Был первым рыцарем. Средневековые рыцари - кто такие эти воины

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Сочинение про рыцарей 6 класс может использовать при подготовке к уроку.

Кто такие рыцари? Кратко

Эпоха рыцарей приходится на 500 – 1500 годы, то есть на Средние века. Она ознаменовалась многочисленными войнами, болезнями и эпидемиями. Раньше в военных действиях брали участие солдаты-пехотинцы. Но с момента изобретения стремени и усовершенствовании седла, они стали воевать верхом на коне, используя в качестве оружия тяжелое копье. Тогда всадником или верховых воинов стали именовать рыцарями.

Рыцаря сложно представить без его верного коня. На нем он не только воевал, но и охотился, участвовал в турнирах. Такие кони стоили немалых денег: для военного дела отбирали животные только специальные породы с крепким сложением и выносливостью. Данные качества закреплялись постоянными тренировками.

Как правило, рыцари были состоятельными людьми и жили в замках со рвами и обнесенными толстыми стенами. Те, кто был беднее, обитали в каменных домах со рвами, заполненными водой.

Как можно было стать рыцарем?

Сословие рыцарей сформировалось из детей знати: в возрасте 7 лет сыновей готовили к службе пажа. Мальчиков обучали плаванию, верховой езде, кулачному бою и привычке носить тяжелые боевые доспехи. Когда им исполнялось 12-14 лет, то они становились оруженосцами и покидали семью, что служить и жить в замке рыцаря. Здесь он учился обращаться с мечом и копьем. В 21 год молодых людей торжественно принимали в рыцари.

Достоинства рыцаря

Ценность рыцаря – это его достоинство и честь. Поэтому он соблюдал определенные правила. Также рыцарь обязан быть щедрым. Они владели богатствами, которые получали с поборов крестьян, военных походов и грабежей соседних феодальных земель. Поэтому они раздавали свои богатства нуждающимся, «спонсировали» талантливых и изобретательных личностей. Расточительность для рыцаря того времени было привычным и престижным явлением. Считалось, что таким образом он искореняет в себе греховные пороки скупости, жадности, корысти и гордыни.

Также рыцари были проповедниками морали и христианской религии среди мусульман. Свою воинскую доблесть они демонстрировали не только во время походов, но и на рыцарских турнирах. На них он мог проявить еще одно свое достоинство – великодушие, пощадив побежденного соперника.

Как вооружались рыцари?

Вооружение рыцарей становили доспехи и различное оружие. Облачение весило до 25 кг, поэтому у господина всегда был свой оруженосец, который помогал одеваться, раздеваться и подавал оружие. Часто боевые кони также были облачены в тяжелые панцири.

Под доспехами рыцарь носил кольчугу, состоящую из 1000 колец. На нее крепились металлические штаны, перчатки, подбородник, нагрудник и детали, защищавшие лицо. Образ воина завершал шлем и обув со шпорами.

  • Рыцари были маленькими людьми – их рост не превышал 160 см.
  • Под шлемом рыцаря, в складках его одежды копошились блохи и вши. Они мылись не больше 3 раз в год.
  • Одевание и снятие доспехов занимало ни много, ни мало – 3 часа. Поэтому в военных походах они часто справляли нужду под себя.
  • Долгое время рыцари считались самыми сильными воинами на поле. Победит их не мог никто. Секрет крылся в эффективном метательном средстве, моментально поражавшее сердце врага – арбалете.
  • В 1560 году рыцарство перестало существовать как сословие населения.
  • В качестве оружия были копье и меч. Кроме того, рыцари владели луком.

Надеемся, что сообщение о рыцарях помогло Вам узнать много полезной информации. А дополнить рассказ о рыцарях Вы можете через форму комментариев ниже.

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".


