Когда родился александр сергеевич. Александр сергеевич пушкин в живописи

С началом правления Петра I в России открывается эпоха мануфактурного промышленного производства. Бывшая фабрика «1 Мая», ныне «Болшевский текстиль», ведет свое начало с тех далеких времен, когда в 1715 году Иван Тиммерман, сын голландского купца Франца Тиммермана «поставил завод» в Болшево на Клязьме. За XVIII век, фабрика сменила много владельцев а в начале 50-х годов переехала из Болшево в сельцо Лапино. В начале XIX века владельцем фабрики становится московский купец Пантелеев, именно к его времени относят строительство главного усадебного дома.

Кирпичное трёхэтажное здание, вытянутое с востока на запад имеет в плане прямоугольную форму. Дом обращён к реке восточным торцом.

Центр и фланги протяжённых фасадов выделены креповками, обработанными на уровне верхних этажей узкими пилястрами. Все оконные проёмы переделаны. От поперечного вестибюля, делившего здание на две части, сохранилась лишь западная стена.

Жилой дом малой усадьбы Лапина-Спасского построен в характере эклектики, использующей мотивы и формы французского ренессанса.

Вытянутое, прямоугольное в плане кирпичное здание, основным декоративным элементом которого является оштукатуренный руст имеет тесовый ассиметричный мансардный этаж с резьбой в духе модерна. Поперечные сени делят здание пополам, продольная стена отделяет широкую западную анфиладу залов. Под зданием есть подвал аналогичной планировки.

В 20-е годы XIX века в Болшево приезжают братья Франц и Людвиг Рабенек, где основывают красильное производство. На протяжении всего XIX века производственная специализация Болшево и Лапина четко сохранялась: в Лапине работало прядильное и бумаготкацкое производство - бывшее Пастухова-Пантелеева, а в Болшево - красильное Рабенека. В 1872 году сын Франца Рабенека Герман, продает фабрику образовавшемуся на паевой основе "Товариществу бумагокрасильной фабрики Ф.Рабенек", которое всё ближе подбирается к Лапинской фабрике, которую покупает в 90-е годы.

С июля 2008 по апрель 2010 года не принято никаких мер, хотя бы по разносу завалов и сохранению элементов декора.


Здание бывшей продуктовой лавки при фабрике "Товарищество Ф. Рабенека". На фронтоне здания цифры "1913". Первоначально здание было из красного кирпича, теперь истории скрыта за пластиком...

Здание семейного общежития фабрики Ф. Рабенека (т.н. "Казармы"). Заходить в подъезд было немного жутковато

Здание общежития для работниц фабрики (казарма №4), так называемая "Девичья". Здание построено в начале XX-го века.

Здание больницы фабрики Ф. Рабенека. Построено в 1914 г. Новая больница имела уже не печное, а водяное отопление. В подвальном помещении находились котельная, погреб, ледник, была оборудована прачечная с сушилкой и парохлорилкой (японской камерой) для дезинфекции. При больнице была часовня, сарай для сена и дров. Обслуживающий персонал жил вместе с рабочими в фабричных казармах.

Кубический объем часовни увенчан небольшим декоративным барабаном. Декор выдержан в псевдоготическом стиле: окна со стрельчатым верхом, башенки над углами.

В производственном помещении фабрики конца XIX века располагался склад В архитектуре здания использованы как готические мотивы (формы завершения оконных проёмов), так и традиционные русские декоративные приёмы (городковые карнизы). Несмотря на первоначальное утилитарное назначение здания (склад) оно имеет интересное декоративное оформление главного (западного) фасада.

В Дом Ценкера в усадьбе "Лапино-Спасское"

Постройка конца XIX - начала XX веков. Адрес: г. Королёв, мкр. Первомайский, ул. Советская, дом 11. Сгорел 21 июля 2008 г.

Из описания:

Деревянный особняк, выстроенный в оригинальных формах раннего модерна с использованием элементов шинуазри, расположен на территории большой усадьбы на берегу реки Клязьмы. Здание имеет значение в масштабах всего Подмосковья.


Развитая композиция образована соединением нескольких разновысотных объёмов в ассиметричную в плане, живописную группу, включающую высокую башню в форме китайского паркового павильона.

Дом в восточной части 2-х этажный, в западной - одноэтажный, объёмы завершены высокими криволинейными кровлями. Фасады в целом ассиметричны, сильно расчленены и отличаются декоративной насыщенностью.

В сложной внутренней планировке можно выделить два принципа - коридорный в одноэтажной части и группировку парадных помещений вокруг лестничного блока в двухэтажной половине дома. Под юго-западным углом имеется небольшой подвал. Фрагментарно сохранилась отделка интерьеров.

