Интересная выставка первая мировая война. Выставка «История Первой мировой войны (1914—1918) в открытках

Первая мировая война: около 15 миллионов убитых на полях сражений и мирных жителей, бесчисленные инвалиды, рухнувшие империи и - как результат - перекроенная карта Европы... Как рассказать обо всем этом, как показать на выставке войну, которую называют "пра-катастрофой" ХХ века? В Немецком историческом музее в Берлине нашли оптимальное решение. Экспозиция ведет вдоль 14 ключевых пунктов Первой мировой войны. Тщательно подобранные экспонаты показывают прошлое наглядно, история реконструируется и на примере частных судеб.

Победным маршем к смерти

Начинается выставка уже в фойе, где лаконично обрисована геополитическая обстановка в Европе накануне великой бойни: тогда, в начале двадцатого столетия, континент лихорадило от взаимных претензий и властных амбиций. Европейскими столицами заправляли аристократические элиты, бизнес и банки получили огромную власть, короли, цари и кайзеры были друг другу родственниками. Что-то вроде одной большой семьи, которую раздирали политические и экономические распри и среди членов которой шла конкурентная борьба за передел мира.

Германская империя в лице кайзера Вильгельма II, начиная с 1890 года, проводила опасную политику, заявляя претензии на колонии и за несколько лет построив угрожающих размеров военно-морской флот. Это наглядно представлено в экспозиции. Близка и понятна нам сегодня повседневная жизнь больших городов той эпохи, их мирный быт. Но чуждыми представляются военные марши, звучавшие повсюду. Агрессия ощущается почти физически.

Спустя шесть недель после покушения на наследника австрийско-венгерского престола и его супругу в Сараево началась война. Мир обезумел. В Немецком историческом музее посетитель выставки проходит мимо разрушенных стен, обклеенных европейскими газетами тех недель, а затем подходит к картине Августа фон Каульбаха (August von Kaulbach) "Германия" ("Germania"). Длинноволосая, белокурая валькирия в доспехах, с мечом и щитом, готова встретить неприятеля.

КОНТЕКСТ

"Тогда верили, - поясняет Андреас Никс (Andreas Nix), один из кураторов выставки, - что война ведется справедливая, оборонительная". И на фронт шли так, как это делали в XIXвеке, под развевающимися штандартами, маршевой поступью. Вот только этот марш встречал огненный смерч пулеметных очередей.

Новое оружие

В период между 1914 и 1918 годами на стороне Германии воевали около 12 миллионов человек. А всего в Первой мировой войне участвовало около 60 миллионов солдат. Во время сражения на Марне, одного из ключевых сражений Первой мировой, она впервые проявила себя в новом измерении. Пулеметы и скорострельная артиллерия косили солдат рядами, и количество жертв первых недель войны оказалось неожиданно высоким. Солдаты начали рыть траншеи и окопы, возводить брустверы и строить блиндажи. Скоро они образовали густую сеть, протянувшуюся от берегов Ла-Манша до швейцарской границы. Фронт застыл, никто уже не говорил о скорой победе. Белые перчатки, которые один из немецких солдат хранил в своем вещмешке на случай победного вступления в Париж, так и не пригодились их владельцу. Первая мировая война затянулась надолго.

Во время боев в тесных окопах для взаимного истребления использовались архаичные средневековые палицы, которые тоже стали экспонатами выставки. На земле, в воздухе и на море, однако, уже шла конкурентная борьба за более современное, более смертоносное оружие. 22 апреля 1915 года немецкие войска во время сражений в окрестностях бельгийского городка Ипр применили хлорный газ - первое в истории химическое оружие. В "кромешном аду" Вердена до конца 1916 года было взорвано 26 миллионов обычных снарядов и 100 тысяч снарядов, начиненных ядовитыми газами.

