Кто такой консул в древнем риме. Что такое консул в древнем Риме

1. Специфика работы консула

2. Консул (Древний Рим)

Консул - это должностное лицо, к которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания. Фактически консульские функции от имени представляемого государства осуществляются специально открываемыми с согласия государства пребывания консульскими учреждениями.

Консул - это высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Специфика работы консула

Главы консульских учреждений делятся на 4 класса:

генеральный консул

вице-консул

консульский агент

Соответственно этому консульское учреждение может являться генеральным консульством, консульством, вице-консульством (редко) или консульским агентством (еще реже). В штате консульского учреждения помимо главы обычно состоят консульские должностные лица, которые могут именоваться консулами-советниками, консулами, вице-консулами, атташе.

Порядок открытия консульских учреждений, содержание и порядок выполнения консульских функций, назначение консульских должностных лиц, объем преимуществ, привилегий и иммунитетов консульских учреждений и штатных консульских должностных лиц регулируются Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу 19 марта 1967 года).

Основными консульскими функциями являются:

защита прав и интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), а также оказание им помощи и содействия;

содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;

распространение официальной информации о внешней и внутренней политике представляемого государства;

выдача виз иностранным гражданам;

выдача паспортов гражданам представляемого государства;

осуществление нотариальных действий;

регистрация актов гражданского состояния;

рассмотрение вопросов гражданства; соответствующие функции в отношении морских судов представляемого государства;

осуществление правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

ведение учёта граждан представляемого государства, находящихся в пределах консульского округа.

Нештатный (почётный) консул - лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющее некоторые консульские функции. Как правило, это представители деловых кругов государства пребывания. Обычно почётные консулы не могут выдавать документы строгой отчётности (паспорта, визы и т. д.), но могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания (гражданами которой они обычно и являются). Не получая за исполнение консульских функций от представляемого государства заработной платы, они могут обращать в свою пользу часть консульских сборов. Известны случаи недобросовестного использования прерогатив почётного консула (некоторые слаборазвитые страны фактически продают консульские патенты).

Консул (Древний Рим)

Консул (лат. consul) - высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Согласно римской традиционной истории, консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов стал Луций Секстий). Однако современные историки ставят это под сомнение, указывая, что около 30% консулов, правивших до Луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. CONSULES ORDINARII).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет.

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

Источники

ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике

В современной политике консулом называется должностное лицо, которое является представителем своего государства в другом регионе. выполняет ряд функций по защите политических, экономических и юридических интересов своей страны. В этой публикации мы расскажем подробно о том, что такое консул на примере Древнего Рима.

Власть в Древнем Риме

Для того чтобы понять, что такое консул в Древнем Риме, необходимо рассмотреть систему управления государством. Республиканский период характеризовался сочетанием аристократических и демократических черт.

Главными органами власти в это время были народные собрания (которые созывались лишь по приказу высших должностных лиц), сенат и магистратуры. Значительную роль в жизни государства играл сенат. Этот орган по своему характеру был совещательным. Кроме того, он имел внешнеполитические полномочия и выполнял контролирующую функцию. Также в его распоряжении находилась казна Рима.

Римские магистратуры - это государственные должности. Они избирались народным собранием (исключением являлись диктаторы). Должность консула являлась одно из таких магистратур. Это лицо, наравне с диктатором и преторами, имело так называемую высшую власть. Консул обладал «большим имперуимом». Это имело право устанавливать смертные приговоры. В республиканском Риме было 2 консула. Каждый из них выполнял одинаковые функции.

Итак, рассмотрим что такое консул подробнее.

Власть консула в Древнем Риме

В Древнем Риме периода республики консул выполнял следующие функции:

  • Вынесение смертного приговора. Это решение консула могло быть обжаловано народным собранием лишь в одном случае. Смертный приговор возможно было отменить, если он был вынесен за пределами Рима.
  • Консулы возглавляли всю римскую систему магистратур.
  • Имели военные полномочия. Консулы руководили армией, избирали военачальников и распределяли добычу.
  • Обладали высшей гражданской властью.
  • Во время военных действий сенат мог предоставить им неограниченные полномочия.

В Древнем Риме консулы избирались на один год, т. е. их должность была ординарной. К этим лицам прикреплялись специальные помощники - квесторы.

Консулы в современной политике

В современной политике консул - это лицо, стоящее на дипломатической службе. Он представляет интересы своего государства в другой стране или городе. Так, например, консул США в России отстаивает политические и Америки. В его функции входит содействие установлению связей между государствами, выдача виз и паспортов гражданам той страны, чьи интересы он представляет.

