Воображение в жизни человека. Что такое воображение в психологии

Виды и типы памяти. Индивидуальные способности памяти человека.

I. По характеру психической активности:

· двигательная (моторная) – память на движения и их системы

· эмоциональная – память на чувства

· образная – память на представления, картины природы, жизни, звуки, запахи, вкусы

· словесно-логическая – память на мысли

II. По характеру цели деятельности:

· произвольная

· непроизвольная

III. По продолжительности закрепления и хранения материала:

· кратковременная

· долговременная

· оперативная – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.

IV. По характеру поступающей информации:

· слуховая

· зрительная

· моторная

Вклад различных психологических теорий в современные исследования мыш­ления.

Ученые Вюрцбургской школы первыми подошли к проблеме мышления в рамках психологии сознания и метода интроспекции. Они установили, что мышление – активный творческий процесс поиска решения. Однако человек не может одновременно мыслить и наблюдать за этим. Для этого мышление необходимо экстериоризировать. Был изобретен метод рассуждения вслух.

Ассоциативная теория: мышление – это непрерывная цепочка ассоциаций.

Бихевиоризм: мышление – это сложные связи между стимулом и реакцией.

Гештальт-теория: мышление – это интуитивное получение решения за счёт осознания общей структуры и свойств проблемной ситуации. Вводится понятие «инсайта», особенно важное в сфере психологи творчества.

Психоаналитическая теория: мышление зависит от мотива, на него накладывают отпечаток бессознательные влечения.

Деятельностный подход: мышление – это вид деятельности, формирующийся и развивающийся в течение жизни под влиянием общества. Мышление носит познавательный характер.

Воображение и творчество. Закономерности развития воображения у детей.

Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии.

Сравнение воображения и творческого мышления.

Различия:

1. Творческое мышление имеет дело с конкретными задачами, определенной деятельностью. Воображение оперирует образами.

2. При творческом мышлении присутствует чёткая логика в решении задач. В процессах воображения существует высокая вариативность и неточность в решении задач.

Сходства:

1. Зависят от потребностей.

2. Обусловлены социальной средой и уровнем её организации.

3. Являются психическими процессами.

4. Решают задачи – это из функция.

Закономерности развития воображения у детей, проявления воображения в детском творчестве.

Развитие воображения в онтогенезе (Т.Рибо):

Первый период. В младшем дошкольном возрасте воображение только начинает развиваться и во многом компенсирует недостаток жизненного опыта. Происходит бурное развитие фантазии. Кроме того, в этом возрасте ребёнок ещё часто не может отделять образы фантазии от образов реального мира. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека оно начинается с трех лет. К 4-7 годам у ребёнка развивается воссоздающее возражение, то есть он может воспроизводить реальность такой, какая она есть на самом деле. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается, прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и, особенно, от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. Начинает развиваться творчество.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, момент кризиса. В подростковом возрасте происходит полный переход от детского восприятия мира ко взрослому. Человек уже умеет отделять образы воображения от действительности. В подростковом возрасте активно развивается творчество. Оно служит средством самовыражения, человек без труда организует необычные связи между предметами. В подростковом возрасте воображение в своём развитии достигает максимума.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку. Со временем из-за постоянного развития рационального мышления воображение либо перестаёт развиваться и остаётся на уровне подросткового возраста, либо падает. Зачастую отпадает необходимость создания необычных связей, мышление становится всё более стереотипным.

4.Восприятие как способ познания действительности. Закономерности формирова­ния перцептивного образа. Механизмы пространственного восприятия.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в целом, в совокупности их свойств и частей.

Восприятие основано на совместной работе органов чувств и синтезе отдельных ощущений в сложные комплексные системы, причем данный синтез не есть простая суммация. Это активный процесс, он предполагает:

Выделение из комплекса действующих признаков основных существенных признаков с одновременным отвлечением от несущественных.

Объединение группа основных существенных признаков и сопоставление воспринятого комплекса с прежними знаниями о предмете.

Восприятие таким образом носит активный опосредованный характер, т.е. оно опосредовано опытом (апперцепция) и представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Прошлый опыт обуславливает константность восприятия, которое позволяет вносить поправку к тем особенностям, которые может приобретать предмет при меняющихся условиях (ощущения могут быть различны, но восприятие одинаково).

Восприятие также носит обобщенный и предметный характер. Отдельные ощущения синтезируются и предстают в образе целого предмета.

