Как отдыхать после школы. Каким должен быть полноценный отдых подростка

Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!

И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.

Что такое учебные нормы?

Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.

Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.

Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.

К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?

Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.

Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.

Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.

Стресс нехватки времени

«Я ничего не успеваю!» - отчаянно кричит ребенок. А если не кричит, то думает – кричать он уже устает. Этот стресс – самый распространенный у школьников. Когда ребенок капризничает в садике, психологи советуют родителям оставлять 15-20 минут на любые его сборы. Это хороший совет и для родителей школьников. Но не так-то просто ему последовать. Перерывы между уроками ничтожно малы. А школьная нагрузка такова, что лишние 15-20 минут – огромная роскошь для занятого ребенка. Тем временем его постоянно подгоняют: давай, давай, учись, успевай.

В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение - танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.

Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…

Каковы разумные нормы школьной нагрузки?

Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.

До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?

6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.

Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?

Сколько времени посвящать домашним заданиям?

Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?

Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.

Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.

А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.

Сколько положено спать и гулять школьнику?

Сон и физическая активность для школьников тоже регламентированы. Чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок, ему нужно давать выспаться не меньше 8-10 часов. Чтобы дать ребенку школьного возраста нормальную физическую нагрузку, ему нужно дать возможность пройти, пробежать и пропрыгать в день до 7 км, и половину из них – в школе. Причем на свежем воздухе ребенок школьного возраста должен находиться не меньше трех часов. А сколько времени гуляет ваш ребенок?

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья сына или дочки – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

На эти и другие вопросы отвечает почетный работник общего образования, учитель высшей категории, лауреат премии «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования .

«АиФ»: - Как правильно ребенок должен отдыхать? Можно ли после школы разрешать смотреть телевизор или играть в компьютерные игры?

Ольга Холодова : - Правильный отдых ребенка, будь он третьеклассником или пятиклассником, должен обязательно начинаться с прогулки (не менее 1,5 часов). Затем с 15.00 до 17.00 ребенок выполняет домашнее задание, через каждые полчаса обязательно делая зарядку для глаз. С 18 до 19 часов желательно опять погулять, а потом не более 30-40 минут или компьютер, или телевизор. И обязательно чтение перед сном.

«АиФ»: - Как быть, если учитель не объективен по отношению к ребенку? Менять школу?

О.Х. : - Что значит, учитель не ставит отметки объективно? Не объективно, это с родительской точки зрения, или с точки зрения стандартов оценки качества знаний ученика?

Смена школы не всегда ведет к тому, что у ребенка появляется интерес к учебе. Мне кажется, лучше всего в такой ситуации переговорить с классным руководителем ребенка и попросить ее помочь разобраться в сложившейся ситуации.

«АиФ»: - Если ребенку очень нравится какой-то предмет – стоит ли его переводить в специализированную школу или класс?

О.Х. : - Это замечательно, что ребенка что-то сильно увлекает. Если в начальной школе ребенку нравится математика, еще не известно, будут ли ему нравиться теоремы и тригонометрические формулы. Мне кажется, торопиться не следует, желательно определиться к 6 классу, а пока, чтобы не пропал интерес, можно решать с ребенком дополнительно задачи из различных сборников, предназначенных для подготовки к олимпиадам и марафонам.

«АиФ»: - Можно ли как-то развить воображение у ребенка? Ведь оно играет важную роль в написании сочинений.

О.Х .: - Воображение и умение писать сочинения это не одно и тоже. Да, существуют различные методики для развития воображения у детей. А для развития умения писать сочинения необходимо, прежде всего, много читать классических произведений и не только из школьной программы, часто высказывать свои собственные суждения по различным вопросам, не бояться иметь собственное мнение, но обязательно уметь его доказательно отстаивать и знать основные правила написания школьного сочинения.

«АиФ»: - Если ребенок постоянно жалуется на учителя - что делать в такой ситуации?

