Достижения социума в первобытной эпохе таблица. Цивилизационное развитие человечества в первобытную эпоху

Первобытный период в истории развития человеческой культуры занимает огромный, по сравнению с другими, период времени: с процесса выделения человека из мира животных (около 3,5 млн лет назад) до образования первых классовых обществ (примерно,
в IV тыс. до н. э.). В основе периодизации первобытной культуры – различия в материале и технике изготовления орудий труда. Неудивительно, что к его исследованию обращались многие ученые (например, Дж. Фрезер П. Тейяр де Шарден). Однако сам термин вошел в употребление сравнительно недавно, со времени появления (в 1871 г.) одноименного труда Э. Б. Тэйлора.

В древнейшей эпохе выделяют три периода:

– каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);

– бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);

– железный век (с I тыс. до н. э.)

В общепринятой классификации каменный век включает:

– палеолит (древний каменный век);

– мезолит (средний каменный век);

– неолит (новый каменный век);

– меднокаменный век (переходный к бронзовому).

Палеолит разделяется на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

Палеолит – эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных.

Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду – керамику.

Культура Нижнего палеолита

На протяжении более чем миллиона лет культура довольно мало изменялась.

Человек нижнего палеолита умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Деревянные орудия до нас, не дошли.

Одним из самых значительных достижений этого периода считается овладение огнем. Люди научились строить простейшие жилища .

Если говорить о духовной культуре этого периода, интересным явлением в некоторых африканских и европейских местонахождениях с датировками около полумиллиона лет является наличие так называемых «камней в форме обезьяньей головы». Они обычно не имеют следов обработки и могли быть собраны исключительно в качестве «диковинок» или естественных «портретов». Эти и некоторые другие находки свидетельствуют о зарождении символического поведения , не связанного с насущными потребностями выживания, о появлении эстетических чувств.

Культура Среднего палеолита

Существенно, что неандертальцы, видимо, в большей степени адаптировались к экстремальным условиям окружающей среды путём биологических приспособлений и меньше – путём изменений в культуре по сравнению с людьми современного вида.

Период культуры характеризуется широким расселением человека в результате которого палеоантроп (человек среднего палеолита) расселился практически по всей свободной от ледника территории Европы. Усиливалось культурное различие территориальных групп людей.

Памятники достаточно чётко разделяются на базовые лагеря, и на временные охотничьи лагеря. Базовые лагеря и временные охотничьи стоянки размещались как в пещерах, так и под открытым небом. Сооружаются большие жилища с несколькими кострищами.

Обнаружены первые захоронения, следы ритуалов (зарождался тотемизм), использование орнаментации – ритмические повторения нарезок на костях или камнях, использование краски (преимущественно красной охры).

Встречаются случаи особенного обращения с черепами и костями медведей: черепа складывают в специальные ниши в пещерах или ящики из каменных плит. Тотемом, видимо, был медведь.

Средний палеолит – эпоха бессловесная.

Культура Верхнего палеолита

По сравнению с предыдущими эпохами сведения о верхнем палеолите гораздо разнообразнее и полнее.

На рубеже среднего и верхнего палеолита закан­чивается эволюция ископаемых гоминид и появляется человек современного типа – Homo sapiens .

С появлением человека современного типа не только стали всё быстрее и быстрее нарастать темпы развития культуры, но и открылись неизвестные ранее области творческой деятельности, недоступные более древним, людям нижнего палеолита. Это был новый, огромный шаг вперёд, неразрывно связанный со значительными изменениями во всех сторонах жизни и деятельности первобытного человека, прежде всего в росте и усложнении общественных связей.

Верхний палеолит был эпохой существенного расширения ойкумены – населённой человеком части земли. Стоянки этого времени известны в Старом и Новом Свете, Австралии, в Северной Америке, в Средней Азии и на Ближнем Востоке, на Кавказе и Памире.

В период становления человека современного типа начинают формироваться и современные расы. Они отличались друг от друга по ряду второстепенных и несущественных признаков – выступающий нос, высота переносица, размеры и форма нёба, цвет кожи, характер волосяного покрова и др.

Палеолитические статуэтки интересны тем, что они передают облик людей верхнего палеолита. Женские статуэтки являются, вместе с тем, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом.

Человек овладел новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме – в скульптуре и резьбе, стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство палеолита остаётся в полной мере первобытным. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки палеолита не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о верованиях первобытного человека, появлении магии (прежде всего, охотничьей).

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у людей верхнего палеолита, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Верхнепалеолитические погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Возникновение языка в позднем палеолите не вызывает сомнения. Вокальная коммуникация ископаемых гоминид пе­решла в членораздельную речь Homo sapiens под влиянием ряда обстоятельств антропологического, экологического, тех­нологического, психосоциального характера.