Данные особенности позволяют глубже познавать предметы или явления действительности. [Лурия]

Для построения образа восприятия, необходимо, чтобы предмет выделился как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъекта воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Т.о. в образе присутствуют не только отдельные ощущения, но и функциональные признаки. Иное соединение одних и тех же эмпирических элементов может приводить к наличию у предмета совершенно иной функции. [Рубинштейн]

Закономерности построения образа восприятия

Восприятие – сложный процесс. В него всегда включены двигательные элементы: движения глаз, движения ощупывающей руки, проговаривание слов и т.п. В связи с этим о восприятии говорят как о воспринимающей деятельности.

Þ Движения дают возможность человеку больше информации об объекте (больше ощущений). При воспринимании новых, незнакомых предметов особенно важным становится первый этап – двигательный. Человек старается со всех сторон рассмотреть предмет, ощупать его.

Þ Оживление следов памяти.

Þ Построение гипотез о предполагаемом значении доходящей информации. Одна за другой человек создает гипотезы о предполагаемых свойствах предмета и функций.

Þ Сличение и сравнение актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями.

Þ Узнавание предмета. Узнавание, или классификация – есть конечный итог восприятия.

Следует заметить, что в такой своей форме восприятие близко к процессам наглядного мышления, и эта близость тем больше, чем новее и сложнее воспринимаемый предмет.

Восприятие также сильно связано с таким высшим психическим процессом, как речь. Каждый образ восприятия лежит в закрепленном за ним слове, понятии. [Лурия]

Важную роль в изучении построения образов восприятия сыграл немецкий ученый Гельмгольц, выдвинувший теорию бессознательных умозаключений.

Эта теория утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственное данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Гельмгольц указывал на условность термина «бессознательное умозаключение»: оно - результат не сознательного рассуждения, а какой-то игры нервных процессов, неизвестной нам, но которую можно представить по аналогии с умозаключением.

Во-первых, они действуют принудительно, от них нельзя избавиться с помощью мышления. Они возникают бессознательно и не управляются сознанием. Во-вторых, они формируются в опыте, путем многократного повторения, в-третьих, механизмом таких умозаключений являются, по-видимому, какие-то сенсомоторные связи между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия.

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на существование механизмов, которые хотя и не выступают в самонаблюдении, но составляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др. Объективно все это выявляет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.

5.Выделение компонентов темперамента в различных психологических теориях.

Подход к исследованию темперамента в опроснике структуре темперамента (В.М. Русалов)

Теории интегрирующего типа (по Русалову).

Гипотеза об особом статусе темперамента в структуре индивидуальности. Это специальная теория индивидуальности.

Биологические характеристики подчинены эволюционно-генетическим законам.

Темперамент человека реализуется в двух аспектах:

a. предметный (объектно-ориентированный)

b. социальный (субъектно-ориентированный; коммуникативный).

Русалов выделяет 4 блока темперамента:

1) Энергичность

2) Темп – это скоростные особенности мышления, речедвигательного аппарата во время общения. Зависит от свойств нервной системы.

3) Пластичность – легкость/трудность переключения в работе и общении.

4) Эмоциональность – эмоциональная чувствительность к расхождению между ожидаемым результатом и тем, что получился в плане деятельности, а также чувствительность человека к коммуникативной сфере и оценке окружающих людей в плане социальном.

Каждый блок оценивается с двух сторон – предметной и социальной. Предметная стороны связана с выполнением конкретной предметной деятельности. Социальная сторона – с социальными взаимодействиями, опосредующими деятельность.

6.Закономерности развития памяти в онтогенезе. Способы совершенствования процессов памяти.

Развитие памяти в онтогенезе – не постепенный процесс. В своём развитии память проходит несколько стадий и форм. Нельзя сказать, что память ребёнка хуже, чем память взрослого. Наоборот, у детей гораздо лучше развита эйдетическая память. Однако существенное отличие памяти ребёнка и взрослого состоит в том, что запоминание у ребёнка носит по большей части непроизвольный характер, его трудно организовать, сделать избирательным.

Процесс развития произвольной памяти тесно связан с развитием опосредованного внимания и овладением речью. Развитие произвольной и непроизвольной памяти так же подчинено закономерности, выявленной А.Н. Леонтьевым («параллелограмм развития»). Ребёнок дошкольного возраста для запоминания не использует вспомогательные средства: если ребенку для запоминания слова предложить какой-то вспомогательный объект и проассоциировать его со словом, это не улучшит запоминания.

