Кто такой федор конюхов. Конюхов федор филиппович, русский путешественник

На днях в Екатеринбург приезжала жена российского путешественника Фёдора Конюхова . Это человек-нонсенс, совершивший пять кругосветных плаваний, 17 раз пересекший Атлантику. Жителям уральской столицы презентовала свою книгу о муже — это дневниковые записи за последние 20 лет, сделанные в дни его ожидания, которые в общей сложности складываются в годы.

Образ матушки Ирины Конюховой, который сложился у меня из Интернета — очень верующая и смиренная женщина, развеялся в первые минуты, когда она, войдя, сняла платок, сказав, что так будет со мной наравне. Её отношение к собственной жизни подкупает разумностью. Она прямо говорит, что у них не та модель семьи, на которую стоит равняться, не отрицает, что подозревала мужа в беспечности и не сразу научилась с ним жить. Но вместе с тем всегда понимала, что ей встретился человек с искрой, которую нельзя потушить.

— Это четвёртая книга о нашей семье, — говорит матушка Ирина. — Первую книгу я написала по просьбе Фёдора, когда мы прожили три года и он уходил в длительное плавание. Конечно, я очень тяжело его провожала, и он сказал: «Пиши мне письма, а я тебе буду писать». Я думала, как назвать книгу, и вспомнила, что когда мы познакомились, он сказал: «Мне триста лет». Так и назвала: «300 лет, 3 года жизни».

— А почему 300 лет?

— Все свои экспедиции он готовил подолгу. Каждая будто десятки лет жизни. После моей мы издали две книги под его авторством — «Дорога без дна» — это его период гонки на Аляске на собачьих упряжках. Третья книга называется «Гребец в океане». Тогда он поставил мировой рекорд, пересекая океан на вёсельной лодке. Говорил: «Жди меня 100 дней», а пришёл за 43. Это феноменальный результат. Естественно, те его и мои дневники были интересны издателю. После третьей книжки я решила сделать паузу. Я посчитала, что нужно прожить какое-то время, прежде чем иметь право делиться опытом, писала новеллы, рассказы, даже романы издала. Фёдор продолжал писать свои дневники. В прошлом году мы задумались о наших юбилеях: ему исполнялось 65 лет, мне 55. И он попросил написать ещё одну книгу о нём. У меня к тому времени скопилось очень много дневников — это уже 22 года, как я писала понемножку. Я решила их собрать, получилась тысяча страниц. В книге в итоге осталось 300, чтобы легко было читать. Ещё одна причина, почему я решилась на это издание — с 2010 года я стала матушкой, и новеллы, которые я дарила прихожанам, им очень нравились. Они спрашивали: «Матушка, а у вас есть что-нибудь ещё?». Тогда я подумала, что лучшая книга — это рассказ о себе, потому что его ты пишешь сердцем.

— В одном своём интервью вы рассказывали, что когда вы только познакомились, Фёдор сказал, что не обещает вам ни благосостояния, ни покоя, но обещает любить всю жизнь. Любовь может существовать, когда нет покоя?

— Человек так устроен, что живёт в состоянии развития, а развитие не может быть покоем. А семья — это развитие вместе. У каждого из нас свой путь, и никогда не надо думать, что всё будет так, как ты себе представляешь. Но тем интереснее жить не по каким-то шаблонам. Семья — это большой труд, душевный, психологический. Слово «жертвенность» я не люблю. Здесь другое — познание себя через семью.

— Ваша семейная жизнь как раз вне всяких шаблонов. Наверняка окружающие замучили вас вопросами о том, тяжело ли жить, когда мужа постоянно нет дома?

— Не надо на нашу семью смотреть как на образец для подражания. Однозначно, классическая семья должна быть другой. Если все семьи будут такими, как наша, то в мире возникнет хаос. Но бывает, что у человека призвание — он полярник, геолог, или как мой муж — путешественник. Такие люди вынуждены много времени быть вне семьи. И тогда возникает другая модель отношений. В ней роль жены возрастает. И её задача при отсутствии мужа компенсировать это отсутствие рассказом о нём. Научить семью проживать его жизнь. Мы этому учились. Экспедиции Фёдора — это семейные проекты. Так не позиционируется в прессе, да и не нужно. Мы оба понимаем, что стержнем семейной жизни является другая модель. Поэтому там, где это возможно, мы вместе. Мы его провожаем, встречаем. В августе у нас будет семейная экспедиция, мы собираемся в горный Алтай, и помимо нашей семьи с нами едут ещё три семьи с детьми. Я давно об этом мечтала.

Свадебное путешествие. Фото: из личного архива

— Когда вы встретили Фёдора, вы понимали его жизненную позицию, знали, что путешествия для него на первом месте?

— Да, он честно предупредил, что это главное.

— Тем не менее вы понимали, что сможете выстроить такую модель жизни?

— Не сразу. Был такой момент, когда я понимала, что здесь надо подумать. Для меня было неожиданным его признание в любви и его честный разговор о том, что он всю жизнь будет заниматься своими проектами. Так получилось, что после знакомства и бурного месяца свиданий он ушёл на шесть месяцев. В экспедиции не ловила связь. Мне требовалось сделать выбор: соединиться с ним и, конечно, венчаться, или попробовать жить другой судьбой. Шесть месяцев дали ответ на вопрос. Конечно, мужчина и женщина, заключающие союз, должны договариваться на берегу, искренне рассказывать о том, какие у них желания и потребности. Если они что-то друг от друга скрывают или думают, что будут переделывать вторую половину — это глубочайшее заблуждение. Отсюда все конфликты.

— Венчаться важно?

— Важно. Для тех пар, который действительно настроены всегда быть вместе, это помогает сохранить союз. Вас держат уже небеса. С одной стороны, вам даётся больше испытаний, с другой — в трудную минуту Бог всегда вас держит и предостерегает от необдуманных поступков.

— Как отличить проверку на прочность от той ситуации, когда людям надо разойтись?

— Женщинам, которые ко мне приходят, я даю такой совет: «Научитесь жить с открытым сердцем». Тогда оно будет вам подсказывать. А в момент, когда вы сомневаетесь, быть с этим человеком или нет, представьте, что его нет на этой земле. Если вам больно и вы не представляете жизни без него, это подсказка, что нужно сделать всё возможное, чтобы сохранить эту любовь. У каждого своя тактика: кто-то на время расстаётся, делает паузу в отношениях. Ничего страшного. Мыслями вы всё равно вместе.

— Вы доктор наук, преподаватель международного права, и у вас неплохо складывалась карьера. Я читала, что ради семьи вы были вынуждены отказываться от хороших предложений по работе.

