319 она была далеко не красавица. НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -О (-Е)

Карточка 1. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.
1) Она была далеко (не) красавица. 2) Даша сказала твёрдо: «Мне кажется, нам (не) о чем говорить». 3)
Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не) чем было дышать. 4) Направо жёлтая, (не) мигающая звезда
стояла (не) высоко над лесистыми холмами. 5) Без тени робости он (не) торопливой походкой вошёл в
кабинет начальника. 6) (Не) слыша ответа, Печорин сделал (не) сколько шагов к двери. 7) Только Григорий
Александрович, (не) смотря на дождь и усталость, (не) хотел воротиться. 8) Обломов (не) тупая апатическая
натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего­то ищущий в своей жизни, о чём­то думающий. 9) (Не)
бурная, порывистая сила, а напротив, мягкая и какая­то поэтическая умеренность служат
характеристическими чертами его таланта. 10) С Филофеем пришло двое его братьев, нисколько на него (не)
похожих.

Карточка 2. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.
1) Большов – вовсе (не) сильная натура. 2) Павел Петрович – человек очень (не) глупый. 3) В (не)
обыкновенной тишине зарождается рассвет. 4) Это (не) настоящий, это сказочный лес. 5) Матросы с трудом
справлялись с (не) знакомыми для них механизмами. 6) Мы поднимаем сеть и вместо дорогой сёмги
вытаскиваем морскую свинку, совсем (не) нужную. 7) Из экипажа «Светлана» (не) досчитали ста
шестидесяти семи человек. 8) Она (не) дослушала, отошла прочь. 9) Это человек опытный, себе на уме, (не)
злой и (не) добрый, а более расчётливый. 10) Только (не) ожиданное выпадение снегов может принудить
лететь дальше, (не) взирая на ветер и стужу.
_____________________________________________________________________________________________
Карточка 3. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.
1) Вот луна: она (не) тускла, (не) бледна, (не) задумчива, (не) туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как
хрусталь. 2) Печорин был долго (не) здоров, исхудал, бедняжка. 3) Анатоль был (не) находчив, (не) быстр и
(не) красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем (не)
изменяемой уверенности. 4) Я (не) богат, (не) чиновен, да и оп летам ему совсем (не) пара. 5) Выражение
этого взора было очень (не) определённо, но (не) насмешливо. 6) Она запела: голос её (не) дурён. 7) Она была
(не) тороплива, (не) холодна, (не) говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех …
_____________________________________________________________________________________________
Карточка 4. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.
1)С утра я чувствовал себя (не) хорошо, хотя ещё (не) мог ясно определить, в чём заключалось моё (не)
здоровье. 2) Мы вели между собой (не) торопливый разговор. 3) Солнце было (не) мутное, как вечером, а
светлое, отдохнувшее за ночь. 4) На глазах у неё были слёзы, (не) робкие, (не) горькие, а гордые, сердитые
слёзы. 5) (Не) старая ещё и довольно красивая женщина внесла (не) большой самоварчик. 6) (Не) знакомец,
когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не) красивым собой и ничем (не) замечательным. 7)
Лицо у него было такое, как всегда, ­ (не) умное и (не) глупое. 8) За окном горел, никак (не) мог погаснуть
(не) яркий свет.9) В характере его(Давыдова) появилась никогда ранее (не) свойственная раздражительность.
10) Всякая, даже малейшая, грубость, (не) деликатно сказанное слово волнует меня. 11) Соловей уже (не)
(по) вечернему, отрывисто и (не) решительно, а (по) ночному, (не) торопливо, спокойно заливался на весь
сад.
_____________________________________________________________________________________________
Карточка 5. Перепишите. Объясните правописание НЕ с причастиями.
1) Вверху (не) погасшим костром тлели Стожары. 2) Все матросы, (не) занятые вахтой, вышли на верхнюю
палубу. 3) Воспоминания – это (не) пожелтевшие письма, (не) старость, (не) засохшие цветы и реликвии, а
живой, трепещущий, полный поэзии мир. 4) Только (не) сжата полоска одна. 5) В (не) видимую, завешенную
ковром дверь кто­то постучал. 6) Поднималось солнце. Ещё (не) видимое глазом, оно раскинуло по небу
прозрачный вечер розовых лучей… 7) Занятие себе Савка выбрал особое, ни от кого (не) зависящее, ­ охоту.
8) Телегин сложил (не) дочитанное письмо. 9) Мать с (не) покрытой головой выбежала из сеней. 10) Солнце,