Школьный возраст является возрастом, когда ребёнок учится создавать логические связи между предметами, развивается опосредованное запоминание. Старшие школьники уже без труда устанавливают вспомогательные связи и могут создавать любые ассоциации между словом и предлагаемыми объектами. Также отличительная черта состоит в том, что они уже не нуждаются во внешних опорах для запоминания, и используют внутренние логические понятийные связи. Старшие школьники укладывают получаемую информацию в определенную структуру, кодируют её в определенные смысловые группы. Механическая непосредственная память преобразуется в словесно-логическую опосредованную.

Итак, память в своём развитии претерпевает коренные изменения: если на ранних этапах она является как бы продолжением восприятия, то с возрастом она всё более приобретает связь с процессами мышления.

Блонский в развитии памяти в онтогенезе выделяет несколько стадий:

· двигательная

· эмоциональная

· образная

· словесно-логическая

· память на мысли

Мнемо́ника (греч - искусство запоминания) (мнемоте́хника) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

В самом общем приближении мнемоника основана на замене абстрактных фактов на некие понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Не секрет, что слова, значения которых мы не знаем, запоминать очень сложно. Эти слова «пустые», за ними ничего не стоит. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезнет из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием - чем-то, что связано с яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Так человеку бывает сложно запоминать цифры. Но стоит лишь вместо цифр использовать образы, как процесс запоминания существенно упрощается. Например есть методики, которые дают свой образ для каждой цифры. Единица - кол, деревяшка в ошметках коры, шершавая на ощупь. Двойка - лебедь, белоснежный и толстый и так далее для все цифр. Есть методики, где образы даются на двузначные цифры. После создания образного ряда запоминание цифр превращается в игру, похожую на рисование мультфильма. Например, для запоминания числа 21 нужно представить себе лебедя, на которого упал кол, ушиб его и лебедь злобно шипит и щиплет кол. Таким образом вместо абстрактных цифр в памяти появляются движущиеся картинки, которые легко и прочно в ней удерживаются.

Для запоминания длинного списка предметов, их следует мысленно размещать на хорошо знакомой дороге - скажем из дома на работу или в школу. Для запоминания иностранных слов создаются их яркие образы. Например для запоминания слова skirt - англ. юбка - можно представить себе скирду (это русское слово похоже на английское skirt) сена в юбке и удивленного крестьянина рядом.

Так, например, чтобы запомнить числовое выражение величины числа π (~3,14159265358…), можно заучить следующее двустишие, в котором число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа:

«Это я знаю и помню прекрасно
Пи многие знаки мне лишни, напрасны».

7.Информационная теория эмоций П.В. Симонова.

Информационная теория эмоций неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального человека.

Сновидения

Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным . Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Воссоздающее и творческое воображение

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Реалистическое воображение

Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтази”.

При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего , идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.

Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Специфика процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового — материальных ценностей, научных идей или .

Взаимосвязь воображения и творчества

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.

Однако житейское и научное определения человеческих фантазий очень сильно разнятся. В первом случае это лишь все нереальное, не соответствующее окружающей нас действительности, а следовательно, не наделенное никаким практическим значением. Ученые же не совсем разделяют мнение простых обывателей о том, что такое воображение. Определение его с научной точки зрения охватывает все стороны культурной жизни индивида и дает стимул для развития художественного, научного и технического творчества.

О феномене воображения

Человек - единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.

Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии - преобразование в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.

О мышлении и воображении

Мечты

Эти продукты человеческого воображения нацелены на желаемое человеком будущее. В них в основном содержатся довольно реальные и, как правило, осуществимые планы, касающиеся учебы, работы, карьеры и семьи. Такая форма воображения характерна для молодых людей, у которых впереди большая часть жизни.

Грезы

Этот своеобразный тип фантазий характеризуется оторванностью от объективной реальности, и в большинстве случаев воплотить в жизни образы из них никогда не получится. Они представляют собой нечто среднее между галлюцинациями и мечтами, но следует помнить, что, в отличие от первых, грезы - это продукты активности нормального человеческого сознания.

Сновидения

Сны всегда представляли особый интерес для специалистов, изучающих деятельность мозга. Сегодня ученые склонны считать, что они отражают процесс обработки сознанием различной информации, причем сновидения не только функционально связаны с этой деятельностью, но и могут содержать человеческие мечты и грезы, а также новые ценные идеи и открытия. Здесь уместно вспомнить о русском химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, который, по легенде, именно во сне увидел периодическую систему элементов, названную позже его именем.

