Лабораторная работа: Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках. Лабораторные работа: Изучение интерференции и дифракции света

Виды самостоятельной работы:

Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.

Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138

Средства обучения:

Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика

Требования к знаниям:

механизм теплового излучения;

квантовую природу света, гипотезу Планка;

законы внешнего фотоэффекта;

уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;

сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;

экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;

сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;

физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;

механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;

развитие атомной энергетики и проблемы экологии;

сущность термоядерного синтеза;

достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.

Требования к умениям:

решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;

формулировать постулаты Бора;

объяснять свойства элементарных частиц;

решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;

рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;

решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Счетчик ионизирующих излучений.

Виды самостоятельной работы:

Составление опорного конспекта «Строение атома»

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412

Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.

Раздел 2. Химия с элементами экологии

Тема 2.1 Вода, растворы

Требования к знаниям:

    вода и её биологическая роль;

    роль воды в жизни клетки и организма;

    круговорот воды в природе;

    химические и физические свойства воды;

    растворение веществ в воде;

    водные ресурсы Земли;

    применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;

  • загрязнение вод, способы очистки;

    опреснение воды;

Требования к умениям:

    определение загрязнений в воде;

    определение жёсткости воды и способы её устранения;

    свойства воды;

    минеральные вещества.

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.

Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.

Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.

Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл., дистиллированная вода.

Технологическая карта урока.

Предмет: физика

Класс 9А (слабослышащие дети)

Учитель: Кищенко Лидия Михайловна

Тема: Измерение силы тока. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Цель: Формирование навыков сборки электрической цепи; закрепление навыков определения цены деления, предела измерения амперметра, его правильного включения в цепь и использования для измерения силы тока.

Задачи: 1) Выяснить, как можно измерить силу тока; 2) научиться правильно включать в электрическую цепь амперметр и измерять с его помощью силу тока; 3) выполнить лабораторную работу по сборке электрической цепи и измерению силы тока в ее различных участках.

Тип урока : Комбинированный урок.

Методы обучения: Наглядный, практический, индуктивный, лабораторная работа, фронтальный опрос.

Форма организации учебной деятельности учащихся: Групповая, индивидуальная.

Оборудование: источник питания, низковольтная лампа, ключ, амперметр, соединительные провода; учебник, компьютер, проектор.

Планируемые результаты:

Научиться собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром для определения силы тока в электрической цепи, чертить схемы электрических цепей; уметь выполнять эксперименты, анализировать и оценивать результаты эксперимента.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. Момент

Приветствие, проверка эмоционального настроя учащихся (сильное звено)

Приветствуют учителя

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Фонетическая зарядка. Дежурный звук: р

Говорим правильно. Записать: Амперметр Последовательно

Проговаривают слова

За экраном: Электрическая цепь

Регулятивные: контроль, коррекция правильного произношения

3. Создание мотивации. Определение темы урока

Задать вопросы: Зачем нужен амперметр? Что будем делать на уроке?

Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

После записи темы,

сообщение задач урока

Подготовка к восприятию материала, выполнению работы. Выход на тему занятия учащимися. Записывают в тетрадях число, тему урока

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, участвовать в коллективном обсуждении вопросов

4.Интеллектуальная разминка

Индивидуальная работа

Давайте повторим материал, который поможет нам с вами вспомнить то, что изучили на предыдущих уроках. 1.Как называется прибор для измерения силы тока? 2.Как от­ли­чить ам­пер­метр от дру­гих при­бо­ров? 3.Определить: 1. предел измерения 2.значение силы тока (презентация)

Отвечают на вопросы

Личностные: умение осознанно строить речевые высказывания, учебные умения определять ЦД

Познавательные: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической речью

5.Новая тема.

Объяснить Правила пользования амперметром 1) Включается в цепь последовательно. 2) Включение производится с помощью двух клемм "+" и "-". 3) Клемму со знаком "+" подключают к "+" источника, клемму "-" к "-". 4) Беречь прибор от ударов, тряски и пыли.

