Лирический герой в произведениях тютчева. «Лирический герой лирики Ф

1. Истоки формирования поэзии Тютчева.
2. Раздвоенность мира лирического героя.
3. Хаос и Космос как основа мира.
4. Одиночество героя в мире.
Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи наследия Тютчева считают, что по духу его поэзия предвосхищала творчество Достоевского и Толстого. Его волновали те проблемы, которые позже интересовали русских романистов. Исследователь Берковский считал, что мироощущение Тютчева сформировалось под воздействием двух полюсов мировой истории. Рушились старые общественные связи, зарождался новый миропорядок. Тютчев почувствовал, что современное европейское общество стоит накануне грандиозных исторических потрясений. Эти ощущения и размышления поэта отразились и в его творчестве, наложив отпечаток на лирического героя и его мировосприятие. Мир лирического героя в поэзии Тютчева также раздвоен, нестабилен. Но в лирике Тютчева это противостояние, разрушение старого и построение нового даны более глубоко, эти идеи выведены на философский уровень. В лирике Тютчева находит место конфликт противостояния и вечного воссоединения природы и человека. Поэт пишет о таких глобальных понятиях, как Космос и Хаос, которые являются созидательным и разрушительным началами, властвующими над миром. Тютчев ощущает себя частицей мира, и все чувства и настроения человека считает проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, «как состояние и действие живой души». Природа для него - сгусток живых страстей, сил, чувств. В лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Яркий пример этому - стихотворение «День и ночь». День и ночь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет «хаосом», олицетворением «бездны безымянной».
Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе.
Воля к смерти («Самоубийство») и воля к жизни («Любовь») одинаково привле-кательны для человека. Важнейшая тема для Тютчева - хаос, заключенный в ми-роздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее - лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Хаос в поэзии Тютчева - это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса - печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигается блаженство.

Человек чувствует себя раздвоенным, неуверенным в мире Хаоса и Космоса не только из-за постоянного противостояния этих двух стихий. Нелегко ему определить свое место в Природе, сложно выразить свое отношение к миру. «ЗПепПит» - философское стихотворение, основная идея которого - бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Человек не может выразить свою душу, передать свои мысли другому. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с глубиной душевного мира обрекает человека на одиночество. Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь».
Мысли Тютчева о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Поэт стре-мится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление «вечного» и «мгновенного», всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: «Я, царь земли, прирос к земле», «По высям творенья, как Бог, я шагал...». Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония - хаос, любовь - смерть, вера - безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге двойного бытия». Душа - всегда «жилица двух миров».
Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Поначалу человек для Тютчева - лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание «бесполезности» жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, «роковой», но он неиз-бежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.
Борьба Космоса с Хаосом наиболее заметна не в природе, а в общественной жизни человека, его душе. Мятежные волны, которые плескались в Европе в то время, наводили поэта именно на такие мысли. Поэт считал, что новый миропорядок рождает в людях хаотические стихии. Современная цивилизация, по его мнению, не в состоянии высветить душевные глубины человека, его подсознательное, глубинное, остается непознанным, хаотическим.
Подобное осмысление современной действительности и философское познание стихий, которые правят миром, создавало образ лирического героя с трагическим, раздвоенным мировосприятием.

Творчество Федора Ивановича Тютчева - это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева - это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно в любовной лирике.

Любовь у Тютчева огромна и всеобъемлюща, она захватывает всего человека. Но она трагична, потому что такая любовь не может существовать в этом мире. Поэтому лирический герой несчастен. В его жизни много страданий, потерь, горя и разлук. Разлуки неизбежны, потому что любовь ослепляет человека, а когда проходит время, то он понимает, что предмет любви далек от идеала.

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек...

Противоречия лирического героя мешают ему быть счастливым. Но еще чаще он сам придумывает себе страдания.

Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней -

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Лирика Ф.И. Тютчева таинственная и непостижимая. Его стихотворения мелодичны, форма у них отточена. Особенно поражают стихи о природе: они гармоничны, совершенны, время не властно над ними.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей нарушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

В стихах о природе мы видим тонкое восприятие красоты мира, чувствуем запахи, краски, слышим звуки. Тютчев мастерски рисует картины природы: он обращает наше внимание на что-то особенное, яркое, он умеет приблизить к нам явления природы, передать небесную гармонию. В природе он видит борьбу противоположностей и показывает нам, что от этого и возникает гармония. Лирический герой отзывчив ко всему, что происходит в окружающем мире. Для него и для автора природа - это часть Родины.

Федор Иванович Тютчев - поразительно тонкий лирик и яркий стилист, ему дан дар волновать сердца людей, заставлять их биться в унисон с внутренним ритмом природы, так мастерски передаваемым поэтом.
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей нарушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Лирический герой стихотворений Тютчева наделен тонким восприятием окружающей красоты, он открыт внешнему миру, его звукам, краскам, запахам. Поэзия Тютчева насыщена светом, как и вся окружающая природа. Нельзя не восхититься мастерству, с которым поэт умеет обратить наше внимание на интересные ему предметы, явления, сделать их «нужными» и нам. Порой кажется, что это не поэзия «земного человека», а излились звуки самого неба. Поэт умеет соединить космос и землю, показать их гармонию или противоборство и, пропустив через свое сердце, открыть всем нам их совершенство.
Лирический герой Ф. И. Тютчева удивительно зоркий и внимательный. Ничто интересное не может ускользнуть от его взгляда и слуха. Но это не простое любопытство, а внутренняя гармония с тем окружающим миром, который стал его составляющей. Лирический герой согласен делить все радости и печали, выпавшие на долю его страны, не уходя от гражданской ответственности. Патриотизм поэзии Тютчева очевиден. Нельзя не любить Россию - величайшую родину, не посвящать ей своего творчества, даже жизни, если это понадобится.
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Россия непостижима для поэта и его лирического героя, восхищающегося всем сущим на земле.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Удивительно тонка и всеобъемлюща любовная лирика Тютчева. Его лирический герой переживает сильное и глубокое чувство, но ему не дано обрести счастья в этой великой любви. Она полна драматизма, переживаний, потерь.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Трагизм любви придает неминуемая разлука, заложенная в само основание этого неземного чувства.
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек...
Очень часто лирический герой Тютчева страдает не от реальной причины, а от фантазии о ней.
Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней -
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать...
Поэзия Ф. И. Тютчева, загадочная и до конца непостижимая, привлекает к себе мелодичностью, совершенством формы и содержания. Сама гармония «водила рукой поэта». Оттого нет для его стихов срока давности, время не властно над ними.
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы. с нею сознаем.
Очень часто поэт говорит: «я», здесь сливается голос автора и лирического героя, трудно отличить, кто из них говорит с читателем.

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

У Тютчева нет “мертвой природы” - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

(“Тени сизые смесились”, 1835)

Это время суток переживается поэтом как “час тоски невыразимой”. Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: “Все во мне и я во всем”. Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее - уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении “Шепот, робкое дыханье...” (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, “ряд волшебных изменений”, а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении “Весенние воды” ручьи “бегут и блещут и гласят”.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, “слиться с запредельным” (“О чем вы воешь, ветр ночной?”).

В более позднем стихотворении “Тени сизые смесились...” это желание проступает еще более явно:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утеши.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении “Сияла ночь, луной был полон сад...” (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл (“В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна...”).

У этого поэта жизнь сравнивается с “временем золотым”, когда “жизнь заговорила вновь” (“К. В.”, 1870). Для лирического героя Тютчева любовь - дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи!” важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Дышал он (взор) грустный, углубленный,

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье...”). 366

В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад...” пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной”.

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: “ты одна -вся жизнь”, “ты одна- любовь”. Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

Нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени (“Я очи знал, - о, эти очи!”, “Я встретил вас- и все былое...”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении “К. Б.” трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас...

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение “О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее в “Денисьевский цикл”. Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести “поединок роковой двух сердец”:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Трагизм наполняет и стихотворение “Последняя любовь”"(1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность...” В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение “На заре ты ее не буди” все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: “И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”. Появление эпитетов, таких, как “утомительный сон”, указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: “Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней”. Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: “Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит”. Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера “Два голоса” (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть бой и неравен, борьба безнадежна”, важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!”. Тем же настроением проникнуто стихотворение “Цицерон” (1830).

В стихотворении “ЗПегШит” (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?”. Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: “Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей”.

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую” (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”. Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон “неведомым, родным”). “Цветущие берега” и “жизнь иная” - описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение. Рационально этот мир непознаваем, потому что он “неведом”; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с “неведомым”. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря” (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического “я”, сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.