«Красин» — легендарное судно, пережившее войну, долгую дорогу эмиграции, и даже гибель. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Сегодня ледокол — легенда русского флота пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта и является филиалом Калининградского музея Мирового океана.
Все, что нужно знать об одном из самых мощных ледоколов в мире.
В начале прошлого столетия Россия признавалась лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Предпосылкой для появления ледокольного флота послужили обширные торговые пути, а также огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями. В течение почти половины XX века первенцами ледокольного флота были судна «Ермак» и «Святогор». В мире по мощности им не было равных.
«Святогор», который впоследствии был переименован в «Красин», за семь десятков лет успел затонуть, восстать с морского дна, пережить страшную войну и спасти людей, потерпевших авиакатастрофу. Лишь в конце 1980-х ледокол причалил к набережной Ленинграда, где, на правах ветерана, начал ждать на своем борту детские экскурсии и толпы туристов.
Родом из Англии
В начале XX века для работ в Арктике стране не хватало единственного на тот момент ледокола «Ермак», хотя он и не имел себе равных по мощи и силе. Балтийский флот поднимал вопрос о закладке судна еще в 1911 году, но дело застопорилось на пять лет.
Россия вернулась к проблеме лишь в январе 1916 года. Контракт на строительство ледокола с тремя винтами, мощностью 10 тысяч лошадиных сил и водоизмещением более 10 тысяч тонн был заключен с фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Ко» из Англии. Специалисты из Ньюкасла ранее работали над проектом «Ермака».
Приход «Ермака» в Кронштадт.
Англичане справились с постройкой судна довольно быстро. Треть массы корпуса зарубежная фирма собрала к маю 1916 года, а 3 августа корабль уже спустили на воду и достраивали его в Мидлсбро. Во время тестовых испытаний было выявлено, что судно не слушается руля, но эти неполадки были устранены. 15 сентября 1917 года «Святогор» полностью достроили и включили во флотилию Северного Ледовитого океана. Ледокол привезли в порт Архангельска, где он должен был служить очень долго.
Утонул на службе
События, разыгравшиеся в России в 1918 году, непосредственно коснулись «Святогора». Летом начался период англо-французской интервенции. Иностранные корабли подошли к Архангельску, где служил ледокол. Было решено преградить путь кораблям интервентов, чтобы они не смогли войти в город. Для этого было решено принести судно в жертву. «Святогор» должен был «погибнуть» в устье Северной Двины. Впрочем, затопить судно нормально не сумели. «Святогор» посадили на мель так, что над водной поверхностью виднелись и 16 метровые трубы, и большая часть корпуса.
Жертвы были напрасными – английские войска вошли в Архангельск. Спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна Северной Двины, а затем, не оформляя вовсе никаких бумаг, забрали его к себе. «Святогор» с 1920 года ходил под английским флагом.
Возвращение в Россию
В ноябре 1919 года Россия не смогла справиться с бедой в северных морях без мощнейшего на тот момент ледокола, который работал в Англии. Осенью ледокольный пароход «Соловей Будимирович» шел к Канину Носу, чтобы купить для голодающих жителей Архангельска мяса у ненцев. В итоге судно было затерто во льдах и вынесено в Карское море. 85 человек четыре месяца не могли получить помощи. Большевистскому руководству пришлось обращаться к англичанам, которые год назад увели «Святогор», чтобы прорваться через льды к терпевшим бедствие людям. Ледокол, взятый в аренду, свою миссию выполнил и вернулся в Англию еще на два года.
Новое имя
Все время, пока ледокол служил у иностранцев, большевистское руководство вело переговоры по возвращению судна назад. Сдвинуть дело с мертвой точки удалось дипломату Леониду Красину. Торговый представитель Великобритании в 1921 году работал над подписанием советско-британского торгового договора, который ознаменовал поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно с этим дипломат договорился о возвращении Англией уведенного в 1918 году ледокола «Святогор», естественно, не бесплатно – российская сторона заплатила приличную сумму.