яркое, но (не) греющее, холодно смотрело с высоты неба. 11) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько
взглядом, (не) обещающим ничего хорошего.
_____________________________________________________________________________________________







_____________________________________________________________________________________________








_____________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 8. Перепишите. Объясните написание слов, в которых нужно было вставить
пропущенные буквы или раскрыть скобки.
­ О прошлом вспом..нать (не) (за) чем, ­ возр..зил Базаров, а что к..сается до буд..щего, то о нём то (же) (не)
стоит голову ломать, (по) тому что я намерен (не) медленно ул..знуть. Дайте я вам перев..жу теперь ногу,
рана ваша (не) опасная, я всё лучше ост..новить кровь.
Павел Петрович ср..рался (не) глядеть на Базарова, пом..ри..ся с ним он всё (таки) (не) хотел: он стыдился
своей заносчивости, совей (не) удачи, стыдился всего зате..ного им дела. Молчание длилось, тяжёлое и (не)
ловкое. Обоим было (не) хорошо. Каждый из них созн..вал, что другой его пон..мает. Друзьям это сознание
пр..ятно, и весьма (не) пр..ятно (не) другам.
­ (Не) туго (ли) я зав..зал вам ногу? – спросил, наконец, Базаров.
_____________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 9. Перепишите, расставляя знаки препинания.
Я (н..)б..русь опис..вать сп..ктакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что
(н..)передаё..ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутр..него
чувства. (При) этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен.. и звуки и дек..рации и образы созд..ваемые
артистами и самое настроение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творческой интуиц.. и
артистическои чу..ств...
_____________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 10. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте состав выделенных слов.
Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащил туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне
первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием ра..тянулся на ней. Закрыть глаза ут..млённые
солнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы ра..стегнуть шт..блеты
ра..пустить пояс и пол..жить что (нибудь) под голову. Я увид..л что туземцыстали полукругом в некотором
отд..лении от меня вероянто уд..вляясь и делая предпол..жения с том что будет дальше.
_____________________________________________________________________________________________


речи.





л..кующий свет.
КАРТОЧКА 12. Перепишите, расставляя знаки препинания.
Так р..суждая Селифан забрался наконец в самые отд..лённые отвлеч..ности. Если (бы) Чичиков
пр..слушивался то узнал (бы) много подробностей относившихся лично к нему но мысли его так были заняты
своим предметом что один только сильный удар грома заставил его очну..ся и посмотреть вокруг себя всё
небо было соверш..но обдож..но тучами и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Громовой
удар раздался в другой раз громче и ближе и дождь хлынул как из ведра. (С)начал.. пр..нявши косое
направление хлестал он а одну сторону кузова кибктки (по)том в другую (по)том изм..нивши образ
нап..дения и сделавшись совершенно прямым барабанил прямо (в) верх кузова.
_____________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 13. Перепишите, расставляя знаки препинания.
В п..лате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказывать что пишут (за) границей и в Росси.. и
какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по) том ложась спать он всё время думал об Иван..
Дмитрич.. а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера посн..комился с умным и интересным
человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможност.. .
Иван Дмитрич лежал в такой (же) позе как вчера обхв..тив голову руками и поджав ноги. Лица его не было
видно.
Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во) первых я вам (не) друг проговорил Иван
Дмитрич в подушку а (во) вторых вы напрасно хлопоч..те не добьётесь от меня (н..) одного слова.
Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед..вали так мирно но вдруг вы почему (то)
обид..лист… Вероятно я выр..зился как (н..будь) (н..) ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с
вашими убеждениями…
Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..подн..маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я
ешё вчера понял зачем вы приходили.
_____________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 6. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.
1) Всё было полно грустного и сладостного, (не) объяснимого весеннего очарования. 2) Культурный рост
рабочего и крестьянина – факт (не) оспоримый. 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не)
разделим и вечен. 4) Левин, (не) замечаемый народом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и
думать. 5) Все его поступки, большие и малые, (не) объяснимы. 6) Обе подруги были одних лет, но между
ними была (не) измеримая разница во всём. 7) Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно
поразительна. 8) Князь Андрей мог думать, совершенно (не) зависимом от общих вопросов предмете – о
своём полке. 9) Свечи, (не) зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате.
_____________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 7. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.
1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (не) тороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался,
что это далеко (не) заурядный артист. 3) Иногда он представлял себя известным путешественником… Он
открыл (не) изведанные ещё земли 4) Странные, ему самому (не) ясные ощущения волновали его. 5) Вихрь,
(не) холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. 6) Особенно хорош сад, (не) большой, но
густой и приятно запутанный. 7) Старая барская стояла на (не) высокой, но заметной горушке. 8) Райский

