Белый шум правда или вымысел. Феномен "Белый шум"

Знакомо ли вам понятие Феномен электронного голоса — ФЭГ или EVP (от английского Electronic Voice Phenomenon) или как его называют в народе — Белый шум?

Оказывается, физические приборы способны улавливать сигналы, посылаемые с того света.

Чаще всего это магнитофонные записи или изображения, возникающие на экране телевизора, работающего в диапазоне, не настроенном на каналы телевещания, звуки по радио, телефонные звонки.

Кто-то считает это бредом и не верит в такие “чудеса”, находя происходящему “рациональные” объяснения. Но если учитывать масштаб исследований, количество реальных записей и подтверждений, то отмахнуться будет сложно.

Поскольку материала по этой теме очень много, чтобы не утомлять читателей, я буду выкладывать его поэтапно, в нескольких частях. А начнем мы с тех, кто посвятил феномену электронного голоса много времени и усилий.

Думаю, эта статья будет интересна скептикам, “технарям” и тем, кто ищет инструментальных подтверждений потусторонним явлениям.

Первые контакты с миром мертвых

Еще в 1895 году Томас Алва Эдисон изобрел некрограф — аппарат, способный улавливать те волны, которые изучает субстанция, продолжающая существовать после смерти человека.

Он считал, что люди не способны общаться с тонкими мирами потому, что их органы чувств не являются для этого достаточно чувствительными.

Эдисон также заключил договор с Уильямом Динвидди о том, что тот, кто умрет первым, обязательно пришлет другому голосовое сообщение из потустороннего мира.

Динвидди умер в 1920 году, и Эдисон в журнале ‘Scientific American’ рассказал о том, что общался с ним при помощи своего аппарата. Но ни сам аппарат, ни его чертежи не сохранены.

Существует версия, что Никола Тесла тоже записывал “сообщения с того света”, но якобы испугался результатов своих открытий и уничтожил их. Поэтому проверить эту информацию мы не можем.

Интерес к ФЭГ возрос в 1930-х годах. В лондонском концертном зале Уигмор-Холл сотни зрителей наблюдали необычное явление.

На пустой сцене стоял микрофон, а из динамиков звучали громкие голоса, говорящие на разных языках. Звукотехники никак не смогли объяснить произошедшее.

Примерно в это же время несколько шведских и норвежских пилотов в своих рапортах отметили, что в полете слышали по радио непонятно откуда взявшуюся речь, некоторые летчики утверждали, что так к ним обращались умершие родственники. О загадочном феномене сообщали европейские газеты.

В сентябре 1952 года в Милане католические священники Джемелли и Эрнетти слушали записи своих песнопений. Вдруг на пленке послышалась фраза: «Я всегда с тобой и помогу тебе!»

Дэвид Вильсон , телеграфист-любитель, принимал странные голоса с помощью азбуки Морзе.

В 1956 году в США проводился эксперимент с участием сильных медиумов из Лос-Анджелеса Раймонда Бейлесса и Атиллы фон Шаллай . Они записали множество голосов умерших людей и опубликовали свои результаты три года спустя.

Поэтому с 1959 года феномен радио мертвых, который до этого момента игнорировался и умалчивался, пришлось принять как данность.

Фридрих Юргенсон и его последователи

В 1959 году шведский кинодокументалист записывал голоса певчих птиц для нового фильма. Но вместе с птичьим пением на пленке появились голоса, один из которых принадлежал его умершей матери.

Она обращалась к сыну и, как в детстве, называя его уменьшительным именем, говорила о деталях и фактах, касающиеся их ближайших родственников.

Кроме этого Юргенсон услышал на пленке хриплый мужской голос, читавший на норвежском языке лекцию об особенностях и повадках птиц, обитающих в Швеции.

Именно Фридрих Юргенсон считается основоположником исследования ФЭГ. Несколько лет он посвятил изучению подобных записей и написал книги «Радиосвязь с миром мертвых» и «Голоса из Вселенной».

Одним из читателей стал латвийский профессор Константин Раудив , который скептически назвал это «бредом сумасшедшего» и задумал проверить всё на практике.

В середине 1960-х годов в ФРГ он продолжил эксперименты Юргенсона, привлекая к работе инженеров-электронщиков.

Они создали специальный приемник и с его помощью записали несколько тысяч мистических голосов — в том числе принадлежавших известным личностям, например, поэту Владимиру Маяковскому.

На основе своих исследований Раудив написал несколько книг, переведенных на многие европейские языки:

  • «Неслышимое становится слышимым» (“Прорыв”),
  • «Переживаем ли мы смерть?» и
  • «Случай с волнистым попугаем».

