История появления колец в виде короны.

Или верховной власти.

Короны из-вест-ны в го-су-дар-ст-вах Древ-не-го ми-ра (в Шу-ме-ре, Ак-ка-де, Древ-нем Егип-те и др.).

В начале IV века обы-чай ис-поль-зо-ва-ния короны был за-им-ст-во-ван ви-зантийским императорм Ди-ок-ле-тиа-ном у персидских ца-рей. Ви-зантийские короны пред-став-ля-ли со-бой вен-цы-диа-де-мы в ви-де бе-лой по-вяз-ки, рас-ши-той жем-чу-гом; позд-нее бе-лую лен-ту сме-ни-ла пур-пур-ная по-вяз-ка, ук-ра-шен-ная жем-чу-гом и дра-гоцен-ны-ми кам-ня-ми, за-тем - зо-ло-той об-руч с ма-тер-ча-той ша-поч-кой внут-ри, над ко-то-рой ук-ре-п-ля-лась ме-тал-лическая кре-сто-об-раз-ная дуж-ка с кре-стом в ка-че-ст-ве на-вер-шия.

Ран-не-сред-не-ве-ко-вые ев-ропейские короны из-вест-ны по ико-но-гра-фии и т. н. во-тив-ным коронам (см. Во-тив-ные пред-ме-ты). Из-вест-ны 6 зо-ло-тых во-тив-ных короны VII века из кла-да близ То-ле-до (об-на-ру-же-ны в 1858-1861 годы); зо-ло-тая во-тив-ная корона ко-ро-ле-вы лан-го-бар-дов Тео-де-лин-ды (VI век; при-ве-зе-на в Па-риж На-по-ле-о-ном I Бо-на-пар-том , впо-след-ст-вии ук-ра-де-на, её ме-сто-на-хо-ж-де-ние не-из-вест-но); во-тив-ная корона ви-зантийского императора Льва VI Муд-ро-го (Ве-не-ция, Сан-Мар-ко) и др.

Фор-му, по-доб-ную во-тив-ным коронам, име-ет т. н. Же-лез-ная ко-ро-на - корона лан-го-бард-ских ко-ро-лей, пред-став-ляю-щая со-бой зо-ло-той об-руч ши-ри-ной около 7,5 см, по-кры-тый дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми. Внут-ри зо-ло-то-го об-ру-ча по-ме-щён уз-кий же-лез-ный об-руч, сде-лан-ный, со-глас-но пре-да-нию IX века, из гвоз-дя от кре-ста Спа-си-те-ля (1530-1564 годы; хра-нит-ся в со-бо-ре г. Мон-ца, близ Ми-ла-на). Этой ко-ро-ной, по-ми-мо лан-го-бард-ских ко-ро-лей, ко-ро-но-ва-лось так-же боль-шин-ст-во герм. им-пе-ра-то-ров (от Кар-ла I Ве-ли-ко-го до Кар-ла V); по-сле ос-но-ва-ния Итальянского ко-ро-лев-ст-ва в 1805 году - На-по-ле-он I Бо-на-парт, в 1838 году - австрийский император Фер-ди-нанд I. Внеш-ний вид ран-не-сред-не-ве-ко-вых ев-ропейских корон вос-про-из-во-дил об-лик ви-зантийских ко-ро-национных вен-цов; короны пред-став-ля-ли со-бой диа-де-мы, ино-гда с ма-тер-ча-тым вер-хом и пе-ре-кре-щи-ваю-щи-ми-ся ду-га-ми с де-ко-ра-тив-ны-ми на-клад-ка-ми и до-пол-нит. эле-мен-та-ми. С VIII века короны ук-раша-лись 2-4 тре-уголь-ни-ка-ми-зуб-ца-ми, ино-гда увен-чан-ны-ми кре-стом.

Из-вест-ны мно-го-чис-лен-ные «ис-то-рические ко-ро-ны». Корона Кар-ла I Ве-ли-ко-го (зо-ло-то, ук-ра-ше-на 144 дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми и жем-чу-гом; впер-вые упо-ми-на-ет-ся в ис-точ-ни-ках в XII веке) бы-ла из-го-тов-ле-на пред-по-ло-жи-тель-но в конце X века и при-над-ле-жа-ла От-то-ну I Ве-ли-ко-му. Ею ко-ро-но-ва-лись многие германские им-пе-ра-то-ры , на-чи-ная с Кон-ра-да II (около 990-1039 годов). Вме-сте с другими ре-га-лия-ми Свя-щен-ной Римской им-пе-рии в 1424-1796 годы хра-ни-лась в Нюрн-бер-ге, вы-во-зи-лась толь-ко для ко-ро-на-ции но-во-го им-пе-ра-то-ра. Ны-не на-хо-дит-ся в Ве-не (дво-рец Хоф-бург).

Корона французских ко-ро-лей с XI века бы-ла ук-раше-на боль-шим (бо-лее 250 кар) крас-ным дра-го-цен-ным кам-нем из при-да-но-го Ан-ны Яро-слав-ны, до-че-ри ки-ев-ско-го кн. Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча и суп-ру-ги французского ко-ро-ля Ген-ри-ха I (про-па-ла в пе-ри-од Французской ре-во-лю-ции XVIII века).

Корона св. Вац-лава - корона чеш-ских (бо-гем-ских) ко-ро-лей из-го-тов-ле-на в 1347 году для ко-ро-на-ции Кар-ла IV. Сде-ла-на из вы-со-ко-проб-но-го зо-ло-та, ук-ра-ше-на 96 дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми и жем-чу-гом; её вес со-став-ля-ет ок. 2,5 кг, вы-со-та с кре-стом 19 см, диа-метр 19 см. Со-сто-ит из 4 объ-е-ди-нён-ных по пе-ри-мет-ру сек-ций, ка-ж-дая из ко-то-рых пред-став-ля-ет со-бой боль-шую ге-раль-дическую ли-лию. Сек-ции свя-за-ны 4 по-лу-ду-га-ми, на со-еди-не-нии ко-то-рых ус-та-нов-лен сап-фи-ро-вый крест с изо-бра-же-ни-ем рас-пя-тия. Хра-нит-ся в Праж-ском Гра-де.

Корона св. Эду-ар-да, ис-поль-зуе-мая при ко-ро-на-ции британских ко-ро-лей, из-го-тов-ле-на в 1661 году пред-по-ло-жи-тель-но с ис-поль-зо-ва-ни-ем зо-ло-та из вен-ца ко-ро-ля Эду-ар-да Ис-по-вед-ни-ка; со-сто-ит из че-ре-дую-щих-ся 4 кре-стов и 4 ге-раль-дические ли-лий, над кре-ста-ми рас-по-ло-же-ны 4 по-лу-ду-ги, увен-чан-ные сфе-рой с кре-стом; в цен-тре - бар-хат-ная шап-ка с гор-но-стае-вой опуш-кой. Корона ук-ра-ше-на 444 дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми (до 1911 года кам-ни ус-та-нав-ли-ва-лись толь-ко для ко-ро-на-ции, по-сле че-го де-мон-ти-ро-ва-лись), её вес со-став-ля-ет 2,155 кг. Хра-нит-ся в Тау-эре в Лон-до-не.

