Меры по итогам социально психологического тестирования. Проведение социально-психологического тестирования обучающихся: история вопроса

Тестирование на наркотики — одна из мер, профилактики наркомании, направленная на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ тестирование состоит из двух этапов: социально-психологического — проводит Минобрнауки РФ и медицинского, включающего медицинские осмотры и сдачу нужных анализов — проводит Минздрав РФ.

Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2014 г. №658 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13 августа 2014 г. Регистрационный N 33576) утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (далее — Порядок). Приказ вступает в силу 31 августа 2014 г.

Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:

  • тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет , проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;
  • тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет , проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.

Тестирование проводится в образовательной организации. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

  • организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации;
  • утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
  • обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Тестирование осуществляется Комиссией в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации.

Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестов. Они могут прийти на тестирование и посмотреть, как обучающиеся заполняют анкеты. Обучающимся ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.

Документы, которые подтверждают согласие на тестирование от обучающихся, их родителей (законных представителей) остаются в образовательной организации и хранятся в условиях конфиденциальности в течение года.

Все анкеты делятся на две группы: для обучающихся, кому уже есть 15 лет, и для тех, кто не достиг этого возраста. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в региональный орган управления образованием. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий обучающихся, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в региональный орган здравоохранения для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ в конкретной школе или вузе.

По сведениям главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна среди старшеклассников опыт употребления наркотиков имеют от 10 до 13 процентов учащихся, у студентов вузов эти показатели уже возрастают до 15 процентов.

Говоря о последствиях по итогам тестирования, Евгений Брюн сказал:

«Ни о каких последствиях речь не идет. Мне бы очень хотелось, чтобы родители понимали: факт того, что мы зафиксировали опыт употребления наркотиков у того или иного учащегося, никак не повлияет на его социальный статус и дальнейшую карьеру».

Примечание. Минобрнауки РФ разработаны проекты опросников, которые уже прошли обсуждение на специальном сайте. В одном из них 142 вопроса, в другом — 105. Предполагается, что ответы на вопросы займут у обучающихся 45 минут.

В основе теста лежит опросник Кеттела - один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он позволяет в том числе выявить детей и подростков с признаками аддиктивного поведения (адди́кция – от англ. addiction - зависимость, пагубная привычка).

При интерпретации результатов теста обучающихся до 15 лет используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля. Главный критерий — степень принятия моральных норм.

У обучающихся от 15 лет для определения аддиктивного поведения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий - ненормативность поведения.

В анкете нет прямых вопросов об употреблении наркотиков. Например, тестируемых спрашивают:

— Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?

— У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?

— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?

— Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?

Тестируемым предлагается при ответах на вопросы руководствоваться четырьмя правилами:

  • дать первый ответ, который придет в голову;
  • не увлекаться ответом «не знаю»;
  • не пропускать вопросы;
  • отвечать честно.

В конце августа 2014 г. было регламентировано проведение обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 (далее — Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся). С тех пор прошло много времени, однако в обществе не утихают споры по поводу обоснованности установленных им требований.

Кому-то может показаться, что решение о проведении социально-психологического тестирования обучающихся было принято внезапно, под влиянием чрезвычайных обстоятельств. Однако это не так. Появлению документа предшествовала долгая, кропотливая работа, в т. ч. на законодательном уровне. Рассмотрим историю вопроса.

Социально-психологическое тестирование школьников: разработка нормативно-правовой базы

К психоактивным веществам относятся химические и фармакологические средства, влияющие на физическое, психическое состояние. Выявить вероятность развития пристрастия к таким веществам помогает и проведение тестирования.

Еще в 2011 г. Минобрнауки России — в рамках в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утв. указом Президента РФ от 09.06.2010 , Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р, и Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р, — разработало и направило для использования в работе Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде 1 (далее — Концепция профилактики употребления ПАВ).

В документ, в частности, вошли следующие разделы:

Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ. Структура организации профилактической деятельности в образовательной среде. Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде. Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики. Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде. Индикаторы профилактической деятельности. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста 15 лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста 15 лет. П. 2 ст. 53.4 Закона № 3-ФЗ

Согласно Концепции профилактики употребления ПАВ одной из профилактических технологий является диагностическое тестирование обучающихся, воспитанников на употребление ПАВ, в т. ч. в рамках регулярных медицинских осмотров. Данную технологию, говорится в документе, следует использовать легитимно: на основании добровольного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и в сопровождении психологического консультирования.

