Выставка египетского искусства в эрмитаже. Как открыли гробницу Нефертари в Долине царей

Долина Цариц – это памятник древности в Египте, который представляет не меньший интерес для туристов, чем известная Долина Царей. Именно здесь можно познакомиться с удивительной историей загадочной царицы Нефертари Маренмут и дополнить путешествие в Страну Фараонов еще одним ярким и незабываемым впечатлением.

История Долины Цариц

Долина Цариц представляет собой один из царских некрополей в Египте. Она находится недалеко от Долины Царей, на западном берегу реки Нил, в Луксоре (в древности на этом месте была расположена древняя столица Египта – город Фивы). Раньше она носила название Та-Сет-Неферов, в переводе «место для царских детей». Здесь были похоронены не только жены царей, но и наследников престола, так и не ставшие правителями. Долина Цариц также знаменита тем, что здесь было обнаружено место, в котором жрецы готовили усопшего к погребению и проводили ритуальные действия.

Археологи и историки обнаружили в Долине Цариц порядка 80 захоронений детей и жен правителей Страны Пирамид, а также некоторых знатных персон. В разные годы они были варварски разграблены и сожжены, а в части гробниц даже оборудовали стойла для скота.

Считается, что эти захоронения основаны в период с 1550 по 1070 год до нашей эры. Попасть в Долину Цариц можно, пройдя через ущелье с памятными стелами в честь победоносных военных походов египетского фараона Рамзеса III. Здесь же можно увидеть молитвенные обращения к одним из главных божеств в Древнем Египте – Осирису и Анубису.


Гробница Нефертари Маренмут

Захоронение супруги фараона Рамзеса Великого царицы Нефертари – это самая впечатляющая усыпальница, которой знаменита Долина Цариц, расположенная в Луксоре. Она была раскопана в 1904 году, но первые посетители попали туда почти на 100 лет позже – лишь в 1995 году. Все это время продолжалось изучение иероглифов на стенах этой роскошной гробницы. Надо сказать, что ежедневно в нее впускают не более 150 посетителей. Дело в том, что массовые посещения туристов могут нарушить микроклимат в помещении, а это губительно скажется на украшениях стен усыпальницы. Делать в этом месте фото и видео не разрешается.

Колоритные полихромные фрески, которые украшают стены захоронения царицы Нефертари в Долине Цариц, сохранились до наших дней в отличном состоянии. До сих пор считается, что именно эти изображения дали миру наиболее полную и обстоятельную информацию о Древнем Египте. Существует видео, в котором прекрасно видно, какими яркими остались цвета древних фресок даже спустя тысячелетия.

Нефертари Маренмут в переводе означает «прекраснейшая возлюбленная Мут». Царица Нефертари обладала невиданным могуществом с самых первых дней вступления на престол фараона Рамзеса II. Ее происхождение до сих покрыто завесой тайны, но с недавних пор считается, что она была знатной дамой из семьи Эйе, к которой относился и один из последних правителей XVIII династии. Скорее всего, Нефертари скрывала свое родство с этим семейством, боясь, что таким образом может скомпрометировать себя.


Образ этой выдающейся женщины изображен на огромном количестве исторических памятников, найденных в Египте. Чаще всего ее изображали рядом со статуями ее царственного супруга, рядом с ним она и на пилоне одного из храмов в Луксоре. Эти изображения и надписи о ней датированы третьим годом правления Рамзеса II.

Как правило, на рельефах, найденных при раскопках в Луксоре, царственные супруги изображались рядом с фараонами, но их рост был настолько мал, что едва доходил супругу до колена. Однако фасад Малого храма, находящегося в Абу-Симбеле и посвященного богине Хатхор, украшен огромными статуями царицы Нефертари — такими же по высоте, как и статуи Рамзеса. Это явно свидетельствует о том, какое положение занимала эта женщина в государстве и в сердце великого фараона.

Владыки Египта эпохи Нового царства, находившие последнее пристанище в знаменитой Долине царей неподалёку от Фив, хотели и после смерти оставаться рядом со своими родными и близкими. Поэтому одновременно с царским некрополем в соседней долине возник другой - «Долина детей фараонов», известная сейчас, как Долина цариц.