После выхода книг Фридриха Юргенсона и Константина Раудива феномен электронного голоса привлек большое количество новых исследователей.

Известен случай с британским доктором наук Питером Бендером, преподавателем религиозного воспитания в колледже при Кембриджском университете.

В 1972 году издатель Колин Смит предложил ему принять участие в изучении ФЭГ. Бендер категорически отказался, сказав, что умершие не могут общаться с живыми.

Но Смит уговорил его просто поставить магнитофон на запись и подождать несколько минут — после чего перемотал пленку и включил воспроизведение. Потрясенный Бендер услышал голос своей матери, умершей за три года до этого.

В феврале 2001 года американский журнал “Fate” («Судьба») опубликовал статью Константиноса о том, как самостоятельно услышать голос из иного мира.

  • Для этого необходимо иметь радиоприемник с возможностью записи и настроить его на незанятую частоту - где не вещают радиостанции.
  • Затем надо включить запись, расслабиться и мысленно попросить кого-то, кто ушел в другой мир, поговорить с вами.
  • Через несколько минут остановить запись и прослушать ее.

Если голос из иного мира удалось записать, то при первом прослушивании он будет звучать очень невнятно. Но, воспроизводя запись снова и снова, вы почувствуете, как голос на ней с каждым разом проявляется все отчетливее.

В 2005 году в США вышел фильм, посвященный ФЭГ, — мистический триллер «Белый шум» (таким термином обозначаются естественные звуки теле- или радиоэфира).

По сюжету у героя погибает жена, и он общается с ней, слушая записи ее голоса. Фильм стал настолько успешным в прокате, что через два года вышло его продолжение под названием «Белый шум 2: Сияние».

Начиная с 1971 года, после выхода в свет второй книги Константина Раудива, ученый свет всего мира стал широко исследовать радио мертвых.

В 1973 году изобретатели из США Джордж Мик и Уильям О’Нил начали работу над специальным приспособлением, которое позволило бы установить контакт с призрачным миром.

Устройство, получившее название «Спирик», представляло собой несколько генераторов, имитирующих 13 голосов, а также принимающую систему.

Изобретатели утверждают, что при помощи «Спирика» им удалось наладить контакт с недавно умершим ученым из НАСА и записать целых 20 часов разговора.

Двумя годам позднее в Германии основали первое отдельное сообщество, деятельность которого была полностью направлена на изучение голосов с того света.

Немецкий специалист-электронщик Ганс-Отто Кениг сконструировал собственный прибор для записи голосов умерших.

В 1983 году инженера пригласили выступить в прямом эфире радио «Люксембург», чтобы он продемонстрировал работу устройства миллионной аудитории слушателей. Кениг, комментируя свои действия, стал устанавливать аппаратуру.

Чтобы подогреть интерес слушателей, ведущий поинтересовался, может ли он побеседовать с выбранным им умершим человеком.

В ответ из прибора Кенига прозвучало:
— Мы слышим ваш голос. Говорите.

Эта фраза прозвучала в эфире. Потрясенный ведущий заявил, что клянется жизнью своих детей: любые уловки исключены, он, как и все, четко слышал мистический голос.

Ему же принадлежит и заслуга в получении первых «потусторонних» изображений.

В 2003 году в Санкт-Петербурге была создана научная организация, названная РАИТ — Российская ассоциация инструментальной транскоммуникации (то есть исследований контактов с умершими людьми посредством технических устройств).

Входящие в организацию ученые выявили несколько закономерностей подобного общения с помощью компьютеров.

  • Поначалу контакты были односторонними : к живущим людям приходили внезапные послания от умерших. Обычно такие сообщения обнаруживались в ранее удаленных и вновь восстановленных текстовых файлах.

    Здесь напрашивается аналогия с записями электронных голосов, которые образуются из фоновых шумов. То есть удаленные документы представляют своего рода текстовый белый шум и как бы дают материал для их преобразования в сообщения от людей из иного мира.

  • 29 июля 2008 года исследователи РАИТ и Вадим Свитнев объявили об осуществлении двусторонних контактов с помощью компьютера и подсоединенного к нему технического устройства, которое при помощи постоянной смены частот интернет-радио формирует звуковую волну.

    Ученые через микрофон транслировали свои вопросы и на фоне смеси обрывков передач и шумов эфира получали на них ответы из потустороннего мира.

По подсчетам исследователей РАИТ, такие зарегистрированные контакты уже исчисляются тысячами.