В Немецком историческом музее эти невероятные цифры дополняют инсталляции: за марлевой занавеской, например, висят подсвеченные противогазы. При приближении к ним включается шум трещоток, которые в реальных окопных условиях Первой мировой предостерегали солдат о начале газовой атаки.

Тотальная война

Экспозиция в Берлине следует построена хронологически. Она рассказывает о сражениях на Востоке и Западе, о войне в Африке, о фронтах Османской империи и о боях на горных перевалах. В качестве "бытовых" экспонатов выставлены лыжи, туалетная бумага и настольные игры, "Полевые шашки", например, легко умещались в солдатских ранцах вместе с фотографиями и письмами из дома. На выставке показаны также "патриотические" игрушки, в частности, миниатюрный походный лазарет. Будни солдатской жизни – это и увековеченные на фотографиях калеки, повешенные пленных, которых подозревали в шпионаже, дневниковые записи...

В общей сложности, около 500 экспонатов из 13 стран - оружие, униформа, предметы повседневного обихода, а также дневники, письма, рисунки, картины, фотографии, фильмы - показывают в Немецком историческом музее, какой страшной была Первая мировая война, эта первая в ХХ веке тотальная катастрофа.

От-дел изо-из-да-ний РГБ к сто-ле-тию со дня на-ча-ла Пер-вой ми-ро-вой вой-ны под-го-то-вил вы-став-ку от-кры-ток. Кар-точ-ки от-ра-жа-ют по-ли-ти-че-скую и бы-то-вую сто-ро-ны во-ен-но-го кон-флик-та: по фо-то-гра-фи-че-ским и ри-со-ван-ным изоб-ра-же-ни-ям мож-но по-лу-чить све-де-ния о стра-нах — участ-ни-цах вой-ны, по-зна-ко-мить-ся с тек-стом ма-ни-фе-ста рус-ско-го ца-ря, по-чув-ство-вать на-стро-е-ния рус-ско-го об-ще-ства, по-лу-чить пред-став-ле-ние о раз-ви-тии ис-кус-ства гра-фи-ки и фо-то-гра-фии в на-ча-ле ХХ ве-ка. Вы-став-ка от-кры-та до 27 сентября.

20 июля 1914 года в от-вет на объ-яв-ле-ние Гер-ма-ни-ей вой-ны Рос-сии был под-пи-сан вы-со-чай-ший ма-ни-фест о вступ-ле-нии Рос-сии в вой-ну. Ни-ко-лай II объ-явил его с бал-ко-на Зим-не-го двор-ца пе-ред ты-ся-ча-ми лю-дей, со-брав-ши-ми-ся на Двор-цо-вой пло-ща-ди в Санкт-Петербурге. В ма-ни-фе-сте вы-ра-жа-лось по-же-ла-ние, что-бы «в этот год страш-но-го ис-пы-та-ния внут-рен-ние спо-ры бы-ли за-бы-ты, что-бы со-юз ца-ря и на-ро-да укреп-лял-ся». Текст ма-ни-фе-ста, сним-ки июль-ских ма-ни-фе-ста-ций и мо-би-ли-за-ции, де-мон-стри-ру-ю-щие пат-ри-о-ти-че-ский подъ-ем, по-яви-лись на стра-ни-цах га-зет и на от-крыт-ках.

Од-ни-ми из них бы-ли и фо-то-гра-фии из-вест-но-го пе-тер-бург-ско-го фо-то-гра-фа на-ча-ла ХХ ве-ка Кар-ла Бул-лы, ко-то-рые мож-но уви-деть на ны-неш-ней вы-став-ке в РГБ. Вско-ре к фо-то-гра-фи-че-ским от-крыт-кам до-ба-ви-лись ри-со-ван-ные изоб-ра-же-ния, ав-то-ра-ми ко-то-рых ста-ли луч-шие ху-дож-ни-ки то-го вре-ме-ни. Мож-но ска-зать, что от-крыт-ки со-про-вож-да-ли во-ен-ный кон-фликт на всем его про-тя-же-нии.