считал себя (не) новейшим, то есть (не) молодым, но отнюдь (не) отсталым человеком. 9) За курганами на
востоке лежала желтоватая мгла, (не) похожая ни на дым, ни на пыль.
_____________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА 11. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по частям
речи.
Море см..ялось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ярко
отр..жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебр..ных улыбок. В глубок.. пространстве между
морем и небом носился весёлый плеск волн взбегавших одна за другою на пологий берег песч..ной косы.
Этот звук и блеск солнца тысяч..кратно отр..жённого рябью моря гармонично сл..вались в непр..рывное
движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило море тем что отр..жало его
л..кующий свет.
_____________________________________________________________________________________________

Далеко не красавица

далек о/ не крас а/вица


Слитно. Раздельно. Через дефис. . Б. З. Букчина .

Смотреть что такое "далеко не красавица" в других словарях:

    далеко не красавица - далеко не красавица … Орфографический словарь-справочник

    далеко не красавица - … Орфографический словарь русского языка

    ДАЛЕКО Толковый словарь Ушакова

    ДАЛЕКО - и ДАЛЁКО, нареч. 1. нареч. к далекий в 1, 2 н 3 знач. Я живу далеко от вас. Убежал далеко в лес. 2. безл., в знач. сказуемого. О далеком расстоянии до кого чего нибудь. До дому еще далеко. 3. безл., в знач. сказуемого, кому чему до кого чего.… … Толковый словарь Ушакова

    Красавица и чудовище (телесериал, 2012) - У этого термина существуют и другие значения, см. Красавица и Чудовище (значения). Красавица и Чудовище Beauty and the Beast Жанр Полицейский процедурал … Википедия

    даль - Далеко за спустя значительное время после какого н. срока. Мы засиделись далеко за полночь. Далеко не (разг.) совсем не. Она далеко не красавица. Далеко пойти (уйти) (разг.) сделать карьеру, достигнуть больших успехов в чем н. С … Фразеологический словарь русского языка

    Частица в русском языке - У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным… … Википедия

    Частица (часть речи) - У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

    Частица (в лингвистике)

    Частица (грамматика) - Частица служебная часть речи. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц 3 Классификация частиц по происхождению … Википедия

Книги

  • Исцеление любовью , Тесса Дэр , Бедная сирота, к тому же далеко не красавица... на что могла рассчитывать Иззи Гуднайт? Но внезапно она становится наследницей настоящего рыцарского замка! И не беда, что замок -… Категория: Зарубежные любовные романы Серия: Очарование Издатель: АСТ , Купить за 141 руб
  • Как истинный джентльмен , Эйлин Драйер , От издателя:Грейс Фэрчайлд уверена - она далеко не красавица, и тем более не светская львица. Но когда обаятельный повеса лондонского высшего общества случайно компрометирует ее и решает… Категория:

Когда не употребляется с существительными, прилагательными и наречиями на -о (-е), оно может быть и частицей и приставкой. При наличии в предложении противопоставления не является частицей и с данными частями речи пишется раздельно:

1) Он говорил неправду. - Не правда на его стороне, а сила.

2) Мы затянули невеселую песню. - Эта песня не веселая, а грустная.

3) Пели они не — громко. - Они пели не громко, а очень тихо.

Для того чтобы учащиеся четко представили себе эту конструкцию, в упражнения вводятся самые простые случаи.

Подобрать к прилагательным антонимы.

Задача не трудная, а …. Лето не холодное, а … . Путь не близкий, а … . День не солнечный, а …. Книга не скучная, а … . Человек не злой, а …. Платье не светлое, а … .

Затем внимание учащихся нужно обратить на то, что наличие союза а или но еще не говорит о противопоставлении. Разбираются примеры.

В предложении Речка не глубокая, а мелкая один признак (глубокая) отрицается, другой признак (мелкая) утверждается. Глубокая и мелкая - антонимы. Не глубокая нельзя заменить синонимом мелкая, так как получится бессмыслица: «Речка мелкая, а мелкая».

Возьмем другой пример: Речка неглубокая, а быстрая. Здесь реке приписываются оба признака: она неглубокая, то есть мелкая, и быстрая. Неглубокая и быстрая не являются антонимами. Поэтому слово неглубокая можно заменить синонимом мелкая и предложение не утратит смысла: Речка мелкая, а быстрая.

Еще пример:

1) Говорят не громко, а тихо. Здесь есть противопоставление, так как не громко заменить синонимом нельзя, а слово тихо является антонимом наречия громко.

