Даниялов абдурахман даниялович биография. Юсуп Даниялов: «Отец был интернатским парнем, который ценил достоинство

Даниялов Абдурахман Даниялович

1908-08-22 - 1981-04-24

Жизнь

Абдурахман Даниялович Даниялов (22 августа 1908, Ругуджа, Гунибский округ, Дагестанская область, Российская империя - 24 апреля 1981, Москва, СССР) - советский и дагестанский политический и партийный деятель, выдающийся государственный и общественно-политический деятель Дагестана, дипломат, нарком земледелия Дагестанской АССР (1937-1939), Председатель Совета Народных Комиссаров Дагестанской АССР (1940-1948), Первый секретарь Дагестанского областного комитета КПСС (1948-1967), Председатель Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР (1967-1970).

Биография

Абдурахман Даниялович Даниялов родился 22 августа 1908 года в селе Ругуджа Гунибского района Дагестанской АССР в крестьянской семье. Аварец. В период с 1920 по 1924 год Даниялов воспитывался в детском доме в Гунибском районе, затем в интернате горцев в Буйнакске. В 1928 году он окончил Буйнакский педагогический техникум и тогда же вступил в ВКП(б). В октябре того же года Даниялов занял должность ответственного секретаря Гунибского окружного комитета ВЛКСМ, в 1929 году - заведующего Агитационно-пропагандистским отделом Дагестанского обкома ВЛКСМ, а в марте 1930 года был назначен начальником Главного управления Народного комиссариата просвещения Дагестанской АССР.

В 1935 году Абдурахман Даниялов окончил Московский институт инженеров водного хозяйства, а в 1947 году заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б).

Во время Великой Отечественной войны входил в Военный совет 44-й армии и был членом Махачкалинского комитета обороны. С 3 декабря 1948 года по 29 ноября 1967 года - первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б)-КПСС. С ноября 1967 года по 1970 год- Председатель Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР. Член ЦК КПСС в 1956-71 гг. (кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56 гг.). Депутат Верховного Совета СССР в 1946-70 гг. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1962-70 гг.

С 1970 года - персональный пенсионер союзного значения.

С 1971 года - старший научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР.

Семья

Женился Абдурахман на Хадиже (родом из селения Чох). У Абдурахмана и Хадижи родилось четверо детей: дочь - Забида (кандидат медицинских наук) и три сына: старший – Митхат (доктор медицинских наук, профессор), средний – Юсуп (кинорежиссер, драматург) и младший – Махач (доктор исторических наук). Митхат и Махач рано ушли из жизни.

Награды

Пять орденов Ленина (единственный в Дагестане кавалер пяти орденов Ленина)

Орден Трудового Красного Знамени

Орден Отечественной Войны I-й степени


Абдурахман Даниялович Даниялов (22 августа 1908, Ругуджа, Гунибский округ, Дагестанская область, Российская империя - 24 апреля 1981, Москва, СССР) - советский и дагестанский политический и партийный деятель, выдающийся государственный и общественно-политический деятель Дагестана, дипломат, нарком земледелия Дагестанской АССР (1937-1939), Председатель Совета Народных Комиссаров Дагестанской АССР (1940-1948), Первый секретарь Дагестанского областного комитета КПСС (1948-1967), Председатель Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР (1967-1970).

Биография

Абдурахман Даниялович Даниялов родился 22 августа 1908 года в селе Ругуджа Гунибского района Дагестанской АССР в крестьянской семье. По этнической принадлежности - аварец. В период с 1920 по 1924 год Даниялов воспитывался в детском доме в Гунибском районе, затем в интернате горцев в Буйнакске. В 1928 году он окончил Буйнакский педагогический техникум и тогда же вступил в ВКП(б). В октябре того же года Даниялов занял должность ответственного секретаря Гунибского окружного комитета ВЛКСМ, в 1929 году - заведующего Агитационно-пропагандистским отделом Дагестанского обкома ВЛКСМ, а в марте 1930 года был назначен начальником Главного управления Народного комиссариата просвещения Дагестанской АССР.

В 1935 году Абдурахман Даниялов окончил Московский институт инженеров водного хозяйства, а в 1947 году заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б).

Во время Великой Отечественной войны входил в Военный совет 44-й армии и был членом Махачкалинского комитета обороны. С 3 декабря 1948 года по 29 ноября 1967 года - первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б)-КПСС. С ноября 1967 года по 1970 год- Председатель Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР. Член ЦК КПСС в 1956-71 гг. (кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56 гг.). Депутат Верховного Совета СССР в 1946-70 гг. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1962-70 гг.

С 1970 года - персональный пенсионер союзного значения.

С 1971 года - старший научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР.

Семья

Женился Абдурахман на Хадиже (родом из селения Чох). У Абдурахмана и Хадижи родилось четверо детей: дочь - Забида (кандидат медицинских наук) и три сына: старший – Митхат (доктор медицинских наук, профессор), средний – Юсуп (кинорежиссёр, драматург) и младший – Махач (доктор исторических наук). Митхат и Махач рано ушли из жизни. Кинорежиссер Юсуп Даниялов, автор книги воспоминаний об отце, ушел из жизни 24 мая 2015 года. Также ушла из жизни единственная дочь Абдурахмана Данияловича - Забида 21 января 2016 году. Остались лишь внуки, но они являются частью рода Данияловых и других родов.

Награды

  • Пять орденов Ленина (один из двух в Дагестане кавалеров пяти орденов Ленина; второй - Бутома, Борис Евстафьевич)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Отечественной Войны I-й степени

Объектом нападок некоторых лезгинских журналистов последнее время стабильно становится Абдурахман Даниялов, руководивший долгое время республикой (1-й секретарь Дагестанского областного комитета КПСС в 1948-1967 гг.). При этом горе-авторы не пользуются никакими источниками, черпая сведения лишь из своих личных фантазий, а также из установок заказчиков акции по очернению Даниялова. Здесь я попытаюсь разобрать наиболее частые обвинения этих авторов в адрес Даниялова и дать на них как можно краткие, но емкие ответы.

