Мобильное приложение для изучения основ программирования. Программа учит будущих кодеров базовому JavaScript через серию коротких уроков с практическими заданиями. Проект получил название Grasshopper (кузнечик), так как оно созвучно с именем Грейс Хоппер (Grace Hopper) - американской учёной и одной из первых программистов для гарвардского компьютера Марк I.
В приложении доступна серия курсов, начиная с The Fundamentals . В нём объясняются базовые термины и составляющие кодинга: функции, переменные, строки, циклы, массивы, условные выражения, операторы и объекты. Далее пользователям предлагается пройти ещё два курса, посвящённых рисованию фигур различной сложности с помощью библиотеки D3.
Практические задания и тестовые вопросы усложняются по мере освоения материала. У Grasshopper есть собственное окружение для написания кода. Во время решения задач, как только пользователи запускают написанную программу, им автоматически приходит сообщение с подсказкой.
В приложении доступны всевозможные мотиваторы, вроде достижений и индикаторов отслеживания прогресса. В скором времени разработчики планируют расширить базу знаний и добавить больше теории и практики в базовую секцию, а также включить в программу несколько новых курсов. Пока что добавлять новые языки для изучения не планируется, так как, по словам разработчиков из Area 120, JS - самый популярный в мире инструмент, используемый более чем 70 % профессиональных программистов.
Grasshopper доступен для iOS и Android по всему миру, но только на английском языке.
Google уделяет большое внимание разработке образовательных проектов. Напомним, что в начале марта компания бесплатный курс по основам машинного обучения.
10 лет назад не все верили в BIM, а теперь это ключевой стандарт. Если к BIM-менеджерами мы уже привыкли, то связка архитектор-программист не всем понятна. Но заявка эта серьезная: потому что в основе не модный тренд, а оптимизация процессов.
Параметрика и цифровые алгоритмы, конечно, помогают создавать и удивительные формы, но еще больше они работают на благо практики: повышают скорость работы, находят единственно верное решение, избавляют от рутины и меняют структуру работы всей сферы.
Поэтому на интенсив школы МАРШ «Алгоритмическое проектирование» записались Дмитрий Свининников, директор строительной компании, и Артем Коневских, аспирант Института ядерных исследований. Люди с абсолютно математическим прошлым появились среди архитекторов вынужденно — заставляют реалии рынка.
Дмитрий в работе с датским бюро увидел, как активно там применяют цифровые технологии, и понял, что если не освоить алгоритмы, то уже скоро можно остаться без заказов. Артем и вовсе пришел ради детей. Он руководит Центром молодежного инновационного творчества «Физическая кунсткамера», а у нового поколения программирование это главный запрос.
Позже, уже в команде, Артем и Дмитрий защитят проект вертикальной зеленой стены, выиграют с ним «Агрохакатон» и получат приглашение реализовать сложную конструкцию. И всё это после трех месяцев обучения, из которых, по словам Артема, ему больше всего запомнились постоянные восторги Дмитрия: «Так бы мне надо было в работу посадить трех сотрудников, а теперь есть скрипт, который сам всё делает без них».
Проект «Амозония», который реализовали в рамках интенсивов PRO школы МАРШ
Кто (или что) угрожает нашим рабочим местам
Потенциал алгоритмов в архитектуре раскрывает Grasshopper, который всё активнее преподают в России. Мы рассказывали историю архитектора КБ «Стрелка», которая после учебы в Лондоне обучает студентов не только самой программе, но и . В МАРШе и вовсе есть несколько курсов на эту тему. Следующий стартует уже 11 сентября: на интенсиве «Адаптивная архитектура» за неделю изучат три направления работы и связку Rhino+Grasshopper+Arduino.
Дмитрий и Артем проходили расширенный курс, но началось всё также с базовых понятий и первого знакомства с Grasshopper. Надо было понять логику программы, которая большим откровением для участников не стала. В основе лежат общие принципы программирования, которые применяются во всех сферах.