История создания рыцарства до сего времени достаточно не изучена и не имеет единого согласованного мнения историков. Она интерпретируется в широком диапазоне и различно относит время организации рыцарства от седьмого до десятого века. Общее признание это воинское сословие получило по факту своего существования, когда исследователями допускается семантика от немецкого слова "риттер" - конник. Одни исследователи видят в рыцарях всех светских феодалов раннего Средневековья, другие только их часть - мелких феодалов, подразумевая при этом военных слуг (всадников), являвшихся вассалами знати. Считая также, что по мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между рыцарями и знатью постепенно стиралась, уравнивая их в правах.


Данные примеры, представленные по уже свершившемуся факту существования рыцарства, не учитывают степени логической целесообразности каких-либо действий исторических персонажей, выходящих на сцену театра истории. А логика такова, что рыцарская экипировка - это очень дорогое удовольствие, которое позволить себе мог не каждый дворянин, о чем говорит и традиция передачи шлема и лат побежденного рыцаря победителю. Известно о том, что в эпоху раннего Средневековья межгосударственные взаимоотношения часто имели военный характер, когда разные короли и государи, являясь предводителями военных отрядов, должны были владеть оружием и постоянно совершенствовать свое военное мастерство. Поэтому можно предположить, что рыцарская броня - это боевая форма в первую очередь короля для защиты его от оружия неприятеля.


По традиции члены королевской семьи могут скрестить оружие только с равным себе по положению, и рыцарство оказалось тем самым окружением, с которым король мог, не роняя своего достоинства, участвовать в турнирах на ристалищах, проводя военные игры и состязания. Так из истории мы знаем, что на подобном турнире обломком копья был смертельно ранен французский король Генрих II, побежденный в рыцарском поединке графом Монтгомери. Графом, который в романтической интерпретации Александра Дюма оказался сыном графа Монтгомери, просидевшего половину жизни и умершего в тюрьме за то, что обнажил оружие против Генриха II, бывшего в то время принцем, вызывая его на дуэль как соперника в отношениях с женщиной. А в повседневной жизни этого делать нельзя - с представителями королевского дома можно сразиться только на ристалище в равном поединке, имея достоинство на социальной лестнице не ниже графского титула.


Так, получив соответствующее своему статусу образование, рыцарь мог занять надлежащее место во властной иерархии, от барона до короля. Эту иерархию можно представить, опускаясь сверху вниз, как: "Король и - его бароны (герцоги, графы)". По истечении времени и с началом формирования рыцарских орденов роль барона в рыцарской иерархии понизилась: Король - Руководитель ордена. Герцог - Руководитель отряда (Руководитель ордена). Граф - Рыцарь (руководитель отряда). Барон - Рыцарь (руководитель отряда). Рыцарь, состоящий на службе у барона.


Изначальное название рыцаря - конник происходит от необходимого для вооруженного в тяжелые доспехи человека средства передвижения, каковым и является лошадь. Таким образом, рыцарство стало привилегированным ударным войсковым подразделением тяжелой конницы, способной прорывать ряды вооруженного копьями противника, оставаясь при этом практически неуязвимой для пехоты. Основная тема рыцарства - это тема служения и аскезы, которые часто сопровождаются мистическим культом возлюбленной - Дамы, чьи цвета рыцарь носил на своих доспехах и служил гарантом защиты чести этой Дамы в случаях так называемого "Божьего суда", когда конфликт решался в смертельном поединке между представителями обвиняющей и защищающейся стороны. Отменить такой суд не вправе был даже король.


Посвящение в рыцари проводилось в торжественной обстановке, когда посвящать в рыцари мог только король, впоследствии это стал делать Великий магистр рыцарского ордена. Обучение рыцаря происходило в служении в качестве пажа знатной дамы, а затем оруженосца у кого-либо из рыцарей, который затем и представлял своего оруженосца королю для посвящения в рыцари. Таким образом, каждый рыцарь имел свою историю и принадлежность к какому-либо землевладению или военному рыцарскому ордену, отмеченным соответствующими геральдическими символами, которые рыцарь по обыкновению носил на своем щите. Первый же военно- монашеский орден возник в XI веке в Палестине, когда семь рыцарей создали орден Храма для защиты паломников.


