Андрей Преображенский - Учение дона Хуана. Абстрактная магия


Преображенский Андрей Сергеевич

УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА

Абстрактная магия

Магия - это волшебная таинственная птица, которая останавливает свой полет на мгновение, чтобы дать человеку надежду и цель. Маги живут под крылом этой птицы, которую они называют птицей мудрости, птицей свободы. Они питают ее своей преданностью и безупречностью.

Полет птицы свободы - это всегда прямая линия, у нее нет возможности сделать круг, нет возможности повернуть назад. И поэтому птица свободы может сделать только две вещи: взять с собой или оставить человека позади.

Воин приходит в мир для того, чтобы, учиться и в результате тренировки стать отрешенным наблюдателем, постичь тайну бытия и насладиться торжеством знания нашей истинной природы. В этом - высшая цель новых видящих.

Пять условий для одинокой птицы: первое, до высшей точки она долетает; второе, по компании она не страдает, даже таких птиц, как она; третье, клюв ее направлен в небо; четвертое, нет у нее окраски определенной; пятое, и поет она очень тихо.

Сан Хуан де ла Крус. «Беседы о свете и любви»

Самое сложное - убедить себя в том, что это возможно. Магия тем и чудесна, что каждый маг должен доказать все себе самому на собственном опыте. И я рассказал тебе о принципах магического искусства отнюдь не с надеждой на то, что ты все это запомнишь. Я рассчитываю на практическое применение этих принципов.

К. Кастанеда. «Учение Дона Хуана»

В книге рассматривается система обучения управлению восприятием и осознанием, условно называемая абстрактной магией. Основы этой системы были заложены магами древности, жившими на территории Мексики в доколумбову эпоху. Позднее учение древних магов было пересмотрено и переработано магами современности.

Материал книги взят главным образом из произведений Карлоса Кастанеды и его соратниц - Флоринды Доннер и Тайши Абеляр. В той части книги, где рассматривается ритуальная магия, использованы материалы из книг: «Путь шамана, или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству» Мишеля Дж. Харнера; «Современная магия» Дональда Майкла Крэга и других источников. Автор-составитель «Абстрактной магии» предпринял попытку синтеза данной информации.

«Абстрактная магия» не ставит себе целью агитировать кого-либо встать на путь постижения тайн восприятия и осознания. Автор предполагает, что каждый, кто делает это, делает это потому, что путь абстрактной магии является для него путем сердца. Во всяком случае, сам автор имеет веские основания для выбора этого пути. Они связаны с его мироощущением, представление о котором можно получить из моей книги «Жизнь, смерть, гармония».

Книга по абстрактной магии рассчитана на самостоятельное освоение данной области знания (без помощи учителя). В книгах Кастанеды Дон Хуан неоднократно упоминает об этом.

«Забавно, до чего ты мне иногда напоминаешь меня самого. Я тоже не хотел выбирать тропу воина. Я считал, что вся эта работа ни к чему, и поскольку мы все так или иначе умрем, какая разница - быть воином или не быть им. Я ошибался. Но я должен был найти это сам. Как только ты поймешь, что ошибаешься, и что тут действительно есть целый мир разницы, тогда ты сможешь сказать, что ты убежден. И тогда ты сможешь идти дальше сам. И самостоятельно ты даже сможешь стать человеком знания».

«… Все, через что я тебя провел, все, что я показывал тебе, все это было лишь средством убедить тебя в том, что в мире есть нечто большее, чем мы можем видеть. Незачем кому-то учить нас магии, потому что в действительности нет ничего такого, чему нужно было бы учиться. Нам нужен лишь учитель, который смог бы убедить нас, какая огромная сила имеется на кончиках наших пальцев. Какой странный парадокс! Каждый воин на пути знания в то или иное время думает, что изучает магию; но все, что он делает при этом - это позволяет убедить себя в наличии силы, скрытой в самом его существе, и в том, что он может овладеть ею…

Как только мы овладеваем ею, она сама начинает приводить в действие энергетические поля, которые доступны нам, но не находятся в нашем распоряжении. Это и есть магия. В этом случае мы начинаем видеть, то есть - воспринимать нечто иное, но не как воображаемое, а как реальное и конкретное. И тогда мы начинаем знать без каких бы то ни было слов. А вот что делает каждый из нас со своим возросшим восприятием, зависит от его темперамента».