Один из их тезисов - «Абдурахман Даниялов объединил аварцев и разъединил лезгинские народы». Обратимся к источникам бесспорной достоверности. Во время первой всероссийской переписи 1897 года, когда сотворение Даниялова не было еще в планах его родителей, властью Российской империи зафиксировано наличие единого аварского народа, а не 14 отдельных этноязыковых групп, как того хотели бы аварофобы из некоторых дагестанских СМИ.

Все кавказские языки были объединены тогда в одну группу - «Наречия кавказских горцев», которые состояли из следующих подгрупп: «Черкесские наречия» («Кабардинское наречие» - 98561 человек, «Черкесское» - 46286, «Абхазское» - 72103), «Чеченские наречия» («Чеченское» - 226496, «Ингушское» - 47409 и «Кистинское» - 413) и наконец «Лезгинские наречия».

Под «лезгинскими» понимаются языки коренных дагестанских народов. Они были разделены на следующие «наречия», т.е. языки: «Аварско-Андийское» - 212692 человек, «Даргинское» - 130209, «Кюринское» - 159213, «Удинское» - 7100, «Кази-Кумукское и остальные лезгинские наречия» - 90880, а также «Лезгинские без распределения» - 420 .

Таким образом, современный лезгинский язык обозначен официально в переписи кюринским , как его и сейчас называют на дагестанских языках (курал) . Общее название дагестанских народов «лезги» оказалось присвоено кюринцами намного позже - уже в 1930-е годы. Ведь еще Н. Самурский в своих первых трудах называл родной народ «кюринцами».

Мы видим из материалов этой переписи, что аварцы («аваро-андийцы», а не придуманный аварофобами термин «андо-цезы») и даргинцы показаны едиными народами, без деления на всякие этнографические группы.

В то же время рутульцы, агулы, табасаранцы - коренные народы Южного Дагестана, присоединены были к лакцам - в группу «Кази-Кумукское и остальные лезгинские наречия». Они не были добавлены в графу «кюринское наречие».

Аварцы только в 1926 г., в то время, когда руководство Дагестанской АССР находилось в руках Нажмутдина Самурского, оказались разделены на 14 различных «народов». Это: «Авары» (158769 человек), «Андии» (7840), «Ботлихцы» (3354), «Годоберинцы» (1425), «Каратаи» (5305), «Ахвахцы» (3683), «Багулалы» (3054), «Чамалалы» (3438), «Тиндии» (3812), «Дидои» (3276), «Хваршины» (1019), «Капучины» (1448), «Хунзалы» (106), «Арчинцы» (863). Произошло вследствие этого значительное снижение численности аварцев (197 392 человек), что было достигнуто административными методами, поскольку численность близкого им народа - чеченцев увеличилась к тому времени на треть (до 319 тысяч человек) , по сравнению с дореволюционным временем.

Нам могут возразить, что это дело не Самурского, а кого-то другого, сидевшего в Москве. Однако к 1939 году, когда в руководстве ДАССР не было Н. Самурского, аварцы в переписи опять стали фиксироваться в качестве единого народа, численность которого достигла 252 818 человек . Это же - фиксация аварцев в качестве единого народа - имело место и в 1959 г., когда Даниялов действительно руководил республикой. Тогда численность аварцев достигла 270 394 человек . Фиксация аварцев в качестве единого народа имела место и в последующем, когда Даниялов уже не руководил республикой: в 1970 г. (396 297 человек) , в 1979 г. (482 844 человек) , в 1989 г. (600 989 человек) .

С развалом СССР снова начались интриги вокруг статуса аварцев как единого народа, организуемые отдельными националистическими силами из Москвы, а также их приспешниками из числа некоторых представителей лезгинской интеллигенции, но это уже другая история.

То есть аварцы во всех официальных переписях Российской империи и СССР, кроме 1926 г., зафиксированы в качестве единого народа . В 1926 г. Дагестаном руководил аварофоб (для того, чтобы убедиться в этом достаточно изучить его биографию во время гражданской войны, а также почитать его брошюру «Дагестан», изданную в Москве и Ленинграде в 1925 году, в которой он неоднократно называет аварцев отсталой массой - опорой контрреволюционных сил и искусственно противопоставляет им ахвахских аварцев, которых он же позднее в 1930 г. потопил в крови) Нажмудин Самурский и соответствующее разделение аварцев на 14 народов итог проводимой им и его окружением национальной политики!

Муганские степи и Салам Айдинбеков

Далее коснемся еще нескольких тезисов, методично повторяемых в разных статьях и книгах лезгинскими авторами. Это обвинение в адрес А.Д. Даниялова в том, что он отдал часть лезгинских пастбищ - муганские степи и прилегающие к Курушу земли - Азербайджану, а также преследовал «молодого перспективного политика» С. Айдинбекова.

В 1940-е годы, причем именно в годы Великой отечественной войны, в Дагестане с активным участием руководства АзССР развернулась борьба между разными политическими группировками. Прежде всего хочется обратиться к воспоминаниям родственников Абдурахмана Даниялова. Их, вместе с собственными выводами, опубликовал редактор северокавказской службы радио «Свобода» Муртазали Дугричилов : «…готовилась депортация дагестанцев. Инициатором этой акции был тогдашний Первый секретарь Компартии Азербайджана, «Наместник Вождя» на Кавказе Мир-Джафар Багиров, мечтавший о «присоединении» Дагестана к Азербайджану. Велась активная предварительная работа. На все ключевые посты… в Дагестан были присланы азербайджанские кадры. Их называли в народе «26 бакинских комиссаров»…

- Первый секретарь обкома партии Азиз Алиев сказал: «Абдурахман… ознакомься с этими бумагами, а я пока пойду на обед... [Даниялов] прочитал все подготовленные бумаги, ему стало ясно, что негативные факты собраны таким образом, что явно надо выселять три нации - аварцев, даргинцев и лакцев….