Леонид Красин ушел из жизни в 1926 году, а год спустя возвращенное им судно назвали его фамилией. Под этим именем ледоколу было суждено совершить еще несколько подвигов.
Спасение экипажа дирижабля «Италия»
В начале XX века дирижаблестроение заняло особое место в истории воздухоплавания. Дирижабли, как и ледоколы, начали сооружать непосредственно для того, чтобы покорять арктические просторы.
Дирижабль «Норге», созданный итальянским инженером Умберто Нобиле, в 1926 году через всю Центральную Арктику перелетел к Северному полюсу. Руководителем той экспедиции был Руал Амундсен. Почти сразу после этого между ним и Нобиле произошел разлад. Вражда двух выдающихся людей побудила Нобиле повторить полет, организовав свою собственную экспедицию без участия Амундсена. Для этих целей был построен новый дирижабль – «Италия», прототипом для которого послужил «Норге». Экспедиция состояла из 16 человек. По замыслу Нобиле, группа исследователей должна была высадиться на 90-й параллели и провести там опыты. Тем самым итальянец хотел победить в споре с Амундсеном.
11 мая 1928 года дирижабль «Италия» вылетел со Шпицбергена, пролетел над полюсом и приземлился на Аляске. А вот на обратном пути случилась катастрофа. Связь с «Италией» потеряли 25 мая.
Позднее выяснилось, что на дирижабле произошла утечка газа в 100 км от и он начал терять высоту. Воздушное судно с силой ударилось о ледяную поверхность. От удара погиб моторист. Шесть человек пропали без вести. Еще 10 участников экспедиции, включая Нобиле, оказались в ледяном плену. Через девять дней с помощью радиостанции потерпевшие крушение люди случайно смогли передать сигнал о помощи, который поймал радиолюбитель.
Мир узнал о трагедии и на помощь в числе 18 кораблей и 21 самолета направился «Красин». 12 июля, пробив льды, судно смогло спасти большую часть экспедиции, чуть было не сгинувшую во льдах после крушения «Италии». Стоит отметить, что в ходе спасательной экспедиции разбился самолет «Латам-47», на котором летел тот самый Руал Амундсен, с кем враждовал Нобиле. В дальнейшем итальянец признается, что Амундсен смог победить его.
«Красин» же после участия в спасательной экспедиции стал известен во всем мире.
Участник Второй мировой
Вторая мировая война застала советский ледокол на Дальнем Востоке. Для несения службы ему нужно было перейти через два океана – Тихий и Атлантический – а также Панамский канал. «Красин» успел к началу навигации в западной секции Арктики.
С начала военных действий ледоколы стали военными судами, которые вынуждены были обеспечивать проводку конвоев в ледовых условиях. Немецко-фашистское командование сулило высокие награды тем, кто выведет из строя ледоколы противника, но советские войска конвойные операции дезорганизовать так и не дали. Сам же «Красин» провел неоднократную проводку конвоев с важнейшими грузами по северному морскому пути.
Почетная стоянка
В роли же ледокола судно работало до 1970-х, а до этого успело пройти ремонт в ГДР, немного сменив облик. Далее пришлось уступить место более современным кораблям. До передачи в Ленинград «Красин» работал уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.
В конце 1980-х годов ледокол «Красин», знатно потрудившийся в Арктике, перешел под опеку Всесоюзного общества «Знание» и отправился в Ленинград для продолжения службы в роли корабля-музея на набережной Лейтенанта Шмидта.
Тезка из Финляндии
Еще один ледокол «Красин» был построен в Финляндии в 1976 году. Он был призван заменить состарившегося предшественника, а сам по себе представлял подобие атомного ледокола «Ленин». Судно было уже куда мощнее первого «Красина» (36 000 л.с.). Взяв себе гордое имя, ледокол 1976 года успел поучаствовать в спасательной операции в Охотском море в 2011 году, когда там застряли около 600 рыбаков.
