Медали вов и юбилейные 70 лет победы. "70 лет Победы" (медаль)

August 29th, 2016 , 06:10 pm

Нескучный сад - это пейзажный парк на берегу Москвы-реки площадью без малого 60 гектаров, который образован из нескольких дворянских усадеб, принадлежавших Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). Владельцы знали толк в садово-парковом искусстве и местность выглядела весьма живописно. После смерти графа Алексея Орлова император Николай I скупил все земли и презентовал этот «маленький Версаль» своей супруге императрице Александре Фёдоровне.



А началась эта история ещё в середине XVIII века, когда неравнодушный к ботанике уральский промышленник Прокопий Демидов устроил на берегу насыпные террасы и разбил сад. Почти два года ушло на выравнивание почвы, чтобы сад спускался к воду уступами, имевшими разную ширину и высоту, но одинаковую длину в 95 сажен. Специально для Демидовского сада было отобрано свыше 2000 видов редких растений. Первыми были высажены плодовые деревья, затем - кустарники и травянистые растения. В каменных оранжереях прижились пальмы и другие теплолюбивые деревья, в грунтовых сараях и парниках выращивались ананасы и виноград.

В 1756 году Демидов обратился к властям с челобитной за разрешением на постройку главного здания усадьбы и эта просьба была удовлетворена: «дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева». Чугунная ограда двора была отлита, разумеется, на демидовских заводах.


Александринский дворец. 1896 год: https://pastvu.com/p/69023

Позднее этот дворец после перестройки архитектором Е.Тюриным станет императорской резиденцией с названием Александринский дворец - в честь супруги императора. В те годы ансамбль дополнился корпусами для фрейлин и кавалеров, а также гауптвахтой. Скульптурные композиции, символизирующие изобилие, появились на воротах в 1846 году (скульптор Иван Витали).


Ворота. 1910-1914 гг.: https://pastvu.com/p/51044

Впрочем, по датировке и авторству скульптур есть разночтения. А вот авторство нынешнего чугунного фонтана точно принадлежит Витали, но установили его в усадьбе лишь в 1936 году. А до этого фонтан сотню лет украшал водозаборный бассейн на Лубянской площади.


Лубянская площадь. 1907-1910 гг.: https://pastvu.com/p/25503


Непривычно, что вход охраняется не львами (как во многих других усадьбах), а сторожевыми псами.


Александринский дворец. 1880-1892 гг.: https://pastvu.com/p/99921 А это вид со стороны Москвы-реки, здесь ещё один фонтан с ангелочками. Фонтан, к сожалению, не работает и окружён густыми зарослями кустарника.


Александринский дворец. 1880-1896 гг.: https://pastvu.com/p/99923 Вид на цветник из окон дворца.

Когда Прокопий Демидов скончался, его изысканный сад начал приходить в запустение. Последующий ренессанс усадьбы связан с именем графа Алексея Орлова-Чесменского, на долю которого выпало немало приключений на полях сражений и при императорском дворе. В контексте сюжета надо упомянуть о его пристрастии к коннозаводскому делу, на его заводах были выведены породы Орловский рысак и Русская верховая. Не удивительно, что и в усадьбе появился конный манеж, известный в наши дни как Музей минералогии имени А.Е.Ферсмана.

Граф Орлов был далеко не единственным землевладельцем на крутых москворецких берегах, от Крымского вала до села Воробьёво строились усадьбы Ягужинских, Шаховских, Зубовых, Голицыных. А в истории Нескучного сада особое место занимает князь Никита Трубецкой, устраивавший в своём имении балы и приёмы численностью до 500 гостей. Считается, что название «Нескучное» придумал сам Трубецкой, задавая позитивный посыл своим вечеринкам. Ужин, танцы, карты, прогулки и игры на природе составляли обязательную программу этих пикников.

А вот Александр Голицын распорядился своей территорией на пользу горожан, построив больницу на завещанные князем Дмитрием Голицыным деньги. В открывшуюся в 1802 году Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, - «и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».


Голицынская больница. 1929-1930 гг.: https://pastvu.com/p/49421 Голицынская позднее вошла в состав комплекса Первой Градской больницы и к собственно Нескучному саду отношения не имеет.


На память о семье Голицыных осталось название прудов в Парке Горького - Голицынские.


Чугунный фонтан завода Баташовых в парке

При том, что в разные эпохи в Нескучном саду строили достаточно много зданий и павильонов, до наших дней дожили единицы. Представляем самые старые сохранившиеся постройки Нескучного сада.

