Кто является центральной фигурой современного образования почему. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы

Игорь КИМ, Заместитель первого проректора по научной работе Дальрыбвтуза

Можно констатировать, что действующая российская система высшего образования однозначно не справляется с современными реалиями, поскольку выпускники вузов не приобретают компетенции, соответствующие современным требованиям. Работодатели справедливо считают, что содержание программ высшего образования является неактуальным. Постараемся разобраться в причинах сложившейся ситуации и предложить пути выхода из нее.

Проблема формирования профессионализма преподавателей

Проблемой современного образования является слабая адаптация образовательных программ к задачам подготовки специалистов, способных принять активное участие в научно-техническом прогрессе. В числе объективных причин того, что вузы выпускают специалистов «вчерашнего дня», указывается постоянное отставание учебного процесса от реалий производства. Например, преподаватель вуза не принимает участия в производственном процессе, поэтому получает информацию о научно-технических достижениях с некоторым опозданием, а на преобразование полученной информации в учебный материал ему нужно время. Таким образом, постоянное отставание образования от современного производства приводит к подготовке узкого специалиста, не способного к адаптации в условиях радикальных перемен.

Безусловно, образование должно быть ближе к реальной жизни, к процессам, происходящим на предприятиях. С одной стороны, эта интеграция должна произойти за счет ввода в учебный процесс практических работ и материалов, на которых основаны реальные данные и которые сами по себе представляют практическую ценность. С другой стороны, работы студентов могут быть направлены на решение текущих задач бизнеса, тем самым образование будет полезно не только тем, кто готовит современных специалистов, но и тем, кто будет решать реальные производственные задачи. Интеграция бизнеса и образования будет иметь ряд преимуществ, в том числе возможность стажировки студентов на предприятии, привлечения практикующих специалистов для ведения занятий и более точный учет требований бизнеса.

Профессиональные навыки работников в значительной степени начинают формироваться не в учебном заведении, а на рабочих местах корпораций, в ходе выполнения проектов на современных технологических линиях и под руководством экспертов-практиков. Более того, технологические реформы последних десятилетий привели к радикальной трансформации систем деятельности в производстве традиционных товаров и услуг и возникновению совершенно новых «зон экономического развития».

Однако в высшем образовании РФ до сих пор доминируют традиционные технологии обучения, не позволяющие сформировать у выпускников практическую способность эффективно действовать в быстро меняющемся мире. Современное российское образование до сих пор напоминает устаревшие промышленные методы производства в виде стандартной конвейерной программы обучения.

Следует сказать еще об одной негативной стороне российского образования – это отсутствие стратегического планирования, которое привело к тому, что высшая школа стала жить по законам «маятника», переходя из одного крайнего положения в другое. Только вчера были необходимы тысячи юристов и экономистов, а сегодня вдруг возникла потребность в инженерах. Сложилась парадоксальная ситуация, когда любой экономист среднего уровня из Минобрнауки совершенно однозначно сказал бы о перепроизводстве юристов и экономистов. Очевидно, что у нашего государства нет воли к достижению цели, раз оно допускает такое положение дел в стратегической для себя области. Государственные «всполохи» в приоритетности подготовки гуманитариев или инженеров больше похожи на кампании-заклинания, сменяющие друг друга с завидной быстротой, оставляя высшую школу в состоянии неустойчивого и неопределенного развития.

Почти вся образовательная общественность признается в том, что необходимо проводить кардинальные структурные и содержательные изменения в высшем образовании. Таким образом, состояние высшей школы нашей страны характеризуется явными признаками кризиса, охватившего всю систему и, прежде всего, профессиональную деятельность ее центральной фигуры – преподавателя. В действующей практике российских вузов при осуществлении профессиональной деятельности до сих пор наблюдается доминирование образовательного (в чем-то «учительского») процесса, осуществляемого без системного использования активных методов обучения. При этом многие преподаватели даже не пытаются ставить, а тем более решать актуальные научно-инновационные проблемы. Процесс обучения, осуществляемый этими преподавателями, не стимулирует студентов к занятию научно-исследовательской работой, поскольку важнейшим условием для привлечения внимания обучающихся является высококачественное образование.

