Азербайджан со спутника. Карта Баку со спутника — улицы и дома онлайн

Нынешний поселок Ильский, на несколько километров раскинувшийся вдоль берегов реки Иль, можно смело назвать родоначальником всех населенных пунктов Северского района. Его основали раньше других станиц и хуторов — в 1863 году.

Первая партия переселенцев появилась здесь 27 июня 1863 года. Эта дата и стала считаться днем основания . Казаки, основавшие станицу, были в основном из . За полтора века прошло множество самых разных событий. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

Военное укрепление

Для наступательного движения на территорию земель закубанских горцев весной 1860 года были сформированы три военных казачьих отряда. Задачей , который дислоцировался на территории района, было занятие в земле шапсугов такого стратегически важного пункта, чтобы «возведя укрепление, иметь возможность собирать в нем войска, распространяя действия их во все стороны…». Пункт был выбран в ауле Кабаницы на верхнем течении реки Иль в центре шапсугского населения. В середине мая 1860 года войсками Средне-Шапсугского отряда было заложено Ильское укрепление на реке Иль, рассчитанное на батальон пехоты. В нем находилась штаб-квартира Средне-Шапсугского отряда. В новом укреплении на постоянной основе были размещены 703 казака, конная команда, 42 урядника, 11 трубачей и фельдшер. В боевых действиях отряда принимал участие и знаменитый впоследствии военный министр Д.А. Милютин, служивший в это время на Кавказе.

Укрепление не было рассчитано на длительное проживание военных, а зима 1861 года выдалась очень суровой. От жестоких морозов особенно страдали нижние чины, отморозившие руки и ноги, о чем доносили их командиры. К осени 1861 года гарнизон Ильского укрепления переводится в другое место, а само укрепление, утратившее стратегическую значимость, упраздняется.

Казачья станица и первопоселенцы

В 1863 году было принято решение возводить станицы. С 17 мая по 10 июня военные размеряли и обустраивали место для заселения казаков. Переселенцы прибыли во главе с Г. К. Черновым из Новоспасовской, Стародубовской и Петровской станиц Азовского казачьего войска. Начальнику партии предписывалось «наблюдать, и заботиться о переселенцах, как подобает доброму начальнику, о сбережении людей и всего их имущества и скота».

Прибыв на место поселения, казаки увидели, что кругом станицы лес, среди которого изредка встречались полянки, на которых черкесы сеяли хлеб. Переселенцы по приезду строили себе курени, в которых жили до зимы, а к зиме они построили хаты. Все переселенцы пришли с хорошим скотом, на быках. Землю пахали деревянными плугами, которые делали самостоятельно, косили косами, а молотили одни — цепами, другие деревянными катками, а третьи — возами. Станицу было решено назвать Ильской в честь реки, на которой она была основана.

Годы спустя…

Прошли десятки лет, сменилось не одно поколение, но ильчане помнят своих знаменитых станичников. Часто в газете «Кубанские областные ведомости» можно было встретить заметки с воспоминаниями о былом жителей. Был уважаем как при жизни, так и после смерти знаменитый станичный фельдшер Иосиф Зюзин, выбранный впоследствии атаманом станицы. Много пришлось ему потрудиться, чтобы остановить повальные болезни среди жителей.

К 1886 году появилась в станице деревянная школа, а первое школьное здание по типовому проекту здесь построили 1876 году, в 1896 году на углу нынешних улиц Победы и Советской появилось здание министерской казачьей школы.

Помнили станичники и Деомида Куца, которого в 1867 году отправили на почетную службу в конвой императора Александра II. В войсковом певческом хоре (сегодня — Кубанский казачий хор) были тоже ильчане — в 1868 году петь в хор поступил казак станицы Андрей Баранов.

С победой с Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вернулись в Ильскую унтер-офицер Филипп Беда и Иван Мамонт, награжденные медалями.

В 1901 году новый станичный атаман урядник Николай Иванович Коваль остановил возросший уровень преступности и навел в станице порядок. Большое влияние на ход жизни в станице оказывал и настоятель Никольской церкви священник Лев Чаленко. Он был одним из старейших и заслуженных священников благочиния, почему и был избран его духовником. Только благодаря ходатайству отца Льва в станице стало возможным открытие почты и телеграфа.