Летний (Чайный) домик графа Орлова (1804-1806 годы). Возле входа привлекают внимание две красивые чугунные подставки для цветов середины XIX века, украшенные по углам головами странных существ - вроде морды львиные, но с рогами бараньими.


Вид с противоположного берега Москвы-реки

Охотничий домик построен в середине XVIII века на краю Андреевского оврага по проекту архитектора Д.Ухтомского, это единственная уцелевшая постройка имения князя Трубецкого. Согласно легенде, из домика в овраг вёл подземный ход.


Охотничий домик. 1978 год: https://pastvu.com/p/18807

Ванный (Купальный) домик постройки конца XVIII века сейчас являет собой унылое зрелище и напоминает советскую кирпичную будку теплоцентрали. А ведь бывали времена, когда император Александр II совершал омовение в его мраморной ванне. Причиной бедственного состояния домика стали относительно недавние пожары.


Ванный домик. 1920-1922 гг.: https://pastvu.com/p/63966

В 1856 году архитектор П.Дельсаль построил в парке грот, который называют именем создателя - грот Дельсаля.

В саду можно увидеть три старинных моста, сложенных из кирпича и необработанных камней: Большой Каменный (Верхний) вёл из дворца к манежу и ещё два поменьше перекинуты через овраг и пересохший ныне ручей. Говорят, что самый нижний - Гротесковый - мост может принести семейное счастье новобрачным, надо лишь перейти по нему, взявшись за руки.


Большой Каменный мост. 1970 год: https://pastvu.com/p/93585


Лето 2016 года, реставрация Большого Каменного моста

Средний мост до и после реставрации

Гротесковый мост

Адрес: Россия, Москва, Ленинский проспект (станция метро Ленинский проспект, Октябрьская)
Основные достопримечательности: Александринский дворец, Манеж, Летний домик, Охотничий домик
Координаты: 55°43"14.0"N 37°35"37.0"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

На правом берегу реки Москвы, в самом сердце столицы находится один из самых больших московских парков, который раньше называли Нескучным садом. Ровные липовые аллеи, красивые фонтаны, аттракционы для малышей, огромный Зеленый театр и спортивные площадки. Все, как и положено в месте, куда приходят отдохнуть от городского шума. В разных уголках парка можно заметить живописные постройки старинной усадьбы Нескучное.

Александринский дворец

История усадьбы

На сомом деле, на территории современного Нескучного сада сохранились парковые аллеи и здания, принадлежавшие трем дворянским усадьбам. Хозяином одной из них был Прокофий Акинфиевич Демидов, который, как и его знаменитый отец владел крупными горнопромышленными предприятиями. П.А. Демидов слыл страстным садоводом, любителем птиц и пчел. На территории усадьбы он выстроил для себя богатый дворец и поместил в него множество клеток с певчими птицами.

Ботанический сад Демидова появился в усадьбе в 1756 году и имел форму амфитеатра. Помимо необычных декоративных кустарников и плодовых деревьев здесь можно было увидеть экзотические для россиян пальмы. А первые растения – отростки и семена попали в московское имение из ботанического сада в Соликамске. В 1781 году академик Петер Симон Паллас целый месяц жил в усадьбе Демидова и составил по его просьбе подробнейший каталог деревьев, кустарников и трав, растущих в вокруг дома горнопромышленника.

Чудаковатость хозяина проявлялось по-разному. Он распорядился одевать сторожей ботанического сада в белые костюмы и заставлял их гримироваться под парковые скульптуры. Сторожа стояли неподвижно и «оживали» только тогда, когда кто-то из посетителей пытался сломать ветку дерева или срывал с клумбы красивые цветы. Из-за этого москвичи стали называть сад «Нескучным». Но это только одна из версий происхождения необычного названия.

Фрейлинский корпус

После смерти Демидова земли выкупила Елена Никитична Вяземская, а вслед за ней–граф Федор Григорьевич Орлов. При новом хозяине в 1806-1808 годах на территории усадьбы построили большой манеж.

С юга к демидовским владениям прилегала усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого, который приобрел эти земли в 1728 году. В середине XVIII века здесь появился красивый двухэтажный дом. Его возвел для княжеской семьи архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, известный мастер елизаветинского барокко. Потомки князя по-своему переделали усадьбу. Они устроили в ней «версальский сад», зверинец и птичник, деревянные галереи и каменный грот.