Научно-исследовательская работа не только на практике, но даже и в ролевой норме большинства преподавателей представлена второстепенно, в том числе и на выпускающих кафедрах, призванных обеспечить креативную исследовательскую подготовку выпускника вуза. Откровенное пренебрежение научно-исследовательской работой, явное доминирование учебно-образовательной составляющей сильно трансформировало представление о профессиональной деятельности вузовского преподавателя. Безусловно, преподаватель с такими приоритетами и слабой мотивацией повышения своего профессионального уровня не способен воспитать в студенте требуемое интеллектуально-творческое мышление, помочь овладеть современными знаниями, развить у него исследовательскую компетенцию, а значит, не сумеет подготовить компетентного специалиста XXI века.

Данная ситуация сложилась потому, что на рубеже веков в ректорат большинства вузов пришли менеджеры, далекие от правильного понимания научно-образовательного процесса. Вузы подверглись наплыву «варягов» – матерых в интригах людей, прошедших суровую школу администрирования или бизнеса на уровне субъекта Федерации, для которых контингент преподавателей учебного заведения с его мелкими интрижками представляет собой «институт непуганых идиотов». В представлении «варягов» образовательные учреждения являются бизнес-корпорациями.

В настоящее время сложилась ситуация, что при наличии хороших отношений с администрацией субъекта Федерации вполне можно по договоренности получить должность ректора, возможно, с помощью материального стимулирования, не имея при этом ни ученой степени, ни звания. Сегодня зарплата ректора вуза довольно высока, однако при этом нет производственного плана и никто не требует обозначить тенденцию развития вуза и его выполнения, поэтому место считается «теплым».

«Варяги», опираясь на менталитет, сформированный в ином социокультурном пространстве, привнесли в вузовское сообщество свое видение образовательного учреждения, свою культуру. Мы прекрасно понимаем, что некоторые из них пришли с намерениями, далеко отстоящими от развития учебного заведения, их цель – в использовании материальных и интеллектуальных ресурсов университетского сообщества, поскольку это относительно безопасная ниша в плане «честного отъема денег». Эта категория «легионеров», «заслужив» ученые степени и звания, не читает лекций студентам, не пишет учебники, часто занимает высшие управленческие позиции в вузах, определяя их финансовую и кадровую политику. Поэтому можно сколь угодно сидеть на должности ректора, быть «удобным» администрации региона или учредителя, кулуарно договариваться о бесконечном продлении контракта и смотреть на дальнейшую деградацию российского образования. Руководители ведомства, в чьем ведении находятся вузы, основной своей задачей считают финансовую стабильность данных учреждений и поэтому практически не контролируют реализацию реформ в вузе.

Для становления профессионализма преподавателя недостаточно его прошлого производственного опыта либо защищенной диссертации. Нужны годы работы на кафедре, обусловливающие необходимость саморазвития в условиях взаимодействия с представителями своего профессионального сообщества, приобретения психолого-педагогических знаний и опыта. Приходится констатировать, что с конца 20 века происходят негативные изменения качественного профессорско-преподавательского состава кафедр. В российских вузах этот процесс идет в основном в следующих направлениях.

Первое связано с уходом наиболее квалифицированных и работоспособных преподавателей с ученой степенью. Эти люди оказались более востребованными реальным сектором экономики из-за их высокого уровня инновационности и личной креативности и поэтому ушли из вуза по финансовым соображениям.

Второе связано с некоторым омоложением состава кафедр. Но этот процесс в последние два десятилетия происходит своеобразно. Снижение уровня социального статуса преподавателя и престижности его труда привели к тому, что среди выпускников практически отсутствует конкуренция за место на кафедре и в вузах часто остаются «середнячки», т.е. люди с посредственными научными и преподавательскими возможностями и амбициями. Удел такого преподавателя – пересказывать учебники, поскольку он по определению не может продуцировать что-то новое, предлагать собственное видение проблемы.

Кроме того, на преподавательскую работу все в большей степени после окончания вуза идут выпускницы кафедры, в том числе и на кафедрах технических направлений. В результате возникла глобальная проблема – феминизация отечественной высшей школы. Довольно часто наблюдается ситуация, когда на кафедрах, таких как технологические машины и оборудование, холодильные и компрессорные машины и установки, электрооборудование и автоматика судов, доля женщин среди профессорско-преподавательского состава достигает 60% и выше. И ректорату в принципе становится не так важно, что они не имеют практических навыков работы и что 90% студентов мужского пола.

С позиций кафедры как основного структурного подразделения высшей школы сегодня региональные вузы в основном связаны с подготовкой бакалавров, причем 2,5-3 года эта подготовка в основном осуществляется в общем потоке для всех студентов выбранного направления. И лишь последний период обучения в бакалавриате (год-полтора), связанный с освоением дисциплин вариативной части профессионального цикла и выполнением выпускной квалификационной работы, осуществляется на выпускающей кафедре. И в этом главная опасность, которая связана с резким уменьшением объема нагрузки преподавателей профилирующих кафедр, являющихся носителями основных компетенций в рамках реализуемого направления подготовки.