В книге содержится вся необходимая информация, благодаря которой читатель сможет отправиться в путь изучения абстрактной магии самостоятельно, а овладев тем знанием, что содержится в книге, на практике продвинется по пути постижения тайн бытия.

Преображенский Андрей Сергеевич
УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА
Абстрактная магия

Магия - это волшебная таинственная птица, которая останавливает свой полет на мгновение, чтобы дать человеку надежду и цель. Маги живут под крылом этой птицы, которую они называют птицей мудрости, птицей свободы. Они питают ее своей преданностью и безупречностью.

Полет птицы свободы - это всегда прямая линия, у нее нет возможности сделать круг, нет возможности повернуть назад. И поэтому птица свободы может сделать только две вещи: взять с собой или оставить человека позади.

Воин приходит в мир для того, чтобы, учиться и в результате тренировки стать отрешенным наблюдателем, постичь тайну бытия и насладиться торжеством знания нашей истинной природы. В этом - высшая цель новых видящих.

Пять условий для одинокой птицы: первое, до высшей точки она долетает; второе, по компании она не страдает, даже таких птиц, как она; третье, клюв ее направлен в небо; четвертое, нет у нее окраски определенной; пятое, и поет она очень тихо.

Сан Хуан де ла Крус. "Беседы о свете и любви"

ОТ АВТОРА

Самое сложное - убедить себя в том, что это возможно. Магия тем и чудесна, что каждый маг должен доказать все себе самому на собственном опыте. И я рассказал тебе о принципах магического искусства отнюдь не с надеждой на то, что ты все это запомнишь. Я рассчитываю на практическое применение этих принципов.

К. Кастанеда. "Учение Дона Хуана"

В книге рассматривается система обучения управлению восприятием и осознанием, условно называемая абстрактной магией. Основы этой системы были заложены магами древности, жившими на территории Мексики в доколумбову эпоху. Позднее учение древних магов было пересмотрено и переработано магами современности.

Материал книги взят главным образом из произведений Карлоса Кастанеды и его соратниц - Флоринды Доннер и Тайши Абеляр. В той части книги, где рассматривается ритуальная магия, использованы материалы из книг: "Путь шамана, или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству" Мишеля Дж. Харнера; "Современная магия" Дональда Майкла Крэга и других источников. Автор-составитель "Абстрактной магии" предпринял попытку синтеза данной информации.

"Абстрактная магия" не ставит себе целью агитировать кого-либо встать на путь постижения тайн восприятия и осознания. Автор предполагает, что каждый, кто делает это, делает это потому, что путь абстрактной магии является для него путем сердца. Во всяком случае, сам автор имеет веские основания для выбора этого пути. Они связаны с его мироощущением, представление о котором можно получить из моей книги "Жизнь, смерть, гармония".

Книга по абстрактной магии рассчитана на самостоятельное освоение данной области знания (без помощи учителя). В книгах Кастанеды Дон Хуан неоднократно упоминает об этом.

"Забавно, до чего ты мне иногда напоминаешь меня самого. Я тоже не хотел выбирать тропу воина. Я считал, что вся эта работа ни к чему, и поскольку мы все так или иначе умрем, какая разница - быть воином или не быть им. Я ошибался. Но я должен был найти это сам. Как только ты поймешь, что ошибаешься, и что тут действительно есть целый мир разницы, тогда ты сможешь сказать, что ты убежден. И тогда ты сможешь идти дальше сам. И самостоятельно ты даже сможешь стать человеком знания".

"… Все, через что я тебя провел, все, что я показывал тебе, все это было лишь средством убедить тебя в том, что в мире есть нечто большее, чем мы можем видеть. Незачем кому-то учить нас магии, потому что в действительности нет ничего такого, чему нужно было бы учиться. Нам нужен лишь учитель, который смог бы убедить нас, какая огромная сила имеется на кончиках наших пальцев. Какой странный парадокс! Каждый воин на пути знания в то или иное время думает, что изучает магию; но все, что он делает при этом - это позволяет убедить себя в наличии силы, скрытой в самом его существе, и в том, что он может овладеть ею…

Как только мы овладеваем ею, она сама начинает приводить в действие энергетические поля, которые доступны нам, но не находятся в нашем распоряжении. Это и есть магия. В этом случае мы начинаем видеть, то есть - воспринимать нечто иное, но не как воображаемое, а как реальное и конкретное. И тогда мы начинаем знать без каких бы то ни было слов. А вот что делает каждый из нас со своим возросшим восприятием, зависит от его темперамента".