[Даниялов] вспомнил, что когда первого секретаря обкома партии Чечено-Ингушетии упрекнули в том, что у них в горах бандформирования совершают какие-то поступки, он ответил: «Они там высоко, я за них не отвечаю». Этими словами он подписал, как бы право выселять свой народ. Это была страшная, по мнению отца, ошибка… [Даниялов] рассказал о том, что были в Дагестане случаи самострела, дезертиры говорили, что на них напала банда и т.д.

Берия говорит [Даниялову] (полушутя-полугрозно):

- У тебя там много наций, отдай хоть одну.

Нет, мы - один народ, мы - дагестанцы. Это как пальцы на одной руке. Мне будет одинаково больно. Нельзя нас рассматривать по отдельности.

Берия спросил:

Ты головой за всех ручаешься?

Да ручаюсь! Головой.

Ну и голова у тебя, - ухмыльнулся Берия. Ну ладно, иди.

Так Берия воспользовался возможностью не отдать Дагестан Азербайджану. В эту поездку у Сталина (на приеме) [Даниялова] не было. Я спрашивал потом его, был он у Сталина, или нет? Он мне говорил: «В составе делегации бывал, на съездах и прочее - принимал (Сталин его), а персонально я у Сталина не был. Это и в партийном архиве и везде обязательно фиксируется и довольно легко проверяется. Вот на этом была основана попытка (выселения)».

На самом деле, во время Великой отечественной войны и далее, в отношениях между руководством ДАССР и АзССР сложились непростые отношения, которые не только определяли ситуацию в обоих республиках, но и сказались на положении кубинских лезгин и закавказских аварцев. В силу большой значимости этих процессов было бы неправильным обойти воспоминания Шахрудина Шамхалова - председателя Президиума Верховного Совета ДАССР в 1970-1978 годах. Он вспоминает : «В октябре 1942 года на дагестанской земле был высажен «десант» из 16 человек. Официально группа ответственных работников была направлена из Азербайджана «для оказания помощи партийно-советскому активу в проведении кадровой политики». Мы прозвали их «26 бакинских комиссаров». Юмор оказался горьким, ибо чисто по-комиссарски, не поставив в известность парторганизацию ДАССР, «десантники» еще до приезда в Дагестан уверенно распределили между собой ключевые должности в руководстве республикой. Первым секретарем обкома в Баку был определен Азиз Алиев, вторым секретарем — Агабабов , первым заместителем председателя правительства - Рихерев, министром внутренних дел — Маркарян, заведующим отделом пропаганды и агитации обкома партии - Айдинбеков . Ряд приезжих были утверждены замминистрами, секретарями горкомов и райкомов партии…

Акция была задумана, как составная часть хитроумного, амбициозного плана азербайджанского лидера Багирова, который решил «воссоединить» Дагестан с Азербайджаном… После насильственного выселения чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и калмыков в 1944 году… у Багирова и появилась возможность осуществить давнюю мечту - прирастить новые территории - присоединить Дагестан к Азербайджану. Проводниками этой линии должны были стать кадры, составившие «десант»... Ими было подготовлено письмо, обосновавшее предстоящую акцию. Алиев знал, что такое письмо готовится, но организатором его стал Агабабов. Даниялов был категорически против постыдного письма, и был готов придать его огласке, чтобы народы Дагестана узнали, как без них решается их судьба. Тогда Багиров и его люди в Дагестане - Агабабов, Рихерев, Айдинбеков , Маркарян и некоторые другие - составили хитроумный заговор по дискредитации Даниялова, полагая, что заодно пострадает и «нерешительный» А. Алиев. Тонкий ход!..

Летом 1942 года Багиров приезжал в Махачкалу. А через какое-то время осенью был освобожден от должности первого секретаря Линкун, и в Дагестане ключевые посты заняли «26 Бакинских комиссаров». С первых же дней работы все они, за исключением Азиза Алиева, стали вести себя подчеркнуто высо-комерно. Особенно выделялся второй секретарь об-кома Агабабов, охотно занимавшийся перетасовкой кадров. Да и его сподвижники вели себя как намест-ники неведомого монарха. Конечно же, на полную поддержку Багирова рассчитывали его клевреты. При этом они откровенно кичились тем, что посланы в Дагестан специальным решением ЦК ВКП(б) для «наведения порядка».

Главными сподвижниками Агабабова стали Рихерев и, конечно же, возглавлявший отдел пропаган-ды и агитации обкома партии Айдинбеков . Едино-мышленники исподволь стали подбираться к Даниялову, пользующемуся в то время непререкаемым ав-торитетом и уважением среди актива и всего населе-ния нашей республики.

Почему эти люди хотели избавиться от А. Д. Даниялова? Потому, что он не пошел на сделку со своей совестью, имея по принципиальным вопросам соб-ственное мнение. Как истинный патриот, он не хотел, чтобы республика потеряла свое лицо, растворилась в числе провинций, не имеющих ни прошлого, ни будущего. Он первым разгадал истинные цели «варягов» и решительно боролся за цельный и са-мостоятельный Дагестан в составе Российской Феде-рации…

В 1948 году на курсы секретарей обкомов партии уехал из Дагестана первый секретарь обкома Азиз Мамедович Алиев… Первым секретарем обкома партии был утвержден А. Д. Даниялов, Совет Министров возглавил С. М. Айдинбеков…

Еще до войны Айдинбеков жил в Дагестане… заведовал отделом обкома комсомола… уже в те годы Айдинбеков конфликтовал с руководством обкома комсомола. В 1940 году Айдинбеков затеял конфликт с обко-мом партии, доказывая, что… ему лич-но в республике не уделяется должного внимания. Результатом было освобождение Айдинбекова от занимаемой должности. Он уехал в Баку и был при-нят в аппарат ЦК нацкомпартии Азербайджана, чтобы в конце 1942 года вернуться в Дагестан в качестве полномочного посланца и верного человека Багирова. В должности Предсовмина он начал с того, что окружил себя людьми, недовольными Данияловым. Постепенно работа аппарата Совета Министров стала заметно ухудшаться.