Затем создаются и другие рыцарские монашеские ордена, в которые имели возможность вступать дети дворян, не имеющие права наследия титула - Мальтийский, Ливонский, Тевтонский. В роли игумена выступал магистр или гроссмейстер - руководитель ордена. Поэтому увидеть в числе рыцарей женщину (пусть это будет даже сама королева) никто бы не смог даже в самом кошмарном сне, ибо это было физически неосуществимо. В процессе исторического периода времени первоначальное значение рыцарства было утрачено и извращено до тех позиций, когда рыцари стали воспроизводить сами себя посредством удара по физиономии и некоторого устного напутствия. С изобретением огнестрельного оружия рыцарство перестало быть основной войсковой ударной силой. А после того, как рыцарями (мастерами) стали именовать и женщин, институт рыцарства вообще утратил какой-либо смысл. Массонство, считающее себя наследниками рыцарских традиций, вложило в геральдическую символику иной эзотерический смысл, когда в иносказательном выражении звание рыцарь звучит как - мастер. Логос, управляющий своим конем - материей. Здесь истинное понятие смыслового звучания слова рыцарь для большинства людей без специального образования недоступно.

Рыцарь без страха и упрека



Самым знаменитым рыцарем был Баярд Пьер дю Терайль. Его называли "рыцарем без страха и упрека", имя его стало нарицательным, синонимом чести, бескорыстия и воинской доблести. Баярд родился недалеко от Гренобля в родовом замке в 1476 году. Династия Терайлей славилась рыцарскими подвигами, многие предки Баярда закончили свою жизнь на полях сражений. Воспитывал его дед, который был епископом и дал мальчику хорошее образование и воспитание. Одним из главных элементов воспитания в школе в те времена была физическая подготовка. От рождения Баярд не отличался хорошим здоровьем и физической силой, поэтому отдавал много времени гимнастике и различным упражнениям. С детства он мечтал посвятить свою жизнь служению Франции в качестве воина. С ранних лет Баярд привыкал носить тяжелое вооружение, вскакивать на коня без стремени, преодолевать глубокие рвы и взбираться на высокие стены, стрелять из лука и сражаться мечом. Всю жизнь он помнил советы родителей: надеяться на Бога, говорить всегда правду, уважать равных себе, защищать вдов и сирот.


По традиции службу Баярд начал пажом графа Филиппа де Бож. Став рыцарем, он участвовал во многих турнирах. Поединок Баярда с испанским рыцарем Иниго описан в романе Д"Адзельо "Этторе Фьерамоска, или Турнир в Барлетте": "Баярд... первый выехал на арену на прекрасном нормандском гнедом жеребце; три ноги у жеребца были белые, грива черная. По обычаю того времени, он был накрыт огромной попоной, покрывавшей его тело от ушей до хвоста; попона светло-зеленого цвета с красными полосами, и на ней был вышит герб рыцаря; заканчивалась она бахромой, доходившей коню до колен. На голове и на крупе жеребца развевались султаны из перьев тех же цветов, и те же цвета повторялись на копейном значке и на перьях шлема... Баярд сдержал коня против доньи Эльвиры и в знак приветствия склонил перед нею свое копье, а затем трижды ударил им в щит Иниго... Это означало, что он вызывает Иниго на три удара копья... Проделав все это, Баярд отъехал ко входу в амфитеатр. В ту же минуту Иниго оказался на своем месте, напротив него; оба держали копье у ноги острием вверх...