В на-ча-ле вой-ны в нее вклю-чи-лись восемь го-су-дарств Ев-ро-пы: Гер-ма-ния и Ав-ст-ро-Вен-грия про-тив Ве-ли-ко-бри-та-нии, Фран-ции, Рос-сии, Бель-гии, Сер-бии и Чер-но-го-рии. К кон-цу вой-ны в нее уже бы-ло во-вле-че-но боль-шин-ство стран ми-ра: четыре го-су-дар-ства участ-во-ва-ли на сто-ро-не ав-ст-ро-гер-ман-ско-го бло-ка и 34 на сто-ро-не Ан-тан-ты.

Ил-лю-стри-ро-ван-ные от-крыт-ки и дру-гие ви-зу-аль-ные ма-те-ри-а-лы, осо-бен-но в пер-вый год вой-ны, на-гляд-но зна-ко-ми-ли со стра-на-ми-участ-ни-ка-ми, пред-став-ляя лич-но-сти ца-рей и пра-ви-те-лей, кар-ты Ев-ро-пы, на-ци-о-наль-ные фла-ги и гим-ны, ви-ды об-мун-ди-ро-ва-ния сол-дат. На от-крыт-ках мож-но уви-деть ин-те-рес-ную изо-ста-ти-сти-ку: чис-лен-ность на-се-ле-ния и ар-мий, объ-е-мы хлеб-ных за-па-сов. На-при-мер, на од-ной из кар-то-чек на вы-став-ке по-ка-за-но ко-ли-че-ство ло-ша-дей во-ю-ю-щих дер-жав: боль-ше все-го со сто-ро-ны Рос-сии (33 млн го-лов).

В на-ча-ле вой-ны ху-до-же-ствен-ную ин-тел-ли-ген-цию за-хлест-ну-ла вол-на пат-ри-о-тиз-ма. В мо-мент во-ен-ной угро-зы вне-сти свою леп-ту в по-мощь ра-не-но-му, убе-дить сра-жа-ю-щих-ся в ис-то-ри-че-ской не-из-беж-но-сти про-ис-хо-дя-ще-го, все-лить уве-рен-ность в по-бе-де — все эти за-да-чи ве-ли-ко-леп-но ре-ша-лись ху-до-же-ствен-ны-ми сред-ства-ми пла-ка-та.

Идея «рус-ско-го на-ци-о-наль-но-го» ста-ла в пла-ка-те осо-бен-но ак-ту-аль-ной и вдох-но-ви-ла мно-гих из-вест-ных жи-во-пис-цев и гра-фи-ков. В их чис-ле Аб-рам Ар-хи-пов, бра-тья Вас-не-цо-вы, Сер-гей Ви-но-гра-дов, Кон-стан-тин Ко-ро-вин, Лео-нид Па-стер-нак, Иг-на-тий Ни-вин-ский и дру-гие. Мно-гие из них ра-бо-та-ли без-воз-мезд-но. Од-ним из пер -вых был со-здан пла-кат «На по-мощь жерт-вам вой-ны» Лео-ни-да Па-стер-на-ка, вы-звав-ший да-же лич-ную ре-ак-цию ца-ря. Этот пла-кат в ви-де от-крыт-ки мож-но уви-деть и на вы-став-ке в РГБ — изоб-ра-же-ния то-гда ти-ра-жи-ро-ва-лись од-но-вре-мен-но для пла-ка-тов и от-кры-ток.