Следующей важной вехой в разработке нормативно-правовой базы проведения социально-психологического тестирования обучающихся является 2013 г., когда Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Закон № 120-ФЗ) в ч. 3 ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) был введен п. 15.1, согласно которому к компетенции образовательной организации относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т. е. Минобрнауки России.

Указанные изменения вступили в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования документа, т. е. 5 декабря 2013 г.

Одновременно соответствующие положения были внесены в Федеральный закон от 08.01.1998 №   3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № 3-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 53.4 Закона № 3-ФЗ раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя:

социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях; профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях.

В соответствии с п. 2 этой же статьи тестирование и осмотры должны проводиться при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся либо их родителей (законных представителей).

Во исполнение требований Закона № 273-ФЗ и Закона № 3-ФЗ в 2014 г. были приняты:
1) Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся;
2) порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, утв. приказом Минздрава России от 06.10.2014 № 581н.

Проведение социально-психологического тестирования обучающихся и общественное обсуждение

Разумеется, подготовка указанных выше нормативных правовых актов сопровождалась широким обсуждением, в т. ч. на уровне госструктур.

В частности, вопрос тестирования обучающихся на наркотики был поднят в сентябре 2009 г. Президентом РФ Дмитрием Медведевым на заседании Совета безопасности РФ.

Ссылаясь не мнение экспертов, Дмитрий Медведев сообщил присутствующим, что число потребителей наркотиков в нашей стране составляет 2-2,5 млн человек, т. е. почти 2% всех граждан. При этом две трети российских наркоманов — это молодые люди до 30 лет.

Президент РФ назвал данный факт угрозой национальной безопасности и предложил ряд мер по улучшению ситуации, в т. ч. направленных на профилактику наркомании. Приведем цитату из его вступительного слова: «О том, что борьбу с наркоманией необходимо вести всем обществом, а профилактику начинать уже в школах, с раннего возраста, сказано немало, тем не менее проблем здесь остается еще очень и очень много. В школьных программах знаниям о вреде наркомании уделяется очень немного места. Требуется уделять этому гораздо больше внимания. Для своевременной диагностики выявления этого заболевания среди подростков предлагается ряд мер, достаточно жестких и дискуссионных, которые тоже следует обсудить, в том числе и решение об обязательном тестировании учащихся всех образовательных учреждений» 2 .

Практически сразу же Минздравсоцразвития России выступило против тотального обследования школьников и студентов на наркозависимость. Директор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Валентина Широкова заявила, что тесты на наркозависимость нужно проводить только по показаниям. В качестве альтернативы она предложила в рамках традиционной диспансеризации проводить опросы школьников, чтобы выявить их склонность к наркотикам 3 .

Тем не менее в отдельных регионах началось «пробное» тестирование обучающихся на наркотики. В начале 2011 г. в защиту проекта выступил глава Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. В интервью агентству «Интерфакс» он буквально сказал следующее: «Что мы будем разглагольствовать еще лет 15 о добровольности или недобровольности тестирования? Что значит добровольное тестирование? Мы рискуем потерять человека. Его нужно остановить, снять с иглы и вылечить» 4 .

Вновь эта тема была поднята в апреле 2011 г. на заседании президиума Государственного совета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи». Открывая заседание, Дмитрий Медведев сообщил, что тестирование обучающихся в рамках апробации уже началось, и хотя далеко не все родители положительно восприняли эту практику, ее необходимо продолжать, более того, принять по этому поводу специальный федеральный закон. Затем свое мнение высказали представители регионов, где тестирование проводилось в пилотном режиме: губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова, губернатор Свердловской области Александр Мишарин, Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов и др. Они заявили, что никаких острых ситуаций в процессе тестирования не возникло и в целом поддержали инициативу Дмитрия Медведева об издании специального закона.

В свою очередь, Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова предложила сделать систему тестирования двухэтапной: первый этап — социологическое тестирование всех обучающихся с целью выявления группы риска; второй этап — добровольное, но уже на более серьезном уровне тестирование тех обучающихся, кто вошел в эту группу 5 .

В ноябре 2012 г. Правительство РФ внесло в Госдуму проект указанного выше Закона № 120-ФЗ. В связи с этим директор Московского научно-практического центра наркологии, главный внештатный специалист Минздрава России Евгений Брюн заявил в прямом эфире Русской службы новостей, что этот закон ни в коем случае не будет использоваться против детей. По его словам, опыт употребления наркотиков имеют примерно 10-13% школьников. Соответственно, родители должны задуматься о том, что если в школе 1000 учеников, то как минимум 20 из них употребляют наркотики, и их дети с ними общаются.