И эти факты лишний раз подтверждают мнение, что со смертью наших физических тел жизнь не заканчивается, а существует в некоей иной реальности.

Из этого вы можете видеть, что феномен электронных голосов не просто выдумка увлеченных любителей. А в следующей статье мы рассмотрим подробнее, что это за феномен и как он может проявляться.

Когда-то для того, чтобы идеи, почитаемые власть предержащими вредными, не доходили до широкой публики, была установлена полицейская инстанция: государственная цензура, долженствующая просто и прямо запрещать распространение подрывающих устои общества произведений.
Сегодня цензура изменила облик. Запретов нет, но мы тонем в изобилии. Под нескончаемой лавиной бесполезных сведений уже никто не знает, где взять интересную информацию. Умножение количества телевизионных каналов, публикация тысяч романов в год, выпуск километров одинаковых песен мешает появлению новых течений. Да их бы и не заметили в общей массе. Избыток пошлости душит оригинальное творчество, и даже критики, чьим долгом вроде бы является фильтрация потока, не успевают все прочесть, все увидеть, все услышать. Результатом является парадокс: чем больше появляется телевизионных и радиоканалов, журналов и информационных изданий, тем меньше их творческое разнообразие. Серый цвет окрашивает все.
Б.Вербер - Энциклопедия относительного и абсолютного знания.

Когда то давно, лет так 150 назад, джентльмены писали газеты для такие же как они сами. Очень интересно читать старые публикации - такое чувство, что автор не просто пишет, что думает, а одновременно фильтрует каждое слово. Потому что за каждым лживым словом - стоит его личная репутация и семейная честь. Иногда авторы заходили даже дальше. Когда читаешь - создается стойкое впечатление, что можно придти к автору домой - и выслушать объяснения, какого фига он пишет то или то?! Придти и дать ему по морде/вызвать на дуэль за ложь. Интересные нравы, не так ли?

Сейчас пишут/показывают практически всё что хотят. Кто во что горазд. Без всякой цензуры, как бы журналистам не хотелось на нее все свалить.
- «Что у трезвого в голове, то у журналиста на языке», - вот так можно перефразировать старую поговорку про пьяницу.
Ложь ежедневно перемешивается с правдой. Специально. Иначе «не цепанёт».
Правда разбавляется домыслами. Когда читаешь разные издания, описывающие одно и тоже событие - кажется, что это совершенно разные события (и люди). И ведь не придерешься - свобода слова. «Чо хачу, то и ворочу!» - девиз современных СМИ.

Каждый старается перещеголять друг друга. Каждый день пробуя зайти чуть дальше, чем вчера. Проверить на прочность чужую систему ценностей. Чуть больше обнаженки, чуть больше лжи, чуть больше словоблудия.

СМИ сегодня - оставили позади себя выжженую землю на годы вперед. Нет, можешь писать «мягче» - но тебя уже не поймут. Чувствую лет через 5, не останется ни полоски трусов, ни бретельки на обнаженной груди - на фотках моделей в журналах. Через 10 - среди словоблудия растеряются события. Любое происшествие превратится в фарс и театр абсурда.

А читатели/зрители/слушатели - уже привыкли. Другое перестает «торкать». Кто будет читать скучное изложение новости, если можно почитать камменты и отжиги? На каждом форуме создают по сотне тем с домыслами. Устраивают пляски на костях. Умер человек - круто! А может не умер - просто инопланетяне забрали! Или барабашки. Или спецслужбы. Или Великий Щитень сожрал!
Не, я все понимаю. На форуме - это действительно прикольно и понятно. Но ведь и средства массовой информации пошли тем же путем. Словно «правда и истина», больше никому вообще не нужна. А СМИ - лишь цирк с конями. Где важно перекричать оппонента и ударить в пах, чтобы поржать.

Удивительная метаморфоза произошла в сфере журналистики. Свобода - стала вседозволенностью. Унизить читателя или переврать событие - стало нормально. Бессмысленные, бесконечные шоу - заполонили эфирное время.

Какая тут цензура? Самоцензуры то не осталось.

Многие люди уверены в том, что действительно существует. И с ним вполне можно наладить контакт. При этом для того, чтобы поговорить с умершим, можно не использовать специальные доски для и не прибегать к услугам медиумов. Ведь благодаря современным технологиям любой желающий может записать голос призрака и расшифровать его послание миру живых. Разобраться в том, что такое феномен электронного голоса (ФЭГ), мы постараемся в данной статье.