Не-ма-ло от-кры-ток бы-ло по-свя-ще-но и ра-бо-те бла-го-тво-ри-тель-ных ор-га-ни-за-ций, чис-ло ко-то-рых в го-ды вой-ны зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лось. На-ря-ду с су-ще-ство-вав-ши-ми Рос-сий-ским Крас-ным Кре-стом и Рос-сий-ским об-ще-ством Зе-ле-но-го Кре-ста, в оз-ник-ло мно-го но-вых, ре-шав-ших ло-каль-ные за-да-чи. На-при-мер, Ко-ми-тет по ока-за-нию по-мо-щи се-мьям лиц, при-зван-ных на вой-ну, Ко-ми-тет «Кни-га — сол-да-ту», Мос-ков-ский ко-ми-тет по снаб-же-нию та-ба-ком во-и-нов пе-ре-до-вых по-зи-ций.

Бла-го-тво-ри-тель-ность ста-ла за-да-чей не толь-ко земств, спе-ци-аль-ных ко-ми-те-тов, об-щин, но и част-ных лиц. Труд-но пе-ре-оце-нить и вклад ко-ми-те-тов, дей-ство-вав-ших под по-кро-ви-тель-ством чле-нов Им-пе-ра-тор-ско-го до-ма, сре-ди ко-то-рых бы-ли Им-пе-ра-три-ца Алек-сандра Фе-до-ров-на и до-че-ри ца-ря. Так, на од-ной из фо-то-гра-фи-че-ских кар-то-чек за-пе-чат-лен ви-зит Им-пе-ра-три-цы и Ве-ли-ких кня-жон Оль-ги и Та-тья-ны в Цар-ско-сель-ский двор-цо-вый ла-за-рет.

На-ря-ду с ре-а-ли-сти-че-ски-ми и са-ти-ри-че-ски-ми сю-же-та-ми в от-крыт-ках осо-бую на-груз-ку нес-ли ал-ле-го-ри-че-ские и сим-во-ли-че-ские изоб-ра-же-ния. Осо-бым со-дер-жа-ни-ем на-пол-ни-лась и вся го-су-дар-ствен-ная сим-во-ли-ка — дву-гла-вый орел, трех-цвет-ный флаг, зна-ки им-пе-ра-тор-ской вла-сти. Их с по-чте-ни-ем и лю-бо-вью изоб-ра-жа-ли на от-крыт-ках.

Кро-ме то-го, вой-на все-гда вос-при-ни-ма-лась на-род-ным со-зна-ни-ем как ми-сти-че-ское яв-ле-ние — не про-сто сра-же-ние двух враж-ду-ю-щих го-су-дарств, но борь-ба на-чал Добра и Зла. Ис-хо-дя из та-кой трак-тов-ки, не-ред-ко воз-ни-кал об-раз вра-га — же-сто-ко-го из-вер-га, уни-что-жа-ю-ще-го на сво-ем пу-ти все жи-вое. На борь-бу с ним не-ред-ко вдох-нов-ля-ли об-ра-зы рус-ских бо-га-ты-рей и свя-тых во-и-нов — Дмит-рия Дон-ско-го, Ге-ор-гия По-бе-до-нос-ца, ри-со-ван-ные изоб-ра-же-ния ко-то-рых мно-жи-лись на по-пу-ляр-ных от-крыт-ках.

В сю-же-тах от-кры-ток Пер-вой ми-ро-вой вой-ны зна-чи-тель-ное ме-сто от-ве-де-но пра-во-слав-ной ве-ре. В усло-ви-ях же-сто-ких стра-да-ний и раз-лу-ки мил-ли-о-нов се-мей ве-ра в Бо-га укреп-ля-ла дух, по-мо-га-ла до-стой-но пе-ре-жить вой-ну. Про-во-жая на ф ронт род-ных, же-ны и ма-те-ри да-ва-ли во-и-нам об-раз-ки свя-тых, бла-го-слов-ля-ли, го-ря-чо мо-ли-лись о со-хра-не-нии их жиз-ней. Все это слу-жи-ло мо-ти-ва-ми для от-кры-ток. «Гос-подь не оста-вит дом доб-ро-го во-и-на», — со-об-ща-ет од-на из кар-то-чек, изоб-ра-жа-ю-щая гор-ни-цу с мо-ля-щей-ся сол-дат-ской ма-те-рью и вхо-дя-ще-го в ок-но ан-ге-ла.

