Что такое мужество. Кто мужественный человек

См. смелый … Словарь синонимов

МУЖЕСТВЕННЫЙ, мужественная, мужественное; мужествен, мужественна, мужественно (книжн.). 1. Стойкий, энергичный, храбрый. Мужественный характер. Мужественное поведение. Мужественная женщина. Мужественный человек. 2. Выражающий мужество, силу.… … Толковый словарь Ушакова

МУЖЕСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Обладающий мужеством, выражающий мужество. М. характер. М. вид. | сущ. мужественность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мужественный - мужественный, кратк. ф. мужествен и мужественен, мужественна, мужественно, мужественны … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

мужественный - очень мужественный … Словарь русской идиоматики

мужественный - храбрый, смелый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый Стр. 1263 Стр. 1264 Стр. 1265 Стр. 1266 Стр. 1267 Стр. 1268 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Прил. 1. Отличающийся мужеством; стойкий, энергичный, храбрый. 2. Выражающий мужество, силу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Мужественный, мужественная, мужественное, мужественные, мужественного, мужественной, мужественного, мужественных, мужественному, мужественной, мужественному, мужественным, мужественный, мужественную, мужественное, мужественные, мужественного,… … Формы слов

Женственный трусливый трусливый женственный малодушный трусливый … Словарь антонимов

Книги

  • Мужественный всадник , Иван Цюпа. Роман "Мужественный всадник" посвящен героической жизни и творческой деятельности Николая Островского. Он также построен на строго документальной основе, удачно сочетающейся с художественным…
  • Ирландский воин , Крис Кеннеди. Мужественный ирландский воин Финниан О"Мэлглин помог прелестной Сенне де Валери бежать из замка жестокого лорда Рэрдова. Теперь им остается рассчитывать лишь другна друга - помощи ждать…

Уважаемые Коллеги! Уважаемые Люди!

Несмотря на дела, отвлекитесь на несколько минут. Прочитайте статью, которую подготовило Московское общество испытателей природы , о члене МОИП, о Дмитрии Павленко. Этот парень в результате трагедии лишился рук и ног, но, благодаря мужеству, преодолел недуг, стал жить полной жизнью. Дмитрий, несмотря на отсутствие рук и ног, закончил вуз, научился водить машину, работать на компьютере, вышивать иконы. Для этого он разработал свою технику, при которой держал иглу зубами. Он создал семью, воспитывает двоих детей, участвует в соревнованиях инвалидов, организовал общественную организацию – «Реабилитационный центр», который помогает другим, таким же как и он.

Дмитрий не имеет рук и ног, но в отличие от многих из нас, имеющих все это, не «рыдает», не жалуется на свою несчастную судьбу. Жизнь этого парня – пример для многих людей, особенно тех, кто употребляет алкоголь, наркотики и …, просто, ничего не делает в этой жизни, прожигает то, что дано природой, родителями, а может быть… и Богом.

Думаю, у каждого из нас имеются друзья, знакомые и просто люди, которым полезно прочитать повествование борьбы за жизнь.

С уважением,
А.П.Садчиков, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова,
вице-президент МОИП (http://www.moip.msu.ru)

Люди старшего поколения хорошо помнят, у каждого молодого человека того времени имелась настольная книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она была и у меня. Прошло много лет, но я помню эту книгу, помню, как она выглядела, помню ее содержание. Хотя это звучит несколько пафосно, но она была путеводной звездой для молодых людей моего поколения, в том числе и для меня. Не надо современным «идеологам» придираться к мои словам. У каждого времени, у каждой эпохи свои ориентиры, свои примеры для подражания. Они помогали молодым людям находить свой жизненный путь.

Я вкратце расскажу об этой повести, т.к. уверен, многие современные молодые люди даже не догадываются о ее существовании. Ведь их воспитывают на других примерах, у них другие кумиры.

