Марина Цветаева — Моим стихам, написанным так рано: Стих. «Моим стихам… настанет свой черед»

В историю русской поэзии Марина Цветаева вписала новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу. Она родилась 26 сентября 1892 года, почти в центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме. Свой дом она любила словно родное существо. Марина Цветаева родилась в семье профессора-искусствоведа и талантливой пианистки. Стихи начала писать с шести лет. От матери к ней перешла прежде всего музыкальность - особый дар воспринимать мир через звук. Музыкальность самым прямым образом сказалась в ее стихах, в самих приемах стихового «исполнительства». Звук, музыка в ее сознании были лоном стиха и прародителем поэтического образа. Мне кажется, что музыка речи- самое важное для Марины Цветаевой.

Первые поэтические сборники Марины Цветаевой - это «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». И та и другая книги включали почти полудетские стихи, искренние, непосредствениые и чистые. Именно в этих книжках, наивных и талантливых, выявилось драгоценное качество ее как поэта. В своем альбоме Цветаева отличается, по крайней мере, двумя чертами: во-первых, она ничего не выдумывала, то есть не впадала в сочинительство, и, во-вторых, она никому не подражала. Быть самой собою, ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям - такой Цветаева вышла из детства и такой осталась навсегда.

Первым, кто прочитал «Вечерний альбом», был Волошин. Его отзыв был великой радостью и поддержкой для поэтессы. «Марина Цветаева внутренне талантлива и внутренне своеобразна»,- одобрительно отозвался и Гумилев. Он говорил: «Эта книга - не просто книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов» . Хотя оценки Волошина и Гумилева казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала. Как поэт и как личность она развивалась стремительно.

«Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» интересны нам сейчас как книги - предвестия будущей Марины Цветаевой. В них она вся: со своей предельной искренностью, ясно выраженной личностью, и даже нота трагизма все же глухо прозвучала среди детских, простодушных, наивных и светлых стихов:

Ты дал мне детство лучше сказки

И дай мне смерть в семнадцать лет...

Стихи 1916-1917-го и дальнейших годов составили книги «Версты». Их было две: «Версты-1» и «Версты-2». Шла война. Поэзия Цветаевой различала голоса бесчисленных дорог, уходящих в разные концы света, но одинаково обрывающихся в темной пучине войны:

Мировое началось во мгле кочевье...

Жалость и печаль переполняли сердце Цветаевой:

Бессонница меня толкнула в путь.

- О, как же ты прекрасен,

тусклый Кремль мой! -

Сегодня ночью я целую в грудь -

Всю круглую воюющую землю!...

Трагично, горестно, бедственно звучали ее стихи, вызванные войною. Цветаева сохранила позицию человека, потрясенного вселенской скорбью. Но голос в защиту страдающего человека хорошо слышен в ее стихах. В стихотворении «Белое солнце и низкие, низкие тучи» бедствие народа пронзило душу Марины Цветаевой:

Чем прогневали тебя эти серые хаты, -

Господи! - и для чего стольким простреливать грудь?

Поезд пошел, и завыли, завыли солдаты,

И запылил, запылил отступающий путь...

В годину народного горя Цветаева восприняла народный плач и откликнулась на него всем

сердцем. Вместе с народным горем в ее стих вошло и народное слово. Цветаева жила, как все, бедствовала, как все, и это роднило ее с множеством людей. В стихах мы слышим цветаевскую ненависть к «буржуазности» и к миру «сытых»:

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!..

Она была на стороне «голодных», а не «сытых» и всегда любила подчеркнуть это важное для нее обстоятельство. «...Себя причисляю к рвани», - сказано ею в одном из стихотворений тех лет. В годы революции она по достонству оценила трубный глас Маяковского:

Превыше крестов и труб,

Крещенный в огне и дыме,

Архангел-тяжелоступ -

Здорово, в веках, Владимир!

Ее лирика годов революции и гражданской войны проникнута печалью, когда она была поглощена ожиданьем вестей от мужа.

«Я вся закутана в печаль, - писала она. - Я живу печалью».

В 1922 году Марина Цветаева эмигрировала за границу. Первые три года она жила в Праге. Много писала. Закончила поэму «Молодец», привезенную с собой, писала стихи, посвящен ные разлуке с родиной. В эмиграции Цветаева часто обращается к прозе. Пишет мемуарные статьи, посвященные Волошину, Мандельштаму, Белому. В эмиграции она не прижилась. Все чаще и чаще ее стихи отвергались и газетами, и журналами. Нищета, унижение окружали поэта со всех сторон, но Цветаева продолжала работать каждый день и каждый свободный час. Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа привели к самоубийству. 31 августа 1941 года Марины Цветаевой не стало.