Очень сложной проблемой является привлечение практиков в учебный процесс. Это обусловлено их занятостью и непривлекательностью уровня оплаты труда. Вместе с тем, если и осуществляется привлечение производственников с наличием ученой степени кандидата наук на должность профессора кафедры (на перспективу), то чаще всего это рассматривается практиками как дополнительное хобби, а должность профессора в вузе повышает его статус в глазах работодателя. И нет ничего удивительного в том, что студенты, которых надо учить, являются досадной помехой, мешающей основной работе.

Образовательный процесс в современных условиях

Основными признаками развития современного образования в мире становятся массовизация, интернационализация образования, усиление турбулентности мировой экономики и формирование нового технологического уклада в промышленности и, наконец, цифровая революция. Однако цифровая революция и бум образовательных технологий пока несильно затронули образование в России. Существует реальный риск пропустить технологическую революцию, на этот раз в образовании, и продолжить инвестировать в развитие традиционных образовательных технологий, в то время как основные мировые игроки перейдут на новый технологический уклад.

В настоящее время в большинстве вузов отсутствует понимание того, в каком качестве следует воспринимать современных студентов. Очевидно, что это уже не «сосуды», которые надо наполнить (с этой задачей справился Интернет), но еще не «факелы», потому что большинство из них зажечь не удастся. Сегодня многие говорят об изменениях в современном образовании, о том, что изменились студенты, что классические методы обучения становятся зачастую неэффективными. Вместе с тем обыватели часто предъявляют претензии к вузам, утверждая, что образование не отвечает требованиям современной экономики, пожеланиям работодателей и течению времени. Но изменения сегодня очевидны не только в образовании. Динамика жизни, постоянный рост информации и связанная с этим информационным засорением скорость обновления материалов – многое из этого влияет не только на нашу жизнь, но и на наши мысли.

Современное образование сильно отличается от того, каким оно было в недалеком прошлом, скажем, 30 лет назад. Тогда не было информационных технологий, по крайней мере в таком доступном и простом виде; не было потока информации, еще можно было получить образование и потом не актуализировать его хотя бы в течение 5 лет. Сейчас знания устаревают так быстро, что иногда кажется, что то, чему учили в начале семестра, к концу семестра уже опять устарело.

Начнем со связи между ценностью и доступностью информации. 30 лет назад в стенах вуза были сосредоточены такие знания, которые больше нигде нельзя было получить. Преподаватель должен был проработать огромное количество источников в виде книг и журналов и все это в доступной форме изложить в лекции. Сегодня большинство этих действий автоматизировано. И если раньше пойти на лекцию означало записать то, поиск чего занимал много дней, то сейчас это означает записать то, что в Интернете можно найти за 5-10 минут. Преподаватели часто сетуют, что студенты не ходят на лекции. Причина кроется как раз в изменении связи между ценностью и доступностью информации. Сегодня студентам уже трудно понять, почему обучение так сильно зависит от физического места, от стен учебного заведения. И почему их работа в Интернете, их самостоятельная работа не может быть учтена так же, как и очная. При этом студенты не хотят быть пассивными слушателями, сидеть и записывать, потом учить и сдавать экзамены, хотя в традиционном учебном процессе их не спрашивают, нравится им что-то или нет.

Безусловно, уровень образования в конкретном вузе зависит от уровня знаний поступивших абитуриентов. Сегодня очень распространено явление, когда в составе практически любой учебной группы есть студенты с различными уровнями развития, личностными свойствами обучаемости и степенью подготовленности. Из личного опыта известно, что в группе из 20 человек профессионально учатся 2-3 человека.

К сожалению, до настоящего времени в сфере учебной деятельности главная фигура – студент-троечник или даже двоечник, особенно если он учится на коммерческой основе. Главная опасность кроется в том, что решение сиюминутных задач поддержания финансового благополучия вуза за счет сохранения контингента любой ценой является очень недальновидной политикой. Однако это осознано только лучшими, преимущественно столичными, вузами, ведущими реальную и успешную борьбу за улучшение состава своих студентов. Справедливости ради следует сказать, что этим вузам бороться несколько легче, поскольку они получают бюджетное финансирование в объемах, о которых региональные вузы и мечтать не могут.