В 1714 году для ко-ро-на-ции Ге-ор-га I бы-ла из-го-тов-ле-на но-вая корона (в 1727 году ук-ра-ше-на брил-ли-ан-та-ми). В 1838 году она бы-ла за-ме-не-на т. н. им-пер-ской короной. Эта корона, ко-пи-рую-щая корону св. Эду-ар-да, ук-ра-ше-на 2868 ал-ма-за-ми, 273 жем-чу-жи-на-ми, 17 сап-фира-ми, 11 изум-ру-да-ми и 5 ру-би-на-ми. Сап-фир в верх-нем кре-сте ко-ро-ны из-вес-тен как «Сап-фир св. Эду-ар-да»; в пе-ред-ний крест встав-лен «Ру-бин Чёр-но-го Прин-ца» (ок. 170 кар); на фрон-то-не ус-та-нов-лен ал-маз «Кул-ли-нан-II» (т. н. Ма-лая Звез-да Аф-ри-ки; 317,4 кар), в ты-ло-вой час-ти обо-да - т. н. Сап-фир Стю-ар-та. В 1937 году Ге-орг VI был ко-ро-но-ван но-вой им-пер-ской короной - точ-ной пла-ти-но-вой ко-пи-ей короны 1838 года (име-ет мень-ший вес и бо-лее удоб-на для но-ше-ния). Корона Британской им-пе-рии хра-нит-ся в Тау-эре в Лон-до-не.

Корона па-пы Рим-ско-го (тиа-ра) при-об-ре-ла свою окон-чательную фор-му к началу XIV века. Со-сто-ит из трёх яру-сов, увен-чан-ных не-боль-шим кре-стом, име-ет сза-ди две нис-па-даю-щие лен-ты. По-след-ним па-пой, ко-то-рый ко-ро-но-вал-ся тиа-рой, был Па-вел VI (1963 год). В 2005 году Бе-не-дикт XVI уб-рал тиа-ру из пап-ско-го гер-ба.

Не-ко-то-рые мо-нар-хи име-ли соб-ст-вен-ные (лич-ные) короны. Наи-бо-лее из-вест-на корона Ру-доль-фа II Габсбурга (т. н. корона Австрийской им-пе-рии), из-го-тов-лен-ная в 1602 году в Пра-ге ан-твер-пен-ским юве-ли-ром Я. Вер-мей-е-ном. Со-сто-ит из вен-ца, вы-со-кой ду-ги и мит-ры. Хра-нит-ся во двор-це Хоф-бург, Ве-на.

На Ру-си в ка-че-ст-ве короны ве-ли-ко-го кня-зя, позд-нее ца-ря, ис-поль-зо-ва-лась Шап-ка Мо-но-ма-ха. Пер-вая корона ев-ропейского об-раз-ца (бы-ла ук-ра-ше-на боль-шим ру-би-ном - 398,72 кар; ка-мень при-об-ре-тён в 1676 году в Ки-тае, дос-тав-лен на Русь Н.Г. Спа-фа-ри-ем) из-го-тов-ле-на в 1724 году для ко-ро-на-ции Ека-те-ри-ны Алек-се-ев-ны (с 1725 года Ека-те-ри-на I). Этой же короной ко-ро-но-вал-ся Пётр II. Для ко-ро-на-ции Ан-ны Ива-нов-ны бы-ла за-ка-за-на корона то-го же об-раз-ца, но с бо́льшим чис-лом кам-ней (2605), на её ду-ге по-ме-ще-на шпи-нель, сня-тая с короны Пет-ра II. Эта корона с не-зна-чительными пе-ре-дел-ка-ми ис-поль-зо-ва-лась при ко-ро-на-ции Ели-за-ве-ты Пет-ров-ны; с 1856 года но-си-ла название «Поль-ская ко-ро-на». В 1762 году из-го-тов-ле-на Боль-шая им-пе-ра-тор-ская ко-ро-на, ко-то-рой ко-ро-но-ва-лись все российские мо-нар-хи.

2) Ге-раль-дическая фи-гу-ра (см. Ге-раль-ди-ка). В Но-вое вре-мя корона изо-бра-жа-лись на гер-бах как ти-ту-ло-ван-ной, так и не-ти-ту-ло-ван-ной зна-ти, гер-бах кол-лек-тив-ных вла-дель-цев (городской ко-ро-ны).

3) Тер-мин, упот-реб-ляю-щий-ся в государственном пра-ве не-ко-то-рых мо-нар-хических го-су-дарств для обо-зна-че-ния вла-сти (пре-ро-га-ти-вы) мо-нар-ха, а так-же на-зна-чае-мых им и дей-ст-вую-щих от его име-ни пред-ста-ви-те-лей гражданской ад-ми-ни-ст-ра-ции, воо-руженных сил и су-дов (ко-рон-ный суд, ми-ни-ст-ры ко-ро-ны и т. д.).

Иллюстрации:

Ко-ро-на им-пе-ра-то-ра Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии Ру-доль-фа II Габ-сбур-га (т. н. Ко-ро-на Ав-ст-рий-ской им-пе-рии). 1602. Им-пер-ская сок-ро-вищ-ни-ца во двор-це Хоф-бург (Ве-на). Архив БРЭ.

Как это часто выходит, говоря о неком историческом предмете, нужно начинать издалека. Данный случай не исключение и нам придется погрузиться вглубь веков, чтобы проследить происхождение и развитие диадемы - инсигнии, ставшей прородительницей всех византийских корон.

Сейчас императорский титул прочно ассоциируется с короной, тем интереснее, что, в течение первых трех веков римские императоры абсолютно не пользовались этим аксессуаром. Причина в консерватизме римского общества.
Напомню, что после свержения древних римских царей, монархия в римском обществе прочно ассоциировалась с тиранией и, конечно, такая исключительно монархическая регалия, как корона, вызывала крайне негативную реакцию.
Мы не знаем, как именно выглядел венец римских царей-рексов, однако, это в нашем изыскании и не имеет особого значения. Ведь культурными соседями римлян были эллинистические монархии и римское общество стало отождествлять корону с такой инсигнией эллинистического мира, как диадема .

