Личностный кризис. Кризис развития: признаки, которые настораживают

В течение жизни каждый из нас постоянно растёт и развивается как личность, самосовершенствуется, узнает что-то новое.

Но в какие-то моменты рост прекращается, создаётся спокойная устоявшаяся жизнь, без претензий на что-то большее. Личность уже достигла определенных высот и не ощущает необходимости в дальнейшем развитии. До определённого момента. До момента, пока не происходит некая ситуация, требующая переоценки ценностей, переосмысления действий и событий. И вследствие этого происходит изменение поведения и образа мыслей - это состояние носит название кризис развития личности.

Само слово «кризис» пугает и настораживает. Ощущение, что ничего хорошего кризис не несёт. Так ли это? Есть разные мнения, но наиболее распространенное говорит о том, что кризис личности - это нужный для развития и личностного роста период , без которого обойтись нельзя.

Кризис личности - это своеобразная революционная ситуация в сознании, когда «по-старому уже не подходит, а по-новому еще не получается». Перед человеком становится проблема выбора, что предпочесть - жить как раньше или выбирать новое.

Вся суть кризиса - в конфликте между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто мы есть сейчас и тем, кем могли бы стать.

Кризис перемещает человека в положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых — еще нет. Это состояние «между небом и землей», промежуточный период. Это время вопросов, а не ответов на них.

В каком же возрасте стоит ожидать кризис личности? В психологии существует следующая периодизация:

  • кризис новорожденности;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 7 лет;
  • кризис подросткового возраста (12-15 лет);
  • кризис юности (17-20 лет);
  • кризис среднего возраста (30 лет);
  • кризис зрелости (40-45 лет);
  • кризис ухода на пенсию (55 - 60 лет).

Длительность кризиса и степень насыщенности сугубо индивидуальны и зависят от многих условий, он может длиться от пары месяцев до пары лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Рассмотрим более подробно кризисные состояния личности.

Кризис новорожденности . В течении девяти месяцев мы находимся во внутриутробном развитии. Нам хорошо и комфортно, мы защищены и ограждены от окружающего мира.

Но по истечении девяти месяцев каждому ребёнку надлежит пройти процесс рождения. Из комфортных привычных условий жизни мы попадаем в совсем иное состояние, необходимо по-новому дышать, питаться, иначе ориентироваться. Приходится адаптироваться к этим новым условия. Именно с этим связан первый кризис в жизни человека.

Кризис 1 года . У нас появляется больше возможностей и возникают новые потребности. Происходит всплеск самостоятельности. На непонимание со стороны взрослых мы реагируем аффективными вспышками.

Одно из главных наших приобретений в данный период - ходьба. Мы становимся на ножки, начинаем самостоятельно передвигаться. В результате не просто расширяется наше пространство, мы начинаем отделять себя от родителя. Впервые разрушается социальная ситуация «мы»: теперь не мама ведет нас, а мы ведет маму куда хотим. Другое приобретение - своеобразная детская речь, которая значительно отличается от взрослой речи.

Эти новообразования данного возраста знаменуют собой разрыв старой ситуации развития и переход на новую ступень.

Кризис 3 лет. Один из наиболее трудных кризисов в нашей детской жизни. Характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с нами, приводят к изменению отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что мы начинаем отделять себя от других людей, осознавать свои возможности, ощущать себя источником воли. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: мы всё хотим делать и решать сами. Появляется феномен «Я сам».

В частых ссорах с родителями проявляется протест-бунт, и мы как будто постоянно находимся в состоянии войны с ними. В семье с единственным ребенком возможно проявление с нашей стороны деспотизма. Если же в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения нас, юных деспотов.

В трехлетнем возрасте у нас могут обесцениваться старые правила поведения, в результате чего мы можем начать обзываться; могут обесценится старые привязанности к вещам, из-за чего мы можем отбросить или даже сломать любимую игрушку, если нам её предложат не вовремя, и т.п. Меняется отношение к другим людям и к самому себе. Психологически мы отделяемся от близких взрослых.

Также для этого возраста характерны негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.

Меняется мотивация поведения. В 3 года мы впервые становимся способными поступать вопреки своему непосредственному желанию. Наше поведение определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком.

Кризис 7 лет. Может проявиться в интервале от 6 до 8 лет. Данный кризис вызван новым социальным статусом ребёнка - статусом школьника. Статусом, который связан с выполнением, столь высоко ценимой взрослыми, учебной работой.

Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет наше самосознание, приводит к переоценке ценностей. У нас происходят глубокие изменения в плане переживаний: цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувству неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или наоборот, чувству собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, становится возможной борьба переживаний. Теперь наше поведения будет преломляться через личные переживания.

Чисто кризисным проявлением обычно становятся: потеря непосредственности, манерничанье (появляются тайны, мы строим из себя «умных, «строгих» и т.д.), симптом «горькой конфеты» (нам плохо, но мы старается этого не показать). Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Кризис подросткового возраста (12-15 лет). Данный кризис является наиболее продолжительным по времени и напрямую связан с половым созреванием нашего организма. Физические изменения в нашем теле неизменно сказываются на эмоциональном фоне, он становится неровным, нестабильным. Меняются взаимоотношения с окружающими. Мы предъявляем повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуем против обращения с нами как с маленькими. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, мы ограждаем многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идем на конфликты с ними. Наше поведение кардинально меняется: многие из нас становятся грубыми, неуправляемыми, делающими всё наперекор старшим, не подчиняемся им, игнорируем замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, можем замкнуться в себе.

Кризис юности (17-20 лет). Привычная школьная жизнь вот-вот останется позади, и мы вступим на порог реальной взрослой жизни. В связи с этим значительно возрастает эмоциональное напряжение, могут развиться страхи - перед новой жизнью, перед возможностью ошибки.

Период юности, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, университет, первая работа, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь.

Это время, когда взгляд устремлен в будущее. Период стабилизации Личности. В это время у нас складывается система устойчивых взглядов на мир и на наше место в нем - формируется мировоззрение. Это время самоопределения, профессионального и личностного.

Кризис 30 лет. Время, когда первый угар молодости уже позади, и мы начинаем оценивать сделанное, и гораздо более трезво смотреть в будущее. У нас начинают формироваться вопросы, на которые мы не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают нас: «В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д.

Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, мы обнаруживаем, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни наша личность несовершенна. Приходит ощущение, что много времени и сил потрачено впустую, что сделано очень мало по сравнению с тем, что можно бы сделать, и т.п. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я», меняется представление о своей жизни. Иногда утрачивается интерес к тому, что раньше было в ней главным.

В некоторых случаях кризис приводит к тому, что мы сознательно разрушаем прежний образ жизни.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей, частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних. Он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Кризис 40 лет. Этот кризис является как бы повторением кризиса 30 лет и происходит тогда, когда предыдущий кризис не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

В этот время мы остро переживаем неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: проходит время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным».

Нередко кризис 40 лет вызывается обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я - концепцию» . С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию (55-60 лет). Данный кризис связан с прекращением трудовой деятельностью и выходом на пенсию. Нарушается привычный режим и уклад жизни, нам не чем себя занять. В то же время мы сохраняем в себе трудоспособность, и её невостребованность сильно угнетает. Мы ощущаем себя как бы «выброшенным на обочину жизни», которая протекает уже без нашего деятельного участия.

Мы внезапно понимаем, что жизнь подходит к концу, и мы уже не в центре ее круговорота. Мы ощущаем себя потерянными, можем впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Для выхода из этого кризиса очень важно найти себе применение, подобрать новое занятие, способное заменить трудовую деятельность.

Личностные кризисы сопровождают нас на протяжении всей жизни. Любая борьба с различными устоявшимися правилами, ценностями и нормами поведения остро переживается нами. Кризис проявляется как страх изменений, у человека, погруженного в жизненные перипетии, появляется чувство, что это никогда не кончится и ему не удастся выйти из этого состояния. Часто кризис ощущается как крушение жизни.

Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека, и перемена его статуса по отношению как к обществу, так и к самому себе. Научиться воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Психолог
службы «Срочная социальная помощь»
Берназ Ксения Георгиевна

Жизненный путь – штука сложная. Он изобилует успехами, неудачами и неожиданными поворотами. И высока вероятность, что, когда вы будете брести по этой дороге, вашим “попутчиком” станет кризис личности. Сейчас, читая об этом, вы наверняка представляете его как огромного монстра, которого не обойти и не побороть. Но вспомните слова великого Фридриха Ницше: “То, что не убивает нас, делает нас сильнее”. Оказывается, ваш кризис может быть вам полезен!

Но как и чем, спросите вы? Об этом мы и поговорим.

Что такое кризис?

Кризис – это столкновение между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между той, кто ты есть сейчас и той, кем ты могла бы стать. То, что раньше было хорошим и эффективным, более таковым не является. Поставленные цели не достигаются старыми средствами, а новых еще нет. Очень часто в кризисе находят свое проявление скрытые конфликты и нестыковки.