Около набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге нашел свою вечную стоянку овеянный легендами старейший российский арктический ледокол «Красин».
"Красин" - одна из наиболее интересных "технических" достопримечательностей Санкт-Петербурга. Посетив его, можно прикоснуться к настоящей истории и почувствовать живую романтику полярных исследований.
Ледокол "Красин" - уникальное судно. В 2017 году исполнится 100 лет с того момента, как на ледоколе был поднят Андреевский флаг. Но все его системы находятся в рабочем состоянии и при необходимости он снова может включиться в борьбу со льдами, пусть и не с такими мощными, как раньше. Ледокол подчиняется правилам морского регистра и находится в составе российского флота.
История "Красина"
Начиналась история судна в далеком 1916 году, когда на английские верфи поступил заказ от русского правительства на строительство нового ледокола. Рождение «Святогора», именно такое название изначально было дано судну, тесно связано с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Он хорошо понимал, как важны для России северные морские пути. По его инициативе в конце 19 века был спущен со стапелей «Ермак», мощное ледокольное судно, не имевшее на тот момент аналогов.
Появившийся позже «Святогор» стал улучшенным, гораздо более мощным аналогом «Ермака» (кстати, "Красин" - самый мощный ледокол мира на протяжении первой половины 20-го века).
В августе 1916 года судно было спущено на воду. После необходимых доработок, 31 марта 1917 года над ним взвился Андреевский флаг и ледокол вошел во флотилию Северного Ледовитого океана с припиской к порту Архангельск. Здесь он и был затоплен в 1918 году с целью перекрыть фарватер кораблям английских интервентов, приближающихся к Архангельску. Однако затопление было неудачным.
Англичане подняли ледокол, провели необходимый ремонт и до 1921 года, пока судно при участии Л.Б. Красина не было возвращено на родину, «Святогор» ходил под британским флагом.
В 1927 году ледокол поменял имя и стал «Красиным». Двадцатые и тридцатые годы прошлого века были знаковыми для судна. В это время ледокол стал флагманом экспедиции, спасшей экипаж дирижабля Умберто Нобиле, принял участие в 9-й Карской экспедиции, первым достиг мыса Желания, впервые провел военные корабли по северному морскому пути.
«Красин» стал лидером Ленской транспортной экспедиции, результатом которой стал выход Якутии в океан. За свои достижения ледокол получает Орден Трудового Красного Знамени.
В годы войны на "Красин" было установлено вооружение. Он занимался обеспечением проводки военных конвоев в ледовых условиях. По приказу правительства «Красин» в 1941 году отправился в США для помощи в организации высадки десанта в Гренландии. Через полтора года в составе военного конвоя PQ-15 судно вернулось на родину, где до конца войны продолжало водить конвои по арктическим водам. В конце пятидесятых ледокол был модернизирован.
В 1972 году, после очередной реконструкции «Красин», утративший часть своей льдопроходимости, становится научно-исследовательским судном. В этом качестве ледокол работал на Шпицбергене, в Гренландском и Баренцевом морях. В свое последнее плавание «Красин» уходил в 1989 году.
В 1992 году судну было выдано охранное свидетельство, и он стал памятником государственного значения. Первая музейная выставка на борту открылась в 1995 году, а с 2004 ледокол стал филиалом Музея Мирового Океана. Здесь собраны подлинные фотографии и документы, связанные с историей «Красина» и всего ледокольного флота России. Научный и технический архив музея хранят чертежи, карты и интереснейшие уникальные киноматериалы. Основными коллекциями считаются собрание навигационных предметов разных времен, полярный фарфор, предметы судовой обстановки и быта, научные приборы. Постоянные выставки музея посвящены истории «Красина», экспедиции по поискам "Италии" и современным приборам навигации.
