Что такое окр мир. Урок по окружающему миру на тему "что такое окружающий мир"

Что такое окружающий мир? Посмотри в окно… Что ты сейчас видишь вокруг себя? Что ты видел, когда шел сюда? Что ты видел в местах, где ты отдыхал летом? А зимой? Что ты видел, когда поздно вечером смотрел на небо? Можно сказать, что окружающий мир – это природа, человек, его труд и результат труда, общество в котором он живёт... А зачем его изучать? Разве мы его уже не знаем? Ведь его можно увидеть, услышать, понюхать, потрогать… Но вспомни сказочных героев, которые из-за своего незнания попадали в разные затруднительные ситуации: Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидая, когда они вырастут? Чего не знал волк, когда зимой, по совету лисы, хвостом ловил в проруби рыбу? Чего не знал Колобок, когда поверил льстивым речам лисы? Чего не знали Нуф-Нуф и Ниф-Ниф, когда строили себе дома, и что знал Наф-Наф? Почему Незнайка постоянно попадает впросак? Вот и ты, отвечая на эти вопросы, понял, что уже многое знаешь, но не всё. Окружающий нас мир богат и разнообразен. Он хранит в себе много тайн и загадок. Предлагаю разгадать некоторые из них, изучив разделы: «ПРИРОДА» «ЧЕЛОВЕК» «ОБЩЕСТВО» Занятие 1. ПРИРОДА. ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … ПРИРОДА!!! На этом занятии ты познакомишься с разнообразием природы и её классификацией; рассмотришь взаимосвязи в природе, значение природы для человека и задумаешься над своим отношением к природе. ПРИРОДА – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую по следующим признакам: живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. Задание 1 Подумай, что из изображённого здесь можно отнести к природе, а что создано человеком. Укажи объекты, созданные человеком. Задание 2 Распредели оставшиеся объекты на две группы (проведи линии с помощью карандаша): 1. Живая природа. 2. Неживая природа. Шпаргалка Задание 3 Укажи объекты живой природы. ПРИРОДА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ Задание 4 Зная признаки живой и неживой природы, определи, к какой природе относится человек? (Выдели цветом). ПРИРОДА растения животные ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ грибы бактерии??? Задание 5 Используя карандаш распредели объекты живой природы по царствам. В природе всё взаимосвязано. Тепло и свет от солнца, воздух, вода необходимы для жизни дерева. Благодаря этим условиям дерево живет и растет. А под деревьями растут грибы. Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и гриб получает от дерева питательные вещества. На этом же дереве живет белка, которая питается грибами и орехами. Мы выяснили, что растения служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями. Солнце, воздух, вода – это неживая природа. Дерево, грибы, белка – это живая природа. Вывод: живая и неживая природа связаны друг с другом. Задание Восстанови заполнив пропуски. взаимосвязь объектов живой 6 природы, ДЕРЕВО ГРИБЫ БЕЛКА ОРЕХИ ЧЕЛОВЕК БЕЛКА ЧЕЛОВЕК Задание 7 Определи какие объекты живой природы изображены на рисунках. Нажми на их изображение курсором. Хозяйка белочка в лесу орехи собирала. Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви, Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий… Отбросил куст и как медведь, пошел себе довольный. А бедной белке и смотреть на это было больно. 1. Если человек придет в лес с добром и не повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут грибы, будет чем питаться животным, да и сам человек вернется из леса не с пустой корзиной и сегодня, и завтра, и через год. 2. Если человек придет в лес со злом, сломает ветки или повредит ствол дерева, то дерево погибнет, не будет грибов, белке нечем будет питаться. Хуже будет и человеку, так как растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и растениям, и животным он необходим для дыхания. Охрана природы имеет для человека огромное значение. Что же такое природа для человека? Первое и самое важное значение природы для человека – это источник того, без чего не существует жизни на земле - воздуха, пищи и воды. Посмотри на речку, озеро, море. Хочется искупаться? Купаясь, плавая, ты укрепляешь свое здоровье, развиваешь мускулатуру. Значит природа – источник здоровья. Посмотри на цветущий луг. Какие чувства он у тебя вызывает? Красиво, правда Значит природа – источник красоты. Художники, архитекторы, модельеры в лучших своих работах используют природные Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Смог бы ты нанести вред природе? Думаю, что нет. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Природа – источник доброты. Наблюдая за природой, мы учимся у нее. Человек увидел летящую птицу, задумался и изобрел аэроплан… Понаблюдал за осенними листьями, свернувшимися в трубочку и начал строить прочные мосты. Природа – источник познания. Природа помогла одеться древним людям и помогает нам сейчас, она дала человеку в руки первое орудие труда – камень. Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности. 1.Один костёр весь мир согревает. Ты любишь разгадывать загадки? Тогда вперед!!! И помни, иногда они могут иметь несколько отгадок… 2. Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. 3. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – Скинет шубу с плеч долой? 4. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. 5. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. 6. Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. 7. Зимой и летом одним цветом. 9. На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. 9. Зимой спит, а летом шумит. Задание: Может ли на последнюю загадку быть отгадка: «медведь»? А «лес»? А «река»? Проверь свои знания: 1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же? Да Нет Не знаю 2. Бабочки, стрекозы, ветер – это объекты природы? Да Нет Не знаю 3. Горшок с цветами – это предметы окружающего нас мира? Да Нет Не знаю 4. Может ли природа быть учителем? Да Нет Не знаю Подумай, чему бы ты мог научиться у природы. 5. Смогут ли существовать на земле кроты, если исчезнет солнце? Да Нет 6. Выбери верное утверждение: Природа – это люди и среда, в которой они живут. Горы, моря, реки, небо, земля – это природа. Всё, что нас окружает - природа. Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? Затрудняешься? Подсказку можешь найти в кроссворде Разгадай кроссворд: 1. Кто в каждый встреченный цветок Свой опускает хоботок, А после в улей мчится пулей И что-то прячет в уголок? 2. Кто в лесу огромней всех? Кто богатый носит мех? Кто в берлоге до весны Днем и ночью смотрит сны? 3. Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это …….. пчела 2 м е д в е д ь 3 л о с ь слон 5 в о л к 6 л е б е д ь 7 к е н г у р у 1 4.Некрасивый он, пожалуй… Вместо носа – шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал. 5. Смел и зол разбойник серый, Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка За отарой смотрят зорко. Еле ноги уволок От собак матерый ……… 6. Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод, Красавица птица-дикарка, Как белое диво плывет. 7. Кто-то в сумке носит спички, Кто-то важные вещички, Кто-то книжки и игру, А детишек - ………… Если ты внимательно изучил предыдущий раздел, то можешь называть себя ЗНАТОКОМ ПРИРОДЫ ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Теперь ты знаешь, что человек – это тоже часть живой природы, так как обладает всеми ее признаками. Но он отличается от всех других её объектов, его даже выделили в отдельное царство. А чем он отличается? Интересно? Тогда вперед, в следующий раздел «ЧЕЛОВЕК». Но сначала … Ты, человек, люби природу, Хоть иногда её жалей, В увеселительных походах, Не растопчи её полей, Вот в дальней сутолоке века, Ты оценить её спеши. Она твой давний, добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую, И не исчерпывай до дна, И помни истину простую, Нас много, а она – одна! В главное меню ЧЕЛОВЕК Человек – разумное существо. Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда (Словарь С.И.Ожегова). Да, среди животных тоже немало сообразительных, например дельфины, собаки, но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – построили города, дороги, фабрики и заводы всё то, что не относится к природе). А где же находится разум? Твоими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. У некоторых животных, например рыб, он не больше маленького зернышка. У кошек, собак, обезьян он гораздо больше. У человека это большой и сложнейший «аппарат», который позволяет воспринимать окружающий мир, выполнять движения, удерживать в памяти всё, что мы видели и делали. Он управляет нашей речью, нашими мыслями, отдает приказ и контролирует их выполнение. Каждый участок головного мозга выполняет свою работу: один участок «заведует» работой рук, другой – сном, третий – настроением, четвертый – работой мысли. «Сложен всякий человек, и глубок как море» Ф.М.Достоевский Каждый человек индивидуален, неповторим. У каждого человека есть свой внутренний мир, изучением которого занимается наука психология. Воображения, мечты Характер Внутренний мир человека Знания, мышление Память Чувства, восприятие Но знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек получает знания? Познание начинается с органов чувств. Это они посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Человеку свойственны пять органов чувств: зрение слух обоняние вкус осязание Все органы чувств сообщают нам сведения об окружающем нас мире. Эти сведения по нервам попадают в наш мозг. При повреждении одного органа чувств другие начинают работать интенсивнее и берут на себя его роль. Например, слепые люди обладают обостренным слухом и осязанием. Мозг проделывает с полученной информацией огромную работу. Он сортирует её, отбирает важную, хранит в памяти, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает выводы и диктует нам наше поведение, то есть, проходит определенные ступеньки познания. Ступеньки познания восприятие память мышление воображение Задание № 1 Отгадай загадки: (ОРГАНЫ ЧУВСТВ) Живут два друга, Глядят в два круга. Я на лице у вас расту, Я запах чую за версту. (НОС) (ЧЕЛОВЕК) Один говорит, двое глядят, двое слушают. Если б не было его, Не сказал бы ничего. (ЯЗЫК) На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. (ГЛАЗА) Задание № 2 Какие органы чувств воспринимают информацию следующих ситуациях? (Соедини линиями) Открывая флакон духов Глядя в окно Слушая музыку Смотря телевизор Пробуя сок Трогая батарею Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. в Задание № 3 Перед тобой стоит стакан с чаем. Какие органы чувств работают: Тебе сказали, что в стакане чай Это жидкость темно-коричневого цвета Стакан горячий Чай сладкий Чай ароматный Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Задание № 4 Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинаций точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. У Вас устали глаза? Тогда, зажмурьте их, а потом резко откройте. Это упражнение повторите 5 раз. Тебе нравиться разгадывать кроссворды? Это очень увлекательное занятие. При его выполнении твоё познание проходит все ступеньки: Восприятие – ты прочитываешь задание. Память – вспоминаешь, не знакомо ли оно тебе, не встречался ли ты с ним ранее. Мышление – начинаешь думать, рассуждать, используя знакомую, известную информацию. Воображение – пытаешься представить, соотнести, начинаешь творчески мыслить. Кроссворд 1. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. 2. Глубоко был спрятан он, раз-два-три и вышел вон. И стоит он на виду, белый, я тебя найду. 3. Травянистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями. 4. Дотронься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнышке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. 5. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые, а название одно. 6. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. 7. Бывает – поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой у дерева обычно белый, а у этого дерева он начинает быстро краснеть. 8. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. 8Ч О 1 П Я Т А 4Б Б Щ 2 3 Е О А Р Р В Ё О Е З В Л А И Ь К 6 М Я 5С Т Ы А Р О Е Ж К И Е 7И Л В О А В Е К 1. Найди лишнее слово. 2. Найди ключевое слово. 3. Подумай, какую взаимосвязь имеют лишнее и ключевое слова. Найти ответ можно в следующем разделе «ОБЩЕСТВО». ОБЩЕСТВО В этом разделе ты узнаешь о людях, населяющих планету Земля; поймёшь, как важно проявлять дружбу и уважение к любому народу, как важно бережно относиться к людям, и помнить и любить свою малую родину. В главное меню Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. Человек живет среди себе подобных, среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты Земля, то говорят: человеческое общество или человечество. Часть общества – это народ, к которому ты принадлежишь. Часть общества – это твой школьный класс. Часть общества – это и твоя семья. Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Вот и ты, наверняка, расспрашивал своих родителей о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки… А как появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний не существовало, люди складывали легенды. Сейчас на Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Народы отличаются языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т.д.) Государство Народы объединены в государства. Всего на Земле около 200 государств. Каждый человек является гражданином какой-либо страны. Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Что такое страна? Это территория, находящаяся под властью одного правительства. Страна может быть очень большой или очень маленькой. Страны договариваются о границах своих владений, иначе это нередко ведет к спорам (войнам). Страны, народы которых управляют самостоятельно, называют независимыми. Но если страна находится в зависимости от другого государства, то ее называют колонией. Иногда несколько стран объединяются, и тогда образуется новый народ, а иногда большая страна распадается на более мелкие государства. Зачем государству флаги? Флаги развеваются на крышах зданий и на мачтах кораблей, на них четкие яркие цветные узоры. Флаг является символом страны, а также ее областей, округов, штатов. Детали рисунков на флаге могут многое рассказать о стране и ее истории. На флаге Кении красуются традиционные щит и копья, а на флаге Ливана – кедровое дерево, в древности принесшее процветание этому региону. Что такое государственные гимны? Это торжественные мелодии. Они представляют страну и исполняются в особо важных случаях, например на Олимпийских играх. Кто управляет государством? Глава государства – самое важное лицо в стране. Это может быть король, королева или избранный президент. Парламент – учреждение, в котором обсуждаются и принимаются новые законы. Самый старый в мире парламент альтинг – в Исландии. Он был учрежден викингами-поселенцами в 930 году. Какая страна самая большая в мире? Огромная Российская Федерация занимает площадь более 17 млн. кв. км. Она простирается через 11 часовых поясов в дух частях света – в Европе и в Азии. Сколько нужно времени, чтобы пересечь всю Россию? Это зависит от способа передвижения. Раньше поезда знаменитой Транссибирской магистрали (построена в 1905 году) доставляли пассажиров с Тихоокеанского побережья в Москву за 8 дней. Какое государство меньше чем город? Самое маленькое государство в мире расположено в Риме, столице Италии. Оно называется город-государство Ватикан и является центром Римской католической церкви. Население Ватикана около 1 тысячи человек (почти как средняя городская школа). Что общего у разных народов? Люди, где бы они ни жили, в основном похожи. Они могут говорить на своих языках и иметь разные убеждения, носить особую одежду и предпочитать различную пищу. От родителей человеку достаются темная или светлая кожа и волосы, голубые или карие глаза. Но, в конце концов, у всех людей одинаковые потребности, желания, надежды и страхи. Мы не должны тратить время на раздоры, потому что все мы члены одной большой семьи. Признаки государства (страны) Территория Государственная граница Столица Народ Государственный язык Глава государства Символы государства (флаг, герб, гимн) Законы Экономика Образование Наука Культура Определи самый многочисленный народ Место Народ 5 Бразильцы 149 Бразилия 3 Американцы 194 США Русские 146 Россия 2 Индусы 244 Индия 4 Бенгальцы 190 Индия, Бангладеш 7 Японцы 126 Япония 1 Китайцы 1220 Китай 6 Численность (млн. чел.) Страна проживания Проверь себя Даны слова: территория совместное хозяйство родной язык 1. Подчеркни красным цветом слова, которые относятся к характеристике государства. жизнь под одной крышей 2. Подчеркни синим цветом слова, государственная граница которые относятся к характеристике народа. национальный костюм столица национальные танцы государственный язык забота друг о друге 3. Подчеркни зелёным цветом слова, которые относятся к характеристике семьи. Мы с тобой не знаем: где живет этот человек; сколько ему лет; какой он национальности. Подумай, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля? Если затрудняешься ответить сам, мы подскажем: добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, преданный, честный, … Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга, независимо от национальности и цвета кожи. Выдели цветом те качества, которые, на твой взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми: Справедливость Эгоизм Праздность Милосердие Болтливость Простота Правдивость Бестактность Искренность Уважительность Хвастливость Честь Совесть Жадность Сдержанность Выдержка Честность Стыдливость Жестокость Мужество Скромность Хитрость Тактичность Заносчивость Малодушие Зависть Трусость Прочитай еще раз качества, который ты выбрал для себя. Надеюсь, ты оставил всё самое лучшее. И на прощание хочу предложить нарисовать автопортрет «Мой портрет в лучах солнца». Распечатай следующую страничку и в центре солнечного круга напиши свое имя, нарисуй свой портрет или вклей свою фотографию. Затем, вдоль лучей, напиши всё хорошее, что ты о себе знаешь, и что помогает тебе жить в мире с природой, с человечеством, с собой. Если нужно, добавь лучи. «Мой портрет в лучах солнца» Вспомни сказочного героя, который был изолирован от человечества, и как ему было трудно привыкать к жизни среди людей. Зачем же нам ненавидеть друг друга? Ведь все мы - большая команда одного корабля под названием ЗЕМЛЯ! ВСЕМИРНЫЙ ХОРОВОД С.Я.Маршак Стихи для ребят всех народов и стран. Для абиссинцев и англичан, Для испанских детей и для русских, Шведских, немецких, турецких, французских, Народов, чья родина – Африки берег; Для краснокожих обеих Америк. Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать. Для эскимосов, что в стужу и в снег Лезут в мешок меховой на ночлег. Для детворы из тропических стран, Где на деревьях не счесть обезьян. Для ребятишек, одетых и голых, Тех, что живут в городах или селах… Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод. Север планеты пусть встретиться с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом!!!

Окружающий мир 1 класс.

Что такое окружающий мир.

Урок №1.

Тема: Что такое окружающий мир.

Форма организации занятий (вид урока): урок с элементами исследования и игровой деятельности.

Тип урока: вводный урок, урок знакомства с новым учебным предметом.

Цели урока:

    Усвоение первоначальных представлений об учебном предмете «Окружающем мир», об объектах живой и неживой природы.

    Создание условий для становления и развития психических функций, способностей, мотивационных установок, творческого исследовательского мышления через вовлечение в активную учебно-исследовательскую деятельность

    Формирование морально-волевых качеств, умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях.

Основные понятия: окружающий мир: мир природы, мир вещей, мир людей.

Метапредметные связи: окружающий мир, изо.

Ресурсы: рабочие тетради обучающихся, учебники, цветные карандаши, 3 картинки города, подводного мира и девочки у пруда; вагончики и предметы природы, вещей, людей.

Планируемый результат обучения, в т.ч. формирование УУД:

    Иметь представления об окружающем мире, об объектах живой и неживой природы, давать примерные ответы на вопрос: «Для чего нужно изучать окружающий мир?»,

    Знать отличительные черты объектов живой и неживой природы.

    Уметь вести простые наблюдения, проводить сравнение объектов живой и неживой природы, давать ответы в виде небольшого предложения на несложные вопросы учителя или сказочного персонажа, уметь выполнять инструкции учителя.

    Уметь сотрудничать с товарищами в простейших ролевых играх и вести простые диалоги.

1.Личностные УУД: формирование интереса к новому предмету, определение необходимости изучения мира, в котором ты живёшь;

2.Регулятивные УУД: организация рабочего места по инструкции учителя; по возможности оценивать свою работу и работу товарища; определять план выполнения задания под руководством учителя.

3.Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; воспроизводить прослушанное, определять тему урока; делать выводы под руководством учителя.

4.Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, формулировать вопрос по интересующему вопросу; слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия. Личностные УУД

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Коммуникативные УУД

Учитель приветствует детей, с улыбкой принимает их приветствия и с помощью небольшого дыхательного упражнения снимает возможное напряжение. Готовит детей

УЧИТЕЛЬ. Доброе утро, дети! Давайте с Вами вместе приготовимся к уроку – поднимем руки вверх, сделаем при этом глубокий вдох, подержим руки несколько секунд вверху, а потом резко опустим их вниз, сделаем при этом небольшой наклон вперед и глубокий выдох. А теперь каждый сядет так, как ему удобно будет работать на уроке.

Дети радостно приветствуют учителя, делают дыхательное упражнение и рассаживаются по своим рабочим местам. При этом занимают удобную, но приемлемую для учебы позу

2.Актуализация опорных знаний.

Личностные УУД

Речевая разминка. Учитель вовлекает обучающихся в диалог.

-Как вы думаете, кто для вас будет помощником на уроке?

Загадка-подсказка.

Вот помощник самый первый:
Он и умный, он и верный
На урок на парту ляжет
Полистай, он все расскажет!

-Как называется наш учебник?

Вот так называется и предмет, который мы будем изучать.

Знакомство с рабочей тетрадью.
.

Учитель, товарищ, дома,мама.

Это же учебник!

Окружающий мир.

Дети берут её в руки, рассматривают обложку.

3.Целеполагание и мотивация.

Регулятивные УУД

-Давайте проговорим, о чём пойдёт речь на нашем первом уроке окружающего мира.

-Что такое окружающий мир?

-Для чего вдруг его надо изучать?

4.Открытие нового знания детьми

Познавательные УУД

Личностные УУД

УЧИТЕЛЬ. А теперь, давайте воспользуемся нашим первым помощником – откроем учебник на странице. Внимательно рассмотрим иллюстрацию.
Учитель зачитывает стихотворение.
УЧИТЕЛЬ.
Оглянись вокруг, дружок!
Видишь реку, лес, лужок,
Птичьи стаи, самолет,
Что отправился в полет.
Небо, ветер, облака,
Снова речка, луг река!
УЧИТЕЛЬ. Мы с вами начинаем изучать новый учебный предмет – «Окружающий мир». Рассмотрите картинку еще раз, посмотрите в окно, по сторонам, подумайте и скажите, что такое окружающий мир? Что и кто является частью окружающего мира?

УЧАЩИЕСЯ. Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди.
УЧИТЕЛЬ. Хорошо, ребятки! Молодцы! И мне хочется, чтобы вы научились наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его.

На уроке окружающего мира мы узнаем почему день сменяет ночь? Сколько дней в году? Почему происходит смена времён года? Как разнообразен растительный и животный мир Земли? Почему для человека очень важно жить в семье? Какие чудеса могут творить человеческие руки?

Игра – путешествие.

1ряд отправляется в лес.

2ряд отправляется в подводный мир.

3 ряд на прогулку по нашему городу.

-Перечислите предметы природы, которые там увидели?

-Раз, два, три – вернулись из путешествия. Вы, ребята, оказались очень наблюдательными, поэтому назвали много предметов окружающего мира.

Подводим первый итог.

-Что изучает предмет «Окружающий мир»?

Ученики открывают учебники и рассматривают картинки.

Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди

Ученики могут перечислить несколько предметов вокруг себя.

1ряд: девочка, пруд, утка с утятами, деревья, трава.

2ряд: морские звёзды, растительность, кораллы, дно, воду.

3ряд:здание, площадь, цветы, деревья.

Предмет окружающий мир изучает мир природы, мир вещей, мир людей.

5.Первичное закрепление.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

РАБОТА по учебнику на с. 5З

Задание: раздели рисунки на две группы. Объясни своё решение. Можно использовать подсказку.

-Перечислите предметы на картинке.

-На какие две группы разделите их? Почему?

-Попытаемся проговорить полный ответ на вопрос: Что такое окружающий мир?

1 вариант ответов: живая и неживая природа.

2вариант: мир природы, мир людей, мир вещей.

По учебнику: окружающий мир – это то, что находится вокруг нас: природа, люди и всё, что создано человеком.

Оцениваются ответы детей, которые смогут более точно воспроизвести данное определение.

6.Самостоятельная работа.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

РАБОТА в рабочих тетрадях на с.4-5

Задание 1 на с.4.

-Раскрась то, что относится к живой природе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз и для кистей рук.
УЧИТЕЛЬ. Мы с Вами хорошо поработали и ваши глазки и кисти рук заслужили небольшой отдых. Встали со своих рабочих мест, вышли из-за парт, поднимаем ручки вверх, опускаем. Повторяем три раза. Теперь попробуем выполнить вращения руками: вперед, назад. Вытянули руки в сторону, согнули в локтях и вращаем: вперед-назад, теперь развели руки в стороны и вращаем кистями рук: вперед-назад. Теперь опустили руки вниз и немножко потрясем кистями рук. Закройте глазки, представьте, что Вы на берегу ласкового теплого моря, опустили руки в теплую воду, вынули кисти из воды и пытаетесь стряхнуть капли. Молодцы! Теперь давайте внимательно посмотрим в окно на большое дерево во дворе школы, останавливаем взгляд на дереве, считаем до 10 вслух. Хорошо! Теперь закроем глазки и опять сосчитаем до 10.

Дети выполняют инструкции учителя: вращают руками, вращают руками, согнутыми в локтях, вращают и потряхивают кистями, закрывают глаза.

РАБОТА на с.5. тетради.

-Объедини рисунки в две группы. Объясни свой выбор.

ИГРА «Прицепи к паровозикам вагончики».

Живая и неживая природа.

Вызываю к доске двух учеников-паровозиков. Дети с места показывают свою картинку, паровозики собирают вагончики.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы ребята! Верно, все предметы, встречающиеся в природе, мы можем разделить на две большие группы – предметы живой природы и предметы неживой природы.

Цветы, бабочка, ель, грибы.

Работа в парах: «Посоветуйся с соседом».

Посуда – неживая природа, остальные предметы живой природы.

Ведут активную самостоятельную деятельность.

Контролируют себя и товарищей во время игры.

Контроль по образцу на доске.

Коммуникативные УУД -Что нового узнали на уроке?

Кому было трудно? Интересно? Оценка своей работы.

- ▲ мир (чего) обитание окружающий мир. мир совокупность, система всего существующего. свет. белый свет (чего только нет на белом свете). божий свет. ↓ сознание … Идеографический словарь русского языка

См. Земля (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …

Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, он удивительнее, чем мы можем себе представить. Джон Бердон Холдейн Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется. Гераклит Не считая краешка текущего мгновения, весь мир… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (англ. Dayworld) научно фантастическая трилогия писателя Филипа Хосе Фармера (Philip José Farmer). В целях борьбы с растущим перенаселением человечество поделили на семь частей. Каждый имеет право жить один день в неделю скажем,… … Википедия

Модель пространства и времени Р. Л. Бартини, иллюстрация к работе «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем» (совместно с П. Г. Кузнецовым) Мир Бартини абстракция, согласно которой время, как и … Википедия

« Мир равноразных миров» - После падения «железного занавеса» современный мир стал иным. На смену мирового порядка с двумя сверхдержавами пришли многополярность и многомерность коммуникационного пространства. На горизонтах формирующегося Нового мира международные отношения … Геоэкономический словарь-справочник

- ’МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ’ (опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) сочинение Шопенгауэра. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен… …

Мир, пространство, порядок и образ вещей, к рые Богом предназначены для жизни человека. I. СЛОВО МИР В ВЗ: 1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия М. , к рое может выражаться различным образом: а) слова вся земля (Быт 11:1,8,9)или… … Библейская энциклопедия Брокгауза

- (опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) сочинение Шопенгауэра. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен функционировать как целостный организм, т.е.… … История Философии: Энциклопедия