Психологические кризисы личности отличаются тем, что в такие условия помещается человек – он больше не может вести себя по-старому, его поведение больше не приносит нужных ему результатов. Именно поэтому, попадая в кризис, вы чаще всего испытываете ощущение тупика и пытаетесь найти из него выход. А выход все не находится…

Кризис также переживается многими людьми как период тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, бессмысленности существования, остановки в пути – каждый человек придумывает свою метафору. Вот что отмечают разные люди, говоря о своих переживаниях и ощущениях во время кризиса:

  • “Я будто бы застывала одна в каком-то пространстве и не шевелилась”.
  • “Никого не было рядом, и было ощущение, что мне никто не поможет, а весь мир вокруг рушится”.
  • “Я испытывала дрожь, слабость, тяжесть, напряжение и скованность”.
  • “Это было похоже на погружение – оно охватывало меня целиком, и я никуда не могла от него спрятаться”.
  • “Я как будто бы находилась в прозрачном воздушном шаре, и невидимая пленка отделяла меня от других людей”.
  • “Я очень хотела, чтобы кто-то другой мне помог”.
  • “Мне ничего не хотелось, вообще ничего!”.
  • “Мне казалось, что весь мир будто бы замкнулся вокруг меня и вот-вот раздавит”.
  • “Я была истощена, и у меня ни на что не хватало сил”.
  • “Моя жизнь больше не принадлежала мне, я уже не была ее “автором”.
  • “Время внутри меня будто остановилось, а снаружи что-то происходило и происходило…”.
  • “Я хотела как можно быстрее найти выход из этой непроглядной тьмы”.

Все это о нем, о психологическом кризисе. По отдельности слова каждой из женщин ничего не значат и могут означать все что угодно, однако все вместе они составляют картину личностного кризиса. Согласитесь, тяжелая и неприятная выходит картина. Все-таки не случайно это состояние является одной из наиболее частых причин обращения к психологу.

Какие бывают кризисы?

Их вообще-то много. На самом деле кризисы в развитии личности бывают трех видов: возрастной кризис, ситуативный кризис и непосредственно личностный. Как правило, когда люди говорят: “У меня кризис!”, то речь идет о третьем варианте. Но мы рассмотрим все – чтобы знать, когда ждать и набираться и терпения, а когда – спрашивать совета у подруг или искать выход в литературных источниках.

Итак, возрастные кризисы. Это вообще фактически норма жизни. Они бывают практически у каждого человека, причем в более или менее одинаковом формате. Возрастной кризис – это когда человек уже чего-то хочет, а среда ему еще этого не дает. Таких кризисов достаточно много, и возникают они почти с младенчества. Детские кризисы бывают в конце первого года, в три года, в семь лет и в течение всего подросткового возраста. Они все связаны с обретением ребенком независимости и новых навыков. Например, в три года ребенок уже хочет одеваться сам, но мама ему пока не разрешает, так как на это уходит слишком много времени. И ребенок начинает бузить. В данной ситуации маме необходимо принять взросление ребенка и специально выкраивать время для того, чтобы ребенок сам одевался – иначе он никогда не научится это делать, и его взросление приостановится.

Больший интерес для нас представляют возрастные кризисы взрослой жизни. Первый такой кризис – это 17-18 лет. В этот период происходит первая встреча со взрослостью. Человек начинает самоопределяться и ищет свое место в мире. Второй кризис возникает на промежутке от 30 до 40 лет – так называемый кризис середины жизни. Человек окидывает взглядом свою жизнь и отвечает для себя на вопрос: все ли я сделал, что хотел? Следующий кризис – предпенсионный – случается в 50-60 лет и связан с выходом на пенсию и сменой динамичного образа жизни на более спокойный. И последний возрастной кризис – это кризис конца жизни – у всех случается в разном возрасте. Он связан с общей оценкой прожитой жизни – положительной или отрицательной.

Другой тип психологических кризисов – ситуативные кризисы. У них есть своя вполне осознаваемая человеком причина. Например, хочется мужа – и богатого, и доброго, и заботливого, и умного, и веселого – в общем, и рыбку съесть, и на сосну взобраться. Но все вместе не получается, и женщина оказываетесь один на один с этим “не получается”. Или, например, вы хотите и карьеру успеть построить, и очаг идеальный создать, а времени и сил на все не хватает. Все эти “тупики” вполне прозрачны. Все, что вам нужно – расставить приоритеты, развернуться и выйти вон из этой западни. Ну, может быть немного порасстраиваетесь, но жить с этим вполне возможно.