В 1914 году началась . За боевые заслуги и героизм были награждены высшей военной наградой империи — Георгиевским крестом 3 степени — казаки станицы Петр Прочко, Яков Борщ, и 4 степени Макар Панченко, Никифор Прийма, Дмитрий Удалый, Леонтий Кулик, Исидор Зазуля, Захарий Прочко, Клементий Калюжный.

Н.В. Кияшко / Газета «ЗОРИ»

Поселок Ильский был образован в 1863 году как станица Ильская . 14 августа 1947 года станица была преобразована в поселок Ильский. Поселок Ильский является самым старейшим поселением в .

Весной 1860 года для военных действий за Кубанью из пластунов- Черноморцев были сформированы три казачьих отряда: Адагумский, Лабинский и Шапсугский. Шапсугский отряд был предназначен для ведения военных действий в земле шапсугов.

Шапсугский отряд был «самый значительный по своему составу и на него возлагались главнейшие операции этого года». Согласно предписанию генерал-лейтенанта Г.И. Филипсона от 12 марта 1860 года генерал-майор Рудановский был назначен на должность начальника Шапсугского отряда, оставаясь при этом помощником командующего войсками правого крыла Кавказской линии. В период с марта по май 1860 года Шапсугский отряд был в составе 20 ¼ батальонов пехоты, 6 эскадронов и 1 сотен кавалерии, 32 орудий и 8 ракетных станков. 16-17 апреля 1860 года войска Шапсугского отряда сосредоточились у поста Великолагерного на Кубани. 18-21 апреля 1860 года на реке Кубани наведен плашкоутный мост и возведен тет-де-пон».

Главной целью действий Шапсугского отряда на этом этапе определялось занятие в земле шапсугов такого стратегически важного пункта, чтобы, «возведя укрепление, иметь возможность собирать в нем войска, распространяя действия их во все стороны… Пункт был выбран в ауле Кабаниц, на верхнем течении реки Иль, в центре шапсугского населения».

Описывая боевые действия против горцев , следует упомянуть об их вооружении и образе жизни. С самых отдаленных времен горцы слыли ярыми поклонниками войны, проводя свою жизнь в походах и боевых подвигах, чтобы прославить свое имя. По их понятиям только удалой разбойник, неутомимый хищник и дерзкий вор получал право на громкое название «джигит». Горцы говорили – «воровство и грабеж – наше занятие, также как и ваше – соха и торговля. Грабежом жили наши деды и отцы, и если мы оставим их ремесло, то вынуждены погибнуть от голода». При таких понятиях и условиях жизни все сводилось к умению управлять конем и владеть оружием. Эти качества черкес усваивал до тонкостей и владел ими в совершенстве. Все горское мужское население было поголовно вооружено кинжалами, шашками, ружьями и пистолетами, луками и стрелами, защищено кольчугами и панцирями, металлическими шапками, налокотниками и прочим.

Одежда черкесов состояла из черкески, бешмета, шапки черного косматого курпея с высоким верхом, зимою одевали еще овчинный полушубок; на ногах носили кожаные чувяки и такие же или суконные ноговицы. Одежда и обувь были удобного и красивого покроя, ловко обхватывала стан и ноги, вполне удовлетворяла требованиям наездника и конного бойца.

Ружье носили в войлочном косматом чехле через правое плечо, а пистолет – за поясом, сзади в суконном чехле или кожаной кобуре на поясе около шашки. Таковы были в общих чертах быт и характер Закубанского черкеса времен Кавказской войны. Все это было перенято от черкесов казаками и потом было узаконено.

Адагумцы вместе с Главным Шапсугским отрядом (генерал-лейтенант Рудановский) и Средне-Шапсугским отрядом (полковник Левашов) повели развернутое наступление на шапсугов между Абином, Хаблем и Илем. Правда, некоторое время Адагумский и Средне-Шапсугский отряды ограничивались разведкой и незначительными перестрелками с горцами.