Культура Неолита

С происхождением языка и сознания неразрывно связано появление мифологических образов. Точное время их происхождения не поддаётся определению. Однако, начиная с верхнего палеолита возник синкретический комплекс: миф – изображение – ритуал, образующий устойчивую структуру. Миф – способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на та­ком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Мир предстает в мифе как магический ко­смос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастнос­тью; человек, как, впрочем, и боги, есть лишь элемент космического цело­го и подчинен его судьбе; человеческая жизнь есть прямое продолжение кос­мической жизни, и внутренняя драма человеческой души есть результат вме­шательства демонов и богов. Отсюда вытекает развитие магии.

Суть «Неолитической революции» – переход от присваивающего к производящему хозяйству – появление земледелия, скотоводства; оседлого образа жизни.

Возникли различные виды ремесел (мужчины), ткачество, прядение (женщины).

Первобытные племена имели кровнородственные связи. Формировались на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка.

Тестовые задания

1. Антропогенез означает:

1) начало неолитической революции;

2) процесс возникновения и развития человека;

3) процесс возникновения и развития общества.

2. В структуру культурогенеза не входит:

1) генезис культурных форм;

2) развитие межэтнических культурных общностей;

3) осмысление людьми своих интересов и потребностей.

3. Сущность культурогенеза заключается:

1) в произошедшем в древности зарождении культуры;

2) в постоянном становлении культуры;

3) в возникновении новых орудий труда.

4. Миф – это:

1) способ восприятия мира, основанный на смысловом породнении человека и мира;

2) специфическая древнегреческая форма культуры, для которой характерны истории о богах;

3) вымысел, который создается в тех случаях, когда человек не может что-либо объяснить.

5. Не является видом присваивающего хозяйства:

1) земледелие;

2) собирательство;

6. Установить соответствие:

Названия концепций Содержание
1) Креационистская концепция а) причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры
2) Трансцендентальные теории б) человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше
3) Космологические теории в) возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры

7. Установить соответствие:

8. Установить соответствие:

9. Расставьте периоды древнейшей истории человечества в порядке их смены:

1) железный век;

2) каменный век;

3) бронзовый век.

10. Расставьте периоды каменного века в порядке их смены:

1) мезолит;

2) палеолит;

3) неолит.

11. Овладение огнем произошло:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

12. Тотемизм зарождался:

1) В древнем палеолите;

2) В среднем палеолите;

3) В верхнем палеолите.

13. Человек современного типа – Homo sapiens появляется:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

14. Переход от присваивающего к производящему хозяйству – _________________________.

15. Одна из форм древней духовной культуры, возникшая в первобытном обществе, совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность – _____________.




1. Эпоха первобытности. Хронологические рамки – 2,5 млн – IV – III тыс. лет до н. э. Особенности: - Данные антропологии, ар- хеологии, этнографии, - Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др.) - Использование антропо- логической и археологи- ческой периодизации. Прародина человечества


2. Основные этапы развития человечества Человек как вид возник в Африке (8-6 млн. лет назад). Причина антропогенеза – «природный толчок» – «аридизация» (засуха). Периодизация 6,5 – 1 млн. лет до н.э. – Австралопитеки (прямо- хождение, природные пред- меты в качестве орудий тру- да. 2,5 – 1,6 млн. лет до н.э. – Homo habilis, Homo rudolfensis (изготовление орудий труда). Эволюция человека. Современный рисунок.


2. Основные этапы развития человечества 1,8 млн. – 300 тыс. лет до н.э. – Homo erectus (питекантроп, синантроп и др. архантропы) 300тыс. – 40 тыс. лет до н.э. – Неадертальцы (палеант- роп). 200/130 тыс. лет до н.э. – Homo sapiens sapiens (в т.ч. Современный человек). Появился в Африке. В Европе - ок. 40 тыс. лет назад. На нем биологическая эволюция завершилась. Неадерталец


3. Палеолит Древнекаменный век (2,5 млн – XII/X тыс. до н. э. Ранний. (2,5 млн. – 300 тыс лет до н. э.) Homo habilis. Кочевой образ жизни. Собирательство, пе- реход к охоте. Начало изготовления орудий (руби- ло, отщепы) Мышление и освоение огня. Появление общины, коллек- тивизма и равенства. Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э.) Неадертальцы. Древнейшие собиратели


3. Палеолит Последний ледниковый пе- риод. Хозяйственная и соци- альная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы. Поздний. (40 – 10 тыс. лет до н. э.) Homo sapiens (кроманьонцы). Рост населения и продолжительности жизни. Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии». Древнейшие охотники