В наше время под диадемой принято подразумевать изящное женское украшение из драгоценных металлов и камней. Но это сейчас, а в античную эпоху всё выглядело несколько иначе. Античная царская диадема представляла собой всего лишь повязку из ткани, завязанную узлом на затылке, со свисающими сзади свободными концами. Собственно, само греческое слово диадема (διάδημα) как раз и означает «повязка» и происходит от греческого глагола διαδέω, что значит «обвязывать, перевязывать». Конечно, в античном мире обвязывать голову могли не только цари. Повязка, удерживающая волосы, это был вполне бытовой аксессуар для ремесленников, жрецов, спортсменов (вспомним, к примеру, древнегреческую статую дельфийского возничего) и т.д. Чем же отличалась повязка царская от любой другой?
До нашего времени дошло довольно много изображений царской диадемы. Например, на монетах и рельефах эллинистических государей:

Но этого конечно мало, особенно, если речь заходит о цвете.
Увы, античные первоисточники не содержат прямого описания диадемы и это неудивительно, ведь они писали для своего круга, и им не было надобности описывать то, что общеизвестно. Однако можно отследить косвенные указания на то, какой именно была диадема.

У Плутарха например, имеется довольно драматический рассказ. Понтийский царь Митридат VI Евпатор потерпел поражение от римлян и послал слугу в одну из своих резиденций с приказом убить всех женщин царского дома, чтобы они не достались врагам. Гордая жена Митридата царица Монима, решилась сама покончить с жизнью: «Когда явился Бакхид и велел женщинам самим умертвить себя тем способом, который каждая из них сочтет самым легким и безболезненным, Монима сорвала с головы диадему, обернула ее вокруг шеи и повесилась, но тут же сорвалась. «Проклятый лоскут, — молвила она, — и этой услуги ты не оказал мне!». Плюнув на диадему, она отшвырнула ее и подставила горло Бакхиду, чтобы он ее зарезал». *

Менее трагический эпизод с диадемой, мы встречаем у Арриана в его книге, посвященной Александру Македонскому: «Александр во время плавания по озерам сам правил триерой; сильным ветром у него с головы снесло шапку с диадемой: шапка, как более тяжелая, упала в воду, а диадему ветер подхватил, и она застряла в тростниках, выросших на могиле какого-то древнего царя». **

Еще один намек мы находим в «Римской истории» Аммиана Марцеллина: «Поскольку злые завистники, нападавшие на Помпея, не могли, несмотря на всяческое старание, найти ничего, за что бы следовало его порицать, то выискали следующие две достойные смеха мелочи: что он как-то по своему чесал голову одним пальцем и что в течение некоторого времени обвязывал белой повязкой колено, чтобы прикрыть безобразную язву. В первом видели проявление распущенности, во втором пристрастие к новшествам; неважно — так гласили их неостроумные наветы — на какой части тела носить отличие царского достоинства». ***

Из этих текстов следует, что диадема была сравнительно длинной (достаточной, чтобы сделать из неё затяжную петлю). Ткань, из которой она изготовлялась, была довольно тонкой и легкой, чтобы ее смогло унести ветром. И главное, она была белой .

Именно так диадема представлена, например, на античной мозаике из Помпей:

Мозаика из серии «memento mori» имеет сложную символику. Здесь представлено колесо фортуны (судьба), увенчанное черепом (смерть), между которыми зажата бабочка (душа). Все это сооружение уравновешивает уровень с отвесом, по сторонам которого мы видим символы царства (скипетр, багряница и диадема) и символы нищеты (посох, власяница и сума).
Как видим на мозаике и на многочисленных эллинистических монетах (а так же, камеях, бюстах, статуях и т.д.) концы диадемы часто украшались бахромой.

Разумеется, можно предположить, что склонные к роскоши монархи эллинистического периода, могли украшать свои диадемы вышивкой, или совмещать ее с золотыми венками, но, по сути, она всегда оставалась именно лентой.
Что характерно, для своих туземных подданных, эллинистические владыки облачались в
местные царские орнаты и, соответственно, в тиары восточных владетелей. Но для греческого мира, их отличием была исключительно диадема. Хотя, порой туземный убор мог совмещаться с диадемой, как на этом рельефном изображении египетского царя Птолемея VI Филометора.

nbsp;
Примечания:
* Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лукулл. 18
**
Арриан. Поход Александра. 21. 2.
***
Аммиан Марцеллин. Римская история. Книга XVII . 11. 4

Оригинал взят у bizantinum в История византийских корон. Часть 1. Эллинистические диадемы. (продолжение)

Сейчас, когда головной убор монарха прочно ассоциируется с золотом и драгоценностями, довольно непросто представить себе царский венец в виде белой ленты с бахромой, но, тем не менее, именно от этой простой ленты ведут свою родословную роскошные короны ромейских василевсов.


Происхождение диадемы сейчас трудно проследить. Диодор Сицилийский, например, утверждал, что диадему ввел в употребление бог Дионис, который, как известно, в античном пантеоне специализировался на виноделии и винопитии, принимая в этих сферах человеческой деятельности живейшее участие. Так вот, по мнению Диодора, диадема восходит к полотенцу, которым повязывал свою голову Дионис, дабы унять похмельную головную боль*. Версия конечно весьма остроумна, но не более.

В действительности источники происхождения диадемы следует искать на Востоке, где наголовные повязки различных видов являлись элементами царских и жреческих одежд. Так, греческие авторы прямо говорят о диадеме, как о части орната Персидских царей**. Интересно, что для изобразительного искусства Ахеменидов, диадема не очень характерна, но гораздо чаще встречается в иконографии Ассирийских царей.

Рельеф, изображающий царя Ашшурбанапала, увенчанного тиарой и диадемой:

Но фактически в разряд регалий ввел диадему Александр Македонский. Когда он завоевал Персидскую державу Ахеменидов, стало ясно, что нравы и обычаи маленьких греческих полисных государств не соответствуют величию новой империи. Тем более, что завоеватели - македонцы и греки, хоть и составляли элиту этой империи, но местная многонациональная элита также не осталась в стороне (как известно, многих персидских сатрапов Александр сохранил на своих постах и вообще благоволил к своим новым подданным). Александр Великий хотел, чтобы в его империи мирно сосуществовали представители разных культур и поэтому его двор, церемониал этого двора и даже облачение имели эклектичный вид, соединявший себе западные и восточные элементы. Что-то Александр заимствовал у персидских владык, что-то отклонил. Очевидно, македонцы не были готовы лицезреть своего царя в восточной тиаре, диадема же, обвязывающая эту тиару казалась более приемлемым компромиссным вариантом.

Но как бы то ни было, именно начиная с эпохи Александра Македонского, диадема однозначно считается общепризнанной инсигнией царской власти. Когда Александр умер, а его прямые наследники были устранены, македонские военачальники (диадохи) стали делить державу Александра. Один за другим они принимали царский титул, и принятие это сопровождалось именно возложением диадемы.

Так, на долгие столетия, диадема стала символом царской власти на всем пространстве эллинистического мира и даже за его пределами. Позднее диадема вошла в христианскую иконографию, как атрибут ангельских облачений, но об этом позднее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Примечания:
* Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV . 4.4
** Ксенофон. Киропедия. 3. 8; Полиэн. Стратегемы. 17.12

Оригинал взят у bizantinum в История византийских корон. Часть 2. Диадемофобия и наградные венки.

