хотя бы на новом месте. Поэтому преемник Высоцкого на посту главкома адмирал Виктор Чирков в 2012 году, когда все уже свершилось, на полном серьезе рапортовал: «Из 100% укомплектованности главного командования по семейным причинам отказались ехать три человека, которые будут увольняться. Поэтому никаких потерь нет ».

Однако в том, что из Питера руководить флотами сложно, очень быстро убедились все. Расходы на командировочные в Москву и гостиницы в Главном штабе выросли взрывообразно. Сам Чирков в купе фирменного поезда «Красная стрела» стал ночевать, кажется, чаще, чем в собственной спальне. Вовремя получить заветные подписи под служебными документами чинам Главного штаба зачастую оказалось просто невозможно – за многими нужно было мчаться на самолете или на поезде в Генштаб и Минобороны. Связываться с кораблями в океане приходилось тоже через Москву – а как еще? Сумасшедший дом на тонущем крейсере во время пожара…

А тут еще в ноябре 2012 года сняли коммерсант-министра Сердюкова. Сменивший его на руинах армии Сергей Шойгу с проблемами военных моряков разобрался быстро. Уже через полтора месяца после разрушительного переезда он приказал «проработать вопрос с возвращением ГШ ВМФ в Москву». Заодно – и с увеличением на 150 должностей бездумно порушенного Сердюковым штата флотских управленцев.

И вот теперь, получается, момент возвращения настал. Хотя, строго говоря, это не совсем исправление прежних ошибок руководства страны и Министерства обороны. Потому что в Москву главкомат военных моряков возвращают в новое место и в новом качестве. Ведомству предстоит вселяться не в прежние его апартаменты в столичном Большом Козловском переулке у станции метро «Красные ворота». Да и некуда там – в этом комплексе зданий все с того же 2012 года квартирует штаб тыла Вооруженных сил РФ. И, кстати, так и не знает, зачем ему доставшиеся в наследство защищенные линии связи с флотами и той же Балашихой.

Ну, так и штабу тыла трогаться с Большого Козловского некуда. Прежние его окна глядели прямо на Красную площадь и Спасскую башню. Поэтому эти бесценные здания и были проданы в числе первых.

В общем, теперь диспозиция такая: Главный штаб ВМФ ждет московский Арбат. То есть, белоснежное здание, в котором сегодня квартирует само Минобороны и Генштаб. Вместе с моряками туда же в начале следующего года переберутся еще и главкоматы Сухопутных войск и ВВС.

А куда Минобороны и Генштаб? Их тоже ждет дорога, но недальняя – на Фрунзенскую набережную Москвы-реки. В «высотку», которую с советских времен занимал необъятный Главный штаб Сухопутных войск, а сегодня – его ошметки.

Там, на Фрунзенской набережной, с 1 декабря заработает одно из основных детищ Шойгу — Национальный центр управления обороной РФ (НЦУОГ) . В его составе будут три командных пункта: центр высшего командования, центр боевого управления, в том числе Силами ядерного сдерживания, и центр по управлению повседневной деятельностью армии и флота.

Причем, будет это не просто новый «мозг армии». НЦУОГ мыслится как орган управления всеми государственными структурами, способный действовать в условиях как полномасштабных боевых действий, так и нетрадиционных форм ведения войны . Защищенные линии связи отсюда протянутся во все федеральные министерства и ведомства, а также в администрации регионов страны.

Так что может быть оно и неплохо выйдет. Но рационально ли военным морякам с Большого Козловского на Фрунзенскую добираться через Питер? И сколько стоит такой проезд? Если в один конец 40-50 млрд. рублей, то и в другой, наверное, примерно столько же. Тогда, может, посчитаем?

100 млрд. рублей – это ведь по нынешнему курсу 2,5 млрд. долларов. По данным из открытых источников, один современный корвет типа «Стерегущий» или фрегат типа «Адмирал Григорович» обходится казне в 100 млн. долларов. Тогда получается что на путешествии Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург и обратно бездумно «прогуляли» мы целую эскадру – 25 кораблей океанской зоны .

Господа Грызлов, Медведев и Сердюков, госпожа Матвиенко — кто оплатит стране этот банкет?

Скандал с Главным штабом ВМФ комментировали многие. Красноречивей всего, на мой взгляд, получилось у бывшего подводника, писателя-мариниста Александра Покровского: «Все это, как мне представляется, можно сделать только с очень большого нефтяного жира. С жира многое случается ».