Взаимоотношения человека и общества. Понятие и виды социальных отношений

Под термином социальные отношения понимают общественные отношения между классами, группами, общностями и другими субъектами, а так же их членами. Социальные отношения или как еще их называют – общественные отношения, возникают во всех сферах жизни общества. Они складываются исходя из образа жизни, социального положения и равенства, и степени удовлетворения людских потребностей. О различных видах социальных отношений и их отличиях друг от друга и пойдет речь в этом обзоре.

Существует несколько видов социальных отношений, которые делятся по субъекту либо носителю на: эстетические, моральные, массовые, межгрупповые и межличностные, индивидуальные, международные;

Виды социальных отношений по объекту делятся на: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые.

По модальности социальные отношениия подразделяются на: сотрудничество, соперничество, субординацию и конфликты.

По степени формализации и стандартизации социальные отношения можно подразделить на: официальные и неофициальные, формальные и неформальные

Экономические отношения проявляются в сфере владения, потребления и производства, представляющей рынок, какой либо продукции. Такие отношения разделяют на рыночные отношения и плавно-распределительные. Первые образуются ввиду свободы экономических отношений, а вторые из-за сильного вмешательства государства. Нормальные отношения – саморегулируемы конкуренцией и соотношением спроса и предложения.

Правовые отношения – это вид социальных отношений, который закрепляется в обществе законодательством. В итоге правовые дела гарантируют, либо никак не гарантируют действенное исполнение роли общественно функционального человека. Данные правила несут на себе большую высоконравственную нагрузку.

Религиозные отношения отображают взаимодействия людей в мирских процессах жизни и гибели, о безупречных свойствах нервной системы, духовных и высоконравственных основах бытия.

Политические отношения сосредотачиваются вокруг трудностей власти, которые автоматически приводят к превосходству тех, кто ею владеет и повиновению тех, кто ее лишен. Власть, созданная для организации социальных отношений, реализуется в качестве лидерских функций в обществах людей. Ее чрезмерное воздействие, как и совершенное отсутствие, оказывает пагубное влияние на жизненное обеспечение сообществ.
Эстетические отношения появляются на базе чувственно-эмоциональной обаятельности людей по отношению друг к другу. То, что привлекательно для одного человека, может быть абсолютно не привлекательным для другого. Идеальные образцы эстетической привлекательности основаны на психобиологической базе, связанной с необъективной стороной людского сознания.

Официальные и неофициальные виды социальных отношений бывают:

  1. долгосрочными (друзья или сослуживцы);
  2. кратковременными (могут быть случайные люди);
  3. функциональными (это исполнитель и заказчик);
  4. постоянными (семья);
  5. субординационными (подчиненный и начальник);
  6. учебными (учитель и ученик);
  7. причинно-следственными (преступник и жертва).

Приоритетными социальными отношениями в системе функционирования управления являются отношения власти, зависимости, господства и подчинения.

То есть пока один субъект не совершит ожидаемые действия, второй не в состоянии принять никакого решения или предпринять действия.

Отношения в обществе — это необходимая сфера развития личности. Человечество не может существовать вне общественных отношений: человек становится человеком, только если он контактирует с себе подобными. Наблюдение за детьми, долгое время жившими вне человеческого общества, показывает, что человек становится животным, если он общается только с животными. Человек является таковым только потому, что он социален. Он комфортно чувствует себя в обществе других людей, устанавливая с ними отношения в соответствии с общепринятыми правилами (родство, иерархия). Ребенок впитывает социальные правила и приобретает культурный багаж (язык, моральные ценности). Это дает ему возможность:

  • Физического
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Интеллектуального
  • Социального прогресса

Человек является симбиозом врожденной биологической природы и приобретенного социального контекста. Он рождается и живет в обществе и с первых дней жизни учится социальным отношениям.

Социализация личности: многогранность процесса

Отношения личности и общества складываются в процессе социализации и длятся всю жизнь.

В детстве ребенок копирует поведение родителей, окружающих его людей. Он неосознанно запоминает, пассивно ассимилирует элементы их поведения.

Процесс социализации завершается созданием личности. Новая личность появляется в результате взаимного влияния индивидуума и общества друг на друга.

Семейные отношения и общество

Существование – это факт, а жизнь – это искусство. Искусству жизни и общения с другими людьми ребенок учится в семье. Родители являются его учителями, потому что у них имеется жизненный опыт.

Дети непостоянны, на них легко повлиять. Ребенок пребывает в инфантильном желании: все и сразу. Не отправившись в путешествие, он уже хочет приехать. Он хочет быть победителем, не участвуя в сражении.