3. Палеолит Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная едини- ца. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (изображение животных и женщины-прародительни- цы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм) Завершение формирования человека как биологического вида. Кроманьонец


4. Мезолит Средний каменный век (X тыс. до н. э.). Таяние ледников. Окончание ледникового периода. Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повы- шение роли рыболовства. Уменьшение численности общин. Главный герой искусства – человек (сражения коллек- тивная охота). Охота. Доисторический рисунок


5. Неолит Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э.) Неравномерность развития (лидер – Ближний Восток). Появление земледелия и скотоводства – Неолитическая аграрная ре- волюция (ячмень, пшеница и козы, овцы, свиньи). Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Использование самородных металлов (медь, свинец, золото) – VIII тыс. до н. э. Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского вельможи


5. Неолит Гончарное производство - VII тыс. до н. э. Плавка и литье металлов- VI тыс. до н. э. Колесо, повозка, гончарный круг, ткацкий станок, плуг, парус - IV тыс. до н. э. Общественное разделение труда Первое – земледелие и скотоводство. Второе – земледелие и ремесло (торговля). Замена родовой общины соседской. Родовая и соседская общины


5. Неолит Зарождение частной собст- венности и неравенства. Появление племени. Вы- деление племенных вождей. Сакрализация власти. Политеистические религии. Богиня-мать, культ предков и вождей. Искусство – интерес к чело- веку, искусство для власти. Повышение производитель- ности труда – присвоение излишков – неравенство – разложение первобытного общества. Первобытные Венеры

  • Схемы и таблицы по русскому языку (Документ)
  • Попков В.П., Евстафьева Е.В. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы (Документ)
  • Першиц А.И. (ред.) Первобытное общество. Основные проблемы развития (Документ)
  • Схемы и таблицы - Стратегическое управление персоналом, планирование работы с персоналом (Документ)
  • Электротехника и электроника. Наглядные пособия. Таблицы. Схемы (Документ)
  • Шпоры- История Беларуси (Шпаргалка)
  • Шпоры по Истории Беларуси(отформатированные) (Шпаргалка)
  • Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран (Документ)
  • Шпоры по истории Беларуси (Шпаргалка)
  • Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье) (Документ)
  • Бледнова Н.С., Вишняцкий Л.Б. и др. Первобытное искусство: проблема происхождения / (Документ)
  • n1.doc

    Первобытное общество в таблицах и схемах

    Первый этап в развитии человечества занимает в истории огромный период времени: с момента появления человека (более 2.5 млн. лет назад) и до образования классовых обществ.

    Существуют различные его периодизации :


    По способу изготовления орудий труда

    По формам человеческого общежития

    По физическому типу человека

    По типу хозяйства

    1.каменный век

    А) древний (палеолит)

    Б) средний (мезолит)

    В) новый (неолит)

    2. бронзовый век

    3. железный век


    1. первобытное стадо;

    2. первобытная родовая община

    3. матриархат

    4. патриархат

    5. распад родовых связей; соседская община


    1. архантропы

    2. палеоантропы, неандертальцы


    1. присваивающее хозяйство

    2. производящее хозяйство (V-II тыс.до н.э.)


    обезьяноподобные

    Человекоподобные

    Примитивное строение черепа, недостаточная гибкость руки

    Добывание огня, жареная пища, примитивные погребальные обряды

    3. неоантропы (ископ.современный человек): сложные орудия труда, одежда, жилище, успешная охота

    Источники :

    1) памятники материальной культуры;

    2) этнографические наблюдения;

    Древнейшие археологические находки на территории нашей страны обнаружены от Крыма и Кавказа до Якутии и Заполярья.

    Наиболее известный памятник эпохи неолита - земледельческая культур Триполья. Также обнаружены следы в Туркмении, Закавказье, на Северном Кавказе и в Причерноморье (в благоприятных южных районах).

    Движущие силы :


    • Изменение природных условий, климат.

    • Около 800 тыс.лет назад – наступление ледника.

    • Резкое похолодание (палеолит, мезолит).

    • Неолит – послеледниковое время.

    По строй – первая ступень развития человечества, характеризующаяся:


    • равенством,

    • общественной собственностью на СП,

    • коллективизмом и демократизмом,

    • примитивностью орудий труда,

    • язычеством,

    • почти полной зависимостью от природы.

    Развитие первобытного общества

    Климат

    Физ.тип человека

    Период

    Хозяйственная деятельность

    Организация общественной жизни

    Пред ледниковый период

    Архантропы (2-2,5 млн. лет назад)


    Палеолит

    Главное занятие – собирательство, изготовление и целенаправленное изготовление орудий труда

    Первобытное стадо.

    Ледниковый период

    200 – 35 тыс. лет до н.э.