И последний тип – собственно личностные кризисы. Именно они отличаются сложностью и сумбурностью переживаний,именно из них вам так сложно бывает найти выход. У них могут быть абсолютно разные причины. Все мы знаем о кризисах, связанных с печальными событиями: горе, утрата, одиночество, ощущение бессмысленности. Но немногие знают о том, что кризисные переживания могут быть вызваны чем-то по сути радостным – рождением ребенка, свадьбой или долгожданным повышением. Итог всегда один: человек чувствует, что внутри что-то изменилось, и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера. Он становится другим. Об этих кризисах и пойдет речь далее.

Что вас ожидает: этапы переживания

Слава богу, кризис личности развивается постепенно, так как никто не выдержит такой внезапно свалившейся тяжести. Есть ряд этапов, которые проходит человек, и можете обрадоваться – кризис всегда заканчивается выходом. Просто для каждого этот выход свой. Сильная и здоровая личность всегда способна найти вариант, который ей подойдет. А ведь вы являетесь именно такой личностью?

Итак, этапы переживания кризиса:

1. Этап погружения. Как правило, в самом начале кризиса человека беспокоят неприятные ощущения в теле. Но вы еще не понимаете, что у вас личностный кризис – вы просто плохо себя чувствуете. Вы напряжены и скованны, испытываете чувство слабости и тяжесть. Поскольку что-то надо делать, вы делаете, но эти телодвижения весьма суетливы и бессмысленны.

Ваши мысли напоминают вязкую кашу, и вы бесконечно долго ее пережевываете. Когда вы думаете о чем-то одном, это сразу же вытаскивает из вашей памяти еще более неприятную мысль. Вы уязвимы и ничем не защищены от этих и других неприятных чувств. Это похоже на огромную черную яму, и вы в нее проваливаетесь. Это и есть первый этап кризиса.

2. Этап тупика. Он сопровождается чувством одиночества и отсутствия поддержки. Вы погружаетесь в мысли и бесконечный самоанализ – перебираете события, задаете себе вопросы о причинах кризиса и не можете найти ответов. Однако ваши мысли и чувства больше не сцеплены в один неприятный комок – они все больше переживаются вами по отдельности.

Ваше прошлое больше не помогает, вам страшно быть “здесь и сейчас”, и вы постепенно начинаете строить прогнозы на будущее. Ощущение истощения и отсутствия сил пронизывают вас. Вы понимаете, что помощь извне не придет, и у вас все больше и больше нарастает желание найти выход из этого тупика. Но уходить от этих чувств нельзя – их обязательно надо переживать, и тогда впервые появляется свет в конце тоннеля.

3. Этап перелома. На фоне полного морального упадка вы начинаете выводить себя из пространства кризиса. Сначала этот выход проявляется буквально – вы прячетесь под одеялом и отгораживаетесь от всего – а потом и психологически. Как будто бы есть “вы” и “вы в кризисе. Ваше сознание освобождается от старых неработающих мыслей и установок. Кризисные переживания все реже и реже посещают вас, и всегда по одиночке. Происходит перестройка личности и возникает готовность к новому опыту.

Мир вокруг вас как будто бы заново открывается, и вы находитесь в гармонии с ним. Вы свободны и ощущаете легкость в своем теле. Вас не покидает жажда новых ощущений и впечатлений – иногда вам даже хочется сорваться и пуститься в путешествие. У вас наконец-то появляются свои желания, и вы чувствуете силы и возможности для их удовлетворения. Ощущение счастья не покидает вас, и вы наконец-то можете сказать самой себе: “Я сделала это! Я пережила личностный кризис!”

К сожалению, кризис не всегда заканчивается так радужно – иногда происходит наоборот. К плохим вариантам развития событий психологи относят нервно-психические и психосоматические расстройства, суицид, уход от общества, посттравматический стресс, различные преступления, алкогольную или иную другую зависимость и т.д…

Как мы видим, кризис не просто испытывает личность на прочность – он может ее и разрушить.

Как пережить кризис?

Прочитав все, что написано, вы, наверное, ужаснулись при мысли о том, что вам придется пережить. Но не стоит сильно волноваться. Личностный кризис может настигнуть не каждого, и если с вами это случилось – радуйтесь, поскольку это означает очень высокий уровень психического развития. Ну а если нет – тогда тем более радуйтесь, ведь мы уже отметили, что это одно из самых тяжелых и неприятных состояний в жизни.