Гробницы Долины цариц относятся к тому же периоду, что и захоронения Долины царей. Это XVI-XI вв. до н. э., время правления фараонов XVIII-XX династий. Всего в Долине обнаружено 70 гробниц, а также помещения культового назначения и комнаты, предназначенные для мумифицирования тел усопших. Всего в Долине цариц насчитывается свыше 80 археологических объектов. Однако некрополь изучен значительно хуже, чем Долина царей, поэтому здесь наверняка стоит ожидать новых находок.

В Долине цариц похоронены жёны фараонов, их дети, а также ряд высокопоставленных сановников Древнего Египта. Усыпальницы устроены значительно проще, чем захоронения фараонов. Гробницы вырублены в скале и в большинстве своём состоят из небольшой прихожей, расположенной на уровне поверхности, узкого наклонного хода и погребальной камеры.

В Долине цариц не сохранилось ни одной нетронутой гробницы, поскольку все захоронения не скрывались так тщательно, как усыпальницы фараонов, и при их строительстве не применялись столь же серьёзные ухищрения, как в захоронениях монархов. Запутанные ложные ходы, ловушки, каменные пробки, которыми изобиловали гробницы фараонов, не преграждали здесь путь грабителям, поэтому захоронения Долины цариц были опустошены ещё в древности.











Судьба здешних гробниц печальна. Открытые в течение многих веков усыпальницы использовались грабителями караванов в качестве временного пристанища, пастухи укрывались здесь от непогоды, а многие «прихожие» гробниц служили загонами для скота. Стены и потолки помещений несут следы копоти от пылавших здесь костров. Однако ничто не может затмить великолепия фресковых росписей, многие из которых по странной прихоти судьбы дошли до нас в прекрасном состоянии.

Та-Сет-Неферов, «Пристанище красоты» - так называли некрополь древние египтяне. Самым значительным памятником Долины цариц является гробница Нефертари, любимой жены Рамзеса II Великого. Память о Нефертари по приказу фараона была многократно увековечена в скульптурах и фресках, ей был посвящён один из храмов Абу-Симбела, а росписи на стенах её гробницы поражают своим совершенством.

Усыпальница Нефертари была открыта в 1904 году Эрнесто Скиапарелли, директором Египетского музея в Турине. Она устроена значительно сложней остальных гробниц Долины цариц и состоит из семи залов, предназначение некоторых из них не установлено. Изумительные фрески, которыми покрыты стены гробницы, принесли ей заслуженную славу «Сикстинской капеллы Древнего Египта».

Стены лестницы и коридора, ведущих в погребальную камеру, расписаны сценами из «Книги мёртвых», сборника сакральных текстов, советов и заклинаний, призванных помочь усопшему добраться до царства Осириса. Повсеместно встречаются изображения самого Осириса и Анубиса, который сопровождал души умерших в их странствии по загробному миру.

Свод главного зала гробницы поддерживался четырьмя колоннами, покрытыми барельефами. В центре погребальной камеры, площадь которой составляет ~90 кв. м., был установлен гранитный саркофаг царицы, а роспись потолка зала изображала тёмно-синее небо, покрытое золотыми звёздами. Стены зала показывали путь царицы по загробному миру, в котором её сопровождали божественные проводники, а вырезанные здесь же заклинания были призваны облегчить путь усопшей.

Росписи гробницы Нефертари являются ценнейшим историческим источником, повествующим о представлениях древних египтян о загробной жизни. Но сухими научными данными значение фресок не ограничивается. На стене гробницы сохранилось стихотворение Рамзеса II, с которым фараон обратился к своей рано ушедшей супруге. Это последнее послание грозного для врагов царя своей жене трогает до глубины души.

Моя любовь – единственная. Никто не может соперничать с ней, потому что она самая красивая женщина из всех живших. Всего за одно мгновение она украла мое сердце.

Давеча я пообещал поподробнее представить каталог эрмитажной выставки из Египетского музея в Турине.
Вот он каков:

Нефертари и Долина цариц.
Из Египетского музея в Турине.

СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 376 с. ISBN 978-5-93572-728-4
Каталог выставки в Государственном Эрмитаже (СПб, 16 июня 2017 - 10 января 2018)
Кураторы выставки: А.О. Большаков, А.Н. Николаев.
Научный редактор каталога: А.О. Большаков.