Как говорилось выше (начало и ), римское общество было крайне консервативно. И, поскольку само римское государство было основано, как бунт против монархии, то антимонархизм и «республиканские добродетели» были всегда вещью непререкаемой и всячески культивировались. Таким образом, диадема , как основной знак царской власти, была под запретом.


Более того, обвинение в желании увенчать себя диадемой, могло погубить политическую карьеру кому угодно. Так, например, среди поводов, послуживших к гибели законодателя Тиберия Гракха, были и обвинения в желании царской власти и диадемы. Слово Плутарху: «В это время умер Аттал Филометор [царь Пергамский] , и когда пергамец Эвдем привез его завещание, в котором царь назначал своим наследником римский народ, Тиберий, в угоду толпе, немедленно внес предложение доставить царскую казну в Рим и разделить между гражданами, которые получили землю, чтобы те могли обзавестись земледельческими орудиями и начать хозяйствовать. Что же касается городов, принадлежавших Атталу, то их судьбою надлежит распоряжаться не сенату, а потому он, Тиберий, изложит свое мнение перед народом. Последнее оскорбило сенат сверх всякой меры, и Помпей, поднявшись, заявил, что живет рядом с Тиберием, а потому знает, что пергамец Эвдем передал ему из царских сокровищ диадему и багряницу, ибо Тиберий готовится и рассчитывает стать в Риме царем » *.

Именно поэтому, тот же диктатор Сулла, обладавший в Риме практически неограниченной властью, не пытался даже намекать на диадему. Но в эту ловушку попался сам Гай Юлий Цезарь. Став в феврале 44 года до Р.Х. пожизненным диктатором (dictator perpetuus ) и, предполагая, что его власти ничего уже грозить не может, он по всей видимости захотел оформить её официальным принятием царского титула, к чему исподволь стали готовить народ. Сперва сторонники Цезаря украсили его статуи диадемами, затем, во время праздника Антоний должен был поднести Цезарю настоящую диадему, и тот, исходя из реакции народа, принял бы ее или же отверг. Реакция римского общества была соответствующей: «и вот Антоний […] приближается с увитою лавром диадемою к возвышению […] протягивает руку с диадемою к голове Цезаря — в знак того, что ему подобает царская власть. Цезарь, однако, принял строгий вид и откинулся назад, и граждане ответили на это радостными рукоплесканиями. Антоний снова поднес ему диадему, Цезарь снова ее отверг, и борьба между ними тянулась долгое время, причем Антонию, который настаивал на своем, рукоплескали всякий раз немногочисленные друзья, а Цезарю, отклонявшему венец, — весь народ. Удивительное дело! Те, что по сути вещей уже находились под царскою властью, страшились царского титула, точно в нем одном была потеря свободы! … Венок с диадемой, возложенный на одну из его статуй, несколько народных трибунов сняли, и народ, с громкими криками одобрения, проводил их до дому, зато Цезарь — отрешил от должности» **.

"Антоний подносит Цезарю диадему". Иллюстрация из "Всемирной истории" 1894 г.

Этот эпизод был одним из многих моментов, спровоцировавших гибель великого диктатора. Недооценивать консерватизм римского общества не стоило. Даже спустя 400 лет после Цезаря, когда зрелище увенчанного диадемой императора никого не могло удивить, Аврелий Виктор пишет о Константине Великом следующие симптоматичные строки: «Свою царскую одежду он украсил драгоценными камнями, голова его постоянно была украшена диадемой. Однако он прекрасно выполнил ряд дел: строжайшими законами он пресек клеветничество, поддерживал свободные искусства, особенно занятия литературой, сам много читал, писал, размышлял, выслушивал послов, жалобы провинциалов» *** Т.е. - он конечно постоянно носил изукрашеную диадему (а это чудовищно!), зато вот сколько он хорошего сделал и это его, как бы оправдывает. Нам конечно такой ригоризм непонятен. Но Аврелий Виктор не одинок. Красной нитью через все практически труды римских историков проходит эта непонятная ненависть к эллинистическим одеждам. Смешно порой читать, когда в перечне злодеяний очередного тирана, помимо убийств, разврата, вымогательств и т.д. встречаются такие «страшные преступления», как ношение шелковых цветных одеяний.

И, тем не менее, правителям Рима приходилось считаться с подобными предрассудками римского общества ещё сотни лет после убийства Цезаря.

Наследник и преемник Цезаря - Август, учел все ошибки предшественников и основал новую политическую систему - Принципат. Суть которой состояла в сохранении всех внешних признаков республики, при полной монархической начинке. Конечно, при таком раскладе, о диадеме речи быть не могло. Но глава государства должен все-таки обладать неким внешним блеском. При этом в римской традиции на вполне законных основаниях существовала система различных венков, в качестве знака отличия граждан за различные заслуги.

Напомню читателю эти награды:
1. Гражданский венок (corona civica) , из дубовых листьев, вручался за спасение жизни граждан.
2. Осадный венок (corona obsidionalis) , из травы, за освобождение города от осады.
3. Стенной венок (corona muralis) , стилизован под крепостные стены, для тех, кто первым взошел на стену и ворвался во вражеский город.
4. Осадный венок (corona vallaris) , разновидность предыдущего, для тех, кто первым взошел на вал вражеского укрепления.
5. Морской венок (corona navalis) , стилизован под ростры (носовой части корабля с тараном), для тех, кто первым ворвался на вражеский корабль.

Иллюстрация из книги Питера Коннолли "Греция и Рим"

Были ещё другие венки: лагерный (corona castrensis) - разновидность осадно-стенного, овационный (corona ovalis) , из мирта, для полководцев торжественно входящих в город но не в триумфе (триумф назначался за победу над «достойным» противником, а овация за победу над пиратами, восставшими рабами и т.п.) и масличный (corona oleaginea) , соответственно из маслины, для тех, кто удостоился триумфа но лично в сражении не участвовал.
Но самым почетным был триумфальный венок (corona triumphalis) . По букве, являясь лавровым, он по факту изготовлялся из золота.

Из этого обилия наград, в качестве неофициальной регалии римские императоры отобрали для себя два венка - триумфальный и гражданский .
Об этом и о том, как всё же римляне приняли столь ненавистную диадему - читайте в следующей публикации.


* Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тиберий Гракх. 14
** Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 12
*** Аврелий Виктор. О цезарях. XLI, 14

Примечание: заглавное изображение - Август в триумфальном венке, античная комея.

Оригинал взят у bizantinum в История византийских корон. Часть 3. Императорские венки и лучевая корона

Как мы говорили в прошлой записи , в качестве головных уборов Римские Императоры использовали венки из наградной системы Римской Республики - Триумфальный и Гражданский (сorona triumphalis и corona civica), первый из которых был лавровым, второй - дубовым.
Конечно, те времена, когда данные уборы делались непосредственно из лавра или дубовых листьев, прошли.
Еще в эллинистическом мире венки, предназначавшиеся для особ царской крови (либо для религиозных обрядов) изготовлялись из листового золота.