Яркий образец особняка в стиле модерн 1900-х годов, обладает оригинальной объёмно-пространственной композицией и богатой декоративной отделкой, в которой использованы стилизованные мотивы китайского зодчества и фахверковой архитектуры, придающие облику дома большое своеобразие и повышенную эмоциональность.

В настоящее время от дома остались лишь руины.

В ночь на 21 июля в микрорайоне Первомайский г. Королева (улица Советская, дом №11) сгорел дом - памятник архитектуры регионального значения, деревянный особняк, выстроенный в оригинальных формах раннего модерна с использованием элементов шинуазри («китайские мотивы»).
Здание имело значение в масштабах всего Подмосковья. Памятников деревянного зодчества, подобных этому, в России осталось очень мало. Прозванный в народе "Теремком" дом, со сложной, прихотливой объёмно-пространственной композицией, был построен в 1900-х годах (точная дата неизвестна, как и имя архитектора), на территории большой усадьбы Лапино-Спасское, возникшей на берегу Клязьмы в 18-19 веках.
Дом принадлежал крупному фабриканту, владельцу ткацких и бумагопрядильных фабрик Францу Рабенеку. В Болшеве находилась бумагокрасильная фабрика возглавляемого им товарищества. Но сам Франц, судя по всему, в «доме Рабенека» никогда не жил: там обосновался управляющий фабрикой по фамилии Ценкер, по некоторым данным — и акционер товарищества.
Дом, давно требовавший ремонта - использовался под жильё, был отселен и никак не охранялся. Местные жители говорят, что пожар возник из-за бомжей, разводивших огонь в эдании. Осенью 1997 года в том же микрорайоне Королева сгорел другой памятник архитектуры "усадьбы Прове-Калиша"-деревянный дворец в (теперь уже бывшем) санатории "Сосновый бор".
У краеведов состояние дома Ценкера уже давно вызывало особую тревогу. Еще в конце 2006 г. на собрании королёвских краеведов был рассмотрен вопрос по охране памятников истории и культуры города.В частности, указывалось: "Нужно торопиться с решением вопроса: памятников, уничтоженных огнём, город не вернёт уже ни за какие деньги".

Использована информация с сайтов.

Приобретена книга "Пушкинские древности: сохраним прошлое для будущего", автор Василий Коршун, редакторы О.Н.Бойко, Г.И.Маношкина, С.Б.Мержанов.
Издательство "Перо" тираж 500 экз.
Книга посвящена истории и достопримечательностям Пушкинского района и городов Ивантеевка, Королёв, Красноармейск.
Привожу здесь главу о сельце Лапино (Спасское), теперь - центральная часть микрорайона (бывший посёлок) Первомайский.

В 1623 г. «сельцо Лапино в поместье, по государевой грамоте 125 г. (1617 г.) за боярином Матвеем Михайловичем Годуновым». В 1646 г. Лапино во владении Ивана Афанасьевича Головёнкова, а в 1675-1677 гг. – у его сына, стольника и полковника Фёдора Ивановича, а к 1704 г. переходит по наследству сыну Фёдора Ивановича, стольнику Василию Фёдоровичу. При Василии Фёдоровиче в 1709 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Нерукотворного Образа Спаса и в переписной книге этогго года поселение значилось как «село Спассское, Лапино тож». Однако освещение церкви и выдача антиминса состоялись лишь два года спустя.
Антими?нс- в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии
После Василия Фёдоровича село переходит его вдове Анне Михайловне. По переписной книге 1748 село находится в совместном владении морского флота поручика Алексея Петровича Бибикова, бригадира Василия Саввича Маслова и статского советника и государственной коллегии вице-президента князя Михаила Ивановича Шаховского.
В 1715 г. при селе Лапино А.М.Тиммерманом была организована платяная фабрика, которой с 1721 г. владел Д.Плавильщиков, с 1736 г. А.М.Никонов, а с 1748 г. – П.Д.Пастухов. В 1803 г. фабрику приобрел купец Фёдор Пантелеевич Пантелеев, который создал здесь первую в России частную механическую бумагопрядильню, использующую вольнонаемный труд. За заслуги перед отечеством Ф.П.Пантелеев был удостоен наград и дворянства. В 1852 г. сельцо Лапино находилось во владении его сына, Фёдора Фёдоровича, и при нем числились господский дом с оранжереями и плисовая фабрика. При Пантелеевых в Лапино была обустроена усадьба: возведен трехэтажный главный дом, разбит парк с фонтаном, оранжереи, на берегу Клязьмы построены смотровые площадки. Сохранилосьпервоначальное фасадное решение главного дома в виде пилястрового портика тосканского ордера.
К 1856 г. Лапино переходит А.С.Горелову, а в 1866 г. – к купцам Н.Ф.Сергееву и В.Д.Клопову. В конце XIX в. фабрику приобрело акционерное общесьво «Товарищество Франца Рабенек», которое в 1912 г. отмежевало ее от дачи сельца Лапино.
В 1890 г. здесь числилась усадьба московской купчихи Каролины Егоровны Ценкер. Архитектурный комплекс был решен в духе времени: одноэтажный жилой дом, хозяйственный флигель и деревянный одно-двух этажный жилой дом управляющего на кирпичном цоколе. Последний – деревянное одно-двухэтажное здание со сложной многообъемной пространственной композицией, высокими криволинейными кровлями, угловой двухъярусной остекленной башней, индивидуальными фасадами, оригинальными светелками с ажурной резьбой и балкончиками на фигурных кронштейнах – был ярчайшим образцом стиля модерн. Дом управляющего сгорел в 2008 году. В 2014 году кровля кирпичного усадебного дома была заменена на современную.