О.Х .: - Поговорить с родителями других детей, которые учатся у этого учителя и если они тоже рассказывают о подобном поведении учителя на уроках, то тогда, сначала пойти к учителю и поговорить с ним, а если ничего не изменится, то тогда к завучу.

«АиФ»: - Какую мотивацию можно дать ребенку, чтобы он хорошо учится?

О.Х. : - Мотивация – способ делать то, что не хочется. Эта штука совершенно не нужна в том случае, если нам что-то нравится. Мотивация – это тот моторчик, который крутит маховик человеческого поведения.

Мотивация – это сила, которую человек прикладывает к «себе», чтобы перелезть (перепрыгнуть, перелететь) через препятствие. А препятствие – это чувство нежелания что-либо делать. Как только мотивация становится сильнее, чем нежелание – человек готов к действию. И чем больше эта разница – тем больше энтузиазма он проявляет. Для каждого человека существуют свои наиболее удачные способы мотивации, и то, что приемлемо для одного, может быть совершено не приемлемо для другого. Человека бывает очень трудно заставить что-либо делать, но можно его смотивировать это сделать. Попробуйте не заставлять своего ребенка хорошо учиться, а вместе с ним определить, что значит «хорошо учиться». Только ли «5» является показателем «хорошей учебы»?

«АиФ»: - Как найти баланс между основным и дополнительным образованием ребенка?

О.Х .: - Попробуйте для начала поговорить с ребенком о том, что из дополнительных занятий ему нравится больше всего и самое главное, почему он хочет этим заниматься. Попробуйте вместе решить, что в дальнейшей жизни ему может пригодиться больше всего?

Можно объяснить, что не всегда «всё и сразу» это хорошо. Например, танцам можно учиться и в более старшем возрасте, а иностранный язык лучше углубленно изучать в старших классах, в начальной школе достаточно и разговорного английского. Запретами ничего не решишь. Ребенок должен учиться понимать, для чего что-либо нужно делать, какие для этого прилагать усилия и уметь делать правильный осознанный выбор.

Инструкция

Видео по теме

Полезный совет

Во время отдыха не следует злоупотреблять долгим просиживанием в интернете, компьютерными играми и алкоголем. Они негативно влияют на организм и могут привести к еще большему переутомлению.

Одним из главных умений, помогающих человеку вести активную деятельность, является рациональное расходование собственных сил. Особенно этот навык важен для школьников, ведь им необходимо посещать большое количество уроков и выполнять немалый объем домашних заданий.

Инструкция

Если вы хотите провести предстоящий школьный день продуктивно и легко, нужно подготовиться к нему заранее. Вернувшись с занятий, не откладывайте домашнюю работу на потом, лучше выполните ее сразу после того, как перекусите. Наткнувшись на особенно сложную задачу или уравнение, не сидите над ее часами, попросите помощи родителей или позвоните , который лучше разбирается в предмете. После этого займитесь интересным делом: погуляйте с друзьями, покатайтесь на роликах или велосипеде, послушайте любимую музыку.

Ложитесь вовремя. Для полноценного отдыха человеку необходимо спать не менее 9-10 часов в сутки, поэтому не засиживайтесь перед телевизором и компьютером допоздна. Только хороший сон вам активность на протяжении всего следующего трудового дня.

Не пренебрегайте регулярной зарядкой и водными процедурами по утрам. Комплекс элементарных физических упражнений не займет у вас больше 3- , но обеспечит заряд положительных эмоций и существенно подкрепит ваши силы.

Не повторяйте домашнее задание во время перемены. Отдыхайте между уроками, выйдите из и пройдитесь по коридорам, пообщайтесь с друзьями на темы, не связанные с учебой. Если позволяет, можно на улицу и подышать свежим воздухом. Прилив кислорода в ваш мозг, заставит голову соображать быстрее и легче.

Когда перемена закончилась, спокойно зайдите в и сядьте на место. Во время урока держите спину прямой, а плечи расправленными. Не ложитесь на парту. Это не только некультурно, но также сильно вредит вашей осанке и зрению. Если учитель что-нибудь рассказывает, не рисуйте в тетради, лучше примите расслабленную позу, дайте рукам немного передохнуть.

Не забывайте своевременно подпитывать свои силы. Обязательно перекусите в школьной столовой. Помните лучше съесть полноценный обед, чем жевать конфеты и шоколад каждую перемену.

Сохраняйте позитивный настрой, идите в школу с хорошим настроением, верьте в собственные силы. Умение правильно организовать свое время очень пригодиться вам в дальнейшем.

Видео по теме

Источники:

  • Приемы, которые помогут не уставать на уроке

Учеба сулит студентам и школьникам активный и тяжелый умственный труд, от которого нужно уметь отдыхать. А лучший отдых - это, как известно, кардинальная смена деятельности. Получается, чтобы отдохнуть от умственного труда, не нужно ни учить, ни считать, ни запоминать.

Инструкция

Во время учебы устает не только мозг, глаза, но и тело ученика. Поэтому лучшим отдыхом будет активное времяпрепровождение. А под этим понятием подразумевается очень многое: это может быть кратковременная разминка дома, постоянные занятия спортом в секции, пробежки в лесу или на стадионе, активные игры на свежем воздухе и даже просто прогулка по улицам. Все эти виды отдыха благотворно влияют на мозг, держат в тонусе тело, помогают расслабиться и отвлечься. Кроме того, даже после кратковременных занятий спортом в организме повышается доля эндорфинов - гормонов счастья. А это значит, хорошее настроение после активной деятельности обеспечено, можно с новыми силами приступать к учебе.

Хорошим способом отдохнуть будет смена обстановки. Если студент целую неделю видел только стены своего дома, университета и библиотеки, нельзя оставаться дома и . Нужно выбраться в новое место, чтобы мозг смог переключиться на другую обстановку. Для этого подойдет как отдых на природе, так и походы в театр или музей, посещение развлекательных мероприятий. Можно совместить активный отдых со сменой обстановки и посетить дискотеку или ночной клуб. Впрочем, увлекаться подобными заведениями все же не стоит: они не так уж дешевы для тех, кто пока сам деньги не , а еще хорошо затягивают и отвлекают от главной деятельности студента - хорошей учебы.

Встречи с друзьями, вечеринки и игры прекрасно отвлекают от проблем и повседневных дел. Собраться веселой компанией можно и в будний день, и в праздники, только не забудьте окончательно про обязанности и накопившиеся задания, курсовые или контрольные работы. Проводить с друзьями время нужно обязательно, но такие развлечения увлекают порой слишком сильно.

Другой вид умственной деятельности тоже может помочь мозгу отдохнуть и развеяться. Особенно это может понравиться тем студентам, которые предпочитают домашние посиделки шумным вечеринкам в барах и клубах. Чтение книги, просмотр фильмов, складывание головоломок или рукоделие отлично переключают внимание от учебы и помогают расслабиться. Всего 2-3 часа таких спокойных занятий помогут восстановиться уставшему организму и вернут ему полноценную активность.

Сон отлично помогает восстановить силы, так что пренебрегать им тоже не нужно. Ведь обычно получается, что студенты или школьники чаще всего не досыпают, устают и потому не могут сосредоточиться на работе. Если выдалось свободное время, а позади множество бессонных ночей, лучше всего будет просто лечь спать пораньше.

Видео по теме

Распорядок дня

Необходимо совместно с ребенком планировать его день. Обязательно надо чередовать отдых и работу. Ни в коем случае не стоит оставлять ребенка на самого себя. Также не надо освобождать его от дополнительных секций. Смена обстановки - это лучший отдых, поэтому кружки только пойдут на пользу малышу.

Полноценный сон

Ребенок должен отдыхать после насыщенного тяжелого дня. Если малыш не успевает выполнить уроки до отхода ко сну, то родителям лучше договориться с учителем, но ни в коем случае не лишать ребенка драгоценных часов сна. Школьнику необходимо около 10 часов для того, чтобы выспаться. А если удастся устроить еще час дневного сна, то это будет замечательно.