В течение нескольких лет тестирование обучающихся на наркозависимость проходило в порядке эксперимента. Причем, как отмечали СМИ, бывали случаи, когда местные власти принимали решение о внезапной медицинской проверке и в школы приезжали бригады с ширмами и пробирками для мочи или слюны. Если же о проверках учеников предупреждали заранее, то 8-10% из них предъявляли отказ от обследования, а 20-30% вообще не приходили в этот день в школу 6 . Тем не менее мероприятия проходили в штатном режиме.

Проведение социально-психологического тестирования обучающихся: основные положения

Выводы, сделанные в ходе эксперимента, нашли отражение в Порядке проведения социально-психологического тестирования обучающихся. Назовем его основные положения:

1. Тестирование обучающихся, достигших возраста 15 лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании. Тестирование обучающихся, не достигших возраста 15 лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

2. Тестирование осуществляется в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации. Для его проведения руководитель:

организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий; утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий; создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), из числа работников образовательной организации; утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям); обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования. Перед началом проведения тестирования члены комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования, проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в т. ч. информируют об условиях тестирования и его продолжительности. П. 7 Порядка проведения социально- психологического тестирования обучающихся

3. При проведении тестирования в каждой аудитории должен присутствовать член Комиссии. Также допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

4. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

5. По окончании тестирования члены Комиссии собирают результаты, группируют их по возрасту обучающихся и упаковывают в пакеты. Руководитель образовательной организации в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

6. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день в России создана необходимая нормативно-правовая база и накоплен большой опыт проведения тестирования обучающихся на наркозависимость. Помогут ли данные меры остановить распространение наркомании среди детей и молодежи, покажет время.

1 Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 № МД-1197 /06 «О Концепции про филактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».

2 Подробнее об этом см.: http://www.scrf.gov.ru/documents/102.html. 3 Подробнее об этом см.: http://www.kommersant.ru/doc/1239037.

4 Подробнее об этом см.: http://www.interfax.ru/russia/176930.

5 Подробнее об этом см.: http://state.kremlin.ru/state_council/10986.

Анализ результатов полученных в ходе социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных организациях Свердловской области в рамках « пилотного » проекта Дыненкова Е. Н., заместитель директора ГБОУ СО ЦППРиК « Ладо »




КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 05 сентября 2011 г. Рекомендована Государственным антинаркотическим комитетом (протокол 13 от 28 сентября 2011 г.) Группа риска злоупотребления психоактивными веществами – группа детей, подростков и молодежи, выделенная на основании набора социально - демографических, личностных, психологических и сомато - физических признаков, характеризующаяся установками на систематическое употребление алкоголя, наркотических средств и иных ПАВ с высокой вероятностью развития болезненных форм зависимости. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди: лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства; экспериментирующие с пробами алкогольсодержащих средств, наркотических веществ и различных ПАВ; имеющие проблемы в возрастном психическом развитии и поведении, обусловленные отклонениями в социализации, сопровождающиеся нервно - психической неустойчивостью или сопутствующими психическими расстройствами.


Опросник Р. Б. Кеттела Представляет собой анкетный метод оценки индивидуально - психологических особенностей личности: особенности характера, склонности и интересы и т. п.. Согласно данной методике, для выявления обучающихся « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ используются следующие факторы: - степень эмоциональной устойчивости; - степень принятия моральных норм; - степень неискренности; - степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору « степень принятия моральных норм ». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем « неискренности », является основанием для отнесения респондента к « группе риска » и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению.


Результаты по опроснику Р. Б. Кеттела Количество обучающихся, прошедших тестирование Всего Анкет в группе риска ГР(%) Итого %


Анкета В. Г. Латышева Направлена на выявление совокупности факторов риска влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потребления наркотиков и связанных с этим проблем. Данная анкета позволяет показать за счет каких именно факторов в конкретной территории наиболее существенно повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, то есть позволяет провести исходную оценку ситуации. Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. В качестве факторов риска и защиты представлены: - Личные факторы - Семейные факторы - Среда сверстников - Общесоциальные факторы - « Школьные » факторы


Результаты по анкете В. Г. Латышева Количество учащихся принявших участие в тестировании ГРУППА РИСКА Без риска (анкет, шт.) ГРУППА РИСКА % % Без риска Высокий риск (анкет, шт.) Средний риск (анкет, шт.) Низкий риск (анкет, шт.) % Высокий риск % Средний риск % Низкий риск %14.19%50.43%34.61%




Семейными факторами риска являются: – несоблюдение членами семьи социальных норм и правил; – неправильные воспитательные стили: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку; – развод родителей, воспитание одним родителем (в неполной семье); – неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют наркотиками, алкоголем или страдают от психических заболеваний; – наличие хронических семейных конфликтов; – постоянная занятость родителей; – утрата или болезнь одного из родителей.




