Заха хадид и ее невероятные проекты. Вот несколько реализованных проектов Захи Хадид

«Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне»

© Заха Хадид

Всемирно известный британский архитектор Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) способна поразить воображение любого человека. Её сооружения напоминают космические конструкции. Они не могут не выделяться среди привычных нашему глазу прямоугольных зданий.

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном» , ‒ говорит она.

Свои самые крупные награды и мировое признание архитектор получила после пятидесяти. В 2004 году Заха стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов). Церемония награждения состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад, во время празднования юбилея королевы Великобритании Елизаветы II, Заха получила титул Дамы-Командора ордена Британской империи.

Обратимся к истории. Заха Хадид родилась в Ираке. Её отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Девушка никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

«Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что моё поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность» , - поделилась архитектор.

Начальное образование Заха получила во французской монастырской школе в Багдаде. В 1968 году уехала в Ливан, где изучала математику в Бейрутском Американском университете. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, где стала ученицей Рема Колхаса - известного голландского архитектора и бунтаря. Колхас считал Заху самой талантливой своей ученицей и называл «планетой на собственной орбите». Безусловно, Колхас как «теоретик деконструктивизма» оказал большое влияние на Хадид. В студенчестве Заха увлекалась русским авангардом, особенно творчеством Казимира Малевича. В настоящее время она является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова.

Много лет назад Хадид основывала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Её знаменитый авторский стиль присутствует во всех проектах компании. Работы мастера разнообразны: от частных особняков до оперных театров и футбольных стадионов. Внешний вид сооружений завораживает, но многие критики спорят о практичности таких зданий. Заха воплощает свои проекты по всему миру, развеивая любые сомнения. К примеру, футбольный стадион в Катаре поражает не только внешним видом, но и техническими устройствами. По задумке автора, он будет иметь раздвижную крышу. Благодаря этому, размеры помещения можно регулировать, увеличивая или уменьшая его в два раза.



Центр Гейдара Алиева называют одним из самых смелых инженерных проектов современности. Он стал новым символом Баку и всего Азербайджана. Культурный центр представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.



На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. До середины нулевых годов работы архитектора можно отнести к деконструктивизму, далее ‒ к параметрической архитектуре. Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли.

Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делает инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже пишет картины.

Заха неоднократно бывала в России. В 2005 году архитектор сотрудничала с компанией «Капитал Груп». Работа заключалась в проектировании жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк ‒ одна из самых необычных построек Захи в России. Спустя три года состоялось очередное представление работы архитектора. В районе Дубровки открылся бизнес-центр Dominion Tower, построенный по проекту Zaha Hadid Architects в авангардном стиле. Здание представляет собой семь сдвинутых относительно друг друга этажей.

На протяжении всего творческого пути Заха занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. Хадид выступала с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Годом позже в рамках выставки «АРХ Москва» Заха провела мастер-класс.



«Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне» , - признаётся Хадид.

Её работы всегда были в центре внимания. Но проекты, побеждающие на конкурсах, так и оставались нереализованными. Долгие годы архитектор работала «в стол», не имея возможности осуществлять задуманное. Закрепилось мнение, что её проекты хороши на бумаге, но не могут быть воплощены в жизнь. Заха смогла доказать обратное. Критики считают её самым популярным и востребованным архитектором современности.

Примечание редакции: цитаты из интервью Захи Хадид журналу SALON 2004г.

Клуб досуга «Пик» (The Peak Leisure Club), Гонконг. Конкурсный проект, первая премия (1982-1983)

Архитектура обладает очень важным свойством - считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры - Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.

«Бумажный» архитектор

Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас . Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.


Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)

В 1980 году Заха создаст свое архитектурное бюро , но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. Ее проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваются с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не улыбается удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удастся реализовать лишь несколько проектов.


Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид

Начало успеха

Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году - маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.


Пожарная часть компании - производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)

Следующий реализованный проект - жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994-2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.


Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994-2005)

Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов - мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет - с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов.


Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997-2010)

Длина моста - 842 метра, высота - 60 метров, пропускная способность - 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.


Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998-2001)


Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999-2002)

Первая женщина-архитектор в истории

Перед тем как Хадид получила премию Притцкера , у нее был реализован лишь один масштабный проект - Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997-2003)

Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» - так Хадид назовет концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.


Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя

Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира.

От деконструктивизма к параметризму

Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.


«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)

Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.


Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку

Теперь архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.

Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.

Путь наверх - «антигравитационная» архитектура

В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.

Центр водных видов спорта в Лондоне

Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.


Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005-2010)

Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет.


Схема трансформации центра после Олимпийских игр - 2012 в Лондоне

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку


Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007-2012)

Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year - 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.


Проект культурного центра Гейдара Алиева


Фасады, сечения и форма кровли-обертки

В залитых солнцем пространствах культурного центра располагается музей Гейдара Алиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.

Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид

Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.


Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008-2012)

Проект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в Пекине получил награду Королевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.

Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».


Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония


Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу - 2022. Катар (2013 - не достроен)

Точкой кипения для Хадид становится гибель рабочего на строительстве стадиона в Катаре. Архитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. На что Хадид и Шумахер заявили, что архитектор должен хорошо выполнять свою работу и не думать о социальной справедливости. Их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми, и именно здания помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. А за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполняют заказ.

В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса

Родилась в Багдаде (Ирак), уже в 11 лет поняла, что хочет стать архитектором . В 1972 году поехала учиться в Лондон, где и осталась жить. «Планета на своей собственной орбите» - так называл свою талантливую студентку известный голландский архитектор Рем Колхас, бывший преподаватель Захи в знаменитой AA (Architectural Association School of Architecture), а после и ее первый работодатель.

Уже в 1980 году Заха Хадид открыла свое бюро Zaha Hadid Architects. Участвовала во многих конкурсах, одну за другой одерживала победы, но дальше бумаги дело не шло. Заказчиков пугали смелые идеи архитектора. Довольно долго ее бюро занималось дизайном мебели, интерьеров и даже обуви. Первым реализованным объектом Захи Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Германии (1990 - 1993), однако широкую известность архитектор получила только в 1999 году после строительства Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (США). В 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной, получившей высочайшую награду в области архитектуры - Притцкеровскую премию. Возведенные в разных точках земного шара постройки Захи Хадид выглядят как инопланетные существа. 31 марта 2016 года архитектор скончалась от сердечного приступа в Майами. Она опередила свое время, оставив много проектов, которые, надеемся, будут реализованы.

Первая постройка - пожарная часть компании Vitra в Германии (1990 - 1993) Частный особняк в Барвихе, Россия. Политехнический университет в Гонконге, Китай Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия Небоскребы Signature Towers в Дубаи, ОАЭ Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай 40-этажный отель в Макао, Китай Бизнес-центр премиум-класса Dominion Tower, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 5, стр. 1. Облицовка фасада из алюминиевых панелей меняет оттенок в зависимости от угла зрения и степени освещенности. Dominion Tower отличает удивительная атмосфера и легкость, которую создает атриум – на верхний этаж можно подняться по «парящей» лестнице или на одном из 5-ти лифтов. Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия. Центр Гейдара Алиева, Баку. Культурный центр имени Гейдара Алиева - постройка с трудной судьбой. Не успев открыться, она пережила пожар, но, как феникс, возродилась из пепла, не утратив своей красоты. Здание-скульптура с плавными, текучими очертаниями эффектно в любом ракурсе: не поленитесь обойти его со всех сторон. Внутри - концертный и выставочный залы, музей Алиева. Ул. Гейдара Алиева. Музей транспорта Риверсайд, Глазго. 36-метровый фасад из стекла, в котором отражается река Клайд, венчает зубчатая крыша. Несмотря на то, что строительство из-за кризиса затянулось на семь лет, оно того стоило. Этот музей в 2013 году назван лучшим в Европе. Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония Футбольный стадион 2022, Катар

Как и обещал, рассказываю про дом, который ещё на этапе строительства был признан лучшим домом Нью-Йорка 2017 года . Это дом авторства Захи Хадид, она спроектировала его ещё при жизни. Причём студия Захи Хадид занималась не только внешним обликом здания, но даже квартирами.

Это просто невероятная красота в центре Нью-Йорка, с видом на ХайЛайн парк! И редкий случай, когда девелоперы на безумно дорогой земле решаются построить не небоскрёб, а жилой дом нормальной этажности. Понятно, что ради зданий Хадид все готовы сделать исключение, но тем не менее.

Знакомство с домом советую начать с видео:

В доме 11 этажей и 39 квартир. Он расположен вплотную к , крутому общественному пространству, организованному на заброшенной железной дороге на высоте 10 метров над городом.

Дом больше похож на какую-то межгалактическую станцию, которая неожиданно приземлилась в городе, и все хотят на неё поглазеть.

С этого ракурса инопланетные мотивы ещё очевиднее.

Этажи как будто переплетаются между собой.

С каждой новой точки дом выглядит иначе, чем с предыдущей.

Пластичность формы достигается в том числе за счёт углублённых и выступающих элементов.

Такую геометрию сложно представить даже на рисунке, а тут это стоит перед тобой уже придуманное, спроектированное и построенное!

В облицовке использовано много металла серого цвета. В сочетании со стеклом и формами это создаёт образ чего-то инопланетного и космического. Как будто внутри не могут жить обычные люди. Тут надо понимать, что строительные работы только завершились, и дом еще не помыли, так есть разводы и пыль. Но уже скоро он должен засиять.