После Трубецких Нескучное сменило нескольких хозяев. Одни владельцы пытались наладить в имении производство железных и медных изделий. Другие, гонясь за прибылью, открыли на берегу Москвы первую в городе лечебницу с искусственными минеральными водами. Однако, все попытки получить доход от усадьбы терпели крах. Нескучное продолжало оставаться местом массовых гуляний и увеселений, и приходящая сюда публика развлекалась, как умела. В начале XIX века очень популярны были редкие в те времена полеты на воздушных шарах.

Летний (Чайный) домик

В самом начале царствования императора Николая I обширные земли на правобережье Москвы выкупило дворцовое ведомство, чтобы создать здесь новую летнюю царскую резиденцию. Южный участок приобретенных казной земель занимало бывшее имение Н.Ю. Трубецкого Нескучное. Оно то, как считают, и дало название всему построенному позднее дворцово-парковому ансамблю. Рядом находилась усадьба Голицыных. Север новой царской резиденции ранее принадлежал графам Орловым и состоял из нескольких участков. А в центре обширного дворцового владения оказалось старинное имение Демидова с хорошо известным москвичам ботаническим садом.

С этого момента территорию Нескучного сада стали обустраивать, как единый архитектурно-парковый комплекс. Регулярные парки отдельных дворянских усадеб постепенно засадили новыми деревьями и кустарниками и превратили в пейзажные. Известный архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин пышно декорировал двухэтажное здание орловского манежа и придал ему торжественный вид.

Демидовский или как его стали называть Александрийский дворец также переделали в традициях позднего ампира и оборудовали в нем покои для императора и просторные залы для приема гостей. Тогда же по проекту Е.Д. Тюрина к главному дворцу достроили два больших корпуса – Фрейлинский и Кавалерийский, а также небольшое здание гауптвахты. От Калужской улицы к главному входу во дворец вела парадная подъездная дорога. Она брала начало от красивых ворот, которые украшала аллегорическая скульптура «Изобилие».

Охотничий домик. Здесь проводятся съемки передачи "Что? Где? Когда?"

В 1917 году царскую усадьбу национализировали. Потом Нескучный сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Год за годом здесь возводили много новых построек и павильонов, а также меняли ландшафт- разбивали аллеи, укрепляли берег реки и делали новые насаждения. Поэтому современный парк очень сильно отличается от того, каким он был 100 лет назад.

Какие постройки сохранились в Нескучном саду

В «демидовской» части парка сохранился Александрийский дворец, построенный в середине XVIII века в стиле классицизм и реконструированный 1830-х годах под императорскую резиденцию. По бокам роскошного дома расположены маленькие колоннады, которые поддерживают аккуратные полукруглые балкончики. Слева и справа от центрального входа можно увидеть камерные статуи собак. В 1930 году на площади перед дворцом появился красивый чугунный фонтан, который до этого времени украшал Лубянскую площадь. А построили этот фонтан в конце XIX века по проекту талантливого скульптора Ивана Петровича Витали.

Бывший манеж. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана в Нескучном саду

В наши дни дворец занимает Президиум Российской Академии Наук, и осмотреть здание внутри, к сожалению, нельзя. На террасе, где когда-то рос знаменитый ботанический сад, сегодня стоит большой Зеленый театр, в котором могут разместиться до 15 тысяч зрителей.

От одного из владельцев усадьбы – графа Федора Орлова в парке осталось двухэтажное здание манежа, построенное в начале XIX века. С 1936 года в нем расположен один из самых известных минералогических музеев страны, носящий имя академика А.Е. Ферсмана. Уникальные музейные коллекции начали свою историю в 1716 году и до сих пор привлекают немало посетителей.

От орловской усадьбы остался также Летний (или Чайный) домик. Он был возведен в 1796 году и сегодня является самой старой из усадебных построек. Живописное двухэтажное строение в стиле классицизм украшает стройная колоннада, а по бокам от него сделаны одноэтажные пристройки. Рядом оборудована небольшая площадка и стоят лавочки, на которых любят отдыхать посетители парка.

Малый (Гротескный) мости

От усадьбы князя Н.Ю. Трубецкого в Нескучном саду сохранился небольшой аккуратный охотничий домик-ротонда, построенный в середине XVIII века. В нем гостеприимный хозяин любил проводить время с друзьями. В современной истории это старинное здание прославилось, как место съемок телепередачи «Что? Где? Когда?». На память о княжеской усадьбе Нескучное остался также большой овраг с запрудой да несколько аллей старого регулярного парка.