Отечественная война. Воздушный бой. Самолет подбит, упал в лесу за линией фронта. Летчик Алексей Мересьев тяжело ранен, у него перебиты ноги. Мужественный человек ползет к линии фронта. 18 суток – без воды и еды, на морозе и холоде. Отморожение ног. Партизаны. Госпиталь. Ампутация ног. Жизнь потеряла смысл. Стали приходить мысли ухода из жизни. Встреча с замечательным человеком. Он возродил в летчике желание к жизни, уверенности, что сможет вернуться в строй. Статья о русском летчике Первой мировой войны, который, потеряв ступни, продолжал летать. Мересьев стал тренироваться на протезах – бегал, прыгал, танцевал. Страшные боли. Медицинская комиссия. Мересьев настоял, чтобы его направили в учебный полк. Мужество летчика позволило продолжать летать, воевать, бить врага.

У литературного героя Алексея Мересьева был прототип летчик Алексей Петрович Маресьев. Из-за тяжелого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги . Однако, несмотря на инвалидность, летчик вернулся в небо, летал с протезами . Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолетов: четыре до ранения и семь – после ранения. За мужество и храбрость ему присвоено звание Героя Советского Союза.

А.П.Маресьев был уважаемым человеком, прожил долгую и достойную жизнь, не дожив всего двух дней до своего 85-летия. Он своим примером воспитывал молодое поколение.

Книга «Повесть о настоящем человеке» помогала многим людям найти себя в трудных ситуациях. Я могу сказать это и о себе. Были времена, когда мне было трудно, я брал книгу и держал ее в руках. Читать не было смысла, т.к. хорошо помнил ее содержание. Если человек без ног, мог летать, мог жить, быть полезным обществу, почему я не могу решить самостоятельно свои мелкие проблемы.

Значительно позже мне в руки попала книга Дейла Карнеги, где автор рекомендует людям, потерявшим уверенность в себе прочитать последнюю страницу воскресной газеты, где печатаются некрологи. Советует обменяться с теми, кто умер, своими проблемами. Умершие, по его мнению, с удовольствием взяли бы все проблемы разочаровавшегося человека, в обмен на дальнейшую жизнь.

А теперь рассказ о другом, уже современном, мужественном и сильном человеке. Его история, наверное, более драматична, чем у известного летчика. У того были руки, ноги, он, хотя и на протезах, все же мог ходить. А у нашего героя ни того, ни другого нет.

Этого человека зовут Дмитрий Павленко. Будучи в армии, на срочной службе, случилась трагедия. В результате взрыва боевой гранаты 18-летний парень остался без рук и ног. Представьте, молодой человек, у которого только-только начиналась жизнь, стал полным инвалидом, обузой для всех, и, прежде всего, для самого себя.

Жизнь закончилась! Это для многих, не дай бог, окажись в такой ситуации. Но только не для этого парня. Несмотря на перенесенную тяжелейшую травму, он стал жить полной жизнью. Это прекрасный пример борьбы за жизнь. Ведь в его ситуации каждый день жизни – это борьба за саму жизнь.

Я пишу это для молодых людей и всех тех, кто бесцельно прожигает то, что дано богом, природой, родителями. Они прожигают здоровье, свою жизнь, которая очень коротка, несмотря на кажущиеся длинные годы. Многие не знают, куда себя деть. Отсюда алкоголь, наркотики, суицид и пр. Они растрачивают свою бессмысленную жизнь в барах, ночных клубах и просто… ни чего не делая. Все это является трагедией для родных и близких, для общества, и в первую очередь для самого человека. В конечном счете, такие люди становится никому не нужными в дальнейшей жизни.

Думаю, Дмитрий готов взять на себя все проблемы человечества, всего только за одно, чтобы просто поиграть в футбол, пройтись с девушкой под руку по улице, взять в руки молоток и забить гвоздь. Всего-то, за проблемы всех людей!

Дмитрий, несмотря на отсутствие рук и ног, поступил учиться, закончил вуз, освоил такие навыки, которые, казалось бы, не совместимы с его физическими возможностями – он научился водить машину, работать на компьютере, вышивать иконы. Для этого он разработал собственную технику, при которой держал иглу зубами. Именно вышивание зубами явилось тем занятием, которым он доказывал всем и самому себе что-то очень важное.