Индивидуальными факторами риска являются: – стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий; – проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности); – недостаток самоуважения; – снижение мотивации достижений; – низкая способность к рефлексии и заботе о себе; – незрелость эмоционально - волевой сферы; ; – стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, « негативной » аффективности, низким уровнем развития способности к сопереживанию;


Индивидуальными факторами риска являются: – неполноценная психосексуальная организация; – агрессивность и нетерпимость; – склонность к регрессивному поведению; – отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению; – подчиненность среде; – неадекватное восприятие социальной поддержки; – слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг - поведения. Специфическим индивидуально - психологическим фактором риска злоупотребления ПАВ можно считать: – установку на употребление ПАВ; – факт употребления психоактивных веществ.




Социальными факторами риска (взаимоотношения со сверстниками) являются: – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением; – отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками; – принадлежность к « отвергнутым » или к тем, кто находится в контакте с « отвергнутыми » детьми; Специфическими факторами риска развития аддикции, проявляющимися в сфере общения со сверстниками, можно считать: – одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка; – наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ.




Социальными факторами риска (макросоциальная среда) являются: – ухудшение социально - экономической ситуации в стране; – ценностный плюрализм; Специфическими факторами риска злоупотребления психоактивными веществами, проявляющимися на макросоциальном уровне являются: – доступность психоактивных веществ; – мода на употребление психоактивных веществ; – несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов; – традиции общества, связанные с употреблением ПАВ.




– раннее асоциальное поведение в образовательной организации; – академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах; – социально - психологический климат образовательного учреждения; – конфликтные отношения со сверстниками и педагогами; – частая смена образовательных учреждений; – школьная дезадаптация; – стрессовая тактика педагогического воздействия; – недостаточная грамотность педагогов в вопросах физиологии, психофизиологии и охраны психического здоровья обучающегося; Специфическими факторами риска являются употребление ПАВ на территории образовательной организации, а также терпимое отношение администрации к употреблению психоактивных веществ (в том числе курения) обучающимися и педагогами. Социальными факторами риска (школьная среда) являются:




Семейные защитные факторы – система позитивной семейной поддержки; – позитивные взаимоотношения в семье, адекватное выражение любви к ребенку; – привязанность к семье; – приверженность семейным ценностям; – высокий уровень образования родителей; – крепкие семейные узы; – активная роль родителей в жизни детей; – понимание проблем и личных забот детей; – ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).


Индивидуально - психологические защитные факторы Поведенческая сфера - социальная компетентность; - владение эффективными стратегиями поведения; - владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ Мотивационно - потребностная сфера - антинаркогенная установка; - развитая ценностная мотивационная структура личности; - наличие жизненных ценностей и перспектив, несовместимых с наркотизацией; - вовлечение в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации; - ориентированность на ведение здорового образа жизни


Индивидуально - психологические защитные факторы Эмоциональная сфера - эмоциональная устойчивость; - способность к отсроченной разрядке напряжения; - способность контролировать аффект; - сформированность чувства преданности и близости; - высокий уровень эмпатии; - здоровое и развитое чувство юмора. - Когнитивная сфера - осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ; - развитые ресурсы когнитивной сферы; высокий созидательный потенциал


Индивидуально - психологические защитные факторы Духовная сфера - твердые моральные принципы и убеждения; - сформированная позиция по отношению к любви, жизни, вере, духовности; - убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе; - ценности культурных традиций; - позитивная « Я - концепция »; - адекватная самооценка




Макросоциальные защитные факторы – развитость системы комплексной психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним и молодежи; – совершенствование законодательной базы в отношении потребления ПАВ несовершеннолетними; – усиление активных действий региональной общественности; – развитие системы дополнительного образования; – развитие сети игровых и спортивных площадок.