"… Учитель нужен нам лишь по одной причине - чтобы он безжалостно побуждал нас к действию. В противном случае мы обязательно остановимся, чтобы поздравить самих себя с тем, что продвинулись так далеко".

Итак, реальная помощь ученику заключается не в методах, а в указаниях, на что ему нужно обратить внимание. Данная книга содержит в первую очередь именно такие указания.

Учитель нужен, чтобы убедить ученика в том, что вокруг него бесконечно больше всего, чем он привык думать, а также для того, чтобы безжалостно подгонять в учении. Человек, решивший самостоятельно изучать магию, должен научиться быть безжалостным. Только после этого обучение будет действительно эффективным.

Следует заметить, что книга "Абстрактная магия" написана отнюдь не для тех, кто имеет конкретные практические цели, для достижения которых и желает овладеть магическим искусством, а главным образом для людей, желание которых - проникнуть в тайны осознания и пройти по пути раскрытия этих тайн настолько далеко, насколько будет возможно. Дон Хуан говорил, что "добровольцев не принимают в мир магии, потому что у них уже есть собственные цели, которые делают невероятно трудным отказ от своей индивидуальности. Если мир магии требует представлений и действий, идущих вразрез с целью добровольца, то он просто отказывается изменяться". Вероятно, только люди, которые не мыслят своей жизни без постижения тайн бытия, согласятся во всем следовать инструкциям магов.

Большая часть текстов, содержащихся в книге, заимствована непосредственно из произведений Карлоса Кастанеды и других упомянутых выше авторов с минимальными изменениями, не меняющими смыслового содержания; другие тексты являются переработкой отрывков из книг, которая выполнена автором-составителем для того, чтобы наиболее сжато, и в то же время полно, передать ключевые идеи, содержащиеся в исходных произведениях, и связать данные отрывки с остальным повествованием таким образом, чтобы полностью воссоздать целостную картину учения абстрактных магов.

Чтобы в дальнейшем избежать путаницы в терминологии, следует сразу сказать, что термин "магия" будет использоваться в книге как синоним "абстрактной магии", а человек, изучающий магию, будет именоваться "воином", "магом" или "видящим" - в зависимости от того, чему он уже успел научиться на пути овладения тайнами осознания. При этом "воин" - наиболее общее понятие, обозначающее любого человека, который обучается магии, и в соответствии с этим ведет дисциплинированную жизнь, контролируя свои поступки и ведя войну со всем тем, что закрывает от него тайну этого великолепного мира и отнимает время и энергию, необходимые для достижения своей истинной магической природы. Термины "сталкер", "созерцатель", "сновидящий", и т. д. будут использоваться в отношении людей, которые практикуют соответствующие техники - техники сталкинга, созерцания, сновидения и т. д.

Под "магами древности" и "магами прошлого" в книге будут, в общем случае, подразумеваться конкретные маги, то есть те, кто, практикуя магию, стремились и стремятся к конкретным целям: увеличения силы, материального благосостояния, достижения власти над людьми и т. п. Напротив, под "магами современности" будут пониматься именно абстрактные маги, цель которых - поиск свободы восприятия и осознания.

В книге содержится вся необходимая начинающему магу информация, благодаря которой он сможет отправиться в путь изучения абстрактной магии самостоятельно, а овладев тем знанием, что содержится в книге, на практике сможет продвигаться по пути постижения тайн бытия. Всем, кто дерзнет отправиться в этот путь, автор желает успеха.