Дмитрий закончил высшее учебное заведение – Московский институт экономики, политики и права, факультет психологии. Тема его дипломной работы «Особенности психологической реабилитации инвалидов-колясочников », тематика, которая намного актуальнее, чем многие кандидатские и докторские диссертации. Он в ней пишет о жизни, о выживании на своем собственном примере. Как выжить, не имея ни рук, ни ног. Не эта ли дипломная работа является продолжением всем известной «Повести о настоящем человеке»? Он написал дипломную работу, не догадываясь о том, что она является повествованием о выживании человека в самых экстремальных условиях. Притом, она полезна не только для инвалидов, но и для здоровых людей, которые по каким-то причинам отчаялись в жизни или не нашли себя в ней.

Дмитрий организовал «Реабилитационный центр Дмитрия Павленко » в Свердловской области. Пройдя нелегкий путь, он выбрал свой, не менее сложный – помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Девизом Центра Павленко является «Все зависит от тебя ».

Деятельность «Реабилитационного Центра Дмитрия Павленко» направлена на оказание реабилитационной помощи людям, пострадавшим в результате чрезвычайных событий – ветеранам войн, членам семей погибших при выполнении воинского долга, заложникам, жертвам терроризма, техногенных, стихийных катастроф, инвалидам, в том числе детям-инвалидам, другим гражданам, пострадавшим в результате перенесенных травм. Человеку, прежде всего, нужен убедительный пример поведения другого в подобной ситуации. Присутствие в названии организации имени собственного – это знак личной, персональной ответственности за работу, осуществляемую Центром, за ее качество и уровень. Дмитрий поддерживает функционирование своей страницы на сайте «МИР Человека», ведет переписку с читателями (http://www.mircheloveka.ru/node/5). Он своим личным примером показывает, как можно выйти из психологического тупика.

В «Повести о настоящем человеке» был человек – комиссар, который помог отчаявшемуся летчику. У Дмитрия тоже был (и есть) такой человек. Это Валерий Михайлович Михайловский – врач-реабилитолог. Теперь он является не столько врачом Дмитрия, сколько наставником и старшим товарищем. Познакомила их замечательная женщина-педагог Людмила Алексеевна Корчагова, которая по собственной инициативе посещала госпитали, где проходили лечение раненые в Чечне военнослужащие.

Большую моральную поддержку Дмитрию оказывает его семья – родители и жена Ольга, которая является дипломированным специалистом по социальной работе. Проблему реабилитации знает не теоретически, она живет этим. У Дмитрия и Ольги шесть лет назад родилась дочь. А теперь семья еще расширилась – появился маленький сын. О детях Дмитрий и Ольга заботятся с большой родительской нежностью и любовью. Думаю, такой дружной семье никакие невзгоды не страшны.

Учредителем «Реабилитационного центра Дмитрия Павленко» является автономная некоммерческая организация «Межотраслевой Институт Реабилитации Человека имени профессора М.С.Михайловского» (МИР Человека), которую возглавляет В.М.Михайловский. «МИР Человека» учредил и помог организовать несколько авторских реабилитационных центров – в Москве, Московской области, Красноярском крае, Свердловской области (http://www.mircheloveka.ru/). Все созданные центры «МИР Человека» объединяет общая стратегия реабилитации, разработанная Михаилом Семеновичем Михайловским, который сам в 18 лет на фронте 1941 года потерял обе ноги, но, несмотря на это стал врачом, профессором, президентом федерации инвалидного спорта. В его представлении реабилитация – это процесс воспитания творческой общественно-полезной личности. Данная стратегия реабилитации и объединяет созданные в нескольких регионах РФ центры «МИР Человека» для оказания помощи людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Сын М.С.Михайловского, Валерий Михайлович развил идеи отца, сделал реабилитацию главным делом своей жизни.

Человеку, получившему физическую и психологическую травму, очень трудно справиться с ней самостоятельно. Ему нужна помощь врача-реабилитолога. Главная задача реабилитолога – помочь этому человеку пережить травму, научить жить по-новому. Врач-реабилитолог должен возродить человека к жизни, сделать так, чтобы человек сам захотел изменить свою судьбу.