За годы руководства правительством Айдинбекову ежегодно приходилось выезжать в Москву по защите народнохозяйственного плана и бюджета республики. Но он не ходил вместе с министрами и начальниками управлений на предварительные обсуждения доку-ментов. Только на заключительном этапе работы в кабинете председателя Госплана или его заместителя он вяло высказывал свои соображения по плану и бюджету. А ведь опыт подсказывал, что выгодные для республики показатели «выбивались» на предва-рительных этапах — в министерствах и ведомствах. Там были заинтересованы во встречах с руководите-лями республики. Замечу, что преемники Айдинбекова на высоком посту М. Меджидов, М.-С. Умаханов, А.-Д. Умалатов никогда не гнушались черновой работы и с огромной пробивной силой старались двигать экономику рес-публики…

Главным советником и подстрекателем Айдинбекова стал его первый заместитель Рихерев — из того же бакинского «десанта»... Типичный кляузник, склочник, аферист и интриган. Он вместе с некото-рыми работниками Минфина республики собирал компромат на неугодных Айдинбекову людей, под-бивая недовольных на объявление политического недоверия группе руководящих работников, в том числе и первому секретарю обкома Даниялову. Айдинбеков часто отлучался в Москву: возил компромат на Даниялова и на других руководящих работников…

Багиров наверняка поощрял своего ставленника, тем более, что сам он извне готовил вероломный удар. Багиров опубликовал статью «К вопросу о ха-рактере движения мюридизма и Шамиля». Славные страницы героического прошлого Кавказа в борьбе с царизмом за независимость, длившейся почти 30 лет, были практически перечеркнуты… Конъюнктурщики обрушились на ученых, серьезно занимавшихся Кавказом и борьбой горцев Дагестана и Чечни, их работы не только запрещалось издавать, они изымались из библиотек.

В Дагестане главный удар пришелся по А. Д. Да-ниялову и профессору Расулу Магомедовичу Магомедову. Даниялова ругали за обращение в ЦК ВКП(б) и редакцию журнала «Большевик» с опровержением статьи Багирова. Талантливый ученый Р. М. Маго-медов, много писавший о борьбе горцев за свою сво-боду под руководством Шамиля, был лишен степени доктора исторических наук и отстранен от работы. Ставился вопрос об исключении его из партии. Кто же были гонителями Р. М. Магомедова? Име-на знакомые: Айдинбеков, Маркарян, Мкртычан, министр госбезопасности Гугучия, а также ряд дагестанских историков » .

Конечной целью М. Багирова было отторгнуть к. Азербайджану весь Южный Дагестан вместе с Дер-бентом. Засылка «десанта багировских комиссаров», под видом помощи Дагестану, была первым шагом на пути осуществления корыстных планов… Ну а дальше люди Багирова занялись подготовкой гнусного акта пре-дательства—представления о выселении вслед за че-ченцами и ингушами народов Дагестана. Записка об этом была подготовлена председателем КГБ Дагеста-на генералом Калининским, который впоследствии лично говорил мне об этом. Главным препятствием в осуществлении коварных замыслов являлся Пред-седатель Совнаркома Дагестана А. Д. Даниялов. В самой критической обстановке он проявил спаси-тельную твердость. Поэтому бакинцы всячески пы-тались дискредитировать и сместить его с должнос-ти.

А. Д. Даниялова я знал с 1937 года как истинного патриота Дагестана. Он был человеком смелым и му-жественным, что помогло выстоять в борьбе с «на-местником» Кавказа Багировым и его шайкой. Среди посланцев Багирова самым жадным, коварным и безнравственным был, конечно же, Агабабов, он плел свои интриги за спиной А. М. Алиева, который был добропорядочным руководителем, не участво-вавшим в гнусной игре Багирова, потому-то в итоге и оказался неугодным ему …

Что же касается публикации статьи А. Даниялова «Об извращениях в освещении движения мюри-дизма и Шамиля» и его доклада на республиканском активе по этому вопросу, как очевидец, могу сказать, что все это было сделано под страшным давлением Москвы и при подстрекательстве Багирова. Положе-ние Даниялова было незавидным. Антишамилевская кампания была прямым продолжением кампании против Дагестана и его руководителя А. Даниялова. Его обвиняли в национализме, в препятствовании восстановлению исторической правды о Кавказской войне…» .

Приведя письмо Расула Магомедова, Шамхалов рассказывает как на «очередной пленум обкома был подготовлен вопрос об исключении Р.М. Магомедова из партии. Перед началом пленума, услышав, как Даниялов, Маркарян и Гугучия вели разговор об этом, я зая-вил, что категорически против травли ученого и выступлю об этом на пленуме. Но А. Д. Даниялов проявил мужество и снял вопрос с повестки дня» , «а изнутри вел новую атаку на Даниялова Айдинбеков — Председатель Совета Министров ДАССР. Его подручных зациклило на сборе материалов, необхо-димых для нанесения решающего удара по Даниялову и ряду руководящих работников обкома. В 1951 году он обратился в ЦК ВКП(б), я не помню, то ли на имя Политбюро, то ли лично к Сталину, с запис-кой, в которой явно проглядывало желание отстра-нить Даниялова и некоторых других партийных и советских работников от руководства республикой, а самому, конечно же, стать первым секретарем Да-гестанского обкома. Это входило и в планы Багирова. Без его поддержки Айдинбеков бы не осмелился пойти на крайний шаг. К тому же коварный Багиров затеял акцию по подрыву экономики нашей респуб-лики. Животноводы южных районов Дагестана были лишены Муганских пастбищ, расположенных в Азербайджане. Цель достигнута: Дагестану был на-несен огромный экономический урон. Пришлось искать пастбища для этих районов на Черных землях, но в тот год много скота погибло.