Когда труба прозвучала в третий раз, показалось, что один и тот же порыв одушевил бойцов и их коней. Склониться над копьем, дать шпоры коню, ринуться вперед с быстротой стрелы было делом одной минуты, и оба всадника выполнили его с равной быстротой и стремительностью. Иниго нацелился на шлем своего противника; то был верный, хотя и нелегкий удар; однако, когда они поравнялись, Иниго подумал, что в присутствии такого высокого собрания лучше действовать без риска, и удовольствовался тем, что переломил копье о щит Баярда. Но французский рыцарь... нацелился в забрало Иниго и попал так точно, что, даже если бы они оба стояли неподвижно, он не мог бы ударить лучше. Из шлема Иниго посыпались искры, древко копья переломилось почти у самого основания, и испанец так наклонился на левый бок - ибо он к тому же потерял левое стремя,- что чуть не упал. Таким образом, честь этой первой схватки досталась Баярду. Оба рыцаря продолжали скакать по арене, чтобы выйти навстречу друг другу каждый с другой стороны; и Иниго, с гневом отбросивший обломок своего копья, на скаку выхватил из бочки другое. Во второй схватке удары противников оказались равны... При третьей схватке... Иниго сломал копье о забрало своего противника, а тот едва коснулся своим копьем его щеки. Снова зазвучали трубы и крики "ура!". Герольды объявили, что оба рыцаря отличаются одинаковой доблестью, и они вместе отправились к ложе доньи Эльвиры... Девушка встретила их со словами похвалы".


С конца XV столетия начинается эпоха заката тяжеловооруженных конных рыцарей. Нет, они по-прежнему участвуют в войнах, считаются силой, но новые виды вооружения приводят к появлению боеспособной пехоты и рыцарская конница начинает сдавать свои позиции одну за другой. Феодальное ополчение в значительной степени уступает свое место наемным войскам, а место тяжелой конницы занимает легкая. В XVI столетии французская армия уже состояла из постоянного войска и части наемников, рыцарское ополчение набиралось только на случай войны. Именно тогда Франция вела войны с Италией, и Баярд до самой смерти "не сходил с коня".


Он отправился с королем в поход на Неаполь. В частых, почти ежедневных сражениях, он проявлял чудеса героизма и всегда отличался высокой честностью. В одном из боев ему удалось взять в плен испанского генерала Алонзо де Майора. За его освобождение по обычаям того времени полагалось получить выкуп, но так как испанец дал честное слово, что не уйдет, пока не пришлют денег, то Баярд приказал освободить генерала от надзора. Но испанец ушел, а вскоре снова попал в плен, и, заплатив выкуп, стал рассказывать, что Баярд обошелся с ним очень строго и всячески клеветал на рыцаря. Тогда Баярд вызвал его на поединок, в котором испанский генерал был убит. Но это был редкий случай, когда поединок Баярд оканчивал смертью противника - его щедрость и великодушие были удивительными. Это знали и его противники. Однажды, преследуя разбитого врага, Баярд ворвался в Милан, где был взят в плен. Узнав, кто попал в плен, его сразу освободили без выкупа в знак уважения к его военным заслугам.


Не всегда удача была на стороне французской армии. В Италии французам не повезло, и они отступили. Французы расположились на отдых на берегу речки Гарильяно, через которую был перекинут деревянный мост. Испанцы решили наказать французов за такую беспечность. Отряд в двести кавалеристов бросился к мосту, чтобы атаковать французов. Первым их заметил Баярд и бросился навстречу противнику. Испанцы шли по трое. Баярд защищал мост в одиночку до тех пор, пока не подоспела помощь. Испанцы никак не могли поверить, что им противостоял всего один человек, а король Франции дал в награду храброму рыцарю надпись на герб: "Один имеет силу целого войска". Баярд участвовал еще во многих сражениях. В 1512 году он получил тяжелое ранение, а потом вновь оказался в плену. Его противники император Максимилиан и король Генрих VIII отпустили его без всякого выкупа. Император принял Баярда с уважением, а король предложил ему перейти к нему на службу, что было тогда весьма распространено. Но Баярд ответил, что у него "один Бог на небе и одно отечество на земле: он не может изменить ни тому, ни другому". В 1514 году Баярд сопровождал в военном походе в Италию французского короля Франциска I. Он подготовил смелый переход через Альпы и в бою проявил такое бесстрашие, что сам король, которому исполнился двадцать один год, пожелал быть посвященным в рыцари рукою Баярда. Тот сначала отказывался от такой чести, но король настоял. После посвящения Баярд сказал королю: "Дай Бог, чтобы вы не знали бегства". Вскоре Баярд получил от Франциска I командование ротой телохранителей. Такое отличие предоставлялось только принцам крови.