К глубочайшему сожалению, выход из кризиса нельзя обойти или ускорить. Запомните – кризис надо пережить, и только тогда появиться возможность выхода. “И что, нельзя по-другому? Наверное, существует какое-нибудь волшебное психологическое средство?” – с надеждой спросите вы. И мы вынуждены будем вас огорчить: “Нет, не существует”. Волшебных средств действительно нет. Но есть ваша личность и ваши собственные ресурсы. Их использовать вам сам бог велел.

Итак, как облегчить себе проживание кризиса?

1. Найдите поддержку. Да-да, вы не ослышались. Как бы вам не хотелось иногда отстраниться от этого мира, поддержка и сочувствие будут вам очень кстати. Даже в кризисе вы остаетесь человеком, которому необходимы общение, любовь и забота, так не лучше ли их получить от человека, который в курсе происходящего? Это могут быть близкая подруга, ваш супруг, дальний родственник или даже случайный человек на каком-нибудь форуме. Главное – он должен быть вам симпатичен и приятен, а также искренне заинтересован в происходящем с вами. Договоритесь о том, что вы будете делиться с ним самым сокровенным и важным для вас. Необходимо чтобы он слушал вас и не осуждал. Ваше общение должно быть честным, и залогом этого является искреннее выражение чувств.
2. Заведите личный дневник. Записывайте туда все то, что касается важных для вас событий, переживаний, телесных ощущений, мыслей и отношения к происходящему, а также те образы и метафоры, которые всплывают у вас в голове. Ведение дневника поможет вам лучше осознавать, что с вами происходит, а также отделять одно переживание от другого. Через эти записи вы как бы разделите с другим свои переживания.
3. Найдите внутреннюю опору. Мир вокруг вас рушится, все переворачивается с ног на голову, и, чтобы это пережить, вам необходимо найти островок стабильности в этом мире хаоса. Таким островком стабильности и опорой может быть ваша убежденность в справедливости мира, в его доброжелательности и правильном устройстве. Вы представляете из себя важную частичку этого мира и можете контролировать свою жизнь. Подобные установки позволяют переживать отчаяние и одиночество, не разрушаясь, сохраняя веру в будущее. Благодаря им ваша жизнь вновь обретает смысл, основанный на опыте всего человечества.
4. Переживайте все, что с вами происходит. Не убегайте никуда, осознавайте свои чувства. Отделяйте их друг от друга и распутывайте этот ком отчаяния. Погружайтесь в них – все это бесценный опыт, без которого вы не сможете стать той, кем вы можете стать. На это вам потребуются все ваши усилия и ресурсы.
5. Не сдавайтесь, будьте стойкой. Особенно в те моменты, когда хочется сбежать, улететь на другую планету или просто отключиться. Держитесь! В этом ваша сила. Когда будет совсем худо, опирайтесь на важных для вас людей и на ваш дневник. Кстати, потом будет интересно перечитать все то, что с вами происходило в этот темный период вашей жизни.
6. Будьте готовы к неожиданным открытиям. Например, что вы совсем не такая добрая, как вы думали о себе. Или что вам иногда бывает настолько лень чем-то заниматься, что вы можете упустить из виду нечто особенное. Важно не просто делать эти открытия, а принимать их для себя. Постепенно к вам придет осознание, что мир не черно-белый – в нем есть серый и еще куча цветов и промежуточных оттенков. Видеть их – это принимать вещи такими, какие они есть.
7. Поймайте ритм своей жизни. Не секрет, что у каждой из нас есть свой собственный ритм существования. Во время кризиса он сбивается, и вам необходимо его восстановить. Есть три способа, которыми можно воспользоваться. Первый – это присоединение к природным ритмам (мерцание огня, шум льющейся воды, звук дождя), второй – к механическим (звук колес в поезде, тиканье часов), а третий – это включение в ритмы, создаваемые другими людьми (ритмичное пение, танцы, хороводы, песни и пляски).
8. Поговорите с людьми, уже пережившими личностный кризис. Во-первых, это подарит вам ощущение того, что вы не одна на этой планете (ведь именно одиночества мы зачастую больше всего боимся), а, во-вторых, чужой опыт будет вам полезен в плане открытия новых средств переживания кризиса. Каждый человек уникален и, приспосабливаясь к трудной ситуации, изобретает что-то свое. А вдруг его “свое” будет полезно и вам? Попробовать не мешает.
9. Пробуйте новое. Прямо продолжение предыдущего пункта! А если серьезно, то новое надо пробовать тогда, когда вы будете к этому готовы. Если вы решите прыгнуть с парашютом в состоянии тупика – ваше состояние может ухудшиться. Прислушивайтесь к себе, и, если чувствуете внутри маленькие потребности в новых ощущениях и глобальных переменах – не забудьте их удовлетворить.
10. Помните о том, что кризис конечен. Иногда на вас может накатить безысходность. Вам будет казаться, что конца и края не видно всему черному омуту, затянувшему вас. В эти минуты не забывайте о том, что конец обязательно будет, и он будет хорошим. Все зависит только от вас. Сохраняйте в себе оптимизм даже в самые трудные минуты.