2) Говорят негромко, но отчетливо. Здесь можно заменить негромко синонимом тихо; отчетливо не является антонимом к громко. Здесь нет противоположных друг другу понятий, в которых одно отрицается, а другое утверждается.

Итак, не пишется раздельно с существительными, прилагательными и наречиями на -о, если в предложении одно понятие отрицается, а другое, ему противоположное, утверждается.

Закрепляем этот материал, разбирая следующие предложения.

1) Материя неяркая, но красивая. - Материя не яркая, а блеклая.

2) Ребята ели не спелые, а совсем зеленые яблоки.- Яблоки неспелые, но уже вкусные. - Мы ели неспелые, почти зеленые яблоки.

1) Дорога неровная, зато самая короткая.

2) Лицо некрасивое, но приятное.

3) Знания у него не глубокие, а очень поверхностные.

4) Малина в этом году некрупная, но сладкая.

В ряде случаев противопоставление может только подразумеваться. Тогда правописание не с прилагательными зависит от смысла, вкладываемого в слово: речка небольшая (то есть маленькая); речка не большая (здесь говорящий как бы спорит с утверждением, что речка большая).

Таким образом, если при отсутствии противопоставления наличие признака утверждается, не с прилагательным пишется слитно; если же признак отрицается и подчеркивается противоположный, не пишется раздельно.

Он (был) небогат. - Он не (был) богат. Он (был) неумен. - О н не (был) умен. Он (был) нехитер. -Он не (был) хитер. Он (был) невесел. -Он не (был) весел.

Для закрепления можно предложить учащимся составить (устно) несколько предложений, чтобы не с прилагательным писалось то слитно, то раздельно.

Раздельно пишется не с притяжательными прилагательными (не кошачья порода, не охотничье ружье), с прилагательными и наречиями в сравнительной степени (не выше, не красивее, не больше, не дольше) и с краткими прилагательными, которые в полной форме или не употребляются, или получают другое значение, или вовсе полной формы не имеют: не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен, не рад, не нужно, не надо, не прочь.

В остальных случаях не является приставкой и пишется слитно.

Предлагаем материал для тренировочных работ.

1) Он был не красив и не дурен, не высок и не низок ростом (Гонч.).

2) Я не богат, не чиновен, да и по летам ему совсем не пара (Л.).

3) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость (Т.).

4) Люди они были хоть и неимущие, но образованные (Т.).

5) День ее нерадостный и ненастный давно прошел (Т.).

6) Не пахарь, не столяр, не плотник, а первый на селе работник.

7) Желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.

Луна нетускла, небледна, незадумчива, не туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь (Гонч.).

9) Выражение этого взора было очень неопределенное, но не насмешливо (Л.).

10) Дни и ночи рыскал несильный, но неотвязный ветер (М. Г.).

11) Твой милый образ незабвенный, он предо мной везде, всегда недостижимый, неизменный, как ночью на небе звезда (Тютч.).

12) Теперь перед нами были не высокие неприступные горы, а небольшие холмы с неприметной, невзрачной растительностью.

13) Далекие и непонятные звезды тихо застыли в необъятной выси и, кажется, с завистью смотрят на неугомонную жизнь на земле.

тяжелое и неловкое. Обоим было нехорошо. Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам.

- Не туго ли я завязал вам ногу? - спросил, наконец, Базаров.

№ 325. ничего, нечего, ни с кем – местоимения; ниоткуда, неоткуда, несколько – наречия.

№ 326. I. 1) Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. 2) Невежи судят точно так: в чем толку нет, то все у них пустяк. 3) Ты жадно слушаешь и песни старины, и рыцарских времен волшебные преданья - насмешливых льстецов несбыточные сны. 4) Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река. 5) Не сам ли славу ты в удел себе избрал? 6) Чуть не всякий день шли дожди, сопровождаемые молнией и такими громовыми ударами, что весь дом дрожал.

7) Как бы не был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий.

8) Это неспеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. 9) Я вспомнил прежние несчастья, но не найду в душе моей ни честолюбья, ни участья, ни слез, ни пламенных страстей.

10) Ни красавицу мою я не видел нигде, ни того мужчину.

II. 1) Видя, что ненастье принимает затяжной характер, я решил идти дальше, невзирая на непогоду. 2) Как я ни напрягал свое зрение, а рассмотреть его никак не мог. 3) В тяжелом строю пшеница слушает звон тишины. Ни ветер, ни град, ни птица колосьям не страшны.