Родители учат ребенка мыслить, оценивать, различать добро и зло, правду и ложь. Они учат любить и прощать.

Родители воспитывают ребенка, полностью формируют личность. Они учат дитя умению «жить с другими людьми», жить в обществе. Они учат принятию другого человека с его особенностями и недостатками.

Отец и мать лепят сына или дочь, желая видеть их порядочными, умными людьми.

Воспитание идет через прямое подражание, желание быть похожим на образец. Воспитывать труднее, чем учить – давать конкретные знания. Воспитание невозможно втиснуть в рамки программы, а оценки за него выставляет жизнь.

Полноценная семейная жизнь опирается на здоровые основанные на:

  • Любви
  • Доверии
  • Уважении
  • Верности
  • Умении прощать

Духовные отношения в обществе

Духовная зрелость является плодом духовного воспитания. Она не может основываться только на знании священных текстов: библии, корана или талмуда. Это важные вещи, пренебрегать которыми не стоит. Но настоящая духовная зрелость проявляется в поведении, характере человека, его отношении к ближним.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — это правило можно назвать основой морали общества. Оно обладает удивительной силой:

  • Мы радуемся, когда мы внимательны и добры к другому человеку
  • Нас мучает совесть, если мы лжем или обижаем кого-то

Духовно зрелый человек внутренне свободен. Человек не рождается свободным. Он им становится. Свободный, духовно зрелый человек:

  • умеет различать добро и зло, справедливость и несправедливость
  • познал самого себя
  • умеет владеть собой и своими эмоциями
  • сострадает другому человеку

Как улучшить межличностные отношения в обществе?

Поддерживать здоровые межличностные отношения важно для полноценной жизни общества и профессиональной деятельности. Хорошие отношения в семье и обществе имеют первостепенное значение для физического и психического здоровья человека, они помогают:

  • создать высокий уровень доверия, сотрудничества, взаимопомощи между людьми
  • обеспечить личное самоуважение
  • получить удовлетворение от работы, сводя стресс на нет
  • усилить мотивацию и заинтересованность в общем деле

Здоровые межличностные отношения, возникающие в обществе, благотворно влияют на профессиональные объединения:

  • создается положительный образ коллектива
  • у его членов выражено чувство солидарности и ответственности за коллег
  • создается полноценное сотрудничество, единство в выполнении общего дела
  • , производительность, эффективность совместного труда
  • исчезает текучесть кадров
  • нет прогулов, опозданий, больничных листов

Что нужно сделать для улучшения межличностных отношений?

Необходимо создание благоприятного контекста, потому что всякие отношения подразумевают наличие двух сторон. Рассмотрим взаимоотношения на примере организаций, так как в повседневной жизни мы часто строим их в коллективе сослуживцев. Внутри любой организации необходимы:

  • Культура общения, основанная на общих ценностях: честности, уважении, взаимном доверии
  • Открытость общения между членами данной организации и свободный обмен информацией
  • Руководитель организации должен быть советником, другом и опорой своих сотрудников
  • Возникающие недоразумения должны разрешаться быстро и безболезненно

Каждый сотрудник должен на личном уровне:

  • Желать развивать отношения, основываясь на взаимном уважении, честности и лояльности
  • Учитывать мнение другого человека
  • Доверять себе и коллегам
  • Принимать другого человека с его особенностями
  • Общаться открыто, делиться мыслями и информацией

На таких свойствах личности могут выстраиваться здоровые межличностные отношения.

Мы можем влиять на качество наших социальных контактов. Это важно для здоровья человека, его удовлетворенности своей повседневной жизнью.

Повседневно люди взаимодействуют друг с другом посредством кратковременного и близкого общения, но при этом никто из них не задумывается, что каждый мимолетный диалог и пятиминутная встреча являются неотъемлемой частью развития общества. Социальные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми, группами и государством, социальными классами, возникающих согласно роду деятельности, особенностям окружения людей, их интересов и целей. Другое название взаимодействия такого рода - общественные отношения.

Структура

Система социальных отношений включает в себя диалог между личностями и группами, их совместную деятельность, осуществляемую за счет неравномерно распределенных социальных ценностей. Благодаря неравномерному распределению образуются социальные связи, к примеру такие как: любовь, дружба, власть, экономические отношения. В зависимости от личностных качеств каждого индивидуума складываются определенные взаимодействия, из которых в дальнейшем создается близкое окружение людей.