— У меня было такое испытание. Я встретила мужа, когда у меня был расцвет карьеры. После работы в Швейцарии по контракту у меня были перспективы работы в ОБСЕ, ЮНЕСКО. Но в тот момент, когда я должна была подписать контакт на работу, а значит, лишалась определённой свободы, с Фёдором случилась беда. Он чуть не погиб у берегов Австралии и прислал мне письмо, в котором сообщал, что будет сходить с четвёртого незаконченного кругосветного, очень ждёт меня в Австралии и просит на месяц задержаться с ним, потому что хочет подумать о своём будущем. Та экспедиция была очень быстро и импульсивно им подготовлена. Он допустил ошибку и признал её, но мне нужно было отказываться от этого проекта и я, конечно, выбрала его. Я подготовила для нас с ним другой проект. Мы полетели в Париж, я там работала с аспирантами в Сорбонне, а он в центре искусств «Сите Дезар» начал писать холсты. Реанимировал себя как художник, у него было время на восстановление, размышление. Я не жалею, что так поступила. Это была проверка на прочность нашей семьи. Такова жизнь, что нам всегда будет дан выбор, нет такого, что идеально всё и сразу и небеса распределят, что сегодня ты летишь на конференцию, а завтра встречаешь мужа.

— Сколько длилась его самая длительная экспедиция?

— Самая длительная — год. Самым непростым для нас двоих было его пятое кругосветное плавание, когда я ждала ребёнка. Он узнал об этом за неделю за вылета, а вернулся за две недели до родов. Я чувствовала, что это будет мальчик, и мы дали ему имя в честь Николая Чудотворца — Коля . У нас пятеро общих детей, десять внуков. Младшему сыну 11 лет. Он учится в Московском суворовском училище.

— Как он относится к тому, что папы часто нет рядом?

— Как и другие дети. В тот момент, когда у него наступил сознательный возраст, назрел маленький бунт. Потом был мой рассказ о папе. Затем я предложила Фёдору брать его в свои экспедиции. Так перед школой у них состоялась мужская экспедиция на Шантарские острова. Это очень опасный регион — медведи, косатки. Они перебирались на резиновой лодке, и их чуть не перевернуло. Там они строили часовню, ставили крест. Николай почувствовал дух отца, и с тех пор он перестал бунтовать, стал так, как и я, молиться, ждать и радоваться успехам Фёдора. Не без слез и страданий, но уже осознанно.

— А у вас был момент собственного бунта?

— Был. Особенно когда происходили импульсивные проекты, которые не состоялись, но забрали много сил. Я сердцем чувствую и откровенно говорю, когда он торопится с экспедицией. Был такой момент… когда я провожала его в четвёртое незаконченное плаванье, у меня отказали ноги. Он был шокирован тем, что со мной происходило. Но это было предчувствие того, что может произойти. После той экспедиции он стал более осторожным, и с годами у нас все меньше противоречий.

Шёлковый путь, 2002 год. Фото: из личного архива

— Насколько детально вы погружены в подготовку его проектов?

— Он очень любит, когда перед экспедицией я лично укладываю продукты в ящики на яхте. Мы кладём между ними подарочки, сюрпризы, письма. Особенно когда он долго плавает на яхте и захватывает и Рождество, и свой день рождения, и Новый год. Очень важно, чтобы с ним присутствовал кусочек нашего тепла. Мы вместе с ним вешаем на яхте иконы, фотографии, создаём ему мини-дом. Собирать его в экспедицию — это часть проекта, залог его успеха.

— Сколько времени вам потребовалось, чтобы понять этого человека?

— Поняла я его сразу. В первое же свидание меня очаровало, что он очень открытый человек. Он рассказал о себе всё: о своих родных, о детстве, о замыслах. А чтобы научиться жить с ним так, чтобы это было гармонично для него и для меня — это пришло с годами.

— Как вы познакомились?

— Встретились мы в красивом месте, в доме Анатолия Заболоцкого — режиссёра-постановщика фильмов Шукшина . Я тогда писала книгу «Человек и власть», и мне интересно было мнение интеллигенции, особенной той, кто приобщается к вере. В то время Анатолий Дмитриевич уже не снимал фильмы, но сделал такую подвижническую вещь — снял затопленные храмы в Сибири. Я сама родом из Сибири, и мне было очень интересно с этим человеком пообщаться. Когда я услышала, что должны прийти гости, заторопилась уходить, а Анатолий Дмитриевич сказал: «Останьтесь, Ирочка, сам Бог посылает вам Фёдора Конюхова». Эти слова я запомнила. Я думала, что придёт хмурый человек. Но когда в двери появился Конюхов, я поняла, что имел в виду Анатолий Дмитриевич. Это была любовь с первого взгляда.

Конюховы с детьми и внуками. Фото: из личного архива

— Как меняется ваша жизнь, когда Фёдор рядом?

— У нас есть правило: первые три дня, когда он возвращается из экспедиции, мы только вместе. Я ничего не планирую на эти дни. Бывает, что с его возвращением мы уезжаем в Сергиев Посад, бывает, остаёмся дома, встречаемся с детьми и внуками. Потом едем куда-то вдвоём. Сейчас Фёдор стал священником. У нас есть дом в Свято-Алексиевской пустыни. После каждого проекта мы занимаемся строительством часовни, ставим крест, благодарим Бога за то, что он оставил его в живых. Очень часто в экспедициях он даёт обет что-то построить. Когда он летал на воздушном шаре, он дал обет построить часовню Фёдору Ушакову .

— Сейчас Фёдор дома?

— Он прилетел вчера, но я не смогла отказать екатеринбургской епархии в том, чтобы приехать сюда, и он это понимает. Он прилетел из Кисловодска, где делал тренировочные полёты на планере. Хочет поставить рекорд — подняться на высоту 11 километров. Мы встретимся на один день, а потом он улетает в Германию тоже по проекту планера.

— Не было такого, что во время долгих разлук вы друг от друга отвыкали?

— Это очень правильный вопрос, потому что в разлуках тоже есть точка невозврата. Когда ты ещё только учишься ждать, у тебя в семье больше опыта физического общения, чем духовного, нужно очень трепетно относиться к этому моменту, нельзя его недооценивать. Поэтому мы с ним договорились, что мы не будем переходить эту точку невозврата, доходить до того, когда каждый уже живёт своей жизнью.

Фёдор Конюхов с сыном и женой в Монголии, 2009 год. Фото: из личного архива

— Это опыт каждой семьи. Мы с ним договорились, что не будем расставаться на время больше его кругосветки. Плюс мы общаемся каждый день, если есть связь. Я лечу его провожать, встречать. И всё это создает ощущение большей близости. В первый мой опыт, когда он на год уходил, я летала к нему на стоповеры. Эти встречи были очень важны, потому что уходили сомнения, возникали силы дальше жить и ждать. Поэтому всем советую аккуратнее относиться к разлукам — это очень тонкий вопрос.