Поэт умирает - его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам «настанет свой черед». Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Марина Цветаева - это звезда первой величины. Для нее поэзия не работа, не ремесло, а духовное состояние, единственный способ существования. Насыщенность образов, емкость и краткость - все качества, каких от поэзии требуют не прошедшие, а наши годы. Более пятидесяти лет тому назад на вопрос одной парижскй газеты: «Что вы думаете о своем творчестве?» Марина Цветаева ответила строками из своего раннего стихотворения:

...моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед...

А в 1939 году она заявила:

Моим стихам - всегда будет хорошо...

Обе «формулы писательской судьбы» Марины Цветаевой сегодня сбылись.

«Моим стихам… настанет свой черед». Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Марины Цветаевой.

Цели:

    образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.

    развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,

    воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.

Тип урока – урок-композиция.

Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация.

“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”

Марина Цветаева

Ход урока.

    Оргмомент.

    Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок –литературно-музыкальная композиция. Мы будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы – Марине Ивановне Цветаевой. Обратите внимание на эпиграф. Под этими словами Марины Цветаевой мог бы подписаться каждый из поэтов, ведь биография поэта – в его стихах. Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, чтобы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?!

В 1913 г.(двадцати одного года) юная Марина пророчески сказала: («Моим стихам, написанным так рано…» (читает учитель).

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

И этот час настал. Многие сейчас все пристальнее смотрят на страницы ее стихов, открывая для себя великие истины, десятилетиями скрытые от читателя. Откроем первую страницу ее жизненного пути.

    Литературно-музыкальная композиция.

Пролог. «Мне имя - Марина…»

Чтец (под запись прибоя)

Море –изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное… Море – мятущаяся душа земли. Море не знает покоя: с каждым его выходом волны, серебрясь и сверкая, разбиваются о гранитные скалы и превращаются в бренную пену. Море бессмертно: всякий его вздох возрождает из пены, воскрешает новую волну. Марина - «морская», море – ее мера: человека, жизни, любви…

Чтец «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Глава первая. «О, как солнечно и как звездно

Начат жизненный первый том…»

Учитель. Поэт начинается с детских впечатлений, с дома, с семейного уклада. Марина Цветаева «начинается» в Москве. Она родилась 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Чтец. Чтение стихотворения «Красною кистью рябина зажглась».

Учитель. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэтического творчества, стала символом ее горькой судьбы…

Чтец. Отец Марины Цветаевой» Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Мама, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искус­ству, к музыке. Из воспоминаний матери: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?» Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – при­роду, одарила их многими радостями детства, дала им в руки луч­шие в мире книги.

Чтец. «Книги в красном переплете».

Учитель. Марина 20 лет (до замужества) провела в родительском доме. Если идти от Пушкинской площади (бывшей Страстной) по Большой Бронной, то он будет на правой стороне. На экскурсиях по городу говорят, что дом Цветаевых не сохранился – в годы революции его разобрали на дрова. С этим домом была связана вся жизнь. Отсюда уезжали на лето в любимую Тарусу, за границу для лечения Марии Ивановны и по делам музея. Здесь писались первые книги Марины Цветаевой…

Чтец. «Тебе-через сто лет…»

Чтец. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. В один из осенних московских дней 1910г. из Трехпрудного переулка вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова. В руках у нее была внушительная стопка стихов – исповедь души за последние 2 года. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Она заплатила за печатание пятисот экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом".

Учитель. Все началось с «Вечернего альбома»…тридцатилетний поэт Максимилиан Волошин пришел в Трехпрудный переулок, принес юной Марине рецензию на ее книгу. Отзыв был очень теплым: «поэт владеет не только стихом», но и умением «верно передавать наблюдение и чувство, «импрессионистической способностью закреплять текущий миг».

Макс открыл Марине дверь в большую поэзию. На следующий день Цветаева получила от него признание:

К вам душа так радостно влекома!

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»!

(Почему альбом, а не тетрадь?)

…Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но так сладко слышать: «Чудо – есть!»

Волошин стал другом Марины. Весной 1911 года Максимилиан пригласил сестер Цветаевых – Марину и Асю- в Коктебель, принял - почти родными - в свой дом. С этого момента в жизни Марины начинается новая глава…

Глава вторая. «- Что же! Коли кинут жребий –

Будь, любовь!»

Коктебель значит «синяя вершина».

Учитель. Все было как в сказке. На пустынном морском берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутки или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых». Обвенчались они через полгода, 27 января 1912 года.

Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чтец. Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Учитель. Анастасия Цветаева в воспоминаниях запечатлела преображенную сестру: « Я никогда за всю жизнь не видела такой метаморфозы в наружности человека, которая произошла в Марине: она становилась красавицей. Все в ней менялось, как только бывает во сне. Кудри вскоре легли кольцами. Глаза стали широкими, вокруг них легла темная тень. Марина, должно быть, еще росла? И худела. На в одной иллюстрации к книге сказок я не встретила такого сочетания юношеской и девической красоты…»

На черно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом-юные и прекрасные, вид – парадный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой, она – в длинном платье с высоким воротником. В Сережиных распахнутых глазах - удивление, мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в легком повороте головы, в полуулыбке – уверенность, гордость, торжество.