В конце марта Главный Шапсугский отряд двумя колоннами двинулся на аул Кабаницы , где завязался бой с шапсугами. На месте аула был устроен редут (небольшое полевое укрепление с наружным валом и рвом) на один батальон, а основная часть отряда двинулась дальше вверх по реке Иль. Поднявшись на лесистые возвышенности правого берега реки, войска заняли небольшой аул Эмпсихиако . 16 мая отряд начал рубить просеку шириной в одну версту вдоль Генуэсской дороги на Восток в сторону рек Убин и Афипс. Некоторое время штаб Главного Шапсугского отярада находился близ аула Эмпсихиако.

В начале мая 1860 года войсками Средне-Шапсугского отряда было заложено Ильское укрепление на реке Иль, рассчитанное на батальон пехоты. В нем находилась штаб-квартира Средне-Шапсугского отряда. В новом укреплении на постоянной основе были размещены 703 казака, конно-ракетная команда при 8 ракетных станках, 42 урядника, 11 трубачей и фельдшер . Гарнизоном в укрепление был назначен 2-й батальон Ставропольского пехотного полка, а командующий батальоном майор Смирнов 19 мая приказом командира Шапсугского отряда был назначен одновременно и начальником укрепления . 20 мая в укреплении были расположены две роты батальона. Заведующим формирующейся мастеровой командой при укреплении был назначен подпоручик Ставропольского пехотного полка Майваидов с прикомандированием к военно-инженерному ведомству.

Строительство укрепления затягивалось и продлилось до октября. Главной причиной замедления явились постоянные безвредные, но затяжные перестрелки горцев с рабочими командами. Командир Средне-Шапсугского отряда 25 октября совершил набеги на горские поселения на р. Афипс, при которых было отбито 1763 голов скота, и 7 ноября была совершена экспедиция на аулы по р. Убин, при чем также было отбито значительное количество скота и истреблены аулы.

Полковник Левашев с отрядом (6 бат., 4 сот. казаков и 10 орудий) двинулся из укрепления Ильского на запад, по так называемой Генуэзской, или Купеческой дороге и расположился на реке Богай, уничтожив во время этого движения несколько аулов с запасами. 1 декабря была начата рубка просеки по направлению к Ильскому укреплению, и в то же время колонна, под начальством полковника Конияра, производила фуражировки по ущелью р. Богай вверх и вниз от места расположения отряда.

«К середине августа разработка просек и дорог между укреплениями Ильским и Григорьевским была доведена до конца, между этими пунктами было открыто прямое сообщение».

В мемуарах Д. Милютина, знаменитого военного министра правительства Александра II, читаем об этом: «Отряд Шапсугский или Ильский, под начальством генерал-майора Рудановского, состоявший из 20 батальонов, 2 драгунских полков и массы казаков, назначен был для возведения нескольких укреплений за Кубанью и для нанесения удара шапсугам. Переправившись за Кубань в двадцатых числах апреля, отряд выбил горцев из аула Кабаниц , разрушил его, а 5 мая двинулся на место, избранное для постройки укрепления, получившего потом название Ильского .

Полковнику Левшову было приказано из Ильского укрепления рубить просеку навстречу Адагумскому отряду на реку Бугундырь. И когда Главный Шапсугский отряд выступил из укрепления Григорьевского 3 декабря под началом графа Евдокимова по проложенной дороге от реки Шебш к Ильскому укреплению, 4 декабря из которого вышел и присоединился к Главному отряду отряд Левашова.

3 декабря отряд (в числе 9 бат., 4 эскадр. драгун, 4 сотни казаков и 10 орудий), под личным начальством генерал-адъютанта графа Евдокимова, двинулся от укрепления чрез укрепление Ильское и 4 числа, пройдя отряд полковника Левашева, остановился на р. Азипсе. Для успешнейшего проложения просеки от р. Азипса к р. Антхырь и для большей связи в последующих действиях, составлен был на р. Хабль промежуточный отряд, под начальством Свиты Его Величества генерал-майора Карцева.