Первые попытки «наладить контакт» с миром мертвых

Голоса из иного мира пытался услышать еще Он полагал, что люди не способны общаться с тонкими мирами лишь потому, что их органы чувств не являются для этого достаточно чувствительными. Ну а душа — это определенная разновидность волны, которая не исчезает после смерти, а просто начинает существовать в другой форме. Изобретатель полагал, что можно изобрести аппаратуру, которая сможет регистрировать послания от «мертвых душ». Правда, сам Эдисон так и не успел реализовать свой замысел.

Записи Фридриха Юргенсона

Открыт феномен электронного голоса был случайно. В 1959 году кинодокументалист из Швеции Фридрих Юргенсон отправился записывать голоса певчих птиц для своего нового фильма. Однако вместе с птичьим пением на пленке можно было различить голоса людей, которые показались Юргенсону похожими на голоса его почивших родственников. Удивительно, но они сообщили Фридриху детали, которые могли быть известны только ему самому, и факты, касающиеся ближайших родственников оператора... Ну а в определенные моменты изумленный Юргенсон услышал, как кто-то мужским голосом читает лекцию об особенностях и повадках обитающих в Швеции птиц. Был сделан вывод, что подобная трансляция не может быть случайной комбинацией звуков: это было осмысленное сообщение, адресованное конкретному человеку.

Именно Фридрих Юргенсон считается основоположником исследования ФЭГ. Его перу принадлежит первая изданная на эту тему книга, носящая название «Радиосвязь с запредельным миром».

Эксперименты Константина Раудива

Продолжить исследования Фридриха Юргенсона попытался психолог из Латвии, ученик Карла Густава Юнга Константин Раудив. Первая книга Раудива, в которой описан феномен электронного голоса, носит название «Неслышимое становится слышимым», вторая - «Переживаем ли мы смерть?».

В 1971 году с участием Константина Рудиева был проведен довольно примечательный эксперимент. Психолог был приглашен в акустическую лабораторию, которая была полностью экранирована от любых возможных электроволновых помех. Радиев находился в комнате, изолированной от внешних шумов. В течение 18 минут он просто разговаривал «с пространством». Во время записи никто из присутствовавших в лаборатории шумов не замечал. Однако, когда пленку прослушали, оказалось, что на ней можно разобрать более сотни голосов.

Как «разговаривают» призраки?

Раудив пришел к выводу, что лучше всего записывать электронный голос на фоне какого-либо белого шума. Исследователь полагал, что умершие могут использовать хаотические звуковые волны, преобразовывая их в звук собственного голоса: издавать звуки самостоятельно бесплотные души не способны. Ведь и первые записи были получены на фоне пения птиц и шума ветра, которые послужили для призраков «строительным материалом».

Кстати, после смерти Раудива его коллегам удалось записать голос исследователя: психолог советовал не прекращать изучение феномена электронного голоса...

Модное увлечение

Если в середине XIX века мир охватило повальное увлечение спиритизмом, то в 60-е годы ХХ века в Европе началась мода на феномен электронного голоса. Люди пытались связаться с ушедшими из жизни родственниками при помощи телефонов, магнитофонов, телевизоров... Появились даже общества по изучению ФЭГ. Феномен электронного голоса считался реальным: удалось получить многочисленные доказательства того, что ушедшие из земной жизни люди пытаются наладить контакт с живыми и настроены к ним вполне благожелательно. Даже в Ватикане, прослушав некоторые записи, «контактеров» осуждать не стали, вынеся краткий вердикт: «На все воля Божья».

Устройства для записи электронных голосов

В 1973 году изобретатели из США Джордж Мик и Уильям О"Нил начали работу над специальным приспособлением, которое позволило бы установить контакт с призрачным миром. Устройство, получившее название «Спирик», представляло собой несколько генераторов, имитировавших 13 голосов, а также принимающую систему. Изобретатели утверждают, что при помощи «Спирика» им удалось наладить контакт с недавно умершим ученым из НАСА и записать целых 20 часов разговора.

В 1982 году физик из Германии Отто Кенинг попытался создать систему для коммуникации с миром мертвых, которая передавала бы сообщения в инфракрасном диапазоне. Однако убедительных доказательств тому, что прибор работает, получено не было.

К сожалению, на данный момент устройств, которые позволили бы наладить устойчивый контакт с паранормальным миром, так и не изобретено. Хотя не исключено, что этому факту стоит радоваться, ведь недаром говорится, что «в немалом знании немалые печали...».

Как записать голоса призраков?