[аннотация: ]
Египетский музей в Турине обладает крупнейшей за пределами Египта коллекцией древнеегипетских памятников. На настоящей выставке представлено 255 памятников, связанных со знаменитой гробницей жены Рамсеса II Нефертари. Помимо предметов, происходящих из погребального инвентаря царицы, демонстрируются находки, отражающие царскую идеологию и быт царского дворца эпохи Нового царства. Особый раздел посвящён памятникам мастеров, создававших царские гробницы и обитавших в поселке Дейр эль-Медина. Материалы выставки включают поздние расписные саркофаги из вторичных погребений в Долине цариц, а также ряд папирусов погребального характера с Книгой мёртвых и Книгой Амдуат.
Каталог предназначен для специалистов и всех интересующихся культурой и искусством Древнего Египта.

Симон Коннор. Нефертари, Долина цариц и коллекция Египетского музея в Турине. - 10
Паоло дель Веско. Эрнесто Скиапарелли и Итальянская археологическая миссия в Долине цариц. - 16
Кэрел Жарсайо. Раскопки в Египте в начале XX века: по следам Скиапарелли. - 22
Федерико Пул. Фивы Нового царства в собрании Египетского музея в Турине. - 28
Паоло дель Веско. Долина цариц: место погребения членов царской семьи. - 34
Алессия Фассоне, Симон Коннор. Гробница Нефертари. - 42
Федерико Пул. Посёлок мастеров в Дейр эль-Медине. - 56
Кристиан Греко. Значение верований древних египтян о загробной жизни. - 66
Кэрел Жарсайо. Что такое египетская стела? - 76
Кэрел Жарсайо. Музыкальные инструменты, царственные женщины и религия. - 80
Энрико Феррарис. Поздние саркофаги, найденные Скиапарелли в переиспользованных рамессидских гробницах Сетхерхепешефа и Хемуасета (QV43 и QV44) в Долине цариц. - 84
Кэрел Жарсайо. Модели храмов: историческое наследие египтологии XIX века. - 94

Каталог [1-255 ]. - 99

Царь и царица: божественные правители. - 101
Царь: человек и божественный правитель [1-7 ]. - 101
Царица: жена, мать и дочь Солнца [8-24 ]. - 116
Храмы [25-27 ]. - 134
Царица и женщина в Новом царстве. - 141
Царствование Рамсеса II [28-35 ]. - 141
Роль женщин и их изображения в Новом царстве [36-42 ]. - 152
Красота и косметика [43-72 ]. - 164
Жизнь во дворце [73-91 ]. - 184
Фиванский некрополь. - 197
Фивы: царская резиденция и некрополь [92-93 ]. - 197
Долина цариц [94-103 ]. - 202
Гробница Нефертари [104-147 ]. - 216
Создатели гробниц в Долине цариц. - 231
Работа в Дейр эль-Медине [148-174 ]. - 231
Жизнь в Дейр эль-Медине [175-194 ]. - 248
Религия в Дейр эль-Медине [195-208 ]. - 260
Смерть в Дейр эль-Медине [209-227 ]. - 274
Долина цариц после времени Нефертари. - 293
Саркофаги [228-243 ]. - 293
Погребальные папирусы: Книга Амдуат, Книга мёртвых [244-255 ]. - 320

Андрей Большаков. Глоссарий. - 360
Summary. - 374
______________

Тираж хороший, 1000 экз. Цена в киосках Эрмитажа - ещё лучше: 1100 р, по нынешним временам за такую книжку обычно хотят вдвое-втрое больше.

С полиграфией и пр. всё вроде бы хорошо.
Плохо, что в каталоге не даются переводы надписей и текстов, хотя на самой выставке они часто есть.
К сожалению, в каталоге немало разворотных картинок, у которых традиционно съедается середина. В основном это папирусы, а они иногда с картинками, которые хочется порассматривать даже неграмотному (с древнеегипетской точки зрения). Даже лучшие книжные дизайнеры работают с разворотами на экране, и совершенно не заморачиваются тем, как их труды будут выглядеть в реальности. А всего-то, казалось бы, делов - картинку разрезать... Эх.

Сходу нашлась смешная опечатка - египетская экспедиция Наполеона из XVIII в. улетела в XIX, аккурат на сто лет. Ох уж эти мне семь-восемь... :)

А так - славная книжка получилась, по-моему. :)
Что-нибудь сверх приведённого будет

«Долина Цариц» – не совсем точное название, поскольку в этой части есть гробницы и высших чиновников (которые находились здесь задолго до погребения первой царицы из XIX династии), и царских детей. Из-за полигамии и большого числа наложниц потомство фараонов было многочисленным, ещё большую путаницу в генеалогию вносили родственные браки между наследниками трона и их сёстрами, образцом для которых был союз Осириса и Исиды.

