Анализ стихотворения Некрасова “Безвестен я. Я вами не стяжал”

содержимое:

Мотив безвестности характерен для Некрасова и получает содержательный смысл в его поэзии: с одной стороны, поэт отталкивается от дворянской поэтической культуры и современных ему лириков так называемого «чистого искусства» , а с другой — будто бы не находит отзвука в народе. В реальной ситуации середины 1850-х гг. Некрасов был одним из самых читаемых поэтов. После же выхода книги стихотворений 1856 г. он мог убедиться в своей беспримерной известности. 6 (18) декабря 1856 г. Некрасов писал Тургеневу: «О книге моей пишут чудеса, — голова могла бы закружиться.. . Неслыханная популярность, успех, какого не имел и Гоголь… » Один из важных аспектов некрасовского лирического героя — условно-символическое самоотождествление с крестьянством. Мы не говорим здесь о примерах «ролевой» лирики («Калистрат») , где монолог принадлежит крестьянину, — это не «лирический герой» . Сложнее обстоит дело со... стихотворениями типа «Вчерашний день, часу в шестом…» , где избиваемая кнутом крестьянка объявляется сестрой Музы поэта. Аналогичный образ «крестьянской» Музы встречается и в других стихотворениях: «О Муза! Наша песня спета…» , «О Муза! Я у двери гроба… » (1878), «Безвестен я. Я вами не стяжал…» . Рассмотрим этот символ более подробно. 1. Метонимический аспект: муза — крестьянка, потому что поэт пишет о крестьянах.

2. Аллегорический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэта (см. в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом… » (1848): конкретный, прозаический «кнут» , которым бьют крестьянку, превращается в условно-романтический «бич» , который в поэзии некрасовского направления устойчиво ассоциируется с темой цензуры, этим «бичом» бьют уже Музу) . 3. Глубинно-символический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэзии в некрасовскую эпоху. Обратите внимание на важный мотив «безмолвия» Музы! Что означает это безмолвие?

Мотив безвестности характерен для Некрасова и получает содержательный смысл в его поэзии: с одной стороны, поэт отталкивается от дворянской поэтической культуры и современных ему лириков так называемого “чистого искусства” , а с другой – будто бы не находит отзвука в народе. В реальной ситуации середины 1850-х гг. Некрасов был одним из самых читаемых поэтов. После же выхода книги стихотворений 1856 г. он мог убедиться в своей беспримерной известности. 6 (18) декабря 1856 г. Некрасов писал Тургеневу: “О книге моей пишут чудеса, – голова могла бы закружиться.. . Неслыханная популярность, успех, какого не имел и Гоголь… ” Один из важных аспектов некрасовского лирического героя – условно-символическое самоотождествление с крестьянством. Мы не говорим здесь о примерах “ролевой” лирики (“Калистрат”) , где монолог принадлежит крестьянину, – это не “лирический герой” . Сложнее обстоит дело со стихотворениями типа “Вчерашний день, часу в шестом…” , где избиваемая кнутом крестьянка объявляется сестрой Музы поэта. Аналогичный образ “крестьянской” Музы встречается и в других стихотворениях: “О Муза! Наша песня спета…” , “О Муза! Я у двери гроба… ” (1878), “Безвестен я. Я вами не стяжал…” . Рассмотрим этот символ более подробно. 1. Метонимический аспект: муза – крестьянка, потому что поэт пишет о крестьянах.

2. Аллегорический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэта (см. в стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом… ” (1848): конкретный, прозаический “кнут” , которым бьют крестьянку, превращается в условно-романтический “бич” , который в поэзии некрасовского направления устойчиво ассоциируется с темой цензуры, этим “бичом” бьют уже Музу) . 3. Глубинно-символический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэзии в некрасовскую эпоху. Обратите внимание на важный мотив “безмолвия” Музы! Что означает это безмолвие?

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Одним из признанных вождей демократической поэзии второй половины XIX века был, без сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)....
  2. В стихотворении Н. А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества. Н. А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль...
  3. Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба. » – последнее произведение, написанное Николаем...
  4. Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей...

Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она на-полнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борь-бе за свободу и раскрепощение человека.

Тема любви к Родине проходит через все творчество Некрасо-ва. «Мать-отчизна», «Родина-мать», «Матушка Русь» — такими теплыми словами называл Россию поэт. Где бы ни был Некра-сов, какая бы пышная и дивная природа его ни окружала, в сердце он всегда носил «врачующий простор» родной земли. Только родная сторона вдохновляла его поэзию:

Не небесам чужой отчизны — Я песни родине слагал!

Отношение Некрасова к родине близко лермонтовской «стран-ной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что поэт с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «люби-мым лесом», но ненавидит «зрелище бедствий народных», про-извол властей, бесчеловечность крепостного быта. С горечью поэт восклицает:

Не может сын смотреть спокойно На горе матери своей.

Никто не вынес такого сурового приговора крепостнической России, как это сделал Некрасов в стихотворении «Родина».