Выс-шие си-лы по-мо-га-ли как род-ным во-и-нов, так и им са-мим на по-ле бит-вы. Так, на обо-ро-те дру-гой от-крыт-ки из фон-дов РГБ мож-но най-ти то-му под-твер-жде-ние. Здесь при-во-дит-ся со-об-ще-ние из «Бир-же-вых ве-до-мо-стей» от 25 сен-тяб -ря 1914 го-да: «По-сле на-ше-го от-ступ-ле-ния наш офи-цер с це-лым по-лу-эс-кад-ро-ном ви-дел ви-де-ние. Они толь-ко что рас-по-ло-жи-лись на би-ву-а-ке. Бы-ло 11 ча-сов ве-че-ра. То-гда при-бе-га-ет ря-до-вой с удив-лен-ным ли-цом и го-во-рит: "Ва-ше вы-со-ко-бла-го-ро-дие, иди-те". По-ру-чик Р. по-шел и вдруг ви-дит на не-бе Бо-жию Ма-терь с Иису-сом Хри-стом на од-ной ру-ке, а дру-гой ру-кой ука-зы-ва-ю-щей на за-пад. Все ниж-ние чи-ны сто-ят на ко-ле-нях и мо-лят-ся не-бес-ной По-кро-ви-тель-ни-це. По-том это ви-де-ние из-ме-ни-лось в боль-шой крест и ис-чез-ло. По-сле это-го разыг-ра-лось боль-шое сра-же-ние на за-па-де под Ав-гу-сто-вым, озна-ме-но-вав-ше-е-ся боль-шой по-бе-дой».

100 лет назад в Историческом музее стали собирать всё, что связано с Первой мировой войной. Но увидеть уникальные экспонаты и документы стало возможным лишь сейчас, спустя век после начала событий, которые унесли жизни миллионов людей и коренным образом изменили политическую картину мира.

Пушки и бесконечные ряды колючей проволоки, чья смертельная паутина совсем скоро опутает всю Европу... Но когда секретная телеграмма о том, что в Сараево убит, по слухам, сербским террористом наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц-Фердинанд, только была отправлена, мир еще был возможен. До объявления войны пройдет месяц. Амбиции Германии будут расти, они красным отмечены на карте мира.

"Вся Прибалтика точно. Польша - точно. Литва - точно. Киев – точно, видите? Но что касается северной Европы – то же самое. Мы видим с вами в Африке огромные территории, которые хотела бы иметь Германия. Мы с вами видим здесь Китай. Мы видим с вами Америку. Так что амбиции, действительно, были очень велики", - рассказывает куратор выставки Ирина Журавская.

1 августа 1914 года Германия объявит войну России, и следом в конфликт втянется весь мир, который, казалось, только и ждал повода отправить войска на фронт. В результате Европа окажется в руинах. Больше двадцати миллионов погибнет. Четыре империи исчезнут – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. А солдаты проведут в окопах долгих четыре года и будут обустраивать быт. Англичане утепляться самодельными жилетами, русские начнут делать кружки из гильз или кресла из прикладов трофейных немецких винтовок. И прямо в окопах пытаться модернизировать оружие, чтобы выжить в этой мясорубке.

"Удлиненный приклад, скошенный вниз, и специальный инструмент на прикладе, который позволял крепить перископ. Таким образом, выстрел совершался, а солдат не поднимал головы над срезом окопа, то есть, в какой-то степени, это спасало жизнь стрелку", - показывает один из экспонатов директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Воюющие армии изобретали все более изощренные способы массового убийства. На полях сражений появились танки. Существуют и архивные кадры применение оружия массового поражения - вдоль линии фронта распыляют газ. Солдаты еще не знают, что уже обречены.