Это все, что вы хотели узнать о кризисе личности, но боялись спросить. Ну, может и не боялись, но теперь так или иначе вы все знаете. Самое главное, что следует запомнить – кризис переживаем и конечен, и его итогом является ваша новая, блестящая и зрелая личность.

Личностный кризис похож на прорезывание зубов: больно, трудно, можно попытаться облегчить, но пропустить этот период (например, доставая зубы из десны специальным аппаратом) нельзя. И именно благодаря прорезавшимся зубам вы наконец сможете кусать и жевать.

Также и с личностью – пройдя через кризис, вы приобретете новый опыт, может быть, даже какие-то знания и навыки. После кризиса многие ситуации, казавшиеся вам трудными, будут восприниматься как элементарные: “И из-за этого я переживала?!” Вообще, в глобальном смысле, кризис – это добро и польза. Так что не бойтесь, дерзайте, и все у вас получится!

Что это?

Личностным кризисом в психологии называют этап перехода количества в качество, наступающий после накопления критичного уровня изменений личности. Каждый из нас изменяется ежесекундно: каждое принятое решение и каждое изменение мира внешнего отражается на мире внутреннем. Поэтому личностные кризисы - нормальные, неминуемые этапы развития. Смена устаревшего редактора реальности.

К сожалению, иногда случается так, что личность не может справиться с грядущими изменениями, никак не может перейти в новое качество, которого требует от неё собственный внутренний мир или обстоятельства внешней жизни. Часто это связано с так называемыми «деформациями личности», которые затрудняют переформатирование внутреннего редактора реальности. Тогда говорят о патологическом течении кризиса, и в этом случае требуется экстренная помощь психолога: кризис сам по себе - период крайне непростой, который при наличии осложняющих обстоятельств, увы, может стать смертельным.

В психологии выделяют несколько видов кризисов: ситуативные, возрастные, экзистенциальные и духовный.

Ситуативные кризисы

С ситуативными всё наиболее понятно, у них есть четкий объективный критерий: это когда человека внезапно настигает полный провал по нескольким фронтам. Прохождение этого кризиса очевидно: жалобами делу не поможешь, нужны практические действия, из кризиса нужно выбираться. Не требуется быть психологом, чтобы до этого додуматься: «Когда говорят пушки – музы молчат».

Помощь психолога иногда становится необходимой уже после того, как кризисная ситуация миновала, для интеграции полученного опыта - проще говоря, для того, чтобы нормально жить дальше, усвоив, что «и так бывает тоже». Особенно трудной задачей это становится, когда полученный опыт выходит за рамки нормального. В этом случае у человека нередко «разрушается весь мир», и тут помощь психолога просто необходима.

Возрастные кризисы

У возрастных кризисов, подобно ситуативным, есть объективные причины. По большей части они определяются возрастом, соответствующими физиологическими изменениями и сменой социальных ролей. К возрастным кризисам относятся детские (их много), подростковый, вступления во взрослую жизнь, среднего возраста и старения.

Из всех из них только кризис среднего возраста не сопровождается выраженными гормональными изменениями и достаточно опосредованно связан с изменением социальных ролей. Поэтому что-то экзистенциальное в нём определенно есть, хотя формально он экзистенциальным не является.

Экзистенциальные кризисы

С экзистенциальными, в отличие от предыдущих, отнюдь не всё так уж понятно: объективных причин у них нет, случаются они не со всеми, хотя те экзистенциальные данности, которые служат их темами, касаются каждого:
1. Смерть
2. Свобода
3. Изоляция
4. Бессмысленность жизни.