Любовь к Родине постоянно сопровождается гневом и нена-вистью к угнетателям народа. Некрасов «любил, ненавидя». Пат-риотизм его всегда был связан с жаждой социальных перемен, итогом которых станет народная счастливая и свободная Русь.

Тема Родины продолжается в теме трудового народа. Навсегда врезалась в память Некрасова картина страшного нечеловече-ского труда бурлаков. Великая русская река Волга стала «рекою рабства и тоски», а образ бурлака — сквозным в поэзии Некра-сова (поэма «На Волге», «Кому на Руси жить хорошо», стихо-творение «Бурлаки»).

Рабский подневольный труд изобразил поэт в стихотворении «Железная дорога». Со всех концов России согнали крестьян на строительство железной дороги, оторвав от семей, от хозяйств, и без того захудалых и жалких. Люди

… надрывались под зноем, под холодом С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.

Среди многотысячной толпы строителей дороги особенно выделяется «высокорослый больной белорус». Его образ так вы-разителен, что приобретает почти символическое значение со-бирательного, обобщенного образа трудового народа.

Некрасов — сам действующее лицо в стихотворении. Это он, автор, рассказывает Ване всю правду о строительстве железной дороги, о том, что не генерал, а народ построил ее на своих костях. Скорбна песнь землекопов, это не песнь даже, а плач. В ней раскрывается все народное горе, невыносимые муки раб-ского труда. Эта песнь-плач существует лишь в воображении поэта: так ее могли бы спеть погибшие, замученные, те толпы мертве-цов, что тянутся за поездом. Это неспетая песня и потому еще более трагичная.

При всем драматизме стихотворение заканчивается опти-мистической уверенностью в народных силах, в той мощи, которая неизбежно приведет к свободе, пусть даже это будет не скоро:

Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет все, что господь ни пошлёт! Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Трудовая Россия представлена в стихотворении «Размышле-ние у парадного подъезда». Державному Петербургу с пышным парадным подъездом противопоставлены крестьяне-ходоки, надеявшиеся найти справедливость у царского сановника. Не-красов с болью рисует рабскую покорность крестьян, которые четыре часа простояли с непокрытыми головами, а их не пусти-ли даже на порог. И они, не возмущаясь, уходят. Это вызывает горькое восклицание поэта:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил…

Поэт показывает тщетность поисков правды у власть иму-щих, призывает народ добиваться самому справедливости, ибо он «сеятель и хранитель» родной земли.

Большое место в поэзии Некрасова занимает мотив обездо-ленности русской женщины-крестьянки. Красавица, обреченная на непосильный труд, она «отцветает, не успевши расцвесть» («Тройка»). От рождения ей предписана горькая судьба, «долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!» («В пол-ном разгаре страда деревенская…»). Трагедия матери, потерявшей сына, замученного солдатчиной, раскрывается в стихотворении «Орина, мать солдатская».

Образ «величавой славянки» создал Некрасов в поэме «Мо-роз, Красный нос». Поэт любуется красотой, гармоничностью крестьянки:

Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна!

Она терпелива, вынослива. Труд — основа ее жизни, он опре-деляет отношение к людям:

В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде…

Дарья ни минуты не бывает праздной. Вся ее жизнь — это цепь беспрерывно выполняемых работ. Этот круговорот продол-жается из года в год. И ее муж Прокл тоже трудится не покладая рук, до самой смерти:

Уснул, потрудившийся в поте! Уснул, поработав в земле!

В героях поэмы «Мороз, Красный нос» Некрасов воплотил народный идеал душевной и физической красоты, воспел кре-стьянский труд, опоэтизировал его как основу жизни.

Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии Некрасовым решается как тема гражданского предназначения. В стихотворении «Блажен незлобливый поэт…» Некрасов противо-поставляет двух писателей. Один живет «без печали и гнева», льстит, пишет только о красоте; другой своей «карающей лирой» говорит правду, что вызывает ненависть тех, кто правды боится: Материал с сайта

Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.

В стихах Некрасова не однажды возникал образ Музы («Муза», «Безвестен я…», «Вчерашний день, часу в шестом…»). Его Муза — «сестра народа», «муза мести и печали», иссеченная кнутом. Она зовет к мщенью. Ее песни полны скорби, тоски и жалоб. Муза Некрасова принимает «терновый венец» мученицы, потому что «не восхваляет глупцов», не поет им «сладких песен».

Поэтическое кредо Некрасов выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога. Поэт должен раз-делять судьбу отчизны. Он не может уходить от борьбы, служа любителям «изящного» и либеральным «мудрецам». В стихотво-рении отразилась борьба между сторонниками «чистого искус-ства» и сторонниками гражданской позиции поэта:

С твоим талантом стыдно спать, Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Принципам гражданственности и суровой правды Некрасов сле-довал всю жизнь. Главная мысль, которая утверждалась Некрасо-вым: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

В «Элегии», которая близка по смыслу пушкинскому «Па-мятнику», Некрасов говорил о выполненном им долге поэта-гражданина:

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии. На все поэт смотрел через призму граждан-ственности, явившись подлинным выразителем национального сознания русского народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском