Цветы фет анализ. Анализ стихотворения Фета «Цветы

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимняя ночь"

Теплые объятия домашнего очага, мягкий приглушенный свет. И тьма, холодная, беспристрастная и беспощадная зимняя тьма, что стучится в окно. Прорваться, ворваться, затушить и заморозить, замести и усыпить — вот она, зима. Эти ассоциации неизменно переходят из строки в строку, в разных творениях совершенно разных поэтов. Где-то преобладает тепло и озорное веселье, кто-то добавляет щепотку праздника — и все же, зима едина в своем образе для всего человеческого рода. У Бориса Пастернака это время года связано с трудными временами. Не только личные проблемы, но проблемы всего общества, всей страны, которую он так любил и за которую так болела его душа — все это нашло отражение в стихотворении «Зимняя ночь».

Что есть зимняя ночь для Пастернака? Восемь четверостиший: коротких, ярких, хлестких. Тридцать две строки, в которых уместилось так много: и свет одинокого разума, страдающий от непонимания, и огни человеческих судеб, дрожащих перед непреодолимой силой. Конкретно, сильно, без аллегорий и непонятных метафор Борис Пастернак раскрывает перед нами свою зимнюю ночь. В ней нет места многогранным иносказаниям — лишь конкретика. С первых же строк читатель чувствует биение зимнего сердца, всеобъемлющее дыхание метели. Нет, это не ярость природы, не наказание богов, не вселенская бесконечность. Это зима, простая, обычная и настоящая.

Метелью она бьет в окна, пробивается сквозь щели, снегом налипает на оконные рамы. «Как летом роем мошкара», подчеркивает Пастернак, говоря читателю, что природа не знает разницы между временами года. Весна или осень, лето или зима — все едино. И человек в этом огромном единение чувствует свою ничтожность и одинокость, словно одиноко дрожащий огонек свечи. Вокруг этого огонька сосредоточено все действие стихотворения, и главный акцент сделан не на холоде зимней ночи, а на тепле огня.

Жаркая стилистка подчеркивает, конкретизирует чувства, которые хотел выразить Пастернак. Зрительные образы ушли на второй план — они не так важны, как описание одного единственного мгновения. Мгновения, в котором сплелись человеческие судьбы. Одинокие, уязвимые, они, словно жар свечи, стремятся сплестись воедино. И это стремление пульсирует сердечным ритмом, вздымается грудью, едва лишь не затихая под натиском ветра, что пробивается сквозь щели. Но не затихают. Пусть все теряется в снежной мгле, пусть дует вьюга прямо на свечу — пламя ее все горит и горит, и будет гореть до тех пор, пока есть еще в мире любовь.

Именно в этом заключается квинтэссенция* «Зимней ночи» Пастернака. Зима олицетворяет собой мир, что стремится сокрушить человека, взваливая на него непреодолимые препятствия и испытания. Но человек стойкий, настоящий, целостный способен выдержать все, и сохранить в себе любовь. Любовь к себе, к окружающим, любовь к зиме, что стремится затушить человеческое пламя. Нельзя закрываться, ограждаться, обижаться — ведь тогда можно потерять себя. «Зимняя ночь», будучи плодом душевных переживаний поэта, является отражением его идеи о том, что личность человеческая сильна, и пламя ее никто не вправе задуть или подчинить своей воле.

* Примечание: Квинтэссенция - (в переносном значении) самое главное, самое важное

«Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

«Цветы» Афанасий Фет

Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.

Анализ стихотворения Фета «Цветы»

Афанасий Фет – один из немногих русских поэтов, который умел не только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное настроение. Он мог остановиться возле окна и через несколько мгновений настолько точно передать то, что увидел, что у поклонников его творчества появлялось ощущение, будто бы они сами видели то, о чем написал поэт.

Среди творческого наследия Афанасия Фета можно найти много произведений, которые безыскусны в своей простоте и при этом не лишены гармонии. Такие стихи относятся к раннему периоду литературной деятельности Фета, когда он переживал огромный духовный подъем и был уверен, что ели добьется поставленных целей, то станет самым счастливым человеком на свете. Одним из них является произведение «Цветы», написанное в 1858 году.

Уже в первом четверостишии поэт очень изящно воссоздает картину весеннего дня, когда «с побелевших яблонь сада струится сладкий аромат». Сельская жизнь идет своим чередом, и вот уже пастух гонит с луга домой стадо коров, а в кустах услаждает своим пением окружающих хрупкая малиновка. На весь это мир, наполненный всевозможными звуками и ароматами, «цветы глядят с тоской влюбленной». Фет прекрасно знает, что их век слишком короткий. Поэтому людям остается лишь наслаждаться легким ароматом садовых красавиц-роз или же восхищаться чистотой ромашек, затерявшихся в придорожном бурьяне. Однако пройдет совсем немного времени, и нежные цветочные лепестки пожухнут, а в почву упадут «плодов румяных семена», которым лишь через год удастся превратиться в благоухающие цветы.

Фет не просто восхищается окружающим миром, но и видит четкую взаимосвязь между различными явлениями. Поэтому он проводит невидимую параллель между цветами и женщинами, считая их сестрами. Обращаясь к одной из них, он просит ее: «Очами в очи мне взгляни, навей живительные грезы и в сердце песню зарони». Эти слова адресованы супруге поэта Марии Боткиной, к которой Фет не испытывает глубоких чувств. Однако поэт уверен, что сможет переломить ситуацию и обрести счастье с женщиной, которую не любит. Автор еще далек от понимания простой истины, которая откроется ему с годами, что женщинами, как и цветами, можно восхищаться до бесконечности долго. Но при этом лишь немногие из них вызывают подлинные чувства и заставляют сердце биться сильнее, забывая обо всем том, что еще недавно казалось важным и первостепенным.