Противогаз, как средство защиты от отравляющих газов. Первая мировая раз и навсегда покончила с романтическими представлениями о войне. Впервые убивали не штыком в живот, а с трех километров из пушки или сброшенной с самолета бомбой. Не видя глаз противника. Анонимная война, ничего личного.

Бои - не только на суше, но и на море. Тогда были впервые использованы торпедные катера и подлодки, в небе шли настоящие воздушные битвы между авиаторами. Англичане летали в специальных кожаных костюмах. Они должны были защищать от ветра и холода в открытой кабине. Вести небесные схватки под силу было только асам.

"Бой вести было очень сложно, потому что еще не существовало таких надежных и отработанных авиационных систем стрелкового вооружения пулеметов, которые могли бы работать с нажатием обычной гашетки, которая находится на ручке пилота, и которые могли бы стрелять через винт самолета", - поясняет Алексей Левыкин.

Кадры кинохроники: последний российский император с офицерами ставки идет в шапке-черкеске, которая теперь – экспонат Исторического музея. По соседству в музейных витринах – драгунские шашки и первые магазинные автоматы. Шаровары алжирцев, они сражались на стороне союзников, и каски немецких солдат.

"Как они их называли – "пикельхильма" или "пикельхаубе". Изготавливались они из фетра. А во время войны надевался чехол, чтобы сверкающая деталь не выдавала. Вот и сохранялась каска лучше. Из фетра они изготавливались потом в Германии, когда начались перебои с кожей и с фетром. Иногда изготавливались каски, спрессованные из картофельных очисток", - рассказывает научный сотрудник Государственного Исторического Музея Андрей Матвеев.

На фронт оправляли и художников. Спецзаказ от Николая II - рисовать всех георгиевских кавалеров, чтобы после победы собрать портреты героев в Музее Великой войны. Но этому не суждено было случиться. Для России четыре года боев отозвались революцией. Она породила новых героев. О мужестве русских солдат и офицеров, сражавшихся на войне, которую в советских учебниках называли не иначе как "империалистической", не принято было говорить. Но и через сто лет они продолжают смотреть с тысяч портретов и кадров кинохроники. Молодые, грудь в орденах...

Выставка «1914. Да поднимется вся Россiя на ратный подвигъ»
Историко-документальная межмузейная выставка, приуроченная к столетию начала Первой мировой войны, проходила в семи залах Арсенального каре Гатчинского дворца с 24 сентября 2014 года по 31 января 2015 года.
В семи залах дворца представлены около 500 предметов из частных коллекций, музеев и государственных архивов, рассказывающих историю Первой мировой войны.

Сама выставка условно разделялась на несколько частей, повествующих о различных сторонах конфликта.

Посетители могли познакомиться с главными союзническими блоками государств и расскажут об дипломатических отношениях между странами.
Особое внимание выставки обращено на амуницию войск стран участников конфликта. Так, можно увидеть форму и оружие Российской Империи, Франции, Австро-Венгерской Империи, Германской Империи.



Экспозицию дополняли оригинальные документы, боевые награды. В отдельном зале выставки была представлена история медицинского обеспечения Русской Армии.

Сообщения объединены, 24 окт 2017 , время первого редактирования 24 окт 2017
Как рассказал старший научный консультант выставки, преподаватель СПбГУ Андрей Павлов, впервые собрана столь подробная и разноплановая экспозиция о Первой мировой войне
- Раньше не было таких комплексных экспозиций, и интересно, что мы, собирая эту выставку, не взаимодействуя с московскими экспозиционерами (в Москве выставка открылась в Государственном историческом музее), пришли к одной и той же идее - представить войну в «разрезе», где бы различные аспекты сложились в общую картину. Мы постарались показать войну как явление не только военной стратегии, а прежде всего - политики. Вообще Первая мировая - это первая в истории человечества война, где воевали не монархи с их армиями, а народы. Первая крупная война, где было задействовано такое огромное количество ресурсов, где европейские общества работали на войну, где на нее были нацелены все производства.