4) На небе не было ни одного облачка, но в воздухе чувствовался избыток влаги. 5) Когда мошки много, ни на минуту нельзя снять сетку с лица. 6) Куда ни взглянешь, всюду холмы и всюду одна и та же рас-

тительность. За весь день мы не видели ни одного животного, хотя StudyPort козьих и оленьих следов попадалось много. 7) Как бы. ни былru мал дождь, он всегда вымочит до последней нитки. 8) Дерсу нисколько не

изменился и не постарел. 9) До берега слишком далеко: ни один пловец не мог бы его достигнуть. 10) Не один Печорин любовался хорошенькой княжной. 11) Не раз я видел в горах эти оленьи отстои. 12) Все эти дни я ни разу не отступил от своей системы.

№ 327. 1) Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! 2) Куда ни погляди , везде молодые лица (Повествовательное,

невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Односоставное, обоб- щенно-личное, распространенное, полное, неосложненное; 2. Односоставное, назывное, распространенное, полное, неосложненное. (куда…), .) 3) Каких предметов и каких курсов он не слушал ! (Восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, пол-

ное, неосложненное . !) 4) Как бы то ни было, мои предчувствия

оказались справедливыми. 5) Как ни добивались от него друзья, в чем дело, так и не узнали. 6) Куда вела дорога дальше, пока не было известно. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Двусоставное, распространенное, полное, неосложненное; 2. Односоставное, безличное, распространенное, полное, неос-

ложненное . (куда…), .) 7) И чего не случалось с нашими странниками! 8) Боцманы не могли не дружить со мной. 9) Спишь до тех пор, пока не разбудят. 10) Он считался едва ли не первым кавалеристом. 11) Чуть ли не вы сами мне об этом рассказывали. 12) Как ни старался отец казаться спокойным , я заметил его волнение (Повест-

вовательное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Двусоставное, нераспространенное, полное, неосложненное; 2. Двусоставное, распространенное, полное, не-осложненное. (как…), .) 13) Где я только не бродил, нигде их [оленей] не было. 14) Наш брат, охотник, куда ни заходит! 15) Зина и Алексей долго бродили по лесу, пока не вышли к большому запущенному пруду. 16) Нельзя было не почувствовать сурового великолепия северной природы. 17) Всюду, куда бы он ни приехал , ег о уже ждали (Повествователь-

ное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Главное, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, полное, неосложненное; 2. Придаточное места, двусоставное, нераспространенное, полное, неосложненное. [ (куда…)].) 18) Альпинисты поднялись на горную вершину, ку д а не ступала еще нога человека (Повествова-

тельное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Двусоставное, StudyPort распространенное, полное, неосложненное; 2. Двусоставное. , ru распространенное, полное, неосложненное). , (куда…). 19) Где такая кре-

пость, куда бы пули не залетали? 20) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. 21) Кто не бывал в низовьях реки Лефу, тот не может себе представить, что там происходит.

№ 328. Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить . ((когда…) и (кто…), .) Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в то же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма... В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил , но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха . ([ (когда…), но

даже], (как будто бы…).) Начальники поступали с ним как-то хо- лодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже: «Перепишите», или: «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя на того, кто ему подложил и имел ли на это право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники посмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

1. Особенность и притягательность романа Тургенева.

2. Отражение действительности в романе.

3. Искренность и действенность романа.

I. Новый роман Тургенева дает нам все, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаян-

ный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то StudyPort непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательно.ru - стью рассказываемых событий, ни поразительной верностью основ-

ной идеи. Дело в том, что события вовсе не занимательны, а идея вовсе не поразительно верна. В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, а главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки нам, так близки, что все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя

в действующих лицах этого романа.

II. Я этим не хочу сказать , чтобы в романе Тургенева идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение ; к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собой в убеждениях и симпатиях.

(, (чтобы…), (как…); , а .) Но если вы подойдете к зеркалу, которое, отражая предметы, изменяет немного их цвета, то вы узнаете свою физиономию, несмотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника.

Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно потому, что весь насквозь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Все, что написано в последнем романе Тургенева, прочувствовано до последней строчки.

№ 330. Президиум, привилегия депутата, русская интеллигенция, беллетристика, сентиментализм, романтизм, реализм, оптимизм, врожденный пессимизм, пьеса-апофеоз, дифирамб литературе, перспектива на будущее, приоритет, изваяние, автобиография, экзаменатор, электрифицировать в кротчайшие сроки, незыблемый постулат.