16 декабря, оставив часть войск, под начальством полковника Левашева, на Убине, генерал-майор князь Святополк-Мирский двинулся к укреплению Григорьевскому. С 18 по 22 декабря войска Шапсугского отряда производили рубку просеки от укрепления Григорьевского по прямому направлению к Екатеринодару

В результате декабрьских военных действий на земле шапсугов была проложена просека длиной в 74 версты и шириной в версту. Значение проложенной просеки было велико. Она стала единственной дорогой, связавшей ряд укрепленных пунктов русских войск в Закубанье. Намного позже именно по этой просеке будет проложена ветка Владикавказской железной дороги. Прорубленная просека совпадала с линией древней Генуэзской дороги XVI века. Дорога проходила и возле Ильского укрепления (район Ильской стоянки).

Зима 1861 года на Кубани выдалась необычайно суровой. От жестоких морозов особенно страдали нижние чины, отморозившие руки и ноги, о чем доносили их командиры.

К осени 1861 года гарнизон Ильского укрепления был переведен в другое место, а само укрепление – упразднено.

В 1863 году была основана первая станица современного Северского района — Ильская.

Начальники станицы Ильской

12 мая — 6 августа 1863 г. есаул Герасим Константинович Чернов (из казаков Азовского войска)

3 июня 1869 г. — 1871 г. есаул Кирилл Игнатьевич Кравченко (из казаков Азовского войска)

Атаманы станицы Ильской

1871-1874 гг. урядник Матвей Тарасович Рогозный

1875 г. урядник Иосиф Зюзин

1876 г. урядник Николай Драпов

1878-1881 гг. приказный Клим Кирий

1888-1883 гг. урядник Ефим Лысоконь

1885-1888 гг. урядник Алексей Никифорович Семенченко (ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 1924. Л. 17)

1889-1892 гг. урядник Петр Матюша

1894-1897 гг. урядник Михайловский (ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 3824. Л. 81)

1897-1899 гг. Иван Васильевич Николаенко

1900 г. Алексей Никифорович Семенченко

1901 — урядник Николаев

1902-1907 гг. урядник Николай Иванович Коваль

1908-1914 гг. Яков Павлович Горбачев

1915-1916 гг. Матвей Маркелович Свистун

1917-1918 гг. вахмистр Яков Арсентьевич Лукаш

1919-1920 гг. Илья Иванович Пейфасор

1 по 12. 03. 1920 г. Филипп Яцков

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Игнатович Д.Ю. Боевая летопись 82-го пехотного Дагестанского Его Императорского Высочества Великого князя Николая Михайловича полка во время Кавказской войны (1845-1861 г.). Тифлис, 1897.С.330
  2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф.696. Оп.1.Д.11. Л.29-32
  3. Там же, л.3
  4. Зиссерман А.Л. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка (1726-1880). СПб., 1881. Т.3. С. 388
  5. Там же. С. 388
  6. Ламанов А.Д. История первого кавказского полка. Екатеринодар, 1919. С.16-17
  7. Пономарев В.П. Очерки истории основания закубанских станиц в середине XIX века. – Краснодар, 2007. С. 26
  8. Российский государственный военно-исторический архив (далее — РГВИА). Ф. 482. Оп. 1. Д. 236. Л. 41-43.
  9. Зиссерман А.Л. Указ.соч. С. 390, 392
  10. Милютин Д.А. Воспоминания. 1856-1860 гг. — М., 2004. — С. 450-451.
  11. Кистерев А.М. Станица Ильская: исторические очерки. Краснодар, 1994. С.

Азербайджан – страна на Южном Кавказе. Спутниковая карта Азербайджана показывает, что страна граничит с Россией, Арменией, Грузией и Ираном. В составе страны находится эксклав – Нахичеванская Автономная Республика, граничащая с Арменией, Ираном и Турцией. На востоке страна омывается водами Каспийского моря. Площадь страны – 86 600 кв. км.

Азербайджан состоит из 66 районов, 11 городов республиканского подчинения и одной автономной республики. Часть страны находится под контролем непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а часть – под контролем Армении. Крупнейшие города – Баку (столица), Гянджа, Сумгаит, Мингечаур и Хырдалан.

Шахдагский национальный парк

На территории Азербайджана проживают более 9 млн человек. По площади территории и численности населения Азербайджан является самой крупной страной Закавказья.