Нескучный сад для отдыха

Парковая зона давно облюбована москвичами для прогулок и досуга. Гости Нескучного сада могут пройтись по дорожкам мимо нескольких прудов, полюбоваться на переброшенные через овраги живописные мостики и покормить почти ручных белок. Многие любят просто посидеть на лавочках в тени деревьев и посмотреть на курсирующие по реке прогулочные теплоходы.

Некоторые места Нескучного сада похожи на густой лес. На территории бывших дворянских усадеб растут дубы, клены, тополя, липы и березы, а летом здесь разбивают много цветников. Для детей в парке построены игровые площадки и аттракционы. Для любителей лошадей существует Центр развития конного спорта.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Парк устроили за пределами тогдашней Москвы на берегу реки. Выбранное место было неудобным для строительства, поэтому в течение двух лет 700 человек работали над выравниванием почвы, чтобы придать парку форму амфитеатра. Но результат того стоил: от усадебного дома к реке сад спускался уступами, разной ширины и высоты, но одинаковой длины в 95 сажен. В парке было много каменных оранжерей с пальмами и деревьями из жарких стран: специально для него собрали 2 000 сортов редких растений. На пятой сверху площадке размещался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. А в грунтовых сараях и парниках выращивали ананасы и виноград.

Охраняли растения вымазанные мелом сторожа. При беглом взгляде они не отличались от садовых скульптур. Но когда посетители начинали что-либо ломать, «скульптуры» оживали и подавали голос. Слухи о говорящих статуях наполнили Москву, и народ массово повалил в сад, который назвал «Нескучным».

При следующем владельце - графе Алексее Орлове-Чесменском - в Нескучнике появились памятники в честь военных баталий, павильоны, беседки и различные садовые «затеи». Но так как главной страстью хозяина были лошади (именно он вывел знаменитых орловских рысаков), в парке появились манеж и конюшни. Перестроили и главный дом. Среди возможных архитекторов называют И. Ситникова, В. Иехта, В. Яковлева.

В 1830 в Нескучном саду построили театр под открытым небом - так называемый «воздушный» театр. Его декорациями и кулисами были кусты и деревья. Занавеса и сцены не было. Из-за этого иногда спектакли давали по колено в воде. Но зрителям новшество нравилось, и театр пользовался завидной популярностью.

…театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамьи и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое.

Летом 1830 года «воздушный» театр в Нескучном посетил Пушкин с Гончаровой и Нащокиным. Шла репетиция, но при появлении знаменитого гостя, ее прервали, и актеры толпою ходили за ним, пока поэт осматривал сцену и зрительские места. А в 1834 году театр закрылся.

В 1923 на территории Нескучного сада прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

В парке поставили несколько павильонов, в том числе «Махорка» К.С. Мельникова и «Машиностроение» И.В. Жолтовского. А в 1947-1951 годах в Нескучнике по проекту Сергея Иконникова построили беседку в честь 800-летия Москвы. На ее стенах запечатлены главные события из истории города.

А в 2006-2007 годах площадь возле ротонды благоустроили и назвали «Аллеей влюбленных». На ней пустили фонтаны и установили специальные часы: теперь влюбленным не нужно беспокоиться о том, что они опоздают на свидание - на часах всегда без пяти шесть.

В Нескучном саду на краю Андреевского оврага стоит Охотничий домик, где снимали игры «Что? Где? Когда?». В летнем домике работает библиотека, есть небольшой зоопарк, действует старейшая в Москве площадка для пинг-понга. От пруда видна скульптура девушки-ныряльщицы работы Р. Иодко над единственным в Москве фонтаном-каскадом. А у самой реки притаился небольшой грот.

Говорят, что... ...если влюбленные пройдут вместе по Гротесковому мосту, то любовь их будет крепкой. А если при этом еще и поцелуются, то не расстанутся уже никогда.
...невзрачная постройка зеленого цвета на берегу пруда в Нескучном саду - все, что осталось от Ванного (Купального) домика конца XVIII века. Там в мраморных ваннах любил купаться император Александр II. И даже дно чистейшего пруда было выложено мраморными плитами.
В советское время в Ванном домике устроили заведения общепита, но после пожара он опустел. И теперь этот парковый павильон медленно разрушается.
...на кирпичах строений и аллей Нескучного сада можно найти клейма «Н.Я.». Эти кирпичи были изготовлены в XIX веке на подмосковном заводе купца Николая Якунчикова.
...на своем участке П.Н. Трубецкой устроил первый воксал - увеселительный сад с иллюминацией, театральными представлениями и закусками. Здесь же в 1805 году москвичи наблюдали за первым полетом на воздушном шаре. Следующий владелец участка - Шаховской - устроил там водолечебницу. Но в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли - проект оказался коммерчески неуспешным, и владение пришлось продать в казну.
...Илья Ильф любил гулять в Нескучном саду. Однажды он подошел к дрессированному слоненку из местного цирка-шапито. Тот вдруг встал на задние ноги. Ильф опешил, но вскинул фотоаппарат, сделал несколько кадров и облегченно сказал: «Садитесь!». Тут уже опешил слоненок и сел.
...в течение нескольких лет после революции в Александринском дворце располагался Московский музей мебели. Это тот самый музей, где в романе «Двенадцать стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали драгоценные стулья.