Писцы и жрецы учили царевичей грамоте, военные – верховой езде, плаванию и искусству охоты, а в возрасте двенадцати лет сыновья фараонов начинали осваивать командные должности в армии. Меньше известно о воспитании и образовании царских дочерей, однако некоторые царицы были сведущими в делах управления страной и в вопросах архитектуры.

В долине, некогда называвшейся «Место красоты», а теперь носящей арабское имя Бибан эль-Харим («Врата гарема»), насчитывается около восьмидесяти погребений, большинство из которых представляют собой простые ямы в земле. Хотя лучшие росписи не уступают по художественным достоинствам памятникам , многие из них были испорчены соляными отложениями или обезображены вандалами.

Состояние гробницы Нефертари настолько нестабильно, что её пришлось закрыть для публики. Небольшие группы могут заранее заказать экскурсию по цене в 4 тысячи долларов. Билеты в остальные гробницы продаются у входа в долину, где находится небольшой сувенирный рынок. Отсюда всего 15 минут ходьбы до Дейр-эль-Медины и центральной кассы.

  • Гробница Аменхерхепшефа

Вторая по красоте после усыпальницы Нефертари гробница Долины принадлежала Аменхерхепшефу, сыну Рамсеса III, который сопровождал отца в его военных походах и, по-видимому, погиб в сражении в возрасте девяти лет. На стенах гробницы он изображён с «локоном юности». В этих сценах Рамсес сам ведёт сына через погребальные церемонии, мимо Хранителей Врат, к незаконченной погребальной камере с гранитным саркофагом. В стеклянной витрине выставлена мумия плода, которого его мать, сражённая горем после смерти сына, не смогла выносить и похоронила в этой же гробнице.

  • Гробница царицы Тити

Эта крестообразная постройка, стоящая у проторенной тропы к гробнице Аменхерхепшефа, была построена для царицы Тити, супруги одного из фараонов XX династии. Крылатая Маат преклоняет колени на стенах коридора (где изображена сама Тити перед Тотом, Птахом и сыновьями Хора) и охраняет вход в погребальную камеру вместе с Нейт (слева) и Селкет (справа).

Сама погребальная камера может похвастаться фигурами стражей в облике шакала, льва и бабуина, а также тремя боковыми помещениями, самое красивое из которых находится справа. Здесь изображена Хатхор в ипостаси коровы между горами Запада и Востока. На противоположной стене древесная богиня с помощью нильской воды восстанавливает молодость Тити, возлежащей на кушетке. К сожалению, многие из росписей поблекли или были повреждены.

  • Гробница царевича Хаэмуаса

К этой красочно расписанной усыпальнице ведёт отдельная тропа. Царевич Хаэмуас был одним из сыновей Рамсеса III и умер от оспы. В росписях его гробницы главную роль играют изображения самого Рамсеса: на стенах коридора он совершает жертвоприношения, а в боковых помещениях – воздаёт почести богам загробного мира. Во втором коридоре, украшенном сценами из «Книги Врат», Рамсес ведёт Хаэмуаса мимо ужасных стражей подземного мира к Полям Иару, а в погребальной камере свидетельствует за него перед Осирисом и Хором. Обратите внимание на изображения четырёх сыновей Хора на цветке лотоса.

  • Гробница царицы Нефертари

Царица Нефертари была главной женой Рамсеса II и к концу его правления почти сравнялась с супругом по статусу. О её влиянии свидетельствуют появления её изображения рядом с фигурой царя на пилоне Луксорского храма, наличие внутри Рамессеума молельни, посвящённой Нефертари и царице-матери Туйе, и, наконец, храм в , где царица отождествляется с богиней Хатхор. После смерти Рамсеса Нефертари, видимо, удалилась во дворец в окрестностях или тоже умерла, поскольку в дальнейшем её имя больше не упоминалось.

Гробница Нефертари, самая знаменитая в Долине Цариц, была найдена в 1904 году итальянским археологом Эрнесто Скьяпарелли. Из-за хрупкости росписей и ущерба, причинённого пересыханием штукатурки и образованием кристаллов соли под красочным слоем, гробница стояла закрытой несколько десятков лет, пока учёные искали подходящее решение. Наконец в 1986 году началась реставрация.