Семь залов - семь тем, которые раскрывают содержание войны. Встречи политических деятелей Европы, действия царя Николая II в канун и во время Первой мировой, воинские звания, награды, печать в годы боев (включая плакаты, художественную литографию, открытки), военная авиация, быт войны, бои на суше и морские сражения, создание Туземной армии, устройство и работа лазаретов, участие членов царской семьи, работавших в войну в лазаретах (в частности - императрицы Александры Федоровны), в спасении раненых - на этом акцентирована выставка. Представлены те экспонаты, которые редко видел зритель: военная амуниция, предметы быта – офицерская походная кровать, печка, посуда, латунный умывальник, сундучок для полковой кассы. Что-то выставлено вообще впервые - например, литавры лейб-гвардии Кирасирского полка. Увеличенная фотография из Центрального государственного кино-фотоархива Санкт-Петербурга (ателье Карла Буллы), где кавалерийский Кирасирский полк Ея Величества выстроился на плацу на фоне Гатчинского дворца, демонстрирует мощь и боевой дух русской армии. Надо заметить, что именно в Гатчине были открыты до войны 1914 года первые авиационные курсы в стране, здесь испытывали знаменитые военные самолеты «Илья Муромец», под крыльями которых можно было устанавливать огнестрельные орудия.

Главным союзником России в этой войне выступала Франция. Интересная подробность: 350 тысяч касок было выпущено во Франции для солдат русской армии. На выставке можно увидеть эти каски, достаточно изысканные при своей прочности. Поражает «пижонством» и мундир офицера пехотного полка австрийской армии с блестящими серебряными пуговицами.

Удивляют по сути рыцарские доспехи, которые использовали солдаты армии противника - Германии: это чугунные «фартуки», которые закрывали всю переднюю часть тела - от шеи до бедер. Присутствовавшие на немецких касках «рожки» - это, оказывается, винты, на которые прикручивались металлические забрала (шлемы) на голову. Высунувшись из окопа, солдат таким образом уберегал голову от пуль. Правда, от жесткой встречи со снарядом у воина просто ломалась шея, так что шлемы практически не использовались. Поскольку война была нередко именно окопной, в ход нередко шли кинжалы или вообще доморощенные орудия - кистени, кастеты, булавы, палицы.

Первая мировая война была очень жестокой и кровопролитной, миллионы погибших, десятки миллионов раненых, в ней впервые были применены газовые атаки, поэтому в ранце каждого солдата находился необходимый предмет - противогаз.

На выставке можно увидеть архивные снимки, связанные с приездом в Россию накануне войны глав европейских государств, прежде всего президента Франции Раймона Пуанкаре, в 1915 году - генерала П. По, на которых запечатлены заседания, встречи, военные парады и учения, визиты французских офицеров на русский фронт. Прекрасные цветные хромолитографии из Эрмитажа в деталях демонстрируют подробности сражений на суше, на море и в воздухе. Впечатляют и такие экспонаты - крупные красные кресты на сумках, на белых фартуках сестер милосердия. В этом своя эстетика Первой мировой…

Выставка оставляет сильнейшее впечатление, так как дает почувствовать единение нации, связать события вековой давности с настоящим тревожным временем, построить свои аналогии.

В Гатчинском дворце параллельно открылась и выставка одного экспоната «Августейшему однополчанину…» - палаш великого князя Михаила Александровича, преподнесенный ему офицерами лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка (синими кирасирами) в 1909 году. Палаш является «потомком» рыцарского меча и из-за своей величины и громоздкости уже в XIX веке использовался не в армии, а только в мирное время на парадах. Представленный палаш изготовлен в 1909 году в Санкт-Петербурге мастерами фирмы «Шаф и сыновья».

Обе выставки продлятся до 31 января 2015 года.