Чтец. Цветаева многое провидела – и в своей судьбе, и в судьбах близких любимых людей. Одно из ее сбывшихся пророчеств - в этом стихотворении. Она предчувствует драматическую судьбу мужа. В стихотворении – гордость за близкого человека, восхищение рыцарственностью его души. Символическое значение приобретает описание внешности героя. За кажущейся хрупкостью автору видится непоколебимая внутренняя готовность к жертве в «роковые времена». Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем. Она адресовала мужу более 20 стихотворений. В них облик Сергея окружен романтическим ореолом. Вот слова о муже: « Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне… он блестяще одарен, умен, благороден» . И еще: «…Сережу я люблю бесконечно и навеки. Я постоянно дрожу над ним. Мы никогда не расстанемся».

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» также посвящено мужу.

Чтец «Генералам Двенадцатого года»

Учитель. В далекие 1912-1916 годы Сергею и Марине хотелось «любови вечной на земле», верилось в это чудо, потому что все было как будто на века. В 1012 году родилась Аля- Ариадна. Именно тогда с гениальной легкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения. Одно из них, адресованное будущему мужу Анастасии Цветаевой Минцу, стало песней.

(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной...» в исполнении Аллы Пугачевой).

Чтец. Марина Цветаева обладала редким даром – удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Особое место занимал в душе Цветаевой А.Блок .

«Божий праведник мой прекрасный»,- называла его Цветаева. Личность Блока притягивала. Он виделся ей не просто поэтом, а существом высшего порядка. Он был идеальным воплощением «взыскательного художника», поднявшегося на огромную нравственную высоту. Цветаева посвятила ему цикл стихов в книге «Версты».

Чтец. «Имя твое – птица в руке…»

Глава третья. «Из рук моих – нерукотворный град –

Прими, мой странный, мой прекрасный брат».

Учитель. Это строчки из стихотворения, входящего в цикл «Стихи о Москве». Посвящен цикл поэту Осипу Мандельштаму, которому Марина дарила свою любимую Москву.

Чтец. «Москва! Какой огромный, странноприимный дом!»

Учитель. Из стихов Цветаевой можно было бы составить прекрасную «Московиану» . Но есть у нее одно стихотворение без названия, состоящее всего из восьми строк, совершенно особенное.

Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.

Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!

Верни нам вольность, Воин, им - живот.
Страж роковой Москвы - сойди с ворот!

И докажи - народу и дракону -
Что спят мужи - сражаются иконы.

Это стихотворение входит в цикл «Лебединый стан», писавшийся во время революции и гражданской войны. На фоне страшной распри, когда, кажется, рушились вековые ценности, когда святыни были попраны, Цветаева заставляет читателя не просто увидеть, но почувствовать, вникнуть в образ московского герба. Сегодня, как мы знаем, он восстановлен. День святого Георгия – 6 мая. Изображается он верхом на белом коне, копьем поражающим змия. Он герой и Воин. Георгий –один из наиболее почитаемых святых в православии, в России этот образ знает всякий от мала до велика. Читаешь это коротенькое стихотворение и каждый раз удивляешься, какой необычайной силой оно наполнено. Это стихотворение-молитва, в которой звучит просьба наказать зло. Мы знаем, как по молитвам совершались на русской земле чудеса, и потому слова «сражаются иконы» не кажутся лишь красивостью, другой образ – Владимирской Божьей Матери или Казанской тому пример. И еще в этом стихотворении очень глубокой и скорбной предстает любовь Цветаевой –поэта к Москве, ее святыням. В 1920 умрет от голода ее двухлетняя дочь Ирина. Наверное, должно было пройти время, чтобы все свершилось по ее молитве. Тогда, спустя время, в эмиграции у Марины родится сын, которому она даст имя Георгий…

Глава четвертая. «Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили…»

Учитель. «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, ы увидите, как я это умею»,-говорила Марина. К сожалению, ее семейное счастье было недолгим. Грянула Первая мировая война, свершились революции, началась гражданская война, мир раскололся пополам. Разбилась пополам – на «до» и «после» - жизнь Марины и Сергея. 1915 года Эфрон - брат милосердия в санитарном поезде, в 1916 – мобилизован на военную службу, с 1918 сражается в стане белых до полного поражения белого движения. Цветаева не думала об опасности быть в «красной России» женой и матерью детей белогвардейца, ведь она с первого часа знала: Сергей иначе поступит не мог. И снова она дает зарок: «Если Бог сделает чудо – оставит вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…»

Чтец. « Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»

Учитель. В июле она получила «благую весть» о том, что Сергей жив. Марина Ивановна с дочерью Алей 13 мая 1922 года отправится в Берлин к мужу. Семья воссоединится и 17 лет проживет в Германии, в Чехии, во Франции.

Чтец. «Рас-стояние: версты, мили…»

Глава пятая. «Здесь я не нужна. Там я невозможна»

Учитель. Жизнь в эмиграции складывалась трудно: эмигрантским журналам не нравились стихи Цветаевой, честные, неподкупные. «Мой читатель остался в России, куда мои стихи…не доходят»,- сожалела она.

Чтец. «Тоска по Родине. Давно…»

Учитель. Сергей Эфрон так же остро ощущал трагедию изгнанничества. В 1931 года он стал хлопотать о советском паспорте. Марина вряд ли предполагала, какую цену придется ему заплатить за исполнение своего желания: стать агентом советской разведки и организатором убийства советского контрразведчика. В итоге он сбежал в Москву, а за ним вернулась в СССР Ариадна, чтобы пережить все ужасы репрессий. В 1939 году Марина с сыном отправится в Москву. Поедет за гибелью – своей и родных.

Глава шестая, и последняя..

Чтец. 10 октября 1939 года Сергея арестуют. Говорят, когда мужа уводили, Марина осенила его крестным знамением. Эфрона расстреляют в октябре 1941 – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия:

Белый был –красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

Чтец. Дочь Ариадна также была арестована. В тюрьме и лагере она пробыла 10 лет, через два года после освобождения-снова арест и приговор к пожизненной ссылке в Туруханске Красноярского края. Была реабилитирована в 1955 году.

Учитель. После ареста мужа Цветаева жила в крайней нужде. Стихов ее в СССР не печатали. И лишь в 1941 году она опубликовала стихотворение, написанное еще в 1920 году.

Чтец. «Вчера еще в глаза глядел…»

Учитель. Когда началась война, Марина металась, не знала, эвакуироваться или нет. Поэт Виктор Боков вспоминает, как с Пастернаком они провожали Марину в Елабугу. Они заговорили.

« - Знаете, Марина, - заговорил я с ней, - я на вас гадал.

Как же вы гадали?

По книге эмблем и символов Петра Великого.

Вы знаете эту книгу? – с удивлением спросила она.

И что мне вышло? – в упор спросила Марина.

Как было ответить, если по гадательной книге вышел рисунок гроба с надписью «Не ко времени и не ко двору».

Все поняла!- сказала Марина.- Я другого не жду!»

В Елабугу Марина с сыном приехала 21 августа. Через десять дней - 31 августа – она покончила собой.

В прощальном письме сыну она написала: « Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, я больше не могла жить. Передай папе и Але -если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Видеоклип на стихи «Все повторяю первый стих…»

Учитель. Хоронили Марина 2 сентября. Никто из пришедших не запомнил не только места погребения, но даже того, в какой стороне кладбища находится могила. В 1960 году сестра Анастасия приехала в Елабугу (она узнала о смерти Марины лишь два года спустя). Крест поставили у предполагаемого места – у раздвоенного дерева. «Если бы она знала, что мы придем и будем ее искать следы ее жизни и смерти… Мы каждый день бывали на кладбище. Сколько имен, сколько крестов, памятников, могильных камней! А имени, которое мы ищем, -нет. Марины нет. Исчезла.»

Чтец. Стихотворение Анны Ахматовой «Поздний ответ»

Учитель. Когда Марине был 21 год, в счастливейшую пору сваей жизни, она написала потрясающие своей глубиной и проникновенностью строки.

Чтец. «Идешь, на меня похожий…»

    Заключительное слово учителя. Марина Цветаева не была. Она есть. Она живет в памяти людей, в стихах, что мы сегодня читали. Поэт бессмертен, как бессмертны его творения. И в заключение –песня на стихи Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»

Документальный фильм
Творческое объединение "Лентелефильм"
Режиссер: Лев Цуцульковский
Музыка: Эдуард Артемьев
СССР, 1990 г.

"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!"
Фильм о трагической судьбе Марины Цветаевой, в котором приняли участие Анастасия Ивановна Цветаева, писатель Мария Иосифовна Белкина, директор Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова. Стихи Цветаевой, фрагменты ее писем и воспоминаний читает Валентина Панина. Показаны пейзажи Елабуги, Тарусы, Коктебеля, Берлина, Праги, Парижа, Москвы.

Фильм, помимо общеизвестных фактов биографии МЦ, содержит ряд интересных воспоминаний, в частности о том, как она читала свои стихи.
Необыкновенная, кротчайшего нрава А.И.Цветаева (сестра Ася) рассказывает о схожести в детстве их с Мариной голосов... а писательница Мария Белкина (1912-2008) вспоминает о том, как Цветаева читала стихи в кругу друзей и знакомых. Не смогла удержаться, чтобы не законспектировать небольшой отрывок... Как все-таки жаль, что история не оставила нам хотя бы фрагмента записи голоса МИ...