Непроизвольные фантазии

Говоря о том, что такое воображение, специалисты так или иначе связывают его с волей человека. Образы при его непроизвольном типе создаются в результате деятельности ослабленного сознания. Это может быть полудремота или же состояние сна, а также некоторые психические расстройства. Процесс в этом случае никак не контролируется и является полностью неосознанным.

Произвольное воображение

Этот вид относят к осознанной, направленной деятельности, при которой индивид в полной мере понимает ее мотивы и цели. Его характеризует преднамеренное создание образов, а произвольность и активность воображения сочетаются различными способами. Яркими примерами пассивного произвольного воображения являются грезы, а активного - длительный целеустремленный поиск, характерный для творчества писателей, художников и работы изобретателей.

Воссоздающее воображение

Данный тип основывается на создании образов объектов, не воспринимаемых ранее индивидом в законченном виде, притом что он имеет представление о подобных объектах и отдельных их элементах. Наверное, все хорошо знают, что такое пространственное воображение. Но не каждый понимает, что оно и является воссоздающим. Все образы формируются в реальности посредством чертежей, рисунков и других подобных схем с использованием имеющихся относительно них знаний. Элементы отличаются большей гибкостью, разнообразием, динамичностью и носят репродуктивный характер.

Творческое воображение

Оно является процессом самостоятельного создания творцом новых, ни на что не похожих образов, воплощенных в оригинальные результаты различного рода деятельности. При этом опосредованная опора создателя на прошлый его жизненный опыт минимальна, а главную роль играет лишь полет его фантазии.

Реалистическое воображение

Имеет место при вере в возможность воплощения в жизнь создаваемых образов. Характеризуется предвосхищением будущего, идеальным представлением результата до того, как он будет достигнут. В литературе существует множество примеров того, как образ или ситуация, рожденные лишь воображением писателя и считающиеся нереалистичными, в точности повторяются в объективной реальности.

Социологическое воображение

Сложно поспорить с тем, что жизнь отдельного индивида невозможно отделить от жизни общества. Говоря о том, что такое социологическое воображение, можно сказать, что это способность распознавать взаимосвязь всего, что происходит в реальности, с учетом структурных, культурных и исторических условий. В рамках этой разновидности также рассматриваются действия, совершаемые как отдельными, так и коллективными социальными субъектами, образующими сложное и разнородное человеческое общество.

Подробно поговорив о том, что такое воображение, выделив его различные виды и описав их особенности, можно смело сказать, что ни один из множества видов творчества невозможно представить без элемента фантазии, будь то наука, литература, живопись. В общем смысле - это предвосхищение того, чего пока нет, но что, может быть, станет частью нашей жизни. Воображение напрямую связано с интуицией, догадкой, озарением. Каждый человек в той или иной степени склонен фантазировать, однако не стоит забывать и о реальной жизни, чтобы грезы не стали болезненными галлюцинациями, а построенные воздушные замки не разрушились об серую повседневность.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом не воспринимавшихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях 28 .

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:

вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человекобык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

конструирование предмета в связи с его назначением, например, копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Таким образом, выделим основные приемы создания образов воображения:

Комбинирование (агглютинация) Акцентирование Типизация

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.

Виды воображения (по уровню психической активности):

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий . Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

– слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

– эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

– стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Виды воображения (по результату и характеру процесса):

Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, например, он никогда не видел моря, но, прочтя его описание в книге, он может себе представить море в более или менее ярких образах.

С помощью воображения человек выполняет следующие действия:

1. Предвосхищение результатов труда.

2. Предвидение будущего, планирование деятельности, программирование поведения.

3. Решение проблемных ситуаций, поиск путей выхода из них.

4. Замена деятельности бесплодным фантазированием.

Говоря о понятии воображения, надо сказать, что оно имеет неразрывную связь с такими психическими процессами, как восприятие, память и мышление. Но существенно отличается от них. И, принимая во внимание высказывание Л.С. Выготского относительно отличия воображения от других форм психической деятельности, важно заметить, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.

По мнению В.А. Ситарова, воображение состоит в мысленном отходе за границы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению событий, освежает полученный в прошлом опыт и уже имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Воображение отражает субъективный мир человека, его видение окружающего мира. В особенности актуальна работа воображения в тех ситуациях, когда для осуществления мыслительных операций не достает количества информации, тогда с помощью воображения мы находим решения и выход из сложившейся ситуации, путем прогнозирования промежуточных и конечных результатов своей деятельности.