— Материальная сторона жизни когда-то была точкой преткновения?

— Безусловно, были такие периоды. Молодым парам, начинающим с нуля, сложнее, мы всё-таки были уже зрелыми людьми, когда встретились. И я была вдовой, поэтому уже научилась жить самостоятельно. Мы договорились изначально, кто и как несёт финансовое бремя. И постоянно по этому поводу мы общаемся и решаем какие-то проблемы. Но главное, в чём мы всегда были едины — быт не должен стать причиной наших размолвок. Честно признаюсь, одно время у меня была большая финансовая нагрузка. Сейчас Фёдор начинает участвовать в финансовых вопросах, у него нет тех материальных проблем, которые были раньше. Где-то мне становится легче. Главное не подозревать друг друга в беспечности и безответственности, а если ты вдруг подозреваешь в этом, это обязательно надо сказать. Не держать в себе обиды.

— А вы не подозревали его в беспечности?

— Диалог по этому поводу вели. Но не доходили до того, когда человек это держит внутри и это разрушает брак.

— Как вы считаете, что общего между вами и женой какого-нибудь серьёзного руководителя?

— Жена такого человека должна жить его миром, такая женщина должна быть верующей, тогда она почувствует, что в её муже заложена искра, которую нельзя тушить. В то же время такая женщина должна иметь свои личные интересы. Тогда она будет понимать, что значит реализация. И, конечно, она должна заниматься благотворительностью — благодарить за то, что при таких моральных нагрузках ей даётся это благо.

— Есть вещи в семьи, которые для вас играют принципиальное значение. Пусть Фёдора подолгу не бывает рядом, но при этом он даёт вам нечто самое важное.

— Это его неравнодушие к семье. Его преданность и благодарность. Если равнодушие к семье будет возникать, я это никогда не приму.

— По опыту своих прихожанок можете сказать, в чём, на ваш взгляд, главные ошибки современных женщин?

— Проблема феминизации, конечно, есть. Но здесь и у мужчин неправильное понимание современной женщины. Женщина XX века и нынешняя — это два разных человека. Её не надо рассматривать как врага мужчины в семье, наоборот, она помощница. Она лучше может понимать мужа, потому что у неё есть профессия. Она хорошо знает, что такое зарабатывать деньги. Мужчины должны дать свободу женщине, тогда она становится соратницей, а не просто любимой женой. А что касается женщины, она должна вернуться к своей природе и помнить, что у неё чаши весов неравные и перевешивают всегда семья и дом. Нужно быть откровенной с мужем, рассказывать о своих мечтах. А муж должен привыкнуть слушать, а не только рассказывать о себе. Эта основа семейной лодки, которая выживет и в ураган.

Знаменитый российский путешественник, писатель, художник, священнослужитель, пилот свободного аэростата. Протоиерей Русской православной церкви Московского патриархата.

Федор Конюхов. Биография

Фёдор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в запорожском селе Чкалово (позже - Троицкое) на Украине, на берегу Азовского моря в простой крестянской семье. Помимо Федора, у его родителей - Филиппа Михайловича, потомка архангельских рыбаков-поморов, и уроженки Бессарабии Марии Ефремовны было еще двое сыновей и две дочери.

С детства Федор готовился стать путешественником: научился плавать, нырять, купался в холодной воде, ходил на шлюпке с парусом и веслами, часто Федор бывал на путине в Азовском море вместе с отцом, который всегда рассказывал своим отпрыскам о Великой Отечественной, призывал беречь родную землю и честно работать.

Осознав, что море и путешествие - это его жизнь, Конюхов отучился в белорусском Бобруйске в профессионально-техническом училище № 15 (позже Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж), получив диплом резчика-инкрустатора. Окончил Одесское мореходное училище по профилю судоводителя. А потом получил образование по специальности «судовой механик» в Ленинградском арктическом училище. Попутно прошел обучение и в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Дед Федора Конюхова, подполковник царской армии, как-то рассказал внуку о сослуживце из своего гарнизона - Георгии Седове , который перед трагической поездкой в Арктику, оставил тому православный крестик, попросив вручить памятную вещицу самому крепкому из потомков, дабы он сумел воплотить в жизнь его идею. В итоге Федор выполнил завет - трижды побывал на Северном полюсе, в том числе и с тем самым крестиком.

Федор Конюхов. Карьера путешественника и исследователя

В 1966 году, будучи 15-летним, впервые отправился в экспедицию на вёсельной лодке и пересёк Азовское море, а в 1977 году - организовал яхтенный поход в северной части Тихого океана - по маршруту Витуса Беринга и других мореходов. Путешествуя, Конюхов узнавал, как его соотечественники несколько веков назад открывали земли и заливы и основывали там поселения.

Исследовательский интерес не покидает Федора никогда. Научную деятельность он осуществлял и в походах на Камчатку, Командоры, Сахалин. Где бы Конюхов не появлялся, он везде любопытствовал о быте людей, узнавал о том, как они выживают в сложных северных условиях.

Перед штурмом Северного полюса Федор в составе группы Д. Шпаро совершил в полярную ночь лыжный переход к Полюсу относительной недоступности, а также с канадскими путешественниками прошел по Баффиновой земле. За плечами исследователя остались и трансарктический лыжный переход (СССР - Северный полюс - Канада), и участие в первой автономной экспедиции «Арктика» к Северному полюсу во главе с В.Чуковым.

В 1990-м, набравшись к тому периоду опыта лыжных полярных походов, Федор отправился в самостоятельный вояж к Северному полюсу, которого достиг через 72 суток, тем самым осуществив свою мечту и выполнив завет Георгия Седова .

В 1998 году Федор Конюхов стал заведующим лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Московской Современной гуманитарной академии.

В 1995-м Конюхов в одиночку форсирует ледовую пустыню Антарктиды и на 59-й день весьма нелегкого пути выходит в точку Южного полюса, впервые водружая там российский триколор. При этом в рамках похода он выполняет поручение Минатома, замеряя по пути к полюсу естественное радиационное поле Антарктиды, и просьбу медиков - оценивает свое физическое и психологическое состояние, выполняет прочие наблюдения.

Многие из экспедиций Конюхов совершает в одиночку, но участвует и в группах. Так, в 1989-м он сам организовал советско-американский велопробег по маршруту Находка - Ленинград, а в 1991-м - советско-австралийский автопробег - Находка - Брест. Однако лейтмотив путешествий яхтенного капитана - это море и океан.

Конюхов - единственный из россиян, кто в одиночку совершил три кругосветки. В 1990-1991 годах: мореход стартовал из Сиднея, куда вернулся через 224 дня. В 1992 году: он прошел на большой двухмачтовой яхте по маршруту Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань, заходя на все континенты и управившись за 508 дней. Третья кругосветка, длившаяся с сентября по май 1999 года, охватила весь Мировой океан (50 тысяч км) и проходила по маршруту: порт Чарлстон - Кейптаун - Окленд - Пунта-дель-Эсте - Чарлстон.

В мае 2012 года вместе с российской командой «7 Вершин» Конюхов совершил своё второе восхождение на Эверест. В 2013-м у него была экспедиция из Карелии до южной точки Гренландии через Северный полюс. С декабря 2013 года по май 2014 года путешествовал через Тихий океан на вёсельной лодке «Тургояк» и прошел из чилийского порта Конкон в австралийский Брисбен за 160 дней. Это был лучший результат для такого одиночного перехода.

К 2016 году прославленный странник совершил свыше полусотни уникальных экспедиций и восхождений. Специалисты в РФ и з арубежом считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников, в активе которого десятки разноплановых походов, в том числе и по горам. Например, в честь 850-летия Москвы он взошел на горные вершины всех континентов Земли, затратив на это пять лет упорного труда.

12 июля 2016 года Конюхов отправился в свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «Мортон», стартовав на аэродроме австралийского Нортхэма. Маршрут был тот же, что и у его предшественника Стива Фоссетта , совершившего в 2002 году рекордный полёт. Но это мировое достижение Федор Филиппович побил: его летательный аппарат благополучно приземлился на западе Австралии 23 июля 2016 года, а результат кругосветки составил 11 дней 4 часа и 20 минут.

Федор Конюхов о полете на «Мортоне»: Для меня главный рекорд - завершение кругосветки с первого раза. Моему предшественнику, американскому пилоту Стиву Фоссетту, в 2002 году потребовалось шесть попыток. Шар облетел вокруг света за рекордное время - 11 дней и 6 часов - с первого раза. В завершение мне удалось пролететь над аэродромом Нортхэм и пересечь свою стартовую линию, что уникально! Представьте, шар пролетел почти 35 000 километров и вышел в точку старта. Причем, используя только ветровые потоки. Для воздухоплавателей это высший класс.

Конюхов заверяет, что не было такого момента, когда бы он пожалел о своей затее, поскольку такой полет был его мечтой на протяжении двух десятков лет:

Я знал, что будет тяжело, опасно, но по-другому и быть не может. На Эверест поднялось более пяти тысяч человек, а вокруг света в одиночку на воздушном шаре облетело всего двое - Стив Фоссетт, а теперь еще вот и я.

Под занавес 2016-го российский путешественник удостоился высочайшей награды в области воздухоплавания: Международная ассоциация аэронавтики FAI-Breitling назвала его «Пилотом года». Такая премия была вручена россиянину впервые за 110 лет своего существования.

Федор Конюхов: Для меня это очень большая награда. Но мне приятно, что она принадлежит нашей стране, России, за которую я всегда и выступаю.

В декабре 2016-го на подмосковном аэродроме Шевлино Конюхов начал делать свои первые шаги в сфере планеризма, ведь он поставил перед собой новую задачу: получить опыт и знания для последующей подготовки к установлению мирового рекорда высоты на планере.

Федор Конюхов: Учиться никогда не поздно. Мне исполняется 65 лет, и я с удовольствием приступил к освоению нового для меня типа воздушного судна - планера. Надеюсь, при поддержке Федерации планерного спорта России нам удастся осуществить несколько красивых проектов в этом виде спорта...

Федор Конюхов. Творчество и духовная деятельность

Путешественник, кроме главного увлечения своей жизни, еще пишет стихи и музыку для органа, сочиняет художественные произведения. Находясь в экспедициях, Конюхов непременно выражает свое видение мира в записях и картинах, которых у автора уже свыше трех тысяч.

В 1983 году он был принят в Союз художников СССР, а с 1996 года стал членом Московского союза художников. Федор Филиппович - участник российских и международных выставок. С 2012 года получил статус академика Российской Академии художеств.

В 2010 году в день Святой Троицы Федор Конюхов был рукоположен в дьяконы, а в декабре того же года, в день Святителя Николая Чудотворца, - в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья.

Путешественник награжден орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени - за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.

Федор Конюхов. Достижения и награды

Орден Дружбы народов - 1988 год. Орден великомученика Георгия Победоносца I степени Украинской православной церкви за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви. Золотая медаль Российской академии художеств. Золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая РГО - 2014. Премия UNEP Global 500 за вклад в защиту окружающей среды. Приз ЮНЕСКО «За честную игру». Премия и орден Дружбы народов «Белые журавли России» - 2015.

Федор Конюхов первым на планете Земля достиг пяти полюсов Земли (Северный географический - трижды; Южный географический; полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане; полюс высоты - Джомолунгма; полюс яхтсменов - Мыс Горн). Кроме того, он первый из россиян, выполнивший программу «Большой шлем» и первый в СНГ, кто закончил программу «Семь вершин».

Путешественник в 1990-1991 годы совершил в одиночку первое в истории России кругосветное плавание на яхте без остановок. Один он пересёк и Атлантический океан на гребной лодке «УралАЗ», установив при этом мировой рекорд - 46 суток и 4 часа, а также Тихий океан (мировой рекорд - 159 суток 14 часов 45 минут).

Федор Конюхов - заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму; почётный житель Находки (с 1996 года), посёлка Бергин, города Миасса, Терни (Италия).

Федор Конюхов. Личная жизнь

Супруга известного путешественника - Ирина Анатольевна Конюхова - доктор юридических наук, профессор. У пары двое детей: сын Оскар Федорович (1975 г. р.) и дочь Татьяна Федоровна (1978 г.р.).

Осенью 2015 года стало известно, что Конюхов приобрел в Заокском районе Тульской области 69 гектаров земли, на которой запланировал возвести целое село, девять часовен, храм Николая Чудотворца, детские школу путешественников и спортивно-туристический лагерь, а также музей истории путешествий, гостиничный комплекс, библиотеку и пр. Участок, где решено создать деревню Федора Конюхова, находится в трех километрах от реки Оки.

Федор Конюхов: Жалко, конечно, что вдоль берега Оки уже нет ни одного свободного участка. Если бы село выходило к воде, мы устроили бы детскую парусную школу или открыли секцию по гребле.

Целью проекта является в первую очередь создание уникального и уютного места для жизни и общения единомышленников, в том числе путешественников, писателей, художников, уставших от «каменных джунглей», людей, которые ценят активный образ жизни и любят дикую природу и т.п. Сама деревня задумана не только как место проживания Федора Конюхова , но и как музей великого путешественника.