Андрей Преображенский

Изучением Мира, а система взаимоотношений их не интересует в принципе. Существует несколько примеров прихода к власти над людьми не инициированных Магов 1 уровня. История показывает, что скука толкала их на чудовищные зверства. Маги как существа абстрактные , начинают управлять рационально, что приводит к ужасным социальным передрягам, когда город возводится на “костях”, т.е. жизни людей обмениваются на кирпичи...

https://www.сайт/magic/12445

Занимающую очень много места в нашей жизни. ·Наиболее сильно он развит у физиков и математиков. У ребенка·абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что·облако - это дракон. Если полководец, задумывая битву, расставляет на·столе... намекающие на·отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь·заполненными оба уровня: эстетизма и абстрактного мышления. Портрет абстрактника с ярко выраженными качествами можно·обрисовать так: энергия собрана в голове, почти...

https://www.сайт/psychology/11254

Ругаться и причитать по поводу той же пьянки, то судьба накажет Вас за несдержанность.) Можно и не обращаться к магам , тогда нужно самому воздействовать на ситуацию глубже, чем просто молитвы. Вы можете кротко все сносить и продолжать молиться? ... энергетический поток. То же самое! Ничего сверхъестественного! Давайте с Вами посмотрим на христианство с точки зрения магии . Эта религия по своей сути полностью отвечает требованиям Природы. Не раскрывая тайн природы, христианство настраивает своих...

https://www..html

Древесного календаря. Священное растение Арианрод (Ариадны), обладающее большим собственным магическим потенциалом и активно используемое в магии , колдовстве и целительстве. Символ бессмертия. Растение Ши. Созвездие Северная Корона, по преданию, представляет собой... в ведении Охотника. МОЖЖЕВЕЛЬНИК Из можжевельника сделана прялка Мокоши - славянской Богини Судьбы. В магии используется мало, но обильно представлен во всяческих колдовских обрядах и ритуалах. Можжевельником окуривают для изгнания...

https://www.сайт/magic/1265

Огня/ и Формы / Вода/ во творении незамутнённого чистого Сознания; Путь Мем / Повешенного/ - предстал магией "оборачивания" с ног на голову и исправления механицизма обусловленного видения / притяжение Малькут сменилось притяжением Божественного Плана... индивидуального Духа - необоримую Силу раствориться в Предвечном... его Душа давно была оставлена в Мире Брии, и Ацилут встречал магией самого Блаженства... ещё чуть - и была бы перейдена "последняя черта" и наш Путник, превратившись в Ничто, - ...

https://www.сайт/religion/11304

Удовлетворить желание дикаря, появляется колдовской обряд. Таким образом, в древнейших магических верованиях едва ли можно найти такую магию , которая не была бы направлена на «магический предмет», которая не превращала бы вещи, явления природы в « ... считает его инкарнацией «мифических предков». Нетрудно найти магические предметы как основу и в обрядах имитативной и симпатической магии . Приведем некоторые примеры. На острове Киваи, указывает Леви-Брюль, в землю закапывают «определенные камни, форма...

https://www..html

И в нём мы совершаем действия. Тот человек, который обладает Сознанием в астральном измерении, может совершать «осознанную магию » в астральном измерении. А то что, не обладает Сознанием, то являются частью «майи», таким образом «приобщаются» ... , мы проявляем, там, где мы себя осознаём. Но существует «посвящение», это - «Маг ». И отличается это тем, что «посвященный Маг », осознаёт себя в Каузальном измерении Внутреннего пространства материи, и поэтому может совершать осознанные действия, применяя...

https://www.сайт/magic/12237

У нашей Цивилизации, также условно обозначим её – Цивилизация Западного общества, есть единственная действующая Магия – это Магия Технократии. Магия Технократии – это в частности то, благодаря чему вы читаете сейчас эти строки, и... доктрина Экселлентэизма рассматривается в ключе осознания доминации Науки, понимания её Богоугодной трансформационной деятельности, как Высшей Магии , Магии Технократии. Для полемики со старыми религиозными доктринами – будет отдельная масштабная публикация, потому как – ...

В книге содержится вся необходимая информация, благодаря которой читатель сможет отправиться в путь изучения абстрактной магии самостоятельно, а овладев тем знанием, что содержится в книге, на практике продвинется по пути постижения тайн бытия.

ОТ АВТОРА

В книге рассматривается система обучения управлению восприятием и осознанием, условно называемая

абстрактной магией.

Основы этой системы были заложены магами древности, жившими на территории Мексики в доколумбову эпоху. Позднее учение древних магов было пересмотрено и переработано магами современности.