Консульство - это специальное учреждение, расположенное на территории другого государства (с его согласия), для выполнения определенных функций.

(consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей (509 г. до Р. Х.). Первоначальное их название praetores (предводители) указывает на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его "заботящиеся" о родине, гражданах, государстве или "опрашивающие" народ и сенат, а в новое время Нибур - "вместе находящиеся", Моммзен - "вместе танцующие", Герцог - "вместе идущие", Зольтау - "вместе заседающие", т. е. товарищи (collegae). Консулы избирались сначала исключительно из патрициев ; с 366 г. (после Лициниева закона) один из консулов мог быть и плебей , но только в 342 г. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. оба консула были из плебейских родов. Выбор консулов производился в центуриатных комициях, под председательством консулов или диктатора, а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex. Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. - 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената . Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами imperium и potestas. Военная власть консулов заключала в себе следующие права: 1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum), перешедшее позже к комициям, и центурионов. 2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после Суллы консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула. Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право: 1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение; 2) созывал народ в комиции по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi). Власть консулов была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула: 1) провокацией к народу, 2) учреждением квесторов (509), контролировавших расходы госуд. казначейства; 3) учреждением народных трибунов (494), имевших право интерцессии; 4) цензурой (443), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312) - и право составления списка сенаторов; 5) претурой (367), к которой перешла гражданская юрисдикция; 6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis). Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так наз. "Senatusconsultum ultimum": videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat, т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии. Знаками отличия консулов были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta), курульное кресло и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул, старший годами. В древнейшие времена у консула, стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консулов. Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias) или соглашение (comparare inter se provincias). В случае увольнения или смерти одного консула, другой выбирал нового коллегу (consul suffectus). Лица, бывшие консулами, назывались consulares; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год. Уже в последние времена республики пало значение и власть консулов. В императорское время, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus). О временных магистратах, заменявших консулов в 451-449 и 444-366 гг., см.

В римской системе летоисчисления года обозначались именами консулов ​​данного года (они именовались лат. consules ordinarii ).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). После окончания срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

Каждый консул командовал армией так, как считал нужным, и имел неограниченную власть. Однако, в конце кампании, он мог преследоваться в судебном порядке за его преступления (например, ограбление провинций или хищение государственных средств)


5. Предотвращения злоупотреблений

Для предотвращения злоупотребления консульским властью каждом консулу предоставлялось право вето на решение своего коллеги. Поэтому, за исключением провинций, где один из консулов ​​был командующим местными войсками, консулы могли действовать лишь в согласии, или, как минимум, не против друг друга. Если против одного из консулов ​​предъявлялось обвинение, то его коллега мог подать апелляцию, и, если она имела успех, обвинения снималось. Во избежание нежелательных конфликтов, ежемесячно только один из консулов ​​выполнял свои обязанности. Имеется в виду не то, что другой консул был временно лишен власти, а лишь то, что первый из них имел возможность действовать без помех. Следующего месяца консулы менялись ролями, и так продолжалось в течение всего срока консулата.

Другим средством контроля консулов ​​был тот факт. что по окончании срока полномочий каждый из бывших консулов ​​мог быть привлечен к ответственности за свои поступки во время пребывания на этом посту.

Также существовало три ограничения консульской власти: короткий срок полномочий (один год), четкое определение их обязанностей Сенатом и невозможность повторного участия в выборах консула сразу после окончания первого срока. Обычно период между консулат составлял десять лет.


6. Губернаторство

После окончания консулата, Сенат назначал консула на пост губернатора провинции. Провинции, куда предназначался каждый из консулов, определялись путем жеребьевки, которое проводилось в конце консулата.

Таким образом, консул по окончании своих полномочий становился проконсулом , а его власть ограничивалась одной из многочисленных провинций Республики и уже не распространялась на всю страну, а в других провинциях даже была незаконной. Также проконсул не имел права покидать провинцию до окончания срока своих полномочий или до приезда своего преемника, за исключением лишь редких случаев, когда на это был специальное разрешение Сената. Срок проконсульства составлял преимущественно от одного до пяти лет.


7. Назначение диктатора

Во время кризиса, особенно когда римские территории находились под угрозой вражеского нападения, консулы, по предложению Сената, назначали диктатора, которому предоставлялась верховная власть в государстве на период не более 6 месяцев. Течение диктатуры полномочия консулов ​​временно прекращались.