(23:33)
"Меня часто спрашивают: "Как Марина Ивановна читала стихи?" Мне очень повезло, я часто слышала, как она читает стихи.
...
Марина Ивановна очень охотно читала, ее даже не надо было просить. Как-то само собой получалось, что она начинала читать свои стихи. Читала она удивительно просто, без всяких театральных прикрас, без привычных для поэтов завывания, закатывания глаз... Жесты... Она читала так, как будто бы только что написала и проверяла на слух то, что написала. И при этом она совершенно не обращала внимания на слушателей. Она читала так, как будто бы она была одна. Два чтения ее стихов произвели на меня огромное впечатление... То есть, вообще все она читала прекрасно, но это как-то очень врезалось в память. Один раз это было на Рождество, она читала "Поэму конца". У нас горел камин, это был старый дом и старое отопление. М.И. сидела на маленькой скамеечке перед камином, кто-то потушил свет, она была освещена горящими поленьями... и читала. И когда она окончила читать, наступила гробовая тишина. Все как-то боялись прервать молчание, потому что это произвело грандиозное впечатление. И она первая заговорила. Она закурила и сказала: "Тишина, ты лучшее из всего, что я слышал...", и добавила - "Как хорошо, когда кто-то есть рядом, кто может молчать... как это надо, чтобы кто-то был рядом и молчал..."

Ольга Кучкина
Марина Цветаева: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»

Она повесилась в Елабуге, маленьком городе на Каме, в первый год войны.

Она даже не была членом Литфонда. Просилась. Туда или в писательский Союз, чтобы хоть сколько-нибудь облегчить жизнь свою и пятнадцатилетнего сына Мура. Александр Фадеев, главный тогда писатель страны, отказал. Пастернак назвал его за это «лукавым царедворцем, бездушным лицедеем».

Цветаева была эмигрантка, муж и дочь арестованы, а Фадеев служил властям. Он попал в тиски. Позднее он также покончит с собой. А Константин Тренев, известный драматург, выступил в эвакуации с погромной речью: Цветаевой вообще не место в среде советских писателей.

Последняя ее просьба: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М. Цветаева. 26 августа 1941 г.»

...Однажды она читала стихи собравшимся. Ктото стал целовать ей руки.

— «Почему пальцы такие черные?»

— «Потому что я чищу картошку».

Она привыкла чистить картошку, мыть, штопать, стирать, топить печь. Она делала это в Берлине, Праге, Париже и окрестностях, она делала это, вернувшись в Москву.

«Когда я была там, у меня хоть в мечтах была Родина. Когда я приехала сюда, у меня и мечту отняли» — из ее письма. Столовая откроется, когда ее уже не будет на свете.

«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» — фантазия поэта 20 с небольшим лет от роду: как будто зов из-под могильного камня к будущему проходящему мимо человеку.

Случайный прохожий и вынет ее тело из петли: хозяйка, в избе которой она остановилась, испугалась это сделать, милиция и врачи, за которыми послали, не спешили. Было воскресенье, 31 августа.

Предсмертное письмо сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь, — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик...» Запись в тетради за год до этого: «Никто не видит — не знает,— что я год уже ищу глазами — крюк... Я год примеряю — смерть...»

Есть письмо дочери, где Аля воспроизводит слова Ахматовой: «Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии, не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы, безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко всему. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник — доносчиком...» А начиналось так звеняще сильно, так могущественно легко! Золотоволосая восемнадцатилетняя Марина Цветаева, великолепная и победоносная, как позже скажет о себе, и семнадцатилетний, с прозрачными глазами, Сергей Эфрон. Коктебель. Она поэт. Он ее безумно любит.


Они становятся мужем и женой. Все предвещает удивительную жизнь. Все сломано революцией, советской властью. Сергей Эфрон окажется в белой эмиграции. Марина с дочерью получат разрешение на выезд из страны. Вторая их маленькая дочь погибнет от голода в приюте. Начнется нищенское существование в атмосфере, которую Марина определит в четырех словах: «Эмиграция меня не любит». Была бы она счастлива, продолжайся жизнь в России, как прежде? Вряд ли.

Из письма Пастернаку: «Моя беда в том, что для меня нет ни одной внешней вещи, все — сердце и судьба». Во всех определениях — точное понимание себя. И — невозможность не следовать себе, не следовать судьбе. Как-то муж Сергей Эфрон сказал ей: «Одна голая душа! Даже страшно».

Закрытый, сдержанный, он исповедуется единственный раз в страстном письме поэту Максу Волошину. Еще только кончается 23-й год: «М. — человек страстей...

Сегодня отчаяние, завтра восторг, любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаяние».