    Средний палеолит (400 – 35 тыс. лет назад)

    Гл. занятие – коллективная охота. Использование огня, пещер, одежды.

    Первобытная община. Появление разделения труда. Охота – мужчины, собирательство – женщины. Развитие речи.

    Палеоантропы (неандертальцы)

    Примитивный погребальный обряд

    40-35 тыс.лет до н.э.

    Неоантропы (40-35т.)


    Верхний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.) - мезолит

    Улучшилось оснащение охотников. Более разнообразное оружие. Искусственные жилища.

    Главную роль играют женщины (хранение очага, приготовление пищи, изготовление одежды).


    Матриархальная родовая община (более прочная).

    Совместная деятельность и проживание.


    Потепление

    Конец мезолита (10-8 тыс. лет до н.э.)

    Неолит (7-5 тыс. лет до н.э.)


    Появление лука и стрел. Изменение характера деятельности, переход к производящему хозяйству. Появление земледелия и скотоводства. Камень точат, пилят, сверлят, шлифуют, изготавливают керамику, ткани.

    1 тыс.до н.э.

    (Закавказье)


    Энеолит (4-3 тыс. до н.э.)

    Медно-бронзовый (3-2 тыс. до н.э.)

    Использование железа => революция


    Использование меди и бронзы, отделение скотоводства от земледелия, совершенствование ремесла, появление искусства, мифологии и религии.

    Резкий рост производительности труда. Усиление специализации. Второе крупное разделение труда: отделение ремесла от с/х


    Резко возрастает роль мужчин.

    Переход к патриархальной родовой общине.

    Распад родовых связей:

    Переход к соседской общине. Имущественное неравенство. Выделение знати.

    Тема 1.1. Эпоха первобытности.

    Первобытное общество - самый продолжительный этап развития человечества, характеризовалось крайне низким уровнем развития производительных сил и общинной собственностью на средства производства.

    Антропогенез. Виды человека.

    А нтропогенез происхождение человека.

    Трудовая теория ( Ф. Энгельс, XIX в.): трудовая деятельность предков человека привела к изменению их внешнего облика, а потребность общения способствовала зарождению языка и мышления. Эта теория опирается на учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

    Биологи относят человека к отряду высших млекопитающих - приматам. Орангутаны (род древесных обезьян) – наиболее близки к человеку по гомологии ДНК .

    Генетика считает, что анатомические изменения, приведшие к появлению человека, связаны с мутациями, что антропогенез происходил в зоне повышенной радиоактивности (Восточная Африка) в периоды геомагнитной инверсии (смены полюсов Земли).

    Схема антропогенеза см. Таблица 1 по теме 1.1., (Таблица 2 по теме 1.1.).

    Палеолит самый длительный период, поэтому его подразделяют на

    ранний (нижний) и поздний (верхний) палеолит .

    Мезолит

    ок 13-12 тыс. лет – ок 11-10 тыс. лет до н.э.

    Неолит

    ок 11-10 тыс. лет – ок 5-4 тыс. лет до н.э.

    Медный (медно-каменный) век – энеолит

    ок 5-4 тыс. лет до н.э.

    Бронзовый век

    ок 4-3 тыс. лет до н.э.

    Железный век

    ок 2-1 тыс. лет до н.э.

    Родовая община.

    Предполагается, что первые люди жили небольшими группами, в которых наблюдалась система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами коллектива.

    По другому мнению для большинства отсталых народов характерно равенство членов коллектива.

    Основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка. Во главе рода стояли старейшины . Все важнейшие вопросы решались на народном собрании . О тношения между мужчинами и женщинами были неупорядоченными – промискуитет . Постепенно появляется запрет на вступление в связь членов одного и того же рода – экзогамия . Так с ложился дуально-родовой групповой брак (члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода). Родовые общины объединялись в племена . Со временем брак стал моногамным (парным) .

    Достижения людей в период палеолита и мезолита.

    Люди эпохи нижнего палеолита пользовались грубо обработанными каменными орудиями. Они овладели огнем.

    Поздний палеолит характеризуется наличием разнообразнейших каменных орудий для разных целей. Делали составные орудия из дерева и камня. Была изобретена копьеметалка - первое механическое приспособление в истории человечества.

    Сложилось половозрастное разделение труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины – собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, жилища, воспитанием детей. Дети помогали женщинам.

    Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. После инициации они становились полноправными членами племени, могли вступать в брак.

    В период позднего палеолита фиксируется зарождение этнических отличий, начали складываться три основные расы человечества.

    В период мезолита использовались оббитые рубящие орудия из камня, а также орудия из кости и рога был изобретен серп. Распространились лук и стрелы. Основой хозяйства были охота, рыболовство и собирательство. Началось одомашнивание (доместикация) растений и некоторых животных.