Обком партии обратился в ЦК ВКП(б), Совет Ми-нистров СССР, Совет Министров РСФСР с просьбой сохранить хотя бы временно эти пастбища Азербай-джана за колхозами Дагестана. Тщетно, в Москве не посмели отменить вздорное решение Багирова... И тогда Багиров вовсе распоясался: им были фак-тически отторгнуты у Дагестана 78 тыс. гектаров Шахдагских пастбищ...

Горячие головы в обкоме партии предложили предпринять по отношению к Азербайджану ответные меры. Перекрыть, к примеру, подачу воды из Сулака в Баку или лишить Азербайджан места на альпийских пастбищах в горах Дагестана... Даниялов предложил Айдинбекову выехать в Азербай-джан и попытаться договориться с руководством республики о пастбищах. Однако Предсовмина не сделал этого…

Айдинбеков же в своих измышлениях дошел до обвинения руководителей республики в национализ-ме: раз обком партии не выступил открыто против Шамиля, значит, засели в нем националисты — такая мысль высказывалась им в очередной записке, от-правленной в ЦК ВКП(б). По этому письму Айдинбекова из Москвы выеха-ла большая группа ответственных работников: два заведующих секторами, 6 инструкторов из разных отделов ЦК ВКП(б) плюс работники Совмина СССР, Госплана, некоторых союзных и российских минис-терств…

В сентябре 1951 года после доклада комиссии в ЦК ВКП(б)… в решении ЦК… было за-писано, что Совмин Дагестана работает неудовлетво-рительно, а Предсовмина Айдинбеков встал «а путь сбора материалов, направленных на дискредитацию и шельмование, вплоть до объявления политического недоверия группе руководящих работников и А. Д. Даниялову в первую очередь»… Через несколько дней бюро обкома партии по поручению пленума об-кома освободило С. М. Айдинбекова с поста Предсовмина как не справившегося с работой…

Багиров принял своего ставленника с распростертыми объятиями и в знак благодарности за верное служение утвердил завотделом ЦК ком-партии Азербайджана. Так появилось конкретное подтверждение тому, что попытка отстранения Да-ниялова координировалась Багировым» .

Таким образом, на основе свидетельств непосредственных участников и очевидцев тех процессов, а не инсинуаций типа «мой друг считает» или «один молодой историк полагает» и т.д. мы видим, что Дагестан лишился своих пастбищ: летних - в горах Шахдага и зимних - в Муганской степи, исключительно по вине С. Айдинбекова , чей моральный облик весьма красочно описан непосредственно знавшими его людьми.

Второе - по плану М. Багирова и его помощников, в числе которых надо назвать и лезгина С. Айдинбекова, из республики в степи Казахстана планировалось выселить аварцев, даргинцев и лакцев , являвшихся столпом Дагестана, его тем самым государствообразующим народом .

После выселения аварцев, даргинцев и лакцев, остальную часть населения Дагестана Багиров планировал сделать азербайджанцами, благо условия для этого были. Весь Южный Дагестан, несмотря на создание письменности для лезгин и табасаранцев в 1928-30 гг. знал азербайджанский язык и пользовался им в качестве межнационального средства общения.

Дабы не быть голословными, покажем это на конкретном примере. До 1928 года лезгины, единственные среди крупных дагестанских народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы имели свою прессу и многочисленную печатную и рукописную литературу еще до революции 1917 г.), не имели своей письменности и прессы. Поэтому они вынуждены были пользоваться газетами, которые выходили на тюркском языке: «Шура Дагъыстан» («Советский Дагестан»), издававшаяся с 1920 года, и «Дагъыстан фукъарасы» («Дагестанская беднота»), которая на протяжении пяти лет (1922-1927 гг.) обслуживала культурные нужды лезгин. Надо отметить, что в 1922-1924 годах в сел. Ахты на тюркском языке выходили сначала молодежная газета «Юный самурец», затем орган Самурского окружного комитета РКП (б) «Самур фукъарасы» («Самурская беднота»). Только в 1928 году начался процесс создания алфавита и письменности на лезгинском языке. Благодаря упорству и настойчивости ахтынца Гаджибека Гаджибекова, 21 июля 1928 года в жизни лезгинского народа появилась первая газета на родном языке, получившая название «ЦIийи дуьнья» («Новый мир») .

В северной части же Дагестана оставались кумыки и ногайцы, которых как тюркоязычное население Багиров планировал тоже перевести на азербайджанский язык и записать азербайджанцами. Вне всякого сомнения, с 1944 г., когда планировалось выселить аварцев, даргинцев и лакцев в Казахстан и Сибирь и начать азербайджанизацию населения остального Дагестана и вплоть до 1957 г. (тогда были реабилитированы народы Северного Кавказа и началось их возвращение), руководству АзССР удалось бы уже сделать свое черное дело.

Возвратившимся аварцам, даргинцам и лакцам осталась бы только северная часть горного Дагестана. Прочая же его часть и прежде всего Южный Дагестан - остались бы в составе Азербайджана, а народы его населявшие, и в первую очередь, лезгины - стали бы азербайджанцами. Это, в отличие от инсинуаций вышеуказанных авторов, не предположения, построенных на голой фантазии, а реальное прогнозирование ситуации. Таким образом, лезгины, как и некоторые другие народы Дагестана, самим фактом своего существования обязаны мужеству и самоотверженности Абдурахмана Даниялова.