Многие исследователи пытаются записывать голоса мертвых, используя для этого сверхчувствительную аппаратуру и специальные Попробовать провести самостоятельный эксперимент может каждый. Если вас интересует ФЭГ (феномен электронного голоса), как записать его, мы вам расскажем. Вам достаточно вооружиться микрофоном и потратить определенное время на расшифровку сигнала. Некоторые «профессиональные» исследователи, изучающие феномен электронного голоса, инструкция к записи которого понадобится экспериментаторам, рекомендуют выключить в помещении свет и зажечь свечи, так как это способствует лучшему качеству связи с потусторонним миром. Однако делать это вовсе не обязательно: в любом случае на записи будут слышны загадочные шумы.

О чем же говорят голоса с того света? Как правило, удается зафиксировать отдельные слова или словосочетания, изредка «счастливчикам» приходят длинные фразы. Исследователи ФЭГ (феномен электронного голоса), отзывы которых говорят о том, что контакт возможен, утверждают, что если человек, присутствующий в помещении, где идет запись, задает вопросы, то он может получить на них ответы.

Кстати, исследователи паранормальных явлений полагают, что души умерших способны не только разговаривать с живыми, но и являть им свое изображение, проецируя себя на экране выключенного телевизора. Правда, большая часть «проекций» наблюдалась на телевизорах, оснащенных ламповыми кинескопами. Видимо, современные технологии по каким-то причинам не позволяют призракам показаться оставшимся в живых родственникам.

Критика

Конечно, очень велик соблазн верить в то, что после смерти душа человека не исчезает, а продолжает существовать в иной форме, оберегая и опекая оставшихся на земле. Такая вера помогает пережить горе, вселяет уверенность в том, что рано или поздно встреча с умершими близкими людьми все же состоится. Однако заслуживает ли феномен электронного голоса веры с научной точки зрения?

Ответ, к сожалению, отрицательный: можно утверждать, что феномен электронных голосов разгадан. Ни один серьезный исследователь не станет уделять время, например, рождественским гаданиям, когда девушки, ставя одно зеркало напротив другого, видят в отражении своего суженого. Конечно, это всего лишь игра воображения, умноженная на горячее желание увидеть образ определенного человека. Электронный голоса звучат весьма неубедительно: при желании в «белом шуме» можно услышать любую фразу и даже узнать знакомый голос. Ведь мозг человека устроен таким образом, что он пытается внести порядок в любой хаос. Именно на этом основан видя чернильные кляксы, человек отмечает их сходство с животными, растениями, людьми или бытовыми предметами.

К тому же практически все записи, которые выложены в Сети, на поверку оказались подделкой, созданной при помощи обработки записи обычного живого голоса. Поэтому маловероятно, что кому-либо удалось зафиксировать послание с того света. Конечно, многих интересует феномен электронного голоса: документальный фильм об этом явлении привлекает огромное внимание. Однако к ФЭГ стоит относиться как к очередному городскому мифу, который возник на волне выхода цивилизации на новый технологический уровень. Если раньше с миром мертвых связывались с помощью досок и тарелок, то теперь на помощь приходят телефоны и цифровые записи...

Порой тоска по ушедшему из жизни человеку бывает невыносимой. Хочется, чтобы после смерти близкого в квартире раздался телефонный звонок и родной голос сказал бы: «Добрался хорошо, обустраиваюсь, до встречи». Может быть, из-за этой слепой надежды в то, что душа не умирает, а просто переходит на новую ступень существования, исследования ФЭГ так популярны. Научных доказательств тому, что мертвые могут разговаривать с живыми, к сожалению, так и не получено.

В январе 2005 года на экраны вышел фильм «Белый шум», посвященный пока еще мало изученному явлению — так называемому феномену электронных голосов, или EVP. Он заключается в том, что иногда по радио среди шипения, которое называют «белым шумом», можно услышать голоса и звуки непонятного происхождения.

Иногда сигналы неизвестной природы в виде странных призрачных лиц появляются и на экране телевизора. В фильме Майкл Китон играет Джонатана Риверса, чья жена Линда умерла при загадочных обстоятельствах. Вскоре Джонатан знакомится с человеком, который заявляет, что может получать послания от мертвых, в том числе от Линды. Безутешный вдовец просит связать его с умершей женой и вскоре сталкивается с EVP.

Этим феноменом давно заинтересовались известные ученые. 30 октября 1920 года в очередном выпуске научного журнала Scientific American знаменитый изобретатель Томас Эдисон писал: «Если личность или то, что мы называем душой, продолжает жить после смерти, то естественно предположить, что она хотела бы общаться с теми, кого оставила здесь, на земле. Я думаю, что можно создать инструмент, который запишет потусторонние послания».