В.А. Ситаров дает ему следующее определение:

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

М.В. Гамезо предлагает похожее определение воображения, основываясь на сравнении его с другими психическими функциями:

Воображение (фантазия) - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).

Подобные суждения о понятии и сущности воображения выдвигали: С.Л.Рубинштейн, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.И. Николаева, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.Г. Литвак и другие исследователи).

Далее, говоря о физиологическом аспекте воображения, хочется привести пример, который описывает Л.С. Выготский. Говоря о работе коры больших полушарий головного мозга, Л.С. Выготский сравнивает работу головного мозга с колеёй, оставленной колесом на земле, которая в последствие облегчает движение. Сущность этого примера заключается в том, что мозг, сохраняя наш прежний опыт, облегчает воспроизведение этого опыта в будущем. Но если бы работа мозга заключалась только в воспроизведении информации, человек не смог бы приспособиться к постоянно изменяющимся условиям.

Ввиду этого, Л.С. Выготский выделяет следующую функцию - комбинирующую или творческую.

Комбинирующая деятельность мозга основывается на сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, но суть этой функции заключается в том, что имея следы возбуждений, мозг комбинирует их в новые сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Такая деятельность человека, основанная не только на воспроизведении его прежнего опыта, но и на создании чего-то нового, называется творческой.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, называют воображением или фантазией.,

Рассматривая этот вопрос, А.Г. Маклаков связывает процесс воображения с регуляцией органических процессов организма и движения. Ввиду того, что физиологические механизмы воображения связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Далее, А.Г. Маклаков отмечает, что воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит представить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. А значит, воображение играет огромную роль в формировании личности и жизни человека в целом.

В своем очерке Л.С. Выготский выделяет несколько форм связи воображения с действительностью, что, по его мнению, поможет лучше понять механизм воображения и его связь с творческой деятельностью.

Во-первых, воображение основано на прежнем опыте человека, состоящего из образов действительности.

Далее Л.С. Выготский формулирует первый и, по его словам, самый важный закон о том, что творческая деятельность воображения зависит от богатства и разнообразия прошлого опыта человека, представляющий собой материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем шире материал, которым располагает его воображение.

Во-вторых, Л.С. Выготский выделяет высшую форму связи фантазии с реальностью - связь конечного продукта воображения с реальным явлением. Эта форма связи возможна благодаря чужому или социальному опыту. Иными словами, если никто не наблюдал описанного явления, то при этом правильное представление оказалось бы невозможным.

Третей формой связи между деятельностью воображения и реальностью, которую выделяет автор, является эмоциональная связь. Сущность этой связи заключается в том, что образы и впечатления, имеющие общую эмоциональную окраску, объединяются, даже если они не имеют сходства. В этом случае чувства влияют на воображение, но есть и обратная связь, при которой воображение влияет на наши эмоции. Например, игра актеров, их переживания нас тревожат и заставляют задуматься, поставить себя на их место. То есть даже если мы знаем, что все это является вымышленным, в нас возникают чувства, переживаемые в реальности.

Сущность четвертой формы связи заключается в том, что продуктом фантазии может стать предмет, не соответствующий предмету реально существующему. Такой продукт может быть создан из нескольких элементов, которые взаимодействуя, образуют качественно новую вещь, которая с момента своего появления начинает воздействовать на другие вещи в окружающем мире.

Связывая эти четыре формы, можно сделать вывод о том, что механизмами творческой деятельности человека являются не только мысли и чувства, но и их непосредственная связь и взаимодействие.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что многие исследователи, изучая воображение, придерживаются положений, представленных Л.С. Выготским, как основополагающих. Это говорит о том, что Л.С. Выготский внес колоссальный вклад в изучение воображения и психологии в целом. Он рассмотрел воображение и его роль в психике человека весьма подробно, заостряя внимание на всех аспектах данной функции. Но исследования не стоят на месте, ведь вопросы о механизмах и физиологических основах воображения остаются не до конца изучены. За последнее время мы больше узнали о физиологических аспектах воображения, о структурах центральной нервной системы, с которыми оно связано. Это позволяет проводить дальнейшие исследования, как в общей, так и специальной психологии, опираясь на предоставленный учеными опыт и знания в этой области.