Работа по учебнику стр. 89 рис. 61: что изображено на рис? Подготовка к ЛР: Посмотрите на амперметры на ваших столах. Клемму со знаком (+) нужно обязательно соединять с проводом, идущим от (+) полюса источника. Крат­кие вы­во­ды по теме урока : ам­пер­метр – при­бор, ко­то­рый вклю­ча­ет­ся в цепь … по­сле­до­ва­тель­но. Ам­пер­метр по­ка­зы­ва­ет зна­че­ние …силы тока. Прин­цип дей­ствия лю­бо­го ам­пер­мет­ра ос­но­ван на…. дей­ствии элек­три­че­ско­го тока. (маг­нит­ном). Можно ли включать амперметр в цепь с силой тока, превышающей его максимальное значение?

Записывают в тетради: амперметр включается в цепь последовательно.

Отвечают на вопросы

Участвуют в беседе

Фраза на слух: Амперметр включается последовательно

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу;

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя; Познавательные: осознавать общий способ действия для решения учебной задачи, применять его для решения конкретных задач Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, участвовать в совместной деятельности

6.Проверка домашней работы.

Проверить записи в тетрадях

Открывают тетради, показывают ЛР

Личностные: о сознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

7.Выполнение лабораторной работы № 3 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках".

Откройте тетради для лаб. работ, запишите: число, ход работы. 1. зарисовываем схемы эл. цепей по рис. 155 а-в. Проверим у доски. 2. Сборка эл. цепи по схеме №1. Расставьте элементы цепи на рабочем поле согласно схеме, собрать цепь. Замкнуть ключ и снять показания амперметра. Записать. 3. Провести опыты по схемам №2 и №3 и запишите результаты измерений в тетрадь. 4. Сравните I1, I2, I3 и запишите вывод.

Работают с учебником и заготавливают отчет. Зарисовывают схемы в тетрадь.

Выполняют практическую работу. Определяют и записывают в тетрадь. Выполняют задание.

Работают в малых группах. Выполняют сравнение, анализируют результат.

Записывают вывод, сдают тетради на проверку

Личностные: познавательный интерес к извлечению информации, представленной в условно-знаковой форме;

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, соблюдать правила речевого поведения

8.Домашнее задание. П. 38, упр. 15 (1-3).

Виды самостоятельной работы:

Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.

Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138

Средства обучения:

Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика

Требования к знаниям:

механизм теплового излучения;

квантовую природу света, гипотезу Планка;

законы внешнего фотоэффекта;

уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;

сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;

экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;

сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;

физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;

механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;

развитие атомной энергетики и проблемы экологии;

сущность термоядерного синтеза;

достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.

Требования к умениям:

решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;

формулировать постулаты Бора;

объяснять свойства элементарных частиц;

решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;

рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;

решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Счетчик ионизирующих излучений.

Виды самостоятельной работы:

Составление опорного конспекта «Строение атома»

Литература:

Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220

Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412

Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.

Раздел 2. Химия с элементами экологии

Тема 2.1 Вода, растворы

Требования к знаниям:

    вода и её биологическая роль;

    роль воды в жизни клетки и организма;

    круговорот воды в природе;

    химические и физические свойства воды;

    растворение веществ в воде;

    водные ресурсы Земли;

    применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;

  • загрязнение вод, способы очистки;

    опреснение воды;

Требования к умениям:

    определение загрязнений в воде;

    определение жёсткости воды и способы её устранения;

    свойства воды;

    минеральные вещества.

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.

Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.

Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.

Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл, дистиллированная вода.

1. Что обозначают знаки «+» и «-» возле клемм прибора?

Эти знаки обозначают полюса источника тока, к которым нужно подключать прибор.

2. Какую максимальную силу тока можно им измерять?

3. Какова цена деления его шкалы?

Какую наименьшую силу тока можно измерить этим прибором?

$C = 0.05 A$; $I_{min} = \frac{0.05}{2} = 0.025 A$.

2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ней.

1. Соберите электрическую цепь согласно рисунку. Проверьте правильность сборки с учителем! Замкните цепь.

2. Начертите схему цепи и сплошной стрелкой укажите на ней направление тока в цепи, а пунктирной — направление дви-жения носителей заряда.

3. Измените на противоположное направление тока в цепи. Проверьте цепь с учителем! Напишите, как вы это сделали и повлияло ли изменение направления тока на силу тока и на свечение лампочки.

Поменяли местами провода на источнике тока и амперметре. Сила тока не изменилась.

4. Измерьте и занесите в таблицу значения силы тока проте-кающего между клеммой «+» источника тока и ключом (уча-сток 1); силы тока протекающего между ключом и лампочкой (участок 3); силы тока I4, протекающего между лампоч-кой и клеммой «-» источника тока (участок 4). Сделайте вы-воды о значении силы тока на различных участках цепи.