Потребовалось пять лет и шесть миллионов долларов, чтобы расчистить фрески и укрепить слои штукатурки и красок на стенах, не меняя и не добавляя ничего нового. Чтобы избежать увеличения влажности воздуха, которое ведёт к кристаллизации солей, количество посетителей сократили до 150 человек в день. Это правило вскоре перестало соблюдаться, и за несколько лет состояние фресок заметно ухудшилось. Поэтому теперь в гробницу пускают только VIP-гостей и небольшие экскурсионные группы за очень высокую плату.


Поминальный храм Мединет-Абу

Мединет-Абу («Город Абу») – это арабское название гигантского поминального храма Рамсеса III. По размерам и сложности планировки он уступает только Карнаку, но сохранился гораздо лучше последнего. Это фантастическое сооружение, которое Рамсес III построил по образцу Рамессеума своего великого отца, заслуживает большего внимания, чем ему обычно уделяется как последнему пункту большинства туристических маршрутов. Место считалось священным задолго до того, как Рамсес построил здесь свой «Дом миллионов лет».

Местные феллахи до сих пор приписывают ему магические свойства. Во время вторжений ливийцев при XX династии за массивными кирпичными стенами храма укрывалось всё население Фив, а столетия спустя они защищали коптский город Джеме, построенный на территории комплекса. Панорамой Мединет-Абу можно полюбоваться с вершины земляной насыпи в юго-восточном углу или с воздушного шара.

  • Территория храма

Весь комплекс был первоначально окружён стенами, фрагменты которых возвышаются над равниной по сей день. Фасад комплекса асимметричен, вперёд выступает пилон эллинистического времени с изображением крылатого солнечного диска, сияющего яркими красками после недавней реставрации. Ворота Мигдола названы в честь сирийской крепости, величественные ворота которой настолько впечатлили Рамсеса, что он приказал построить такие же в собственном храме и часто отдыхал вместе со своим гаремом в их верхних помещениях, украшенных фигурами танцовщиц в облегающих платьях.

В последние годы правления Рамсеса обстановка в стране ухудшилась. Одна из жён царя, Тии, организовала заговор с целью убить его во время праздника Опет, чтобы её сын Пентаур мог унаследовать трон, но планы заговорщиков были раскрыты, и их принудили покончить с собой; Рамсес сам выбрал своего наследника. Две статуи Сехмет, стоящие у ворот, вероятно, «передавали» просьбы паломников Амону, который «жил» в храме.

К северу отсюда находится Малый храм, который, по легенде, стоял на том месте, где из вод Хаоса, предшествовавшего появлению бога-творца Ра-Атума, поднялся первохолм. Существующее здание было построено и частично украшено при Хатшепсут, изображения и картуши которой уничтожил Тутмос III. Эхнатон сделал то же самое с изображениями и именами Амона, но их восстановили при Хоремхебе и Сети. На нескольких повреждённых рельефах мы видим Тутмоса, совершающего обряд закладки здания: «натягивающего мерную верёвку» перед богиней Сешет, «разбрасывающего гипс» и «разрыхляющего мотыгой землю» в присутствии Мина.

Если Малый храм старше творения Рамсеса на три столетия, то Молельни Почитательниц являются памятниками Позднего периода. Некоторые из них относятся к эпохе XXV династии, когда эти верховные жрицы Амона, а на деле – правительницы Фив, назначались нубийскими царями. Лучшие рельефы находятся во внешнем дворе и молельне Аменирдис, сестры царя Шабаки, алебастровая статуя которой сейчас хранится в . По иронии судьбы эти святилища сохраняли культовый характер ещё долгое время после того, как сам храм Рамсеса пришёл в запустение.

В правом углу священного участка находится то, что осталось от Священного озера. Сюда по ночам приходили бездетные женщины, чтобы искупаться в воде и попросить Исиду о благополучном зачатии. Дальше находится разрушенный ниломер, в который в древности поступала вода из реки. Первоначально вся эта территория была покрыта садами.