Валерий Михайлович не просто декларировал идеи реабилитации. В 1990 году в Зеленограде он организовал негосударственный Центр для инвалидов и ветеранов войн под названием «Школа реабилитации», который оказывал бесплатную помощь людям в течение семи лет. В 1998 году этот Центр был реорганизован в государственное учреждение «Реабилитационный центр по социальной адаптации инвалидов и участников военных действий» Департамента социальной защиты населения города Москвы. Учитывая, что рамки государственного учреждения сковывали директорскую инициативу, В.М.Михайловский в 2004 году организовал «МИР Человека», объединив людей в добровольное общественное движение, направленное на поддержку ветеранов войн, инвалидов, членов семей погибших военнослужащих, развитие реабилитологии, создание в России эффективной службы реабилитации.

Дмитрий Павленко проводит ежегодный марафон инвалидов-колясочников, сам участвует в этих соревнованиях. Он принял участие в Нью-Йорском марафоне (фото), в пробеге на Бородинском поле, в марафонах в Свердловской области и других регионах страны. Марафоны позволяют привлечь внимание общественности к проблемам инвалидов, а также раскрыть их потенциал, продемонстрировать силу духа и стремление быть полезным обществу. Дмитрий со своими товарищами личным примером убеждают людей, имеющих те или иные ограничения здоровья, что залог успеха заключается именно в самом себе. Реабилитация заключается в первую очередь в личном стремлении изменить ситуацию, в готовности работать над собой, трудиться, преодолевать себя и свои невзгоды.

Дмитрий постоянно принимает участие в работе Научно-практической конференции «Проблемы современной реабилитологии», которая проводится ежегодно 14 мая в Реабилитационном центре в Зеленограде. Там он рассказывает о своих успехах и достижениях. В 2013 г. – это была уже 12-я по счету такая конференция. Работа этой конференции неразрывно связана с именем профессора Михаила Семеновича Михайловского, который, собственно, и является основным ее идейным вдохновителем.

Конференциям предшествует божественная литургия в Спасо-Бородинском женском монастыре, где находится усыпальница Святой Марии Бородинской. Именно на Бородинском поле, благодаря подвижнической деятельности игуменьи Марии (в миру, Маргарита Михайловна Тучкова) начал разворачиваться процесс реабилитации людей, потерявших своих близких в войне 1812 года. В то время не было представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве, о реабилитационных центрах. Но люди после войны 1812 года страдали не меньше, чем современные ветераны и члены семей погибших. Маргарита Михайловна помогала всем, кто к ней обращался за помощью, и словом Божьим, и молитвой, и человеческим участием, и словом добрым. При монастыре она создала богадельню, где оказывала помощь инвалидам – участникам Бородинского сражения.

В.М.Михайловский считает, что «опыт подвижнической деятельности игуменьи Марии является важнейшим источником развития отечественной реабилитологии, представляет научный и практический интерес для современной реабилитации ветеранов войн и членов их семей». Поэтому все свои мероприятия (конференции, марафоны и иные благие дела) они начинают после божественной литургии у гроба игуменьи Марии (см. фото).

В 2012 г. Президиум Московского общества испытателей природы учредил в своем составе секцию «Реабилитологии». Эта секция организована по инициативе коллективного члена МОИП – Реабилитационного центра «МИР Человека» имени профессора М.С.Михайловского и сотрудников ГБУ г.Москвы «Реабилитационный центр социальной адаптации инвалидов и участников военных действий».

Московское общество испытателей природы гордится, что такие мужественные и сильные люди являются его членами.

Деятельность МОИП, организованного в 1805 году, удивительным образом переплетается с историческими военными событиями 1812 года, Бородинским сражением. Многие члены МОИП, его президенты принимали участие в военных событиях того времени. Очень символично, что секция «Реабилитологии» появилась в преддверии двухсотлетия празднования победы Отечественной войны. Люди, составляющие коллектив секции, на протяжении многих лет стремятся создать эффективную модель службы реабилитации ветеранов войн и инвалидов. Значительная часть этой работы проводится на Бородинском поле, где силами добровольцев, в том числе инвалидов и ветеранов войн создан Реабилитационный центр МИР Человека «Дом защитников Отечества» на Бородинском поле.