Абдурахман Даниялов возглавлял Дагестан на протяжении 30 лет (1940 – 1970 гг.). Он запомнился многим как один из самых талантливых руководителей республики, который в очень сложный для республики период, благодаря своему глубокому и всестороннему знанию республики, ее экономики, культуры и традиций народа, сумел значительно ускорить темпы социально-экономического развития Дагестана.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Абдурахман Даниялов – выдающийся деятель Дагестана (Абдулатип Гаджиев, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Горькое детство

Родной аул Данияловых Ругуджа Андалалского участка Гунибского округа в 1937–1944 годах был районным центром. Он славился прекрасными и талантливыми людьми. Это Анхил Марин, не терпящая лжи, вольнодумная поэтесса, боровшаяся за справедливость, воспевавшая свободу и смело бросившая вызов обществу. В эту же эпоху в Ругудже жил и другой талантливейший человек: музыкант, поэт, певец, атлетически сложенный, стройный красавец Эльдарилав. Его жизнь закончилась трагически. Бесценные произведения этих двух талантливых людей ушли в прошлое, оставив после себя, лишь отдельные кусочки, которые передаются из поколения в поколение.

Аул Ругуджа гордится славным сыном Героем Советского Союза Саидом Мусаевым, повторившим подвиг Александра Матросова в Крыму.

Наконец, аул Ругуджа стал известным не только Кавказу, России, но и Советскому Союзу.

22 августа 1908 года в этом же ауле у Данияла и Марин родился первенец, которому дали имя Абдурахман. Их семья была такой же бедной, как и большинство. Дети видели своего единственного кормильца отца, доброго, сильного и справедливого лишь по вечерам, когда он обессиленный возвращался домой и принимался за скудную еду. Его руки никогда не знали покоя, обрабатывая скудный клочок каменистой земли. Так, он от зари до зари гнул спину, мечтая о том дне, когда увидит, наконец, детей сытыми и одетыми.

Их отец был вторым сыном в семье Амирхамза, а мать родилась четвертой дочерью Хапиза, слепого человека, который наизусть знал Коран, отличался незаурядной слуховой памятью.

Шести лет Абдурахмана определили в мектеб, к дедушке Хапиз, который занимался учебой и воспитанием детей. В течение года Абдурахман успешно окончил мектеб, научился хорошо читать Коран, совершать молитвы и держать пост-уразу.

Маленький Абдурахман тяжело пережил смерть бабушки Чакар, которая очень любила его. Как вспоминал Абдурахман Даниялович, бабушка была исключительно нежная, красивая, обаятельная и любимая.

В десятилетнем возрасте в 1916 году умер отец, оставив двум сыновьям и дочери долги и недостроенную саклю. Он не мог унести с собой мечту о счастливой жизни. Мечта отца стала мечтой его детей. Она ходила вместе сними на заработки куска хлеба в сакли богатых, она помогла им сносить голод, согревала их в зимнюю стужу.

Абдурахман в семье был старшим, были еще младшие брат Гаджиали и сестра Аймисей. Это был 1917 год-время больших и сложных перемен по всей стране и в нашей республике.

Гражданская война, голод, холод, разруха и лишение 1918–1920 годов принесли много страданий и дагестанскому народу.

Через четыре года после смерти отца братья матери выдали замуж ее, и маленькие сироты остались на попечении дедушки Амирхамза, который был вынужден переселиться в недостроенный дом внуков и заниматься их воспитанием.

Дедушка Амирхамза отличался крутым характером и навсегда поссорился с братом их матери за то, что он выдал ее замуж за человека другого рода-тухума, у которого были взрослые дети.

К этому несчастию прибавилось другое горе, в 1919 году умер дедушка Амирхамза, и трое сирот остались одни со всеми проблемами. В своих воспоминаниях Абдурахман Даниялович пишет: «Все, что было у нас из живости либо продали, либо зарезали, и в наступившем 1920 году мы все трое жили на одном толокне и то не в достатке. Мы стали голодать и превратились в дистрофиков, голодная смерть стала неминуемой перспективой.»

К счастью, в это время молодая и неокрепшая Советская власть в Дагестане в первую очередь проявила заботу о детях-сиротах. И впервые в республике в ауле Чох в одном из конфискованных домов богача Мамилова был открыт детский дом, и все дети Данияловых 1920 году были определены в этот дом на полное государственное обеспечение, и что круто изменило их последующую жизнь. Здесь они получили еду, одежду, кров и самое главное будущее. В первые за многие годы их кормили мясом, пшеничным хлебом, они узнали, что такое чай, мыло, полотенце, простыни и нательное белье. Их окружили заботой и вниманием, которых они не имели даже при живых родителях.

Абдурахман здесь почувствовал заботу со стороны красных партизан Муртазали Сагитила и Шаран – Хаджи Давуда-воспитателей детского дома – о себе и всех детях, независимо от их национальной принадлежности. Они оберегали детей от сыновей кулаков, бывших царских офицеров, которых натравляли на детдомовцев их родители.

И все это взамен холодной, голодной, полубатрацкой, сиротской жизни в своем ауле под непрерывные упреки родственников. Образно говоря, из ада они попали в рай. Словом, еще неизвестно, какая была бы уготована ему судьбой, если бы в середине 20-х годов, в крайне тяжелое во всех отношениях время он не был бы определен людьми в детский дом.

Позже, вспоминая о безотрадном своем детстве, А.Д. Даниялов писал: «Я по далеким детским впечатлениям и сейчас, точно наяву представляю себе эти старинные холодные бедняцкие куриные сакли, в которых кизяк тлеет в середине комнаты, на камнях дым тянется в закопченную дыру в низко нависшем кривом потолке, а по вечерам тревожно потрескивают лучинки, выхватывая желтыми бликами обычные приметы бедности и горя» В детском доме Абдурахман стал душой всех ребят, везде и всюду их защищал, не давал их обижать. А детдомовцы уважали его как смелого и сильного мальчика.

Абдурахман и чувствовал, что он навсегда остался в неоплатном долгу и до конца своей жизни сохранил чувство глубокой благодарности к красным партизанам и ко всему талантливому и трудолюбивому населению аула Чох за ласку и теплоту, которыми он и другие дети были окружены в детдоме.