Ая, ое. Находящийся, расположенный вокруг, поблизости. О ая обстановка, местность. О ие предметы. О. мир. Бороться за чистоту окружающей среды. ◁ Окружающее, ого; ср. О. светло, печально. Верить в переделку окружающего. Интерес, равнодушие к… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Окружающий мир , М. Н. Данилова, И. Р. Колтунова, О. Н. Лазарева. …
  • Окружающий мир , Кадомцева Н.. Окружающий мир - один из самых интересных и полезных предметов в начальной школе. Если ваш малыш уже готовится к началу учёбы, эта книга - для вас. Развивающие и обучающие задания, собранные…

В данной статье представлен материал для учащихся 3 класса, окружающий мир для которых предоставлен в виде упрощенных моделей экосистемы. Также рассмотрено понятие общества людей, его структура и значение в жизни каждого человека. На простых примерах идет процесс объяснения окружающего мира. Это главная задача данного материала.

Понятие экосистем

Для того чтобы школьнику 3 класса лучше понять, что представляет собой планета Земля, необходимо наглядно продемонстрировать модель глобуса. Наша планета имеет наружную оболочку, которая называется атмосферой. Все живые организмы на Земле дышат атмосферным воздухом. Атмосфера защищает Землю от перегрева, от излучений космических лучей.

Земля имеет водную оболочку - это гидросфера. Гидросферу образуют подводные воды, реки, моря, океаны земного шара.

Литосфера образует твердую оболочку Земли. Суша, горы, земля относят к литосфере.

Все живые организмы, обитающие на Земле, живут в биосфере. Биосфера находится на границе всех других трех сфер.

Все живые организмы на Земле живут в воздушной, водной и наземной среде. Для того чтобы круговорот веществ в природе не прекращался, все живые организмы не могут обходиться друг без друга. Все организмы по функциям (или ещё можно сравнить функции организмов с профессиями) делятся на производителей, потребителей и разрушителей. Производители - это растения и деревья, потребители - это в основном все животные, а вот к разрушителям относят бактерии, грибы и червей. Производители, потребители и разрушители не могут жить на Земле без воздуха, воды, почвы и горных пород. Следовательно, все выше перечисленные элементы можем разделить на две большие группы: живая и неживая природа. Таким образом, можно представить окружающий мир - это живая и неживая природа.

Понятие общества. Его структура

Для ученика 3 класса для определения понятия общества следует привести в пример его собственную семью, которая (в основной массе) состоит из членов: отец, мать, бабушка, дедушка, братья, сестры. Семья (группа людей) является элементарной или основной ячейкой общества. Все члены общества взаимодействуют между собой. Таким образом, также и общество - это окружающий мир. Всё общество держится на четырех составляющих. Этими составляющими являются парламент, больница, церковь, тюрьма. Окружающий мир - это определенная структура, которая была сформирована еще в древние времена, и её основа сохранена и на сегодняшний день.

Понятие экономики

Давайте выделим те вещи, которые необходимы человеку для жизни. Такие вещи называются потребностями. Что мы можем отнести к потребностям человека? Это потребность в еде, в отдыхе, в одежде, в работе, в сохранении здоровья, в транспорте, в безопасности. Этот список можно еще долго продолжать. Потребности у человечества различны по цели и смыслу.

Потребности могут быть познавательными (театр, книги, телевидение), физиологическими (голод, сон), материальными (квартира, компьютер, машина, дача). Многое нам дает природа - это тепло солнца, воздух, вода, урожай земли. А любовь, общение, дружба - это все мы получаем, общаясь друг с другом. А все материальные блага - это то, чего не может быть в природе (дома, машины, одежду) - дает нам экономика. В переводе с греческого языка - "ведение домашнего хозяйства". Вот в таком простом объяснении для учеников 3 класса окружающий мир будет выглядеть просто и понятно.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на масштабность и сложность, окружающий мир - это довольно хрупкая структура, ценить, а главное, беречь его для будущих поколений является главной задачей взрослых перед детьми. Но при этом на этапе обучения у подрастающего поколения необходимо сформировать соответствующую систему ценностей.