И снова походы, сражения, победы и поражения. В апреле 1524 года Баярд был отправлен в Италию для завоевания Милана. Поход успеха не имел, французы вынуждены были отступить к Альпийским горам через реку Сезию. Баярд командовал арьергардом. Он отдал приказ удерживать мост через реку, а сам бросился на врага. Пуля пробила ему бок и раздробила поясницу. Понимая, что скоро умрет, Баярд приказал положить себя под дерево лицом к противнику. "Я всегда смотрел им в лицо и, умирая, не хочу показывать спину", - сказал он. Он отдал еще несколько приказаний, исповедовался и приложил к губам крест, который был у него на рукоятке меча. В таком положении и нашли его испанцы. К умирающему Баярду подошел Карл де Бурбон, перешедший на сторону испанцев и выразил свое сожаление о случившемся. Превозмогая боль, Баярд отвечал ему: "Не обо мне должны вы сожалеть, но о себе самом, поднявшем оружие против короля и отечества". Как жизнь, так и смерть этого славного рыцаря была безупречной.

Мальтийский орден



Одним из самых интересных рыцарских орденов был Мальтийский орден. Этот духовно-рыцарский орден, был основан в Иерусалиме в XI веке. Своим происхождением обязан купцам из Амальфи (городка южнее Неаполя), которые добились от халифа Багдадского разрешения на постройку в Иерусалиме госпиталя для паломников-христиан, посещавших Гроб Господень. Больницей руководили монахи-бенедиктинцы из иерусалимской церкви Санта Мария Латина. Когда Готфрид Бульонский завоевал Иерусалим в ходе 1-го крестового похода (1099), Герард, первый магистр ордена, организовал из этих монахов монашеский орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского. Монахи носили черный плащ с белым восьмиконечным крестом. В 1113 году папа Пасхалий II утвердил орден официально. Через пять лет преемником Герарда стал французский рыцарь Раймон Дюпюи, первый великий магистр ордена, а сам орден превратился в военную организацию - орден рыцарей св. Иоанна Иерусалимского, подчиненный ордену августинцев. Орден к тому времени разросся настолько, что был разделен на 8 "наций" или "языков", с подразделениями в различных странах Европы, и был обязан не только блюсти целомудрие и смирение, но и сражаться за дело христианства до последней капли крови. Вероятно, тот же Дюпюи выделил в ордене три класса: орденских рыцарей знатного происхождения, которые ухаживали за больными и несли воинскую службу; капелланов, отвечавших за религиозную деятельность ордена; и братьев, исполнявших в ордене обязанности прислуги.


Рыцари защищали Иерусалим от неверных, но в 1187 были изгнаны Саладином, султаном Египта и Сирии, и обосновались в Акка (Акко), который удерживали в течение ста лет. Затем рыцарям пришлось перебраться на остров Кипр. В 1310 году, под началом великого магистра Девиларета они захватили остров Родос, изгнав оттуда пиратов. Трижды турки осаждали остров, но рыцари продержались до 1522, когда были атакованы Сулейманом Великолепным и сдались на почетных условиях после героической обороны под руководством Филиппа Вилье де Лиль- Адана. В 153 году император Карл V даровал им в управление остров Мальту, где в 1565 рыцари, под началом магистра Жана де Ла Валета, успешно отразили турок. Город Валетта, построенный на месте разрушенных укреплений, носит имя героя этой борьбы. В течение двух веков Мальтийские рыцари патрулировали Средиземное море, сражаясь с турецкими пиратами, строили новые госпитали и ухаживали за больными. Французская революция нанесла ордену смертельный удар. Декретом 1792 года их собственность во Франции была конфискована, а в 1798 году Наполеон занял Мальту, вынудив рыцарей искать новое прибежище. Большая часть рыцарей подалась в Россию, где император Павел I был избран великим магистром, чтобы воскресить былое величие ордена, но после смерти императора (1801) орден прекратил существование. В 1879 году была предпринята попытка возродить орден, когда Папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, и в течение последующих лет были организованы три "нации" - в Италии, Германии и Испании, но былой славы ордену вернуть не удалось. Великое Британское Приорство Почетного Ордена Госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, этот протестантский орден, основанный в Англии в 1830, сохраняет отдаленные, хотя неофициальные связи с Орденом мальтийских рыцарей. Эта организация известна своими заслугами в области социальной работы и работы в больницах, а также созданием Санитарной ассоциации св. Иоанна во время Первой мировой войны. Католические филиалы ордена просуществовали до 20 в. в ряде европейских и африканских стран, в США и Южной Америке.