Точно также было и в Риме. И чем дальше, тем пышнее становились эти «венки». Со временем их стали украшать крупными драгоценными камнями.
Впервые, в текстах того периода эти украшенные каменьями венки упоминаются, кажется
, у Диона Кассия, который описывает подобное украшение императора Коммода, который «облачался в плащ, весь пурпурного цвета и блистающий золотом, скроенный по фасону греческой хламиды, надевал венец, сделанный из золота и индийских камней »*. Впрочем, в изобразительном искусстве он появляется много раньше царствования Коммода.

Как выглядел этот венец, нам демонстрируют скульптурные императорские портреты, например бюст Траяна в гражданском венке из Мюнхенской глиптотеки:

А так же тондо с изображением семьи императора Септимия Севера: его самого, его супруги Юлии Домны и детей — Геты и Каракаллы. После убийства Геты Каракаллой многие изображения первого были уничтожены, в том числе и на этом тондо, ныне хранящемся в Германии в античном собрании в Шарлоттенбурге, его портрет также был стерт. Септимий и сыновья были зображены в триумфальных венках:

Итак. Императорские венки представляли собой реплику в металле «аналоговых» венков, закрепленную на нешироком обруче. Обруч не был замкнутым и его концы соединялись лентой, которая завязывалась в узел, как в настоящем венке, либо (если обруч был замкнутым) теряли свое функциональное предназначение и становились просто декоративным элементом.
В центре (в районе лба) венец украшался медальоном. Такого рода декоративные венцы, как говорилось выше, были известны еще в Древней Греции. Традиция их использования в ритуалах не прекращалась и позднее и, потому, их часто находят в погребениях.

Золотой венок с изображением Афродиты из захоронения в Горгиппии (Боспорской царство) II-III в. по Р.Х.

В отличие от древнегреческих и эллинистических прототипов, римский венок украшался не просто чеканным медальоном, но весьма крупным драгоценным камнем. Таких медальонов, впрочем, могло быть и больше.

Сorona triumphalis императорского периода (рисунок автора)

Удивительна психология римских консерваторов - простая белая лента на голове, воспринималась ими, как покушение на устои римской государственности, а вот роскошный золотой венец, украшенный драгоценностями, в принципе принимался, ибо формально оставался венком.

Отдельно стоит упомянуть особые венцы, присутствующие на некоторых императорских изображениях, в частности - на монетах. Это так называемые лучевые короны .

Монета с изображением императора Филиппа I Аравитянина в лучевой короне.

Свое происхождение этот венец ведет от иконографии солярных божеств: Аполлона, Гелиоса, Элагабала, Митры и «Непобедимого Солнца» (sol Invictus). Культ монарха в эллинистическом мире так или иначе пересекался с культами данных божеств, что и нашло свое отражение в нумизматике:

Монета с изображением Египетского царя Птолемея III

Монета с изображением Сирийского царя Антиоха VI

Из эллинизма лучевая корона перекочевала в Рим. На римских императорских монетах она появляется практически сразу - с Августа. А начиная с Каракаллы, изображение императора в лучевой короне на аверсе стало признаком новой монеты - антониниана (см. выше антониниан Филиппа I).
Если же на антониниане изображался не император, а императрица, то ее образ сопровождался уже не лучевым венцом, а полумесяцем (ассоциация очевидна: император - образ Солнца, императрица - образ Луны).

Антониниан с изображением императрицы Отацилии Северы, супруги Филиппа II

Этот момент свидетельствует в пользу того, что, скорее всего, лучевая корона была лишь символом и не употреблялась в реальной жизни. К тому же в источниках она не упоминается и в скульптурных портретах не встречается так же.

В следующем очерке мы расскажем о диадемах, которые, не смотря на сопротивление консервативной римской элиты, все-таки вошли в придворный обиход.

* Дион Кассий. Римская история. Книга LXXII. 19. 3

Примечание: заглавное изображение - император Коммод в триумфальном венке и лучевом венце, античная гемма

Оригинал взят у bizantinum в История византийских корон. Часть 4. Императорские диадемы.

III век в Римской истории был во многом переломным.
В первую очередь это отразилось в кризисе Верховной власти. Демократические атавизмы системы принципата, в конце концов, стали работать против самой государственной системы. Ведь формально император был избранником Сената и народа. А значит, любой полководец, выкрикнутый своими легионами, становился претендентом на престол. Наиболее удачливые из таких полководцев захватывали Рим, и Сенат вынужден был легитимизировать их власть. Менее удачные окапывались в провинции и, пренебрегая Римом, основывали собственную мини-империю.
Так отпадали Галлия, Иллирия и Пальмира.
Это способствовало на местах варваризации римского общества, как и варварские наемники, служившие в армии. «Варварские» обычаи проникали во все сферы римского быта, влияли и на моду.
Когда же император Аврелиан восстановил единство Империи, встал ребром вопрос об усилении престижа верховной власти. И здесь проявилось восточное влияние. Во-первых, повлияло завоевание отложившегося Востока Империи со столицей в Пальмире, где царица Зиновия (Зенобия) и представители ее дома ввели эллинистические нравы. А во-вторых - соперничество с Парфянским Царством, которое к тому времени восстановило персидскую державу и стало полноправным преемником как Ахеменидов, так и Селевкидов.

Власть императора должна была быть достойно представлена и во внешних церемониальных проявлениях. И для иностранных послов, и для собственных подданных Император Рима обязан был выглядеть не хуже восточных владык и, в первую очередь, парфяно-персидских соперников.
Аврелиан, по-видимому, первый стал вводить восточный церемониал. Во всяком случае, у анонимного автора «Извлечений о нравах и жизни Римских Императоров», которые приписываются Аврелию Виктору, есть такое упоминание: «он первый среди римлян надел на голову диадему, украшенную золотом и драгоценными камнями, что до того казалось совершенно чуждым римским обычаям»* .
На самом деле, диадема в императорской иконографии появляется только начиная с Константина Великого. Однако, действительно, у императоров этого периода, деятельность которых была направлена на укрепление государства, одновременно с реформами государственного аппарата, армии и т.д. наблюдается и тенденция более пышно репрезентовать свою власть за счет усложнения церемониала и введения драгоценных восточных одежд.
Так, Диоклетиан «стал надевать одежды, сотканные из золота, и пожелал даже для своих ног употреблять шелк, пурпур и драгоценные камни»** . Ему тоже приписывают порой ношение диадемы.

Но все же окончательно диадема становится официальной императорской регалией именно при первом христианском Императоре. Вступление в должность преемников Константина уже обязательно сопровождается возложением диадемы. При ее отсутствии, диадему мог заменить сходный предмет, но коронование должно было свершиться непременно. Например, когда в 360 году в Галлии легионы провозгласили Юлиана (Отступника) Императором, диадему заменили шейной цепью знаменосца***.