№ 331. I. Истинный любитель северной природы навсегда сохранит неизгладимые впечатления от дремучей реки Чуны. Правда, не увидит он тут режущих глаз красок, но надолго запомнятся ему неуловимые для неопытного глаза тона осеннего пейзажа. Какие только картины не наблюдаешь здесь! Берега Чуны поражают многообразием растительности и богатством животного мира.

Не раз натолкнешься в пути на поваленные деревья: это порабо-

StudyPort тал никто иной, как бобр - диковинный зверь, недавний. поселенецru этих мест. Частенько встретишь здесь красавца лося, на глазах

изумленного путешественника переплывающего реку. Вылезши на берег и отряхнувшись, спокойно смотрит на вас непуганый зверь. По-настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, брошенном в лодке, не устает он любоваться раскрывшимся перед ним миром.

II. Ничем не нарушаемой тишиной, нетронутостью природы привлекла меня Чуна, и отчетливо возникают в памяти проведенные там дни. Я помню наш маленький домик, ночевки у костра, отразившиеся в воде маковки деревьев и похожий на шепот шорох их вершин. Потрескивает огонь в очаге, сложенном из камней, и ничто так не приятно, как уха, слегка пахнущая дымком.

№ 332. I. 1) Высок о на д семьею го р, Казбек, твой цар ственный ша-

тер сияет вечными лучами! (Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложнен-

ное ). 2) Над Невою резво вьются флаги пестрые судов. 3) Чу, пушки грянули! 4) Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать голос твой. 5) Мир опустел . (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, неосложненное ). Теперь куда же меня б ты вынес , океан? (Вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложнен-

ное ). 6) Тесней , о милые друзья, тесней наш верный круг составим ! (Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, неполное, распространенное, неосложненное ). 7) Как изменилася Татьяна ! (Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, неполное, распространенное, неосложненное). Как твердо в роль свою вошла ! (Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, неполное, распространенное, неосложненное ). 8) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей. 9) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 11) Итак, пошли тихонька внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня...

II. 1) Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое.

2) Какая верная картина! Какая точность в выражении! 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня». 4) Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения? 5) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу!

№ 333. 1) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски.

2) Вошла Фенечка с Митей на руках. 3) Два бойца сидят в дозоре StudyPort над холодною водой. 4) За столом сидело восемь человек . . ru 5) Не- сколько рыбачьих баркасов заблудилось в море. 6) Несколько мат-

росов под командой помощника капитана вышли как-то в море на этом катере. 7) На Красной площади уже было выстроено квадратами несколько полков пехоты. 8) Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу. 9) С баржи несли раненых Некоторые стонали , но большинство молчало . 10) Большинство пассажиров дремали . 11) Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке... 12) Человечество идет вперед и все производит , творит .

№ 334. 1) В ауле множество собак встретило нас громким лаем. 2) Базаров с Аркадием уехали на другой день. 3) В беседке сидела Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. 4) Несколько лодок валялось на берегу. 5) Вместе с нами ехала публика самая разнообразная. 6) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывала в трудных путешествиях. 7) Толпа напоминала темный вал океана.

8) Большинство людей хотело что-нибудь сделать. 9) Целый ряд обстоятельств помешал осуществлению проекта. 10) Оттуда поднялось десятка два человек. 11) Народу сбегалось бездна... 12) И много других подобных дум проходило в уме моем... 13) За оградой стояло несколько саней... 14) Студенты всех стран прибыли на Всемирный фестиваль молодежи.

№ 335. 1) Перила неожиданно сломались. 2) Наступили сильные холода, и прорубь на реке замерзла. 3) Рельс прогнулся. 4) Повидло засахарилось. 5) Студень испортился. 6) РТС закончила приготовления к весеннему севу. 7) Чернила засохли.

№ 336. 1) Азамат был преупрямый мальчишка (им. пад. характеризует постоянный признак). 2) Дубровский сам был гвардейским офицером (тв. пад. при глаголе быть в прош. времени), он не позволит обидеть товарища. 3) И вот она [муза] в саду моем явилась барышней (тв. пад. при глаголе явиться ) уездной. 4) Покупка Чичикова сделалась предметом (тв. пад. при глаголе сделаться ) разговоров. 5) Лизавета Ивановна была пренесчастное создание (им. пад. характеризует постоянный признак). 6) Она [Лиза] была единственное и, следственно, балованное дитя (им. пад. характеризует постоянный признак). 7) Он [Алексей] явился перед ними мрачным и разочарованным (тв. пад. при глаголе явиться ). 8) Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным (тв. пад. при глаголе казаться ). 9) Смотрителем маяка был старый боцман (им. пад. характеризует постоянный признак) парусного флота Майданов. 10) Был я в то время студентом (тв. пад. при глаголе быть в прош времени) в провинциальном университете. 11) Отец Вареньки был