Тевтонский орден



Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.). Его полное латинское название - Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum ("Орден дома святой Марии Тевтонской"), немецкое - "Deutscher Order" - "Немецкий орден". Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от Папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь власти тех государей, на территории которых находились их владения. В 1198 году орден был учрежден Папой Иннокентием III, а в 1221 году Папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет и индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров.


Конец XIV - начало XV века были временем расцвета военного могущества Тевтонского ордена, получившего большую помощь от западно-европейских феодалов и Папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединились польские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польшей и Литвой - с другой, вновь вспыхнула война, получившая название Великой. Решающая битва между армией Тевтонского ордена и с польско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы - Танненбергом). Под предводительством великого князя Литовского Витаутаса были разгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансии немецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Ульрих фон Юнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у Папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться от политической самостоятельности.


В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулись интересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков, столицу Польши, в белом плаще "священного воинства", украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство. Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия.


В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называться хохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельность только после окончания Второй мировой войны, ибо братья-рыцари преследовались при нацизме.

Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV-VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов , первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными », и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести

Рыцарские доблести:

  • мужество, отвага (фр. prouesse )
  • верность, преданность (фр. loyauté )
  • великодушие (фр. largesse )
  • благоразумие (фр. le sens )
  • учтивость, куртуазность , хорошие манеры вообще (фр. courtoisie )
  • честь (фр. honneur )
  • вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр. franchise )

Рыцарские заповеди - быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие , защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола », труверы и миннезингеры поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Вооружение, тактика

В XI-XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаной стеганкой. В XIII в ., по мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками - что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников появляются кольчуги.

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive ).

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus ). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.

В связи с военным бытом рыцарей во Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германию и Англию (couflictus gallici ).

Замки

Рыцари в популярной культуре

См. также

Литература

  • История рыцарства. Перевод с французского / Руа Ж.Ж.; Под. ред.: Федорова Н.М. – С.-Пб.: И.И. Иванов, 1898. – 250 c. – репринтная копия.
  • Gautier. La Chevalerie. - P. , 1884.
  • Schreckenstein R. von Die Ritterwürde und der Ritterstand. - Freiburg im Br., 1886.
  • Schulz A. Das höfische Leben zur Zeit der Minnesinger. - 1879-1880 (2. Aufl. - 1889.).
  • Köhler Die Entwickelung des Kriegswesens und der Kriegführung in der Ritterzeit.
  • Henne am Rhyn. Geschichte des Rittertums. - Leipzig.
  • Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М .: Прогресс, 1987. - 380 с.
  • Руа Ж. Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. - М .: Эксмо, 2007. - 448 с. - ISBN 978-5-699-20223-2
  • Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века = Chevaliers et chevalierie au moyen age. - М .: Молодая гвардия, 2006. - 400 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества). - ISBN 5-235-02895-3
  • Хёйзинга Й. Рыцарские ордена и рыцарские обеты // Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М ., 1988. - С. 90-101.

Примечания

Ссылки

  • Гуреев М. В. Библиография по изучению рыцарской культуры и других социальных аспектов Средневековья (Электронный ресурс) // Портал национальной прозы РФ
  • Сайт о рыцарях и средневековье - статьи и картины
  • О рыцарстве - Интересные статьи о рыцарях