Классификация основных видов представлений. Определение и основные характеристики представления

Представление — это психический процесс отражения предме-тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про-шлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это пред-ставления памяти , т. е. представления, которые возникли на основе нашего непо-средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вто-рых, это представления воображения . Представления воображения формируются на ос-нове полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее твор-ческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психи-ческих процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Про-цессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представления-ми, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой фор-мируются представления.

Представления имеют свои характеристики:

1. Наглядность . Представления — это чувственно-наглядные обра-зы действительности (её объектов, явлений, ситуаций). Представления никогда не имеют той степени наглядности, кото-рая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

2. Фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

3. Неустойчи-вость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче-реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы дей-ствительности, а всегда в известной мере обобщенные образы . Обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных об-разов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобще-ния, называются общими представлениями .


Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле-дователей выделяет три основные функции : сигнальную, регулирующую и на-строечную.

1. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю-щих поведением.

2. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци-ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей-ствовавшем на наши органы чувств. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двига-тельных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается по-ставленная задача.

3. Настроечная функция . Она проявляется в ори-ентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. На-строечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.

Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.

84. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений. В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:

1) люди с преобладанием зрительных представлений;

2) люди с преобладанием слуховых представлений;

3) люди с преобладанием двигательных представлений;

4) люди с представлениями смешанного типа.

К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко.

У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь – путь развитиятипических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.

Классификация основных видов представлений.

Данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Б . М . Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

1. По содержанию представлений - математические , географические , технические , музыкальные и т. д.

2. По степени обобщенности - частные и общие представления.

Классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий – произвольные и непроизвольные представления.

Зрительные представления . Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем, но чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе.

Характер зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления . Речевые представления также могут подразделятьсяна несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления . Фонетические представления имеют место тогда, когда человек представляет на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда человек представляет себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека.

Суть музыкальных представлений заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления . По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда человек представляет себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц.

Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Двигательные представления можно разделить на две группы: представленияо движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления .Представленияо движении всего тела или отдельных его частей являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела) , или слухо-двигательными (речевые представления) .

В настоящее время существует несколько подходов к построению классифика­ции представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на ос­нове классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений : зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические .

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенно­сти ; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях . Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий : на непроизвольные и произвольные представления.

Зрительные представления . Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно кон­кретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Одна­ко чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сто­рона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе.

Классификация основных видов представлений

Характер на­ших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представ­лении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная ме­лодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления . При всяком двигательном представлении совершаются зача­точные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют не­разрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами.


При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представле­ния о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления . Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо -двигательными (речевые пред­ставления).

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо оста­новиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях . Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометриче­ские) пространственные представления.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие . Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроиз­вольные представления. Непроизвольные представления - это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Цель:- анализ чувственной ступени познания; изучение особенностей возникновения ощущений и формирования представлений;

Углубление и расширение знаний о динамике, развитии образов;

Формирование представлений о процессе мышления и способах решения мыслительных задач.

Вопросы:

1.Представление

1.1.Определение представления и его основные характеристики

1.2.Типы и виды представлений

1.3.Взаимосвязь представления с другими психическими процессами.

2. Ощущение

      Понятие об ощущении.

      Физиологическая основа ощущения.

      Классификация ощущений.

      Основные свойства и характеристики ощущений.

3. Воображение

3.1. Воображение как процесс преобразования представлений

3.2.Физиологическая основа воображения

3.3.Виды воображения

3.4. Возрастные особенности форм воображения.

4. Мышление

4.1. Природа и основные виды мышления

4.2 Основные формы мышления

4.3 Основные виды умственных операций

4.4.Решение сложных логических задач и творческое мышление

Основные понятия: представление,ощущение, дистанционные и контактные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, галлюцинации, мышление, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, интеллект, инсайт, абстрагирование, синтез, анализ, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, ассоциация, воображение, проекция, фантазия, мечта, агглютинация, гиперболизация, репродуктивное воображение, схематизация, типизация.

Литература: 6, 7, 18, 19, 20,26, 28

1.1 Определение представления и его основные характеристики

Представление относится к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей.

Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

1.2. Типы представлений. Можно выделить несколько типов представлений.

Во-первых, это представления памяти , т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

Во-вторых, это представления воображения . Представления воображения формируются на основе полученных в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представлений о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах.

Представления имеют свои характеристики.

1.Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия.

Но перцептивные образы являются отражением объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, а представления – это воспроизведение и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Поэтому представления не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, значительно бледнее.

2.Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспринимаем только отдельные черты, те, на которых мы фиксировали внимание.

3.Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, или предмет исчезнет из поля нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать.

Продуктом (конечным результатом) представления является образ-представление , или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

Виды представлений.

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений.

1.В зависимости от особенностей предмета выделяют два основных вида представлений:

- визуальные, за которыми стоит конкретный образ,

-абстрактно-логические , за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

2.Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б.Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления.

Последние - суть представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации берется вид анализатора.

3.В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представления о пространстве и представления о времени.

4.На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже).

В свою очередь» каждый из них может быть:

а) статическим (представление о неподвижном объекте);

б) кинетическим (представление о разных видах движения);

в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное).

1.3.Взаимосвязь представления с другими психическими процессами. Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами.

ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

*Представления часто выступают в роли эталонов . Это обстоятельство сближает их с процессами опознания. Опознание предполагает наличие по крайней мере двух объектов - реального, воспринимаемого и эталонного. В представлениях такая раздвоенность отсутствует.

*Часто представления называют образами памяти , так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие.

Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же помимо прошлого может отражаться настоящее и будущее.

*Очень близки к представлениям образы воображения . Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученным восприятием и сохраненным памятью.

* Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представления подобная задача не ставится.

«Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б.Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представлении как о самостоятельном психическом процессе.