Федор Конюхов. Книги

«Мой дух на палубе «Карааны»
«Все птицы, все крылаты»
«Гребец в океане»
«Дорога без дна»
«И увидел я новое небо и новую землю…»
«Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал»
«Антарктида»
«Как я стал путешественником»
«Паруса сбивают с неба звезды»
«Наедине с океаном»
«Океан - моя обитель»
«Под алыми парусами»
«Мои путешествия»
«Тихий океан»
«Сила веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном»
«Мои путешествия. Следующие 10 лет»
«Мой путь к истине»

Федор Конюхов. Экспедиции

  • 1977 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга
  • 1978 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга; археологическая экспедиция
  • 1979 - второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский
  • 1980 - международная регата «Кубок Балтики» в составе экипажа ДВВИМУ
  • 1981 - пересечение Чукотки на собачьей упряжке
  • 1983 - научно-спортивная лыжная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.
  • 1984 - международная регата на Кубок Балтики в составе экипажа ДВВИМУ; сплав по реке Лене на плоту
  • 1985 - экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам Владимира Арсеньева и Дерсу Узала
  • 1986 - лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции
  • 1987 - лыжный вояж по Баффиновой Земле в составе советско-канадской экспедиции
  • 1988 - трансарктическая лыжная экспедиция по маршруту СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы
  • 1989 - первая российская автономная экспедиция «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу; советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград
  • 1990 - одиночный поход на лыжах к Северному полюсу (первый в истории России) за 72 дня
  • 1990-1991 - одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор - Сидней за 224 дня (первое в истории России)
  • 1991 - российско-австралийский автопробег по маршруту Находка - Москва
  • 1992 - восхождение на Эльбрус (Европа); восхождение на Эверест (Азия)
  • 1993-1994 - кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече по маршруту Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшелы) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань
  • 1995-1996 - автономный одиночный поход к Южному полюсу (первый в истории России; за 64 дня)
  • 1996 - 19 января: восхождение на массив Винсон (Антарктида); 9 марта: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка)
  • 1997 - 18 февраля: восхождение на Килиманджаро (Африка); 17 апреля: восхождение на пик Косцюшко (Австралия); 26 мая: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка); европейские регаты Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты Grand Mistral
  • 1998-1999 - американская одиночная кругосветная гонка Around Alone на яхте Open 60 (третья одиночная кругосветка)
  • 2000 - самая протяженная в мире гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном
  • 2000-2001 - французская одиночная кругосветная парусная гонка (нон-стоп) Vendee Globe на яхте (первое в истории России)
  • 2002 - караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового пути (первая в истории современной России); пересечение Атлантического океана на гребной лодке (первое в истории России; мировой рекорд - 46 суток 4 часа) по маршруту Канарские острова - Барбадос
  • 2003 - российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Канарские острова – Барбадос (мировой рекорд для многокорпусных судов - 9 суток); российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Ямайка - Англия (мировой рекорд для многокорпусных судов - 16 суток)
  • 2004 - одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на макси-яхте по маршруту Канарские острова - Барбадос (мировой рекорд по пересечению Атлантического океана - 14 дней и 7 часов)
  • 2004-2005 - одиночное кругосветное плавание на макси-яхте по маршруту Фалмут – Хобарт – Фалмут (первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавание на яхте макси-класса через Мыс Горн)
  • 2005-2006 - проект «Вокруг Атлантического океана». В составе российского экипажа переход на яхте по маршруту Англия – Канарские острова – Барбадос – Антигуа – Англия
  • 2006 - испытания экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии
  • 2007 - пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного до западного побережья (рекорд 15 суток 22 часа)
  • 2007-2008 - австралийская гонка вокруг Антарктиды по маршруту Олбани – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (102 суток; яхтсмен-одиночка, нон-стоп)
  • 2009 - второй этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового пути» (Монголия – Калмыкия)
  • 2011 - экспедиция „Девять высочайших вершин Эфиопии“
  • 2012 - 19 мая: восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (Конюхов стал первым священником РПЦ, взошедшим на Эверест)
  • 2013 - пересечение Северного Ледовитого океана на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада
  • 2013-2014 - тихоокеанский переход на весельной лодке без захода в порты за рекордные 160 дней (Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба)
  • 2015 - российский рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате класса АХ-9 (19 часов 10 минут)
  • 2016 - мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате (32 часа 20 минут); экспедиция на собачьих упряжках «Онежское Поморье»; одиночный кругосветный полет на воздушном шаре „Мортон“ (самая быстрая кругосветка для аэростата любого типа: 11 дней 4 часа 20 минут - абсолютный мировой рекорд)

Отечественные и зарубежные специалисты считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников. В его активе около сорока разнохарактерных походов, в том числе и по горам. Не имея специальной альпинистской подготовки, но обладая большой физической выносливостью и упорством в достижении намеченной цели, он решил в честь 850-летия Москвы взойти на горные вершины всех континентов Земли. На это ушло пять лет настойчивого труда. В качестве тренировки сбегал на Ключевскую сопку высотой 4750 метров и поверил в свои силы. Затем были кавказский пик Эльбрус (5642 м), азиатский Эверест (8848 м), австралийская гора Косцюшко (2230 м), южноамериканская Аконкагуа (6960 м). Конечно, труднее всего было взобраться на Эверест, но три вершины были по-своему интересными, загадочными и трудными. Давно потухший африканский вулкан Килиманджаро (5895 м), воспетый Эрнестом Хемингуэем, особо привлекал внимание русского путешественника. Поднимаясь вверх из тропической зоны, он постепенно испытывал смену климатических и погодных условий. Если у подножия была выжженная на солнце растительность, то с 3-4-х километров начинается вечнозеленый тропический лес, еще выше - альпийские луга, потом скалы и, наконец, царство льда и снега. Как художник, он не мог налюбоваться красотами природы, сделал зарисовки, много фотографировал. Но самыми трудными и опасными для восходителя оказались ледово-скалистые горы: североамериканская Мак-Кинли (6193 м) и антарктическая - массив Винсон (5140 м). Здесь и глубокий снег, и коварные трещины во льду, и сковывающий дыхание свирепый холодный ветер. А благополучно спустившись (местами приходилось ползти) с массива, чуть было не погиб от холода и голода - более трех суток самолет не мог прилететь за ним из-за сильно разыгравшейся пурги.

Большинство походов путешественник совершает в одиночку, но он охотно принимает участие и в коллективных экспедициях. И сам организовал и возглавил два интересных трансконтинентальных пробега: советско-американский на велосипедах по маршруту Находка - Ленинград (1989) и советско-австралийский автомобильный - Находка - Брест (1991). В долгом пути по российским просторам Федор показал своим зарубежным коллегам-путешественникам многие природные достопримечательности: кедровые леса, озеро Байкал, могучие сибирские реки, Уральские горы, новые города. Результатом этих пробегов явились репортажи, документальные кинофильмы, фотоальбомы, выпущенные у нас в стране и за рубежом.