Марина признавалась: «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи — те самые серебряные, сердечные дребезги...» «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы», «Попытка ревности», «Крысолов» — вершины выражения чувства, вершины выражения духа. Кстати, Пастернаку: «Ты — мой вершинный брат, все остальное в моей жизни аршинное». Она говорила, что всю жизнь напролет пролюбила не тех. Равных себе по силе встретила только Рильке и Пастернака, обоих — в письмах, незримо, Рильке даже не зная лично. «Я не знаю, кто вы, я ничего не знаю о вашей жизни, я с вами совершенно свободна, я говорю с духом».

Аля, описывая единственную встречу Цветаевой и Ахматовой, заметила, что первая была безмерна, а вторая — гармонична; безмерность одной принимала и любила гармоничность другой, гармоничность не способна воспринять безмерность.

Можно предположить, что сложилось бы так, как сложилось, и без вмешательства советской власти. Но без советской власти длился бы быт цветаевского дома, длилась бы та исчезнувшая культура, порождением которой была Марина и без которой она ощущала себя чужой и в своей стране, и в других странах.

На борту советского парохода, которым следовала из французского порта Гавра на родину, она скажет: «Мне в современности места нет».

В одном из писем — почти крик: «Да, но мой отец поставил Музей изящных искусств — один на всю страну — он был основатель и собиратель, его труд — 14 лет... Я не могу вытравить из себя чувства — права... Мы Москву задарили. А она меня вышвыривает: извергает...»


Ее отец, известный профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев, был основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). Мать Мария Александровна — одаренная пианистка. Три библиотеки — отца, матери и деда, Александра Даниловича Мейна, пожертвованы Румянцевскому музею, директором которого был Иван Владимирович. Это притом что семья всегда была избавлена от двух понятий: славы и денег. Знала только труд.


Шел последний год жизни Марины. Собственных стихов уже не было. Одни переводы, для заработка. Иные изумлялись тщательности отделки перевода. Она говорила: если бы плохо работала и хорошо зарабатывала, люди уважали бы ее гораздо больше.

Из письма Але в тюрьму в апреле 41-го: «Мур мне нынче негодующе сказал: — Мама, ты похожа на страшную деревенскую старуху!..» Это случается со всеми: из золотоволосых становятся седыми. Ей не исполнилось и сорока девяти.

Мур спустя два года после ее смерти признавался: «Она совсем потеряла голову, совсем потеряла волю, она была одно страдание.

Я тогда совсем не понимал ее и злился на нее за такое внезапное превращение... Но как я понимаю ее теперь!»

Сведения о Муре обрываются в июле 44-го на том, что раненого красноармейца Георгия Эфрона отправили в госпиталь. Дальше его следы теряются. Он единственный, кто мог бы показать точное место захоронения Марины в маленьком городе на Каме. А так — никто не знает.

Одной из самых женственных российских поэтесс Марине Цветаевой 8 октября исполняется 120 лет. Вся ее жизнь незримо и в тоже время вполне осознанно была связана с Наполеоном. Он был и остался ее главной любовью. Просто она немного опоздала во времени. И всю жизнь искала человека, которым могла бы также восхищаться, как Бонапартом или заботиться о нем также, как нуждался в этом Наполеон II.

Цели:

  • заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой;
  • увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь;
  • отметить музыкальность поэзии Цветаевой;
  • формировать эстетический вкус учащихся;
  • дать возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчества и восприятия);
  • реализовать межпредметные связи, в частности, литературы и музыки.

Оборудование:

  • портрет Марины Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины;
  • выставка книг о Цветаевой;
  • сборники стихотворений поэтессы;
  • ноты песен и романсов на стихи Цветаевой;
  • альбом, иллюстрации;
  • плакаты с высказываниями поэтессы.

“Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд”.

“Мы цепи таинственной звенья”.

“Возьмите… стихи – это и есть моя жизнь”.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня вы являетесь посетителями литературной гостиной, в которой познакомитесь с жизнью Марины Цветаевой, её творчеством. “Мы цепи таинственной звенья,”– так говорила о себе и о своей жизни поэтесса. “Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…” В этих словах вся Марина Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Поэтесса.

Красною кистью
Рябина зажглась –
Падали листья.
Я родилась,
Спорили сотни
Колоколов

День был субботний
Иоанн Богослов
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть

Кто создан из камня,
Кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты …
В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена
Высокая пена морская!

Звучит вальс Е. Даль из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”.

Ведущий 1. 08.10.1892 года в Москве в семье известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и талантливой пианистки Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
Цветаева начала писать рано. Уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность Цветаевой, формируются важнейшие темы ее творчества: Россия, любовь, поэзия.

Поэтесса.

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей – и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

– так определила своё поэтическое назначение Марина Цветаева.

Поэтесса.

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна:
у внучки
Вдруг – единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам, в опустившемся взоре
Ах, единица большая потеря
Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница …
Разве учитель узнает, какая
Боль – единица?