  • Вход в поминальный храм Рамсеса III

Подобно Дейр-эль-Бахри и Рамессеуму, этот поминальный храм был центром культа фараона, связывающего персону царя с богом Амоном. Статуи Амона, Мут и Хонсу ежегодно наносили сюда визит во время Праздника Долины, в то время как остальные божества постоянно находились в своих святилищах. Сам Рамсес часто останавливался в соседнем дворце, его телохранители из ливийцев и шардана были расквартированы поблизости. Если не обращать внимания на отсутствие колоссов, построенный из песчаника храм даёт неплохое представление о том, как мог выглядеть Рамессеум до разрушения.

Первый пилон, не утрать он свой карниз и один из углов, мог бы посоперничать по размерам с пилоном Луксорского храма. За бакшиш охранник откроет вам лестницу, ведущую на верхний уровень, откуда можно полюбоваться панорамой храма, Фиванских холмов и . Рельефы на внешней стороне стен (скопированные с рельефов Рамессеума) изображают Рамсеса, побеждающего нубийцев и сирийцев, хотя он никогда не воевал ни с теми, ни с другими.

Композиции на внутренней стороне стен рассказывают о реальных походах с типичной для Рамессидов склонностью к преувеличениям. Гигант Рамсес, стоящий на колеснице, рассеивает полчища ливийцев. После сражения писцы подсчитывают отрубленные руки и гениталии убитых врагов (третий снизу ряд).


До XIX столетия первый двор храма заполняли развалины домов коптского Джеме, после того как их убрали, боковые колоннады двора вновь увидели свет. Колонны правого ряда украшены коренастыми на вид осирическими статуями фараона, рядом с которыми стоят маленькие фигуры цариц. С противоположной стороны к двору примыкают развалины царского дворца (вход с внешней стороны). В центре этой стены находилось «Окно явлений», украшенное по бокам изображениями голов пленников.

Через это окно фараон раздавал верным военачальникам золотые ожерелья. Новые сцены военных побед можно увидеть на внешней стене второго пилона: Рамсес ведёт шесть рядов пленников к Амону и Мут (третий ряд – это филистимляне), а длинная надпись прославляет его победы в Малой Азии. Крылатые кобры и солнечные диски на потолке коридора до сих пор сохранили раскраску.

  • Залы и святилища

В коптские времена большую часть осирических пилястр второго двора убрали, чтобы освободить место для церкви, а рельефы замазали толстым слоем глины. После расчистки вновь стали видны сохранившие первоначальную раскраску сцены ежегодных празднеств в честь Мина и Сокара с процессиями жрецов и танцорами, сопровождающими царский паланкин. В нижней части другой стены размещена длинная надпись, повествующая о событиях пятого года правления Рамсеса III.

Дальше располагается лишившийся крыши гипостиль, центральный неф которого, как и в Большом гипостиле Карнака, был выше боковых. В задней части сохранились ярко раскрашенные колонны. Справа находятся пять молелен, посвящённых Рамсесу III, его великому тёзке из XIX династии, Птаху, Осирису и Сокару. С противоположной стороны располагаются несколько кладовых (сейчас закрытых) с рельефами, изображающими взвешивание мирры, золота, лазурита и других ценностей, переданных в дар храму.

За гипостилем находятся два меньших по размеру зала с боковыми помещениями. С левой стороны первого из них расположено святилище заупокойного культа Рамсеса III, где изображён Тот, записывающий имя царя на священном дереве Гелиополя. С другой стороны, под открытым небом, находится алтарь Ра. Над притолокой, некогда поддерживавшей крышу, мы видим Рамсеса и нескольких бабуинов, воздающих почести ладье Ра.

Центральный неф следующего гипостиля украшают с двух сторон статуи Рамсеса с Маат или Тотом. В задней части находятся три молельни, посвящённые фиванской триаде богов – Мут (слева), Амону (в центре) и Хонсу (справа). Ложная дверь за средним святилищем предназначалась для «ка» Рамсеса.

  • Вдоль внешних стен

Несколько самых интересных рельефов Мединет-Абу украшают внешние стены храма, чтобы их увидеть, потребуется проделать нелёгкий путь по пересечённой местности. Поскольку большинство рельефов утратили чёткость линий, лучше разглядывать их рано утром или на закате, когда косые лучи выделяют детали, незаметные днём. Знаменитые сцены битв Рамсеса III идут вдоль северной стены храма. Хотя вы, скорее всего, начнёте осмотр с последних или центральных сюжетов, ниже они перечислены в хронологическом порядке, так, как их хотел показать сам Рамсес.