И все-таки главная линия путешествий яхтенного капитана - это море и океан. И он, единственный из россиян, в одиночку совершил три кругосветных плавания. Первое из них - в 1990 - 1991 годах на яхте «Караана». Стартовал из австралийского порта Сидней и туда же вернулся через 224 суток. Причем выбрал самый трудный маршрут: между «ревущими» сороковыми и «неистовыми» пятидесятыми широтами, там, где преимущественно попутный ветер и где ходили первые русские кругосветные мореплаватели Иван Крузенштерн, Михаил Лазарев и др. Но вместе с тем, на маршруте - холодный, а то и штормовой ветер со снегом или дождем, опасные встречи с китами и айсбергами, особенно в проливе Дрейка, у мыса Горн. Но все преодолел мореход, правда, похудел при этом на 11 килограммов.

Уже через год Конюхов отправился во второе кругосветное плавание по другому, экваториальному маршруту: Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань с заходом на все континенты. Одиночное плавание на большой двухмачтовой яхте «Формоза» продолжалось 508 дней и было связано с драматическим и одновременно героическим событием. В районе Филиппин капитан сильно заболел и попал в больницу. А в это время пираты угнали его яхту на другой остров. Но Федор - не из робкого десятка. Ведь служил на балтийском десантном корабле, выполнял задания командования в джунглях Вьетнама и Никарагуа. Чтобы найти «Формозу» на дальнем острове, пришлось угнать катер от других пиратов. А обнаруженных на борту яхты пьяных разбойников смельчак связал и погрузил на их резиновую лодку.

Участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», он совершил третью кругосветку, управляя яхтой «Современный гуманитарный университет». Поначалу на соревнование записалось 39 претендентов из многих стран, но на старт вышло только 16 судов, остальные отсеялись по разным причинам, в том числе не сдавшие квалификационный пробег в 2 тысячи морских миль. Федор испытание выдержал, но попал под удар трех ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом «Даниел» в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее.

Гонка охватила весь Мировой океан протяженностью 27 тысяч морских миль, т.е. 50 тысяч километров, и проходила по маршруту: американский порт Чарлстон - Кейптаун (ЮАР) - Окленд (Новая Зеландия) - Пунта-дель-Эсте (Уругвай) - Чарлстон. (Интересно, что во все эти пункты прилетали на самолете супру

га Ирина, сын Оскар - для моральной поддержки Федора. И помогали ему в устранении технических неполадок на яхте).

Всего в пути яхтсмены были восемь месяцев, с сентября 1998 года по май 1999 года. Испытали на себе тропическую жару и пронизывающий ветер Антарктики, уклонялись от стальных кораблей и айсбергов и все время гнали вперед, не зная сна и покоя. На некоторых судах было до 15 различных поломок, не избежала этого и яхта Конюхова. В темное время суток он столкнулся со спящим китом, в результате чего был погнут руль. При подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, что редко бывает в практике мореплавания, шкиперу с трудом удалось вытолкнуть тяжелое и скользкое тело морского гостя в его родную стихию. А у берегов Бразилии он еле отбился от современных флибустьеров с помощью сигнальной ракетницы.

Не выдержав условий экстремальной гонки, семь участников сошли с дистанции. Федор Конюхов пришел к финишу третьим. На его имя в Америку пришла правительственная телеграмма от мэра Москвы Юрия Лужкова. «Нам приятно, - говорилось в ней, - что такой легендарный путешественник живет в Москве и продолжает традиции наших соотечественников в освоении планеты».

По заявке Ф. Конюхова он зарегистрирован для участия в международной парусной гонке «Винди Глоуб-2000», старт которой намечен на 5 ноября 2000 года. Главная особенность этого глобального соревнования - оно проводится без остановки, без единого захода в порты! И еще что здесь привлекает Конюхова: надо обогнуть Антарктиду, а ему давно хочется пройти путем первооткрывателей шестого континента русских морских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Это будет четвертая кругосветка мужественного мореплавателя. А до этого он успел поучаствовать в международной гонке на собачьих упряжках «Айдитарод-2000» по заснеженной Аляске, по пути золотодобытчиков XIX века.

Походы и экспедиции замечательного путешественника многое дают нашей науке, спорту, туризму, всему обществу. Они показывают, чего может достичь человек, хорошо подготовленный физически и морально, умеющий сохранять здоровье и работоспособность, подчас в сложных ситуациях. И не удивительно, что 48-летний следопыт планирует путешествовать до 2020 года.

Пополняя свои знания, он учится на юридическом факультете Современного гуманитарного университета, там же руководит лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях.

Федор Конюхов всегда, даже во время походов, много пишет и рисует. Он является членом Союза художников и членом Союза журналистов РФ. В 1999 году вышли три его книги: «И увидел я новое небо и новую землю», «Гавр - Чарлстон» и «Как открывали Антарктиду»; ранее был издан альманах «Русский путешественник». Это в основном дневниковые записи автора, но воспринимаются они как приключенческие повести.

Имя Федора Конюхова стоит в ряду выдающихся деятелей науки и техники в международной энциклопедии «Хроника человечества». Путешественник награжден орденом Дружбы народов, дипломом ЮНЕСКО за вклад в дело экологии. Он - Заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан.

13 июня 2014 года на базе отдыха Золотой пляж озера Тургояк прошла встреча с легендарным путешественником священником Федором Конюховым. На днях он окончил своё экстремальное путешествие через Тихий океан и сразу прилетел на Южный Урал, чтобы приветствовать юных участников детской парусной регаты, которая носит его имя. «Мое путешествие закончилось, я приехал на челябинскую землю и почувствовал, что я наконец-то дома», - сказал Федор Филиппович при встрече.

О своём длительном путешествии, морских приключениях, о молитве в самую сложную минуту пути и многом другом знаменитый путешественник рассказал в интервью южноуральским журналистам. В первую очередь он сказал о тех, кто вдохновляет его на новые рекорды:

Мне бы хотелось, чтобы мои рекорды были хорошим примером для подрастающего поколения. И я очень рад, что уже третий год подряд здесь на озере Тургояк проходит детская парусная регата за кубок Конюхова. Сегодня увидел детские глаза и понял, что не зря мы всё это делаем. Это того стоит. Ради этих глаз, в которых светится романтика и отражается прекрасное озеро Тургояк.