Но необходимо перевернуть эту схему. Безусловно, главной фигурой должен стать студент-отличник. Под него должны быть учебные курсы, организация практик, трудоустройство и отслеживание его карьерного роста, организация работы с ним как со специалистом. Отличники – это носители всего лучшего, что дает университет. Для сильного студента должен быть отобран и сильный преподаватель.

Итак, наши приоритеты – сильный студент и высокопрофессиональный преподаватель.

Рынок международных образовательных услуг предъявляет новые требования, и связаны они прежде всего с отказом от поточной системы, с развитием самонаправляемого обучения, основанного на современных принципах когнитивной науки и на естественном стремлении к обучению. Изменения, которые должны произойти в образовании, относятся к методике преподавания, а особенно к разным формам самостоятельной работы. Нужны принципиально новые типы работ, ориентированные на совместное созидание и творчество, на использование возможностей Интернета для формирования навыков анализа, синтеза и создания нового. Основной тренд современности – необходимо создавать условия и переходить на индивидуальную образовательную программную траекторию. Стоит подумать и о работах, которые одновременно затрагивают несколько дисциплин в течение учебного семестра или года; они эффективно будут готовить студента к современной жизни, где многопрофильность и многозадачность становятся нормой.

Студент как ключевая фигура современного образования

Стиль жизни молодежи изменился кардинально, процветает индустрия развлечений, которая вносит свою роль в и без того переполненное информационное пространство. И в этих условиях нам нужно обучать молодых людей, т.е. сделать так, чтобы, придя в учебное заведение, они не просто провели там несколько лет, а усвоили и начали применять новое и актуальное.

Ситуация на занятиях стала существенно отличаться от той, в которой воспитывались нынешние преподаватели старшего и среднего поколения. Информационная эпоха приводит к неуклонному и быстрому распространению знаний, что в значительной мере сказывается на учебном процессе и содержании образования. Не удивительно, что у сегодняшнего студента нет особого уважения к преподавателю, которое возникало прежде из-за различия статусов его и преподавателя. К сожалению, сложившейся менталитет основной части современного студенчества, особенно начальных курсов обучения, не признает авторитета, не подкрепленного экономическими достижениями.

Современные студенты с самого детства воспитывались в рамках так называемой «экранной» культуры и приобрели иные возможности для восприятия информации, во многом существенно отличающиеся от тех, которыми располагают и продолжают пользоваться преподаватели в своей работе. Во-первых, это превалирование – особенно у молодого и подрастающего поколения – визуального образа над печатным или устным словом. Именно визуальный канал начинает играть определяющую роль в формировании системы знаний и представлений. Происходит визуализация информационного потока – любое сообщение обязательно сопровождается картинкой, причем все чаще роль текста низводится до всего лишь подписи-пояснения. Свойством реальности наделено лишь то, что постигается посредством зрительного представления, которое ни при каких обстоятельствах не может быть рациональным. В настоящее время в сознании молодого человека мир чувственно-зрелищный явно начинает превалировать над миром умозрительных образов, умопостигаемых смыслов.

Преподаватель, объясняя тему, описывает тот или иной объект словесно, приглашает студентов его представить и совместно достроить в своем внутреннем мире. Но продвинутые студенты тут же начинают искать готовую картинку. Казалось бы, преподаватель достиг цели, но у него есть и опасения, поскольку он знает, что определенный дефицит изобразительности играет для развивающегося ума роль очищающего поста, развивает фантазию и, в конечном счете, творческие способности личности. А разбалованное ярким зрительным образом сознание современного студента попросту отключает воображение, вместе с ним секвестру подвергается и креативность как таковая.

Речь идет о характерных для сегодняшних студентов трудностях: неспособности концентрироваться, мыслить логически, уметь оперировать абстрактными терминами; отсутствии развитых читательских навыков и ряде других, обусловленных привычкой восприятия мозаичного, красочно оформленного потока бессистемной информации.

Для эффективной организации учебного процесса преподаватели вуза должны хорошо осознавать характерные особенности современных студентов. Подавляющее большинство нынешних студентов равнодушны к учебе, недисциплинированны, недостаточно времени проводят за учебниками, скучают в процессе обучения, инертны, часто опаздывают на занятия, плохо знакомы с правилами общественного поведения, ориентированы на развлечения, желая получать хорошие оценки при минимуме усилий, эмоционально зажаты, инфантильны, их трудно расшевелить и увлечь.