Материал книги взят главным образом из произведений Карлоса Кастанеды и его соратниц - Флоринды Доннер и Тайши Абеляр. В той части книги, где рассматривается ритуальная магия, использованы материалы из книг: «Путь шамана, или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству» Мишеля Дж. Харнера; «Современная магия» Дональда Майкла Крэга и других источников. Автор-составитель «Абстрактной магии» предпринял попытку синтеза данной информации.

«Абстрактная магия» не ставит себе целью агитировать кого-либо встать на путь постижения тайн восприятия и осознания. Автор предполагает, что каждый, кто делает это, делает это потому, что путь абстрактной магии является для него путем сердца. Во всяком случае, сам автор имеет веские основания для выбора этого пути. Они связаны с его мироощущением, представление о котором можно получить из моей книги «Жизнь, смерть, гармония».

Книга по абстрактной магии рассчитана на самостоятельное освоение данной области знания (без помощи учителя). В книгах Кастанеды Дон Хуан неоднократно упоминает об этом.

«Забавно, до чего ты мне иногда напоминаешь меня самого. Я тоже не хотел выбирать тропу воина. Я считал, что вся эта работа ни к чему, и поскольку мы все так или иначе умрем, какая разница - быть воином или не быть им. Я ошибался. Но я должен был найти это сам. Как только ты поймешь, что ошибаешься, и что тут действительно есть целый мир разницы, тогда ты сможешь сказать, что ты убежден. И тогда ты сможешь идти дальше сам. И самостоятельно ты даже сможешь стать человеком знания».

ВВЕДЕНИЕ

В начале дадим несколько определений магии и сделаем попытку объяснения данного феномена, рассмотрим вопрос об отличии абстрактной магии от конкретной.

Затем следует краткий обзор магического учения и практических техник и методик, используемых при обучении абстрактной магии; при этом объясняются механизмы человеческого осознания, лежащие в основе применения этих техник, а также рассматриваются механизмы восприятия и осознания в целом.

В заключении поэтапно рассматривается весь путь обучения абстрактной магии и перечисляются качества, приобретаемые воином на этом пути, причем техники, о которых упоминается при рассмотрении каждого из этапов, большей частью не обсуждаются во введении и описываются лишь в последующих разделах книги; предполагается, что по мере продвижения в изучении магии, ученик должен неоднократно возвращаться к описанию этапов обучения, данному во введении, чтобы получить целостную картину учения, а также для того, чтобы сверять свои собственные действия с этими предписаниями.

Магия

Понятие «магия» очень просто, и в то же время очень сложно, поскольку к области магии можно смело отнести все, что мы делаем, и все, что происходит вокруг нас. Разница между магами и обычными людьми состоит в том, что маги, в отличие от обычных людей, осознают: все, что мы делаем - это магия. Все, что происходит вокруг, совершенно непостижимо, но люди настолько привыкли к этому, что для них все - само собой разумеющееся, и таким образом магичность происходящего рассеивается.

Итак, магия - это все, что происходит в нас и вокруг нас, и поэтому дать всеобъемлющее определение магии просто невозможно. Но, к счастью, в этом нет особой необходимости. Для нас здесь представляют интерес лишь те определения, которые позволят нам лучше понять практическую сторону того, что делают маги.

В основе обучения магии лежит изменение взгляда на мир. Обычный человек имеет определенный взгляд на вещи, с которыми он сталкивается в своей жизни. Этот взгляд привязывает его к известному миру, не давая возможности познавать мир магов. Человек, обучающийся магии, с другой стороны, изменяет свой взгляд на мир. Когда это происходит, становится ясно, что видение мира, поддерживаемое большинством людей, совершенно произвольно. Изменяя свое отношение к тому, что его окружает, ученик, осваивающий магию, обнаруживает, что мир - это совсем не то, что казалось ему раньше; в мире есть намного больше всего, чем кажется обычному человеку, но люди просто не замечают этого, поскольку фиксируют свое внимание лишь на избранный ряд вещей совершенно определенным образом; это и создает обычный взгляд на мир.

Следовательно, магия - это искусство управления вниманием, искусство переставления акцентов. Воин акцентирует свое внимание на иных вещах, нежели обычный человек, и благодаря этому обнаруживает, что мир гораздо шире и многообразнее, чем кажется обычному человеку. После того, как такое перераспределение внимания осуществлено, путь к изменению восприятия и любому магическому опыту открыт.

Учение магов

Основу учения магов составляют три области знания: овладение осознанием, искусство сталкинга и овладение намерением.

Овладение осознанием

включает изучение и осознание истин путем перемещения в особые состояния сознания, в которых они становятся частью практического опыта. Для осуществления таких изменений сознания используются специальные техники, описанные в первых пяти частях книги. Главнейшие из них - техники сновидения и сталкинга.

Сталкинг

Это искусство достижения гармонии восприятия посредством постоянных незначительных изменений состояния сознания и устойчивой фиксации новых состояний сознания, подразумевающее использование поведения по-новому, с целью обеспечения небольших, но постоянных изменений в осознании. Обучение сталкингу осуществляется в первую очередь в ходе контролируемых взаимодействий с людьми на основе ряда принципов и установок, составляющих особый раздел учения, называемый магами «путь воина». Основные техники сталкинга описываются в четвертой части книги.

Овладение намерением

Это искусство использования намерения для изменения осознания. Теоретические основы этого искусства изложены в седьмой части книги. Практическая сторона овладения намерением - это осознание истин о намерении и обучение практическому использованию намерения, которое происходит главным образом в состоянии измененного осознания под воздействием самого намерения.

Все три области магического знания (искусство осознания, искусство сталкинга и искусство намерения) тесно взаимосвязаны. При этом истины об осознании, являющиеся краеугольным камнем учения, исчерпывающе объясняют все, что делают маги. Вкратце эти истины сводятся к следующему:

Два класса инструкций по овладению магическим искусством

Обучение очищению связующего звена с намерением, равно как и понимание этого процесса, - невероятно сложное дело. Поэтому маги разделили свои инструкции на два класса.

Первый класс

Это инструкции для обычного состояния осознания, в котором процесс очистки осуществляется в замаскированном виде. В таком состоянии осознания маги рекомендуют осваивать два вида техник: накопление энергии, практическое овладение осознанием, направленное на ослабление прикрепленности точки сборки к ее обычному положению.

Второй класс

инструкций (для состояния измененного осознания, достигаемого при сдвиге точки сборки) представляет собой наиболее важную часть учения: знания о мире, накопленные магами за века, можно сделать реальными знаниями, лишь восприняв эти вещи непосредственно, путем видения, и осознав, благодаря вмешательству намерения. Эти знания получают в состоянии измененного осознания прямо от намерения, минуя отвлекающее вмешательство разговорного языка. Такое знание, полученное непосредственно от духа, маги называют

безмолвным знанием.

Данная часть учения включает изучение истин об осознании и намерении; кроме того, в состоянии измененного осознания происходит усвоение практической части овладения осознанием.

После изучения всех практических техник и понимания истин об осознании и намерении в соответствии с изложенной схемой, воин достигает полного контроля над своим телом и сознанием, или, как говорят маги, достигает целостности самого себя.

Восемь точек энергетического кокона человека. Целостность самого себя

Каждый из нас имеет восемь точек, которые расположены на светящихся волокнах энергетического кокона и соответствуют участкам тела человека: голова - центр разума и разговора, солнечное сплетение - центр ощущения, район пупка соответствует воле, «сновидение» - с правой стороны, около ребер, «видение» - с левой. У некоторых воинов «видение» и «сновидение» с одной стороны. У женщин «ощущение» и «воля» связаны с маткой. Другие две точки -

Не связаны непосредственно с человеческим телом.

Каждая из этих восьми точек является целым миром, подобно тому, как сенсорное восприятие и мышление - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных мира для человека.

Две из этих восьми точек - разум и разговор - известны каждому. Ощущение всегда смутно, как бы ни было оно знакомо. Все мы, тем не менее, находимся в этой точке и двигаемся оттуда к разговору. Мы называем это «пониманием». Другое движение, понятное людям (от разума к разговору), - это «мышление».

Однако маги говорят, что человеческое существо является, прежде всего, волей, потому что

непосредственно связана с тремя точками: «ощущением», «сновидением» и «видением»; затем уже человек является разумом: этот центр действительно меньше, чем воля - он соединен лишь с разговором.

Это две стороны человека, две стороны мира. Они находятся как бы вне нас, и в то же время это не так. Это парадокс светящегося существа.