    Первобытная религия и искусство.

    Наблюдения и размышления привели к зарождению у древних людей представления о духах и богах, т ак зародилась религия. Духи воплощались в конкретных объектах: камнях, деревьях, животных, предках рода. Такая вера называется анимизм . Вера в покровительство реального или воображаемого предка (человека, животного или растения) – тотемизм .

    Реализацией творческих возможностей человека стало искусство: сначала зародились танцы и песни, изобразительное искусство зародилось в форме наскальной живописи и скульптуры.

    Неолитическая революция.

    Первые люди «присваивали» себе продукты природы – присваивающий тип хозяйства.

    Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник, что привело к гибели многих животных и растений. Выход из экологического кризиса был найден в искусственном разведении растений и выращивании животных, так зародились земледелие и животноводство – производящий тип хозяйства.

    Переход к производящему хозяйству – неолитическая революция - начался в период мезолита и завершился в неолите.

    Люди освоили колесо, научились производить шерстяные и льняные ткани, изобрели керамику, гончарный круг, кирпичи, сохи и плуги, для полива полей строили примитивные каналы и бассейны.

    Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торговли.

    Различия в природных условиях привели к появлению специализации . Произошло первое крупное общественное разделение труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

    Затем появлялись ремесленники и произошло второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

    Зародилась торговля .

    Начало формирования народов.

    На территории Передней Азии, а также в Северной Африке обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На этих языках говорили египтяне, вавилоняне, ассирийцы. В некоторых районах Передней Азии жили племена, давшие начало индоевропейским языкам – на них говорит значительная часть населения Земли.

    О времени и месте появления индоевропейцев имеется несколько версий:

      южнорусская прародина (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье),

      восточно-анатолийская прародина (север Передней Азии).

    Некоторые индоевропейские племена, стремясь захватить лучшие земли, заселили Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и др.

    Эволюция общественных отношений. Соседская община.

    У земледельцев по мере усовершенствования орудий труда, отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой и родовая община уступала место соседской общине .

    Жилище, орудия труда, скот становятся собственностью отдельных семей . Но земля продолжала оставаться в общинной собственности .

    У скотоводов родовая община сохранялась более длительное время.

    Со временем некоторые семьи становились более состоятельными, ушло равенство внутри общины, появилось воровство.

    У истоков государственности.

    Организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением . На период войны на собрании избирался вождь . Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения регулировались обычаями, традициями. Затем власть вождя стала распространяться на мирные периоды и начала переходить по наследству.

    Для войны племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником, вкруг которого сплачивались лучшие воины (дружинники ). Вожди также приобретали жреческие функции.

    Со временем добровольные дары стали обязательными податями - налогами. Во время успешного набега на соседей помимо добычи брали и пленных, которых заставляли работать – так появились рабы .

    Одни племена завоевывали других. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники - помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.

    Зарождение городов.

    Поселки земледельцев превращались в более крупные поселения, обнесенные стенами из камня или глины. Дома тоже стали делать из кирпичей. В центре возвышался храм - жилище богов. Такие поселения напоминали города.

    В результате изучения данной главы студент должен:

    знать

    • этапы становления homo sapiens и человеческой цивилизации;
    • цивилизационные достижения первобытной эпохи;
    • ментальные особенности первобытного человека;
    • ранние формы религии, их специфику и вариации;
    • исторические корни современных форм оккультной культуры;

    уметь

    • идентифицировать и классифицировать рудименты архаичных культурных форм в современных социальных процессах;
    • применять теоретические знания к ситуациям, выявляющим рудименты архаического сознания в современном обществе;
    • понимать и анализировать архетипическую составляющую современных культурных форм;

    владеть

    • методами анализа архетипических проявлений социальной жизни современности;
    • навыками распознавания древних архетипов в культурах разных народов.

    Выделение человека из живой природы

    Понятие «первобытность» обозначает тот период в истории, когда вид homo sapiens выделился из животного мира и его бытие, пройдя ряд трансформаций, приобрело качественные отличия от бытия животных.

    sapiens и животный мир.

    Согласно классификации Артура Кейза, человек обладает 1065 биологическими признаками. Из них 312 свойственны только человеку, 396 - человеку и шимпанзе, 385 - человеку и горилле, 354 - человеку и орангутану, 117 - человеку и гиббону. Генетическими исследованиями установлено, что у человека и шимпанзе 98% общих генов .