Но люди там уже живут! Пойдёмте внутрь.

Как и во всех американских многоквартирных домах, вы покупаете тут не просто квартиру, а также доступ к общим зонам. Вот лобби, которым могут пользоваться все жильцы. Здесь можно устроить день рождения, например!

Или просто встретить гостей.

Хочется скорее увидеть квартиры!

Холл у лифта оформлен минималистично.

Прямо в здании и в дополнительном помещении поблизости будут проходить различные художественные выставки - в этом районе это обычное явление.

Известный нью-йоркский галерист Пол Кэсмин уже подтвердил, что арендует 500 кв. метров в самом здании и в помещении снаружи:

"Создание такого места на Хай-Лайн сделало эту часть города самой динамичной. Эта коллекция новых галерей в таком месте подходит нам просто идеально!"

А вот лифт. Обратите внимание, что архитекторы сделали не только фасады здания, но и каждый элемент интерьера! Лифт вообще невероятно крутой.

Посмотрите на отделку. Здесь даже кабина лифта должна была соответствовать архитектуре здания. Вплоть до подсветки. Камень и металл!

Итак, заходим! Это коридор, тут всего несколько квартир на этаже. Так как в некоторых идет ремонт, на полу еще следы)

Это самая маленькая квартира в здании. Её площадь 157 кв. метров, цена - 5 миллионов долларов.

Основная мебель здесь встроенная. Она проектировалась вместе со зданием и повторяет его архитектуру. Интерьер выполнен в приглушённых и светлых тонах. По замыслу дизайнеров, картины на стенах и мелкие предметы должны добавить контрастности.

Кухни для квартир изготавливались на заказ. Тут два духовых шкафа и холодильник.

Плита и винный шкаф. Вы покупаете квартиру с отделкой и с кухней. Максимум можно потом стены перекрасить. Но зачем?

Один такой кухонный остров стоит 250 000 долларов! Кухонный остров по цене как квартира в Москве!

Качество соответствующее.

В квартире две спальни, две ванных комнаты, гардеробная и шкаф.

Абсолютно весь дом на сенсорном управлении. Тут, кстати, проблемы с качеством покраски, но если вы купите квартиру, обещают все поправить!

Окна, например, выдвигаются наружу при нажатии на кнопку.


В ряде квартир форма окон нестандартная. В углу стекло специально изогнуто, чтобы при взгляде на здание снаружи создавалось впечатление текучести. Представьте, сколько здесь будет стоить одно разбитое стекло!

А вот вид из окна. Сейчас рядом только парк Хай-Лайн, но девелопер собирается разбить сад вокруг дома.

Ванная комната

Детали

Даже стиральная и сушильная машины продолжают архитектуру дома - они как будто установлены в какой-то космической лаборатории.

У каждой квартиры есть балкон.

Каждый миллиметр этого здания - нереальная красота.

Но квартиры здесь продаются довольно медленно из-за высоких цен. Самая дорогая квартира стоит 50 миллионов долларов. Это трёхуровневый пентхаус площадью 600 кв. метров. Там 5 спален, собственная терраса, бар, камин и кухня под открытым небом!

Средняя цена квартиры в доме Захи Хадид в Манхэттене - 10 миллионов долларов, а цена за квадратный метр - 75 000 долларов.

За самую маленькую квартиру, помимо её стоимости в 5 миллионов, придется ежемесячно платить $8000: 4000 налога и 4000 за обслуживание. А ещё можно просто снять квартиру за 20 000 долларов в месяц, и тогда налог и коммуналку платить не придётся.

Для жильцов предусмотрен, например, бассейн с морской водой. Пользоваться им можно по очереди, чтобы не мешать друг другу. Это несложно: нужно просто забронировать время.

Качество работ в целом очень хорошее для таких сложных форм.

Одна эта стена - как объект современного искусства.

Здесь же есть спа-центр с горячей и холодной ваннами и сауной.

Идеален каждый стык, каждый элемент.

Их как будто и не собирали по частям. Как будто это сразу всё было таким красивым и цельным.

Ещё тут есть первый установленный в жилом доме Нью-Йорка кинотеатр IMAX!

Жильцы могут спускаться вниз и смотреть кино в собственном кинотеатре.

Конечно же, есть свой тренажёрный зал.

И общая терраса на улице.

Это здание невероятно. Всё сделано на высочайшем уровне. Ну не могут люди делать так идеально! Сколько раз в разных странах строили здания по проектам Захи Хадид - и мало у кого получается справляться с такими сложными геометрическими формами: у всех всё перекашивается, стыки "плывут"... Застройщик здания в Нью-Йорке сделал всё превосходно.

Это пример того, что делать круто можно, даже если перед тобой стоит очень сложная задача. Необязательно отказываться от самых смелых идей архитектора.