очень красивый, статный, высокий и свежий старик (им. пад. харак- StudyPort теризует постоянный признак).12) Старик умер, когда. Матвейru еще

был ребенком (тв. пад. при глаголе быть в прош времени)

№ 337. 1) Борис был высоким белокурым юношей с правдивыми тонкими чертами спокойного и красивого лица. Николай был невысоким курчавым молодым человеком с открытым выражением лица

(тв. пад. при глаголе быть в прош. времени). 2) Куда только не совала меня судьба! Я был последовательно офицером, землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве (тв. пад. при глаголе быть в прош. времени).

№ 338. 1) Вода представляет собой не что иное, как простейшее соединение водорода и кислорода. 2) Землетрясение является не чем другим, как результатом внезапных изменений и разрывов в земной коре. 3) Атмосфера есть не что иное, как газообразная оболочка Земли. 4) Мой сосед по купе оказался не кем иным, как артистом драматического театра. 5) Найденный на побережье моря камень

был не чем иным, как куском метеорита. 6) Каньон есть не что иное, как глубокое ущелье с отвесными краями.

№ 339. I. 1) Грушницкий - юнкер . 2) Производить эффект - их наслаждение . 3) Его цель - сделаться героем романа. 4) Приезд его на Кавказ - также следствие его романтического фанатизма. 5) Солотча - извилистая неглубокая река . 6) Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. 7) Боевая рубка - это мозг корабля.

8) Мое занятие - этнография , изучение жизни русских людей.

9) Сердце не камень .

II. 1) Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. 2) Язык литературы - важное орудие производства для писателя. 3) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии... 4) Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. 5) Правдоподобие положений и правда диалога - вот настоящие законы трагедии. 6) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.

7) Критика науки - открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. 7) Первая цель искусства - воспроизведение действительности.

№ 340. 1) Он не осознал всей важности возложенного на него поручения и не выполнил задания к сроку. 2) Собрание не приняло определенного решения по последнему пункту повестки дня. 3) Я в воскресенье не смогу исполнить своего обещания и не пойду в музей.

4) Мастерская не принимает новых заказов на оборудование. 5) Молодой спортсмен не оправдал возлагавшихся на него надежд. 6) Не разобрав условия, мальчик не решил задачу.

№ 341. 1) Пловец был недоволен своим результатом. Пловец был StudyPort разочарован в своем результате. 2) Учительница была. награжденаru орденом. Она была удостоена высокой правительственной награды.

3) Старый рабочий поделился своими воспоминаниями Он рассказал о строительстве цеха. 4) Опытный каменщик посвятил слушателей во все детали организации труда. Он говорил о полном использовании рабочего времени.

следование причин аварии (вин. пад. ) - приступить к расследованию причин аварии (дат. пад. ). Предостеречь от опасности (род. пад. ) - предупредить об опасности (пред. пад. ). Дорожить здоровьем (тв. пад. ) - ценить здоровье (вин. пад. ).

№ 343. 1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет о положении пореформенного крестьянства. Некрасов с глубоким сочувствием описывает тяжелую судьбу женщиныкрестьянки. 2) Арина Петровна попрекала сирот-племянниц каждым куском хлеба. Павла Владимировича упрекала она в недостаточной почтительности. 3) В разговоре собеседники коснулись самых разнообразных вопросов. Они говорили о самых разнообразных делах. 4) Мать тревожилась за судьбу сына. Она беспокоилась о состоянии его здоровья. 5) Осуществление проекта упиралось в отсутствие необходимых средств. Каждый научный вывод должен опираться на строго проверенные факты.

№ 344. 1) Учительница уделяла много внимания работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара препятствовала нормальной работе геологической экспедиции. 3) Девочка очень бережно обращалась с книгами. 4) Банка была полна воды. 5) Ваня рассказал о своих впечатлениях от поездки в Москву.

№ 345. 1) Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. 2) Две большие, белые, лохматые собаки с злобным лаем бросились на меня. 3) Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительных маяка, сверкали на темно-синем своде. 4) Стоят на той поляночке две старые сосны. 5) На стене висели два больших, тусклых, масляных портрета. 6) Вблизи от нашей усадьбы

было устроено два стекольных завода. 7) Первые два месяца экспе- StudyPort диция работала в трудных метеорологических условиях. 8) ru Два ог-

ненных столба прорезали темноту ночи.