Факторы защиты, проявляющиеся в образовательной организации: – повышение общего качества обучения, усиление связи обучающихся со школой; – успешное участие в общественных мероприятиях; – поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях; – негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления; – сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками; – повышение квалификации педагогов и администрации по вопросам профилактики употребления ПАВ; – развитие волонтерского движения; – функционирование служб медиации в образовательных организациях.


Основные направления работы с подростками « группы риска » по незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ Деятельность педагогического коллектива: – выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям; – определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков; – составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин её нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей); – изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;


– вовлечение учащихся в различные виды положительно - активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; – изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей образовательного учреждения) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики; – расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.


Индивидуально - профилактическая работа с подростками: ­– найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения; – посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам; – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; – посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; – вовлекать подростков в общественно - значимую деятельность, объединения дополнительного образования; – путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;


– изучить интересы, склонности способности учащихся « группы риска » с целью использования их в коррекционной работе; – установить, входит ли « трудный ребёнок » в другие компании; – привлекать детей « группы риска » к участию в культурно - массовой, спортивной работе; – особое внимание уделять их интересам и предпочтениям; – организация занятий для детей « группы риска » по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов; – привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении.


Работа с родителями: – просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев); – психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т. д.); – психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.) на встречи с родителями. – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;


– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; – разработка основных правил семейного воспитания; – создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку; – всестороннее психолого - педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики; – способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.



Анкета для проведения социально-психологического тестирования

«Отношение к вредным привычкам»

1. Как Вы относитесь к наличию вредных привычек у окружающих Вас людей (в школе, дома, на улице и т.д.)?

    1. осуждающе

    2. мне это неприятно

    3. безразлично

    4. не знаю

    5. это личное дело каждого

    6. меня это огорчает.

2. Какие из приведенных в вопросе вредных привычек, встречающихся в нашем обществе, Вы считаете допустимыми, а какие – нежелательные для общества? (в ответе необходимо использовать все приведенные в вопросе вредные привычки)

    1. курение

    2. сквернословие

    3. обкусывание ногтей

    4. употребление алкоголя (в том числе пива).

3. Если к числу вредных привычек относить сквернословие, обкусывание ногтей, курение, употребление пива, употребление крепких алкогольных напитков, то с каким утверждением Вы согласитесь (продолжите фразу): «Наличие у человека перечисленных привычек для его здоровья …..

    1. вредно и неприемлемо, если исходить из интересов нашего современного общества

    2. вредно, но приемлемо, т.к. у каждого человека есть свобода выбора в отношении

Своей жизни и своего здоровья

    3. вредно, но это касается не всех перечисленных в вопросе привычек

    4. не так уж и вредно, даже если у человека имеются все перечисленные привычки

4. Как Вы относитесь к наличию в художественных фильмах сцен курения и употребления алкоголя главным положительным героем?

    1. мне это безразлично

    2. отношусь осуждающе

    3. мне это неприятно

    4. не задумывался(лась) над этим.

5. Если бы Вы были президентом страны, запретили бы Вы продажу алкоголя и табачных изделий, как наносящих вред здоровью?

    1. оставил(а) бы продажу разрешенной, т.к. считаю, что здоровье – личное дело каждого

    2. оставил(а) бы продажу разрешенной и снизил(а) бы возраст разрешения продаж хотя

Бы до 16 лет

    3. оставил(а) бы продажу разрешенной только через аптеки для лиц, находящихся в

Крайней степени зависимости

    4. не знаю

    5. запретил(а) бы продажу т.к. убежден(а), что алкоголь и курение вредят здоровью

Людей

6. Как Вы считаете, какие вредные привычки могут вызвать привыкание?

    1. курение

    2. сквернословие

    3. обкусывание ногтей

    4. употребление пива

    5. употребление крепких алкогольных напитков

7. Считаете ли Вы, что привыкание к вредным привычкам имеет для человека последствия?

    1. вред для здоровья

    2. никаких последствий

    3. нарушение жизненных планов

    4. не знаю

    5. сочувствие и сопереживание со стороны окружающих

    6. осуждение и неприязненное отношение со стороны окружающих.

8. Как Вы думаете, почему у людей проявляются вредные привычки?

    1. не знаю

    2. из-за низкой культуры

    3. опыт моего окружения показывает, что это может быть связано с подражанием

Окружающим.

9. Как Вы считаете, может ли человек избавиться от вредных привычек?