8. Права и обязанности консулов ​​во времена Империи

После того, как Октавиан Август стал в 27 г. до н.е. императором и установил принципат , консулы потеряли большую часть своей власти и обязанностей. Хотя это еще была самая высокая должность в государстве, в условиях абсолютной верховной власти императора консулы стали лишь символом республиканской наследия. Все чаще консульское должность обнималась самим императором и наконец стала чисто императорской, за консулами в Римской Империи, однако, осталось право председательствовать в Сенате. Также в исключительных случаях консулы имели право вершить правосудие и представляли игры в Circus Maximus и все торжественных церемониях в честь императора, проводившихся за их собственный счет.

По окончании срока полномочий бывшие консулы (проконсулы) обычно занимали должности губернаторов римских провинций, на которых служили от трех до пяти лет.


9. Датировка

Каждый год назывался по имени консулов, правивших в этом году (подобно года царствования в монархии), хотя существовало практичнее датировка "от основания города" (т.е. от даты основания Рима). Например, 59 г. до н.е. назывался "консулатом Цезаря и Бибула", ведь консулов ​​этого года звали Гай Юлий Цезарь и Марк Кальпурний Бибул - хотя фактически вся власть принадлежала Цезарю, именно поэтому иногда этот год шутливо называют "консулатом Юлия и Цезаря".

В латинском языке для обозначения даты обычно использовалась такая конструкция как абсолютный аблатив . Как пример - "M. Messalla et M. Pupio Pisone consulibus", что литературным языком можно перевести как когда консулами были "Марк Мессалла и Марк пупе Пизон" (Caesar"s De Bello Gallico)


Обязанности и полномочия царя в основном перешли к вновь созданному институту консулов . Это была высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме. Первоначальное их название (praetores — предводители) указывало на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. В 305 г. до н. э. наименование должности изменилось на консул ; в латинском языке consulere означает «советоваться». Титул перешел к совершенно иной должности.

Считалось, что институт консулов берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. э., но в V веке до н. э. последовательность консулов не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли выполняться только высшими должностными лицами государства.

Консул

509 г. до н. э. – 705 г.

Консулы (consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей в 509 г. до н. э. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его «заботящиеся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающие» народ и сенат, а в новое время Нибур - «вместе находящиеся», Моммзен - «вместе танцующие», Герцог - «вместе идущие», Зольтау - «вместе заседающие», т. е. товарищи (collegae).

Двое консулов избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что сначала право стать консулом имели только патриции. С 366 г. до н. э. (после Лициниева закона ) один из консулов мог быть и плебей, но только в 342 г. до н. э. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. до н. э. оба консула были из плебейских родов.

Консулов избирали центуриатные комиции (в которой преобладала аристократия) под председательством консула или диктатора , а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex .

Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны с 222 г. до н. э. консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. до н. э. — 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената.

Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в , которая предоставляла консулам соответствии с законом .

Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами и potestas .

Военная власть консулов заключала в себе следующие права:

1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum ), перешедшее позже к комициям, и центурионов.

2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула.

Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право:

1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi ). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение;

2) созывал народ в по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi ).

Власть консула была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула :

1) провокацией к народу,

2) учреждением квесторов (509 г. до н. э.), контролировавших расходы государственного казначейства;

3) учреждением народных трибунов (494 г. до н. э.), имевших право интерцессии;

4) цензурой (443 г. до н. э.), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312 гг. до н. э.) - и право составления списка сенаторов;

5) претурой (367 г. до н. э.), к которой перешла гражданская юрисдикция;

6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis ).

В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 г. до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - . Помощниками консулов были квесторы .

Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так называемый «Senatusconsultum ultimum» : videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat , т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии.

Знаками отличия консула были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta ), курульное кресло, инкрустированное слоновой костью, и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces ). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул , старший годами. В древнейшие времена у консула , стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консула . Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias ) или соглашение (comparare inter se provincias ). В случае увольнения или смерти одного консула , другой выбирал нового коллегу (consul suffectus ).

Лица, бывшие консулами , назывались consulares ; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г. до н. э.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год.

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет, а Октавиан в 19 лет.

В последние времена республики пало значение и власть консулов . В эпоху империи, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus ). Временные магистраты, заменявших консулов в 451 — 449 и 444 — 366 гг. — децемвиры (decemviri legibus scribundis ) и трибуны (tribuni militares consulari potestate ).