Экономика страны основывается на многоотраслевом сельском хозяйстве, нефте- и газодобывающей промышленности, машиностроении, горной, химической, пищевой и легкой промышленности. Национальная валюта – азербайджанский манат.

Старый и новый кварталы Баку

Краткая история Азербайджана

Азербайджан как государство сложился только в 1918 году, когда была образована Азербайджанская демократическая республика. До этого времени на территории Азербайджана были многочисленные, сменяющие друг друга, царства. В состав Российской империи эта территория вошла в первой половине XIX века.

В 1920 году была создана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. В 1922 году Азербайджан объединился с Грузией и Арменией в Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику (ЗСФСР). В 1936 году была снова создана Азербайджанская ССР. В 1991 году появилась Азербайджанская Республика.

1998-1991 гг. – Карабахский конфликт

1991-1994 гг. – Карабахская война

1994 г. – заключен Контракт века по распределению продукции глубоководных месторождений

Горное поселение Хыналыг

Достопримечательности Азербайджана

На подробной карте Азербайджана со спутника можно увидеть, что на востоке страна омывается водами Каспийского моря. На побережье Каспийского моря находятся многочисленные курортные города, в том числе Баку, Хачмаз, Астара, Набрань и Сумгаит.

Большую часть территории Азербайджана занимают горы, поэтому в стране набирает популярность горный туризм. Большой популярностью пользуются лечебные туры на термальные и минеральные воды Гянджи, Массалы и Нафталана.

Озеро Гёйгёль

В Азербайджане множество природных достопримечательностей: Исмаиллинский заповедник, озеро Гёйгёль, заповедник Гобустан, озеро и водопады в Габале, Ширванский национальный парк.

Среди исторических достопримечательностей можно выделить квартал Баку Ичери-Шехер, старинные кварталы в Шемахах и Исмаиллах. Туристам будут интересны высокогорные деревни такие, как Лахыдж, Киш и Хыналыг.

Карта Азербайджана со спутника. Исследуйте спутниковую карту Азербайджана онлайн в реальном времени. Подробная карта Азербайджана создана на основе спутниковых снимков высокого разрешения. В максимальном приближении спутниковая карта Азербайджана позволяет детально изучить улицы, отдельные дома и достопримечательности Азербайджана. Карта Азербайджана со спутника легко переключается в режим обычной карты (схема).

Азербайджан – государство на Южном Кавказе, омываемое водами Каспийского моря. Столица Азербайджана – город Баку. Официальным языком является азербайджанский, а языками общения многочисленного населения – еще множество диалектов.
Разнообразный рельеф Азербайджана включает в себя горы, низменности, высокогорья и равнины, причем горами занято почти 60% всей территории страны.

Климатических зон в Азербайджане множество ввиду влияния Каспийского моря и разнообразия рельефа. Климат в этой стране меняется от умеренного к субтропическому. Летние месяцы – очень жаркие и сухие. В среднем летняя температура воздуха не превышает +26…+28, но на равнинах может повышаться до +32, а в некоторых районах даже до +40 С. Зима в Азербайджане мягкая с щадящими погодными условиями и средней температурой 0 С. В горных регионах могут случаться морозы до -10С.

Баку – не только столица Азербайджана, но и самый большой город на Кавказе. Сегодня это промышленный и культурный центр Азербайджана. Здесь можно увидеть удивительные исторические и архитектурные памятники. Большая часть сооружений Баку – это здания исламской архитектуры, которые включают в себя мечети. В старых кварталах города их огромное множество, некоторые из которых были построены в 12-14 веках. Но самой главной достопримечательностью столицы Азербайджана является Девичья башня, с которой связано множество легенд. Другие красивые города страны – Куба, Габала, Шемахи и многие другие.

Туризм в Азербайджане развивается очень быстро и стремительно благодаря ресурсам. Один из самых посещаемых курортов – город Талыш, где расположены горячие минеральные источники. Второй по популярности высокогорный курорт – Аджикенд. Отдыхать туристы приезжают в летние месяцы в прибрежные города, том числе и в Баку.