    1. уверен(а), что человек может самостоятельно избавиться от вредных привычек

    2. уверен(а), что человек может самостоятельно избавиться не от всех вредных

Привычек

    3. считаю, что человеку в такой ситуации нужна помощь близких

    4. считаю, что человеку в такой ситуации нужна помощь близких и врачей

    5. считаю, что человек не способен избавиться от вредных привычек.

10. Как Вы думаете, почему людям бывает трудно избавиться от вредных привычек?

    1. из-за отсутствия силы воли

    2. из-за высокой распространенности в обществе

    3. по моему опыту - из-за желания «не выглядеть белой вороной» в компании, где эти

Привычки являются нормой

    4. не знаю

11. Выберите утверждение, которое в наибольшей степени подходит в качестве характеристики Ваших близких родственников?

    1. мои близкие родственники практически не имеют вредных привычек

    2. некоторые из моих близких родственников имеют отдельные привычки, которые

    3. некоторые мои близкие родственники имеют вредные привычки

    4. большинство моих близких родственников имеют вредные привычки

12. Есть ли у Вас привычки, которые могут считаться вредными?

    1. отсутствуют

    2. единичные и проявляются

    3. некоторые, но проявляются регулярно

    4. значительное количество, проявляются регулярно.

13. Назовите причину, по которой у Вас могли проявиться действия, относимые к категории «вредные привычки»:

    1. за компанию

    2. из интереса

    3. случайно

    4. чтобы казаться взрослым.

14. В какой ситуации у Вас могли проявиться действия, относимые к категории «вредные привычки»?

    1. случайно

    2. дома, за праздничным столом

    3. дома, в одиночестве

    4. во время или после конфликта

    5. в компании.

15. Имеете ли Вы желание избавиться от своих вредных привычек?

    1. имею желание и готов этого добиваться

    2. имею желание, но не готов этого добиваться (не верю, что у меня это получится)

    3. не имею желания, т.к. не верю, что у меня это получится

    4. не имею желания, т.к. не хочу избавляться от своих привычек

    5. считаю, что у меня нет вредных привычек, и буду стараться впредь повышать уровень

Своего здорового образа жизни

План составлен по итогам тестирования 8-классников на употребление наркотических веществ.

Просмотр содержимого документа
«План мероприятий по итогам социо-психологического тестирования»

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Южный

Тананаева В,М.

«____»___________________2017 г.

План мероприятий

по итогам проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Самарской области

на 2017-2018 учебный год

Распространенность употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем общества, определяющих необходимость организации решительного и активного противодействия.

Работа с обучающимися

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

Лекционно-просветительная работа с учащимися

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Классные

руководитель

«За здоровый образ жизни»

просмотр видеофильмов (5-11 классы)

Февраль - март

Классные руководители

Выпуск стенгазет, буклетов, посвященных Дню борьбы с курением, Дню солидарности в борьбе со СПИДом

Классные руководители, рук.клуба «Юный журналист»

Цикл бесед о вреде наркотиков

- «Ты попал в беду»

-«Опасная зависимость» (о наркомании, токсикомании, о вреде курения и алкоголя)»

-«Здоровые дети – будущее нации»

В течение года

Классные руководители, мед. работник

Воспитательная работа с учащимися.

    Работа по профилактической программе «Свежий ветер»

В течение года

Классные руководители

Конкурс рисунков и плакатов

1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни»

8-11 кл. «Спорт против наркотиков».

Участие в акции «Мы выбираем жизнь!»

В течение года

Заместитель директора школы по ВР

Выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь»

октябрь - апрель

Педагог-психолог, члены клуба

Провести неделю пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению

Педагог-психолог, члены клуба

Спортивно- оздоровительные мероприятия

Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

Заместитель директора школы по ВР, учитель физкультуры

День здоровья

классные рук, учитель

физкультуры

Работа спортивных кружков и секций

В течение года

Учитель физкультуры, зам. директора по ВР

Работа с родителями и учителями

Работа с родителями.

Родительские собрания:

«Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов)

Согласно планов работы классных руководителей

Классные руководители

Анкетирование родителей.

в течение года

Кл рук, педагог-психолог

Работа с классными руководителями и учителями.

Школа классного руководителя «Методика воспитательно - профилактической работы в классе. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»

Зам директора школы по ВР, педагог-психолог

Семинары-тренинги по профилактике правонарушений и преступлений, наркомании, табакокурения, алкоголизма.

В течение года

педагог - психолог