В поиске новых форм и эффективных методов реабилитации В.М.Михайловский пришел к интересной массовой работе, сочетающей возможности спорта и групповой реабилитационной поддержки, которую назвали «Реабилитационный марш-пробег». Впервые Реабилитационный марш-пробег был осуществлен в Бородино 14 августа 2010 года по маршруту Спасо-Бородинский монастырь – Реабилитационный центр «Дом защитников Отечества» на Бородинском поле. Протяженность маршрута 5,5 км. В первом реабилитационном марш-пробеге приняли участие 157 человек, во втором – 254 человек, в третьем (2012 г.) – около 400 человек (и это несмотря на проливной дождь). См. фото.

Всех, кто заинтересован в развитии в России службы реабилитации ветеранов войн и инвалидов, МИР Человека и «Реабилитационный Центр Дмитрия Павленко» приглашают к сотрудничеству.

Я со своей стороны обращаюсь к журналистам и писателям с просьбой написать рассказ (повесть) о Дмитрии Сергеевиче Павленко, которая бы стала жизненным ориентиром для современных молодых людей.

Анатолий Садчиков,
профессор МГУ имени М.В.Ломоносова,
вице-президент Московского общества испытателей природы

Сочинение “Что такое мужество?” - это работа, которую задают преимущественно ученикам старших классов. У детей 16-17 лет уже сформировалось осознание, понимание многих вещей, они способны к более глубоким рассуждениям, чем учащиеся средних и начальных классов. Так что для них это задание особых трудностей представлять не должно. Однако для многих написание эссе или сочинения - настоящая проблема. Не все знают, как лучше начать сочинение “Что такое мужество?”, как именно развить мысль, оформить заключение. Что же, стоит об этом рассказать.

Вступление

Сочинение на тему “Что такое мужество?” можно начать по-разному. Кто-то во вступлении обозначает тему и ставит вопрос перед читателем, на который потом дает ответ. Кто-то начинает с рассуждения, тем самым обращая внимание на текст. Способов имеется масса. Неплохим вступлением могут стать следующие слова: “Порой мы можем услышать, как кто-то призывает другого человека быть более мужественным. Это случается нередко. Многие слова люди понимают такими, какими они являются, то есть по умолчанию. Не все пытаются разглядеть в каком-либо привычном выражении глубокий смысл. Вроде бы, это естественно. С другой стороны, каждый из нас должен знать истинное значение слов, которые он употребляет в речи. У слова “мужество” тоже есть свое глубокое значение. И о нем следует рассказать”.

Такого рода вступление хорошо тем, что в нем сразу прослеживается тема сочинения, а также становится понятно, о чем планируется говорить дальше. Прием размышления является одним из самых популярных в этом плане и, надо сказать, действенным.

Разбор термина

Многие решают подойти к вопросу буквально. То есть не философствовать, а дать изначально точное определение слову. Подобный прием можно встретить и в такой работе, как сочинение “Что такое мужество?” Но дать определение тоже трудно. Можно, конечно, переписать его из словаря, однако надо помнить, что эссе - это художественное произведение по своей сути, предназначенное для легкого, иногда развлекательного чтения. Оно не должно напрягать читателя. Так что и термин должен быть описан не в официальном стиле, а в обычном, разговорном.

Можно написать следующее: “Мужественность - это качество, связанное с мужчинами. И понять данную истину можно лишь взглянув на корень слова. Быть мужественным - это значит вести себя так, как это делают А дальше уже каждый сам для себя дополняет термин. Одни считают, что мужчина должен быть сильным, уверенным в себе, целеустремленным. Другие - что у него должны быть определенные манеры, высокие нравы, порядочность. Третьи же поддерживают и то, и другое мнение”. Такого рода описание термина вполне подходит для Оно предельно понятное, краткое и, что самое главное, дано без лишних сложных слов.