Дом управляющего до пожара


Усадьба Ценкер, теперь детский сад

Рядом с усадьбой в 1915 г. были построены больница для рабочих и часовня.


Больница, теперь отделение сестринского ухода

Кубическое здание часовни декорировано в псевдоготическом стиле с применением белого камня. Окна выполнены в форме арок со стрельчатым верхом. По углам расположены квадратные в плане колонны, увенчанные четырьмя пинкалями. Здание покрыто крестообразно исполненной двускатной кровлей, в центре которой увенчанный шпилем трибун с арками по фасадам.

Часовня


С началом правления Петра I в России открывается эпоха мануфактурного промышленного производства. Бывшая фабрика «1 Мая», ныне «Болшевский текстиль», ведет свое начало с тех далеких времен, когда в 1715 году Иван Тиммерман, сын голландского купца Франца Тиммермана «поставил завод» в Болшево на Клязьме. За XVIII век, фабрика сменила много владельцев а в начале 50-х годов переехала из Болшево в сельцо Лапино. В начале XIX века владельцем фабрики становится московский купец Пантелеев, именно к его времени относят строительство главного усадебного дома.

Кирпичное трёхэтажное здание, вытянутое с востока на запад имеет в плане прямоугольную форму. Дом обращён к реке восточным торцом.

Центр и фланги протяжённых фасадов выделены креповками, обработанными на уровне верхних этажей узкими пилястрами. Все оконные проёмы переделаны. От поперечного вестибюля, делившего здание на две части, сохранилась лишь западная стена.

Жилой дом малой усадьбы Лапина-Спасского построен в характере эклектики, использующей мотивы и формы французского ренессанса.

Вытянутое, прямоугольное в плане кирпичное здание, основным декоративным элементом которого является оштукатуренный руст имеет тесовый ассиметричный мансардный этаж с резьбой в духе модерна. Поперечные сени делят здание пополам, продольная стена отделяет широкую западную анфиладу залов. Под зданием есть подвал аналогичной планировки.

В 20-е годы XIX века в Болшево приезжают братья Франц и Людвиг Рабенек, где основывают красильное производство. На протяжении всего XIX века производственная специализация Болшево и Лапина четко сохранялась: в Лапине работало прядильное и бумаготкацкое производство - бывшее Пастухова-Пантелеева, а в Болшево - красильное Рабенека. В 1872 году сын Франца Рабенека Герман, продает фабрику образовавшемуся на паевой основе "Товариществу бумагокрасильной фабрики Ф.Рабенек", которое всё ближе подбирается к Лапинской фабрике, которую покупает в 90-е годы.

С июля 2008 по апрель 2010 года не принято никаких мер, хотя бы по разносу завалов и сохранению элементов декора.

Здание бывшей продуктовой лавки при фабрике "Товарищество Ф. Рабенека". На фронтоне здания цифры "1913". Первоначально здание было из красного кирпича, теперь истории скрыта за пластиком...

Здание семейного общежития фабрики Ф. Рабенека (т.н. "Казармы"). Заходить в подъезд было немного жутковато

Здание общежития для работниц фабрики (казарма №4), так называемая "Девичья". Здание построено в начале XX-го века.

Здание больницы фабрики Ф. Рабенека. Построено в 1914 г. Новая больница имела уже не печное, а водяное отопление. В подвальном помещении находились котельная, погреб, ледник, была оборудована прачечная с сушилкой и парохлорилкой (японской камерой) для дезинфекции. При больнице была часовня, сарай для сена и дров. Обслуживающий персонал жил вместе с рабочими в фабричных казармах.

Кубический объем часовни увенчан небольшим декоративным барабаном. Декор выдержан в псевдоготическом стиле: окна со стрельчатым верхом, башенки над углами.

В производственном помещении фабрики конца XIX века располагался склад В архитектуре здания использованы как готические мотивы (формы завершения оконных проёмов), так и традиционные русские декоративные приёмы (городковые карнизы). Несмотря на первоначальное утилитарное назначение здания (склад) оно имеет интересное декоративное оформление главного (западного) фасада.