Дышать свежим воздухом

Гулять надо ежедневно и абсолютно в любую погоду, будь то жара или мороз. Во время прогулки одному из родителей надо проветрить жилье. За 20 минут такой прогулки у ребенка улучшится не только самочувствие, но и настроение.

Поливитамины

Витамины нужны людям всех возрастов. От них зависит иммунитет, особенно в период обострения ОРВИ. Перед покупкой поливитаминов необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

Ограничения на ТВ и компьютер

Весьма актуальна такая проблема практически в каждой семье. Родителям не стоит идти на поводу ребенка и разрешать много часов проводить перед монитором. Обязательно нужно смотреть какими играми или фильмами интересуется школьник. Ужасы и боевики могут отрицательно сказаться не только на сне, но и на нервной системе. Желательно, чтобы ребенок не имел возможности сидеть перед монитором перед сном или до того, как выполнить домашнюю работу. Также это можно использовать в качестве поощрения или мотивации.

Отдых на каникулах

Часто бывает, что детям задают много работы на каникулы. Пожалуй, этого достаточно и не стоит более пытаться нагрузить ребенка. Многие родители нанимают репетиторов, но не стоит. Ребенок еще больше воспротивится и возненавидит учебу. Лучше потратить эти сбережения на смену обстановки и отъезд на море.

Общение

С ребенком необходимо разговаривать. Надо интересоваться о его желаниях. Может он не хочет ходить на навязанные ему кружки и секции, а родители его просто заставляют? Важно знать, чего хочет ребенок, что интересно ему, а не родителям. Если родители сделают все правильно и прислушаются к своему чаду, то, возможно, он станет счастливее и тогда все проблемы решатся сами собой.

Учеба в начальных классах – не забава, а настоящая работа! Ребенок устает в школе так, как устает рабочий, проведя за станком целый день. Ребенку нужен отдых. А что это такое?

Почему дети устают

Ребенок 7-8 лет по природе не может выдерживать длительные умственные нагрузки. Только представьте, как меняется мир чада с переходом в школьную жизнь. Еще вчерашний малыш вынужден воспринимать новую информацию, запоминать ее, анализировать, систематизировать, а еще маленький школьник должен в течение 45 минут неподвижно сидеть. Это просто пытка для ребенка. Детям нужны игры, по сути, именно они являются ведущим видом деятельности вплоть до 10 лет. Однако реалии таковы, что играть постоянно не получится. Именно поэтому надо задуматься о том, как разнообразить досуг маленького школьника.

Снимаем усталость после школы правильно

  1. Полноценный дневной сон . Он чрезвычайно важен. Согласитесь, даже вы не откажетесь немного вздремнуть после рабочего дня. Нельзя пренебрегать дневным сном часто болеющим детям, а также школьникам со слабой нервной системой. Постоянное бодрствование приведет к перевозбуждению, следствием чего станет снижение концентрации внимания, ослабление памяти, нарастание нервозности.
  2. Чтение сказок . Чтобы ребенок смог расслабиться, его надо окружить чем-то приятным. Что может быть лучше сказки. Можно слушать аудиозаписи, можно читать ребенку вслух. Только не предлагайте чаду читать самому, ведь уже получиться не расслабление, а работа.
  3. Прогулка с подвижными играми . Такой отдых оценят маленькие холерики, дети яркие и активные, которые постоянно должны куда-то направлять свою кипучую энергию. Вынужденное бездействие для них – худшее наказание, поэтому, двигаясь, они отдыхают.
  4. Занятия творчеством. Вариант для замкнутых мальчиков и девочек, которым сложно делиться своими переживаниями или выражать чувства. Лепка, рисование или другая работа руками помогут выплеснуть эмоции и выразить себя, давая отдых нервной системе. Тематика работ может быть любой. Если вы заметили, что после школы ребенок чем-то расстроен, предложите ему изобразить то, что привело к печали.
  5. Общение с другом, братом, сестрой или родителями . Если у ребенка нет хороших друзей в классе, то для него встреча с близкими людьми – отдых от общества посторонних. Особенно ценным такой вид досуга будет для деток, которые остаются после уроков в группе продленного дня. Проводите время вместе, устраивайте пикники, просто сидите и молчите рядышком, занимайтесь домашними делами. Не важно, что вы будете делать, главное – вместе!