Аргументированное рассуждение

Сочинение “Что такое мужество?” должно быть не только интересным, но еще и обоснованным. Всем известно, что в эссе нередко встречаются элементы рассуждения. Собственно говоря, это основа любого текста. Но здесь важно, чтобы рассуждение основывалось на чем-то. Факты, аргументы, примеры из жизни - всё это подходит. Главное, чтобы у автора получилось убедить своего читателя в том, что его мнение - верное.

В пример можно привести такой вариант: “Мужественность может иметь несколько проявлений. Во-первых, это отсутствие трусости. Но речь идет не о жертвенности и о бескрайнем бесстрашии. Мужественный человек идет на смелые поступки только тогда, когда всё обдумано, и любые риски, а также их вероятность, предварительно известны, как и способы справиться с ними”. На этом небольшом примере можно видеть, что здесь есть как утверждение, так и рассуждение, основанное на мыслях и убеждениях. Такой прием вполне подходит для эссе “Мужество и героизм”.

Сочинение и его главная мысль

То, о чем следует писать, это уже дело каждого автора. Одни решают заняться работой над эссе под названием “Мужество на войне”. Сочинение такого рода написать нелегко. Тема волнительная. Но, тем не менее, “Мужество на войне” - сочинение, которое может получиться очень красочным, впечатляющим и ярким, поскольку в основу положены события, происходившие совсем недавно, и у многих в семье есть свой Герой, способный рассказать о тех страхах, с которыми приходилось сталкиваться мужественным бойцам.

Другие же решают посвятить сочинение на тему “Мужество” девушкам и разрушению стереотипов. Потому что в нашем обществе, которое стало уже намного современнее, всё-таки остались предрассудки, касающиеся того, что женщины - это слабый пол. Но мы реально можем видеть на примерах, что это не так. в одиночку воспитавшие пятерых прекрасных детей, железные бизнес-леди, которые самостоятельно добились многомиллионного состояния, бесстрашные спасительницы - разве этих девушек можно назвать слабыми? В общем, тема мужества может разветвляться в самых разных направлениях. И здесь каждый уже сам выбирает, что его волнует, о чем следует рассказать.

Мнение автора

Структура

Ученики, уже не раз писавшие эссе, знают, какая у него структура. На самом деле тут нет ничего сложного. “Истинное мужество немногоречиво” - сочинение, которое имеет три основные части. Это вступление, основная мысль и заключение. Начало обозначает тему и подводит к ней читателя. В содержании она наиболее полно раскрывается и подкрепляется интересными сведениями, фактами, примерами и мыслями. А заключение будто бы подводит черту и ставит точку в истории. Нет ничего сложного - по такому принципу выстраиваются любые художественные тексты, будь то эссе, статья или книга. В том числе и сочинение на тему "Мужество".

Заключение

Перед многими школьникам стоит вопрос о том, каким должно быть завершение эссе. Сочинение “Мужество и стойкость” допустимо закончить по-разному. Точно так же, как и в случае со вступлением. Но наиболее популярным способом считается цитатное завершение. Это пара фраз от автора, которые подводят черту всему вышесказанному и иногда выражают его собственное мнение, дополненное красивой цитатой. Афоризм обязательно должен быть по теме. К счастью, цитат на обсуждаемую тему существует масса. Примером логического заключения можно стать что-то подобное: “Смелые и отважные люди всегда были в цене. Ведь, как говорил Аристотель, мужество - это добродетель, в силу которой люди, находясь в опасности, совершают прекрасные дела”.


Какого человека можно считать сильным? По моему быть сильным человеком-значит уметь прощать, иметь большую силу воли, уметь принять верное решение в сложной жизненной ситуации. Я считаю, что такие качества присущи не только человеку, но и животному. Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту Л. Н. Андреева.

Во-первых, собаку, по кличке Кусака, можно назвать сильной. Потому что она преодолела свои страхи и смогла, вопреки сомнениям, подойти к человеку. Кусака простила человека за всё то зло которое он ей причинил. Об этом говориться в предложении 19.