    Согласно современным научным представлениям сам путь выделения из животного мира занял около 6 миллионов (далее - млн) лет. За эго время сменилось несколько форм живых существ в их развитии от приматов к человеку разумному. Первой такой формой стали гоминиды - существа, отделившиеся от приматов в период от 10 до 7 млн лег назад (разница в датировке вызвана тем, что исследования, проводимые с помощью методов молекулярной биологии, сравнительной морфологии и анатомии, а также палеонтологии дают разные результаты). Гоминиды (как и homo sapiens) появились в Африке под воздействием уникального набора так называемых мутагенных факторов , ускоривших процессы социализации приматов. К числу таких факторов относят вулканическую деятельность, вспышки на Солнце, перемену магнитных полюсов (геоинверсию), излучение урановых рудников. Однако доказать роль этих факторов в этногенезе гоминид пока не удалось. Предположительно, способность гоминид к выживанию, а затем - к вытеснению других видов, зависела не только от совершенствования биологических качеств, но и от способности к коллективному взаимодействию, созданию и совершенствованию способов овладения ресурсами (цивилизационная сторона жизни) и способов коммуникации (культурная сторона).

    От гоминид к homo sapiens :

    • 6-4 млн лет назад - гоминиды (рамидус, оррорин, сахелантроп), овладение прямохождением; собирательство, как способ выживания;
    • 4-2,5 млн лет назад - австралопитеки. Использование природных объектов (дерево, кости) в качестве орудий труда; охота на мелких животных;
    • 4-1,6 млн лет назад - homo habilis (человек умелый). Изготовление первых каменных орудий труда;
    • 1,6 млн - 200 тыс. лет назад - homo erectus (человек прямоходящий). Широкий набор каменных орудий труда, загонная охота, добывание и поддержание огня.

    Исследования митохондриальной ДНК , предпринятые в конце XX в., привели к выдвижению гипотезы о том, что все представители вида homo sapiens являются потомками одной популяции homo erectus (около 40 особей), зародившейся в Африке приблизительно 200 тыс. лет назад (гипотеза «митохондриальной Евы»). В настоящее время эта гипотеза является базовой для определения времени и места появления человечества в его современном виде. Причины мутации, произошедшей в этой популяции, не выяснены. Есть предположения о воздействии жесткого рентгеновского излучения (вспышка сверхновой звезды), об инверсии магнитного поля Земли или эволюционной «цени ошибок», приведшей к выделению homo sapiens из числа родственных популяций. А 60-70 тыс. лет назад в этой разросшейся популяции произошло разделение на три группы - родоначальниц современных рас.

    Прямая речь

    Стив Джонс .: «Митохондрии - небольшие, производящие энергию структуры в клетке. Каждая из них песет свой собственный отрезок ДНК, около шестнадцати тысяч оснований, замкнутых в круг, очень отличный от ДИК в клеточном ядре. В яйцеклетках полно митохондрий, но в сперматозоидах они уничтожаются, когда те проникают в яйцеклетку. В результате такие гены наследуются почти исключительно по женской линии. Подобно еврейству, они переходят от матерей к дочерям и сыновьям, и только дочери передают их следующему поколению.

    Любая семья, любой народ с любого континента может проследить свое происхождение от митохондриальной Евы - женщины (само собой разумеется, одной из многих живших в го время), на которой сходятся все их женские линии. В ряде случаев она жила не так давно: в Новой Зеландии все маори разделяют одну и ту же митохондриальную особенность, свидетельствующую, что всего несколько женщин основали свой народ тысячу лет назад. Мировое генеалогическое дерево, основанное на митохондриях, уходит своими корнями в Африку, учитывая большее их разнообразие на этом континенте, чем где-либо еще. Отслеживание самых последних миграционных путей показало, что митохондрии представляют собой точные исторические записи: так, в Новом Свете местные митохондрии связаны с митохондриями из Сибири, что подтверждает картину древних миграций... Один ген найден в определенной форме у людей, а в другой - у всех других обезьян. Он кодирует молекулы на клеточной поверхности, активно участвующие в передаче информации между клетками, больше между клетками мозга, чем остальными. Возможно, это ген (или один из генов), который делает человека человеком. Его послание, записанное четырьмя буквами Л НК: A, G, С и Т, начинается примерно так: AACCGGCAGACAT... В общей сложности в нем три тысячи букв. Вместе они содержат важную часть длительной биологической истории существования в виде мужчины или женщины, а не шимпанзе или гориллы. Излишне говорить, что эти родовые записи ничего нс говорят нам - или обезьянам - о том, что значит быть частью человечества. Для этого требуется гораздо больше, чем последовательность оснований ДНК, и это лежит вне сферы науки вообще» .