С укреплением Советской власти в горах в 1922 году детдом из аула Чох был переведен в окружной центр Гунибского округа село Гуниб.

Директором детдома в Чохе и несколько месяцев в Гунибе была некая Патимат Малекова, женщина своенравная, получившая гимназическое образование, свое дело знала хорошо, однако своему сыну прощала его издевательства над воспитанниками детдома.

Ее заменил Шуршил-Магома, молодой человек из аула Ругуджа, который оказался мало похожим на воспитателя и малограмотным.

Затем директорствовал Цурмилов из аула Шулани, который был грамотным, знающим свое дело, но детьми занимался редко.

Цурмилова на посту директора заменил Гаджи Шахназаров, высококультурный, не по горски нежный, скромный, чуткий человек.

Словом, и для Данияловых в Гунибе, хотя это были тяжелые для молодой республики голодные годы, детдом обеспечивали всем необходимым для сытного, качественного питания, дети были одеты и обуты добротно.

Но все три года в детском доме дети мало чему учились, кто-то знал аджам, а большинство детей были неграмотными.

В детдоме их было ровно сто мальчишек и девчонок с одной судьбой и одной дорогой.

В те годы в Гунибе была дислоцирована воинская часть, командиром которой был русский офицер Никитин, высокого роста голубоглазый блондин, обаятельный и простой. К нему горцы относились с уважением, и он, в свою очередь, соблюдал обычаи и традиции горцев, внимательно относился к населению, особенно детям.

Каждый день у красноармейцев бывали строевые занятия на центральной площади Гуниба, и детдомовцы часами смотрели на них, проявляя большой интерес к происходящему. И совершенно естественно, что шагать им тоже захотелось под флагом своего командира. Вскоре сами дети стали маршировать, а командиром «строевых занятий» был Абдурахман, который не совсем правильно отдавал команды по-русски. Не понимая смысла, он по-русски стал произносить первые выученные слова «шагом арш, направо, налево, кругом» и приучал воспитанников повторять действия красноармейцев. Это, конечно, выглядело смешным и забавным.

Узнав о подражании детдомовцев, Никитин выделил красноармейца, который взял шефство над ними, научил Абдурахмана более или менее правильно произносить слова команды, объяснял значения этих слов. Вскоре дети научились всему и с большим удовольствием проводили свои занятия, позволили им как то в день очередного праздника участвовать в демонстрациях. Они после митинга маршировали на площади, шли вслед за красноармейцами. Командуя детской дружиной, Абдурахман взял под козырек и шел впереди детдомовцев, не оглядываясь, стараясь не отставать от впереди идущих.

Не обошлось и без конфуза. Когда Абдурахман уже подходил к трибуне, на которой стояло окруженное начальство, раздался хохот, и многочисленная толпа участников начала хлопать в ладоши. Оказалось, Абдурахман шел настолько вперед от своей дружины, что не заметил, что он оторвался от нее на более 20 метров.

Пребывание в Гунибе, общение с красноармейцами помогло Абдурахману выучить азы русского языка и буквы алфавита.

В начале 1923 года Наркомпрос ДАССР командировал в Гуниб инспектора Саида Омарова для отбора переростков-детей в Буйнакский интернат горцев. Директор детдома, рекомендуя нескольких детей, в том числе и Абдурахмана, сказал: «Даниялов умеет говорить по-русски, знает алфавит». Тогда Саид Омаров пригласил его к доске и сказал: «Напиши свое имя». Тогда он написал: «абдурахман». Когда ему указали на ошибку, он, естественно, смутился, и директор покраснел. Весной 1928 года Абдурахман, Гаджиали Данияловы, братья Султановы, Патимат Мусаева еще несколько человек попрощались с Гунибом в сопровождении красноармейца на военном фургоне, выделенном Никитиным, приехали в г. Буйнакск, в интернат горцев, а Патимат Мусаеву определили в интернат горянок.

Абдурахман явился в интернат во всем: сапогах, шинели, гимнастерке, буденовке, подаренных ему красноармейцами в Гунибе.

Выправкой, дисциплиной, сознательностью Абдурахман и впрямь был похож на бойца, своего шефа. Если к этому добавить его общительность, доброту и справедливость, нетрудно понять, почему выбор выпал именно на Абдурахмана, за что ребята избрали своим командиром.

Накануне в республике отметили 105-летие со дня рождения видного государственного и политического деятеля Абдурахмана Даниялова. Более 30 лет он занимал руководящие должности в республике.

По воспоминаниям современников, у Абдурахмана Данияловича были удивительная внутренняя мера твердости, силы и мудрости, строгости, требовательности и умение идти на компромисс. Эти качества позволили ему давать достойнейшие ответы на подчас трагические вопросы, которые ставила перед ним история. О жизни и деятельности Абдурахмана Даниялова корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал его сын, актер и режиссер Юсуп Даниялов.

Юсуп Абдурахманович, Ваш отец рассказывал о своем детстве?

– Когда он ушел с работы, мы просили его написать автобиографию. Потому что сейчас многие, особенно люди, которые были в его окружении, приписывают себе какие-то его заслуги. При отце они этого не писали и не говорили. Он отказывался, ему было неловко писать. Но после его смерти мы нашли две тетради, в которых он описывает свою жизнь. Они изданы.

Он интернатский. У него отец умер, когда ему было 9 лет. У нас в селе Ругуджа есть адат – если женщина выходит замуж после того, как осталась вдовой, она не имеет права в чужой тухум брать детей. Бабушку мою выдали замуж, она оставила папу, его брата Гаджи-Али и сестру Аймеседу. Им, конечно, помогали, и с матерью они общались. Но в 9 лет он стал отцом для Гаджи-Али и Аймеседу. Аймеседу потом умерла.

– Каким он был по отношению к своей семье?