Это прекрасное здание мелькает в глубине двора, когда едешь по Ленинскому проспекту. Роскошные ворота с надписью "Российская Академия Наук" перегораживают доступ, и я включила ддворец в список , но знатоки подсказали: в будни к дворцу можно спокойно подойти.
У дворца длинная и интересная история.
В середине XVIII века земли в районе Калужского тракта приобрели Демидовы, и в 1756 году был возведен дворец. В 1804 году он был перестроен новыми владельцами - Орловыми, а в 1832 году усадьбу (которая охватывала земли нынешнего Парка Горького и Нескучного сада) приобрело дворцовое ведомство для императорской семьи. Николай I подарил дворец своей супруге Александре Федоровне и назвал его Александринским. Дворец был обновлён, от Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами; по одним данным, они символизируют изобилие, по другим - времена года и выполнены Иваном (Джованни) Витали.

В середине XIX века парк был общедоступным во время отсутствия царской семьи в Москве. Однако в В 1890-е годы в Александринском дворце поселился московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя Николая Второго; он закрыл доступ в парк.
А после революции во дворце был создан музей мебельного мастерства, красочно описанный Ильфом и Петровым (здесь искали стулья герои бессмертного романа):

Это были комнаты, обставленные павловским ампиром, красным деревом и карельской березой — мебелью строгой, чудесной и воинственной. Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором...По левую руку от самого пола шли низенькие полукруглые окна. Сквозь них, под ногами, Лиза увидела огромный белый двухсветный зал с колоннами. В зале тоже стояла мебель и блуждали посетители.

А в 1934 году во дворец переехал Президиум Академии наук, который занимает его и по сей день (не считая построенного неподалеку 22-этажного небоскреба).
И тогда же во двор с Лубянской площади (с того места, где долгие годы стоял "Железный Феликс") был перенесен Никольский фонтан Ивана Витали: четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Витали работал над фонтаном в 1829-1835 годах, поэтому он по праву может разделить славу самого старого фонтана Москвы с .
Где-то я читала, что фонтан не работает. Неправда, работает, да еще как...

Проходим фонтан, идем к дворцу.

Ах, какие балкончики, какие решетки

Вход во дворец охраняют вот такие собаки; они, как и фонтан, перенесены - с Нижнего Пресненского пруда, ныне не существующего (находился в районе Белого дома)

Здания, сохранившиеся с первой половины XIX века

Это название все время было у меня на слуху и подозреваю, что нередко забредал на его территорию, но точно идентифицировать его месторасположение не мог. Вот решил наконец разобраться выездом на место в рамках подготовки к летнему сезону. . В результате изысканий было установлено, что в современном понимании Нескучный сад расположен между Москвой-рекой и Ленинским проспектом. От ЦПКО им. Горького его отделяет Титовский проезд и Пушкинский мост(перебазированный Андреевский) а от Воробьевых гор - Третье транспортное кольцо. Главный вход находится между домами 18 и 20 по Ленинскому проспекту. Что касается истории этого места, читайте далее.

В 1728 года Князь Н. Ю. Трубецкой купил у архимандрита Заиконоспасского монастыря «дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки». Участок располагался недалеко от Андреевского монастыря возле двора князя Бориса Васильевича Голицына — юго-восток современного Нескучного сада, неподалеку от площади Гагарина. В начале 1750-х годов здесь был возведён в стиле барокко, по проекту архитектора Д. В. Ухтомского Нескучный загородный дом (двухэтажный, с 4 флигелями). От обширного регулярного парка с «птичьим домом», домиками ординарцев и караульнями сохранился только Охотничий домик — крытая беседка из кирпича, известная широкой публике как традиционное место проведения игры «Что? Где? Когда?». За домом были устроены «лабиринт» и оранжереи, в глубоком овраге — зверинец.