Первая группа рельефов изображает состоявшееся в самом начале его правления вторжение ливийцев, возжаждавших новых владений. Впереди египетского войска изображены Рамсес, лев и штандарт Амона. После сражения писцы подсчитывают конечности и гениталии убитых врагов, чтобы определить размер награды – золота или земли – для каждого воина.

Несмотря на эту победу, Рамсес вскоре оказался окружённым с двух сторон, поскольку ливийцы объединились с «народами моря» (шардана, филистимлянами и критянами) и вторглись в Дельту Нила. Гигант Рамсес осыпает стрелами вражеские корабли – это единственная в древнеегипетском искусстве сцена морского сражения. Третье вторжение ливийцев тоже было отражено, но их потомки в конце концов восторжествовали и правили как XXIII и XXIV династии.

С другой стороны храма, рядом с первым пилоном, находятся полные драматизма рельефы: Рамсес охотится на антилоп в пустыне и пронзает копьём диких быков в зарослях тростника. Рядом с ними расположены руины дворца, где царь останавливался во время визитов в Мединет-Абу. На дальнем конце храмовой стены сохранился календарь с перечислением праздников, окружённый с трёх сторон кирпичными кладовыми, стены которых под воздействием эрозии приобрели извилистую форму.

Вконтакте

From 16 June 2017, the Manege of the Small Hermitage will be the setting for the exhibition “Nefertari and the Valley of the Queens. From the Museo Egizio, Turin” that has been organized by the State Hermitage and the Museo Egizio - the Egyptian Museum - in Turin with the support of the Lavazza company.

The additional opening hours of the exhibition:
A separate entrance for the exhibition visitors will be provided on Tuesday and Saturdays from 18.15 till 21.00 through the Small Hermitage, from Shuvalovsky Proezd (37 Millionnaya Street). The entry ticket is 200 RUB for all visitors.

The exhibition is taking place within the framework of the Hermitage–Italy Foundation projects through the agency of Villaggio Globale International.

The Museo Egizio is known for having one of the most important collections of Egyptian antiquities outside of Egypt itself. The display is made up of five sections and includes 255 artefacts and photographs taken in the field that make it possible for visitors to picture the opening of the tomb of Queen Nefertari.

The formation of the collection of the Museo Egizio in Turin was the result of two events: the acquisition of the first Drovetti in 1824 by Charles Felix, Duke of Savoy and King of Sardinia, and the excavations conducted by the museum’s director, Ernesto Schiaparelli, in the early 20th century.

The collection assembled by Bernardino Michele Maria Drovetti was the source of most of the largest objects (statues and sarcophagi), as well as a large number of stelas, grave goods and an extremely rich range of papyruses, mainly from the region of Thebes.

Schiaparelli worked to expand the museum’s stocks with the aim of turning it into one of the most respected Egyptian collections in the world. He acquired some 20,000 artefacts, initially from antiquaries in Cairo, and then from excavations in various parts of Egypt. From 1903 to 1929 he sent off archaeological expeditions led by members of his staff to various places in the Nile Valley, concentrating on sites that made it possible to fill chronological and typological gaps in the Turin collection. The activities of the Italian Archaeological Mission, headed by Schiaparelli, in 1903–05 represent an important stage in the history of the exploration of the Valley of the Queens.

The “Valley of the Queens” is a dried-up river mouth on the west bank at Thebes that was used for burials of members of the royal family and the Ancient Egyptian rulers’ entourage at the time of the New Kingdom (1550–1069 BC). Around 100 tombs were carved out there, mainly for queens and princes of the Ramesside period (19th and 20th dynasties, 1292–1077 BC). The tombs take the form of a succession of rectangular rooms leading to the burial chamber, where the body of the queen or prince was interred in a stone sarcophagus. The rich pictorial decoration on the walls of these tombs illustrates some of the stages in the deceased’s journey to eternal life and meeting with the gods.

Scholarly exploration of this important necropolis began in 1826 with the work done by the traveller and antiquarian Robert Hay. The second scholar to investigate the rock tombs of the necropolis was John Gardner Wilkinson, one of the British fathers of nascent Egyptology. We owe a systematic scientific study of the Valley of the Queens to the Franco-Tuscan expedition of 1828–29 led by Jean-François Champollion and Ippolito Rosellini. Notable excavations were conducted at the necropolis at different times by Karl Richard Lepsius (1842) and Heinrich Karl Brugsch (1854).