Следовательно, учитывая запросы нынешних студентов, необходимо пересмотреть методы и содержание высшего образования, изменить саму атмосферу учебы с тем, чтобы повысить эффективность обучения, как можно больше содействовать успеху воспитанников. Например, с самого начала установить четкие требования и постоянно о них напоминать; быть последовательным; обозначить все цели обучения, разработать осмысленные цели и мероприятия по развитию личностных и гражданских качеств студентов; подчеркивать роль научного метода в процессе познания, перейти к образовательной парадигме, ориентированной на познание; использовать активные и творческие методы обучения; повышать уровень преподавания; объяснять необходимость изучения предмета его практической применимостью.

С высокой долей вероятности можно предположить, что за период обучения процент студентов с положительной внутренней мотивацией понизится, в том числе и из-за недостатка внимания со стороны преподавателей. Кроме того, влияет общая ситуация в стране, где для назначения на должность, в том числе и высокую, порой требуются только наличие диплома и протекция, при этом компетентность часто не имеет никакого значения.

Таким образом, система высшего образования должна обеспечивать текущие и перспективные кадровые потребности страны, гарантировать ее интеллектуальную независимость во всех сегментах общественного производства и жизни общества в целом. Однако тенденции развития высшего образования России не соответствуют намеченным темпам социально-экономического развития страны. Следовательно, развитие системы высшего образования необходимо вывести в разряд первостепенных национальных задач, а перед образовательным сообществом надо поставить четкие цели, наполненные конкретным, а не расплывчатым тезисом «подготовка специалиста будущего». При этом подготовка должна строиться в зоне «ближайшего развития», т.е. идти на шаг впереди существующих на сегодня требований, ориентируясь на перспективу. Не имея стратегии развития, четких целевых установок, высшая школа не сможет содержательно и эффективно работать, она вынуждена будет вести подготовку по наитию или формально копировать опыт других стран, что мы сейчас и наблюдаем.

Игорь КИМ, заместитель первого проректора по научной работе ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз», газета «Fishnews Дайджест»

Содокладчик Паршина Л.А.

Учитель современной школы – ключевая фигура

качественного образования школьников.

В качестве главного результата реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение качественного образования учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости для современного российского общества происходит под влиянием личности педагога.

Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

В нашем современном мире, где постоянно происходят какие–то изменения в области образования, так называемая модернизация, личность педагога очень важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС . И от его готовности воплощать идеи, заложенные в ФГОС, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое.

Давайте вспомним слова замечательного педагога - новатора В. А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Действительно, это так.
Каким же тогда мы видим учителя на современном этапе развития общества? Во-первых, это человек, любящий свою профессию , преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остаётся неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определённой области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников.

Во-вторых, профессионал , учитывающий то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями.

В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске , непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс. ИКТ способствуют повышению качества образования.

В-четвёртых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии , которые являются первостепенными в XXI веке.

В-пятых, быть настоящим учителем – это талант , перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. То есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека.

Я использую на своих уроках все возможные образовательные ресурсы, чтобы заинтересовать детей, привить им любовь к своим предметам, русскому языку и литературе вообще.

Лингвистические разминки, включающие различные игры, интересные материалы.

Поэтические минутки на уроках литературы. Что-то подбираю я, что-то сами дети.

Мой кабинет постоянно работает на развитие познавательного интереса: сменные стенды, игры, языковые задачи.

Звучит музыка: романсы, песни на стихи поэтов.

Использование ИКТ делает мою работу более продуктивной, т.к. позволяет расширить как сам материал, так и способы его подачи.

Приходите ко мне в кабинет, на уроки, и мы с вами сможем погрузиться в удивительный мир родного языка и литературы.

Подводя итог , хочется отметить, что учитель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.

При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и худо- жественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психологопедагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо! 2.

Еще по теме 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы:

  1. ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
  2. ЛЕКЦИЯ 12 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
  3. ВИДЫ РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
  4. 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита- тельной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности
  • Уважаемые земляки!

    Приглашаем вас 21 сентября с 7-00 до 14-00 часов на сельскохозяйственную ярмарку, которая состоится в поселке Рассвет!

    Администрация Рассветовского сельского поселения

  • Уважаемые наши юные друзья!

    Редакция газеты «Победа» приглашает вас принять участие в творческих конкурсах молодых журналистов, итоги которых будут по традиции подведены 21 ноября на районном слете юнкоров по адресу: г. Аксай,
    ул. Чапаева, 163/1, Центр творчества детей и молодежи Аксайского района.

    «Мир детства – мир открытий, творчества, достижений» – о деятельности детских общественных объединений, об участии во всероссийских и региональных мероприятиях.

    «Время молодых» – о талантливых детях, их достижениях.

    «Растем патриотами» – материалы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,
    о поисковой работе, о работе школьных музеев.

    «Мы – волонтеры» – о деятельности волонтерских отрядов, направленных на поддержку людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

    «В объективе» – фотографии, отражающие жизнь молодежи.
    Ждем материалы до 12 ноября 2019 года.

  • День открытых дверей

    Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора информирует, что 19.09.2019 г. пройдет акция «День открытых дверей для предпринимателей: консультирование по вопросам законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    и защиты прав потребителей».

    Ждем всех желающих по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск,
    пер. Юннатов, 3.

  • Выберем участкового?

    11 сентября стартовал Всероссийский ежегодный конкурс «Народный участковый». Участковые уполномоченные полиции ОМВД России по Аксайскому району, по результатам оперативно-служебной деятельности признанные лучшими, борются за звание «народного участкового. Служба участкового круглосуточно связана с населением, проживающим на его административном участке, и именно он первым приходит на помощь людям в трудную минуту.

    Для того, чтобы пользователи могли получить полное представление о каждом претенденте на звание «Народный участковый», на официальном сайте ГУ МВД России по Ростовской области размещена информация об участковых уполномоченных полиции, принимающих участие в первом этапе конкурса, который проходит с 11 по 20 сентября, путем онлайн-голосования на официальном сайте
    ГУ МВД России по Ростовской области.
    Д.В. Голубейко, заместитель начальника по ООП ОМВД России по Аксайскому району

  • Услуги ГИБДД можно получить в Интернете

    Получать государственные услуги
    в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД, расположенных
    в Ростове-на-Дону, граждане могут ежедневно.

    Повышение качества оказания гражданам государственных услуг регистрационно-экзаменационными подразделениями – одно
    из приоритетных направлений в деятельности Госавтоинспекции. В связи с этим график работы пунктов МРЭО ГИБДД, расположенных
    на территории Ростова-на-Дону, организован таким образом, чтобы у граждан была возможность обратиться в данные подразделения в любой день недели.

    Обратиться в пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: 50-летия Ростсельмаша, 15, можно в воскресенье с 08-00 до 17-00 часов, с понедельника по среду –
    с 08-00 до 18-00 часов, в четверг – с 09-00 до 13-00 часов.

    В пятницу и субботу государственные услуги оказывает пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: ул. Доватора, 154-а, с 08-00 до 18-00 и с 08-00 до 17-00 часов соответственно.
    Во вторник и среду данное подразделение работает с 08-00 до 18-00 часов, в четверг –
    с 09-00 до 13-00 часов.

    Чтобы сократить время пребывания в МРЭО, вы можете заранее оплатить государственную пошлину по реквизитам, размещенным на официальном сайте Госавтоинспекции
    https://гибдд.рф/r/61/divisions/4334.

    Также напоминаем, записаться на удобное время получения государственных услуг
    в МРЭО ГИБДД можно через интернет-портал www.gosuslugi.ru.

  • Кино о нашем районе!

    Программа «Губерния» сняла фильм к юбилею Аксайского района. В субботу, 24 августа,
    на телеканале «Россия-1» вышел документальный фильм об Аксайском районе, посвященный 95-летию муниципального образования.

  • Малиновый звон для Аксая

    Свято-Успенский собор города Аксая собирает средства на новую звонницу. Она будет состоять из девяти колоколов, разливающих бархатный звон по городу.

    Как известно, материальное положение приходов Русской православной церкви всегда было не очень благополучным. Оно зависит
    от благосостояния нашего народа. Богат наш народ – богата наша церковь. Нищает народ – нищают и храмы. Порою в церквах доходы ниже расходов, поэтому церкви вынуждены обращаться за помощью к прихожанам и неравнодушным к проблемам церкви людям.

    В Свято-Успенском соборе многие годы не было колоколов, несмотря на то, что храм является центральным в нашем городе. На сегодняшний день храм Успения Божией Матери организовал сбор пожертвований на приобретение
    и монтаж звонницы. Итоговая сумма весьма внушительная – почти 2 000 000 рублей. На заводе-изготовителе пошли на уступки и дали храму возможность рассрочки с тем условием, что в течение месяца полная сумма будет выплачена. Поэтому собор организовал сбор части необходимой суммы.