Ведущий 2. Первую книгу “Вечерний альбом” выпустила Цветаева в 1910 году, когда ей только что исполнилось 18 лет. Книга, тираж которой был всего 500 экземпляров, не осталась незамеченной: ее хвалили поэт Валерий Брюсов, с интересом писал о ней Н. Гумилев, а первым прочитал и с доброй улыбкой, и дружеским участием отнесся к ней Максимилиан Волошин. Марина Цветаева познакомилась и подружилась с 37-летним Максимилианом Волошиным. Их дружба длилась более 20 лет.

Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость все сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?

Ведущий 3. Девочка из Трехпрудного переулка, переполненная впечатлениями жизни, пишет стихи, чтобы рассказать о себе, чтобы понять себя. В стихотворениях беззаботное лето в Тарусе, голубая Ока и облака, неторопливо плывущие к Богу; безотчетная отроческая грусть, молодая печаль, создающая паузы в бурном течении жизни, во время которых взрослеет душа; первая любовь; успех в поэтических салонах.

Ведущий 1. В мае 1911 года по приглашению Волошина Марина с Алей приезжают в Крым. В Коктебеле на дачах, принадлежащих матери Волошина, собиралась большая артистическая компания. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, которым славится Крымское побережье, Марина встречает высокого юношу. Его огромные голубые глаза ее пленяют.

Он помогает ей собирать камни. Она загадывает, что если незнакомец найдет сердолик, то она выйдет за него замуж. Так и случилось. Юноша нашел почти сразу же, на ощупь генуэзскую сердоликовую бусину – розовый крупный камень – и подарил Марине. В январе 1912 года в Москве, в церкви, они обвенчались. Так Марина Цветаева стала женой Сергея Эфрона. Кончилось детство. Кончилась пора ученичества. Из девочки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путем.

Вальс № 3 Шопена.

Поэтесса.

Моим стихам, написанным так рано,
Что я и не знала, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед

Май 1913 г

Ведущий 2. Замужество и рождение дочери послужили творческим импульсом в развитии Марины Цветаевой и как личности, и как поэта. В стихах появляются новые темы, новые ритмы. Центром внимания и любви становится маленькая Аля – дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о минотавре.

Поэтесса.

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной – и всем чужой,
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой

И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала –
И всех молодых поэм
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой, клинок,
И все, что мне – только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе – тихи,
Ты будешь, как я –
бесспорно –
И лучше писать стихи …
Но будешь ли ты – кто знает –
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

Ведущий 1. Стихи, посвященные Але, обжигают любовью и нежностью.

Ведущий 3. С юношеских лет волнуют Марину Ивановну вопросы о жизни и смерти, о предназначении человека, его самоосуществлении. Все проявления души должны найти выход. В стихотворении “Уж сколько их упало в эту бездну”, переложенном на музыку композитором Мягковым, Цветаева отстаивает право на полноправную, наполненную жизнь, вечное движение.

Звучит песня “Уж сколько их …”.

Ведущий 2. 1917 год.. Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми (в 1917 году родилась дочь Ирина) осталась в Москве.
В сборнике “Лебединый стан” прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный.

Поэтесса.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это все, что местью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых

Ведущий 3. В это время дочь всегда рядом с Мариной. Всегда – друг, всегда – помощник, всегда – слушатель, читатель материнских стихов и собеседник. Марина, словно забыв о том, что дочка еще совсем маленькая, разговаривает с ней, как с равной, нагружает своими заботами, хлопотами, знакомствами. Она искренне благодарна Але за то, что она есть, за то, что она всегда рядом.

Поэтесса:

Не знаю, – где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты!
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым …
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.

Ведущий 1. Можно сравнить эти строки с воспоминанием тех лет друга Цветаевой Константина Бальмонта: “две эти поэтические души, мать и дочь, более похожие на двух сестер, являли из себя самое трогательное видение полной отрешенности от действительности и вольной жизни среди грез – при таких условиях, при которых другие только стонут, болеют и умирают. Душевная сила любви к любви и красоте как бы освобождала две эти человеческие птицы от боли и тоски. Голод, холод, полная брошенность – и вечное щебетанье, и всегда бодрая походка и улыбчивое лицо. Это были две подвижницы, и, глядя на них, я не раз вновь ощущал в себе силу, которая вот уже погасла совсем.

Поэтесса.

Есть у тебя еще отец и мать,
А все же ты – Христова сирота
Ты родилась в водовороте войн, –
А все же ты поедешь на Иордань.
Без ключика Христовой сироте
Откроются Христовы ворота.

Ведущий 2. 1922 год. Уезжает за границу. 3 года в Праге. Рождается сын – Георгий. Очень светлый и счастливый период; издается сборник “Разлука”, “Психея”, “Ремесло”, “Царь-девица”, “К Блоку”. Блок у нее “рыцарь без укоризны, почти божество”. Хотя с ним была не знакома.