Фотографии ледокола
Ледокол "Красин".
Ледокол "Красин" является членом всемирной ассоциации исторических кораблей, состоящей из 175 кораблей и судов различного назначения. В ассоциацию входят такие корабли-легенды, как крейсер Аврора, американский линкор Миссури, британский чайный клипер Катти Сарк и греческий броненосец Авероф.
Орден «Трудового Красного Знамени».
25 мая 1928 года во время обратного полёта с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия».
Оставшиеся в живых члены экипажа во главе с генералом Нобиле оказались на льдине в Северном Ледовитом океане. "Красин", единственный из множества судов, спешивших на помощь экспедиции, смог добраться до ледового лагеря и спасти людей. Через несколько дней "Красину" пришлось спасать немецкий круизный лайнер "Монте Сервантес", наскочивший на айсберг. Забавно, что лайнер спешил в Арктику, чтобы посмотреть на знаменитый ледокол.
За этот поход "Красин" и был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".
Судовая рында. Надо сказать, что согласно морским традициям, рынду не принято менять ни при каких условиях. Однако, с первым именем ледоколу не повезло. После выкупа из Англии, ледокол был переименован и рында была отлита заново.
Якорные лебёдки.
На палубе...
В интерьерах "Красина" господствует "советская классика".
Кают-компания.
Сертификат о прохождении "Красиным" Панамского канала.
Ещё один VEF.
Гирокомпас ледокола.
Хотите посетить "Красин" - записывайте координаты...
Под килем всего 90 сантиметров.
Машинный телеграф.
На самом деле в настоящий момент у "Красина" осталась только 1 паровая машина...
До модернизации в 1950-х годах у ледокола было 3 паровых машины и 10 угольных котлов. Во время перестройки на ледокол поставили 4 мазутных котла. В начале 70-х 2 паровые машины были демонтированы.
На противоположной стороне Невы находятся Адмиралтейские верфи. С борта "Красина" можно рассмотреть дизель-электрическую подводную лодку "Новороссийск" (проект 636.3 "Варшавянка"). На момент съёмки лодка достраивалась. 22 августа 2014 года на "Новороссийске" поднят Военно-морской флаг. Лодка войдет в состав Черноморского флота.
Капитанский мостик "Красина".
На набережной Лейтенанта Шмидта, напротив Горного государственного института расположился очень интересный музей СПб – ледокол «Красин». Это судно, несмотря на свою героическую историю, до сих пор на плаву. Конечно, ледокол-музей уже никогда не будет бороздить просторы Северного Ледовитого океана, и работать по своему призванию, но еще послужит своей стране. На этот раз в качестве музея – памятника техники и истории.
Музей-ледокол «Красин»: история гиганта
Как сообщает Википедия, ледокол «Красин», ныне музей, впервые официально был спущен на воду в 1917 году. Так началась история гиганта. В то время российское правительство вкладывало огромные средства в исследование Арктики, и считало необходимым строительство второго ледокола, сравнимого по своей мощности с ледоколом «Ермак». Эта работа была доверена англичанам. «Святогор», а именно таким было первое имя «Красина», во всем превзошел своего предшественника: его силуэт был более динамичным, водоизмещение выше, как и скорость хода, которая составила 15 узлов. Но, несмотря на такое многообещающее начало, судьба ледокола оказалась трагичной.
1917 год… Весь мир охвачен войной, а тут еще и гражданские протесты, раздирающие Россию. «Святогору» предстоит нелегкая задача: оборонять Архангельск от войск Антанты. Но риск вторжения противника в устье Северной Двины слишком велик, и власти принимают непростое решение: затопить ледокол. История гласит: исправить ситуацию было уже невозможно – город захвачен, а командир «Святогора» вместе со всей командой расстреляны. Сегодня в музее можно увидеть, как выглядел в то время ледокол «Красин»: фото гиганта, датируемые 1917 годом, выставлены в постоянной экспозиции.