Для нормального развития социальных отношений необходимо как минимум 2 человека, так как основной двигатель и связующее звено в общении - диалог. Отношения в социуме могут складываться как позитивные, так и негативные (социальные конфликты).

Позитивные отношения

К связям, несущим положительные эмоции и полное (частичное) удовлетворение потребностей нескольких индивидуумов, относятся: семейные (брачные, родственные) узы, любовь (взаимная), дружеские отношения, основанные на полном доверии и взаимопомощи, партнерство.

Негативные отношения

К связям, разрушающе воздействующим на психику человека, его чувство собственного достоинства, личность и самооценку, а также здоровье социума относят: тотальную (скрытую или явную) зависимость от человека или группы людей, фанатизм, преклонение перед лидером.

Хотя психологи отмечают, что такая зависимость может быть не только негативной, но и позитивной. К примеру, маленький ребенок полностью зависим от своих родителей, а они в свою очередь также являются зависимыми в той или иной степени от своего малыша.

Признаки

Социальные отношения - это проявление индивидуума не как такового, во время повседневных взаимодействий личностное "я" зачастую скрывается под шаблонным, установившимся и принятом человеком поведении. Это способствует созданию определенных "ярлыков", которые часто используются обществом. Например, человек на рабочем месте с коллегами ведет себя скромно и сдержанно, не грубит и не спорит с начальством. Окружающие начинают считать его "мямлей", слабаком и трусом. В то же время рядом с близкими людьми личность данного человека полностью раскрывается, и он оказывается сильным, способным постоять за себя и родных, проявить твердость при необходимости.

Признаками социальных отношений в обществе считаются установившиеся, слаженные связи с кем-либо из окружения человека. Это могут быть переговоры на работе, встречи с компаньонами или коллегами, друзьями, семейные "посиделки". При этом даже кратковременное общение в виде стандартного "здравствуйте", сказанного знакомому, уже является признаком общественных взаимоотношений.

Виды

Социальные отношения - это сложное понятие, включающее в себя несколько видов взаимодействий, разделенных по:

  • Субъектам. В данную категорию входят: международные, массовые, моральные, индивидуальные, эстетические, социальные отношения в обществе между личностями и группами.
  • Объектам. По объектам распределяются следующие виды: семейные связи (семейно-бытовые), религиозные отношения, экономические и политические взаимодействия, правовые.
  • Модальности. Данный подвид напрямую связан с эмоциональным состоянием человека, к нему относятся: соперническое и партнерское отношение, конфликтность и субординация.
  • Формальности. Согласно формализации, социальные связи подразделяются на: неформальные (неофициальные) и формальные (официальные). Такие отношения можно встретить среди подчиненных и их начальников, руководителей и ниже стоящих лиц.

На выбор поведения человека в тех или иных отношениях значительно влияет его физическое и психическое здоровье, а также ряд факторов: уровень образования, семья, сфера деятельности. Иногда встречается двойственность взаимоотношений, так как многие из них связаны между собой.

Самые распространенные типы

Социальное общественное отношение в социуме может развиваться только благодаря полной взаимности, однако оно необязательно является взаимовыгодным для обеих сторон. К примеру, один человек желает "привязать" к себе другого посредством принуждения и навязывания ненужной совместной деятельности, а второй отталкивает первого, не нуждаясь в нем, провоцируя ссору. В социологии определяются четыре типа часто встречающихся взаимоотношений: конфликт, соперничество и сотрудничество, полная или частичная зависимость.

Конфликт

Социальные отношения - это не только позитивное взаимодействие групп и индивидуумов, но и конфликтные ситуации. Конфликт встречается практически в любой социальной сфере, среде, его развитие напрямую зависит от людских ценностей, морали, образованности, эмоциональности, психологического состояния. Иногда социальный конфликт может перерасти в военные действия, рукоприкладство. Это напрямую зависит от сложившейся ситуации и ее масштабности.

Зависимость

Социальная зависимость представляет собой доминирование одной из сторон отношений, ее действия и указания влекут за собой действия другой, более слабой стороны. В основном встречаются взаимозависимые связи, такие как: родители-дети, учитель-ученик, государство-соседние страны. Также социальная зависимость наблюдается в группах, состоящих из людей, занимающих низкую позицию, и лиц, имеющих более высокий статус. К примеру, подчиненные полностью зависят от своих руководителей, а в политике народ в правовом и конституционном плане зависит от правящих лиц.