Во-вторых, я хочу привести ещё один пример сильного и волевого животного-это собака по кличке Хатико. Некому профессору подарили щенка. Пёс очень полюбил своего хозяина и каждый день провожал его до станции, а вечером встречал. Но в один день профессор умер. Хатико пытались пристроить, но он всё равно возвращался на станцию и продолжал искать в толпе знакомое лицо.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Пёс не мог поступить иначе, я думаю, что для него уйти к другому человеку означало предать своего хозяина, и до последних дней своей жизни он продолжал его ждать.

Таким образом, я поняла, что быть сильным, в нравственном смысле, может быть не только человек, но и животное.

Обновлено: 2017-02-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Мужество – одно из волевых и моральных качеств, включающее в себя самообладание, смелость, терпеливость, стойкость и способность дерзать.

В античные времена мужество считалось одной из четырех основных, фундаментальных добродетелей.

Под этой чертой подразумевался не только бравый характер, но и умение владеть собой в трудных ситуациях.

Виды мужества и их особенности

Мужественный – не значит совершенно бесстрашный: ничего не боится только глупец.

Волевой человек должен быть наделен мудростью, спокойствием духа, рациональной предусмотрительностью и достоинством. Нравственная сила помогает индивиду преодолеть самый жуткий страх и начать действовать вопреки ему.

Формы, в которых проявляется мужество, бывают самыми разными:

1. Готовность противодействовать внешним вражеским силам, желание бороться с противником, невзирая на его численный перевес и силу.

2. Мужественно (то есть – стойко, терпеливо) можно переносить боль, страдания, утрату, нищету, болезнь.

3. Церковь полагает мужество важной составляющей веры.

4. Способность отречься от своих интересов ради блага многих . Человек, ухаживающий за родственником-инвалидом, обладает несомненным мужеством.

5. Определенное мужество требуется детям, чтобы переносить унижения и едкие шутки в школе. Взрослым – чтобы справляться с враждебным настроем окружения.

Мужественный человек не станет разводить панику в опасной и страшной ситуации: вместо криков и заламывания рук, он будет трезво мыслить и действовать.

История мужества: от чести к самопожертвованию

Во все временя мужество как добродетель было тесно связано с классом стражей, воинов и рыцарей. Проводилась явная параллель между этой чертой и понятиями чести, достоинства, крепости духа и нравственной твердости.

Разумеется, героическое качество было присуще лишь сильному полу и неоднократно демонстрировалось (читайте – отстаивалось) на турнирах, соревнованиях и поединках.

Американский оратор и военный Роберт Ингерсолл полагал, что для мужества самым суровым испытанием является поражение.

Если человек после того, как упадет на дно и познает самое сильное унижение, не потеряет своего достоинства – его можно считать по праву мужественным.

Аристотель утверждал, что мужество выражается в готовности рискнуть своей жизнью (и даже добровольно отдать ее) ради совершения добра. При этом герой не должен страшиться смерти и обязан верить в силу добродетели.

Именно с древнегреческого философа пошла ассоциация мужественности с доблестным поведением во время боя и исключительно с сильным полом.

Современные рыцари: мужчины и женщины

Ницше считал, что в новейшее время, когда обществом завладели промышленные ценности, а аристократические порывы ушли на второй план.

Понимание мужества «побледнело», его значимость нивелировалась. Нравственная стойкость стала необязательной для большинства граждан.

Некоторые философы даже стали считать это качество лишним и «вредным для жизни»: ведь страх смерти как нельзя лучше способствует поиску компромиссов с вражескими странами и, в итоге, ведет к перемирию.

Но Ницше до последнего надеялся, что со временем этический смысл мужества возродится.

Сегодня, несмотря на «брутальный» корень слова, мужественной может считаться и дама, и никаких языковых противоречий филологи не отмечают.

Да и незачем: достаточно вспомнить, какой силой характера во времена войны обладали медсестры и сотрудницы госпиталей. С каким самоотверженным старанием они выхаживали раненых и вытаскивали тех из-под обстрела.

Представьте, с какой смелостью жены уезжали вслед за сосланными в Сибирь неугодными государству мужьями. С какой гордостью и честью переносили они невзгоды военного времени, голод и бедноту.

Возможно, для современного мира это и есть демонстрация мужества в его первоначальном, добродетельном смысле?