После смерти Никиты Юрьевича усадьба была выставлен на продажу. Покупателя не нашлось, и в 1776 году его сын князь П. Н. Трубецкой устроил в саду место массовых гуляний - вход стоил 1 рубль на человека и включал еду и напитки. Трубецкие постоянно перестраивали усадьбу: был разбит «версальский сад» с крытыми деревянными галереями; между зверинцем и главным домом устроен птичник, рядом каменный грот; прямая аллея за домом завершалась каменными и деревянными галереями. В начале XIX века усадьба перешла в руки надворного советника В. Н. Зубова, при котором продолжилось использование сада для увеселительных мероприятий, включая полеты на воздушном шаре при огромном стечение публики. С 1823 году Нескучным владел князь Л. А. Шаховской, который обнаружил в усадьбе якобы целебные воды и построил первое в Москве заведение искусственных минеральных вод. Однако предприятие лопнуло и он продал в 1826 году Нескучное соседу, московскому градоначальнику Д.В.Голицыну, а тот Николаю I . Собственные же 11 десятин земли он продал министерству императорского двора только в 1843 году. В описи указывается на то, что в парке растут 2500 лип, берёз и клёнов, а также имеются ветхие строения (каменное и деревянное). К голицынскому участку примыкала общедоступная больница, построенная на деньги, завещенные князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Сейчас там один из корпусов Первой городской клинической больницы, что был построен по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.

Часть Нескучного сада, которая ближе всего к центру Москвы, купил в 1754 году у разных владельцев промышленник Прокофий Демидов, который сосредоточил в своих руках все земли «между рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке». Демидовский дворец был выстроен в стиле барокко по проекту архитектора Яковлева. При дворце Демидов развёл целый ботанический сад в форме амфитеатра с двумя оранжереями (зимней и летней), а также «травниками». Современники утверждали, что его сад «не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений». После смерти владельца опустевшую демидовскую усадьбу приобрела Е. Н.Вяземская, жена генерал-прокурора, которая провела детство в этих местах, в имении своего отца Н.Ю. Трубецкого. В 1793 г. у Вяземской бывшее имение Демидова выкупил граф Фёдор Орлов — один из знаменитых братьев Орловых. Ранее в его собственность уже перешёл соседний земельный участок, который занимала фабрика купца Серикова. Фёдор Григорьевич хотел выстроить за городом «хоромы», которые превзошли бы по изяществу усадьбу на Донском поле его брата Алексея Чесменского. До своей смерти в 1796 году Орлов успел перестроить дом Демидова в соответствии с требованиями классицизма. Тогда же у дворца появился нарядный восьмиколонный портик. Не имея законнорожденного потомства, Ф. Г. Орлов завещал имение своей 11-летней племяннице Анне Чесменской. Всё управление Нескучным от имени дочери осуществлял её знаменитый отец. В бывшем Демидовском дворце старый граф давал пиршества для забавы своей единственной дочери, по окончании которых пускали фейерверк. . В 1804-06 гг. в имении Орлова был воздвигнут двухэтажный Чайный домик с 4 коринфскими колоннами.

Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа. Сохранились и другие парковые павильоны — грот из валунов и ванный домик с куполом.

По случаю коронации Николая I в 1826 году графиня Орлова дала огромнейший бал, на который съехались 1200 гостей. Одних свечей во дворце горело до семи тысяч, столового серебра и бронзы было арендовано на 40 тысяч рублей. Возможно, именно во время этого бала императрица выразила пожелание приобрести Нескучное. В 1832 г. Орлова продала имение в казну за полтора миллиона рублей.

Таким образом к середине XIXвека все земли из описанных выше были сосредоточены в Министерстве императорского двора. После этого архитектору Е. Д. Тюрину было поручено привести территорию в соответствие с вкусами и потребностями новых владельцев. Демидовский дворец был переименован в Александринский и обновлён в духе позднего ампира. От Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами, представляющими изобилие. Регулярная террасная планировка заменена пейзажной, через овраги перекинуты мостики, перестроен манеж, где устроили бальный зал (сейчас там Минералогический музей им.А.Е.Ферсмана).


Обновлен главный дворец и парадный двор, на который выходят два корпуса — фрейлинский и кавалерский; на тот же двор выходят дорические колонны ампирной Гауптвахты. В центр двора перенесён с Лубянской площади чугунный фонтан. Скульптурное оформление парка, как принято считать, курировал Иван Витали. В советское время бывший дворец был отдан под размещение президиума Академии наук.

В общем достойное место, чтобы провести свободное время в летнюю пору.