Введение диадемы, как и введение восточного церемониала, уместнее всего, как уже говорилось, объяснить персидским влиянием. Это влияние продолжалось довольно долго и было взаимным. Что же до новых персидских владык, то они переняли в своем обиходе и древние ахеменидские, и новые эллинистические селевкидские формы. В этом смысле диадема и у них была однозначным царским символом, наравне с тиарой.
Таким образом, Император Рима, ни в чем не уступающий восточному «Царю Царей» и соперничающий с ним за власть над ближневосточными провинциями, должен был не уступать и во внешнем выражении своего могущества.

Итак, римские императоры приняли диадему. Сперва, по всей видимости, она имела вид своего эллинистического прототипа.

Но понятно, что белая повязка была уже слишком проста, чтобы олицетворять власть (вспомним пышные золотые венки с каменьями). Так что, практически сразу диадему начинают расшивать жемчугом и драгоценностями.

А дальше больше - из расшитой ленты диадема становится сложным наборным украшением, где отдельные сегменты нанизывались на два шнура, а концы этих шнуров, как и в прототипе, завязывались на затылке. Это видно по императорским портретам с монет. Конечно, изображение на монете обладает определенной условностью, но некоторые чрезвычайно детально показывают четыре конца двух шнуров диадемы. Впоследствии эти концы шнуров изменили свою функцию и стали одним из важных дополнений именно императорской короны.

Монета с изображением императора Констанция II

Итак. Диадема формировалась из отдельных пластин (круглых и четырехугольных) в сочетании с крупными жемчужинами. Центральная пластина, располагавшаяся надо лбом, была, как правило, крупнее и часто сверху дополнительно украшалась жемчугом.
В основном диадемы комбинировались в двух вариантах.
В первом случае пластины перемежались с двумя жемчужинами, чаще всего каплевидной формы:

Диадема первого типа (рисунок автора)

Во втором случае пластины соединялись друг с другом, а жемчужные нити обрамляли их сверху и снизу:

Диадема второго типа (рисунок автора)

Форма диадемы довольно быстро (как по меркам древности) эволюционировала и уже через поколение стала меняться. Но об этом в следующем очерке.

* Извлечения о нравах и жизни римских императоров. Глава XXXV, 5
** Аврелий Виктор. О Цезарях. Глава XXXIX, 2
*** Аммиан Марцеллин. Римская история. Книга XX. 4. 17.

Примечания: заглавное изображение - бронзовая голова Константина Великого из Национальной Галереи Белграда (Сербия). Далее: два медальона с профилем Константина.

Самая древняя корона в мире, которую обнаружили в 1961 году в пещере Нахал-Мишмар вместе с другими ценными артефактами, относится к эпохе неолита, которая датируется 4 000-35 000 до н. э. Ее раскрыли в начале этого года в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета как часть выставки «Мастера огня: искусство энеолита из Израиля».

Древняя корона - это лишь один из более 400 артефактов, которые были обнаружены в пещере Иудейской пустыни около Мертвого моря более половины столетия назад. Корона имеет форму толстого кольца. Сверху на ней изображены грифы и двери. Считается, что ее использовали во время похоронных церемоний для важных персон того времени.

Нью-Йоркский университет сообщает: «Посетителей выставки «Мастера огня» порадует встреча с объектом огромной силы и престижа, небрежно отлитая из меди корона из пещеры Нахал-Мишмар. Загадочные выступы вдоль ободка короны с грифами и строительными фасадами, квадратными отверстиями и цилиндрическая ее форма указывают на ее связь с похоронными ритуалами того времени».

Пещера Нахал-Мишмар была обнаружена археологом Пессах Бар-Адоном в природной расщелине, запрятанная в соломитовой плите с северной стороны Нахал-Мишмара. Там было найдено 442 высокоценных артефакта из меди, бронзы, слоновой кости и камня, 240 жезлов, 100 скипетров, 5 корон, пороховницы, инструменты и оружие.

Углерод-14, выделенный из камышитовой плиты, в которую были завернуты эти предметы, заставляет ученых полагать, что период их создания относится по меньшей мере к 3500 году до н. э. Именно в этот период использование меди стало повсеместным в Леванте, что подтверждается значительными технологическими разработками в регионе.

Некоторые из этих объектов не похожи ни на что ранее виденное. Округлые жезлы часто принимают за булавы, но нет никаких подтверждений, что их когда-либо использовали в бою.

Другие объекты еще более необычны и уникальны по стилю, такие, например, как бронзовый скипетр, чье изображение приведено ниже.

Объекты в пещере Нахал-Мишмар, кажется, были собраны наспех, что наводит на предположения, что эти артефакты являлись священными сокровищами, принадлежащими заброшенному храму «Эйн-Геди», который находится в 12 километрах от пещеры. Возможно, эти предметы были спрятаны в пещере во время опасной ситуации.

Даниэль Мастер, профессор археологии колледжа Уитон и член кураторской команды, сказал: «Этот период уникален взрывом инноваций, который определил технологии древнего мира на тысячи лет».

Драгоценности монархов всегда заставляли трепетать людские сердца. Ведь даже самый рядовой бриллиант, оправленный мастером в золото для венценосной особы, становится августейшей ценностью и начинает блестеть иначе. Что уж говорить об уникальных представителях мира камней, которые традиционно занимали свое место в символах монаршей власти. Корона — непреложный знак отличия правителя от простых смертных — должна была быть убедительной.

И именно поэтому владыки всех времен не жалели средств на изготовление этого особого украшения: лучшие драгоценные камни, лучшее золото, лучшие мастера ювелирного дела. Сегодня большинство этих шедевров мирно покоится на подушках в музеях, под надежной охраной. Те же короны, что еще украшают представителей «действующих» династий, не имеют уже такой власти, как прежде, и воспринимаются скорее как дань традиции. А ведь были времена, когда за возможность возложить корону на голову хотя бы на несколько дней люди готовы были заплатить жизнью, своей или чужой. Все потому, что этот драгоценный символ непреложно ассоциировался с божественной природой высшей власти и заставлял любого склониться перед его обладателем. Но правители сменяли друг друга, имена многих затерялись в лабиринтах веков, а короны, некогда венчавшие их головы, до сих пор вызывают восхищение и загадывают загадки историкам.