    Просим всех неравнодушных людей помочь храму в этом благодатном деле. Давайте соберем на звонницу вместе, и у храма появится свой голос!

    Реквизиты для помощи собору:
    Наименование полное: местная религиозная организация православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая, Ростовской области Религиозной организации Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
    Наименование сокращенное:
    МРО православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая.
    ИНН 6102007870 КПП 610201001
    Р/сч. 40703810000100000016
    в ПАО КБ «Центр-инвест», г. Ростов-на-Дону
    БИК 046015762
    Корр./сч. 30101810100000000762
    Адрес: 346720, Ростовская область,
    г. Аксай, ул. Чапаева, 175.
    Руководитель: настоятель прихода Макаренко Геннадий Борисович.
    Телефон Свято-Успенского собора:
    8-928-166-23-13.

  • Вместе против коррупции!

    Генеральной прокуратурой Российской Федерации организован конкурс «Вместе против коррупции!».

    Конкурс проводится в рамках деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции, созданного для организации конструктивного международного сотрудничества и принятия совместных эффективных мер в сфере борьбы с коррупцией.

    С правилами проведения конкурса можно ознакомиться на официальном сайте конкурса
    в сети «Интернет»: www.anticorruption.life.

    Прием работ будет осуществляться на официальном сайте конкурса www.antukorruption.life с 1 июня по 1 октября 2019 года по двум номинациям – «Социальный плакат» и «Социальный видеоролик».

    Торжественная церемония награждения победителей конкурса будет приурочена
    к Международному дню борьбы с коррупцией
    (9 декабря).

    Р.А. Синельников, и.о. прокурора района

  • Заплати налоги и живи спокойно!

    В текущем году срок уплаты имущественных налогов физическими лицами – собственниками недвижимости, земельных участков и транспортных средств – истекает
    2 декабря.

    Налоговыми органами Ростовской области завершен расчет налога на имущество, земельного и транспортного налогов за 2018 год, и филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Волгоград и г. Санкт-Петербург) начали почтовую рассылку налогоплательщикам области сводных налоговых уведомлений
    на уплату имущественных налогов.

    В сводное налоговое уведомление за 2018 год внесены изменения, которые делают процедуру уплаты налогов более простой и понятной для граждан. Теперь в уведомлении содержатся все необходимые данные для перечисления налогов в бюджет, в том числе полные реквизиты платежа и уникальный идентификатор, который позволяет вводить сведения автоматически, а также штрих-код и QR-код для быстрой оплаты налогов через банковские терминалы и мобильные устройства. Поэтому вместе с уведомлением налогоплательщик не получит привычные платежные документы – квитанции по форме ПД. Из формы исключены сведения об объектах, по которым не предъявляются налоговые платежи при наличии у физлица налоговой льготы или переплаты, покрывающей сумму налога.

    На сайте Федеральной налоговой службы размещена промо-страница (раздел) «Налоговое уведомление физических лиц 2019» (https://www.nalog.ru/rn77/snu-2019/), на которой подробно рассказывается, как получить и исполнить налоговое уведомление, а также содержится ряд других сведений, касающихся уплаты имущественных налогов гражданами.

    Если собственник жилой недвижимости, земельных участков, транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения,
    до 1 ноября 2019 года не получает сводное налоговое, ему необходимо сообщить о наличии такого имущества в любой налоговый орган.

    Представлять сообщение не нужно, если в отношении конкретного объекта налогоплательщик получал налоговое уведомление ранее либо уведомление ему не направляли в связи с правом на налоговую льготу. Как и в предыдущие налоговые периоды, сводные налоговые уведомления в бумажном виде не получают физические лица, имеющие доступ к «Личному кабинету налогоплательщика для ФЛ». Им уведомления на уплату имущественных налогов доставляется только в электронной форме через ЛК.

    Для получения дополнительной информации по порядку начисления и уплаты имущественных налогов следует обращаться по телефонам справочной службы налоговых инспекций, размещенным на сайте www.nalog.ru, и в контакт-центр ФНС России по единому федеральному номеру: 8-800-222-2-222.

    Межрайонная ИФНС России № 11 по РО

  • Календарь новостей

  • Услышишь сирену – будь начеку!

    18 сентября 2019 года с 11-20 по 12-00 часов будет проведена годовая комплексная тренировка по оповещению населения области
    с запуском электросирен и передачей текста
    по радио, телевидению и радиотрансляционным
    и телефонным сетям.