Соперничество

Рыночные и социально-экономические отношения не могут существовать без конкуренции и соперничества, так как данные взаимосвязи являются их основой. Соперничество - это своеобразное состязание, борьба с применением всевозможных методов и средств за материальные блага, капитал, ресурсы или власть, высокое положение в обществе. Данный тип отношений образуется при условии сильных негативных чувств и эмоций (ненависть, неприязнь, зависть, страх), вызываемых конкурентом у человека (группы людей), и непреодолимом желании во что бы то ни стало быть первым, сработать на опережение.

Сотрудничество

Взаимопомощь, партнерские отношения - все это является сотрудничеством. Во взаимосвязях такого рода прерогативой является достижение общей цели. Лица, которых объединяет сотрудничество, учитывают не только свои желания, но и потребности компаньонов, партнеров. У участников обычно имеются общие интересы, ценности, способствующие совместной плодотворной деятельности.

Какие отношения в управлении социумом являются наиболее предпочтительными

Для нормального функционирования управления прерогативой считаются социальные отношения людей, основанные на каким-либо воздействии на человека. В демократическом обществе на первое место выходят правовые связи, уважение личности и свобод человека, воспитание любви к родине.

Власть, подчинение, господство, зависимость, доминирование, внушение страха - все эти моменты можно увидеть в официальном, соперническом, политическом, экономическом и правовом социальном отношении в обществе, которым правят диктаторы. Такая модель социальных отношений приводит к росту напряженности в обществе, частых конфликтов и вспышкам недовольства среднего и низшего классов.

Понятие общества. Со словом «общество» мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. В средствах массовой информации, в выступлениях ученых и публицистов часто упоминается о белорусском, китайском, американском обществе. На уроках истории говорят об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т.д.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединенный, цельный». Под обществом в этом смысле понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Здесь слово «общество» можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников истории и культуры, общество защиты животных, акционерные общества и др.

Имея в виду конкретный этап в историческом развитии человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близким к этому является применение понятия «общество» для характеристики качественного своеобразия той или иной организации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).

В самом широком смысле общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею. Понимаемое таким образом общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Рассуждая об обществе, очень важно уточнять, в каком именно значении используется данное понятие.

В процессе развития научных знаний об обществе сложилось несколько основных подходов, которые используются для его исследования и объяснения. Первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII – XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество и его устройство есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIIIв. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш.Монтескье (1689-1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался, например, русский историк Л.Н.Гумилев (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно–исторический подход к изучению общества широко применяется в конце XIX – начале XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1855).



Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нем людей. Общество образуется в таком случае в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы ХVII века Т. Гоббс, Дж. Локк.

Другие ученые рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения на общество более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил еще один сложный вопрос: в чем состоит это единство людей, на чем базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ ХIХ века Г.Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторой высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании оснований общественной жизни. Например, немецкие мыслители ХIХ века К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что основой жизни общества является деятельность людей, обеспечивающая удовлетворение их материальных потребностей. Этой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.



Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни не просто противоположны, а во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть и материальные, и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Основные формы взаимосвязи человека и общества. Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определенные отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для жизни общества как целого. Производственная деятельность направлена, прежде всего, на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще ее называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого отдельного человека во многом зависит от общей эффективности экономики. Для ее обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами.

Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен технический и в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путем. Научное исследование производит духовную ценность – знание, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить материальные блага. Мы по существу вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность к творчеству нового, полезного людям, становится главным экономическим ресурсом.

Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Результаты этих видов деятельности – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включен в духовную жизнь общества, членом которой является.

Человек в процессе жизнедеятельности входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; он принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определенным образованием, к национальной общности. Он может также принадлежать к той или иной религиозной общине. Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.

Жизнь общества нуждается в управлении, которое осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включен в политико-правовую жизнь страны. Это еще одна сфера жизни общества – политико-правовая.

Все названные здесь сферы жизни общества – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того, чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определенной специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, ее нормы и правила, законы.

Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.

Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.

Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

Понятие «социальные отношения» в отечественной научной литературе употребляется в двух основных вариантах: 1)

в широком смысле, когда им обозначается все относящееся к обществу в отличие от природных явлений (т.е.

Термин равнозначен слову «общественные»); 2)

в узком смысле социальные отношения рассматриваются как часть общественных явлений, которые стоят в едином ряду с другими, однопорядковыми их разновидностями - экономическими, политическими, духовно-идеологическими. Такой подход коррелирует с делением общества на сферы экономической, социальной, политической и духовной жизни (Г.С. Арефьева, B.C. Барулин, Б.А. Чагин).

