Краткое содержание песчаная учительница. Мои интересы

Мария Нарышкина, дочь учителя, родилась в Астраханской губернии. Ребёнком она с восторгом читала географические книжки отца. Пустыня была ее родиной, а география – поэзией. Шестнадцати лет Мария поступила на педагогические курсы в Астрахани, через четыре года закончила их и была назначена учительницей в русское село Хошутово, в Средней Азии, прямо на границе с песчаной пустыней.

Хошутово, селение в несколько десятков дворов, было почти совсем занесено песком, надутым с плоскогорий Памира. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. Но расчищенные места снова заваливались песком, который точил людское дыхание. Молодая учительница увидела, что жители Хошутова были сломлены этим бесплодным трудом и совсем пали духом.

Андрей Платонович Платонов

Дети ходили в школу к учительнице неисправно. Зимой, среди снежных буранов, перемешанных с колким, жалящим песком, наступила страшная нищета. Люди стали голодать. К Новому году из двадцати учеников двое умерли.

Учительница Мария Никифоровна догадалась: в школе надо обучать борьбе с песками, искусству превращать пустыню в живую землю. Она поехала в окружной отдел народного образования. Там ей не дали преподавателя по песчаной науке, но снабдили книгами и предложили, чтобы она учила этому делу сама.

По возвращении в Хошутово Мария Никифоровна убедила крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Уже через год они дали блестящие плоды. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах – шелюгу (кустарник вроде ивы). Он защитил деревню от ветров пустыни и позволил орошать огороды. Шелюга дала жителям топливо, из её прута они научились делать корзины и даже мебель. Жизнь стала спокойнее и сытее. Вся деревня благодарила «песчаную учительницу», которая начала рассаживать и сосны.

Но на третий год её жизни в Хошутове случилась беда. Раз в 15 лет через деревню по своему кочевому кольцу в пустыне проходили кочевники-скотоводы. В тот год в конце августа показались тысячи их коней и огромные стада. Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Их животные выпили всю воду из колодцев.

Песчаная учительница пошла к вождю кочевников. Тот принял её вежливо, но сказал, что их скоту нужна трава, поэтому ничего не поделаешь… Зачем пришли русские на нашу землю?

Мария Никифоровна уехала жаловаться советской власти в округ. Там её выслушали и сказали: в Хошутове население уже научилось бороться с песками. Песчаная учительница сейчас нужнее не там, а в Сафуте – селе, где селятся не русские переселенцы, а кочевники, переходящие на оседлость. Советская власть боялась, что они не усидят там и разбегутся, поэтому решила послать туда Марию Никифоровну: обучить кочевников культуре песков.

Учительнице жалко было хоронить молодость в песчаной пустыне среди диких племён. Но вспомнив о безысходной судьбе двух народов, зажатых в барханы, она согласилась, сказав, что постарается опять приехать в округ через пятьдесят лет старушкой – и не по песку, а по лесной дороге.

Безоблачное детство Мария Никифоровна провела в родительском доме. Отец-учитель делал все, чтобы маленькая Мария была счастлива. Вскоре Мария окончила педагогические курсы и вступила во взрослую жизнь. По распределению молодая учительница попадает в деревню Хошутово, находящееся на границе со среднеазиатской пустыней. Несмотря на то, что и сама Мария была родом с прикаспийских песчаных степей, Хошутово поразило ее своей бессмысленной, беспощадной борьбой с песками. Песок заметал и без того бесплодные земли, крестьяне были загнаны тяжелой работой, а потому ходить в школу у деревенщины не было никакого желания.

Чтобы помощь жителям деревни, молодая и энергичная Мария Никифоровна решает возглавить борьбу с песком. Сначала она отправляется в райцентр и просит помощи агрономов. Ей отказывают, но дают учебную литературу по борьбе с пустыней. Мария Никифоровна изучила множество книг по песчаному делу и организовала в Хошутове зеленые посадки и сосновый питомник. Благодаря этому пустыня вокруг деревни стала приветливее, а жители деревни стали уважать молодую учительницу, которая сотворила чудо в пустыне. Теперь школы были полны юных и взрослых учеников, желающих слушать уроки Марии Никифоровны о премудростях жизни в песчаной степи. Но счастье длилось недолго.

Через несколько лет в деревню пожаловали кочевники. Они вытоптали всю зелень, выпили воду в колодцах. Мария Никифоровна была готова бороться за результаты своего труда, а потому пошла к вождю кочевников с просьбой прекратить уничтожение зелени. Но вождь просит женщину об услуге: научить жителей села Сафута тому, что уже умеют жители Хошутова. Несмотря на разочарование, что ее предыдущая работа пошла насмарку, Мария Никифоровна соглашается на обучение крестьян лесному делу. Она считает чудом тот факт, что в пустыне может вырасти дерево. Мужественная Мария Никифоровна решает посвятить свою жизнь делу спасения села от песков. Она с улыбкой говорит жителям Хошутова, что вернется сюда через пятьдесят лет, и не по пескам, а по лесной дороге.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Песчаная учительница Платонов

Другие сочинения:

  1. Рассказ А. Платонова “Песчаная учительница” был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, – молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку. Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе Read More ......
  2. Творчество Платонова является одним из самых значительных явлений в литературе XX века. Первый этап творчества связана с пролеткультом. Основной темой творчества Платонова была идея переустройства при помощи техники. Большое значение имеют публикации о народно-хозяйственных проблемах, засуха, победы армии, религия, многие Read More ......
  3. Взыскание погибших Мария Васильевна возвращается домой. Она идет через фронт, мимо позиций немцев, которые лениво посматривают на нее, не желая тратить пули на жизнь никчемной старухи. У Марии Васильевны погибло трое детей. Их раскатала по земле гусеница немецкого танка. И Read More ......
  4. А. Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека. В своем рассказе “Песчаная учительница” Платонов описывает характер молодой учительницы Марии Никифоровны. Она была очень настойчива, решительна и всегда добивалась цели. Еще Мария Никифоровна не отступала от цели и была трудовым Read More ......
  5. Фро Главная героиня произведения – двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по нему, жизнь теряет для нее всякий смысл, она даже бросает курсы железнодорожной связи и сигнализации. Отец Фроси, Нефед Степанович Read More ......
  6. Корова В рассказе “Корова” главный герой Вася Рубцов. Отец Васи – путевой сторож. Вася рос хорошим и добрым мальчиком. Учился парень в четвертом классе. Школа находилась за пять километров от дома. Вася каждый день должен был преодолевать это расстояние. Учеба Read More ......
  7. Возвращение Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части. Двое суток они едут вместе, и еще на Read More ......
  8. Маркун В каждом рассказе А. П. Платонова читатель откроет для себя немало нового и интересного. Здесь интересные философские рассуждения и интересные формы изложения материала. Название рассказа “Маркун” пошло от имени главного героя. Маркун – молодой изобретатель. Парень знает цену и Read More ......
Краткое содержание Песчаная учительница Платонов

Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом - расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно - то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» - она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны - слишком она далека от «местного крестьянского дела».

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы - месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах - похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян - всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту - село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, - чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня - будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова "Песчаная учительница". Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова "Песчаная учительница", краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны...

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова "Первая учительница" была невеста автора - Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

"Песчаная учительница", краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя - покорителя природы

А. С. Пушкин писал:"Наставникам за благо воздадим". Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге "Песчаная учительница". Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои "Песчаной учительницы" послужили Платонову для передачи главной идеи - ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию - давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности - дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Русская историческая библиотека
Платонов «Песчаная учительница» - краткое содержание

Мария Нарышкина, дочь учителя, родилась в Астраханской губернии. Ребёнком она с восторгом читала географические книжки отца. Пустыня была ее родиной, а география - поэзией. Шестнадцати лет Мария поступила на педагогические курсы в Астрахани, через четыре года закончила их и была назначена учительницей в русское село Хошутово, в Средней Азии, прямо на границе с песчаной пустыней.

Хошутово, селение в несколько десятков дворов, было почти совсем занесено песком, надутым с плоскогорий Памира. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. Но расчищенные места снова заваливались песком, который точил людское дыхание. Молодая учительница увидела, что жители Хошутова были сломлены этим бесплодным трудом и совсем пали духом.

Платонов. Песчаная учительница
Андрей Платонов, автор рассказа «Песчаная учительница»

Дети ходили в школу к учительнице неисправно. Зимой, среди снежных буранов, перемешанных с колким, жалящим песком, наступила страшная нищета. Люди стали голодать. К Новому году из двадцати учеников двое умерли.

Учительница Мария Никифоровна догадалась: в школе надо обучать борьбе с песками, искусству превращать пустыню в живую землю. Она поехала в окружной отдел народного образования. Там ей не дали преподавателя по песчаной науке, но снабдили книгами и предложили, чтобы она учила этому делу сама.

По возвращении в Хошутово Мария Никифоровна убедила крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы - месяц весной и месяц осенью. Уже через год они дали блестящие плоды. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах - шелюгу (кустарник вроде ивы). Он защитил деревню от ветров пустыни и позволил орошать огороды. Шелюга дала жителям топливо, из её прута они научились делать корзины и даже мебель. Жизнь стала спокойнее и сытее. Вся деревня благодарила «песчаную учительницу», которая начала рассаживать и сосны.

Но на третий год её жизни в Хошутове случилась беда. Раз в 15 лет через деревню по своему кочевому кольцу в пустыне проходили кочевники-скотоводы. В тот год в конце августа показались тысячи их коней и огромные стада. Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны - все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Их животные выпили всю воду из колодцев.

Песчаная учительница пошла к вождю кочевников. Тот принял её вежливо, но сказал, что их скоту нужна трава, поэтому ничего не поделаешь... Зачем пришли русские на нашу землю?

Мария Никифоровна уехала жаловаться советской власти в округ. Там её выслушали и сказали: в Хошутове население уже научилось бороться с песками. Песчаная учительница сейчас нужнее не там, а в Сафуте - селе, где селятся не русские переселенцы, а кочевники, переходящие на оседлость. Советская власть боялась, что они не усидят там и разбегутся, поэтому решила послать туда Марию Никифоровну: обучить кочевников культуре песков.

Учительнице жалко было хоронить молодость в песчаной пустыне среди диких кочевников. Но вспомнив о безысходной судьбе двух народов, зажатых в барханы, она согласилась, сказав, что постарается опять приехать в округ через пятьдесят лет старушкой - и не по песку, а по лесной дороге.