    При угрозе возникновения или в случае возникновения экстремальной ситуации – аварии, катастрофы, стихийного бедствия, воздушной опасности, угрозы химического, радиоактивного заражения – в населенных пунктах, объектах народного хозяйства включаются сирены, гудки и другие звуковые сигнальные средства. ЭТО ЕДИНЫЙ СИГНАЛ, ОЗНАЧАЮЩИЙ «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

    Услышав сигнал, необходимо включить: радиотрансляционный приемник на первую или вторую программу проводного вещания; радиоприемник на одну из программ
    УКВ-диапазона: ГТРК Дон ТР (частота 72,95 MHz), Юмор FM (частота 91,2 MHz), Хит FM (частота 100,1 MHz), Радио Рекорд (частота 100,7 MHz), Радио Ростова (частота 101,6 MHz), Радио 7 (частота 102,2 MHz), Русское радио (частота 103,0 MHz), Монте Карло (частота 103,7 MHz), Di FM (частота 104,6 MHz), Маяк (частота 107,5 MHz) или телевизионный приемник на канал «Россия 1» или на один из телевизионных каналов: 3, 7, 28, 32, 35, 38, 49 – и прослушать сообщение о возможных стихийных бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах и ваших действиях в сложившейся обстановке.

    В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения зараженного воздуха, населенные пункты, попадающие в зону заражения, характер действий производственного персонала и населения. Сигналами гражданской обороны в военное время являются: «Воздушная тревога»,
    «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

    Уважаемые жители района!
    Будьте бдительны к сигналам оповещения, умелые действия по сигналам
    оповещения – залог вашей безопасности!

    Для получения индивидуального СМС- сообщения на номер собственного мобильного телефона в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, любой житель Аксайского района может подать заявку, позвонив по телефонному номеру:
    8(863-50) 5-51-75 дежурному диспетчеру ЕДДС-112 Аксайского района. Данная услуга для населения Аксайского района оказывается бесплатно за счет денежных средств Управления по предупреж-дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Управление по предупреждению и ликвидации ЧС Администрации Аксайского района

  • О ЧС расскажет СМС

    Уважаемые жители Аксайского района!

    В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»,
    а также для своевременного и гарантированного доведения до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или
    о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты муниципальным бюджетным учреждением Аксайского района «Управление
    по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» заключен договор
    с оператором сотовой связи на передачу СМС-сообщений от единой дежурно-диспетчерской службы 112 Аксайского района
    (далее – ЕДДС-112).

    «Цели образования» - Разделение цели на части (подцели). Цель - ожидаемый результат. Определение стратегической цели, которая отражает проблемную ситуацию в целом. Цели в образовании. Правила построения «дерева целей». Показатели оценки качества планов. Классификация целей: цели-задания, цели-ориентации, цели системы. Полнота декомпозиции (на каждом уровне иерархии формулируется полный перечень подцелей).

    «Об образовании в РФ» - Соотношение образовательного и гражданского законодательства? Тогда пригласите меня поучаствовать в таком педсовете. Примерная тематика групп. Изменения в законодательство. 2. Ликвидируется начальное профессиональное образование. 5. Снижаются меры социальной поддержки студентов. Противоречивость законодательства об образовании.

    «Фигура человека» - Ярмарка с театральным представлением. Детей изображали как взрослых, но значительно меньших по размеру. 2. Выполнение частей фигурки человечка из альбомного листа. Эпоха возрождения. Масло. Цвет. Художники и архитекторы XX века. На уроке нам понадобится: Форму и движения тела человека во многом определяет скелет.

    «Система образования» - Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона Соотнесение национальных рамок с Европейской рамкой квалификаций Дермот Калон Директор отдела непрерывного образования Университет Лимерика Ирландия. Профессиональную жизнь необходимо понимать как траекторию, состоящую из периодов формального обучения, которая предоставляет индивиду возможности формализовать полученные знания и подготовиться к последующему развитию.

    «Содержание образования» - Должен быть изменен концептуальный принцип понимания «содержания образования». Формируется новое понимание «знания». Современный ученик не похож на своих сверстников недавнего прошлого. Новое качество образования. Новое понимание знания. Тематическая группа «Новое качество и новое содержание образования».

    «Симметрия геометрических фигур» - Когда красота притягивает, а исследование увлекает. Цель исследования: Правильный шестиугольник. Равнобедренный треугольник имеет одну ось симметрии. Гипотеза. Равносторонний треугольник. Квадрат. В планиметрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией. Квадрат имеет четыре оси симметрии. Примеры фигур, у которых нет ни одной оси симметрии.