№ 346. 1) Нам сказали написать три бессоюзных предложения. 2) На опушке стояли две одинокие березы. 3) Четыре серых дома мрачно возвышались на холме. 4) Я потерял три библиотечные кни-

ги. 5) В тот день проводились два бойцовских состязания. 6) Четыре голубые лодки валялись на песке. 7) Три роскошных автомобиля бесшумно остановились у крыльца.

№ 347. 1) Он был на Алтае в командировке. 2) Он выбыл из техникума по болезни. 3) Он отдыхал в санатории около месяца. 4) Сестра привезла с Кавказа небольшую пальму. 5) Из Сибири сообщают о наступлении сильных холодов. 6) Они возвратились с Урала полные впечатлений.

№ 348. 1) Учиться в университете, на биологическом факультете, в институте, на курсах, в школе. 2) Побывать на Алтае, на Урале, в

Забайкалье, на Дальнем Востоке. 3) Возвратиться с Алтая, с Урала, с Донбасса, из Приазовья, с Дальнего Востока. 4) Работать на заводе, на фабрике, в колхозе. 5) Сходить в министерство, на почту, в милицию, на телеграф, на вокзал. 6) Пойти на концерт, в кино, на спектакль. 7) Пройти в мастерскую, на завод, на фабрику, в институт. 8) Построить здание на площади, на улице, в переулке.

№ 349. Односоставные предложения: 1) Без конца еду (определен- но-личное). Все залило, мосты разнесло (безличное). 2) Начинаем ехать по озерам (определенно-личное). 3)Виден голый, угрюмый берег Иртыша (безличное). 4) Мутная вода (номинативное назывное). 5) Темнеет (безличное). 6) Вот и паром (номинативное указательное). Надо переправляться на ту сторону (безличное). 7) Холодно ехать (безличное). По ногам зябко (безличное). Кутаю их в кожаное пальто (определенно-личное). Не помогает (безличное). 8) К рассвету страшно утомляешься от холода (обобщенно-личное). Пока меняют лошадей (неопределенно-личное). Прикорнешь гденибудь в уголке (обобщенно-личное).

Неполное: 1) На мне полушубок.

№ 350. 1) Вон запестрели цветы в садике, вон дальше видны аллеи лип и акаций и старый вяз левее яблони, вишни, груши. 2) Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей , прыгавший через три ступеньки, позади шел Никита. 3) С одной стороны – Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные и пустые... С третьей стороны видны села, деревни и часть города. 4) За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками - кучер Игнат . 5) Я один. Рядом море на сотни миль . 6) В одном таком сло-

варе можно собрать слова, имеющие отношения к природе, в другом StudyPort - хорошие и меткие слова, в третьем - слова людей. разныхru про-

№ 351. 1) В слободке начались обыски, скоро обыскивыющие добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 2) Дед все больше беднел, и пришлось ему идти «в люди».

№ 352. Ольга - существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало , ни о чем не спрашивало , которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась , вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время . Но совсем не так легко определить характер Татьяны. Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и приме-

сей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

Итак, летние ночи посвящались мечтательности, зимние - чтению романов, и это среди мира, имевшего благоразумную привычку громко храпеть в то время. Какое противоречие между Татьяною и окружающим ее миром? Татьяна - это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы,

Незнаемый в траве глухой Ни мотыльками, ни пчелой.

Эти два стиха, сказанные Пушкиным об Ольге, гораздо больше идут к Татьяне. Какие мотыльки, какие пчелы могли знать этот цветок или пленяться им? Разве безобразные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина, Буянова, Петушкова и тому подобных?

Повторяем: Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.

№ 353. 1) Осень предупреждала о своем приходе то сухим листком , невзначай забытом на скамейке, то маленькой зеленой гусеницей , спускавшейся на паутине мне прямо на голову. 2) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. [ - , , ]. 3) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев. 4) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей. [─ =

№ 354. I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл все... 2) И ро- StudyPort ща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере.ru 3) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. Шум, холод и соленые

брызги - вот пока моя сфера! 4) Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза. 5) Когда-то на острове как белых, так и голубых песцов было великое множество. 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве. 7) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе, и металась, и пищала жалобно, по-птичьи. 9) Я поеду теперь на Дальний Восток, либо на север. 10) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 11) Ее [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы, не то от слез. 12) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы, сосны, ели. 13) Теперь уж ни гор, ни неба, ни земли не было видно. 14) В ее [тайги] безграничных дебрях суровые северяне: лиственница и голубица - жили в теснейшем соседстве с нежными детьми