Знак избранных

Хорошо известно, что традиция отмечать победителя триумфальным венком пришла из античной эпохи. Первоначально, в «простые» времена, эти знаки отличия делались из живых ветвей, причем не обязательно лавровых. Венки также могли быть сплетены из дуба или оливы — это зависело от того, кто из богов выступал покровителем состязания. Собственно, латинское слово «corona» и означает «венок». Но время шло, и на смену природным материалом пришло вечное золото. В эпоху римской роскоши венцы стали украшать драгоценными камнями, и по богатству этих украшений можно было судить о статусе владельца. Варвары, разрушившие Рим, вероятно, переняли традиции украшать головы своих вождей золотым обручем. А дальше на протяжении многих веков августейшие особы европейских держав старались перещеголять друг друга роскошью корон. Для украшения использовались самые большие, самые удивительные, самые дорогие камни и реликвии. Ограничивал фантазию монархов лишь вес будущей короны, все остальное не имело значения. Так, при изготовлении короны для русской императрицы Екатерины II мастера за два месяца совершили чудо: корона из золота и серебра, на которой сверкали 4936 бриллиантов и 75 крупных жемчужин, весила чуть меньше двух килограммов.

Всегда все вопросы законности престолонаследия решала коронация — тот, на кого возложен символ монаршего достоинства, является полноправным властелином. Обратной силы этот обряд не имел.

И тогда недовольным оставалось или смириться, или составить заговор. В случае удачного переворота победитель получал все ту же корону. Святость этого символа власти не смогли пошатнуть даже революции — в большинстве случаев дело заканчивалось реставрацией монархии. В Нидерландах, например, в 1815 году было принято решение восстановить королевскую власть после 200 лет существования республики. Любопытно, что тогда же была изготовлена самая «бюджетная» европейская корона — из позолоченного серебра и шапка. Тратиться на настоящие драгоценные камни практичные голландцы тоже не стали. Впрочем, на престиже королевской фамилии это никак не отразилось.

Золото лангобардов

Едва ли не самой старой европейской короной принято считать так называемую «железную» корону лангобардов. Точное время рождения этого венца за древностью происхождения неизвестно. Традиционно считается, что эту корону сделали в VI веке для Теодолинды, королевы племени лангобардов. Правда, некоторые ученые считают, что венец был сделан раньше и его изначальная «родина» — Византия. Так или иначе, легенда утверждает, что Папа Римский подарил Теодолинде гвоздь с Креста Господня и королева велела выковать из реликвии железный обруч, которым изнутри скрепили звенья короны. Именно из-за этой детали ее стали называть «железной». Если не заглядывать на изнанку, то древний знак королевской власти состоит из узорных золотых пластин, украшенных эмалью и драгоценными камнями. Диаметр короны тоже примечателен — она слишком мала для венца, способного охватить голову. По поводу размера ученые также спорят, но «официальная версия» гласит, что две пластины были утрачены в те времена, когда королевская драгоценность была отдана в залог. Это случилось в 1248 году, когда жителям города Монца — места постоянной «прописки» короны — не хватило денег на войну. Выкупить королевский артефакт смогли только через 70 лет.

А ведь это была официальная регалия итальянского королевского двора, и ею короновались императоры! Кстати, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя владыкой Италии, он также символически возложил на себя «железную» корону.

Для менее торжественных случаев он приказал изготовить особую, итальянскую корону, выполненную по королевской моде XVIII века, которая была более удобна для ношения. Позже корона лангобардов еще не раз осеняла итальянских монархов, а ныне она по-прежнему пребывает в соборе Святого Иоанна Крестителя в Монце. Правда, последние научные исследования нанесли ей сокрушительный удар: оказалось, что чудесно нержавеющая полоска из Гвоздя Господня сделана из серебра, и, таким образом, легенда о королеве Теодолинде никуда не годится... С другой стороны, эта корона венчала стольких великих людей, веривших в ее мистическую силу, что никакие научные разоблачения ей не страшны — она навсегда останется «железной короной», помнящей Византию и Карла Великого.

Загадки царской шапки

Пока Европа венчала своих монархов роскошными коронами, в России на представителя верховной власти возлагали отороченную мехом шапку Мономаха. Как и положено древнему артефакту, этот знак царского достоинства, конечно же, вызывает споры. Так, летописи говорят, что драгоценный головной убор был передан в дар киевскому князю Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином IX как знак преемственности от одной православной державы другой. Но хотя версия веками считалась «единственно верной», современные историки тщательно сопоставили даты жизни обоих правителей, и версия стала весьма сомнительной. Есть также предположения, что золотая шапка осталась в царской сокровищнице со времен Золотой Орды и имеет азиатское происхождение. Но в любом случае этот древний головной убор — произведение искусства.

Верх шапки (представляет собой тюбетейку) сработан из 8 золотых пластин, покрытых узорчатой сканью (рисунком, похожим по технике на филигрань), и украшен восемью крупными драгоценными камнями — четыре рубина и четыре изумруда. Венчает шапку чеканное «яблоко», на котором установлен украшенный жемчугом крест, который, вероятно, был добавлен позднее, как и дорогой соболиный мех, сменивший золотые подвески. Первым, кто «венчался на царство» этой регалией, был Иван Грозный. И эта традиция, перейдя к остальным русским монархам, держалась вплоть до 1682 года, когда на престол возвели сразу двух наследников — Ивана и Петра. Ради такого удивительного для русской истории случая для младшего — Петра Алексеевича — была сделана «шапка второго наряда», по образу и подобию главного венца, но несколько проще. Впрочем, коронация «копией» не помешала Петру I стать одним из величайших российских монархов. Однако никогда больше шапка Мономаха не использовалась для венчания на царство — наступал век имперских корон. А золотой убор с туманным прошлым благополучно дожил до наших дней, чудом уцелев в смутные времена, хранится в Оружейной Палате Кремля и по-прежнему хранит свои тайны.

Великие драгоценности великой Британии

Казалось бы, Великобритания — оплот монархических традиций — могла бы похвастаться самыми древними венцами королей. Но увы, и этот остров не миновали революции, и большинство сокровищ короны было уничтожено или распродано в годы правления Оливера Кромвеля (1653—1658). Несколько легендарных драгоценных камней из сокровищницы королевского дома все же удалось вернуть, и ныне они украшают корону Британской Империи, восхищая каждый своей историей.

Если начинать сверху, то в крест, венчающий корону, вставлен сапфир Святого Эдуарда. При жизни монарха этот камень украшал королевский перстень. И, согласно легенде, однажды король отдал его нищему в качестве милостыни. Но спустя некоторое время двое паломников из Святой Земли принесли перстень Эдуарду. При этом они рассказали чудесную историю о старце, который вывел их из песчаной бури, а наутро принес королевскую драгоценность и попросил отдать хозяину. Вскоре король умер, а когда спустя годы его могилу вскрыли, то тело оказалось нетленным. Это признали чудом, короля канонизировали, перстень вернули в сокровищницу, а века спустя сапфир увенчал корону.

Еще один знаменитый камень — рубин Черного Принца — украшает имперский венец спереди. И хотя это совсем не рубин, а крупная благородная шпинель, камень также имеет свою историю: его получил в уплату за военную помощь другой Эдуард, прозванный «черным принцем» из-за цвета своих доспехов. Камень передавался в королевском роду и, по преданию, спас жизнь Генриха V в битве при Азенкуре.