$I_1 = 0.5 A$;
$I_2 = 0.5 A$;
$I_3 = 0.5 A$;
$I_4 = 1.25 A$.

5. Начертите схемы цепей при измерениях силы токов $I_3$ и $I_4$.

Схема 2 и Схема 3

6. Замените в последней цепи лампочку сначала резистором на панельке, затем резистором на держателях. Измерьте и зане-сите в таблицу значения силы токов в них $I_4"$ и $I_4"$.

7. Сравните значения силы токов $I_4$, $I_3"$ и $I_4"$ и сделайте выводы.

$I_1 = I_2 = I_3$;
$I_3 < I_4$.

Включение амперметра в различных точках цепи не изменяет силы тока, а замена лампочки на резистор изменяет силу тока.

3. Ответы на контрольные вопросы/

1. Почему сила тока в различных участках цепи одинакова?

Потому что в разных участках цепи ток проходит за одинаковое время.

2. Отразится ли на свечении-лампочки исключение из цепи ам-перметра? Почему?

Нет, не отразится. Потому что амперметр имеет маленькое сопротивление и практически не потребляет электричества.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО КРУГОМ, ПОЛОН ИМ ЗАВОД И ДОМ, ВЕЗДЕ ЗАРЯДЫ: ТАМ И ТУТ, В ЛЮБОМ АТОМЕ «ЖИВУТ». А ЕСЛИ ВДРУГ ОНИ БЕГУТ, ТО ТУТ ЖЕ ТОКИ СОЗДАЮТ, НАМ ТОКИ ОЧЕНЬ ПОМОГАЮТ, ЖИЗНЬ КАРДИНАЛЬНО ОБЛЕГЧАЮТ! УДИВИТЕЛЬНО ОНО, НА БЛАГО НАМ ОБРАЩЕНО, ВСЕХ ПРОВОДОВ «ВЕЛИЧЕСТВО» ЗОВЕТСЯ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!»


: Продолжите предложения: Источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой проводами, составляют… Чтобы в цепи был ток, она должна быть… Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь, называются…








I=q/t, где I- сила тока, q - электрический заряд, t - время. Впервые определение силы тока дал Андре-Мари Ампер () – французский ученый, физик и математик.








В повседневной жизни нас окружают электроприборы, мы ими пользуемся, поэтому необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы приборы работали в нормально режиме Мы должны знать, какой максимальный ток мы можем подать в тот или иной провод, иначе он или расплавится, или сгорит. Также учитывают силу тока при производстве электромонтажных и электроремонтных работ.








При включении в цепь амперметр, как всякий измерительный прибор не должен влиять на измеряемую величину, при его включении в цепь сила тока в ней почти не изменяется. Амперметры используются с разной ценой деления (определите цену деления амперметра). На какую максимальную силу тока он рассчитан? Превышать силу тока нельзя, иначе прибор будет испорчен.






Прежде чем приступить к выполнению задания, повторим правила техники безопасности при работе с электроприборами: 1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя. 2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. 3. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. 4. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. 5. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. 6.По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.


Домашнее задание Конструкторское задание: Составьте проект электрической схемы освещения помещения. Схема должна обеспечить выполнение таких условий: помещению дают свет три лампы с отдельным включением, при перегорании или выключении одной лампы остальные не гаснут, существует автоматическое отключение цепи от источника тока при коротком замыкании; источник тока - гальванический элемент.


При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности, иначе ваша жизнь будет подвергаться опасности. Сила тока при частоте 50 ГцЭффект действия тока 0-0,5 мАОтсутствует 0,5-2 мАПотеря чувствительности 2-10 мАБоль, мышечные сокращения мАРастущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения мАДыхательный паралич 100 мА-3 А необходима срочная реанимация Более 3 АОстановка сердца. Тяжелые ожоги. (Если шок был кратким, то сердце можно реанимировать)


"Отгадайте слова" РЕМАП (единица физической величины) ЛУНОК (единица физической величины) РОЗОЛТИЯ (тело, которое сделано из диэлектрика) СЛЕКЭРПООКТ (физический прибор) НОРТКЕЛЭ (частица, обладающая самым маленьким зарядом в природе)