Эти четыре экзистенциальные данности способны ввергнуть человека в пучину кризиса в любом возрасте. Подобные проблемы на объективном уровне принципиально не решаемы – потому и называются экзистенциальными, ибо всем нам с этим жить. Тем не менее, осознание подобной данности во всей её полноте часто как бы выводит человека на новый уровень. Говоря шершавым языком психологического протокола, повышается зрелость используемых психологических защит, что благотворно сказывается не только на осмыслении самих этих конечных данностей, но и на общем уровне жизни.

Духовный кризис

В отличие от предыдущих, чётко классифицированных и подробно описанных в литературе, с духовным кризисом, строго говоря, вообще ничего не понятно. Нет никакой общепринятой концепции и доказательной базы. Это связано с тем, что именно в духовном кризисе человек сталкивается на собственном опыте с ощущением недуальности, единства и отсутствия противоположностей, вербальные описания которого в нашем дуальном мире не могут не быть противоречивыми и расплывчатыми.

Духовный кризис нередко является следствием интенсивных духовных практик, когда у человека недостаточно возможностей по интеграции полученного опыта в обычную жизнь. Но с этим соприкосновением с недуальностью не всё так просто. Вполне ожидаемо каузальные причинно-следственные связи в этой области не работают: иногда духовный кризис настигает человека без объективных причин, без всяких духовных практик, нипочему. Я, как человек, испорченный каузальностью, всё же отыскиваю причины субъективные: бессознательный запрос, когда психике для функционирования нужны всё более и более сильные ресурсы, в какой-то момент даёт обращение к наиболее сильному ресурсу из всех. Иначе говоря, по потребностям и воздастся вам: кому нужен ресурс - тот получит ресурс. А удастся ли ему его прожевать - это вопрос такой... Как пойдет.

Опыт нуминозного переживания недуальности, данный нам в ощущениях, - наиболее ресурсный опыт из всех возможных. Практически - это бесконечный ресурс коллективного бессознательного – оно же Святой дух, оно же Атман, оно же Дао и т.п. Умения обходиться с этим ресурсом человеку часто не хватает, и эта сила иногда переживается настолько мучительно, что вероятность погибнуть становится достаточно явной.

Впрочем, большинство кризисов в их патологическом течении альтернативой выходу из кризиса имеют смерть: наиболее привлекательная альтернатива «жить по-прежнему» в кризисе, увы, длится очень недолго. Кризисы, собственно, потому и называются кризисами: в них соединяются не только возможности, но и опасности. К счастью, опасности не настолько страшны, как ощущается. Зато возможности – непредставимы.

Главное - помнить, что они есть.

Человек, столкнувшийся с критической жизненной ситуацией, встает перед необходимостью ее как-то разрешить, внутренне перестроиться, учитывая новые обстоятельства, чтобы восстановить утраченное равновесие и жить дальше (т.е. такая критическая ситуация, которая требует от личности быть другой, измениться, предъявляя к ней требования, выступает «ситуацией невозможности», и может быть названа личностным кризисом).

Такие критические точки на жизненном пути рассматриваются во многих теориях.

Психоаналитики большинство человеческих проблем склонны связывать с внутренними конфликтами, бихевиористы и психогигиенисты - со стрессами, психологи, занимающиеся проблемами развития личности, - с кризисами, а те, кто специализируется на изучении мотивации, - с фрустрациями. Василюк ввел объединяющее подобные явления понятие - критическая жизненная ситуация. Данное понятие Василюк определил как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.

В переводе с греческого кризис означает «поворотный пункт». Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох.

Нередко кризис начинается с тех или иных внешних событий, но иногда он возникает как событие внутреннего плана. Это могут быть знаменитые возрастные кризисы (подростковый кризис, кризис среднего возраста), а могут выступать в виде духовного (мировоззренческого) кризиса, не совпадающего ни по времени, ни по симптоматике с нормативными возрастными изменениями. Кризис сопряжен с глубокими изменениями в душе, пересмотром прежних ценностей и смыслов, совершенствованием личности в целом. Как правило, кризис сопровождают сильные переживания. Человек начинает совсем по-другому относится к себе и к другим, к жизни в целом. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию - равнодушие ко всему окружающему. Может возникнуть ощущение бессмысленности жизни, собственного существования, душевный хаос и даже желание покончить с собой. Каждому человеку в состоянии личностного кризиса нужна адекватная помощь других. Эта помощь возможна только на основе понимания переживающего кризис человека. Но не совсем правы те сочувствующие, которые говорят: «Не переживай!», «Не думай об этом» или «Забудь!». Как раз наоборот, для того, чтобы пережить кризис, нужно переживать.

Человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности, «сдвинутости» и т.п. Личностный кризис - это своеобразный творческий процесс зарождения обновленного самосознания и понимания мира. Если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести «кризисную перестройку» до конца, то пережитое испытание обогатит личность, сделает ее более зрелой.

Вторая глава нашей работы будет посвящена основным видам кризиса личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации. На наш взгляд, все кризисы личности, которые встречаются на жизненном пути, можно разделить на две большие группы, а именно «Кризисы материального и социального «Я» » и «Кризисы духовного «Я» »

Кризисы материального и социального «Я» мы рассмотрим через:

· профессиональные кризисы

А кризисы духовного «Я» мы будем рассматривать через:

· критически смысловые кризисы

· жизненные кризисы

По силе воздействия на психику можно условно выделить три ступени кризиса: этажное, углубленной и глубокое.

· Этажный кризис проявляется в росте беспокойства, тревоги, раздражения, несдержанности, недовольства собой, своими действиями, планами, взаимоотношениями с окружающими. Чувствуется растерянность, напряженность ожидания злополучного развития событий. Возникает безразличие ко всему, что волновало, теряются некогда устойчивые интересы, сужается их спектр. Апатия непосредственно влияет на снижение работоспособности.

· Углубленный кризис проявляется в чувстве бессилия перед тем, что происходит. Все падает из рук, теряется возможность контролировать события. Все вокруг только раздражает, особенно ближайшие, которые должны терпеть вспышки гнева и раскаяния. Деятельность, которая всегда была легкой, теперь требует значительных усилий. Человек устает, становится печальной, пессимистично воспринимает мир. В ней нарушаются сон, аппетит. В зависимости от индивидуальных особенностей могут возникнуть агрессивные реакции. Все эти симптомы усложняют контакты, сужают круг общения, способствуют росту отчужденности. Собственное будущее вызывает все более серьезные опасения, человек не знает, как ей жить дальше.

· Глубинный кризис сопровождается чувством безнадежности, разочарование в себе и других. Человек остро переживает собственную неполноценность, никчемности, ненужности. Впадает в состояние отчаяния, которое сменяется апатией или чувством враждебности. Поведение теряет гибкость, становится ригидностью. Человек уже не в состоянии спонтанно проявлять свои чувства, быть непосредственным и креативной. Она углубляется в себя, изолируется от родных и знакомых. Все, что ее окружает, кажется нереальным, ненастоящим. Смысл существования теряется.

Наша задача в данной главе заключается в рассмотрении и изучении основных видов «кризиса личности» встречающихся у человека.

Кризисы в материальном и социальном «Я»

Как говорилось ранее к кризисам материального и духовного «Я» мы относим такие кризисы как:

· кризисы психического развития

· профессиональные кризисы

Кризисы в материальном и социальном «Я» мы будем рассматривать через кризисы психологического развития.

Кризис развития -- это следующий основной элемент механизма развития человека. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

В отечественной психологии термин «кризисы возрастные» был введён Л.С. Выготским. Сам Л.С. Выготский под возрастным кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис -- это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»

В нашей работе мы выделяем следующие кризисы:

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими - кризис социальных отношений».

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничание, капризность, нарочно вычурное, искусственное поведение, вертлявость и паясничание. И в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл.

Л. И. Божевич писал, что у ребенка этого возраста появляется осознание своего «социального "Я"». Именно в это время появляются игры "в школу" и имитация "работы" взрослых. По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6--7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток стремится к эмансипации.

Так же этом возрасте формируется «Я- Концепция». Она включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-идеальное» это некий «идеальный образ», с которым себя ассоциирует подросток.«Я-реальное» это то, кем на самом деле является подросток в социальной среде.Несоответствие «Я-реального» и «Я-идеального» приводит к пубертатному кризису.

Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис середины жизни. (30 до 55 лет).

Кризис середины жизни - это особый возрастной этап в структуре жизненного пути человека, который может быть успешно преодолен лишь при условии осмысленного отношения к личностно значимым мотивам или потребностям, которые определены каждым как ведущие или основные. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис «середины жизни» возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис «середины жизни» нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис «середины жизни» нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса «середины жизни» человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис старения и смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументальность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего тривиального и поверхностного, может сконцентрироваться на сфере глубинного и существенного.

Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для среднего человека. Западные религии низведены до уровня формализованных обрядов и утративших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь согласно такому подходу за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни.

Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.