Поэтесса.

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Имя твоё – ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.

Ведущий 3. А затем – долгие годы молчания, в эмиграции она, увы, не прижилась – возникает общество “Дружбы с СССР”; и муж её – активный деятель этого союза; на западе их воспринимают, чуть ли не как предателей и отступников.

Ведущий 2. В 1939 году вернулась в Россию с сыном, вслед за мужем и дочерью. Они там с 1937 года.

Поэтесса.

Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!

Ведущий 1. В этом “земном напеве” и заключена красота и сила цветаевской лирики. Музыкой напоены ее стихи. Недаром Андрей Белый отозвался об одном из её сборников: “Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги “Разлука”. Это не книга, а песня …”
Вне музыки (самой разной), вне музыкальной атмосферы Цветаева не представляет своих героев. Мелодия определяет строй их чувств, выражает чутко душевное состояние. Бродский в одной из статей говорил о “фортепианном” характере цветаевских произведений, другие замечали “виолончель” и колокол в селе, “из какой-нибудь мансарды – флейта” … Сама она предпочитала говорить о виолончели, так как ценила в этом инструменте сочетание собственно музыки с тембром и теплотою человеческого голоса. Да и сами стихи Цветаевой поются, рассчитаны на слух – без такого восприятия трудно уловить их образ, характер.
В исполнении музыкантов послушайте песни М. Цветаевой, переложенные на музыку композитором М. Таривердиевым. (Из кинофильма “Ирония судьбы или с легким паром”)

Ведущий 3. Незадолго до смерти Цветаева пишет: “Мне все эти дни хочется написать свое завещание: мне вообще хотелось бы не-быть …” Война … В 1941 году с сыном уехала в Елабугу. Неустроенность, мысли о муже, кризис, тоска, полное одиночество, депрессия. 31августа 1941 года покончила с собой. Тут и настиг ее одиночества верховный час.

Чтец. (Эфрон) “Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая”.

Ведущий 1. Поэт умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам “настает свой черед”. Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Заключительное слово учителя.

Цветаева – поэт “предельной правды чувства”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию”, как о ней сказал поэт Роберт Рождественский. Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Кто внимательно слушал слова ведущих, стихотворения поэтессы, включайтесь быстрее в игру “Смотри не ошибись”.

  1. О каком советском поэте М.И. Цветаева писала так: “Единственный выход из его стихов – выход в действие”?
  2. А. Блок, Б. Пастернак, В.Маяковский, С. Есенин, А. Белый.

  3. Какого поэта-символиста М. Цветаева назвала “пленным духом”?
  4. В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Белого, А. Блока, М. Мережковского.

  5. О каком поэте серебряного века М. Цветаева сказала, что это “Поэт светлот”?
  6. Об А.Белом, о Б. Пастернаке, о В. Маяковском, об А. Ахматовой, об О. Мандельштаме.

  7. Какой поэт восторженно отозвался стихом на первый сборник “Вечерний альбом”:
  8. Ваша книга – это весть оттуда,
    Утренняя благостная весть”?

    В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин, А. Белый, К. Бальмонт.

  9. Какую поэму М. Цветаевой Б.Пастернак назовёт “лучшею поэмой о любви”?
  10. “Чародей”, “Молодец”, “Поэма Горы”, “Поэма конца”, “Поэма” воздуха”, “Певица”

  11. Какая поэма М. Цветаевой посвящена разоблачению мещанства?
  12. “Крысолов”, “Молодец”, “Поэма Воздуха”, “Поэма конца”, “Поэма Горы”

  13. О каком поэте серебряного века М. Цветаева напишет стихотворение “Имя твоё – птица в руке…”
  14. О М. Волошине, о Н. Гумилёве, об А. Блоке, о С. Есенине, об О. Мандельштаме.

    Никто ничего не отнял –
    Мне сладостно, что мы врозь!
    Целую вас через … сотни вёрст (российских, тоскливых, печальных, разъединяющих)

  15. Вставьте пропущенные слова в строки стихотворения М. Цветаевой:
  16. Увозят милых корабли,
    Уводит их дорога белая…
    И стон стоит вдоль всей земли:
    “Мой милый, что… ?!” (со мной ты сделал, с собой ты сделал, с тобою сделали, тебе я сделала, с нами сделали)

  17. Вставьте пропущенное слово в строки стихотворения М. Цветаевой:

Всяк дом мне чужд,
Всяк храм мне пуст,
И всё-равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – … (калина, рябина, малина, крыжовник, багульник)

Ведущий 2. Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя всё творчество М..И. Цветаевой. Мы вместе сегодня будто пролистали несколько страниц сборника стихотворений поэтессы, но лишь приоткрыли дверь в богатейший мир наследства Марины Цветаевой. Надеемся, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники её стихотворений. До новых встреч.