Если ребенок устает после школы, примите это. Некоторые родители считают, что лучшим отдыхом будет резкая смена деятельности. Дети идут в спортивные секции, на занятия музыкой, в результате чего нагрузка возрастает вдвое, усталость накапливается. Все хорошо в меру: кому-то это надо, кому-то нет. Ориентируйтесь на своего ученика, а не на сына соседа.

Если вы заботливый родитель, который всегда обеспокоен здоровьем и самочувствием своего чада, то вам обязательно следует уделить внимание отдыху ребенка. Особенно это актуально для детей, учащихся в начальной и средней школе – в раннем возрасте детям очень нелегко справиться со школьной программой, всевозможными педагогическими и эмоциональными нагрузками.

Детские врачи предостерегают нерадивых родителей, которые по тем или иным причинам не обеспечивают своим детям полноценный досуг после школы, а предоставляют их самим себе – нередко у таких деток начинается депрессия, у них ухудшается самочувствие и настроение, резко падает успеваемость – иногда данные проблемы бывают настольно запущенными, что решить их под силу только детским психологам. Чтобы избежать подобных неприятных последствий неправильного отдыха, следует больше времени уделять досугу своего чада.

Детям школьного возраста необходим как физический, так и эмоциональный отдых после школы. Впрочем, это не означает, что детей нужно предоставить самим себе. Отдых после школы должен быть не только полноценным, но и развивающим – не оставляйте своего малыша наедине с телевизором или компьютером, лучше отложите все свои заботы и поиграйте в несложные расслабляющие игры, настольные игры или почитайте книги. Конечно, в первое время ребенок будет против такого досуга, однако в скором времени ему придется по душе подобные занятия.

Можно привлечь ребенка к готовке, это и полезное занятие и помощь маме, и совместное увлекательное времяпрепровождение. А главное, совместно приготовленное блюдо будет вдвойне вкусней. Когда это станет доброй традицией, можно предоставить ребенку выбирать, что сегодня вы будете готовить на обед или ужин. Можно в интернете находить простые для приготовления блюда в пошаговым описанием или ролики на ютуб и таким образом вы разнообразите семейное меню, сами научитесь чему-то новому и привьете полезные навыки ребенку.

Если вы мечтаете вырастить из своего чада будущего чемпиона, то младший школьный возраст – это то время, когда следует записываться в спортивные секции. Сегодня практически нет проблем с графиком работы подобных учреждений – в какой бы смене не учился ваш ребенок, у него всегда найдется время на занятия гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием и др. Однако не стоит вести своих детей в первую попавшуюся секцию – чрезмерные нагрузки и непедагогический подход могут только навредить.

Если ваш ребенок не проявляет интерес к спорту или состояние его здоровья не позволяет долго бегать, прыгать и плавать под наставления тренера, то настоятельно рекомендуется хотя бы час проводить с детьми на свежем воздухе – прогулки и незамысловатые активные игры помогут малышу расслабиться и отвлечься от школьной нагрузки. На выходных старайтесь по максимуму разнообразить досуг ребенка – водите его в музеи и на выставки, посетите парк аттракционов и зоопарк, сходите в кино на детский сеанс и т.д.

Отдыхать от школьной нагрузки следует не только во время учебного года, но и во время каникул – старайтесь провести это время с пользой для ребенка. Например, летние каникулы малыша позволяют отправиться в длительное и увлекательное путешествие, в котором можно познакомиться с новыми разновидностями флоры и фауны, научиться пользоваться компасом и картой, быть самостоятельным и отзывчивым к чужим проблемам.