    Распространение вида homo sapiens по всей поверхности Земли, сопровождавшееся вытеснением конкурентов, началось приблизительно 40 тыс. лет назад и продолжалось до рубежа в 13 тыс. лет назад. В это время землю населяли несколько разных линий потомков homo erectus - палеоантропов. Самая известная из них - неандертальцы, оставившие первые по времени свидетельства о развитии культуры в различных ее проявлениях (верования, бытовая коммуникация, зачатки искусства). Неандертальцы и представители еще одной линии - «денисовского человека» - скрещивались с представителями homo sapiens, и их «вклад» в геном человека - от 1,5 до 6%. В 2003 г. в пещере Лианг-Буа на острове Флорес (Индонезия) найдены остатки первобытной цивилизации представителей вида homo, названные homo florensiensis. Они имели средний рост около 1 м и поэтому получили неофициальное название «хоббиты».

    Причины, по которым только представители homo sapiens смогли перейти на новый уровень развития цивилизации, а остальные линии потомков homo erectus оказались тупиковыми, до конца не выяснены. Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что homo sapiens лучше других линий homo взаимодействовали друг с другом в процессе получения и распределения благ. Если это объяснение верно, то значит, что победу homo sapiens над конкурентами обеспечила способность к развитию тех форм культуры, о которых написано ниже.

    Цивилизационное развитие homo sapiens. Такое развитие принято разделять на три периода, название которых фиксирует изменения в орудиях труда.

    Палеолит - древнекаменный век. Для всех потомков homo kahilis он начался примерно 1,6 млн лет назад. Период, в котором первая, фиксируемая за пределами Африки, группа homo sapiens - кроманьонцы - расселилась по Евразии, именуется верхним палеолитом. Кроманьонцы обладали всеми признаками природной цивилизации. Главный из них - орудия коллективного производственного потребления. Изготавливаемые из дерева, кости и камня приспособления использовались как при получении благ от природной среды (охота и рыболовство, собирательство, изготовление первых элементов одежды и предметов быта), так и для изготовления собственно новых приспособлений. Орудия кроманьонцев были составными (из двух или нескольких видов материалов), а также сложными, как лук и стрелы или копьеметалка. Знания о способах такого изготовления - первичные технологии - фиксировались в умениях людей и передавались от поколения к поколению.

    Важным цивилизационным достижением стал переход от постоянного перемещения родовой группы людей в поисках пропитания к частичной оседлости - долговременным стоянкам. Жилищем во время таких стоянок становились пещеры или построенные из костей, бивней и шкур мамонтов «длинные дома», вмещавшие десятки людей.

    Природный характер сложившейся в верхнем палеолите цивилизации выражался в том, что производственная деятельность людей не меняла ни природный ландшафт, ни естественных циклов воспроизводства в природе. Это не значит, что человечество вообще не воздействовало на природу. Пожары, возникающие при использовании огня при охоте, выжигали леса. Охота могла привести к уничтожению крупных популяций животных. В верхнем палеолите кроманьонцы начали приручение волков, положив начало разделению на дикую и окультуренную природу. Но эго воздействие на природу было не систематическим и достаточно слабым.

    За все время палеолита земля пережила восемь периодов оледенений, когда резко сокращался объем растительной нищи. Расселение homo sapiens по Евразии началось во время межледникового потепления (50-27 тыс. лет назад). Но вслед за этим наступил последний ледниковый период. Пик похолодания пришелся на время 20-17 тыс. лет назад. Способность людей к выживанию в это время определялась эффективностью загонной охоты на крупных животных (мамонтов, северных оленей, лошадей, куланов, сайгаков) и использованием скудных растительных ресурсов.

    Эпоха мезолита (12-8 тыс. назад) - это время крайне резкого (по геологическим меркам) потепления и столь же быстрого (по меркам историческим) освоения человечеством новых территорий. В это время на территории, оставляемой льдами, образуется большое количество рек, озер и болот. Освободилось ото льда и морское побережье. Именно в этот период потребление птицы, рыбы и морепродуктов стало важной частью рациона людей. Добыча рыбы и морепродуктов значительно облегчилась с появлением первых транспортных средств: плота, лодки-долбленки, каноэ. Увеличилась и доля растительной пищи, в особенности злаковых культур, первые (и неустойчивые) попытки выращивать которые предпринималась в указанный период. Отступление ледника, расселение людей

    в лесах и на заболоченных территориях создавали условия для активизации резервных знаний, прежде не находивших применения.

    Резервные знания - информация об окружающем мире и набор технологий, не находящие применения в данном обществе вследствие его (общества) инерционного существования. Тем не менее эти знания сохраняются и передаются в разных формах: мифа, игры, чудачеств и странностей. Когда условия существования общества резко меняются (в теории Тойнби - «вызов»), резервные знания могут быть востребованы для изменения парадигмы цивилизационного развития (в теории Тойнби - «ответ»). Для палеолита резервные знания - это изобретение лука и стрел, которые неприменимы в загонной охоте, а также знание о том, как расщеплять кремень на пластины.