Всего неделю назад вёсельная лодка иерей Федора Конюхова под названием Тургояк причалила к берегам Австралии. 160 дней пути от берегов Чили через Тихий океан без остановок на отдых. Всего 2 часа в сутки на сон - один ночью и по полчаса утром и вечером. Чтобы попасть в график, Федор Филиппович в день должен был преодолевать 50 морских миль - это 24 тысячи гребков. Но он шел с опережением:

- У меня был очень строгий режим, - говорит путешественник, - я должен был успевать в сроки, потому что зависел от погоды и сезонного ветра. Если бы я опоздал на десять дней, я бы уже шел против ветра и до сих пор был бы в Тихом океане. Когда меня спрашивают, где тренировался для этого морского путешествия, всегда отвечаю: на Эвересте и на Северном полюсе, на мысе Горн. Физически эта экспедиция не сложнее, чем подъём на Эверест, сложнее морально. Ведь там динамика другая, а здесь однообразие. Ты постоянно гребёшь, перед тобой только горизонт и нет вертикальных линий.

Как известно, в 2010 году знаменитый путешественник был рукоположен в сан священника и стал отцом Федором. И нас, как информационную службу Челябинской епархии, интересовали в первую очередь вопросы духовного характера. Федор Филлипович рассказал, что весь долгий путь по водам Тихого океана сопровождался молитвой:

- На утреннее правило у меня уходило 35 минут, столько же на вечернее правило. Это была основная моя молитва, когда я не греб. Я останавливался, весла бросал и молился. А в другое время, когда был за веслами, в такт гребкам повторял Иисусову молитву.

Дважды за путешествие отец Федор совершил чин освящения воды в Тихом океане. Первый в двунадесятый праздник Крещения Господня. А второй, когда почувствовал, что море «шалит»:

- Подошёл к Полинезии, там тысячи островов. Я почувствовал, что океан немного шалит и меня может выкинуть на рифы, поэтому решил ещё раз провести чин освящения. Я же не на свои силы рассчитываю, - улыбается Федор Филиппович. - Ведь моя лодка не попала ни в один ураган, они шли впереди меня, по корме, сбоку. Если бы я шел быстрее или, наоборот, опаздывал на три дня, то попал бы в сильный шторм. Представьте, молнии так стреляют, что даже вода шипит от напряжения. Если бы они прошли через лодку, она бы на щепки разлетелась, или меня бы контузило, в лучшем случае. Но всё обошлось. А ещё там смерчи большие крутят, воду сосут из океана. Я их называю «шланги» или «хоботы». Но за это путешествие ни разу ко мне не подходили.

Федор Филиппович с профессиональным спокойствием рассказывает обо всех испытаниях. Не раз походили к лодке киты, которые при желании могли и перевернуть лодку, но они её не трогали:

- Один кит меня долго сопровождал. Видно, что старенький. И вот мы с ним два старичка в море плывем, он пыхтит рядом, но под лодку никогда не подныривал. Ночью бывало непросто. Приходилось даже фонарик выключать, потому что из глубин на свет поднимались гигантские кальмары и спруты по девять метров.

Выручала путешественника опять же молитва, в которой он чаще всего обращался к Господу, Богородице, святителю Николаю Мирликийскому и святому Феодору Ушакову:

- Ближе всего из святых для меня Николай Чудотворец. Он для меня как близкий друг. Когда мне тяжело, хочется прижаться к его бороде седой. Когда молюсь Матери Божией, не совестно перед ней за мои грехи. А перед Господом Нашим Иисусом Христом мне хочется встать по стойке смирно, как перед главным адмиралом. Страшно очень, я Его боюсь за свои грехи. В пути я молился Николаю Чудотворцу больше всего, святому праведному Феодору Ушакову и всегда просил его помочь мне с погодой, ведь он тоже моряк, адмирал и знает, что такое море.

На суше во все дни путешествия за него молились жена и дети. Супруга Федора Конюхова Ирина во всём и всегда поддерживает своего легендарного супруга:

- Неверующий человек такое не выдержит, - рассказывает жена путешественника Ирина Конюхова. - Когда любишь человека, то сначала принимаешь его таким, какой он есть, а уже потом хочешь, чтобы он был таким, какой он есть. Я очень счастлива, что мой муж живет по призванию. Я желала бы этого всем семьям. Потому что для любой жены это трагедия, когда ее близкий человек, ее муж, дети не могут найти себя в этом мире. мне радостно, что он нужен людям, что он так востребован, для него это особенно дорого. Хоть он и говорит, что он одиночка, но сам бы он давно перестал путешествовать, если бы его пример не вдохновлял других людей.

На озеро Тургояк Федор Филиппович приехал, чтобы поддержать юных яхтсменов, участников парусной регаты, которые приехали со всей страны, чтобы побиться за «Кубок путешественника Федора Конюхова». Здесь же, на берегах озера, базируется детская школа Конюхова по парусному спорту. Вообще, с Южным Уралом отца Федора связывает давняя и теплая дружба. Переход через Атлантику десять лет назад и теперь через Тихий океан стали возможными благодаря поддержке южноуральских предпринимателей: «У России два крепких рекорда - переход на весельной лодке через Атлантику и теперь через Тихий океан. И все это благодаря в том числе уральцам», - говорит с улыбкой Федор Филиппович.

Кстати, по приезде на Южный Урал путешественника ждал приятный сюрприз. Борис Дубровский подписал постановление о награждении отца Фёдора высокой наградой - знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью». В документе говорится, что она присуждена Федору Конюхову «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению её авторитета в Российской Федерации и за рубежом».

Впереди у отца Федора новые путешествия. Немного отдохнув, он начнёт готовиться к следующей экспедиции. На этот раз знаменитый путешественник и священник собирается подняться под облака и совершить беспосадочный перелёт вокруг Земли на воздушном шаре.

Легендарный путешественник Федор Конюхов во время кругосветки на воздушном шаре «Мортон» практически не спал. Все 11 дней и 8 часов ему постоянно приходилось следить за движением, контролировать многочисленные приборы, которые заняли почти все пространство гондолы. На сон просто не было времени.

Задолго до полета он оттачивал старую монашескую технику бодрствования. Техника довольно проста: монах брал двумя пальцами тяжелый ключ, а когда засыпал, то ключ падал, с грохотом ударяясь о землю. За те секунды, пока падал ключ, монах успевал выспаться. Во время полета вместо ключа Конюхов использовал железную ложку. И только после приземления он позволил себе проспать целых пять часов.

За всей эйфорией вокруг теперь уже легендарной кругосветки отошел на второй план тот факт, что Федор Конюхов — православный священник, возведенный в сан протоиерея (старший иерей). В обычной жизни отец Федор, как и все батюшки, совершает требы и таинства: венчает, крестит, отпевает, исповедует, служит литургии, обращается с проповедями.