Существует несколько вариантов трактовки социальных отношений во втором узком смысле. В о - п е р В Ы X, их суть ВИДЯТ в том, что они соединяют людей в социальные общности (Г.В. Осипов). Согласно этой точке зрения отношения между людьми, образующими какую-то одну социально-профессиональную группу, выражают схожесть интересов объединяемых соответствующими признаками людей.

Во-вторых, довольно распространено представление, что социальными являются отношения, складывающиеся по поводу равенства-неравенства, деятельности социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни (Т.И. Заславская).

В-третьих, имеются трактовки социальных отношений, которые определяются как вид или класс общественных отношений, которые складываются между разными социальными субъектами - индивидами, их различными общностями и объединениями, а также между индивидом и социумом любого масштаба - по поводу схожести или различий в социальном статусе, в возможностях удовлетворения жизненных потребностей и способах жизнедеятельности (А.И. Кравченко, Н.И. Лапин).

При анализе этих точек зрения следует сделать небольшое уточнение. Человек все-таки никогда не действует полностью осознанно, различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (например, усталость, эйфория от удачи), склад характера и темперамент, социальные факторы: образование, профессия и ряд других оказывают влияние на установление и ведение отношений в группах (Ю.Г. Волков, 2003).

Социальные отношения могут быть только взаимными, но необязательно позитивными, положительными с обеих сторон. Если стороны по-разному воспринимают и оценивают друг друга, например, одна сторона навязывает дружбу, предлагает совместную деятельность, а другая агрессивно отказывается, провоцирует скандалы - это также социальные отношения. Социология различает три самых общих типа взаимоотношений: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт.

При кооперации участники взаимодействия имеют согласованные ценности, их деятельность не противоречит ни установкам, ни поведению других и она осуществляется с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Соперничество основано на желании одной стороны установить властные отношения. Власть (способность одних контролировать действия других, даже вопреки желания вторых) имеет определяющее значение в жизни человека и общества. Соперничество нередко сравнивают с соревнованием, когда различные субъекты участвуют в сопоставлении своих действий и их результа тов по согласованным правилам, признающим права соперника и придерживающимся установленных формальных требований и нравственных установлений.

Конкуренция -- основа социально-экономических, рыночных отношений - это борьба за преимущества (капитал, власть, доход) в условиях, когда возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить конкурента. При конфликте наблюдается открытое, прямое противостояние, иногда с оружием в руках (см. Социальный конфликт).

Среди социальных отношений выделяют также отношения социальной зависимости. Одна сторона (индивид, группа) выступает при этом доминирующей, именно совершение ею каких-то действий обязательно влечет за собой действия другой стороны. Часто на практике возникают двойственные взаимозависимые отношения: между молодыми и старшими членами семьи, между студентами и преподавателями, между странами-соседями.

Социальная зависимость основывается и на различии положения в группе. Индивиды с низкой позицией зависимы здесь от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимости могут проявляться как явные, но могут быть также и латентными (скрытыми). Так, ребенок, конечно, зависит от родителей, но и родители в своей жизнедеятельности учитывают интересы детей.

При характеристике социальных отношений следует иметь в виду как субъективную, так и объективную их основу. Так как взаимодействие между людьми, социальными группами и социальными общностями в значительной мере характеризуется осознанными актами поведения (деятельности), в процессе которых возникают явления и процессы, носящие сугубо субъективные черты - депривация (см. Депривация), фрустрация (см. Фрустрация), аномия (см. Аномия), стигма. Однако в этих отношениях происходит процесс их объективизации - они становятся важным, а нередко и решающим фактором развития и функционирования всей общественной жизни. Этот процесс связан с тем, что во многом социальные отношения опосредуются в первую очередь экономическими отношениями, определяющими основу любого общества.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальные отношения - это осознанные совокупности повторяющихся значимых для людей взаимодействий. Если индивиды соотносят свои взаимодействия по своему смыслу друг с другом и придерживаются образцам соответствующего поведения, тогда можно говорить об установлении между ними социальных отношений. Взаимодействия (контакты и единичные действия) становятся социальными отношениями благодаря ценностям и ценностным ориентациям (см. Ценностные ориентации), на которые индивиды и группы людей ориентируются и хотели бы их достичь.

Основная литература

Волков Ю.Г. Социальность // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 489-490.

Осадная Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003.

Осипов Г.В. Социальное. Отношения социальные // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 510, 689-690.

Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

Дополнительная литература

Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // СОЦИС. 2003. № 4. С. 45-52.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Что может социология сказать о наших действиях? С. 33-34.

Образ жизни, социальная сфера // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 72-74, 467-468.