Некоторые биографы Эдисона считают, что он пытался создать подобный прибор, хотя свидетельств этому нет. Маркони и Тесла также высказывали серьезный интерес к созданию технологии, позволяющей контактировать с миром духов.

Впервые о феномене EVP заговорили в 30-х годах XX века. Тогда шведские и норвежские военные пилоты во время тренировочных полетов слышали неидентифицированные голоса по радио. Об этом писали в газетах.

В 1930 году в лондонском Вигмор Холле сотни людей стали свидетелями необычного явления. Представление еще не началось. На сцене стоял микрофон, около которого никого не было. Неожиданно из громкоговорителей, установленных в разных концах зала, соединенных проводами с микрофоном, послышалось несколько громких голосов, говорящих на разных языках. Звукоинженеры, которые обслуживали мероприятие, позднее не смогли объяснить случившееся.

В 1949 году в Манчестере на Международном конгрессе организации спиритуалистов голландский инженер Зваан продемонстрировал созданный им прибор, способный улавливать и воспроизводить голоса умерших людей.

В 1952 году в Милане два католических священника устанавливали в церкви громкоговоритель, чтобы все прихожане могли хорошо слышать мессу. Неожиданно в громкоговорителе раздалось шипение, а затем оттуда послышалось: «Я всегда с тобой и помогу тебе!» Оба свидетеля необычного явления узнали голос недавно скончавшегося отца одного из священников.

В 1959 году продюсер документальных фильмов Фридрих Юргенсон записывал в лесу голоса птиц. Он был поражен, обнаружив, что на запись голосов птиц наложилась другая запись. Какой-то человек рассуждал со знанием дела о повадках пернатых. Юргенсон решил, что каким-то образом записал радиопередачу, посвященную птицам.

Но когда он через несколько недель прослушал ту же запись, голоса орнитолога там уже не было. Вместо этого Юргенсона звал взволнованный голос матери: «Фридель, мой маленький Фридель, ты слышишь меня?!» Фриделем мать называла Юргенсона в детстве.

После этого продюсеру удалось записать еще несколько неизвестных голосов, которые говорили на разных языках. Юргенсон работал над проблемой вместе с доктором Хансом Бендером, главой отдела парапсихологии Фрейбургского университета.

В 1965 году доктор Константин Раудив, известный психолог и ученик Карла Юнга, встретился с Юргенсо-ном и, убедившись в существовании EVP, увлекся изучением этого явления. Раудив привлек к работе физиков и инженеров-электронщиков и создал свой приемник, в котором основным элементом является чистый кристалл.

Приемник был назван гониометром. С помощью гониометра Раудив записал тысячи потусторонних голосов и в 1968 году выпустил отчет о своих исследованиях, переведенный на несколько языков.

В те же годы американский бизнесмен Джордж Мик спонсировал аналогичный проект в США. Инженер Билл О’Нейл, ранее работавший в НАСА, сконструировал прибор для связи с миром духов, названный спирикомом. В 1981 году О’Нейл умер при странных обстоятельствах, а спириком пропал.

К тому времени EVP заинтриговал людей по всему миру. В Британии два исследователя, Джордж Боннер и Реймонд Касс, экспериментируя с катушечным магнитофоном, заставили «белый шум» действовать в качестве носителя голосов.

Боннер спрашивал в микрофон: «Кто-нибудь слышит меня?» Через минуту на магнитофонной ленте появлялся ответ: «Да!» Боннер и Касс записали несколько десятков тысяч потусторонних голосов в течение двадцати двух лет.

Несмотря на большое количество экспериментальных результатов, никто из исследователей до сих пор не смог объяснить EVP. Позднее это понятие было расширено, и появился новый термин — инструментальная транскоммуникация, который включает в себя также потусторонние телефонные звонки, призрачные записи на видеомагнитофонах и таинственные сообщения на персональных компьютерах.

В 1982 году в Великобритании появилось общество энтузиастов этих феноменов — Ассоциация инструментальной транскоммуникации. Лидером общества является Юдит Чисхолм. Ее увлечение EVP началось с весьма курьезного случая.

В 1999 году она купила магнитофон и обнаружила, что он не воспроизводит имеющиеся у нее музыкальные записи. От досады Юдит выругалась: «Эти недоумки в магазине продали мне некачественный товар!» Неожиданно магнитофон, где беззвучно крутилась пленка с записанной музыкой, ожил и произнес: «Не следует возвращать магнитофон в магазин».