Под «рубином» расположен «Малая Звезда Африки», также известный как Куллинан II (вес 317.4 карата). Его предок, собственно алмаз Куллинан, весил в десять раз больше и был подарен Эдуарду VII. Но камень был хоть и огромный, но имел далеко не блестящую внешность и несколько трещин. После его распилки голландскими ювелирами родилось целое семейство Куллинанов всевозможных размеров, и самый главный из них украсил королевский скипетр, а тот, что поменьше, — имперскую корону.

И наконец, последний крупный камень в этой драгоценности расположен строго напротив, на задней части венца, — это так называемый сапфир Стюартов, доставшийся в наследство от угасшей династии. Камень долго кочевал из Шотландии в Англию и обратно, пока не нашел своего места на короне объединенной Великобритании. Всего же королевский венец украшают 2868 алмазов, 273 жемчужины, 17 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов, но при этом его вес составляет всего 910 граммов. Предыдущая версия этой короны была тяжелее, что причиняло монархам заметные неудобства. Впрочем, по сравнению с короной Святого Эдуарда, которая весит больше двух килограммов и используется для официальной коронации, имперский венец выходит не таким уж обременительным. Кстати, эти британские короны не являются собственностью королевского дома, они принадлежат государству. И в «свободное от работы время» лежат в Тауэре, исполняя роль музейных экспонатов. Так что, чтобы увидеть их вблизи, вовсе не обязательно просить аудиенции у королевы.

Что отличает нас, простых смертных, от особ королевской крови? Наличие кареты? Дворца? Любой ребёнок, знакомый со сказками, ответит: у царя-короля-принца обязательно должна быть корона. Прототип короны появился тысячелетия назад, поначалу голову вождей украшали всего навсего венками из листьев и (или) цветов; затем листья и цветы стали делать из металла; затем украшать драгоценными камнями; затем форма стала понемногу изменяться, приняв в конце концов традиционную и привычную для нас. Почему именно корона стала символом власти? Наверно, потому, что она одевается на голову - самую важную и самую заметную часть тела. Представляю вашему вниманию самые красивые и самые необычные, с моей точки зрения, короны. Начнём, пожалуй, с необычных.

Корона албанских королей, датируется примерно 15 веком. Была вывезена из страны во время оккупации Оттоманской империей. Попала в коллекцию династии Габсбургов. В настоящее время хранится в Венском музее. В 1931 году албанский король предпринял попытку вернуть корону на родину, но безуспешно.

Корона румынского короля Карола Первого необычна тем, что сделана не из золота, а из стали. И не просто стали, а из переплавленных ружей, захваченных у воинов Оттоманской империи во время войны за независимость (1877-78).

Необычность эфиопских корон состоит в том, что сделаны они для носки на тюрбан. Они имеют форму цилиндра или иногда куба с выпуклым куполом в верхней части. Украшены ажурной филигранью, медальонами с изображениями святых и драгоценными камнями. Венчает корону обычно крест.

Корону Бутанских королей венчает изображение ворона. Но это не обычный ворон, а Махакала - покровитель Бутана.

Отличительной особенностью непальской короны является плюмаж из перьев райской птицы. Вот так она выглядит на короле

Эта так называемая "корона Монтесумы" была найдена в 18 веке в одном из складских помещений замка Амбрас в Тироле. Сделана она преимущественно из зелёных перьев кетцаля (квезаля) и голубых - птицы-капуцина. Первоначально в короне было и 500 хвостовых перьев кетцаля, которые, однако, были изрядно повыдерганы арчдьюком Баварии для плюмажей - своего и своей лошади и в результате перьев осталось 400. Сейчас хранится в Венском музее, хотя специалисты сомневаются, что данный головной убор принадлежал именно Монтесуме.

Иранские короны и необычны, и красивы, и роскошны.

Корона иранских королей династии Кваджар (1796-1925). Сделана из красного бархата, сплошь усыпанного драгоценными камнями. Всего в ней 1800 жемчужин, 300 изумрудов и 1800 рубинов. Эту корону называют "жемчужной".

Корона иранских королей династии Пахлави. Была сделана в 1925 году. Основа - золото, серебро и красный бархат. Украшена 3380 бриллиантами (поэтому её называют "бриллиантовой"), среди которых выделяется 60-ти каратный жёлтый бриллиант. Тремя рядами идут 369 жемчужин почти одинакового размера. Плюс в короне ещё имеются 5 крупных изумрудов, самый большой их которых в 100 карат красуется на вершине короны.

Корона единственной коронованной жены правителя Ирана Фары Пахлави (до неё правители Персии своих жён не короновали). Была сдизайнирована фирмой Van Clef and Arpels в 1967 году. Корона сделана из белого золота и покрыта зелёным бархатом. Её украшают 38 изумрудов, 105 жемчужин, 34 рубина и 1469 бриллиантов.

Незаметно перешли мы от корон необычных к коронам красивым. Одной из самых красивых, по-моему, является Большая императорская корона Российской империи. Она была изготовлена в 1762 году по специальному заказу Екатерины II. Основа короны выполнена из серебра и золота.

Два серебряные полушария усыпаны бриллиантами и разделены бриллиантовой гирляндой и двумя рядами крупных матовых жемчужин, скрепленных невысоким венцом, состоящим из большой шпинели и креста из 5 огромных бриллиантов. В короне 4936 бриллиантов и 72 индийских жемчужины. Самым известным из драгоценных камней короны является шпинель весом в 398,72 карат, которая находится на дуге, разделяющей две половины короны. Этот камень был приобретен в 1676 году у китайского императора Канси.

Корона Австрийской империи была создана в 1602 году и состоит из трёх частей: кольца, высокой арки и митры. Самая примечательная часть, на мой взгляд, - это митра. Она сделана из золота, каждая из четырёх её частей изображает сценку из жизни короля Рудольфа Второго (для которого и была заказана корона).

Корона Богемии имеет необычный дизайн - её форму создают четыре лилии по всему периметру короны. Была сделана в 1346 году. Украшена крупными драгоценными камнями и её вес составляет 2.475 кг. Существует легенда, что любой узурпатор, примеривший эту корону на себя, умрёт в течение года. И действительно, во время второй мировой войны нацистский ставленник в Богемии позволял себе неоднократно прогуливаться в короне, не имея на то права. Не прошло и года как он был убит членами чешского подполья.

А вот несколько не только красивых, но и самых старых из сохранившихся до наших дней корон.

Золотой венок из дубовых листьев, украшенный желудями, пчелой и двумя цикадами, 350-300 век до н.э, Дарданеллы. Неизвестно, кому принадлежал именно этот, но похожий венок украшал голову македонского царя Филиппа Второго, греческого философа Демосфена. Их также одевали участникам религиозных процессий и вручали победителям музыкальных конкурсов.