В интервью РП он признался: «Я всегда свои детям и прихожанам в церкви во время проповеди напоминаю о том, что надо быть романтиком». По мнению отца Федора, Церковь для человека — это корабль в житейском море. Здесь люди спасают свои души. Его девиз: «Назло всем бедам и тревогам я не один в пути — я с Богом». Он свято верит в то, что все трудности путешествий ему помогает преодолевать Бог.

Последняя кругосветка тоже не обошлась без Божьего промысла и помощи. Когда на финальном отрезке путешествия шар стало относить в сторону Арктики, сломалась печка: ветер затушил горелки, и температура в гондоле опустилась ниже -30 градусов. Вода и еда превратились в ледяные камни. Только чудом Конюхову удалось поймать воздушный поток, которой понес шар к месту старта, и снова зажечь горелки. Только вот вода и еда так и не оттаяли — их пришлось выбросить за борт как ненужный балласт.

Еще несколько дней отец Федор проведет в Австралии: необходимо решить массу организационных вопросов, связанных с переправкой гондолы и воздушного шара на родину. Перелет домой отнимет еще сутки. Но, оказавшись на родной земле, он обязательно отправится в Свято-Алексиевскую пустынь, которая находится в селе Новоалексеевка Ярославской области. В этой обители у отца Федора есть своя келья. В отсутствие хозяина туда пускают многочисленных паломников, которые, например, могут увидеть над его рабочим столом, у окна, лично написанную отцом Федором икону Николая Чудотворца, у которого в руках парусник и мыс Горн — самая южная точка экспедиций путешественника.

Свято-Алексиевская пустынь — место уникальное. Сейчас здесь насчитывается несколько сотен насельников, живущих исключительно за счет подсобного хозяйства и частных пожертвований. При монастыре есть прекрасная библиотека, музей, в котором более 20 тыс. экспонатов, в том числе подаренных отцом Федором, а также иконописная мастерская. В обители расположен приют для детей-сирот — под руководством насельников монастыря они участвуют в летних археологических раскопках в Крыму и помогают составлять музейную коллекцию. В 1996 году открыта православная классическая гимназия имени протоиерея Василия Лесняка, в которой преподает отец Федор. С 2001 года при монастыре действует кадетский корпус для воспитания будущих солдат, где с пятого класса дети изучают тактическую и огневую подготовку.

Все они ждут возвращения отца Федора из Австралии. Ждут его рассказов и совместных молитв перед святынями, которые сопровождали отца Федора во время кругосветки. У них появится возможность приложиться к кресту-мощевику, в котором хранится более 60 частичек мощей, в том числе преподобной Марии Египетской, преподобного Григория чудотворца Печерского, святого праведного Федора Ушакова, частица Тернового венца, Древа Креста Господня, а также к образу Божией Матери «Путеводительница», написанной афонскими монахами и подаренной Конюхову президентом компании «Мортон» Александром Ручьевым.

Для отца Федора Свято-Алексиевская пустынь — место, где он черпает духовные силы для своих дальнейших путешествий. А впереди его ждут очередные фантастические рекорды. В его планах подняться в стратосферу на высоту 25 километров, чтобы увидеть своими глазами, как земля действительно «сгибается», и опуститься в Марианскую впадину, самую глубоководную точку мирового океана — 11 022 метра. На вопрос, зачем он это делает, отец Федор бесхитростно отвечает: «Чтобы проложить дорогу другим».

Напоминаем, что у вас есть уникальная возможность от всей души поздравить мирового рекордсмена, героя Федора Конюхова Филипповича, оставив свои горячие пожелания в его личной ленте на нашем сайте: http://goo.gl/Dalhyo.

Фёдор Филиппович Конюхов (12 декабря 1951 г., с. Чкалово, Запорожская обл., УССР) - русский путешественник, писатель, православный священник, художник. Первый россиянин, который побывал на 7 вершинах, на Северном и Южном полюсах.

Жизненный путь

Мать будущего путешественника была украинкой, а отец русским, потомком архангельских рыбаков-поморов. Федор воспитывался в крестьянской семье, поэтому с детства привык к тяжелому труду. Больше всего он любил ходить с отцом-рыбаком в Азовское море.

Армейскую службу проходил в Калининградской области. Не выдержав издевательств старослужащих, опрокинул на одного из них горячий суп. От расправы Фёдора спас капитан, набиравший матросов в отряд по доставке боеприпасов во Вьетнам. Поэтому вскоре будущий путешественник стал матросом на катере во Вьетнаме. Здесь он прослужил более двух лет.

Затем окончил профессионально-техническое училище г. Бобруйска за специальностью резчик-инкрустатор, Одесское мореходное училище (штурман-навигатор) и Петербургскую духовную семинарию.

Фёдор Конюхов совершил 6 кругосветных плаваний, Атлантику он пересёк 17 раз, один раз он сделал это на весельной лодке. Это плавание длилось 46 суток и 4 часа. Конюхов стал первым россиянином, осуществившим кругосветное плавание на яхте в одиночку. Кроме того, он совершил 40 экспедиций и восхождений. В частности русский путешественник побывал на:

  • Северном полюсе (3 раза);
  • Южном полюсе;
  • полюсе относительной недоступности (Северный Ледовитый океан);
  • на главных вершинах всех континентов (Эверест, Эльбрус и пр.);
  • Мысе Горна (полюс яхтсменов).

Основой успеха Конюхова являлась большая физическая выносливость и упорство в достижении цели.

В 1998 г. начал заведовать лабораторией дистанционного обучения выживания в экстремальных условиях. Она действует при Современной гуманитарной академии.

В 2010 г. принял сан иподиакона. Сделав этот шаг, он решил прекратить путешествия. По этому поводу он заявил: «Я уже 40 лет путешествую, как Моисей. Чтобы помолиться осталось не так много времени».

Но уже через несколько месяцев Конюхов отправился в экспедицию в Эфиопию. Правительство названной страны поставило перед ним задачу проложить маршрут, который в будущем смогут использовать туристы.

В конце 2010 г. Конюхов был рукоположён в священники. Служение он несет в Запорожской епархии.

В 1983 г. Конюхова приняли в Союз художников СССР. На тот момент он был самым молодым членом этой организации. Конюхов написал более 3 тыс. картин. Также он является членом Союза Писателей и автором 9 книг.

Однажды путешественник заявил, что, по его мнению, в мире не существует одиночества. Ведь в океане плавают дельфины и киты, а в небе парят птицы. Кроме того, Бог всегда рядом, а в бескрайнем океане, кроме Него, тебе никто не поможет.

Конюхов женат. Его жена Ирина Анатольевна является доктором юридических наук. У супругов есть 2 сына – Оскар и Николай и одна дочь – Татьяна.

Первую экспедицию Фёдор Конюхов совершил в 15 лет. Тогда он пересёк Азовское море на весельной лодке.

В 1989 г. путешественник принял участие в советско-американском велопробеге Находка-Ленинград.