С тех пор стоило Эдит включить магнитофон, как «они» начинали разговаривать с ней или между собой. «Они» — потусторонние голоса. Некоторые Юдит узнавала — это были ее умершие родственники и знакомые. Некоторые голоса не могла узнать, другие говорили на иностранных языках. Иногда связь была двусторонней, и Юдит могла общаться с почившими друзьями. Порой они не отвечали на вопросы, словно не слышали ее, или разговаривали между собой.

В фонотеке мисс Чисхолм имеется около тысячи записей голосов духов. Юдит часто ездит по миру и выступает на семинарах, устраиваемых паранормальными обществами разных стран. Ее замечательный магнитофон всегда при ней.

Мисс Чисхолм и другие энтузиасты феномена электронных голосов пытаются привлечь к своим исследованиям специалистов — физиков, инженеров, психологов. Цель — разгадка феномена инструментальной транскоммуникации и создание универсального прибора, с помощью которого любой желающий мог бы связаться с умершими близкими.

Но вот что странно: каждое третье послание оттуда несет в себе угрозу или агрессию.

Из книги "Загадки загробного мира"

Еще на заре возникновения телевидения и радио, появления телефонной связи в мире кружило множество легенд и домыслов, которые были связаны с тем или иным способом их «нестандартного» использования. Например, стали частыми случаи, когда родственники только что погибшего человека слышали его голос в телефонной трубке, причем, буквально через несколько минут или часов после его смерти. Радиолюбители стали периодически ловить своими приемниками сигналы о помощи капитанов давно затонувших кораблей.

В начале шестидесятых годов прошлого столетия к списку удивительных явлений подключилось и телевидение. Речь шла о так называемом «белом шуме», представляющем собой помехи, возникающие при полном отсутствии телевизионного сигнала.

Некоторые исследователи считают, что именно через такие телевизионные помехи человечество может вступать в связь с потусторонним миром. Но что собой представляет этот белый шум и насколько обосновано утверждение, что за мельканием белых точек на телеэкране стоит нечто гораздо большее, чем обычное статическое электричество, разумеется, объяснить точно никому не удается.

Получается, что новые технологии настолько тесно взаимосвязаны с потусторонним миром, что они существуют, если можно так сказать, «в одном измерении»…

Существует версия, что все, что происходит вне диапазона понимания человека, происходит,как правило, на субматериальном уровне. Речь идет об энергии - энергетических потоках, которые охватывают астральный мир человека. Эзотерики говорят, что в некотором роде призраки и астральные духи являются сгустками энергии, которые люди без специальных приборов не в состоянии воспринимать.

Но другое дело - электрические приборы, которые при настройке их на модуляцию электромагнитных сигналов могут, по мнению некоторых исследователей, отлично справляться с приемом энергетических помех не только в нашем, но и в мире тонких материй. И если грань между энергией и материей будет настолько истончена, что астральные потоки смогут проникать в наш мир, то телевизоры способны их улавливать.

В январе 2005-го на английские экраны вышел документальный фильм «Белый шум». Он был посвящен мало изученному явлению, которое на научном языке было названо феноменом электронных голосов или EVP. Белый шум, а именно о нем идет речь, можно услышать по радио среди шипения. Он проявляется в виде голосов и звуков непонятной природы, иногда в виде сигналов неизвестного происхождения, проявляемых в виде странных призрачных лиц, появляющихся на экране телевизора.

Этим феномен уже давно заинтересовал ученых. Еще в 1920-м году в одном из выпусков журнала Scientific American о нем писал и изобретатель Томас Эдисон. Он считал, что если душа продолжает еще жить после смерти, то вполне естественно предполагать, что она захочет общаться с теми, кто ей дорог и кого она оставила на земле. По мнению Эдисона, вполне реально было создание инструмента, который смог бы записывать потусторонние послания. Более того, некоторые биографы изобретателя считали, что он попытался изобрести подобный прибор, однако точных свидетельств тому нет.

К созданию подобной техники для контактирования с миром духов высказывали интерес и Маркони, и Тесла. Впервые об этом феномене заговорили еще в тридцатых годах прошлого века. Именно тогда шведскими и норвежскими военными пилотами во время тренировочных полетов были услышаны по радио не идентифицированные голоса. Об этом писали и в прессе.

В 1930-м в Лондоне в Вигмор Холле несколько сотен зрителей стали невольными свидетелями странного явления. Представление должно было вот-вот начаться. На сцене уже был установлен микрофон, вокруг никого не было. Вдруг из установленных в разных концах зала громкоговорителей, подсоединенных с микрофону, послышались громкие голоса. Речь велась на разных языках. Никто, ни звукоинженеры, обслуживающие мероприятие, ни ученые, впоследствии изучающие этот случай, так и не смогли объяснить его.