    Важнейшей стороной цивилизационного развития стало использование микролитов - тонких, стандартизированных, хорошо заостренных кремниевых пластин, вложенных в деревянную или костяную ручку. Это значительно облегчило все действия по получению благ и позволило увеличить ценность индивидуальных усилий в их общем объеме. Загонная охота сменилась индивидуальными формами, с использованием метательного оружия, а также лука и стрел. В лесостепной полосе появились макро - литы - крупные каменные орудия (прежде всего топоры), предназначенные для обработки дерева.

    Люди покинули пещеры, поскольку климат позволял жить на открытых пространствах, а количество видов крупных животных, представляющих угрозу, резко сократилось. «Длинные дома» исчезают, уступая место легким сборным жилищам. Климатические условия позволяли в каждое время года обеспечивать себя растительной, морской и животной пищей, но для этого необходим был контроль над значительной территорией. Поэтому в мезолите формируются родоплеменные объединения с основной целью во взаимодействии - распределения контролируемых территорий и захват новых. Резко усиливается роль мужской военно-охотничьей организации, притом что сами родоплеменные сообщества небольшие: от 30 до 100 человек. В мезолите люди одомашнили собаку и, возможно, пытались приручить свинью, овцу и козу .

    Неолитическая революция. Эпоха неолита (новокаменного века) в разных регионах нашей планеты началась в промежутке между 8 и 5 тыс. лет назад. Толчком к ее началу, видимо, послужил кризис охотничье-рыбо- ловного потребления в связи с быстрым ростом человеческой популяции и сокращением потребляемых ресурсов. Появился запрос на резервные знания в сфере сохранения и воспроизводства пищевых ресурсов, что привело к первому в истории человечества цивилизационному сдвигу, получившему название «неолитическая революция».

    Цивилизационный сдвиг - переход от существующей парадигмы цивилизационного развития к новой, способной обеспечить качественно иное взаимодействие человечества с окружающей средой.

    Традиционная характеристика неолитической революции состоит в том, что это эпоха перехода от потребляющего хозяйства к производящему , т.е. к земледелию и животноводству. Районами первичного развития сельского хозяйства стали Передняя и Юго-Восточная Азия, Северо-Восточная Африка, Центральная и Южная Америка. В ходе неолитической революции были одомашнены зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес), оливковые деревья, финиковая пальма, виноградная лоза и еще более 10 культур. Первыми сельскохозяйственными животными стали свиньи, овцы козы. К концу эпохи неолита были одомашнены осел, верблюд, северный олень, лошадь, что дало возможность добавить к водным транспортным средствам различного рода упряжки с тягловой силой (сани и волокуши). С переходом к обработке почвы возникла потребность в постоянных поселениях - городищах.

    Еще одним важным элементом хозяйственной жизни стало использование первых искусственных материалов: изделий из глины и тканей. Вслед за этим начался процесс профессионализации ремесла и строительства. Обмен изделиями приобрел международный характер. Первыми товарами, распространявшимися на территории от Северной Африки до Китая, стали изделия из полудрагоценных камней и обсидиана, а также керамика и ткани.

    Начались перемены в социальной жизни. Родовая община постепенно уступала место территориальной , в которой главную роль играло не родство, а совместное пользование пахотной землей или пастбищами. При этом появлялась возможность при совместной обработке земель вести индивидуальное хозяйство, что, в свою очередь, приводит к появлению парной семьи и первоначальному расслоению семей на богатые и бедные. При этом хозяйственное управление осуществлялось общим собранием представителей (глав) всех семей.

    Родоплеменная организация эволюционировала в нредгосударствен- ную структуру - вождество. Особую роль в этой структуре играла военная организация во главе с вождями. Военные дружины защищали земли своего племени от вторжений извне и осуществляли внешнюю экспансию, с захватом земель соседних племен. Создание крупных союзов племен, способных контролировать обширные сельскохозяйственные территории, в дальнейшем привело к появлению первых государств.

    • См.: Фридман Э. П. Занимательная приматология. М.: Знание, 1985.
    • Джонс С. Язык генов. HarperCollins, L-N-Y, 1993 ; пер. сайта http://notabenoid.com,2014. URL: http://ftp.bkreaders.ru/books/Dzhons_S._-_YAzik_genov_-_2014.pdf. С. 32-34(дата обращения: 21.12.2015).
    • Одомашнить животное - поставить его выживание в зависимость от деятельности человека. Приручить - поселить молодые особи животных рядом с домом в качестве«резервной пищи».