После месяца теории команда начала разрабатывать проект «Амозония» — систему вертикального озеленения, которая проектируется самим заказчиком исходя из нужных параметров: числа горшков, общих габаритов и формы сетки. По этим данным алгоритм автоматически генерирует конструкцию, создает чертежи, прорабатывает систему орошения.
Стадии разработки «Амазонии»: алгоритм упрощает взаимодействие с пользователем, позволяя полностью настроить продукт, и оптимизирует процесс производства за счет генерации всей необходимой документации, уменьшая время на ее разработку и сокращая количество сотрудников задействованных в проектировании и производстве.
Главная задача была написать алгоритм, который и генерирует систему вертикального сада. В случае с Grasshopper нужно даже не писать, а выстроить визуальные цепочки действий из функциональных узлов, нодов. Каждый узел выполняет свою задачу, и в зависимости от того, как их между собой соединить, можно решать проблемы совсем разных направлений.
К алгоритму добавляются различные плагины. На курсе надо было разработать интерфейс, чтобы заказчик сам мог создать по своим критериям нужную стену. Потом этот интерфейс можно встроить на сайт и запустить онлайн-магазин. В общей сложности для «Амазонии» использовали 7-10 скриптов, но их число постоянно растет: только из базовых мы перечисляли 24. Для интерфейса плагин Human UI привязал к алгоритму базовые элементы управления, и они позволили сделать прослойку между самой программой и пользователем, который далек от Grasshopper.
Кроме интерфейса плагины пригодились для модуля, который рассчитывает стоимость всей конструкции. Расчет цены — как раз одна из концепций параметрического проектирования: алгоритм может не только генерировать чертежи, но и рассчитает по заданным коэффициентам приблизительную стоимость конструкции и соберет полную проектную документацию. И всё это для нетиповой конструкции, которую по интерфейсу человек сделал под себя.
В итоге получился законченный продукт, который автоматически создает конструкцию и формирует результат. Вместо производственной цепочки, где один человек создает концепцию, второй вычерчивает, третий делает модель, а четвертый занимается на станке, все свелось к минутной работе алгоритма. Такая вот экономия будущего.
Полный процесс создания «Амазонии»
Жизнь после курса
Так совпало, что после защиты «Амазония» попала на «Агрохакатон»: двухдневный марафон, на котором команды соревнуются в лучших идеях для городского садоводства. Дмитрий и Артем заявились в последний момент, за два дня собрали новую версию «Амазонии» и получили премию за лучший-дизайн проект. Теперь авторов приглашают реализовать стену в новом корпусе Физтехпарка.
Параллельно Дмитрий Свининников уже успел опробовать новые принципы и на своей работе. По проекту архитектора Владислава Киселя у ЦДХ установили павильон «Зернь», который полностью и спроектировали силами команды Simplex Noise, и реализовали буквально за 10 дней. Кроме скорости работы приятно удивило качество: конструкция вышла жесткой, все детали встали впритык и ничего не надо было переделывать или подкручивать.
Архитектура сегодня все более связана с программированием. При этом архитектору не обязательно становиться программистом, но критически важно понимать возможности программирования и правильно их использовать. Архитектор, знающий основы алгоритмического мышления, сможет вместе с другими специалистами (инженерами, программистами) создать современные проекты, отвечающие требованиям 21 века, значительно повысить эффективность своей работы и конкурентоспособность.
Интенсивный курс предназначен для практикующих архитекторов, дизайнеров интерьера, студентов, желающих освоить алгоритмические методы построения сложной геометрии и реализовать их на практике. Также будет полезен специалистам по макетированию, промышленным дизайнерам, дизайнерам выставочных стендов и витрин. Курс будет полезен как начинающим пользователям Grasshopper так и тем, кто глубоко знаком с программой.
Задача курса - дать навык алгоритмического мышления научить созданию алгоритмов для построения сложной геометрии, вне зависимости от того, используется при этом компьютер или нет. Мы хотим, чтобы каждый участник, будет он в дальнейшем заниматься программированием или нет, смог говорить на одном языке с архитекторами-программистами и, при необходимости, корректно составить задание для них.