– Нам повезло – меня, старшего брата, младшего брата, сестру папа очень любил и он не делал разницы. Он был очень внимательным. Мы не слышали его крика. Даже когда мы бывали на охоте, на рыбалке, он разговаривал тихо, но мы все слышали, понимали. Это одно из достоинств. Я пытался тоже на своих детей и внуков не кричать. Не получается – я срывался. Но когда Абдурахманом назвали внука, я понял, что шлепнуть этого парня не смогу.

Тем не менее, дома был четкий порядок. Отец приходил – мы в комнате находились. Он входил, здоровался – если не говорил «останься», мы вставали и выходили. Не позволяли себе в его присутствии хулиганить. Я вспоминаю, что не курил даже при его брате Гаджи-Али. У нас в доме не было нецензурной речи. Отца за всю жизнь я не видел пьяным.

– Почему никто из его детей не пошел в политику?

– Мы видели по отцу, насколько тяжелая это работа. И мы понимали, что это неблагодарная работа. Когда из политики в последнее время стали делать промысел, меня не удивляет, что каждый наш даже мелкий политик пытается передать должности своим детям. Но государственные должности не тебе принадлежат. Тебя поставили на это место, чтобы ты делал добро. Ты можешь быть хозяином у себя в сарае, в гараже. В республике хозяином нельзя быть, можно только родным отцом для каждого. Вот тогда будет толк.

– Ваш отец был родным отцом для каждого?

– Во всяком случае, он старался это делать.

– Гордился ли отец Вашими заслугами?

– Да, конечно. Я на целину поехал вместе с остальными студентами. И в университете пытались остановить. Когда приходили к отцу люди с просьбами, чтобы освободили их ребенка от этой работы, он говорил: «А я что могу сделать? Вот мой сын тоже едет». И в армии я служил как обычный рядовой.

– Абдурахман Даниялович давал Вам какие-то жизненные советы? Что запомнилось?

– Много советов давал. Вот один – амбиция должна соответствовать амуниции. Если у тебя костюм ефрейтора, не лезь в генеральские команды. Если у тебя генеральские погоны, отвечай за подчиненных. Второе – вот мы кого считаем компетентным? Того, кто имеет право решения. Отец говорил: «Я, изучая словарь Даля, вычитал: компетентным является тот, кому требуется наименьшее количество дополнительной информации для принятия правильного решения».

– Чьими мнениями, советами он дорожил?

– Он прислушивался ко всем старшим. Для него старший – это был уже более умный, более образованный. Например, в интернате с ним учился подводник, герой Советского Союза Магомед Гаджиев. Его мужественностью восторгаются подводники во всем мире. Героя ему присвоили за то, что он на подводной лодке с одной пушкой на носу всплыл один против двух надводных торпедных катеров и прогнал эсминец.

Очень уважал он Эфенди Капиева. Когда отец с ним общался, он ему посоветовал: «Чтобы знать дух российской культуры, прочитай Тургенева от начала до конца, Некрасова». Он прочел и после этого понял многое.

– В 1944 году на Кавказе появились дезертиры, и в целях безопасности оттуда выселили чеченцев, ингушей, калмыков, балкарцев, кабардинцев и другие народы. Правдива ли легенда о том, что Ваш отец пошел к Сталину и добился того, чтобы дагестанцев не выселяли?

– Не был он у Сталина. Я спрашивал отца. Причем многие люди, желая быть причастными к событию избавления Дагестана от высылки, говорят, что он рассказывал им. Ерунда. При живом отце ни один из них слова не сказал. Отец по-партизански просто улетел в Москву и поехал в министерство по национальным вопросам к Микояну. Начал ему говорить: «Вы делаете ошибку. Вы что, будете пересматривать биографию Сталина?». Тот тут же снял трубку, позвонил: «Лаврентий Павлович, тут один ретивый дагестанец по поводу биографии Сталина выступает». И отца оттуда уже под конвоем привезли к Берии. Отец ему сказал: «У нас автономию Сталин провозглашал. Вы считаете, что Сталин ошибся, будете выселять дагестанцев?». А Берия меньше других был заинтересован, чтобы на Кавказе один Азербайджан был крепче, чем Армения и Грузия. И он воспользовался тем, что отец настаивал.

Ни на партийные, ни на советские органы в действительности эти дезертиры не нападали. Да, грабили мельницу, чтоб муку взять – голодные люди. Они не зверствовали, не убивали. Конечно, были люди, которые были готовы уйти к немцам – ничего удивительного. И сегодня есть люди, которые говорят: «Если бы мы проиграли войну, баварское пиво пили бы сейчас». Не баварское пиво, а помои тебе бы доставались.

– Помимо безоговорочного уважения старших, каких принципов он еще придерживался?

– Он не понимал, что такое дать взятку или взять взятку. Отец был интернатским парнем, который ценил достоинство. Он не рассыпался по мелочам. Было много противников, неприятелей, которые пытались найти что-то против отца, но среди них нет ни одного репрессированного. Отец не воспринимал месть. Он просто не упоминал этого человека в своих воспоминаниях – вот его наказание было.

– Как проходили последние годы его жизни?

– Через два года после ухода на пенсию отец защитил кандидатскую. Через четыре года защитил докторскую диссертацию. Причем, когда кандидатскую защищал, оппоненты рекомендовали дать докторскую. Отец, выступая с трибуны, сказал: «Докторскую, я вам обещаю, еще защищу». И он защитил. Еще во время работы он занялся написанием книги о Махаче Дахадаеве. После ухода на пенсию он поехал по всем местам работы и учебы Махача Дахадаева и собрал те архивные данные, которые даже наши ученые не имели.

– Как вы думаете, какая заслуга Вашего отца перед Дагестаном самая значимая?

– Даже не знаю. Это решать дагестанцам. Но то, что мы не являемся районом Азербайджана, причем при неполном содержании национальностей, – это хорошо.