В 1952-м в Милане два священника пытались установить в церкви громкоговоритель. Им хотелось, чтобы прихожане хорошо слышали мессы. Но неожиданно из громкоговорителя раздалось шипение, а затем послышался голос, который отчетливо произнес, что он всегда с ними и поможет им. Оба священника сразу же узнали голос, который принадлежал недавно скончавшемуся отцу одного из них.

Еще более удивительный случай произошел спустя несколько лет с продюсером документальных фильмов Фридрихом Юргенсоном. Записывая в лесу птичьи голоса, а затем прослушивая, он был поражен: на запись птичьего щебетания наложилась какая-то другая запись, на которой кто-то со знанием дела говорил о повадках пернатых. Юргенсон подумал, что это - запись радиопередачи, посвященной птицам. Но спустя несколько недель, прослушав ту же запись, он уже не услышал голоса орнитолога. Вместо этого Юргенсон узнал взволнованный голос своей покойной матери, которая что-то ему говорила.

Продюсер обратился за помощью к Константину Родиву, известному психологу и ученику Карла Юнга, который изучал это явление. Родив с помощью физиков и электронщиков смог создать приемник, основным элементом которого был чистый кристалл. Приемник назвали гониометром. С его помощью Родив записал несколько тысяч потусторонних голосов и даже выпустил книгу о своих исследованиях.

Экстрасенсы утверждают: окружающий мир заполнен голосами. Чаще всего они предупреждают о чем-то или угрожают. Иногда они предсказывают события и даже спасают жизнь. Чаще всего их можно услышать в старинных постройках, на захоронениях и т.д. – местах с концентрированной энергетикой, те, где происходили мощные всплески эмоций. Одним из таких мест являются больницы, в которых всегда происходит множество событий, сопровождаемых активными эмоциями: иногда положительными, но чаще – негативными.

В каждой профессии существуют свои легенды, тайны и суеверия. Эскулапы не любят распространяться об удивительных явлениях, не объяснимых с точки зрения науки. Но более всего сталкиваются с неизведанным реаниматологи. Они не раз видят привидения, слышат странные голоса.

У ученых есть одно правило: рассматривая явление, не замыкаться на одном-единственном объяснении, и какими бы нереальными не казались гипотезы, каждую из них они подвергают изучению.

Чем еще можно объяснить феномен белого шума, кроме как контактом с потусторонним миром. Выдвигалось много теорий о происхождении этого явления. Одним из первых предположений было то, что результатом помех в эфире является деятельность спецслужб. Якобы таким образом разведка передавала информацию. Но было проведено множество экспериментов, в ходе которых было исключено постороннее вмешательство.

Наиболее научная гипотеза гласила, что феномен EVP – это слышимые человеком звуки из космоса. Человек, который на восемьдесят процентов из воды, в принципе способен без помощи приборов воспринимать электромагнитные сигналы. Ведь, как известно, вода – прекрасный проводник излучений, но этим вряд ли возможно объяснить конкретные фразы посланий, которые зачастую адресованы конкретным людям.

С 1984-го года супруги Харш-Фишбах из Люксембурга стали слышать голоса, происходящие из разных источников. Духи связались с ними с помощью аппаратуры, которую назвали «Евросигнальным мостом». Однажды голос приказал отключить от антенны телевизор и переключить его на ненастроенный канал. Они так и сделали, установив видеокамеру. На экране стали мелькать образы. Когда запись просматривали на более медленной скорости, то на экране появился образ ранее скончавшегося родственника.

Сущность, представившаяся как «Техник», сообщила, что его задача - координировать исследования. Техник сообщал, когда придет сообщение, чтобы его записали. На одной из записей явно слышны его слова о том, что он – не энергия и не световое существо. Его роль - открыть мост общения.

Но списать все это на инопланетян не дает возможности одно обстоятельство: подавляющее большинство изображений на записях – это фотографии реально живущих когда-то на Земле людей.

Исследователи установили, что чем изучается белый шум, тем больше интереса к людям проявляют «активные души». Ведь это те души, которым обязательно нужно о чем-то поведать. Ведь нередки случаи, когда в прямом эфире слышатся дикие вопли о помощи.

Тех, кто слышал такие голоса, по их словам, бросало в ступор, многие даже седели на глазах. Но что это и кто может так умолять о помощи? А может эти вопли испускают «злые души»? И тогда прокрадывается подозрение: а может, ад действительно существует…