The results of the excavations in the Valley of the Queens (1903–05) and at Deir el-Medina (1905−08) turned the Turin museum into one of the finest collections of Theban materials and one of the most important centres for the study of Egyptian culture in the New Kingdom and the first millennium BC. Besides the discovery of the tomb of Queen Nefertari and the clearance of the tombs (previously known, but long hidden beneath rubble) of Queen Iset, the wife of Ramesses III, Queens Tyti and Sitre, and Prince Pareherwenemef, more than 80 other tombs and shafts were found. The important discoveries included previously unknown tombs of princes and dignitaries and large family burials for which older tombs had been re-used.

The basis of the exhibition “Nefertari and the Valley of the Queens. From the Museo Egizio, Turin” is Theban materials acquired by Drovetti and Schiaparelli. The key figure of the exhibition, Queen Nefertari, is presented in the context of the Valley of the Queens, where Schiaparelli discovered her burial place.

The display begins with a section devoted to Nefertari, the Great Royal Spouse of Ramesses II who was considered the living embodiment of the goddess Hathor, the wife of the sun-god. Monumental statues from ancient Thebes illustrate the functions of the king, who was not just ruler of the country, but also the intermediary between the people and the gods, and of his consort. Many items in this part of the exhibition illustrate the fusion of Nefertari’s image with a number of goddesses.

Particularly noteworthy are the items found in Queen Nefertari’s burial chamber and a model of the tomb that was made immediately after its discovery in 1904. Nefertari’s grave goods on show at the exhibition include fragments of the lid of the sarcophagus smashed by tomb-robbers, amulets, vessels, sandals woven from palm leaves that the Queen may have worn, and, of course, 34 wooden ushabti finished with black paint that bear her name.

Elements of the decoration of the palace, ritual and everyday objects that belonged to noble ladies and were used at the royal court – statues and reliefs, toilet articles, cosmetic items and jewellery – paint a picture of court life and of the position that a woman occupied in Ancient Egypt in Nefertari’s time – the 19th Dynasty and the first 30 years of Ramesses II’s reign.

Some rare finds featured in the exhibition – a variety of decorative items, fragments of musical instruments, a wooden headrest to support the base of the skull when sleeping, vessels and bowls – give an idea of conditions in which the royal family and the nobility lived.

A separate part of the display is devoted to the labourers and craftsmen who were engaged in cutting out and decorating the majestic rock tombs of the kings and queens of Ancient Egypt in the New Kingdom. Finds from the settlement inhabited by craftsmen and artists in a hollow between the Theban mountains and the Qurnet Murai hill, at a site now known as Deir el-Medina, make up an important component of the Museo Egizio’s stocks. The daily existence and beliefs of the ordinary people of Ancient Egypt are covered in sections devoted to the labours, life and death of the craftsmen of Deir el-Medina.

The tombs created by the inhabitants of Deir el-Medina had a complicated fate. They were plundered, probably as early as the end of the New Kingdom, and some of them were used for later burials. For several centuries, the tombs of forgotten royal princes served as family vaults for the elite of Thebes. A number of sarcophagi found in the tombs of Khaemwaset and Seth-her-khopsef, two sons of Ramesses III (1198–1166 BC), that were used as burial vaults for a priestly family of the 25th Dynasty period (722–656 BC) complete the exhibition. Traces of fire on some of the sarcophagi may be related to plundering of the tombs. Christian monks are also known to have used ancient coffins as firewood.

The display is supplemented by richly illustrated funerary papyruses from the Drovetti collection that probably also come from the Theban necropolis. These papyruses are of the same age as the late sarcophagi and carry chapters from the Book of the Dead (a collection of utterances that enable the deceased to pass safely through the next world and unite with Osiris and the souls of the blessed) and the Amduat, an important funerary text that describes the nocturnal journey of the Sun and his victory over all the dangers. The deceased, identified with the Sun during this journey, overcomes his or her enemies and becomes immortal like the god Ra.

The exhibition curators are Andrei Olegovich Bolshakov, Doctor of Historical Sciences, Head of the Sector of the Ancient East in the State Hermitage’s Department of the East, and Andrei Nikolayevich Nikolayev, Deputy Head of Department of the East.

A Russian-language catalogue has been prepared for the exhibition – Nefertari and the Valley of the Queens. From the Museo Egizio, Turin (State Hermitage Publishing House, 2017).