Самостоятельноe изучение функционала и работа с данными - это основа для достижения успешного результата в Grasshopper. Именно поэтому один из важных акцентов курса: обучение подходу к созданию алгоритмов, понимание возможностей инструмента и знание, как наиболее эффективно обучаться ему.
Программа интенсива разделена на две части. В ходе первой будут проведены тренинги по Grasshopper и дополнениям к нему. Во второй части участники будут разделены на группы в зависимости от степени владения программой. Каждая из групп разработает алгоритм с использованием библиотеки инструментов, изученных в ходе курса. Более подготовленные участники получат углубленные знания по работе с данными, в некоторых случаях преподаватели составят индивидуальные упражнения для отработки необходимых тем.
В рамках интенсива слушатели изучат:
возможности Grasshopper и его дополнений. Практические упражнения по использованию таких дополнений, как Mesh tools (Mesh edit, Mesh+, Weaver bird), Lunchbox, Kangaroo, Ladybug, Human UI, Ivy, Flux, Связки Gh - Revit - Dynamo - Archicad, Elefront, Human,Sandbox, Generation, Treesloth, Tree frog, Fab tools, Galapagos;
подходы к созданию алгоритмов, генерирующих сложную геометрию;
основные приемы в grasshopper и весь функционал программы - для новичков;
приемы работы с данными - для продвинутых пользователей;
Преподаватели
Даниэль Захарян - архитектор, преподаватель БВШД, выпускник Studio Zaha Hadid Vienna.
Владимир Воронич - инженер, специалист по вычислительному проектированию, руководитель научно-исследовательской лаборатории в ТюмГАСУ, основным акцентом которой является параметрическое проектирование.
Альберт Сумин - преподаватель МАРШ, BIM-менеджер «Академии BIM», один из создателей сложных 3D моделей для проекта «Лахта-центра» в Санкт-Петербурге.
Максим Воротников - архитектор и урбанист, специалист по вычислительному проектированию, со-основатель Prismo, сервиса по трехмерному воздушному сканированию архитектуры и ландшафта.
Александра Болдырева - архитектор, преподаватель МАРШ, руководитель направления вычислительного проектирования в Labar, партнер-учредитель проекта Spotcamp, партнер-учредитель студии Simplex noise, партнер-учредитель образовательного и исследовательского проекта «Точка Ветвления».
Подробную информацию о курсе смотрите на сайте МАРШ: http://new.march.ru/courses/intensiv-grasshopper/
Расписание
Занятия проходят с 10 до 18 часов.
Записываясь на курс, Вы становитесь полноправным членом Лиги — организации творческих людей из различных сфер науки и искусства: архитекторов, дизайнеров, киношников, инженеров, художников, разработчиков, аналитиков и других креативщиков.
Членство в клубе
Лига — неформальное объединение, состоящее из профессионалов. У нас вы найдете не предпринимателей и сотрудников, но дружную команду единомышленников, всегда готовым помочь и обсудить что-то новое. Мы устраиваем множество мастер-классов, конференций, воркшопов, вечеринок, кинопоказов, конкурсов и других интересных событий, которые Вы всегда сможете посетить и при желании принять в них участие.
Посвящение и сертификат
После прохождения курса мы устраиваем специальные вечеринки для наших участников, на которых подводим итоги и выдаем сертификаты, свидетельствующие об окончании курса.
Связи и ресурсы
Помимо этого, мы рады делиться и обмениваться опытом, обсуждать новые идеи, участвовать в совместных проектах или помогать искать команду и партнеров. Вы получите доступ ко всем нашим связям и ресурсам.
Работа и стажировка
Молодым людям мы охотно помогаем со стажировками, а успевающих приглашаем на работу в модные бюро, проектные компании и студии. Если Вы испытываете недостаток в средствах, то всегда сможете найти у нас подработку ().